СССР. Литература и искусство Советское изобразительное и декоративно-прикладное искусство

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
ЛI ЛА ЛЕ ЛЁ ЛЖ ЛИ ЛЛ ЛО ЛУ ЛХ ЛЧ ЛЫ ЛЬ ЛЭ ЛЮ ЛЯ
ЛИА
ЛИБ
ЛИВ
ЛИГ
ЛИД
ЛИЕ
ЛИЗ
ЛИЙ
ЛИК
ЛИЛ
ЛИМ
ЛИН
ЛИО
ЛИП
ЛИР
ЛИС
ЛИТ
ЛИУ
ЛИФ
ЛИХ
ЛИЦ
ЛИЧ
ЛИШ

Советское изобразительное и декоративно-прикладное искусство

Великая Октябрьской социалистическая революция открыла новую эпоху в истории искусства народов СССР, коренным образом изменив его содержание, а также его роль в общественной жизни. искусство было поставлено на службу народу. Проникнутое духом коммунистической партийности и народности, вдохновившееся идеалами социализма, оно перешло к образному воплощению революционной борьбы масс и их энтузиазма в построении нового общества.

  Создание качественно новой художественной культуры социализма приняло форму двустороннего процесса эстетического воспитания трудящихся и демократизации, возрастания идейно-воспитательной роли самого искусства. Преобразования в области культуры были обращены ко всем народам страны, получившим возможность свободного и полнокровного развития национальных художественных традиций. Социалистическая революция уничтожила границы, изолировавшие искусство многих национальностей от магистральных путей мирового историко-художественного процесса. Сколь бы ни были различны исходные позиции, с которых начинало свою историю в советское время искусство различных народов, общей целью было формирование всесторонне развитой художественной культуры, владеющей тем богатым арсеналом средств, видов и жанров, который позволяет ей отвечать на запросы социалистического общества, являть собой совершенную эстетическую форму общественного сознания.

  Уже в первые годы Советской власти, в тяжёлых условиях Гражданской войны и хозяйственной разрухи, государство делало всё возможное для развития культуры, сохранения художественных ценностей, организации музейного дела. Этим целям служили декрет «О регистрации, приёме на учёт и охранении памятников искусства и старины» (1918), реформа художественного образования, учреждение закупочных комиссий, в задачу которых входило приобретение для государственных фондов произведений изобразит. искусства, выделение крупных денежных средств для устройства художественных выставок и конкурсов и т. д. Огромную роль в формировании нового, советского искусства сыграл план монументальной пропаганды, выдвинутый В. И. Лениным и предусматривавший пропаганду идей коммунизма средствами искусства и прежде всего скульптуры. Началом монументальной пропаганды явился декрет СНК от 12 апреля 1918 «О снятии памятников, воздвигнутых в честь царей и их слуг, и выработке проектов памятников Российской Социалистической революции». В произведениях скульпторов, участвовавших в осуществлении этого плана (Н. А. Андреев, С. Т. Коненков, М. Г. Манизер, А. Т. Матвеев, С. Д. Меркуров, В. А. Синайский, Л. В. Шервуд в РСФСР; М. И. Гельман, И. П. Кавалеридзе на Украине и др.), ярко проявилось тяготение к созданию обобщённых, героизированных образов.

Скульптура народов СССР дореволюционного периода. Н. А. Андреев. Памятник Н. В. Гоголю в Москве. Бронза, гранит. 1904—09. СССР. Литература и искусство.

Скульптура народов СССР дореволюционного периода. Н. А. Андреев. Памятник Н. В. Гоголю в Москве. Бронза, гранит. 1904—09.

Советская скульптура. Л. В. Шервуд. «Часовой». Гипс. 1933. Третьяковская галерея. Москва. СССР. Литература и искусство.

Советская скульптура. Л. В. Шервуд. «Часовой». Гипс. 1933. Третьяковская галерея. Москва.

  В период Гражданской войны и иностранной военной интервенции 1918—20 острая необходимость в изображениях, способных наглядно разъяснять народу политику Советской власти, нести в массы лозунги партии обусловила расцвет искусства плаката, крупнейшими мастерами которого были В. Н. Дени и Д. С. Моор, опиравшиеся на традиции народного лубка и опыт прогрессивной зарубежной и отечеств. политической графики. Наряду с печатными создавались плакаты рисованные, размножавшиеся с помощью трафарета (обычно сопровождавшиеся краткими стихотворными текстами), т. н. «Окна РОСТА», инициатором которых был М. М. Черемных, а ведущим художником и поэтом В. В. Маяковский. Эта форма агитационного искусства получила значительное распространение («Окна ЮгРОСТА», «УкрРОСТА», «БакКавРОСТА», «Арм КавРОСТА», «ГрузКавРОСТА»). Средствами агитации, в общедоступной форме раскрывающими всемирно-исторический смысл происходящих событий, служили также героически-призывные, жизнерадостные композиции, украшавшие города в дни революционных празднеств, росписи агитпоездов и агитпароходов.

Д. С. Моор. «Ты записался добровольцем?». Плакат. 1920. СССР. Литература и искусство.

Д. С. Моор. «Ты записался добровольцем?». Плакат. 1920.

  Новое содержание проникло в эти годы во все виды графики — газетную, журнальную, книжную, станковую. В искусстве книги на протяжении 20-х гг. (преимущественно в РСФСР и на Украине) совершился процесс её демократизации, переход к оформлению массовых изданий (политических, просветительных, детских и т. д.), к углублённому решению художником всего комплекса иллюстраций и макета в целом; художественно оформленная массовая книга начинала играть всё более заметную роль в общем процессе социалистической культурной революции. В различных видах графики в первые послереволюционные годы успешно выступали Н. И. Альтман, Ю. П. Анненков, Бенуа, Н. Н. Купреянов, Ф. А. Малявин, Д. И. Митрохин, А. П. Остроумова-Лебедева, П. Я. Павлинов, И. Н. Павлов, В. Д. Фалилеев, С. В. Чехонин в РСФСР; Нарбут на Украине; Азимзаде в Азербайджане; Л. Л. Бурэ в Узбекистане и др. В живописи, мастера которой также искали пути для отражения того нового, что принесла с собой революция, наряду с работами символико-аллегорического характера (произв. Кустодиева, Петрова-Водкина, Рылова, Юона в РСФСР) появились картины, имеющие значение художественных документов эпохи (произв. И. И. Бродского, И. А. Владимирова в РСФСР).

С. В. Чехонин. Блюдо «РСФСР». Петроградский фарфоровый завод. 1918. Музей Ленинградского фарфорового завода имени М. В. Ломоносова. СССР. Литература и искусство.

С. В. Чехонин. Блюдо «РСФСР». Петроградский фарфоровый завод. 1918. Музей Ленинградского фарфорового завода имени М. В. Ломоносова.

  Для изобразит. искусства 20-х гг. в целом было характерно существование многих художественных объединений, декларации которых порой существенно различались между собой. В борьбе за художественное осмысление революционной действительности, за формирование метода социалистического реализма постепенно преодолевались формалистические и натуралистические тенденции, эстетские взгляды на задачи и цели искусства. Значительная заслуга в утверждении в изобразит. искусстве тем революционной борьбы и становления нового быта принадлежала мастерам, входившим в Ассоциацию художников революционной России (АХРР). Филиалы АХРР и родственные ей организации возникли на Украине, в Белоруссии, Грузии, Армении, Узбекистане, Башкирии, Татарии. Большую роль в художественной жизни 20 — начала 30-х гг. сыграли стремившееся выразить энергию и бодрость молодой страны Общество художников-станковистов (ОСТ), общество художников «Четыре искусства», объединившее крупнейших мастеров, владевших высокой профессиональной культурой; Ассоциация революционного искусства Украины (АРМУ) и некоторые др. объединения.

  Важной составной частью общего процесса культурной революции в 1920-е гг. явилось складывание принципов современного художественного творчества у народов, до Октябрьской революции 1917 не имевших развитого профессионального искусства. Переосмысление традиционных художественных форм в искусстве народов Средней Азии и Сибири происходило в условиях братской помощи со стороны мастеров др. национальных школ (особенно значительным было содействие представителей русского искусства).

  В живописи 20 — начала 30-х гг. на первый план выдвинулась историко-революционная тематика (Ф. С. Богородский, Бродский, С. В. Герасимов, М. Б. Греков, А. А. Дейнека, А. А. Осмёркин, Петров-Водкин, П. П. Соколов-Скаля, П. М. Шухмин в РСФСР; Ф. Г. Кричевский, А. Г. Петрицкий, Н. С. Самокиш на Украине; В. В. Волков в Белоруссии; А. Коджоян в Армении и др.). Обновление бытового жанра было связано с пристальным интересом художников к приметам социалистического образа жизни, утверждавшегося в среде, хранившей традиционные черты и национальные формы быта (Дейнека, Е. А. Кацман, А. В. Моравов, Ю. И. Пименов, С. В. Рянгина, Ц. С. Сампилов, Е. М. Чепцов в РСФСР; Светлицкий на Украине; П. П. Беньков, А. Н. Волков в Узбекистане; Б. Нурали в Туркменистане и др.). Стремление создать жизнеутверждающие образы нового человека, рожденного революцией, определило ведущую тенденцию портретной живописи (С. В. Малютин, В. Н. Мешков, Г. Г. Ряжский в РСФСР; П. Г. Волокидин на Украине; С. Агаджанян в Армении и др.). В пейзажной живописи особое значение приобрели индустриальные мотивы, связанные с преобразовательной деятельностью советских людей (К. Ф. Богаевский, Куприн, Б. Н. Яковлев в РСФСР; Г. Гюрджян, Ф. Терлемезян в Армении и др.), но создавались и обобщённые  лирические образы природы (В. Н. Бакшеев, Грабарь, Н. П. Крымов, Лентулов, Машков, Юон в РСФСР; А. Цимакуридзе в Грузии; Сарьян в Армении и др.). Предпринимались отдельные попытки возрождения лучших традиций монументальной живописи (В. А. Фаворский, Е. Е. Лансере и др.).

Советская живопись 1940—60-х гг. Ф. С. Богородский. «Слава павшим героям». 1945. Третьяковская галерея, Москва. СССР. Литература и искусство.

Советская живопись 1940—60-х гг. Ф. С. Богородский. «Слава павшим героям». 1945. Третьяковская галерея, Москва.

Советская живопись 1920—30-х гг. А. А. Дейнека. «Будущие летчики». 1938. Третьяковская галерея, Москва. СССР. Литература и искусство.

Советская живопись 1920—30-х гг. А. А. Дейнека. «Будущие летчики». 1938. Третьяковская галерея, Москва.

Графика народов СССР. В. А. Фаворский. Иллюстрация к «Слову о полку Игореве» (издано в 1954). Гравюра на дереве. СССР. Литература и искусство.

Графика народов СССР. В. А. Фаворский. Иллюстрация к «Слову о полку Игореве» (издано в 1954). Гравюра на дереве.

  Продолжали успешно развиваться различные виды графики, в том числе книжная и журнальная иллюстрация, книжное оформление, плакат, эстамп, рисунок, карикатура. Известность завоевали рисунки В. М. Конашевича, В. В. Лебедева, П. В. Митурича, Н. А. Тырсы, ксилографии А. И. Кравченко, П. Н. Староносова, Фаворского, литографии Г. С. Верейского, офорты И. И. Нивинского, акварели Л. А. Бруни, карикатуры Б. Е. Ефимова (РСФСР), плакаты А. И. Страхова, ксилографии В. И. Касияна, офорты В. Х. Заузе, акварели А. А. Шовкуненко (Украина), рисунки А. М. Бразера (Белоруссия), И. Шарлеманя (Грузия), гравюры А. Коджояна (Армения), В. А. Рождественского, рисунки А. В. Николаева (Узбекистан).

Советская живопись 1920—30-х гг. А. А. Шовкуненко. «В доке» (из серии «Днепрострой»). Акварель. 1930—32. Музей украинского изобразительного искусства УССР. Киев.  СССР. Литература и искусство.

Советская живопись 1920—30-х гг. А. А. Шовкуненко. «В доке» (из серии «Днепрострой»). Акварель. 1930—32. Музей украинского изобразительного искусства УССР. Киев. 

  Основное направление скульптуры 20-х гг. по-прежнему определялось принципами монументальной пропаганды; на первом плане стояла задача создания произведений, содержащих значительные исторического обобщения (Коненков, Матвеев, Меркуров, В.И. Мухина, И. Д. Шадр в РСФСР). Наряду с монументальными произведениями возникло немало замечательных работ в жанре скульптурных портретов (Голубкина, В. Н. Домогацкий, С. Д. Лебедева в РСФСР; Николадзе в Грузии и др.). Особое значение для формирования скульптуры имело создание станковых произведений и монументов, посвященных В. И. Ленину (серия «Лениниана» Андреева, 1919—32; памятники: перед Финляндским вокзалом в Ленинграде, бронза, гранит, 1926, скульптор С. А. Евсеев, арх. В. А. Щуко, В. Г. Гельфрейх; на Земо-Авчальской ГЭС, Грузинская ССР, бронза, гранит, 1927, скульптор Шадр, арх. С. Е. Чернышев).

Советская скульптура. С. Д. Лебедева. «А. Д. Цюрупа». Бронза. 1927. Русский музей. Ленинград. СССР. Литература и искусство.

Советская скульптура. С. Д. Лебедева. «А. Д. Цюрупа». Бронза. 1927. Русский музей. Ленинград.

В. А. Щуко, В. Г. Гельфрейх. Театр имени М. Горького в Ростове-на-Дону. 1930—35. Восстановлен и частично перестроен в 1962—63. СССР. Литература и искусство.

В. А. Щуко, В. Г. Гельфрейх. Театр имени М. Горького в Ростове-на-Дону. 1930—35. Восстановлен и частично перестроен в 1962—63.

Советская скульптура. И. Д. Шадр (архитектор С. Е. Чернышёв). Памятник В. И. Ленину  на Земо-Авчальской ГЭС в Грузинской ССР. Бронза, камень. 1927. СССР. Литература и искусство.

Советская скульптура. И. Д. Шадр (архитектор С. Е. Чернышёв). Памятник В. И. Ленину  на Земо-Авчальской ГЭС в Грузинской ССР. Бронза, камень. 1927.

  В театрально-декорационном искусстве наряду с приверженцами жанрово-обстановочной и живописной системы декораций выступили сторонники эксцентрической зрелищности и театрального конструктивизма. Среди видных театральных художников этого периода — А. А. Веснин, Головин, В. А. Симов, В. А. и Г. А. Стенберги, Ф. Ф. Федоровский, Г. Б. Якулов в РСФСР; М. И. Драк, Петрицкий, А. В. Хвостенко-Хвостов на Украине и др. Художники (В. Е. Егоров, Е. Е. Еней, С. В. Козловский в РСФСР) активно участвовали в создании первых советских кинофильмов. В оформит. искусстве 20-х гг. особое значение обрело оформление выставок, пропагандирующих достижения социалистического строя (Л. М. Лисицкий в РСФСР).

  Важное значение для формирования декоративно-прикладного искусства имел декрет ВЦИК от 26 апреля 1919 «О мерах содействия кустарной промышленности». В 1920-е гг. росло производство кустарных изделий (гончарство, ткачество и т. д.), восполняющих недостаток промышленных товаров; народные художественные изделия получили популярность во многих странах. Советское декоративно-прикладное искусство развивалось на базе старинных и вновь созданных художественных промыслов [лаковая миниатюра с. Палех (И. И. Голиков и др.), Федоскино, хохломская роспись (Ф. Ф. и С. Ф. Красильниковы и др.), богородская скульптурная резьба (А. Я. Чушкин и др.) в РСФСР; художественная обработка металла в Дагестане (А. Ахмедов и др.); ковроделие на Кавказе и в Средней Азии

и т. д.] и предприятий художественной промышленности (фарфоровый завод им. М. В. Ломоносова в Ленинграде, текстильные фабрики Москвы, Иванова и др.). Отходя от отвлечённого формотворчества, мастера т. н. производственного искусства (Л. С. Попова и др.) обратились к конструированию промышленных изделий (мебели, одежды, тканей и т. д.) и к работе в полиграфии. В художественной промышленности успешно работали также Н. Я. Данько, Н. М. Суетин, Чехонин, Р. К. Щекатихина-Потоцкая и др.

  Постановление ЦК ВКП(б) от 23 апреля 1932 «О перестройке литературно-художественных организаций», на основе которого в разное время в союзных и автономных республиках были созданы союзы советских художников, способствовало сплочению мастеров художественной культуры и ознаменовало новый этап в развитии многонационального советского искусства. С этим этапом было связано утверждение теории социалистического реализма. Искусство 30-х гг., проникнутое сознанием успехов социалистического строительства, отражало жизнь и борьбу советского народа, активно раскрывало оптимистический пафос эпохи первых пятилеток. Важной для творческой практики стала также проблема художественного наследия, его глубокого и всестороннего освоения. Характерной чертой художественной жизни 30-х гг. были большие тематическая выставки («15 лет РККА», 1933; «20 лет РККА и Военно-Морского Флота», 1938; «Индустрия социализма», 1939), где центральное место занимали крупные по размерам и масштабные по образному смыслу живописные полотна.

В. Д. Лотонина. Декоративная ткань «Морской флот». Ситец. 1933. СССР. Литература и искусство.

В. Д. Лотонина. Декоративная ткань «Морской флот». Ситец. 1933.

  В живописи 30-х гг. к историко-революционной тематике успешно обращались Б. В. Иогансон в РСФСР, Ф. Г. Кричевский на Украине. Мажорные композиции, посвященные жизни трудящихся, создавали Т. Г. Гапоненко, С. В. Герасимов, Дейнека, Пименов, А. А. Пластов, А. Н. Самохвалов в РСФСР; К. Д. Трохименко на Украине; У. Джапаридзе, И. Тоидзе в Грузии; А. Кастеев в Казахстане; Н. Карахан, З. М. Ковалевская в Узбекистане; С. А. Чуйков в Киргизии. В портретах А. М. Герасимова, В. П. Ефанова, П. Д. Корина, Нестерова (РСФСР) раскрылись богатый внутренний мир и огромная творческая активность советского людей. Важный вклад в развитие пейзажа и натюрморта внесли Кончаловский, Лентулов, Машков в РСФСР; Н. Г. Бурачек на Украине; Е. Ахвледиани, Д. Какабадзе в Грузии; М. Абегян, С. Аракелян, Сарьян в Армении. Размах строительства способствовал успехам монументально-декоративной живописи (Дейнека, Е. Е. Лансере, Фаворский в РСФСР и др.).

Советская живопись 1920—30-х гг. Д. Какабадзе. «Рионгэс». 1934. Музей искусств Грузинской ССР. Тбилиси. СССР. Литература и искусство.

Советская живопись 1920—30-х гг. Д. Какабадзе. «Рионгэс». 1934. Музей искусств Грузинской ССР. Тбилиси.

Советская живопись 1940—60-х гг. П. Д. Корин. «Р. Н. Симонов». 1956. СССР. Литература и искусство.

Советская живопись 1940—60-х гг. П. Д. Корин. «Р. Н. Симонов». 1956.

Советская живопись 1920—30-х гг. Б. В. Иогансон. «Допрос коммунистов». 1933. Третьяковская галерея, Москва. СССР. Литература и искусство.

Советская живопись 1920—30-х гг. Б. В. Иогансон. «Допрос коммунистов». 1933. Третьяковская галерея, Москва.

  В области театрально-декорационной живописи в 30-е гг. плодотворно работали:

Н. П. Акимов, П. В. Вильяме, Б. И. Волков, В. В. Дмитриев, И. М. Рабинович, А. Г. Тышлер, Н. А. Шифрин в РСФСР; Г. Мустафаев в Азербайджане; М. Арутчян в Армении; И. Гамрекели в Грузии и др. Принцип объёмно-пространственных декораций обогащался использованием живописи. В кинематографии 30-х гг. заметный след оставила деятельность художников Н. Г. Суворова, И. А. Шпинеля (РСФСР) и др. Значительные образцы оформления выставочных ансамблей были связаны с организацией в Москве Всесоюзной сельскохозяйственной выставки 1939 (гл. худ. В. Н. Яковлев) и участием СССР во всемирных 2 выставках в Париже 1937 и Нью-Йорке 1939 (обе — гл. худ. Н. М. Суетин).

Советская живопись 1920—30-х гг. А. И. Волков. «Фергана. Кишлак». Темпера, лак. 1926. Музей искусства народов Востока. Москва. СССР. Литература и искусство.

Советская живопись 1920—30-х гг. А. И. Волков. «Фергана. Кишлак». Темпера, лак. 1926. Музей искусства народов Востока. Москва.

  В книжном оформлении на первый план выдвинулась иллюстрация, ставящая: целью глубокое сюжетно-психологическое раскрытие событий и характеров. Замечательные образцы книжной графики создавали А. М. Каневский, Е. А. Кибрик, Кукрыниксы, К. И. Рудаков, Фаворский, Д. А. Шмаринов в РСФСР; И. И. Ижакевич, Касиян на Украине; Г. Абакелия, Л. Гудиашвили, С. Кобуладзе, И. Тоидзе в Грузии; Е. Кочар в Армении. В станковой графике этого периода видное место заняли сатирические композиции Б. Е. Ефимова, Кукрыниксов, Н. Э. Радлова, К. П. Ротова, цветные линогравюры И. А. Соколова, рисунки Н. П. Ульянова, акварели А. В. Фонвизина (РСФСР), гравюры Д. Кутателадзе (Грузия).

Кукрыниксы. Иллюстрация к сказу Н. Лескова «Левша». Акварель. 1974. СССР. Литература и искусство.

Кукрыниксы. Иллюстрация к сказу Н. Лескова «Левша». Акварель. 1974.

  Для скульптуры было особенно характерно распространение монументальных произведений, обусловленное, в частности, усилившимся содружеством скульптуры и архитектуры в создании выдающихся сооружений социалистической эпохи. Всемирную известность приобрело произведение Мухиной «Рабочий и колхозница», символическая монументальная группа, венчавшая павильон СССР на Всемирной выставке 1937 в Париже (ныне установлена перед северным входом ВДНХ СССР в Москве). Многочисленные памятники и примечат. образцы монументально-декоративной скульптуры создали также И. С. Ефимов, Манизер, Меркуров, Г. И. Мотовилов, Н. В. Томский в РСФСР; М. Г. Лысенко на Украине; З. И. Азгур, А. О. Бембёль в Белоруссии; П. Сабсай в Азербайджане; Абакелия в Грузии. Типические образы современника возникли в станковой пластике (работы В. Я. Боголюбова и В. И. Ингала, Синайского, Шервуда в РСФСР и др.), а также в жанре скульптурного портрета (работы Б. Д. Королева, Лебедевой, Мухиной, И. М. Чайкова в РСФСР и др.).

  Интенсивно развивалась в 30-е гг. и художественная промышленность (фарфоро-фаянсовая, стекольная, обойная, текстильная), ориентировавшаяся в основном на традиционные национальные формы изделий и типы декора. Большая организационная работа велась в артелях народных художественных промыслов (интенсивно расширялась система подготовки творческой молодёжи в специальных профтехшколах и техникумах). Развивалось искусство лаковой миниатюры (Н. П. Клыков в Мстёре, К. В. Костерин, С. А. Монин, В. Д. Пузанов в Холуе). Было восстановлено производство дымковской игрушки (в Дымково близ Вятки; Е. А. Кошкина, А. А. Мезрина). Много ярких творческих индивидуальностей выдвинулось в самых различных областях народной художественной культуры: Н. С. Курзин, А. И. Лёзнов (жостовские подносы), Я. А. Герасименко, И. Т. Гончар (украинская керамика), М. П. Примаченко, Г. Ф. Собачко-Шостак (украинские декоративные росписи). Произведения народного искусства (ковры, керамика, изделия из металла, дерева, кости и т. п.) стали выполнять декоративные функции в больших общественных сооружениях или выставочных ансамблях.

  В годы Великой Отечеств. войны 1941—45 сотни художников разных национальностей работали на фронте и в тылу, средствами искусства помогая мобилизовать силы армии и всего народа для отпора врагу. Огромную роль играло суровое, драматически-напряженное искусство графики; плакат, политическая карикатура, станковая графика получили многообразное развитие, став действенным средством идейной борьбы с фашизмом. Боевые традиции «Окон РОСТА» возродились в «Окнах ТАСС» (художники Кукрыниксы, Радлов, Г. К. Савицкий, Черемных, П. М. Шухмин в РСФСР; И. Ахундов в Азербайджане; Л. Абдуллаев и Рождественский в Узбекистане и др.). Глубоко патриотические, ярко эмоциональные образы создавались в печатном плакате (плакаты Л. Ф. Голованова, Н. Н. Жукова, В. С. Иванова, А. А. Кокорекина, В. Б. Корецкого, Шмаринова в РСФСР; Касияна на Украине; И. Тоидзе в Грузии). Были распространены политическая карикатура (Л. Г. Бродаты, Ю. А. Ганф, Б. Е. Ефимов, Кукрыниксы в РСФСР; С. Арутчян в Армении), агитационные листовки, периодически выходившие в Ленинграде плакаты «Боевой карандаш» (И. С. Астапов, В. И. Курдов, Г. Н. Петров, Тырса), фронтовые иллюстрированные журналы и газеты (О. Г. Верейский, В. Н. Горяев, Б. И. Пророков в РСФСР). Самобытным явлением искусства военных лет стали серии станковых рисунков, посвященных тяжёлым и героическим будням фронта и тыла (С. С. Боим, Курдов, А. Ф. Пахомов, Л. В. Сойфертис, Шмаринов в РСФСР). В большие циклы обычно складывались и многочисленные фронтовые зарисовки (В. В. Богаткин, Горяев, Н. И. Дормидонтов, Жуков, А. В. Кокорин, Д. К. Мочальский в РСФСР). Значительные успехи были достигнуты как в станковом графическом портрете и пейзаже, так и в книжной иллюстрации (Г. С. Верейский, С. В. Герасимов, А. Д. Гончаров, Ф. Д. Константинов, М. С. Родионов, Фаворский в РСФСР и др.). События войны нашли правдивое, многогранное отражение в лучших произведениях живописи этого периода — тематических полотнах Ф. С. Богородского, С. В. Герасимова, Дейнеки, Б. М. Неменского, В. Г. Одинцова, Пластова, мастеров Студии военных художников им. М. В. Грекова, портретах советских воинов, полководцев, партизан работы А. М. Герасимова, П. И. Котова, Ф. А. Модорова, И. А. Серебряного, Вл. А. Серова, Б. Н. Яковлева и др. Патриотический подъём советского народа отразился также в пейзажах В. В. Мешкова, Н. М. Ромадина, Я. Д. Ромаса, проникнутых горячей любовью к родной земле, в произведениях, посвященных историческому прошлому (исторические композиции М. И. Авилова, А. П. Бубнова, Н. П. Ульянова). Продолжало развиваться и театрально-декорационное искусство, важное место в котором заняла героико-патриотическая тема.

Л. Ф. Голованов. «Дойдём до Берлина!». Плакат. 1944. СССР. Литература и искусство.

Л. Ф. Голованов. «Дойдём до Берлина!». Плакат. 1944.

  Для скульптуры периода войны большое значение имел портретный жанр, с которым были связаны многие работы Е. В. Вучетича, Мухиной, Томского в РСФСР; Азгура в Белоруссии; Николадзе в Грузии. Героизм народного подвига был запечатлен и в станковой скульптуре (Е. Ф. Белашова, В. В. Лишев, Манизер в РСФСР).

Советская скульптура. Е. В. Вучетич и др. «Стоять насмерть». Фрагмент памятника-ансамбля на Мамаевом кургане в Волгограде. Бетон. 1963—67. СССР. Литература и искусство.

Советская скульптура. Е. В. Вучетич и др. «Стоять насмерть». Фрагмент памятника-ансамбля на Мамаевом кургане в Волгограде. Бетон. 1963—67.

  Победоносное окончание войны, работы по восстановлению и дальнейшему развитию народного хозяйства поставили перед советской художественной культурой новые задачи. Ещё интенсивнее стали выставочная деятельность и пропаганда искусства (смотры новых произведений по областям и республикам периодически организуемые большие всесоюзные выставки). Всё более важное значение в художественной жизни получали бурно развивавшиеся национальные школы, творчество художников различных краев и областей РСФСР. В 1947 был учрежден научный и творческий центр советского искусства — Академия художеств (АХ) СССР. В 1957 на 1-м съезде советских художников был создан единый Союз художников СССР.

  В живописи по-прежнему большое место занимала тема войны. Наряду с батальными, эпическими по своему образному строю полотнами, были созданы произведения лирического и драматического содержания, многообразно, нередко в остропсихологической манере, повествующие о повседневной жизни советских людей на фронте и в тылу. В лучших картинах на исторические темы проявились глубокое понимание роли народа в революционных событиях, интерес к раскрытию идейного смысла исторических эпизодов (Иогансон, Вл. А. Серов в РСФСР; А. М. Лопухов, Г. С. Мелихов, В. В. Шаталин на Украине; А. Бекарян в Армении; О. Скулме в Латвии и др.). В батальной и жанровой живописи, посвященной событиям военных лет (П. А. Кривоногов, А. И. Лактионов, Неменский, Ю. М. Непринцев, Серов в РСФСР; В. А. Костецкий, В. Г. Пузырьков на Украине; Н. М. Воронов, В. П. Суховерхов, А. Д. Шибнев в Белоруссии и др.), взволнованно рассказывалось о героизме народа, о переживаниях советских людей в военные годы. Стремясь отразить послевоенная действительность, раскрыть типические явления советского быта в его национальном своеобразии у различных народов, исполненные жизненной правды и поэзии полотна создали А. П. Левитин, Д. К. Мочальский, А. А. Мыльников, Пластов, Ф. П. Решетников в РСФСР; С. А. Григорьев, Т. Н. Яблонская на Украине; Р. В. Кудревич в Белоруссии; Н. И. Бахчеван, М. Е. Гамбурд в Молдавии; М. Абдуллаев в Азербайджане; Джапаридзе, А. Кутателадзе, Р. Стуруа в Грузии; О. Зардарян, Э. Исабекян в Армении; З. Иногамов, Н. В. Кашина в Узбекистане; В. М. Боборыкин в Таджикистане; Е. М. Адамова, М. Данешвар в Туркменистане; Э. Калнынь, А. Скриде в Латвии; Э. Ките, Р. Уутмаа в Эстонии и др. В портретной живописи выделялись воплощающие образы людей труда, деятелей культуры произведения Ефанова, Корина, Д. А. Налбандяна, В. М. Орешникова, Серебряного в РСФСР; М. М. Божия, Шовкуненко на Украине; К. Магалашвили в Грузии; А. Абдуллаева в Узбекистане; А. Гудайтиса в Литве; Р. Треумана в Эстонии. Важными достижениями было отмечено развитие пейзажной живописи, где преобладали пейзажи-картины эпического или лирического характера, воспевающие неповторимое своеобразие и красоту природы страны. Среди лучших пейзажных произведений этих лет — картины С. В. Герасимова, А. М. Грицая, Г. Г. Нисского, Ромадина, Ромаса, Б. Я. Ряузова, С. Х. Юнтунена в РСФСР; И. И. Бокшая, А. М. Кашшая, А. А. Коцки, Ф. Ф. Манайло, С. Ф. Шишко, И. Н. Штильмана на Украине; В. К. Цвирко в Белоруссии; С. Бахлул-заде в Азербайджане; Г. Гюрджяна, Х. Есаяна, Сарьяна в Армении; А. Исмаилова в Казахстане; Тансыкбаева в Узбекистане; Г. Айтиева в Киргизии; М. Хошмухаммедова в Таджикистане; Л. Свемпа, К. Убана в Латвии; Китса, Р. Сагритса в Эстонии. К значительным образцам монументально-декоративного искусства этого периода принадлежат мозаики Дейнеки, Корина для станций Московского метрополитена, резьба по ганчу (Т. Асланкулов, А. Болтаев) и роспись (Ч. Ахмаров) в интерьерах Театра оперы и балета в Ташкенте.

Советская живопись 1940—60-х гг. А. И. Лактионов. «Письмо с фронта». 1947. Третьяковская галерея, Москва. СССР. Литература и искусство.

Советская живопись 1940—60-х гг. А. И. Лактионов. «Письмо с фронта». 1947. Третьяковская галерея, Москва.

  Обогащенное опытом военных лет, мастерство художников графики конца 40— 50-х гг. наиболее ярко проявилось в политической графике и книжной иллюстрации. Теме борьбы за мир посвящены многочисленные произведения Бродаты, Ганфа, Б. Е. Ефимова, Кукрыниксов, Сойфертиса и др. карикатуристов, а также графические композиции Пророкова. В книжной графике, отличающейся многообразием творческих индивидуальностей, глубина проникновения в образный строй литературных произведений, мастерство психологических характеристик сочетались с возрастающим интересом к ритмической согласованности отдельных изображении, входящих в иллюстративный , цикл. В РСФСР в области книжной иллюстрации плодотворно работали О. Г. Верейский, С. В. Герасимов, Д. А. Дубинский, Каневский, Кибрик, Шмаринов. Больших успехов достигла книжная гравюра на дереве (Гончаров, Константинов, М. И. Пиков, Фаворский) и иллюстрирование дет. книги (Ю. А. Васнецов, В. М. Конашевич, В. В. Лебедев, А. Ф. Пахомов, Е. М. Рачев); плодотворно работали такие мастера книжного оформления, как С. М. Пожарский, С. Б. Телингатер и др., а в области станковой графики — Н. Н. Волков, А. В. Кокорин, А. М. Лаптев, Н. А. Пономарев и др. Значительные образцы книжной и станковой графики создали также М. Г. Дерегус, В. Г. Литвиненко, А. С. Пащенко, А. И. Резниченко, И. М. Селиванов на Украине; М. Рахман-заде в Азербайджане; Д. Габашвили, В. Григолиа, А. Шаликашвили в Грузии; В. Айвазян, Ханджян в Армении; К. Я. Баранов, Х. Ходжиков в Казахстане; И. Икрамов, В. Кайдалов в Узбекистане; Л. А. Ильина, А. Н. Михалев в Киргизии; Б. И. Серебрянский в Таджикистане; И. Кузминскис, А. Кучас, В. Юркунас в Литве; А. Апинис, П. Упитис в Латвии; Р. Кальо, М. Лаарман, Э. Окас, Г. Рейндорф, Э. Эйнманн в Эстонии.

Графика народов СССР. «Евангелист Иоанн». Гравюра на дереве. Из «Четвероевангелия» П. Мстиславца. Белоруссия. 1575. СССР. Литература и искусство.

Графика народов СССР. «Евангелист Иоанн». Гравюра на дереве. Из «Четвероевангелия» П. Мстиславца. Белоруссия. 1575.

  Стремление глубоко проникнуть в замысел драматурга и композитора, создать наилучшие условия для игры актёров, колористическая и композиционно-ритмическая целостность общих решений были свойственны лучшим работам театральных художников (декорации и костюмы Вильямса, Б. И. Волкова, А. И. Константиновского, В. Ф. Рындина, Ф. Ф. Федоровского в РСФСР; Петрицкого, Ф. Ф. Нирода на Украине; О. П. Марикса, П. В. Масленникова, Е. Г. Чемодурова в Белоруссии; Н. Фатуллаева в Азербайджане; С. Вирсаладзе, С. Кобуладзе в Грузии; М. Арутчяна в Армении; П. Я. Зальцмана в Казахстане; Г. Вилкса, А. Лапиня, О. Скулме в Латвии). Продолжало развиваться и искусство оформления кинопостановок (М. А. Богданов, Г. А. Мясников в РСФСР). Одним из важнейших жанров скульптуры этих лет оставался портрет. Продолжалось выполнение монументальных портретных бюстов для установки их в городах и сёлах (согласно правительственным постановлениям о сооружении бюстов дважды и трижды Героев Советского Союза и Героев Социалистического Труда на их родине). Возводились многочисленные памятники, посвященные выдающимся лицам и событиям прошлого и современности и в совокупности, составляющие своеобразную летопись истории и культуры. Лучшим образцом комплексного мемориального сооружения этого периода стал мемориал воинов Советской Армии в Трептов-парке в Берлине (1946—49, скульптор Вучетич, арх. Я. Б. Белопольский). Значительную известность получили станковые и монументальные произведения, созданные М. К. Аникушиным, Белашовой, А. П. Кибальниковым, Коненковым, Лебедевой, Мухиной, Томским, В. Е. Цигалем в РСФСР; И. М. Гончаром, В. И. Знобой, В. М. Клоковым, А. А. Ковалёвым, Лысенко, А. П. Олейником, О. А. Супрун на Украине; Азгуром в Белоруссии; Л. И. Дубиновским в Молдавии; Ф. Абдурахмановым, Сабсаем в Азербайджане; Н. Канделаки, К. Мерабишвили, Ш. Микатадзе, Николадзе, В. Топуридзе в Грузии; С. Багдасаряном, Е. Кочаром, А. Сарксяном, С. Степаняном, А. Урарту, Г. Чубаряном в Армении; Х. Найзбаевым в Казахстане; Ф. И. Грищенко в Узбекистане; О. М. Мануйловой в Киргизии; П. Александравичюсом, Р. Антинисом, Ю. Кедайнисом, Ю. Микенасом, Н. Петрулисом, Б. Пундзюсом, П. Римшей в Литве; А. Бриеде, Я. Заринем, Э. Мелдерисом в Латвии; Э. Роосом, А. Старкопфом, Р. Тимотеусом в Эстонии.

Торговое сооружение Таки-Заргаран в Бухаре. 16 в. СССР. Литература и искусство.

Торговое сооружение Таки-Заргаран в Бухаре. 16 в.

  Для декоративно-прикладного искусства было особенно характерно изготовление уникальных выставочных произведений (фарфоровых и стеклянных ваз, многофигурных керамических композиций, многометровых ковров и т. д.), но художники-прикладники всё чаще обращали внимание и на повышение художественного качества массовых бытовых вещей. В области керамики плодотворно работали Н. И. Бессарабова, П. В. Леонов, А. А. Лепорская, С. М. Орлов, В. Г. Филянская, С. Е. Яковлева в РСФСР; Д. Ф. Головко, Е. С. Железняк на Украине; Г. Картвелишвили, Д. Цицишвили в Грузии; художественного стекла — Э. М. Криммер, Е. И. Рогов, Б. А. Смирнов в РСФСР; резьбы по кости — С. П. Евангулов в РСФСР; текстиля — С. А. Заславская, Н. В. Кирсанова, Т. К. Озёрная, В. К. Склярова, К. А. Штих, Е. Я. Шумяцкая в РСФСР. Видное место заняли отмеченные тонким национальным своеобразием изделия художественной промышленности республик Прибалтики: керамика и стекло (Л. Дзегузе, Г. Г. Круглов, Р. Панциховская, 3. Улете в Латвии; И. Микенас, Л. Стролис в Литве; Э. Пийпуу, М. Роосма, В. Эллер в Эстонии и др.), тиснение по коже (Э. Адамсон-Эрик, А. Рейндорф в Эстонии и др.), ювелирные изделия (Э. Куррель, Х. Пихельга-Рауд в Эстонии и др.). В продукции художественных промыслов выделялись работы мастеров лаковой миниатюры [Т. И. Зубковой, А. А. Котухиной (Палех), И. Н. Морозова, И. А. Фомичёва, Е. В. Юрина (Мстёра), В. Д. Липицкого, С. П. Рогатова, И. И. Страхова (Федоскино), В. А. Белова, В. Д. Пузанова-Молева (Холуй)], вышивки (В. Н. Косновой, Г. М. Дмитриевой-Шульпиной в Мстёре и др.), ковроделия (Н. Е. Вовк на Украине, Л. Керимов в Азербайджане и др.). Тончайшие резные изделия из кости, выразительную мелкую скульптуру из кости, рога, камня и т. д. создавали холмогорские, тобольские, чукотские и др. мастера.

П. В. Леонов. Сервиз «Суздаль». Фарфор. 1967. Музей керамики и «Усадьба Кусково XVIII века». Москва. СССР. Литература и искусство.

П. В. Леонов. Сервиз «Суздаль». Фарфор. 1967. Музей керамики и «Усадьба Кусково XVIII века». Москва.

  Новый этап в эволюции советского искусства связан с воплощением в жизнь величеств. программы строительства коммунизма. Главная линия в развитии художественной культуры развитого социалистического общества была определена Программой КПСС как «...укрепление связи с жизнью народа, правдивое и высокохудожественное отображение богатства и многообразия социалистической действительности, вдохновенное и яркое воспроизведение нового, подлинно коммунистического, и обличение всего того, что противодействует движению общества вперед» (1976, с. 131). В советском искусстве 60—70-х гг. особенно интенсивным становится творческое взаимообогащение национальных школ. Развивая метод социалистического реализма, мастера, работающие в различных республиках, краях и областях СССР, сочетают интернационалистическое содержание с формами, органически вобравшими в себя богатейшие традиции национальных художественных культур. Характерная черта советского искусства 60—70-х гг.— складывающаяся гармоническая совокупность разных видов и отраслей художественного творчества — от декоративно-прикладных до обращающихся в изобразит. форме к масштабным идеологическим проблемам. В результате создаются предпосылки для формирования целостной эстетической среды, охватывающей все стороны духовной и материальной жизни советских людей. Наряду с активно работающими мастерами, утвердившими своё место в искусстве ещё в 20—40-х гг., всё успешнее выступают художники последующих поколений, что приводит к особому разнообразию манер, творческих почерков, индивидуальных стилей. Усиливается тяготение к созданию значительных типических образов, к максимальному использованию выразит. возможностей художественной формы. Интерпретируя жизнь, художники сочетают романтическая обобщенность с  драматической экспрессией или лирической проникновенностью образов. В постановлении ЦК КПСС «О работе с творческой молодежью» (от 21 октября 1976) указано на необходимость «...дальнейшего усиления внимания партийных, государственных и общественных организаций к профессиональному и идейному воспитанию творческой молодежи»(«Правда», 1976, 21 октября, с. 1).

Осис М. «Знамя Октября мы пронесем через века!». Плакат. 1965. СССР. Литература и искусство.

Осис М. «Знамя Октября мы пронесем через века!». Плакат. 1965.

  В живописи создаются произведения, в которых находят выражение борьба народов за коммунистическую идеалы, духовный рост людей социалистического общества, героика труда, многообразие форм быта народов СССР; усиливается тяготение к яркой эмоциональной образности, к активности художественного воздействия произведений; возрастает психологическая выразительность ритмов и колорита. Оригинальную разработку получают историко-революционный и бытовой жанры, темы индустриального развития СССР, городского быта и жизни колхозной деревни, портрет. В этих жанрах успешно выступили Д. Д. Жилинский, В. Ф. Загонск, В. И. Иванов, Л. В. Кабачек, Г. М. Коржев, Ю. П. Кугач, Е. Е. Моисеенко, Д. К. Мочальский, П. П. Оссовский, В. Е. Попков, Д. К. Свешников, А. П. и С. П. Ткачевы, Ю. Н. Тулин в РСФСР; В. Ф. Задорожный, А. Л. Наседкин, В. В. Токарев, К. В. Филатов, А. А. Хмельницкий, В. А. Чеканюк на Украине; М. В. Данциг, М. А. Савицкий в Белоруссии; М. Г. Греку, В. Г. Руссу-Чобану в Молдавии; Н. Абдурахманов, А. Джафаров, Т. Нариманбеков, Т. Салахов в Азербайджане; А. Бандзеладзе, Г. Геловани, Э. Каландадзе, Г. Кутателадзе, З. Нижарадзе, Г. Тоидзе в Грузии; М. Аветисян, Л. Бажбеук-Меликян, А. Мелконян, С. Мурадян, М. Петросян в Армении; С. Айтбаев, С. Мамбеев, Н.-Б. Нурмухаммедов в Казахстане; Р. Ахмедов, Н. Кузыбаев, М. Саидов, Г. Улько, Р. Чарыев в Узбекистане; Б. Джумабаев в Киргизии; З. Хабибулаев, Х. Хушвахтов в Таджикистане; Д. Байрамов, И. Клычев в Туркмении; С. Джяукштас, В. Каратаюс, А. Савицкас, Л. Тулейкис в Литве; Б. Берзинь, И. Заринь, Э. Илтнер в Латвии; Э. Аллсалу, Л. Мууга в Эстонии и др. К достижениям пейзажного жанра относятся произведения Б. Ф. Домашникова, Е. И. Зверькова, В. Ф. Стожарова, В. Я. Юкина (РСФСР), В. К. Цвирко (Белоруссия), Й. Шважаса (Литва) и др.

Е. Е. Моисеенко. «9 мая». 1973—1975. СССР. Литература и искусство.

Е. Е. Моисеенко. «9 мая». 1973—1975.

В. И. Иванов. «В кафе "Греко"». 1974. СССР. Литература и искусство.

В. И. Иванов. «В кафе "Греко"». 1974.

Советская живопись 1940—60-х гг. Т. Салахов. «Ремонтники». 1961. Азербайджанский музей искусств им. Р. Мустафаева. Баку. СССР. Литература и искусство.

Советская живопись 1940—60-х гг. Т. Салахов. «Ремонтники». 1961. Азербайджанский музей искусств им. Р. Мустафаева. Баку.

<a target=<a target=А. Аламаа. «Пусть всегда будет солнце!». Шамот. 1963. Художественный музей Эстонской ССР. Таллин. СССР. Литература и искусство." alt="А. Аламаа. «Пусть всегда будет солнце!». Шамот. 1963. Художественный музей Эстонской ССР. Таллин."> СССР. Литература и искусство." alt="Советская живопись 1940—60-х гг. Л. Мууга. «Оркестр». 1962. Художественный музей Эстонской ССР. Таллин.">

А. Аламаа. «Пусть всегда будет солнце!». Шамот. 1963. Художественный музей Эстонской ССР. Таллин. СССР. Литература и искусство.

А. Аламаа. «Пусть всегда будет солнце!». Шамот. 1963. Художественный музей Эстонской ССР. Таллин.

Советская живопись 1940—60-х гг. Л. Мууга. «Оркестр». 1962. Художественный музей Эстонской ССР. Таллин.

Советская живопись 1940—60-х гг. О. М. Зардарян. «Весна». 1956. Третьяковская галерея. Москва. СССР. Литература и искусство.

Советская живопись 1940—60-х гг. О. М. Зардарян. «Весна». 1956. Третьяковская галерея. Москва.

  В условиях интенсивного развития градостроительства и архитектуры раскрываются новые художественные возможности монументальной живописи, обогащается её техника. Мозаики, композиции из майолики, стенные росписи и др. монументальные произведения, отмеченные символич. обобщенностью образов, играют всё более важную роль в зрительной организации плоскости стены, пространства интерьера, а иногда и общей композиции архитектурного комплекса. Успехи монументально-декоративной живописи связаны с именами Н. И. Андронова, А. В. Васнецова, Ю. К. Королева, Мыльникова, Б. А. Тальберга в РСФСР; Э. И. Котова, В. В. Мельниченко, А. Ф. Рыбачук на Украине; Н. Ю. Игнатова, З. Церетели в Грузии и др. Важный вклад в монументально-декоративное искусство внесли мастера витража (К. Моркунас, А. Стошкус в Литве и др.). Разработке новых методов музейной и выставочной экспозиции, появлению новых форм наглядной агитации активно содействовали мастера оформительского искусства [особенно примечательны были павильоны СССР на Всемирных выставках в Брюсселе (1958) и Осаке (1970), обе — гл. худ. К. И. Рождественский; Всемирной выставке в Монреале (1967) и Всемирной выставке по охране окружающей среды в Спокане (США, 1974), обе — гл. худ. Р. Р. Клике].

А. Стошкус. «Песня жизни». Витраж. 1963—65. Галерея витража и скульптуры. Каунас. СССР. Литература и искусство.

А. Стошкус. «Песня жизни». Витраж. 1963—65. Галерея витража и скульптуры. Каунас.

  Мышление пространственными категориями, стремление подчеркнуть выразительность сценических конструкции, использование эмоциональных возможностей цвета и освещения характеризуют театрально-декорационное искусство (Н. Н. Золотарев, Э. Г. Стенберг, С. М. Юнович в РСФСР; А. Саидов в Азербайджане; Т. Мирзашвили, И.Сумбаташвили в Грузии; Г. Исмаилова в Казахстане; М. Юлдашев в Узбекистане; А. Алмамедов в Туркменистане; Г. Земгал в Латвии). Усилению психологической и пластической выразительности кадра способствовали художники кино (Б. К. Немечек, К.А. Черняев в РСФСР; Ф. А. Гамурарь в Молдавии; В. Калинаускас, А. Ничюс в Литве).

  Большую идейно-философскую сложность и драматическая насыщенность обрела графика, чутко откликающаяся на всё многообразие явлений окружающей действительности. Значительное место не только на выставках, но и в быту занял эстамп. Книжная графика, преодолевшая разрыв между иллюстрацией и полиграфическим оформлением, стремится к внутреннему единству и взаимообусловленности всех элементов книги. Множество удачных работ в области станковой и книжной графики создали А. В. Бородин, Д. С. Бисти, В. А. Ветрогонский, И. В. Голицын, Горяев, Б. Н. Ермолаев, Г. Ф. Захаров, Н. В. Кузьмин, Т. А. Маврина, И. П. Обросов, А. А. Ушин в РСФСР; А. Г. Данченко, В. С. Куткин, Н. А. Родин, Г. В. Якутович на Украине; Е. Г. Лось, Г. Г. и Н. Н. Поплавские в Белоруссии; И. Т. Богдеско, Л. Г. Григорашенко в Молдавии; Т. Кубанейшвили, М. Лолуа, Р. Тархан-Моурави, Д. Эристави в Грузии; Е. М. Сидоркин в Казахстане; К. Башаров, Т. Мухамедов в Узбекистане; В. Б. Валюс, Р. Б. Гибавичюс, Я. Жилите, С. Красаускас, А. Макунайте, А. Скцрутите, А. Степонавнчюс в Литве; Г. Кролис, Д. Рожкалн в Латвии; В. Толп, Х. Ээльма в Эстонии. Плодотворно развивается также искусство плаката (С. И. Дацкевич, В. С. Каракашев, О. М. Савостюк, Б. А. Успенский, Е. С. Цвик в РСФСР; Э. Шахтинская в Азербайджане; Л. Дундуа в Грузии; Ю. Галкус в Литве и др.).

<a target=<a target=Графика народов СССР. А. Ф. Зубов. «Пётр Великий». Гравюра резцом на меди. После 1725. СССР. Литература и искусство." alt="Графика народов СССР. А. Ф. Зубов. «Пётр Великий». Гравюра резцом на меди. После 1725."> СССР. Литература и искусство." alt="Графика народов СССР. А. Макунайте. «Плач Эгле». Линогравюра. 1962.">

Графика народов СССР. А. Ф. Зубов. «Пётр Великий». Гравюра резцом на меди. После 1725. СССР. Литература и искусство.

Графика народов СССР. А. Ф. Зубов. «Пётр Великий». Гравюра резцом на меди. После 1725.

Графика народов СССР. А. Макунайте. «Плач Эгле». Линогравюра. 1962.

Графика народов СССР. Г. Ф. Захаров. «Пейзаж со всадником». Линогравюра. 1964 СССР. Литература и искусство.

Графика народов СССР. Г. Ф. Захаров. «Пейзаж со всадником». Линогравюра. 1964

  Широтой гуманистической проблематики, обострённым интересом к специфическим особенностям материала, нередко романтической символикой, строгой конструктивностью форм отличаются лучшие произведения современной советской скульптуры. В монументальной пластике, наряду с многочисленными памятниками традиционного типа, всё чаще создаются величеств. архитектурно-скульптурные мемориальные сооружения в память советских воинов и жертв фашистского террора, представляющие собой сложные пространственно-развитые комплексы архитектуры, скульптуры и организованного ландшафта [мемориалы — на Пискарёвском кладбище в Ленинграде (1960, скульпторы В. В. Исаева, Р. К. Таурит и др., арх. А. В. Васильев, Е. А. Левинсон), жертвам фашистского террора в Пирчюписе (Литов. ССР; 1960, скульптор Г. Йокубонис, арх. В. Габрюнас), Саласпилсе (Латв. ССР; 1961—67, скульпторы Л. В. Буковский, Я. Заринь и др., арх. О. Н. Закаменный и др.), Хатыни (Белорус. ССР; 1968—69, скульптор С. И. Селиханов, архитекторы Ю. М. Градов и др.), комплекс на Мамаевом кургане в Волгограде (1963—67, скульпторы Вучетич и др., арх. Белопольский, В. Л. Демин), комплекс мемориальных памятников и ансамблей «Зелёный пояс славы» на рубежах героической обороны Ленинграда (1964—67, авторы общей планировки архитекторы Г. Н. Булдаков, В. Л. Гайкович, М. А. Сементовская), комплекс «Брестская крепость-герой» в Бресте (1966—71, скульпторы Кибальников, А. О. Бембель и др., арх. В. А. Король и др.), мемориал защитникам Ленинграда (1975, скульптор Аникушин, арх. С. Б. Сперанский)]. Значительные произведения в области станковой, монументальной и декоративной скульптуры создали П. И. Бондаренко, Л. Н. Головницкий, Исаева, О. К. Комов, Г. Ф. Ланкинен, Ю. Г. Нерода, А. Г. Пологова, И. А. Тенета, А. П. Файдыш-Крандиевский, Д. М. Шаховской в РСФСР; В. З. Бородай, Г. Н. Кальченко, Д. П. Крвавич на Украине; Л. Н. Гумилевский, Г. И. Муромцев в Белоруссии; И. Д. Китман, К. С. Кобизева в Молдавии; Т. Мамедов, О. Эльдаров в Азербайджане; Б. Авалишвили, Э. Амашукели, М. Бердзенишвили, Э. Какабадзе, Д. Микатадзе, В. Ониани в Грузии; А. Арутюнян, А. Григорян, С. Манасян, К. Нуриджанян в Армении; Х. Наурзбаев в Казахстане; М. Мусабаев в Узбекистане; Т. Садыков в Киргизии; К. Жумагазин в Таджикистане; В. Вильджюнас, Б. Вишняускас, Йокубонис в Литве; В. Алберг, Буковский, Л. Давыдова-Медене в Латвии и др.

Советская скульптура. Л. Давыдова-Медене. «Артистка Лилия Эрика». Мрамор. 1968. Художественный музей Латвийской ССР. Рига. СССР. Литература и искусство.

Советская скульптура. Л. Давыдова-Медене. «Артистка Лилия Эрика». Мрамор. 1968. Художественный музей Латвийской ССР. Рига.

Скульпторы Л. В. Буковский, Я. Заринь и др., архитекторы О. Н. Закаменный и др. Мемориал в Саласпилсе. 1961—67. СССР. Литература и искусство.

Скульпторы Л. В. Буковский, Я. Заринь и др., архитекторы О. Н. Закаменный и др. Мемориал в Саласпилсе. 1961—67.

О. К. Комов. «Космос. Ю. А. Гагарин и С. П. Королёв». Бронза. 1975. СССР. Литература и искусство.

О. К. Комов. «Космос. Ю. А. Гагарин и С. П. Королёв». Бронза. 1975.

Советская скульптура. Д. М. Шаховской. «Камчатские рыбаки». Кованая медь. 1959. Дирекция художественных выставок Художественного фонда РСФСР. Москва. СССР. Литература и искусство.

Советская скульптура. Д. М. Шаховской. «Камчатские рыбаки». Кованая медь. 1959. Дирекция художественных выставок Художественного фонда РСФСР. Москва.

Советская скульптура. К. С. Кобизева. «На освобождённой земле». Гипс. 1967. Художественный музей Молдавской ССР. Кишинёв. СССР. Литература и искусство.

Советская скульптура. К. С. Кобизева. «На освобождённой земле». Гипс. 1967. Художественный музей Молдавской ССР. Кишинёв.

  Интенсивные поиски новых форм и ансамблей предметов бытовой обстановки, а также наиболее удачных способов оформления общественных интерьеров ведутся в декоративно прикладном искусстве. Разрабатываются новые простые и изящные по формам образцы малогабаритной мебели и др. предметов бытового назначения, усиливается выразительность цвета и фактуры в декоративных тканях, многообразие и богатство ритма, цвета и формы в декоративной керамике, художественном стекле и т. д. Богатые эстетические возможности, заложенные в природе материала и особенностях технологического процесса, раскрываются в различных видах керамики (В. С. Васильковский, И. Е. Лясс, В. Н. Ольшевский, В. Н. Цыганков в РСФСР; Н. Кикнадзе, Ш. Нариманишвили, Ж. Почхидзе, Р. Яшвили в Грузии; Ю. Адомонис, М. Врубляускас в Литве; С. Озолиня в Латвии и др.), художественном стекле (Г. А. Антонова, С. М. Бескинская, Д. Н. и Л. Н. Шушкановы, Е. И. Рогов в РСФСР; М. А. Павловский на Украине; В. С. Мурахвер, С. Я. Раудвеэ в Белоруссии и др.), чеканке по металлу, особенно развитой в Грузии (К. Гурули, М. Кутателадзе, И. Очиаури и др.), художественном текстиле (А. А. Андреева, Н. М. Жовтис, А. Л. Забелина в РСФСР; Ю. Бальчиконис, Р. Блустова, Э. Вигнере, З. Вогелене, Р. Ясудите в Литве; Р. Хеймрат в Латвии; М. Адамсон, Э. Реэметс, Э. Ханзен, Л. Эрм в Эстонии). Наряду с изделиями новых форм производятся и традиционные художественные предметы с элементами ручного изготовления (керамика Дагестана и Закарпатья, фарфор Гжели, расписные изделия Хохломы, дымковская глиняная игрушка и т. д.), придающие современному жилому интерьеру индивидуальную выразительность и теплоту. Важное значение для создания благоприятных условий дальнейшего развития традиционных форм декоративно-прикладного искусства имело постановление ЦК КПСС от 27 февраля 1975 «О народных художественных промыслах».

К. Гурули. «Руставели». Латунь, дерево. 1965. Музей искусства народов Востока. Москва. СССР. Литература и искусство.

К. Гурули. «Руставели». Латунь, дерево. 1965. Музей искусства народов Востока. Москва.

В. С. Мурахвер. Декоративный комплект «Ярило». Стекло. 1967. СССР. Литература и искусство.

В. С. Мурахвер. Декоративный комплект «Ярило». Стекло. 1967.

  Плодотворно развиваются различные отрасли художественного конструирования промышленной продукции, чему способствовало постановление Совета Министров СССР от 28 апреля 1962, обязавшее все министерства, ведомства и организации «обеспечить систематическое повышение качества продукции машиностроения и товаров культурно-бытового назначения путем широкого использования методов художественного конструирования, позволяющих создавать удобные в эксплуатации, недорогие и красивые изделия», и постановление Совета Министров СССР от 18 октября 1968 «Об улучшении использования достижений технической эстетики в народном хозяйстве», дополнительно стимулировавшее внедрение методов дизайна в художественную промышленность.

  Решения партии способствовали укреплению связи советского искусства с жизнью, с практикой строительства коммунистического общества, с борьбой за мир. В центре внимания художников оказались нравственные идеалы, этические проблемы, характерные для периода развитого социалистического общества. Непосредственное участие искусства в созидательной деятельности народа получило новое выражение в работе коллективов художников на ответственных участках народного хозяйства, в тематических выставках [среди крупнейших из них — «50 лет Советской власти» (1967) и «Слава Труду!» (1976), посвященная 25-му съезду КПСС; обе выставки были проведены в Москве], организованных в городах, на предприятиях и новостройках, в колхозах и совхозах. Расширяются международные связи советского искусства (совместные выставки и обмен выставками, укрепление творческих контактов советских художников с мастерами искусства др. социалистических стран, с представителями прогрессивных направлений в искусстве капиталистических и развивающихся стран). См. также раздел Архитектура и изобразительное искусство в статьях о союзных республиках.

  О. И. Сопоцинский.

Литература и искусство
Литература
Архитектура и изобразительное искусство
Советское изобразительное и декоративно-прикладное искусство
Советские архитектура и градостроительство
Музыка
Танец, балет
Танец
Балет
Драматический театр
Цирк
Эстрада
Художественная самодеятельность
Кино
Международные культурные связи СССР
Так же Вы можете узнать о...


Первоцвет, примула (Primula), род растений семейства первоцветных.
Пирамида (в геометрии) Пирамида (от греч. pyramis, родительный падеж pyramidos), многогранник, одной из граней которого служит многоугольник (основание П.
Подъёмно-транспортные машины, устройства для перемещения грузов и людей в вертикальной, горизонтальной и наклонной плоскостях.
Порфир (от греч. porphyreos — пурпурный), общее название эффузивных палеотипных кислых горных пород, имеющих порфировую структуру.
Провизорные органы (от нем. provisorisch — предварительный, временный), временные органы зародышей и личинок многоклеточных животных, исчезающие в процессе их дальнейшего развития; обеспечивают важнейшие функции организма до сформирования и начала функционирования органов, характерных для взрослых животных.
Путинцево, посёлок городского типа в Восточно-Казахстанской области Казахской ССР, подчинён Зыряновскому горсовету.
Рассадопосадочная машина, предназначена для высадки рассады овощных культур, табака, махорки и др.
Рёпке Вильгельм

Рёпке (Ropke) Вильгельм (10.
Румба (исп. rumba), бальный танец мексиканского происхождения, использующий элементы народного кубинского танца с остросинкопированным ритмом.
Сан-Стефанский мирный договор 1878, прелиминарный договор, завершивший русско-турецкую войну 1877—78.
Северо-Сахалинская равнина, низменная равнина на севере о.
Сигерист Генри Эрнст Сигерист, Зигерист (Sigerist) Генри Эрнст (7.
Слащов Яков Александрович [12(24). 12. 1885, Петербург, — 11.