архитектура и градостроительство"> архитектура и градостроительство"> архитектура и градостроительство">

СССР. Литература и искусство Советские архитектура и градостроительство

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
ЛI ЛА ЛЕ ЛЁ ЛЖ ЛИ ЛЛ ЛО ЛУ ЛХ ЛЧ ЛЫ ЛЬ ЛЭ ЛЮ ЛЯ
ЛИА
ЛИБ
ЛИВ
ЛИГ
ЛИД
ЛИЕ
ЛИЗ
ЛИЙ
ЛИК
ЛИЛ
ЛИМ
ЛИН
ЛИО
ЛИП
ЛИР
ЛИС
ЛИТ
ЛИУ
ЛИФ
ЛИХ
ЛИЦ
ЛИЧ
ЛИШ

Советские архитектура и градостроительство

Великая Октябрьская социалистическая революция, упразднив частную собственность на орудия и средства производства, землю и крупное городское домовладение, а также положив начало государственному планированию народного хозяйства, определила принципиально новый, соответствующий интересам всего народа этап развития архитектуры и градостроительства. Рожденные революцией социально-экономические условия позволили решать крупные градостроительные задачи, вызвали необходимость разработки ранее не существовавших в стране типов жилых и общественных зданий (дворцов культуры, рабочих клубов, детских садов и др.). Уже в 1918—19 были созданы первые  архитектурные мастерские в Москве (под руководством А. В. Щусева) и в Петрограде (под руководством И. А. Фомина) для работы над проектами упорядочения их планировки и застройки; началась работа над генеральными планами Ярославля и др. городов. Однако в тяжёлые годы Гражданской войны 1918—20 творческая деятельность архитекторов ограничивалась преимущественно проектированием, участием в осуществлении плана монументальной пропаганды, созданием конкурсных проектов крупных общественных зданий нового социального назначения. Эти проекты ярко отразили революционный размах и романтику первых лет Советской власти.

  После окончания Гражданской войны и перехода к восстановлению народного хозяйства началось выполнение составленного в 1920 плана ГОЭЛРО. Были построены Волховская ГЭС (1918, 1921—26, арх. О. Р. Мунц, В. А. Покровский, инж. Г. О. Графтио и др.), Земо-Авчальская ГЭС в Грузии (1-я очередь — 1923—27, арх. А. Н. Кальгин и др.) и другие электростанции, ставшие одними из первых произведений советской промышленной архитектуры. Сооружение Волховской ГЭС было также одним из первых примеров комплексного строительства гидротехнического сооружения и рабочего посёлка при нём. С середины 20-х гг. развернулось значительное жилищное строительство в крупных промышленных центрах. При этом решалась важная социальная задача преобразования неблагоустроенных рабочих окраин в красивые и удобные для жизни районы с дет. садами и яслями, школами, медицинскими и культурно-просветительными учреждениями. Так, например, в Ленинграде была реконструирована часть района Нарвской заставы, где на Тракторной улице и других участках в 1925—27 были построены кварталы многоэтажных домов (арх. А. С. Никольский, А. И. Гегелло, Г. А. Симонов), школа (арх. Никольский и др.), а в 1929—31 фабрика-кухня — универмаг (арх. А. К. Барутчев, И. А. Гильтер и др.). Перестройка рабочих районов велась в Москве [жилые массивы в районе Дубровских улиц (1926—1927, арх. М. И. Мотылёв, Д. Н. Молоков, А. В. Юганов и др.) и бывшей Дангауэровки (1929—35, арх. Мотылёв, Б. Н. Блохин и др., инж. В. Кардо-Сысоев и др.)], Баку (посёлок им. С. Шаумяна, 1921—30, арх. А. В. Самойлов), в Донбассе. В 1923 в Москве открылась Всероссийская сельскохозяйственная и кустарно-промышленная выставка. Под рук. арх. И. В. Жолтовского и Щусева был создан яркий и праздничный комплекс деревянных павильонов и сооружений, в которых изобретательное использование деревянных конструкций своеобразно сочеталось как с традиционными формами национальной архитектуры народов СССР, так и с новыми творческими приёмами.

А. С. Никольский, А. И. Гегелло, Г. А. Симонов. Жилой комплекс на Тракторной улице в Ленинграде. 1925—27. СССР. Литература и искусство.

А. С. Никольский, А. И. Гегелло, Г. А. Симонов. Жилой комплекс на Тракторной улице в Ленинграде. 1925—27.

А. И. Гегелло, Д. Л. Кричевский. Дворец культуры имени М. Горького в Ленинграде. 1925—27. СССР. Литература и искусство.

А. И. Гегелло, Д. Л. Кричевский. Дворец культуры имени М. Горького в Ленинграде. 1925—27.

  В ходе социалистической индустриализации страны в годы 1-й пятилетки (1929—32) развернулось интенсивное строительство многочисленных промышленных предприятий, шахт, крупных ГЭС и др. Среди них были такие индустриальные гиганты, как Магнитогорский и Кузнецкий металлургические комбинаты, Волгоградский, Челябинский и Харьковский тракторные заводы, Московский шарикоподшипниковый завод, Уральский завод тяжёлого машиностроения и мн. др. Уже в эти годы определился качественно новый характер архитектуры промышленных зданий: большое внимание уделялось бытовым помещениям (столовым, душевым и пр.), улучшающим условия работы трудящихся.  значительным достижением архитектуры и строительной техники стало строительство Днепрогэса им. В. И. Ленина (1927—32, А. А., К. А. и Л. А. Веснины, С. Г. Андриевский, Н. Я. Колли, Г. М. Орлов и др., инженер И. Г. Александров). Лаконичная, функционально оправданная архитектура станции определила выразительный образ мощного гидротехнического сооружения. В связи с массовым промышленным строительством был создан ряд крупных специализированных проектных организаций, в том числе институт по проектированию машиностроительных заводов (Гипромаш), институт по проектированию металлургических заводов (Гипромез), институт по проектированию гидростанций (Гидропроект и др.), что способствовало быстрому профессиональному росту кадров инженеров и архитекторов, работающих в области промышленного строительства (И. С. Николаев, Е. М. Попов, А. С. Фисенко и мн. др.).

Г. М. Орлов, Ю. Н. Гамбург и др., главный инженер Г. К. Суханов. Братская ГЭС им. 50-летия Великого Октября. Архитектурная часть — 1960—68. СССР. Литература и искусство.

Г. М. Орлов, Ю. Н. Гамбург и др., главный инженер Г. К. Суханов. Братская ГЭС им. 50-летия Великого Октября. Архитектурная часть — 1960—68.

  Индустриализация вызвала быстрый рост небольших старых городов, часто почти полностью изменивших свой прежний облик [напр., Дзержинск (арх. О. А. Сергеев), Запорожье (арх. И. И. Малозёмов), Караганда (арх. А. И. Кузнецов), Новокузнецк (арх. Б. Е. Светличный) и др.], а также строительство новых городов [Комсомольск-на-Амуре (Б. И. Данчич)и др.]. Наряду с Москвой и Ленинградом большие работы по реконструкции развернулись в Свердловске (по генеральному плану 1926—1927, арх. С. В. Домбровский и др.), Ереване (по генеральному плану 1924, арх. А. И. Таманян). Реконструкция старых и строительство новых городов проводились на основе генеральных планов перспективного развития населённых пунктов, рассчитанных на 20—25 лет. Для их разработки были созданы крупные институты по проектированию городов — Гипрогор в Москве и Ленинграде, Гипроград в Харькове, архитектурно-планировочные управления в ряде крупных городов. Под новую застройку отводились наиболее благоприятные в санитарно-гигиеническом отношении территории. Эти требования учитывались и при планировке городов на основе составленных норм плотности застройки, озеленения минимальных разрывов между жилыми массивами и промышленными предприятиями. Наряду с жилищами строились школы, детские сады, магазины, клубы и другие учреждения культурно-бытового обслуживания, создавались парки и скверы, сооружались системы водоснабжения и канализации. За годы 1-й пятилетки были построены жилые дома общей площадью 56,9 млн. м2. Строились и крупные общественные здания, в том числе Дворец культуры им. М. Горького (1925—1927, арх. Гегелло, Д. Л. Кричевский) и Кировский райсовет (1930—35, арх. Н. А. Троцкий) в Ленинграде, институт В. И. Ленина (ныне институт марксизма-ленинизма; 1924—27, арх. С. Е. Чернышев), дом газеты «Известия» (1925—27, арх. Г. Б. Бархин) и комбинат газеты «Правда» (1929—35, арх. П. А. Голосов), 1-я очередь Дворца культуры Пролетарского района (ныне Дворец культуры автомобильного завода им. И. А. Лихачева; 1930—1934, арх. братья Веснины) в Москве; Дом Госпрома (1925—29, арх. С. С. Серафимов и др.) и Дворец культуры железнодорожников (завершен в 1952, арх. А. И. Дмитриев) в Харькове. Много внимания уделялось строительству заводских и сельских клубов; большую изобретательность в их проектировании проявили арх. К. С. Мельников [например, клубы им. Русакова (1927—29) и завода «Каучук» (1927)], И. А. Голосов [клуб им. Зуева (1928) — все в Москве] и др. В архитектуре многих из этих зданий в контрастном и порой несколько схематичном сопоставлении геометризованных лаконичных объёмов больших глухих плоскостей стен и остеклённых поверхностей, в асимметричном, функционально обоснованном расположении помещений проявились черты конструктивизма, одного из направлений в советской архитектуре тех лет. Выдающимся произведением советской архитектуры стал Мавзолей В. И. Ленина (выстроен в 1924 из дерева и в 1929—30 заменен каменным, арх. Щусев); здание органично вписано в исторически сложившийся архитектурный ансамбль Красной площади и определило её новое идейно-художественное содержание.

Стрелка Васильевского острова в Ленинграде. Справа — здание Биржи (1805—10, арх. Ж. Тома де Томон). СССР. Литература и искусство.

Стрелка Васильевского острова в Ленинграде. Справа — здание Биржи (1805—10, арх. Ж. Тома де Томон).

  На новом пути советской архитектуры наряду с достижениями проявились и недостатки (однообразная строчная застройка ряда новых жилых районов, отставание городского хозяйства старых городов от быстро выросших потребностей населения и др.). В 1931 Пленум ЦК ВКП(б) принял широкую программу мероприятий по реконструкции городского хозяйства Москвы и других городов. Его решения оказали положит. влияние на развитие градостроительства. Становление советской архитектуры проходило в острой борьбе творческих архитектурных группировок, наиболее активными из которых были АСНОВА (Ассоциация новых архитекторов; основана в 1923) и ОСА (Общество современных архитекторов; основано в 1925). Член АСНОВА (Н. А. Ладовский, В. Ф. Кринский и др.) провозглашали необходимость полного изменения образного строя архитектуры на основе новых стройматериалов и конструкций и синтеза искусств, но практически многие из них придерживались формалистических взглядов. Члены ОСА предлагали т. н. функциональный метод, основанный на всестороннем учёте функционального назначения зданий, на использовании новых строит. конструкций и материалов. В своей практической деятельности ведущие члены ОСА (братья Веснины, М. Я. Гинзбург и др.) придавали важное значение идейно-художественной стороне зодчества, но многие др. последователи конструктивизма её недооценивали и игнорировали архитектурное наследие, национальное своеобразие архитектуры, порой не считались с требованиями экономической и технической целесообразности строительства. Часть архитекторов старшего поколения (Жолтовский, И. А. Фомин, В. А. Щуко и др.) стремились творчески использовать наследие классической архитектуры, что, как правило, приводило к архаизации  архитектурного образа, к противоречиям между обликом и новым содержанием зданий. Постановление ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций» (1932) положило конец групповой изолированности архитекторов, сплотив их в едином Союзе советских архитекторов (см. в разделе Творческие союзы). Важную роль в определении творческой направленности советской архитектуры сыграл конкурс (1931—33) на проект Дворца Советов в Москве. Постановление Совета строительства Дворца Советов по 2-му туру конкурса призывало к творческому применению лучших приёмов классической и новой архитектуры и достижений современной строительной техники. В одобренном затем для строительства проекте дворца арх. Б. М. Иофана, В. Г. Гельфрейха и Щуко широко использовалось наследие мировой архитектуры. Эти черты проекта оказали большое влияние на формирование советской архитектуры 2-й половины 30 — начала 50-х гг.

М. Порт и др. Здание ЦК КП Эстонии в Таллине. 1968. СССР. Литература и искусство.

М. Порт и др. Здание ЦК КП Эстонии в Таллине. 1968.

  В 30-е гг. интенсивно развернулось строительство новых и реконструкция старых городов. Возникли города Электросталь в Московской области (ген. план — 1938, арх. Кузнецов и А. Н. Карнаухов), Мончегорск в Мурманской области (ген. план — 1937, арх. С. Е. Бровцев и др.) и мн. др. Характерный пример нового градостроительствастолица Таджикской ССР г. Душанбе, который быстро превратился из кишлака в большой современный красивый, хорошо озеленённый город (ген. план — 1937, арх. Н. В. Баранов, В. А. Гайкович и др.). Огромную роль в развитии градостроительства сыграло постановление ЦК ВКП(б) и СНК СССР от 10 июля 1935 «О генеральном плане реконструкции Москвы», которое определило основные принципы социалистического переустройства городов. Генеральный план (арх. В. Н. Семенов, Чернышев и др.) предусматривал ограничение роста города, разуплотнение интенсивно застроенных районов и новую планировочную организацию жилых кварталов с яслями, садами, школами и др. учреждениями обслуживания населения. Сохраняя исторически сложившуюся радиально-кольцевую систему улиц, план наметил их  значительную реконструкцию, создание новых магистралей, озеленение и благоустройство города. Вокруг Москвы проектировалось создание лесопаркового пояса. Почти полностью перестраивались водоснабжение и канализация. Благодаря строительству (1932—37) канала Москва — Волга (ныне им. Москвы; архитектурная часть — А. М. Рухлядев, Кринский, В. Я. Мовчан и др.) была решена проблема водоснабжения столицы, а р. Москва стала судоходной. В 1936—39 были построены мосты — Крымский (арх. А. В. Власов, инж. Б. П. Константинов), Большой Каменный (арх. Щуко, Гельфрейх, инж. Н. Я. Калмыков), Москворецкий (арх. Щусев, инж. В. С. Кириллов) и др. Старая Москва с её хаотич. застройкой узких улиц превращалась в город просторных проспектов, площадей и набережных. Была создана Манежная площадь (ныне им. 50-летия Октября), полностью перестроен Охотный ряд (ныне часть проспекта Маркса), где были возведены гостиница «Москва» (1932—38, арх. Щусев, О. А. Стапран, Л. И. Савельев) и дом СНК СССР (ныне Госплана СССР; 1932—36, арх. А. Я. Лангман), перестроена ул. Горького (арх. А. Г. Мордвинов и др.), реконструированы Б. Калужская ул. (ныне часть Ленинского проспекта; 1939—40, арх. Г. П. Гольц, Мордвинов, Д. Н. Чечулин и др.), 1-я Мещанская ул. (ныне часть проспекта Мира) и др. В 1935—41 в Москве было построено жилых домов общей площадью 5,2 млн. м; детских садов и яслей почти на 50 тыс. мест, свыше 400 школ. Среди крупных зданий, построенных в эти годы, — новые корпуса Библиотеки СССР им. В. И. Ленина (строительство начато в 1928, завершено в 1958; арх. Щуко, Гельфрейх), Военная академия им. М. В. Фрунзе (1937, арх. Л. В. Руднев, В. О. Мунц), Театр Советской Армии (1934—40, арх. К. С. Алабян, В. Н. Симбирцев) и др. Большим достижением явилось строительство Московского метрополитена [первый участок вступил в строй в 1935; в числе лучших станций — «Красные ворота» (ныне «Лермонтовская»; 1935) и «Площадь Свердлова» (1938) — обе арх. И. А. Фомин и др.; «Дворец Советов» (ныне «Кропоткинская»; 1935, арх. А. Н. Душкин, Я. Г. Лихтенберг) и «Маяковская» (1938—39, арх. Душкин)]; был построен комплекс Всесоюзной сельскохозяйственной выставки.

А. В. Власов, А. В. Добровольский, В. Д. Елизаров, Б. И. Приймак, А. И. Малиновский и др. Крещатик в Киеве. 1947—54. СССР. Литература и искусство.

А. В. Власов, А. В. Добровольский, В. Д. Елизаров, Б. И. Приймак, А. И. Малиновский и др. Крещатик в Киеве. 1947—54.

Н. В. Баранов, Н. Г. Агеева и др. Ансамбль площади Ленина на Арсенальной набережной в Ленинграде. 1943—70. СССР. Литература и искусство.

Н. В. Баранов, Н. Г. Агеева и др. Ансамбль площади Ленина на Арсенальной набережной в Ленинграде. 1943—70.

А. Г. Мордвинов и др. Улица Горького в Москве. Основное строительство —1937—39. СССР. Литература и искусство.

А. Г. Мордвинов и др. Улица Горького в Москве. Основное строительство —1937—39.

А. Н. Душкин, Я. Г. Лихтенберг. Станция метро «Кропоткинская». Москва. 1935. СССР. Литература и искусство.

А. Н. Душкин, Я. Г. Лихтенберг. Станция метро «Кропоткинская». Москва. 1935.

  Вслед за генеральным планом реконструкции Москвы был разработан генерального план развития Ленинграда (1935—36, арх. Л. А. Ильин, В. А. Витман и др.; 1938—1940, арх. Баранов, А. И. Наумов и др.). Здесь не было неотложной необходимости в коренной реконструкции центра — новое строительство развернулось на свободных территориях в южных и восточных районах: на Московском проспекте (арх. Гегелло, Г. А. Симонов, Троцкий и др.), на Малой Охте (арх. Симонов, Б. Р. Рубаненко и др.), на Щемиловке (арх. Е. А. Левинсон, И. И. Фомин и др.) и в Автово (арх. А. А. Оль, С. М. Бровцев и др.). В 1933—41 было построено 1,6 млн. м2 жилой площади, 221 школа, дет. садов и яслей почти на 30 тыс. мест, Дом Советов (1936—40, арх. Троцкий и др.), здания Московского (1930—35) и Невского (1937—40) райсоветов (оба — арх. И. И. Фомин и др.).

Б. Р. Рубаненко, Е. М. Кутырев и др. Центр Тольятти. 1960—70-е гг. СССР. Литература и искусство.

Б. Р. Рубаненко, Е. М. Кутырев и др. Центр Тольятти. 1960—70-е гг.

  Реконструкция охватила сотни городов, в том числе столицы союзных республик и промышленные центры. Осуществлялись генеральные планы развития Харькова (1934, арх. А. М. Касьянов и др.), Тбилиси (1934, арх. Малоземов, Э. Курдиани, Г. Гогава), Баку (1937, арх. Баранов, В. А. Гайкович, Ильин и др.), Еревана (1936, арх. Малоземов, Н. Заргарян, С. Клевицкий), Горького (1937, арх. Н. А. Солофненко и др.), Ярославля (1936—37, арх. Баранов, В. А. Гайкович), Казани (1936—37, арх. И. С. Носов), Челябинска (1937, арх. Витман и др.), Минска (утвержден в 1938; арх. Витман, Ю. М. Киловатов и др.), Ташкента (1938, арх. Кузнецов и др.) и многих других городов. Началось активное преобразование курортов Кавказа и Южного берега Крыма.

  Увеличились объёмы жилищного строительства: во 2-й пятилетке построены жилые дома общей площадью 67,3 млн. м2. В 1936 было принято постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) «Об улучшении строительного дела и об удешевлении строительства». Развивались индустриальные методы возведения здании, основанные на заводском изготовлении стандартизированных строит. элементов (лестничных маршей, частей перекрытий и др.), применении поточно-скоростного метода строительства, концентрации жилых домов в крупных массивах, что позволило уменьшить сроки строительства и снизить его стоимость. Увеличились количество квартир на одну лестничную площадку (с 2 до 4—6 квартир) и глубина жилых корпусов, улучшились оборудование и отделка квартир. В годы 2-й и 3-й пятилеток в Москве и Ленинграде началось строительство жилых домов из крупных блоков. В 1933—40 большой размах получило строительство массовых общественных зданий (построены 24 103 школы на 7169 тыс. учащихся, детские сады и ясли на 420 тыс. мест). Среди многих крупных общественных построек — здания Верховного Совета УССР (1936—39, арх. В. И. Заболотный) и СНК УССР (1934—38, арх. И. А. Фомин и П. В. Абросимов) в Киеве, Грузинского филиала института марксизма-ленинизма в Тбилиси (1938, арх. Щусев), административное здание в Сочи (1934—36, арх. Жолтовский), Дом правительства Армянской ССР в Ереване (1926—41, арх. А. И. и Г. А. Таманян), Музей им. Низами в Баку (завершен в 40-е гг., арх. С. А. Дадашев и М. А. Усейнов), Дом правительства БССР в Минске (1930—33, арх. И. Г. Лангбард), Дом правительства Таджикской ССР в Душанбе (полностью завершен в 1948—49, арх. С. Л. Анисимов и др.). Архитектура Советского павильона на Всемирной выставке 1937 в Париже впечатляюще отразила величие первой страны социализма (арх. Иофан, скульптор Мухина). В облике общественных зданий наиболее полно проявилось характерное для этого времени стремление к идейно-художественной выразительности архитектурных образов, основанных на использовании классического наследия и традиций национального зодчества. Однако некритическое обращение к архитектурным формам прошлого нередко приводило к архаизму, чрезмерной монументализации, механическому применению многочисленных декоративных элементов, перегружающих фасады, к схематизации функциональных решений общественных зданий и, как следствие, к эксплуатационным неудобствам, к увеличению стоимости строительства.

А. Таманян. Ансамбль площади Ленина в Ереване с Домом правительства Армянской ССР. 1926—41. СССР. Литература и искусство.

А. Таманян. Ансамбль площади Ленина в Ереване с Домом правительства Армянской ССР. 1926—41.

  Во 2-й и 3-й пятилетках в нарастающем объёме строились новые крупные промышленные предприятия, транспортные и гидротехнические сооружения: продолжались коренная реконструкция Московского автомобильного завода (архитектурная часть — Е. М. Попов и др.), строительство Горьковского автомобильного завода (руководитель архитектурной части А. С. Фисенко), Сталинградского тракторного завода (рук.  архитектурной части И. С. Николаев), сооружен Беломорско-Балтийский канал, ряд ГЭС и др. Значительно расширилось применение металлических конструкций и сборного железобетона, улучшилось благоустройство и озеленение заводских территорий, совершенней стали градостроительные решения, определяющие сочетание планировки и застройки предприятий с окружающими их городскими районами.

  В 30-е гг. в сельской местности формировались новые типы жилых, общественных и хозяйственных построек; проектные организации приступили к созданию типовых проектов животноводческих помещений и др. Зерносовхоз «Гигант» (проект — 1928, арх. Е. И. Ермишанцев, Голосов и др.) — один из первых комплексов, включающих сооружения для крупного сельскохозяйственного производства с благоустроенным посёлком.

  В начальный период Великой Отечеств. войны 1941—45 основной задачей архитектуры стало ускоренное строительство производственных зданий для размещения перебазировавшихся на Восток промышленных предприятий и жилищ для рабочих. Архитекторы осваивали местные строительные материалы, разрабатывали экономичные типовые жилые секции, облегчённые деревянные и каменные конструкции зданий; развивалось деревянное домостроение. В Москве, несмотря на трудности военного времени, в 1943—44 были введены в эксплуатацию 2 новые линии метрополитена. В годы войны фашистские захватчики разрушили сотни городов и свыше 70 тыс. сёл и деревень. Около 25 млн. чел. осталось без крова, были превращены в руины такие крупные города, как Сталинград, Минск, Севастополь, Новгород, Витебск, Псков, Великие Луки и мн. др.; тяжелейшим разрушениям подверглись Ленинград, Харьков, Ростов-на-Дону, Киев. Были уничтожены 82 тыс. школ, 40 тыс. больниц, поликлиник и др. медицинских учреждений, 44 тыс. зданий театров, клубов, домов культуры и др., разрушены многие памятники архитектуры, в том числе в Ленинграде и его пригородах, Московской области, в Новгороде, Пскове, Киеве, Чернигове, Смоленске, Риге, Вильнюсе и др. городах.

Чороны (якутские деревянные сосуды для кумыса). 19 в. СССР. Литература и искусство.

Чороны (якутские деревянные сосуды для кумыса). 19 в.

  Восстановление городов и посёлков началось ещё до окончания войны и стало одним из ярких этапов советской архитектуры и градостроительства. В 1944, после снятия блокады Ленинграда, ГКО вынес решение о первоочередных мерах по восстановлению города. Для более качественного выполнения и организации строительных работ в 1944 был создан Государственный комитет по делам архитектуры при СНК СССР. В 1945 СНК СССР принял постановление о неотложных мероприятиях по восстановлению 15 крупнейших и старейших русских городов, разработка генеральных планов которых была поручена ведущим советским архитекторам Алабяну, Баранову, Власову, Г. П. Гольцу, Иофану, Колли, Рудневу, В. Н. Семенову, Щусеву и др. Развернулась разработка генеральных планов и 250 других городов. Разрушенные постройки и ансамбли воссоздавались не механически. Это был творческий процесс, в результате которого города становились более красивыми и удобными для населения, увеличивались озеленённые площади, совершенствовались организация городского движения и транспорта, инженерное оборудование и благоустройство. Уже со 2-й половины 1942 ленинградские архитекторы разрабатывали проект восстановления и дальнейшего развития своего города (руководитель Баранов), который в 1944 был в основном завершен. На местах разрушений создавались новые архитектурные ансамбли, улучшающие облик города; центр Ленинграда получил развитие вдоль Малой Невы к берегам Финского залива и вверх по реке до бывшей Александро-Невской лавры. В соответствии с этим замыслом был перестроен район Финляндского вокзала и на берегу Невы создан ансамбль площади Ленина, перестроена площадь Революции (обе — арх. Баранов, Н. Г. Агеева, О. И. Гурьев и др.), реконструированы район Смольного (арх. Д. С. Гольдгор, М. К. Бенуа, И. И. Фомин), район Инженерного замка и ансамбль площади Искусств (арх. Баранов, Е. И. Катонин, В. Д. Кирхоглани), район ипподрома (арх. Гегелло) и др. Выросли новые районы жилищного строительства, где сооружены проспекты Приморский (арх. Баранов, Гурьев, Агеева и др.) и Энгельса (арх. А. К. Барутчев, В. Ф. Белов и др.), завершена застройка проспекта Стачек (арх. В. А. Каменский и др.). Созданы крупные парки Победы — Приморский (арх. Никольский и др.) и Московский (арх. Катонин, Кирхоглани). К 1955 была завершена 1-я очередь метрополитена. Уже в 1944—45 в Ленинграде было восстановлено 1 млн. 568 тыс. м2 жилой площади, а в 1946—55 построены и восстановлены дома общей площадью 5,4 млн. м2.

Л. К. Адлер, Ю. И. Карпушин и др. Дворец спорта в Тольятти. 1975. СССР. Литература и искусство.

Л. К. Адлер, Ю. И. Карпушин и др. Дворец спорта в Тольятти. 1975.

  В соответствии с генеральным планом восстановления Волгоград, ранее отрезанный промышленными предприятиями и пристанями от реки, получил широкий выход к Волге (ген. план 1945 — арх. Алабян, Симбирцев, Н. Х. Поляков и др.), украсился выразительным, хорошо озеленённым ансамблем площади Павших борцов и главной набережной с парадным спуском к Волге (арх. Симбирцев, И. Е. Фиалко и др.); центральный район города был застроен комплексом многоэтажных жилых домов и общественных зданий. В Севастополе, как и в Волгограде, отстроенном почти заново, были созданы новые, удачно сочетающиеся с рельефом местности архитектурные ансамбли площадей и улиц, хорошо воспринимающиеся со стороны моря (проект детальной планировки центра — арх. Л. М. Поляков и др.; генеральный план 1946 — арх. В. М. Артюхов, Ю. А. Траутман). В Минске новая планировка и застройка центра, где вдоль проспекта Ленина была создана система впечатляющих архитектурных ансамблей и большой парк (в долине р. Свислочь), а также новая привокзальная площадь полностью преобразили город (арх. М. П. Парусников, В. А. Король, Б. Р. Рубаненко и др.).

К. С. Алябян, В. И. Симбирцев и др. Застройка набережной в центре Волгограда. Основное строительство — 1943—53. СССР. Литература и искусство.

К. С. Алябян, В. И. Симбирцев и др. Застройка набережной в центре Волгограда. Основное строительство — 1943—53.

  Были осуществлены крупные работы по восстановлению Киева и полной реконструкции его разрушенной главной улицы — Крещатика. Новый Крещатик (1947—54, арх. Власов, А. В. Добровольский, В. Д. Елизаров, Б. И. Приймак, А. И. Малиновский) украсил город, сделал его центр более выразительным; проведены крупные работы по озеленению, создан, в частности, большой Ботаническим сад (арх. Власов и др.).

  В Москве комплексное жилищное строительство (т. е. одновременно жилых домов и зданий культурно-бытового обслуживания) в основном концентрировалось на крупных свободных площадках, в районе Песчаных улиц (арх. З. М. Розенфельд и др.) и на Юго-Западе (арх. Власов, Б. С. Мезенцев и др.). Впервые в СССР в столице началось строительство высотных зданий [административное здание на Смоленской площади (1948—52, арх. Гельфрейх, М. А. Минкус), жилые здания на Котельнической набережной (1948—52, арх. Д. Н. Чечулин, А. К. Ростковский), площади Восстания (1950—54, арх. М. В. Посохин, А. А. Мидоянц и др.) и административно-жилое здание на Лермонтовской площади (1948—53, арх. Душкин, Мезенцев); здание Московского университета (1949—53, арх. Руднев, Чернышев, Абросимов, А. Ф. Хряков), гостиница «Украина» (1957, арх. А. Г. Мордвинов)]. Размещенные в ключевых точках города, эти здания органично вошли в планировочную структуру столицы, подчеркнув её радиально-кольцевой характер, и сыграли большую градоформирующую роль; возведение высотных зданий способствовало скорейшему прогрессу строительной техники. Однако в функциональном и экономическом отношении некоторые из них имеют существенные недостатки.

В. Г. Гельфрейх, М. А. Минкус. Административное здание на Смоленской площади в Москве. 1948—52. СССР. Литература и искусство.

В. Г. Гельфрейх, М. А. Минкус. Административное здание на Смоленской площади в Москве. 1948—52.

Б. С. Мезенцев и др. Ленинский проспект в Москве. Основное строительство — 1955—57. СССР. Литература и искусство.

Б. С. Мезенцев и др. Ленинский проспект в Москве. Основное строительство — 1955—57.

В. Г. Гельфрейх, М. А. Минкус и др. Ансамбль Смоленской площади в Москве. 1948—72. СССР. Литература и искусство.

В. Г. Гельфрейх, М. А. Минкус и др. Ансамбль Смоленской площади в Москве. 1948—72.

Б. С. Мезенцев, М. П. Константинов, Г. Г. Исакович. Ленинский мемориал в Ульяновске. 1967—70. СССР. Литература и искусство.

Б. С. Мезенцев, М. П. Константинов, Г. Г. Исакович. Ленинский мемориал в Ульяновске. 1967—70.

<a target=<a target=М. В. Посохин, А. А. Мндоянц и др. Проспект Калинина в Москве. 1964—69. СССР. Литература и искусство." alt="М. В. Посохин, А. А. Мндоянц и др. Проспект Калинина в Москве. 1964—69."> СССР. Литература и искусство." alt="М. В. Посохин, А. А. Мндоянц, В. А. Свирский. Здание Совета экономической взаимопомощи. Москва. 1969.">

М. В. Посохин, А. А. Мндоянц и др. Проспект Калинина в Москве. 1964—69. СССР. Литература и искусство.

М. В. Посохин, А. А. Мндоянц и др. Проспект Калинина в Москве. 1964—69.

М. В. Посохин, А. А. Мндоянц и др. Кремлёвский Дворец съездов. Москва. 1959—61. СССР. Литература и искусство.

М. В. Посохин, А. А. Мндоянц и др. Кремлёвский Дворец съездов. Москва. 1959—61.

М. В. Посохин, А. А. Мндоянц, В. А. Свирский. Здание Совета экономической взаимопомощи. Москва. 1969.

  С 1948 по мере восстановления кирпичных заводов и других предприятий промышленности стройматериалов увеличивались масштабы строительства многоэтажных жилых домов и развивалось начатое ещё в довоенные годы крупноблочное строительство в Москве (арх. А. К. Буров, Б. Н. Блохин) и в Ленинграде (арх. С. В. Васильковский, И. М. Чайко). В середине 50-х гг. в Магнитогорске и Москве впервые были смонтированы многоэтажные крупнопанельные дома (инж. Г. Ф. Кузнецов, арх. Л. М. Врангель и др.), положившие начало последующей индустриализации жилищного строительства. В 1946—55 в стране были восстановлены и построены жилые дома общей площадью 441 млн. м2. В это время нашёл широкое применение принцип серийного типового проектирования, на основе которого были разработаны комплексные серии типовых проектов малоэтажных (1-, 2-,3-этажных) домов (арх. Д. С. Меерсон, С. П. Тургенев и др.). Внедрение типовых проектов позволило ускорить восстановление разрушенных городов и строительство новых. В 4-й и 5-й пятилетках были построены 10 164 школы на 3093 тыс. учащихся, детские сады и ясли на 518 тыс. мест, больницы и поликлиники на 140 тыс. коек.

Дольмен близ Каменномостского поселка (Краснодарский край). 2-е тыс. до н. э. СССР. Литература и искусство.

Дольмен близ Каменномостского поселка (Краснодарский край). 2-е тыс. до н. э.

  В послевоенное десятилетие завершено строительство ряда крупных общественных зданий и сооружений и построены новые: стадион им. С. М. Кирова (около 100 тыс. зрителей; 1932—50, арх. Никольский и др.) в Ленинграде, Театр оперы и балета им. А. Навои на 1200 мест (1938—47, арх. Щусев) в Ташкенте, Дом правительства Грузинской ССР в Тбилиси (1938—53, арх. В. Д. Кокорин, Г. Лежава) и Дом правительства Азербайджанской ССР в Баку (1952, арх. Руднев, В. О. Мунц), большой крытый Центральный рынок (1952, арх. Г. Г. Агабабян) в Ереване, здание Театра оперы и балета им. С. Айни (1939—46, арх. Д. И. Билибин, В. Д. Голли, А. А. Юнгер) в Душанбе, и др. В короткие сроки были сооружены Волго-Донской судоходный канал им. В. И. Ленина и Цимлянский гидроузел (1948—52, архитектурная часть проекта Л. М. Поляков и др.), началось строительство крупнейшей Волжской ГЭС им. В. И. Ленина около Куйбышева (с 1951, архитектурная часть проекта Р. А. Якубов и др.).

В. Д. Кокорин, Г. Лежава и др. Дом правительства Грузинской ССР в Тбилиси. 1938—53. СССР. Литература и искусство.

В. Д. Кокорин, Г. Лежава и др. Дом правительства Грузинской ССР в Тбилиси. 1938—53.

  Восстановление сельских населённых мест было в основном закончено к 1950; первоначально строились преимущественно рубленые одноэтажные индивидуальные дома. Постепенно в колхозах и особенно в совхозах вводилась застройка по специально разработанным генеральным планам. В отдельных сёлах [напр., Некрасове Калининской области (арх. В. С. Рязанов), совхоз «Караваево» Костромской области (1945, арх. В. А. Остроумов и др.)] жилые, общественные и производственные здания возводились по индивидуальным проектам. Удачно в функциональном и архитектурно-художественном отношении были решены производственные зоны Адлерского, Гагринского и Хостинского совхозов (1948—51, арх. Т. И. Макарычев и др.). Увеличилось строительство школ и клубов (преимущественно по типовым проектам), которые заметно повлияли на общий облик сельских населённых мест.

Общий вид Псковского кремля. Основное строительство — 14—16 вв. Реставрация — 1950—60-е гг. (архитектор А. А. Воробьёв и др.). СССР. Литература и искусство.

Общий вид Псковского кремля. Основное строительство — 14—16 вв. Реставрация — 1950—60-е гг. (архитектор А. А. Воробьёв и др.).

  Уже к 1950 на уровне достигнутого технического прогресса была завершена 1-я очередь восстановления крупных промышленных предприятий (6200), транспортных сооружений, основной части разрушенных жилых домов и общественных зданий. Начали строиться новые города — Рустави в Грузинской ССР (с 1944, арх. М. Н. Непринцев и др.), Кохтла-Ярве в Эстонской ССР (с 1946) и Ангарск в Иркутской области (с 1948; оба арх. Е. Я. Витенберг и др.), Сумгаит в Азербайджанской ССР (с 1949, арх. О. М. Исаев и др.), Новая Каховка в Украинской ССР (1952, арх. А. Д. Моторин и др.). Большой размах в послевоенное десятилетие приобрела реставрация памятников архитектуры (были реставрированы также ансамбли кремлей).

  Громадные по масштабам работы по восстановлению населённых мест стали новым, более зрелым этапом развития советского градостроительства и архитектуры, в котором ярко воплотились принципы социалистической планировки и застройки городов. Однако, несмотря на эти достижения, общая художественная направленность архитектуры всё более вступала в противоречие с реальными социально-экономическими потребностями, достижениями технического прогресса в области строительства. Повсеместное, часто механическое использование архитектурного наследия, пышных архитектурных форм прошлого было чуждо назначению современных зданий и сооружений, затрудняло внедрение типизации жилых, общественных и производств. зданий, тормозило развитие крупнопанельного домостроения. Назрела неотложная потребность решит. перестройки стилистической направленности архитектуры, создания необходимых предпосылок для перевода строительства на индустриальную основу. Всесоюзное совещание архитекторов и строителей (декабрь 1954), постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве» (1955), 2-й Всесоюзный съезд архитекторов (1955) были посвящены вопросам перестройки творчества зодчих и наметили пути дальнейшего развития архитектуры на основе широкой индустриализации строительства. Важную роль в теории и практике архитектуры сыграло Всесоюзное совещание по градостроительству, проведённое в 1960 по инициативе ЦК КПСС и Совета Министров СССР, обсудившее насущные задачи планировки и застройки городов и определившее прогрессивные пути их решения.

  Наступил новый период развития градостроительства и архитектуры, основанный на широком внедрении достижений научно-технической революции. Наиболее существ. успехи достигнуты в 60—70-х гг. В это время были составлены долговременные прогнозы развития градостроительства, разработана основа районной планировки в масштабе всей территории страны, началось внедрение приёмов т. н. группового расселения (особенно в районах строительства крупных производственно-энергетических комплексов), теоретически осмыслены и практически применены новые принципы планировочной и пространственной структуры городов: создание производственно-жилых районов, ступенчатая система организации жилой застройки (жилой район — микрорайон), учёт динамического долговременного развития городов в ходе крупномасштабных работ по реконструкции старых и созданию новых их центров, более эффективные мероприятия по сохранению ценной архитектурной и природной среды и др. Большое внимание уделяется проблеме оздоровления и сохранения чистоты городской атмосферы, особенно в крупных городах (например, Москва занимает одно из первых мест среди столиц мира по благоустройству и чистоте атмосферы).

А. И. Мешков. Комплекс жилых домов в районе улицы Усачёва в Москве. 1924—30. СССР. Литература и искусство.

А. И. Мешков. Комплекс жилых домов в районе улицы Усачёва в Москве. 1924—30.

  Бурное развитие производит. сил страны вызвало интенсивное строительство новых городов (в 1971—76 образовано 99 городов), где развернулось промышленное и массовое жилищно-гражданское строительство. Были построены Братск (арх. Х. А. Бутусов, Я. Г. Грозовский и др.), Зеленоград под Москвой (арх. И. Е. Рожин, И. А. Покровский и др.), научный городок Сибирского отделения АН СССР в Новосибирске (арх. М. А. Белый, А. С. Михайлов и др.), Навои в Узбекской ССР (арх. А. В. Коротков, И. Б. Орлов, Н. И. Симонов и др.), Шевченко в Казахской ССР (арх. И. Б. Орлов, Н. И. Симонов, Г. М. Вылегжанин и др.), Тольятти в Куйбышевской области (арх. Б. Р. Рубаненко, В. А. Шквариков, Е. И. Кутырёв и др.), Набережные Челны в Татарской АССР (арх. Рубаненко, Кутырёв и др.), Усть-Илимск в Иркутской области (арх. В. И. Смирнов и др.), Нижневартовск (арх. Е. В. Чапкин и др.) и Надым (арх. Э. С. Кунцман, В. И. Лапоногов и др.) в Тюменской области и мн. др. Внимательнее, чем ранее, учитывались местные природно-климатические условия. Например, в Навои и Шевченко, расположенных в районах с жарким, засушливым климатом на границе с пустынями Средней Азии, озеленены и обводнены городские территории. В г. Шевченко построены крупнейшие установки по опреснению морской воды. Различные новые приёмы уплотнённой застройки, предохраняющей от сильных ветров и снежных заносов, применены в условиях сурового холодного климата в городах Сургуте, Нижневартовске и Надыме на С. Тюменской области, на берегах Ангары в Усть-Илимске и др. городах Севера. В градостроительстве утвердились принципы микрорайонирования, т. е. создания первичных жилых образований, учитывающих наиболее удобные условия для повседневной жизни населения, его быта, воспитания детей дошкольного и школьного возраста. Их размеры рассчитываются в зависимости от размеров городов, плотности расселения, этажности жилых зданий на 6—12 (в малых и средних городах) или 20 тыс. жит. (в крупных городах), что позволяет разместить близко к жилищам дошкольные учреждения, школы, магазины и др. объекты повседневного обслуживания, а также изолировать территорию микрорайона от потоков городского транспорта. Возросла художественная выразительность новой застройки. Механическую привязку типовых проектов и штучную разработку индивидуальных проектов постепенно вытесняет формирование архитектурных ансамблей, в которых наряду с крупными общественными зданиями важную роль играют жилые дома, производств. здания.

А. В. Коротков, И. Б. Орлов, Н. И. Симонов и др. 4-й микрорайон г. Навои. Узбекская ССР. 1960-е гг. СССР. Литература и искусство.

А. В. Коротков, И. Б. Орлов, Н. И. Симонов и др. 4-й микрорайон г. Навои. Узбекская ССР. 1960-е гг.

  Обширные градостроит. работы проводились в Москве, где ежегодный объём жилищного строительства достигал в 1961—75 5 млн. м2(113 тыс. квартир). С 1960-х гг. быстрыми темпами велось жилищно-гражданское строительство в районах Северное Измайлово (арх. Иофан и др.), в Фили-Мазилово (арх. Гельфрейх и др.), Химки-Ховрино (арх. Алабян, Н. Н. Селиванов и др.), Юго-Запад (арх. Мезенцев, Е. Н. Стамо и др.). В 1971 утвержден новый генеральный план развития Москвы (арх. Посохин, Н. Н. Уллас и др.) в границах кольцевой автомобильной дороги на территории около 80 тыс. га. С этого времени почти всё новое жилищное строительство ведётся на свободных территориях. Наиболее удачные в архитектурном отношении районы — Давыдково (арх. Гельфрейх, А. В. Афанасьев, Е. А. Раевская и др.), Вешняки-Владычино (арх. В. В. Лебедев и др.), Матвеевское (арх. Стамо, Уллас и др.), районы Дмитревского шоссе (арх. И. И. Ловейко и др.), Тёплого Стана (арх. Я. Б. Белопольский и др.). В центре города проложен проспект Калинина, где создан крупный ансамбль (арх. Посохин, Мидоянц и др.), застроен Комсомольский проспект (арх. Мордвинов, Е. Г. Вулых и др.), завершена застройка Ленинского проспекта в Юго-Зап. районе (арх. Власов, Мезенцев, Стамо, Белопольский и др.). Сооружены Кремлёвский Дворец съездов (1959—61, арх. Посохин, Мндоянц, Стамо и др.); спортивный комплекс Центрального стадиона им. В. И. Ленина в Лужниках (1955—56, арх. Власов, Рожин, Уллас, Хряков и др.), аэровокзалы «Шереметьево» (1964) и «Домодедово» (1965; оба — арх. Г. А. Елькин, Г. В. Крюков и др.); завершены архитектурный ансамбль Смоленской площади (арх. Гельфрейх, Минкус, В. П. Соколов) и реконструкция района Зарядья, где построена крупнейшая в Европе гостиница «Россия» (1970, арх. Чечулин, П. П. Штеллер и др.); построены крупный телевизионный центр, железобетонная башня которого (высота 533 м) является выдающимся достижением строит. техники (арх. Д. И. Бурдин и др., инж. Н. В. Никитин и др.), новые линии метрополитена, мосты и путепроводы.

Д. И. Бурдин и др., инженер Н. В. Никитин и др. Башня телевизионного центра в Останкине. Москва. 1964—67. СССР. Литература и искусство.

Д. И. Бурдин и др., инженер Н. В. Никитин и др. Башня телевизионного центра в Останкине. Москва. 1964—67.

  Новый генеральный план Ленинграда (1966, арх. В. А. Каменский, А. И. Наумов, Г. Н. Булдаков и др.) творчески развивает основные положения предыдущего генерального плана восстановления и развития города.

  В связи с большим объёмом массового жилищно-гражданского строительства выросли новые жилые районы на Выборгской стороне и Малой Охте (арх. А. В. Васильев и др.), на правом берегу Невы (арх. Д. С. Гольдгор и др.), в Московском районе, где продолжен Измайловский проспект (арх. Сперанский и др.), и др. Важнейшим этапом в градостроительной истории Ленинграда явился выход застройки города к берегу моря на Васильевском острове, где после намыва большой территории создаётся приморский район и система новых архитектурных ансамблей морской набережной (арх. Баранов, С. И. Евдокимов, Каменский, Наумов, И. И. Фомин и др.). Построен ряд крупных общественных зданий, в том числе Финляндский вокзал (1960, арх. П. А. Ашастин, Баранов, Я. Н. Лукин и др.), киноконцертный зал «Октябрьский» (1967, арх. А. В. Жук, Каменский и др.), гостиница «Ленинград» (1970, арх. Сперанский и др.), аэровокзал (1974, арх. Жук и др.), застроена площадь Победы с мемориалом защитникам Ленинграда (арх. Сперанский и др.), введена в строй линия 3-й очереди метрополитена.

Е. А. Левенсон, С. И. Евдокимов. Жилые дома на Ивановской улице в Ленинграде. 1936—40. СССР. Литература и искусство.

Е. А. Левенсон, С. И. Евдокимов. Жилые дома на Ивановской улице в Ленинграде. 1936—40.

  В 1969 утвержден новый генеральный план Киева (арх. Приймак и др.); город, столетиями строившийся на правом берегу Днепра, получил дальнейшее развитие на левобережье — в Дарнице; центр ныне формируется на обоих берегах реки, где создан крупный гидропарк и обширные пляжи — место массового отдыха киевлян. Город украсили новые общественные здания — Дворец пионеров (1965, арх. А. М. Милецкий, Э. А. Бильский), Дворец культуры «Украина» (1970, арх. Е. А. Маринченко и др.), аэровокзал в Борисполе (1966, арх. А. В. Добровольский и др.). В 1960—71 вступили в строй новые линии метрополитена.

  В Минске возникло много новых жилых районов, в том числе своеобразные по характеру застройки жилой комплекс на ул. Толбухина (1966, арх. Ю. В. Шпит и др.) и жилой массив по Московскому шоссе; центр Минска развивается вдоль р. Свислочь, где расширяется парк и сооружен Дворец спорта (1966, арх. С. Д. Филимонов, В. Н. Малышев).

Ю. В. Шпит и др. Жилой комплекс на бульваре Толбухина в Минске. 1965. СССР. Литература и искусство.

Ю. В. Шпит и др. Жилой комплекс на бульваре Толбухина в Минске. 1965.

  Сильное землетрясение разрушило в 1966 значительная часть Ташкента. На помощь столице Узбекской ССР пришла вся страна, и в течение нескольких лет последствия землетрясения были устранены. Генеральный план восстановления и развития Ташкента, утвержденный Совета Министров Узбекской ССР в 1970, получил наиболее яркое воплощение в планировке и застройке центра (1966—74, арх. Л. Т. Адамов, С. Р. Адылов, Е. Г. Розанов и др.), который теперь имеет новую планировку и современный, характерный для южного города архитектурный облик. Ташкент обогатился новыми жилыми кварталами и крупными общественными сооружениями (здания Совета Министров Узбекской ССР, 1965—67, арх. Мезенцев, Розанов и др.; Ташкентского филиала Центрального музея В. И. Ленина, 1970, арх. Розанов, В. Н. Шестопалов и др.; ЦК КП Узбекистана, 1964, арх. В. Е. Березин и др.), строится 1-я линия метрополитена. Крупные градостроительные работы осуществлены в Алма-Ате (реконструирован проспект Ленина и сооружен ансамбль площади у Дворца культуры им. В. И. Ленина, 1970, арх. В. Н. Ким, Ю. Г. Ратушный, Н. И. Рипинский, Л. Л. Ухоботов и др.), Ашхабаде [ансамбль площади Карла Маркса со зданием Республиканской библиотеки им. К. Маркса (1965—1976, арх. А. Ахмедов и др.)], Баку, Тбилиси, Ереване.

Е. Г. Розанов, В. Н. Шестопалов, Ю. А. Болдычев. Ташкентский филиал Центрального музея В. И. Ленина. 1970. СССР. Литература и искусство.

Е. Г. Розанов, В. Н. Шестопалов, Ю. А. Болдычев. Ташкентский филиал Центрального музея В. И. Ленина. 1970.

  Проведены крупные, имеющие большое идейно-художественное значение работы по реконструкции Ульяновска: преобразован городской центр и в ознаменование 100-летия со дня рождения В. И. Ленина построен ансамбль Ленинского мемориала (арх. Мезенцев, М. П. Константинов и др.). Большое промышленное и жилищно-гражд. строительство ведётся в Горьком: реконструирована  значительная часть заокских районов, где создаётся архитектурный ансамбль площади Ленина (арх. В. В. Воронков и др.). Завершается ансамбль главной площади и построен Дом Советов в Перми (1975, арх. Мезенцев, А. И. Пилихин и др.).

Б. С. Мезенцев, А. И. Пилихин. Дом Советов в Перми. 1975. СССР. Литература и искусство.

Б. С. Мезенцев, А. И. Пилихин. Дом Советов в Перми. 1975.

  Преобразился облик Владивостока: создан новый обширный жилой район. Второй Северной речки (арх. Т. Н. Дружинина и др.) и перестроены районы Корейской слободы (арх. Е. Л. Иохелес и др.), Минной гавани (арх. В. С. Дубов и др.), создаётся ансамбль главной площади на берегу бухты Золотой Рог (арх. Розанов и др.). Также интенсивно застраиваются Хабаровск, Красноярск, Новосибирск, Омск, Свердловск, Челябинск, Уфа, Волгоград, Куйбышев, Ярославль, Псков, Новгород, Архангельск, Мурманск и многие др. города.

Т. Н. Дружинина и др. Жилой район Вторая Речка во Владивостоке. 1965—67. СССР. Литература и искусство.

Т. Н. Дружинина и др. Жилой район Вторая Речка во Владивостоке. 1965—67.

  Объёмы жилищно-гражданского строительства из года в год возрастают (с 1966 ежегодно вводится свыше 100 млн. м2 полезной жилой площади; в 1966—75 улучшили жилищные условия более 111 млн. чел.; ежегодно около 11 млн. чел. получали квартиры в новых домах или расширяли занимаемую площадь в существующих домах (при этом уровень бытовых удобств был значительно повышен). По общим объёмам жилищного строительства СССР занял одно из ведущих мест в мире. Увеличение объёмов жилищно-гражданского строительства основано на постоянном росте крупнопанельного полносборного домостроения, удельный вес которого к 1975 по стране достиг 50%, а в отдельных городах и более высокого уровня (в Москве — 83% , в Ленинграде — около 80%, в Тольятти — 84%, в Братске — 97%).

Укреплённые жилища в селе Шатили (Хевсуретия, Грузинская ССР). Позднее средневековье. СССР. Литература и искусство.

Укреплённые жилища в селе Шатили (Хевсуретия, Грузинская ССР). Позднее средневековье.

  Наряду с достижениями в массовом; жилищно-гражданском строительстве проявились и отрицат. явления: однообразие застройки, наличие многих примеров невысокого качества строительства, в ряде городов — отставание инженерного оборудования и благоустройства жилых территорий и строительства зданий культурно-бытового обслуживания. Для преодоления этих недостатков в 1969 ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление «О мерах по улучшению качества жилищно-гражданского строительства». В соответствии с этим постановлением проводится перестройка оборудования домостроительных комбинатов, которая даёт возможность производить различные типы жилых зданий, типовые блок-секции или отдельные инженерные конструкции; изменена методика типового проектирования, позволившая создавать многообразные сочетания разнотипных блок-секций, различные по этажности и протяжённости жилые дома; расширены возможности разработки индивидуальных проектов и т. д. Разработаны и с 1973 внедряются улучшенные типы жилых домов, в которых увеличена общая площадь квартир, размеры комнат, кухонь, ванных. Всё это помогает преодолеть однообразие застройки, не сглаживая, а выявляя индивидуальные архитектурно-художественные, исторически сложившиеся особенности, своеобразие внешнего облика городов. Больших успехов добились зодчие Вильнюса, по проектам которых созданы в 60—70-е гг. новые жилые районы, наиболее значительным из которых является Лаздинай (арх. В. Чеканаускас, В. К. Бальчюнас, В. Бредикис, Г. Валюшкис и др.); застройка здесь отличается выразительностью объёмно-пространственных решений, хорошо сочетающихся с рельефом местности и зелёными насаждениями. На высоком уровне благоустройства и комплексного обслуживания созданы жилые районы в г. Тольятти (арх. Б. Р. Рубаненко, Е. Л. Иохелес, Г. А. Градов и др.).

В. Чеканаускас, В. Бредикис. Жилой район Лаздинай в Вильнюсе. 1967—70. СССР. Литература и искусство.

В. Чеканаускас, В. Бредикис. Жилой район Лаздинай в Вильнюсе. 1967—70.

  Разработаны прогрессивные типы лечебно-оздоровительных зданий: выразительнее стал их архитектурный облик, улучшилось сочетание застройки с природной средой [санаторий «Сочи» в Сочи (1965, арх. Ю. Л. Шварцбрейм), пансионат в Пицунде (1959—67, арх. Посохин, Мндоянц и др.), новые комплексы Всесоюзного пионерского лагеря «Артек» им. В. И. Ленина (1960 —70-е гг., арх. А. Т. Полянский, Д. С. Битухин и др.)].

Ю. Л. Шварцбрейм, В. Э. Эдельская и др. Цирк в Сочи. 1974. СССР. Литература и искусство.

Ю. Л. Шварцбрейм, В. Э. Эдельская и др. Цирк в Сочи. 1974.

А. Т. Полянский, Д. С. Витухин. Один из комплексов Артека. 1960—70-е гг. СССР. Литература и искусство.

А. Т. Полянский, Д. С. Витухин. Один из комплексов Артека. 1960—70-е гг.

  С середины 60-х гг. быстро растет капитальное строительство в сельской местности. Повсеместно разрабатываются проекты районной планировки сельскохозяйственных районов и генпланы переустройства и перспективного развития отдельных сёл, учитывающие перспективы постепенного укрупнения сёл и деревень, преобразования их в посёлки городского типа с благоустроенными жилищами, культурно-бытовым обслуживанием и инженерным оборудованием (водоснабжение, канализация, центральное отопление). Важную роль в развитии переустройства сельских населённых мест сыграло принятое в 1968 постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Об упорядочении строительства на селе». Значительно расширилось строительство благоустроенных посёлков с удобными квартирами в 1-, 2-, 4-этажных домах, школами, клубами, поликлиниками, магазинами. Таковы посёлки Кузнецовский (1970, арх. А. М. Каминский, С. К. Капский, Ю.Ф.Стефанчук и др.), Вороново (1970, Г. Г. Гоциридзе, С. К. Исмаилов, Ю. В. Лопаткин) в Московской области, в которых функционально оправданно сочетаются жилые кварталы, общественная центр и производств. зона. Многие сельские посёлки городского типа построены на Украине, в Молдавии и Белоруссии, в прибалтийских республиках. Пример переустройства старого села — с. Кодаки в УССР (1966—70, арх. В. Я. Крючков, М. М. Мельников, Б. А. Прицкер, Л. Л. Семенюк и др.), где создана главная площадь с торговым центром и клубом; пример строительства новых сельских посёлков — с. Вертилишки в БССР (начало 1970-х гг., арх. В. Н. Емельянов, Г. В. Заборский и др.). В пос. Саку Эстонской ССР (строится с 1958, арх. В. А. Херкель и др.), где располагается республиканская Научно-исследовательский институт земледелия и мелиорации, зона жилых двухэтажных и одноэтажных усадебных домов органично сочетается с научно-исследовательскими и производственно-экспериментальными корпусами, образуя выразительную архитектурно-пространственную среду. Рациональность планировки, предусматривающей удобную взаимосвязь жилой и производственной зон, привлекательность облика жилых и других зданий характерны для посёлка Дайнава в Литовской ССР (строится с 1965, арх. Р. Камайтис, В. К. Шимкус и др.). Большой объём работ по переустройству сельских населённых мест вызвал необходимость создания специализированных строительных организаций, входящих в состав Министерства сельского строительства СССР.

В. Е. Емельянов, Г. В. Заборский. Посёлок Вертелишки. Белорусская ССР. 1960-е гг. СССР. Литература и искусство.

В. Е. Емельянов, Г. В. Заборский. Посёлок Вертелишки. Белорусская ССР. 1960-е гг.

  В архитектуре промышленных зданий и сооружений произошла значительная творческая перестройка: созданы новые типы производств. зданий (в т. ч. универсальные и блокированные производств. корпуса), комплексы промышленных узлов; сооружены новые городские промышленные районы; разработаны унифицированные типовые секции цехов и административно-бытовых зданий. Повсеместно применяется сборный железобетон, внедрены большепролётные конструкции 24´12 м и 40´40 м (например, на шёлкоткацкой фабрике им. Я. М. Свердлова в Москве, 1960—61, арх. С. И. Бурдо, инж. С. Н. Добрынин, А. С. Шевелев). Улучшаются озеленение и благоустройство промышленных территорий и их сочетание с окружающей застройкой. Архитектура многих объектов отличается простотой композиционных приёмов, логичностью применения конструкций и отделочных материалов, индивидуализирующих внешний облик и интерьеры зданий и сооружений [Волжский автомобильный завод им. 50-летия СССР (1967—72,  архитектурная часть М. М. Меламед, И. О. Куркчи и др.) в Тольятти, комплекс заводов большегрузных автомобилей (1970—75, архитектурная часть Л. К. Дятлов, Меламед, А. П. Степанец и др.) в Набережных Челнах; архитектурное решение ГЭС: Волжской им. 22-го съезда КПСС в Волгограде (1951—1962, архитектурная часть Р. А. Якубов, А. Ф. Белов и др.) и Братской им. 50-летия Великого Октября (архитектурная часть проекта, осуществленная в 1960—68, Орлов, К. Н. Гумбург и др.), Красноярской (завершена в 1972, архитектурная часть — М. И. Брусиловский, А. И. Горицкий и др.)].

Живопись народов СССР 11 — нач. 20 вв. М. К. Чюрлёнис. «Сказка». Центральная часть триптиха «Путешествие королевы». Темпера. 1907. Каунасский художественный музей им. М. К. Чюрлёниса. СССР. Литература и искусство.

Живопись народов СССР 11 — нач. 20 вв. М. К. Чюрлёнис. «Сказка». Центральная часть триптиха «Путешествие королевы». Темпера. 1907. Каунасский художественный музей им. М. К. Чюрлёниса.

  Проведены крупные работы по восстановлению и реставрации памятников архитектуры, сохранению их градоформирующей роли и обеспечению их эффективного использования. В городах с исторически сложившимися центрами или отдельными ансамблями (например, в Москве, Риге, Таллине, Баку и др.) сохраняются не только отдельные здания и ансамбли, но и комплексы застройки старых кварталов, улиц, определяющих архитектурное своеобразие городов. Ведутся поиски органичного сочетания новой застройки с памятниками архитектуры. Проведена не имеющая по объёму и сложности аналогий в мировой практике реставрация Зимнего дворца, Адмиралтейства, Исаакиевского и Казанского соборов, Смольного монастыря, Петропавловской крепости, Елагина дворца и многих др. зданий и ансамблей в Ленинграде (арх. Бенуа, Н. Н. Белехов и др.), дворцово-парковых комплексов в Павловске, Петродворце и Пушкине (И. И. Варекина, А. Э. Гессен, А. И. Земнова, Е. В. Казанская, А. А. Кедринский, Л. П. Либединский, С. В. Попова-Гунич, В. М. Савков и др.), где восстановлены парки, фонтаны, дворцы и павильоны с их интерьерами, созданными выдающимися архитекторами и мастерами декоративно-прикладного искусства. Яркие примеры комплексной реставрации памятников архитектуры — Суздаль (А. Д. Варганов, И. А. Столетов и др.), Троице-Сергиева лавра в Загорске (В. И. Балдин) и Регистан в Самарканде (А. Зайнутдинов, П. Захидов, К. С. Крюков и др.). Крупные реставрац. работы проведены в Москве (П. Д. Барановский, Л. А. Давид, Е. А. Дейстфельд, Е. П. Жаворонкова, В. Я. Либсон и др.), Пскове, Новгороде, Владимире, Горьком, Туле, Астрахани, Бухаре, Киеве, Чернигове, Риге, Таллине, Вильнюсе и др. городах, а также в Грузии, Армении и Азербайджане. В 1976 принят закон СССР «Об охране и использовании памятников истории и культуры», призванный обеспечить наилучшие условия для сохранения исторического и художественного (в т. ч. архитектурного) наследия народов СССР.

Б. Н. Гладков и др. Студенческий городок в Москве. 1929—30. СССР. Литература и искусство.

Б. Н. Гладков и др. Студенческий городок в Москве. 1929—30.

  Для успешного осуществления огромного по масштабам строительства создана необходимая производственная база строительных организаций: построено более 415 больших домостроительных предприятий, многочисленные заводы и полигоны сборного железобетона. В крупных городах были сформированы мощные строительные организаций (Главмосстрой — в Москве, Главленинградстрой — в Ленинграде, Главкиевстрой — в Киеве и др.) и система других крупных организаций, входящих в состав общесоюзных и республиканских строит. министерств. Совершенствуются крупные проектные организаций городского значения (Моспроект, Ленпроект, Киевпроект, Донецкгражданпроект и др.), областного (облгражданпроект), республиканского (Гипрогоры, Гипроград) и союзного значения (Центральный научно-исследовательский и проектный институт градостроительства, Центральный научно-исследовательский институт типового и экспериментального проектирования жилища и др.). Создан ряд новых крупных промышленных проектных институтов различного производств. профиля.

  Для государственного руководства промышленным строительством, градостроительством и архитектурой учреждены Государственный комитет Совета Министров СССР по делам строительства (Госстрой СССР) и Комитет по гражданской строительству и архитектуре при Госстрое СССР (Госгражданстрой), а также госстрои союзных республик, областные управления по строительству и архитектуре и управления и отделы главных архитекторов городов. Плодотворно развиваются международные связи советских архитекторов (участие советских зодчих в международных конгрессах и конкурсах и т. д.).

Дворец Ширваншахов в Баку. Основное строительство — 15 в. СССР. Литература и искусство.

Дворец Ширваншахов в Баку. Основное строительство — 15 в.

  См. Архитектура, Градостроительство, Жилище, Планировка сельских населённых мест, Промышленные здания, а также раздел Архитектура и изобразительное искусство в статьях о союзных республиках.

  Н. В. Баранов.

 

Литература и искусство
Литература
Архитектура и изобразительное искусство
Советское изобразительное и декоративно-прикладное искусство
Советские архитектура и градостроительство
Музыка
Танец, балет
Танец
Балет
Драматический театр
Цирк
Эстрада
Художественная самодеятельность
Кино
Международные культурные связи СССР
Так же Вы можете узнать о...


Брахманы (древнеинд. священные трактаты) Брахманы (Brahmana), древнеиндийские священные трактаты, принадлежащие к литературе Вед.
Бычки (Gobiidae), семейство рыб отряда окунеобразных.
Векторное поле, область, в каждой точке Р которой задан вектор а (Р).
Вильягран Гарсиа Хосе Вильягран Гарсиа (Villagran García) Хосе (р.
Волоклюи (Buphagus), род птиц семейства скворцов.
Вьюнковые (Convolvulaceae), семейство двудольных растений.
Гвоздичное масло, эфирное масло, жидкость жёлтого цвета с сильным запахом гвоздики; плотность 1,043—1,018 г/см.
Гидрографическая служба, служба по обеспечению безопасности судоходства в океанах, на морях, озёрах, водохранилищах, реках.
Гомеопатия (от гомео... и греч. páthos — страдание), система лечения малыми, часто принимаемыми дозами лекарств, вызывающих в больших дозах у здоровых людей явления, сходные с симптомами самой болезни.
Григорьев Афанасий Григорьевич [10(21).1.1782, слобода Васильевская, ныне Тамбовской обл.
Дарвинизм, материалистическая теория эволюции (исторического развития) органического мира Земли, основанная на воззрениях Ч.
Детуш (Destouches) (прозвище; настоящее имя и фамилия Филипп Нерико, Nericault) (9.
Дифференциация магмы, совокупность физико-химических процессов, вследствие которых из магмы возникают разные по химическому составу породы или породы с различными количественными соотношениями одних и тех же минералов.
Дунин-Марцинкевич Викентий Иванович [1807, Бобруйский уезд, — 5(17).
Жёсткость воды, совокупность свойств, обусловленных содержанием в воде ионов Са2+ и Mg2+.
Звёздные ассоциации, рассеянные группы звёзд определённых спектральных классов или типов.