СССР. Литература и искусство ЭстрадаБольшая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Эстрада Истоки эстрадного искусства народов СССР — в деятельности народных музыкантов, певцов, острословов, кукольников, жонглёров, дрессировщиков, акробатов (скоморохи у славян, берикаоба у грузин, масхарабозы у узбеков и таджиков, балаганные деды-раёшники; см. Раёшник). С 17 — начала 18 вв. в дивертисментах оперно-балетных и драматических театров участвовали исполнители певческих (в начале 19 в. Е. С. Сандунова, А. О. Бантышев и др.) и танцевальных номеров, впоследствии — музыканты, драматические артисты с чтением стихов, рассказов (П. С. Мочалов, М. С. Щепкин, В. А. Каратыгин, П. М. Садовский, позже М. Н. Ермолова, В. Н. Давыдов), куплетисты (И. И. Монахов и др.). С ними на сцену пришли сатирические произведения Н. В. Гоголя, М. Е. Салтыкова-Щедрина, стихи А. С. Пушкина, А. В. Кольцова, Н. А. Некрасова, И. С. Никитина. В формировании эстрадного искусства значительную роль сыграли народные хоры — русские, украинские, цыганские. Большой успех с 60-х гг. 19 в. имела «Славянская капелла» под рук. Д. А. Агренева-Славянского, выступавшая и за рубежом. В хорах выдвинулись певцы — П. И. Богатырев, В. В. Панина, Н. В. Плевицкая, куплетисты — П. Ф. Жуков и Н. Ф. Монахов, гармонист и частушечник П. Е. Невский, музыканты, танцовщики. В начале 20 в. утвердились театры миниатюр («Летучая мышь» в Москве, «Кривое зеркало» в Петербурге). Появились талантливые исполнители. Среди них — чтец И. Ф. Горбунов, куплетист Г. В. Молодцов, певцы — А. Д. Вяльцева, А. Н. Вертинский, конферансье — Н. Ф. Балиев, А. Г. Алексеев, К. Э. Гибшман и др. Новый этап в развитии эстрадного искусства начался после Октябрьской революции 1917. В годы Гражданской войны 1918—20 многие артисты выезжали на фронт, выступали в рабочих клубах. Происходило обновление эстрадного репертуара, создавались новые жанры. Злободневный политический фельетон утверждали Н. П. Смирнов-Сокольский, Г. И. Афонин. С куплетами газетчика выступал Л. О. Утёсов. В 20-е гг. возникли коллективы «Синяя блуза», соединявшие газетную публицистику с театральной выразительностью. К работе над эстрадным репертуаром были привлечены В. В. Маяковский, Демьян Бедный, В. Е. Ардов и др. В литературном монтажах А. Я. Закушняк (основоположник жанра), В. Н. Яхонтов поднимались до высокой политической публицистики, философских обобщений. Широкое признание получил Государственный эстрадный оркестр под рук. Утесова (1929). В жанре лирической эстрадной песни выступали Т. С. Церетели, И. Юрьева. Рождение в 30-е гг. массовой и лирической песни (И. О. Дунаевский, М. И. Блантер, братья Дм. Я. и Дан. Я. Покрасс и др.) способствовало формированию творчества многих певцов и целых коллективов. Выдвинулись эстрадные певицы К. И. Шульженко, Л. А. Русланова; исполнители народных песен различных национальностей — А. И. Загорская, И. П. Яунзем, Р. Бейбутов; артисты сатирических жанров — рассказчик В. Я. Хенкин, куплетисты Б. С. Борисов, И. С. Набатов, оригинального жанра — Р. В. Зелёная; конферансье М. Н. Гаркави, «дуэты» — Л. Б. Миров и Е. П. Дарский (затем М. В. Новицкий), М. В. Миронова и А. С. Менакер, с 40-х гг.— Ю. Т. Тимошенко и Е. И. Березин и др. Значительных успехов достигло искусство эстрадного танца в творчестве балетм. К. Я. Голейзовского, артистов Л. А. Редель и М. М. Хрусталёва, культивировался народный танец (русский, украинский, белорусский, грузинский, армянский, узбекский — певица и танцовщица Тамара Ханум и др.). В 1939 создан Ленинградский театр миниатюр (художественный руководитель и ведущий исполнитель А. И. Райкин). Сцена из спектакля «Время в пути» Лкнинградского театра миниатюр под руководством и при участии А. И. Райкина. В годы Великой Отечественной войны 1941—1945 многие эстрадные артисты в составе фронтовых бригад выступали в действующей армии, в госпиталях, на оборонных предприятиях, в колхозах. В послевоенные годы всё более утверждается многонациональный характер эстрадного искусства СССР. В 50—60-е гг. возникли новые эстрадные коллективы — в Грузии, Армении, республиках Прибалтики и др., Саратовский театр миниатюр, Московский театр миниатюр, Московский мюзик-холл, Ленинградский мюзик-холл, Театр миниатюр в Одессе. Созданы вокальные ансамбли «Дружба» (1955), «Песняры» (1969), «Орэра» и мн. др. Популярность приобрели певцы Л. Г. Зыкина, М. Н. Бернес, М. М. Магомаев, Г. М. Великанова, О. И. Воронец, Р. Т. Багланова, М. Кодряну, М. В. Кристалинская, Э. С. Пьеха, Э. А. Хиль, И. Д. Кобзон, балалаечник П. И. Нечипоренко, исполнитель танцев народов мира М. Эсамбаев, баянист А. В. Беляев и мн. др. В 60—70-е гг. развивались различные жанры эстрадного искусства. Наряду с концертными номерами кукольников — С. В. Образцова, «дуэта» И. Н. Дивова и С. Я. Мей (ныне И. Н. Дивова и Н. А. Степановой) и др., появились новые, например игра с куклами; возрождается искусство пантомимы (А. А. Елизаров и др.). Произведения для эстрады создали писатели В. А. Дыховичный, М. Р. Слободской, В. З. Масс, М. А. Червинский, Ф. А. Липскеров и др., композиторы Т. Н. Хренников, А. И. Островский, О. Б. Фельцман, А. Н. Пахмутова, Н. В. Богословский и др. В СССР систематически устраиваются концерты артистов зарубежной эстрады. Многие советские артисты с большим успехом гастролируют, участвуют в конкурсах, фестивальных смотрах в различных странах. В СССР работают студии, училища (в Москве, Ленинграде, Киеве, Свердловске), готовящие артистов эстрады, ставящие для них номера. Отделение для режиссёров эстрады имеется в ГИТИСе им. А. В. Луначарского в Москве. См. также Эстрада. Ю. А. Дмитриев. Литература и искусство Литература Архитектура и изобразительное искусство Советское изобразительное и декоративно-прикладное искусство Советские архитектура и градостроительство Музыка Танец, балет Танец Балет Драматический театр Цирк Эстрада Художественная самодеятельность Кино Международные культурные связи СССР |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|