СССР. Литература и искусство Кино

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
ЛI ЛА ЛЕ ЛЁ ЛЖ ЛИ ЛЛ ЛО ЛУ ЛХ ЛЧ ЛЫ ЛЬ ЛЭ ЛЮ ЛЯ
ЛИА
ЛИБ
ЛИВ
ЛИГ
ЛИД
ЛИЕ
ЛИЗ
ЛИЙ
ЛИК
ЛИЛ
ЛИМ
ЛИН
ЛИО
ЛИП
ЛИР
ЛИС
ЛИТ
ЛИУ
ЛИФ
ЛИХ
ЛИЦ
ЛИЧ
ЛИШ

Кино

Рожденное социалистической эпохой, советское киноискусство стало важнейшей составной частью многонациональной культуры Советского Союза. Его путь тесно связан с жизнью советского народа, отражает многообразие явлений и процессов развития советского общества. Оно вносит большой вклад в сокровищницу мировой культуры. По своим социальным функциям, коммунистической идейности, гуманистической направленности и художественным достоинствам советское киноискусство — самое передовое в мире.

  Вскоре после изобретения кинематографа (1895) в Петербурге и Москве, а затем во многих городах России состоялись первые киносеансы, ставшие популярными зрелищными аттракционами. В 1896—1897 харьковский фотограф-профессионал А. К. Федецкий, московский кинолюбитель В. А. Сашин и др. сняли несколько документальных лент. С 1903 появились стационарные «электротеатры», или т. н. иллюзионы, где демонстрировались первые фильмы. Активную деятельность наряду о французскими кинокомпаниями «Пате» и «Гомон» вели русские кинопредприниматели, в т.ч. А. О. Дранков и особенно А. А. Ханжонков, который открыл в 1906 торговую контору по продаже заграничных кинолент и аппаратуры, а в 1912 построил в Москве крупнейшее для того времени киноателье. В Тбилиси, Ереване, Баку, ряде городов Украины с 1907 местные кинооператоры-любители снимали хронику, с 1916 ставились художественные (т. н. игровые) фильмы.

  Начало профессиональному кинематографу в России положил игровой фильм «Стенька Разин и княжна» («Понизовая вольница», 1908, режиссёр В. Ф. Ромашков). В 1911 снят фильм «Оборона Севастополя» (режиссеры В. М. Гончаров и Ханжонков) — первая полнометражная кинолента. Режиссёр и оператор В. А. Старевич разработал технику трюковой съёмки и создал в 1911—13 первые в мире объёмные мультипликационные фильмы. Ведущие дореволюционные кинорежиссёры Е. Ф. Бауэр, В. Р. Гардин, Я. А. Протазанов, П. И. Чардынин и др., операторы А. А. Левицкий, Е. И. Славинский, Л. П. Форестье и др. ставили фильмы (главным образом экранизации), часть из которых обладала значительными художественными достоинствами («Пиковая дама», 1916, «Отец Сергий», 1918). Подавляющая часть кинопродукции состояла из салонных мелодрам, примитивных комедий-фарсов; официально поощрялись кинокартины с псевдопатриотическими сюжетами.

Советское кино. Победа Октябрьской революции 1917 положила начало развитию многонациональной советской кинематографии. Могучее средство политического и культурного воспитания народа — кино сразу получило всестороннюю поддержку Советского государства. В. И. Ленин, высоко оценивая возможности кинематографа как одного из наиболее действенных видов агитации и средства популяризации знаний, отмечал, что «...из всех искусств для нас важнейшим является кино» (см. «Самое важное из всех искусств». Сб., 1963, с. 124). Одной из первых встала задача творческой и технической перестройки кинопроизводства. От дореволюционного времени осталось несколько полуразрушенных киноателье, менее 1 тыс. кинотеатров и небольшой фонд старых фильмов.

  В 1917 начала работать первая государственная советская киноорганизация — Киноподотдел Наркомпроса, в 1918 — Московский и Петроградский кинокомитеты. 27 августа 1919 Декретом СНК РСФСР, подписанным В. И. Лениным, фотографическая и кинематографическая промышленность и торговля были переданы в ведение Наркомата просвещения. Работу национализированных кинофабрик, прокатных контор и кинотеатров возглавил Всероссийский фотокиноотдел (ВФКО), преобразованный в «Госкино» (1923; с 1926 — «Совкино»). Аналогичный процесс проходил в других республиках, где сформировались государственные киноорганизации: ВУФКУ (Всеукраинское фотокиноуправление) на Украине, АФКУ (Азерб. фотокиноуправление) в Азербайджане, «Госкино» в Армении, «Госкинопром Грузии» в Грузии — все в 1920—23, «Белгоскино» в Белоруссии (первоначально из-за отсутствия технических базы фильмы снимались в Ленинграде), «Бухкино» (в Узбекистане) — оба в 1924 и др. Коммунистическая партия целеустремлённо направляла развитие советской кинематографии, что нашло отражение в решениях 12-го и 13-го съездов ВКП(б), материалах Всесоюзного парт совещания по кино (1928). Вопросам кино уделяли много внимания партийные и государственные деятели (Н. К. Крупская, А. В. Луначарский и др.), помогая творческим работникам осмыслить революционную действительность, поставить мастерство и опыт на службу народу. В годы Гражданской войны 1918—20 агитпоезда и агитпароходы обслуживали красноармейцев, рабочих и крестьян; лекции, доклады, митинги сопровождались показом кинохроники о событиях на фронтах, о начале мирного строительства. Возглавлявшаяся Д. Вертовым группа документалистов (И. И. Беляков, М. А. Кауфман, И. П. Копалин, Е. И. Свилова) прокладывала путь от хроники к «образной кинопублицистике», составившей основу советского документального кино. Для 20-х гг. характерны тематический журнал «Киноправда», документальные фильмы «Шагай, Совет!», «Шестая часть мира» (оба в 1926) режиссёра Вертова (опыты и достижения которого в этой области оказали большое влияние на развитие советского и мирового кино), новаторские историко-революционные ленты «Падение династии Романовых» (1927) и «Россия Николая П и Лев Толстой» (1928), созданные режиссёром Э. И. Шуб на основе архивных материалов, а также кинопоэма В. А. Турина «Турксиб» (1929). Фильм «Гидроторф» (1920, режиссёр Ю. А. Желябужский), получивший одобрение В. И. Ленина, положил начало учебно-производственному и научно-популярному кино. В Москве, Петрограде, Киеве и Одессе в 1918—21 выпускались игровые агитфильмы, имевшие большое значение для становления художественной кинематографии. Среди них — «Уплотнение» (1918, сценарий Луначарского, режиссёр А. П. Пантелеев), «За Красное знамя» (1919, режиссёр В. П. Касьянов), «На Красном фронте» (1920, режиссёр Л. В. Кулешов), а также антирелигиозный фильм «Чудотворец» (1922, режиссёр Пантелеев), высоко оцененный В. И. Лениным. В 20-е гг. развивалось художественное кино в Грузии, Армении, Узбекистане, Белоруссии; первые фильмы (часто экранизации) посвящались борьбе с пережитками прошлого, строительству новой жизни: «Арсен Джорджиашвили» (1921, режиссёр И. Н. Перестиани), «Намус» (1925, по А. М. Ширванзаде, режиссёр А. И. Бек-Назаров), «Лесная быль» (1927, по М. Чароту, режиссёр Ю. В. Тарич) и др. Революционно-приключенческая картина «Красные дьяволята» (1923, по П. А. Бляхину, режиссёр Перестиани), поставленная в Грузии, стала заметным явлением киноискусства. Для подготовки творческих кадров в 1919 в Москве было создано первое в мире государственное учебное заведение в области кино — 1-я Госкиношкола (с 1925 Государственный техникум кинематографии, ГТК), которой руководил Гардин. Вместе с учениками он поставил фильм «Серп и Молот» (1921) — первую полнометражную художественную картину на революционную тему. Большой вклад в развитие молодой кинематографии внёс режиссёр и один из первых советских кинотеоретиков Кулешов, снявший с учениками возглавлявшейся им мастерской фильмы «Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков» (1924), «По закону» (1926) и др.; в них были применены новые методы постановки, продолжены поиски в области киномонтажа и актёрского творчества.

В. Д. Ермилов. Эскиз оформления вагона агитпоезда «Красная Украина». Акварель. 1921. Фрагмент. СССР. Литература и искусство.

В. Д. Ермилов. Эскиз оформления вагона агитпоезда «Красная Украина». Акварель. 1921. Фрагмент.

  С наибольшей полнотой и силой новаторская сущность советского киноискусства проявилась в творчестве режиссёра С. М. Эйзенштейна. Он создал историко-революционный фильм «Броненосец “Потемкин”» (1925), в котором вооружённое восстание моряков вырастало в обобщённый образ русской Революции 1905—07. Идею непобедимости народа режиссёр воплотил в монументально-патетической , документально-достоверной, целостной художественной форме. Новизна монтажных построений, метафоричность киноязыка, классическая стройность композиции отличали этот фильм. Он получил мировую известность и на референдуме Всемирной выставки в Брюсселе (1958) был назван первым в числе 12 лучших фильмов всех времён. В картине «Октябрь» (1927) Эйзенштейн развивал принципы революционно-героические эпопеи. Смелыми поисками были отмечены его фильмы «Стачка» (1925), «Старое и новое» (1929).

Кадр из фильма «Броненосец “Потёмкин”». Реж. С. М. Эйзенштейн. 1925. СССР. Литература и искусство.

Кадр из фильма «Броненосец “Потёмкин”». Реж. С. М. Эйзенштейн. 1925.

  Режиссёр-новатор В. И. Пудовкин создал экранизацию повести М. Горького «Мать» (1926) — одно из лучших произведений мирового экрана, свидетельствующее о высоких достижениях актёрской и изобразительной культуры советского киноискусства. Разработку историко-революционной темы Пудовкин продолжил в фильмах «Конец Санкт-Петербурга» (1927) и «Потомок Чингисхана» (1929). Заметный след в истории «немого» кино оставили фильм Г. М. Козинцева и Л. З. Трауберга — «Новый Вавилон» (1929), киноленты энтузиастов современной темы С. И. Юткевича — «Кружева» (1928), Б. В. Барнета — «Дом на Трубной» (1928), Е. В. Червякова — «Девушка с далёкой реки» (1928), Ф. М. Эрмлера — «Обломок империи» (1929), Ю. Я. Райзмана — «Земля жаждет» (1930), А. М. Роома — «Привидение, которое не возвращается» (1930) и др. Революционной борьбе и становлению нового быта посвящались картины режиссёра старшего поколения Протазанова — «Его призыв» (1925), «Сорок первый» (1927, по Б. А. Лавреневу), «Дон Диего и Пелагея» (1928) и др. Становление советской кинематографической школы неотделимо от творчества первых советских кинодраматургов — Н. Ф. Агаджановой, О. М. Брик, К. Н. Виноградской, Г. Э. Гребнера, Д. Джабарлы, С. А. Ермолинского, Н. А. Зархи, Б. Л. и О. Л. Леонидовых, В. В. Маяковского, В. К. Туркина, В. Б. Шкловского, операторов — А. Д. Головни, А. Н. Москвина, Э. К. Тиссэ, актёров — Н. П. Баталова, О. А. Жизневой, И. В. Ильинского, Е. А. Кузьминой, В. П. Марецкой, Ф. М. Никитина, Н. К. Симонова, В. П. Фогеля, И. П. Чувелёва, М. М. Штрауха.

Кадр из фильма «Потомок Чингисхана». Реж. В. И. Пудовкин. 1929. СССР. Литература и искусство.

Кадр из фильма «Потомок Чингисхана». Реж. В. И. Пудовкин. 1929.

Кадр из фильма «Обломок империи». Реж. Ф. М. Эрмлер. 1929. СССР. Литература и искусство.

Кадр из фильма «Обломок империи». Реж. Ф. М. Эрмлер. 1929.

  Крупнейший украинский режиссёр А. П. Довженко создал революционную киноэпопею «3венигора» (1928) и «Арсенал» (1929), поэтическую кинодраму «Земля» (1930) о борьбе за новую социалистическую деревню. В фильмах Довженко совершенствовалось мастерство оператора Д. П. Демуцкого. На студиях Киева и Одессы снимались украинские актёры — И. Э. Замычковский («Два дня», 1927, режиссёр Г. М. Стабовой), А. М. Бучма («Ночной извозчик», 1929, режиссёр Г. Н. Тасин) и др. Начавший работу в русском дореволюц. кино Бек-Назаров в 20-е гг. активно выступал как организатор и режиссёр грузинского, азербайджанского и армянского кино (его имя в 1966 присвоено киностудии «Арменфильм»). Одним из зачинателей грузинского кино стал актёр и режиссёр Перестиани. Грузинские режиссёры Н. М. Шенгелая и М. Э. Чиаурели соединили опыт революционного кинематографа с колоритным, эмоционально насыщенным наследием национального искусства. Шенгелая поставил историческую драму «Элисо» (1928), Чиаурели — драму «Саба» (1929) и памфлет «Хабарда» («Посторонись», 1931). С 1923 начался выпуск мультипликационных фильмов, первыми режиссёрами и художниками которых были В.С. и З. С. Брумберг, А. И. Бушкин, А. В. Иванов, И. П. Иванов-Вано, Ю. А. Меркулов, Н. П. Ходатаев, М. М. Цехановский и др.

Кадр из фильма «Арсенал». Реж. А. П. Довженко. 1929. СССР. Литература и искусство.

Кадр из фильма «Арсенал». Реж. А. П. Довженко. 1929.

  В 20-е гг. заметно укрепилась производств. база советского кино. Были реконструированы крупнейшие киностудии страны — «Мосфильм» (основана в 1924, с 1935 современное название), «Ленфильм» (основана в 1918, с 1935 современное название). В 1928 была создана Киевская киностудия ВУФКУ (с 1957 Киевская киностудия им. А. П. Довженко), в 1930 — «Таджиккино» в Душанбе и др. Одновременно со строительством крупных киностудий вводились в строй предприятия по производству киноаппаратуры, химических материалов и др. К начале 30-х гг. советская кинематография представляла собой многонациональное и самобытное искусство. К этому времени было поставлено около 1000 «немых» художественных и более 100 мультипликационных фильмов. Киносеть обслуживала ежегодно около 300 млн. зрителей.

  Введение звука в кино потребовало коренной технической, а затем и творческой перестройки кинематографии. В 1926—27 лаборатории под рук. П. Г. Тагера в Москве и А. Ф. Шорина в Ленинграде разработали советскую систему звукового кино: в 1929 в Ленинграде открылся первый кинотеатр, где демонстрировались экспериментальные звуковые фильмы. Для подготовки кадров в Ленинграде в 1930 был создан институт киноинженеров звукового кино (ЛИКИ); в этом же году — Государственный техникум кинематографии преобразован в институт (ГИК, с 1938 — ВГИК). Появились специализированные киностудии: «Союзкинохроника» (в 1931, с 1944 Центральная студия документальных фильмов), «Мостехфильм» (1933, с 1966 «Центрнаучфильм»), «Союзмультфильм» (1936), «Союздетфильм» (1936, с 1948 Центральная киностудия детских и юношеских фильмов им. Горького) и др.

Кадр из фильма «Осенний марафон». СССР. Литература и искусство.

Кадр из фильма «Осенний марафон».

  В 1932 было принято постановление ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций», имевшее большое значение и для подъёма советской кинематографии. Для работников кино боевой программой стало овладение методом социалистического реализма. С наибольшей полнотой творческая зрелость советского художественного кино проявилась в выдающемся фильме Г. Н. и С. Д. Васильевых «Чапаев» (1934). В романе Д. А. Фурманова режиссёры нашли богатый источник для создания народно-героической драмы, где в классически завершенной форме была раскрыта красота и могучая сила русских революционных характеров, показаны роль народа — творца истории, становление полководца революционной эпохи (в главной роли Б. А. Бабочкин). Историко-революционная тема получила всестороннее развитие в лучших фильмах 30 — начала 40-х гг.: «Златые горы» (1931), «Яков Свердлов» (1940) (режиссер обоих фильмов Юткевич), «Окраина» (1933, режиссёр Барнет), «Первый взвод» (1933, режиссёр В. В. Корш-Саблин), «Последний маскарад» (1934, режиссёр Чиаурели), трилогия о Максиме — «Юность Максима» (1935), «Возвращение Максима» (1937), «Выборгская сторона» (1939) режиссёров Козинцева и Трауберга (в роли Максима — Б. П. Чирков), «Мы из Кронштадта» (1936, режиссёр Е. Л. Дзиган), «Депутат Балтики» (1937, режиссёры А. Г. Зархи и И. Е. Хейфиц), «Последняя ночь» (1937, режиссёр Райзман), «3ангезур»(1938, режиссёр Бек-Назаров), «Щорс» (1939, режиссёр Довженко), «Всадники» (1939, режиссёр И. А. Савченко). Опыт постановки историко-революционных фильмов подготовил почву для создания особо важных по своему идейно-художеств. воздействию произведений о В. И. Ленине: «Ленин в Октябре» (1937) и «Ленин в 1918 году» (1939), режиссёр М. И. Ромм (в роли В. И. Ленина — Б. В. Щукин), «Человек с ружьем» (1938), режиссёр Юткевич (в роли В. И. Ленина — М. М. Штраух). Авторы этих фильмов показали монументальный, глубоко человечный образ вождя революции В. И. Ленина.

Кадр из фильма «Мы из Кронштадта». Реж. Е. И. Дзиган. 1936. СССР. Литература и искусство.

Кадр из фильма «Мы из Кронштадта». Реж. Е. И. Дзиган. 1936.

Кадр из фильма «Возвращение Максима». Реж. Г. М. Козинцев и Л. З. Трауберг. 1937. СССР. Литература и искусство.

Кадр из фильма «Возвращение Максима». Реж. Г. М. Козинцев и Л. З. Трауберг. 1937.

Кадр из фильма «Ленин в Октябре». Реж. М. И. Ромм. 1937. СССР. Литература и искусство.

Кадр из фильма «Ленин в Октябре». Реж. М. И. Ромм. 1937.

  Жизнь страны, её герои-труженики, быт и характеры строителей социализма были представлены в картинах разных жанров. Формирование нового человека стало определяющей темой многих кинокартин того времени: «Путёвка в жизнь» (1931, режиссёр Н. В. Экк) — первый советский звуковой фильм; «Встречный» (1932, режиссёры Эрмлер и Юткевич), «Иван» (1932, режиссёр Довженко), «Семеро смелых» (1936), «Комсомольск» (1938), «Учитель» (1939) (режиссер всех фильмов С. А. Герасимов), «Великий гражданин» (1938—39, режиссёр Эрмлер), «Член правительства» (1940, режиссёры Зархи и Хейфиц), «Большая жизнь» (1-я серия, 1940, режиссёр Л. Д. Луков), «Валерий Чкалов» (1941, режиссёр М. К. Калатозов). Новые черты в психологии советского человека, его трудовой энтузиазм, нетерпимость к пережиткам прошлого отражены в жизнерадостных комедиях Г. В. Александрова — «Весёлые ребята» (1934), «Волга-Волга» (1938), «Светлый путь» (1940), Барнета — «У самого синего моря» (1936), А. И. Медведкина — «Чудесница» (1937), И. А. Пырьева — «Богатая невеста» (1938), «Трактористы» (1939), «Свинарка и пастух» (1941), К. К. Юдина — «Девушка с характером» (1939), Корш-Саблина — «Моя любовь» (1940), А. В. Ивановского — «Музыкальная история» (1940), «Антон Иванович сердится» (1941) и др. В предвоенные годы создавались картины, показывавшие героическое прошлое советского народа, его борьбу против чужеземных захватчиков, — «Петр I» (1937—39, режиссёр В. М. Петров), «Александр Невский» (1938, режиссёр Эйзенштейн), «Минин и Пожарский» (1939), «Суворов» (1941) (режиссер обоих фильмов Пудовкин), «Амангельды» (1939, режиссёр М. З. Левин), «Богдан Хмельницкий» (1941, режиссёр Савченко) и др. Широкое политическое звучание приобрели антифашистские фильмы: «Профессор Мамлок» (1938, по Ф. Вольфу, режиссёры Г. М. Раппапорт, А. И. Минкин), «Болотные солдаты» (1938, режиссёр А. В. Мачерет), «Семья Оппенгейм» (1939, по Л. Фейхтвангеру, режиссёр Г. Л. Рошаль).

Кадр из фильма «Трактористы». Реж. И. А. Пырьев. 1939. СССР. Литература и искусство.

Кадр из фильма «Трактористы». Реж. И. А. Пырьев. 1939.

Кадр из фильма «Волга-Волга». Реж. Г. В. Александров. 1938. СССР. Литература и искусство.

Кадр из фильма «Волга-Волга». Реж. Г. В. Александров. 1938.

  Большие возможности для развития звукового кино открыло обращение к экранизации классической литературы. Были поставлены фильмы: «Иудушка Головлёв» (1934, по М. Е. Салтыкову-Щедрину, режиссёр Ивановский), «Гроза» (1934, по А. Н. Островскому, режиссёр Петров), «Пышка» (1934, по Г. Мопассану, режиссёр Ромм), «Пэпо» (1935, по Г. М. Сундукяну, режиссёр Бек-Назаров), «Бесприданница» (1937, по Островскому, режиссёр Протазанов), трилогия М. С. Донского «Детство Горького» (1938), «В людях» (1939), «Мои университеты» (1940), «Медведь» (1938) и «Человек в футляре» (1939) (по А. П. Чехову, режиссёр обоих фильмов И. М. Анненский), «Маскарад» (1941, по М. Ю. Лермонтову, режиссёр Герасимов) и др.

Кадр из фильма «Пэпо». Реж. А. И. Бек-Назаров. 1935. СССР. Литература и искусство.

Кадр из фильма «Пэпо». Реж. А. И. Бек-Назаров. 1935.

  Успехи детского кино наиболее полно проявились в фильмах: «Рваные башмаки» (1933, режиссёр М. А. Барская), «Белеет парус одинокий» (1937, по В. П. Катаеву, режиссёр В. Г. Легошин), «Дума про казака Голоту» (1937, по А. П. Гайдару, режиссёр Савченко), «Тимур и его команда» (1940, по Гайдару, режиссёр А. Е. Разумный), киносказках «По щучьему велению» (1938, режиссёр А. А. Роу), «Золотой ключик» (1939, по А. Н. Толстому, режиссёр А. Л. Птушко). Для детей выпускались многочисленные мультипликационные киноленты («В Африке жарко», 1937, режиссёр Д. Н. Бабиченко; «Колобок», 1937, режиссёр В. Г. Сутеев; «Дядя Степа», 1938, режиссёр Сутеев; «Мойдодыр», 1939, режиссёр Иванов-Вано, и др.). Был создан полнометражный объёмный мультфильм «Новый Гулливер» (1935, режиссёр Птушко). Первую цветную кинокартину «Груня Корнакова» (1936) поставил режиссёр Экк.

  Значительный вклад в киноискусство наряду с режиссёрами внесли: кинодраматурги — М. Ю. Блейман, М. В. Большинцов, В. В. Вишневский, Е. И. Габрилович, А. Я. Каплер, А. Е. Корнейчук, Н. Ф. Погодин, Е. М. Помещиков, Л. Н. Рахманов, А. Н. Толстой; операторыБ. И. Волчек, А. В. Гальперин, М. Е. Гиндин, А. Н. Гинцбург, В. В. Горданов, Ю. И. Екельчик, А. Н. Кольцатый, Л. В. Косматов, М. П. Магидсон, Ж. К. Мартов, В. Е. Павлов, Б. А. Петров, Ф. Ф. Проворов, В. А. Рапопорт, В. Т. Яковлев; художники — Б. В. Дубровский-Эшке, В. Е. Егоров, Е. Е. Еней, В. П. Каплуновский, И. А. Махлис, В. В. Сидамон-Эристави, Н. Г. Суворов, М. Б. Уманский, И. А. Шпинель; композиторы — И. О. Дунаевский, Д. Б. Кабалевский, Г. Н. Попов, С. С. Прокофьев, Л. И. Хачатурян, В. В. Шербачёв, Д. Д. Шостакович и др. Заметных успехов в этот период достигла советская многонациональная реалистическая актёрская школа. Искусство актёра стало основным средством воплощения идейно-художественного замысла кинодраматурга и режиссёра. Яркие образы-характеры в фильмах 30—40-х гг. создали П. М. Алейников, Б. Ф. Андреев, Бабочкин, М. Н. Бернес, Н. И. Боголюбов, В. В. Ванин, Н. Вачнадзе, Э. П. Гарин, О. П. Жаков, М. И. Жаров, Я. Б. Жеймо, А. Карлиев, Н. А. Крючков, М. А. Ладынина, Т. Ф. Макарова, Н. Д. Мордвинов, Г. Н. Нерсесян, Л. П. Орлова, Н. П. Охлопков, Е. В. Самойлов, Л. Н. Свердлин, С. Д. Столяров, А. К. Тарасова, Н. М. Ужвий, З. А. Федорова, Н. К. Черкасов, Чирков, Штраух, Щукин и др. В лучших произведениях киноискусства утвердился метод социалистического реализма.

  Крупным достижением советского документального кино были кинопоэмы Вертова «Симфония Донбасса» (1930), «Три песни о Ленине» (1934), фильмы «Челюскин-1» (1934, режиссёр Я. М. Посольский, авторы-операторы А. М. Шафран и М. А. Трояновский), «Испания» (1939, режиссёр Шуб), научно-популярного кино — картины «Рукописи Пушкина» (1937, режиссёр С. И. Владимирский совместно с А. Егоровым), «В глубинах моря» (1938, режиссёр А. М. Згуриди совместно с Б. Г. Долиным) и др.

  С 1931 до начала 40-х гг. кинематография СССР выпустила около 500 звуковых художественных фильмов, в том числе свыше 120 мультипликационных. Количество киноустановок в 1940 составило 28 тыс., число кинозрителей 900 млн.

  В годы Великой Отечеств. войны 1941—1945 советская кинематография сыграла большую роль в воспитании боевого духа и высокого патриотизма. Были созданы фронтовые киногруппы, куда входили ветераны-документалисты и молодёжь — выпускники ВГИКа, операторы художественной кинематографии; регулярно выходили киножурналы и специальные выпуски. Киностудия «Воентехфильм» (организована на базе «Мостехфильма») в 1941—44 создавала военно-инструктивные и учебные фильмы. Наиболее оперативной формой киноискусства стали «Боевые киносборники», состоявшие из короткометражных игровых киноновелл, документально-хроникальных очерков, посвященных борьбе народа против немецко-фашистских захватчиков. В их создании участвовали ведущие мастера художественного кино — Пудовкин, Юткевич, Савченко, Донской, Герасимов, Козинцев и др. Фронтовые операторы самоотверженно снимали боевые действия (Н. В. Быков, Б. В. Вакар, М. И. Сухова, В. А. Сущинский, А. П. Эльберт и другие погибли при исполнении служебных обязанностей) от первых дней войны до взятия Берлина и капитуляции Японии. Документальная «Летопись Великой Отечественной войны» составила более 3,5 млн. м отснятой плёнки. За годы войны было выпущено около 100 документальных фильмов, около 490 киножурналов. Среди произведений боевой кинопублицистики, посвященных событиям войны: «Разгром немецких войск под Москвой» (1942, режиссёры Копалин, Л. В. Варламов), «Ленинград в борьбе» (1942, режиссёры В. М. Соловцов Е. Ю. Учитель, Н. Г. Комаревцев, Р. Л. Кармен), «Черноморцы» (1942, режиссёр В. Н. Беляев), «День войны» (1942, режиссёр М. Я. Слуцкий; снимали 160 операторов), «Сталинград» (1943, режиссёр Варламов), «Орловская битва» (1943, режиссёры Р. Б. Гиков, Л. Н. Степанова), «Битва за нашу Советскую Украину» (1943, режиссёры Довженко, Ю. И. Солнцева), «Народные мстители» (1943, режиссёр Беляев), «Урал кует победу» (1943, режиссёры Ф. И. Киселев, В. Н. Бойков), «Освобожденная Франция» (1944, режиссёр Юткевич), «Берлин» (1945, режиссер Райзман), «Разгром Японии» (1945, режиссёры Зархи, Хейфиц), «Суд народов» (1946, режиссёр Кармен).

  Продолжался выпуск художественных фильмов. Киностудии западных и центральных районов страны эвакуировались в Среднюю Азию и Казахстан: «Мосфильм» и «Ленфильм» перебазировались (до 1944) в Алма-Ату, где была организована Центральная объединённая киностудия; «Союздетфильм» стал работать на основе местной студии в Душанбе; Киевская киностудия работала в Ашхабаде. В 1942 был выпущен первый полнометражный художественный фильм о войне — «Секретарь райкома» (режиссер Пырьев). С большой страстностью решаемая здесь тема народных мстителей-партизан продолжена и развита в фильмах: «Она защищает Родину» (1943, режиссёр Эрмлер), «Радуга» (1944, по В. Л. Василевской, режиссёр Донской), «Зоя» (1944, режиссёр Л. О. Арнштам), «Человек № 217» (1945, режиссёр Ромм), «Нашествие» (1945, по Л. М. Леонову, режиссёр Роом) и др. Высокой патриотической и нравственной силой отличались фильмы о бойцах и командирах Советской Армии, снятые по сценариям и пьесам К. М. Симонова, — «Парень из нашего города» (1942), «Жди меня» (1943) (режиссеры обоих фильмав А. Б. Столпер, Б. Г. Иванов), «Во имя Родины» (1943, по пьесе «Русские люди», режиссёры Пудовкин, Д. И. Васильев), а также «Фронт» (1943, по Корнейчуку, режиссёры Г. Н. и С. Д. Васильевы), «Подводная лодка Т-9» (1943, режиссёр А. Г. Иванов), «Два бойца» (1943, режиссёр Луков), «Март — апрель» (1944, режиссёр В. М. Пронин), «Подвиг разведчика» (1947, режиссёр Барнет), «Повесть о настоящем человеке» (1948, по Б. Н. Полевому, режиссёр Столпер). О преимуществе советской военной стратегии над авантюристическими планами немецко-фашистских захватчиков рассказывал фильм «Великий перелом» (1945, режиссёр Эрмлер). Трудовому героизму, неразрывной связи фронта и тыла, стойкости советских людей посвящены кинокартины: «Машенька» (1942, режиссёр Райзман), «В 6 часов вечера после войны» (1944, режиссёр Пырьев), «Большая земля» (1944, режиссёр Герасимов), «Жила-была девочка» (1944, режиссёр В. В. Эйсымонт), «Родные поля» (1945, режиссёры Бабочкин, А. Ф. Босулаев). Традиции довоенных историко-биографических фильмов продолжили постановки фильмов: «Георгий Саакадзе» (1942—43, режиссёр Чиаурели), «Кутузов» (1944, режиссёр Петров), «Давид-Бек» (1944, режиссёр Бек-Назаров), «Иван Грозный» (1945, 1-я серия, режиссёр Эйзенштейн). Историко-революционным событиям были посвящены киноленты о Гражданской войне 1918—1920: «Оборона Царицына» (1942, режиссёры братья Васильевы), «Александр Пархоменко» (1942, режиссёр Луков), «Котовский» (1943, режиссёр А. М. Файнциммер), а также фильм о национально-освободительной борьбе в Монголии «Его зовут Сухэ-Батор» (1942, режиссёры Зархи, Хейфиц). Успехом на фронте и в тылу пользовались сатирические кинокомедии: «Антоша Рыбкин» (1942, режиссёр К. К. Юдин), «Новые похождения Швейка» (1943, режиссёр Юткевич) и др.

Кадр из фильма «Пять вечеров». СССР. Литература и искусство.

Кадр из фильма «Пять вечеров».

  Победоносное окончание войны выдвинуло перед киноискусством новые задачи творческого отражения всенар. подвига в битве против фашизма, жизни советских людей, вернувшихся к мирному труду. В конце 40 — начале 50-х гг. были созданы картины: «Молодая гвардия» (1948, по А. А. Фадееву, режиссёр Герасимов), «Сказание о земле Сибирской» (1948, режиссёр Пырьев), «Далёкая невеста» (1948, режиссёр Е. А. Иванов-Барков), «Константин Заслонов» (1949, режиссёры Корш-Саблин, Файнциммер), «Возвращение Василия Бортникова» (1953, режиссёр Пудовкин). О подъёме советского киноискусства конца 50-х гг., притоке новых творческих сил, более углублённом решении военной темы свидетельствовали фильмы «Летят журавли» (режиссёр Калатозов), «Дом, в котором я живу» (режиссёры Л. А. Кулиджанов и Я. А. Сегель) — оба в 1957, «Судьба человека» по М. А. Шолохову (режиссёр С. Ф. Бондарчук), «Баллада о солдате» (режиссёр Г. Н. Чухрай) — оба в 1959, получившие мировое признание. В лучших фильмах о войне нашли развитие творческие завоевания киноискусства военных лет — документализм, стремление максимально точно и полнокровно воссоздать реальные события. Рост интереса к историческому прошлому и его выдающимся деятелям и достижениям, к военным подвигам отразился в биографических фильмах: «Алишер Навои» (1947, режиссёр К. Я. Ярматов), «Мичурин» (1947, режиссёр Довженко), «Адмирал Нахимов» (1947, режиссёр Пудовкин), «Райнис» (1949, режиссёр Райзман), «Академик Иван Павлов» (1949), «Мусоргский» (1950) (режиссёр обоих фильмов Рошаль) и др. Актуальной теме борьбы за мир посвящены фильмы: «Русский вопрос» (1948, режиссёр Ромм), «Встреча на Эльбе» (1949, режиссёр Александров ).

  Психологическое раскрытие человеческих характеров нового послевоен. поколения нашло отражение в фильмах «Чужая родня» (1956, режиссёр М. А. Швейцер), «Высота» (1957, режиссёр Зархи), «Дело было в Пенькове» (режиссёр С. И. Ростоцкий), «Поэма о море» (по Довженко, режиссёр Солнцева) — оба в 1958, и др. В эти же годы поставлены комедии, которые отличались яркой музыкальностью, мастерством актёров разных поколений: «Стрекоза» (1954, режиссёр С. В. Долидзе), «Карнавальная ночь» (1956, режиссёр Э. А. Рязанов). События Гражданской войны и первых послереволюционных лет были воссозданы в фильмах «Дохунда» (1957, по С. Айни, режиссёр Б. М. Кимягаров), «Коммунист» (режиссёр Райзман), «По путёвке Ленина» (режиссёр Л. Файзиев) — оба в 1958. Многожанровость, характерная для картин 50-х гг., раскрылась и в фильмах-экранизациях: «Сорок первый» по Лавреневу (1956, режиссёр Чухрай), «Отелло» по Шекспиру (1956, режиссёр Юткевич), «Тихий Дон» по Шолохову (1957—58, режиссёр Герасимов), «Хождение по мукам» по А. Н. Толстому («Сестры», 1957, «Восемнадцатый год», 1958, «Хмурое утро», 1959; режиссёр Рошаль).

Кадр из фильма «Доживем до понедельника». Реж. С. И. Ростоцкий. СССР. Литература и искусство.

Кадр из фильма «Доживем до понедельника». Реж. С. И. Ростоцкий.

  Начатая в 30-е гг. кинолениниана была продолжена документальным фильмом «Владимир Ильич Ленин» (1949, режиссёры Ромм и В. Н. Беляев), включившим все сохранившиеся съёмки Ленина, и художественным фильмом «Рассказы о Ленине» (1957, режиссёр Юткевич).

  Наряду с московской и ленинградской студиями научно-популярных фильмов активизировали также работу киностудии в Киеве и Свердловске. В числе значительных кинолент: «Они видят вновь» (1947, режиссёр Н. В. Грачев), «История одного кольца» (1948, режиссёр Долин), «Первые крылья» (1949, режиссёр А. А. Гендельштейн), «Лесная быль» (1950, режиссёр Згуриди). Совершенствовалось мастерство мультипликаторов: «Лиса и дрозд» (1946, режиссёр А. В. Иванов), «Конёк-Горбунок» (1948, по П. П. Ершову, режиссёр Иванов-Вано), «Цветик-семицветик» (1949, режиссёр М. М. Цехановский), «Федя Зайцев» (1949, режиссёры В. С. и З. С. Брумберг), «Олень и волк» (1951, режиссёр Бабиченко), «Аленький цветочек» (1952, режиссёр Л. К. Атаманов).

  В 50-е гг. стал увеличиваться выпуск художественных, документальных, научно-популярных фильмов, началась реконструкция киностудий в РСФСР и других союзных республиках. Были построены киностудии в Литве, Латвии, Эстонии, а также в Молдавии, Киргизии, ранее не имевших собственного кинопроизводства. Более разнообразными по тематике и жанрам стали кинопроизведения Украины, Белоруссии, Грузии, значительные кинокартины созданы в Узбекистане. Процесс роста национальных кинематографий происходил и в Армении, Азербайджане, Туркменистане, Таджикистане, Киргизии, Казахстане.

  Вместе с мастерами старшего поколения с конца 50-х гг. на различных студиях страны к творческой работе обратились молодые кинематографисты, главным образом выпускники ВГИКа, Высших сценарных (с 1960) и режиссёрских (с 1966) курсов: режиссёры — Т. Е. Абуладзе, Ш. К. Айманов, А. А. Алов, В. П. Басов, Бондарчук, Р. А. Быков, В. Я. Венгеров, Л. И. Гайдай, Г. Н. Данелия, Ю. П. Егоров, В. П. Жалакявичюс, В. И. Ивченко, Ю. Ю. Карасик, Э. Г. Климов, А. С. Кончалочский, Кулиджанов, Т. М. Лиознова, А. Н. Митта, В. Н. Наумов, А. М. Неретниек, Ю. Н. Озеров, Г. И. Панфилов, Ростоцкий, Рязанов, С. И. Самсонов, А. А. Салтыков, Сегель, В. Н. Скуйбин, И. В. Таланкин, А. А. Тарковский, Л. А. Файзиев, Д. Я. Храбровицкий, М. М. Хуциев, Ю. С. Чулюкин, Чухрай, Р. Д. Чхеидзе, Швейцер, Э. М. и Г. Н. Шенгелая, В. М. Шукшин; сценаристы — О. А. Агишев, Ю. Т. Дунский, В. И. Ежов, Б. А. Метальников, Ю. М. Нагибин, И. Г. Ольшанский, Т. Г. Сытина, Н. Н. Фигуровский, В. С. Фрид; операторы — И. А. Грицюс, В. К. Дербенев, Л. И. Калашников, Г. Н. Лавров, В. В. Монахов, М. М. Пилихина, С. П. Урусевский, В. М. Шумский, В. И. Юсов. Строгий отбор выразительных средств, интеллектуальность, разносторонность, глубокий психологизм, яркая характерность стали важнейшими чертами исполнительской манеры наиболее видных представителей актёрской школы. Среди них — Л. М. Абашидзе, Ш. К. Айманов, Н. У. Аринбасарова, В. Ф. Артмане, Д. Ю. Банионис, А. В. Баталов, Бондарчук, М. Г. Булгакова, Быков, М. В. Володина, М. А. Глузский, Л. М. Гурченко, А. С. Демидова, Т. В. Доронина, Е. А. Евстигнеев, О. Н. Ефремов, С. Л. Закариадзе, З. М. Кириенко, М. М. Козаков, Л. В. Куравлев, К. Ю. Лавров, И. Г. Лапиков, Е. П. Леонов, И. В. Макарова, Н. В. Мордюкова, Г. А. Польских, Н. Н. Рыбников, М. Р. Рыскулов, И. С. Саввина, Т. Е. Самойлова, И. М. Смоктуновский, О. А. Стриженов, В. В. Тихонов, М. А. Ульянов, Е. Я. Урбанский, С. М. Чиаурели, И. М. Чурикова, Л. А. Чурсина, Шукшин и др.

Кадр из фильма «Иваново детство». Реж. А. Тарковский. 1962. СССР. Литература и искусство.

Кадр из фильма «Иваново детство». Реж. А. Тарковский. 1962.

  К началу 60-х гг. производилось в среднем 120—140 полнометражных художественных фильмов в год. На крупнейших киностудиях были созданы творческие объединения. Увеличился выпуск цветных кинокартин, внедрялись широкий экран, кинопанорама и стереозвук. В 1961 выпущен первый советский широкоформатный фильм «Повесть пламенных лет» (по Довженко, режиссёр Солнцева).

  В 60—70-е гг. советское киноискусство становится всё более многоплановым и углублённым в исследовании разнообразных сторон жизни общества; обогащаются выразит. средства, совершенствуется киноязык. По-прежнему одной из ведущих остаётся тема Великой Отечественной войны. Лучшие картины с большой эмоциональной силой повествуют о бессмертных подвигах, моральной чистоте, гуманизме советского народа. К наиболее значительным работам относятся: «Мир входящему» (1961, режиссёры Алов и Наумов), «Иванове детство» (1962, режиссёр Тарковский), «Вступление» (1963, режиссёр Таланкин), «Живые и мёртвые» (по Симонову, 1964, режиссёр Столпер), «Сказ о матери» (1964, режиссёр А. А. Карпов), «Отец солдата» (1965, режиссёр Чхеидзе), «Никто не хотел умирать» (1966, режиссёр Жалакявичюс), «Яблоки сорок первого года» (1969, режиссёр Б. Батыров), «А зори здесь тихие...» (1972, режиссёр Ростоцкий), четырёхсерийная киноэпопея «Освобождение» (1970—71, режиссёр Озеров).

Кадр из фильма «Освобождение». Реж. Ю. Н. Озеров. 1970—71. СССР. Литература и искусство.

Кадр из фильма «Освобождение». Реж. Ю. Н. Озеров. 1970—71.

Кадр из фильма «Никто не хотел умирать». Реж. В. П. Жалакявичюс. СССР. Литература и искусство.

Кадр из фильма «Никто не хотел умирать». Реж. В. П. Жалакявичюс.

  Центральное место занимают фильмы, посвященные современной действительности. Их отличает широкий показ жизни страны, интересно и многогранно раскрытые образы современников — рабочих, колхозников, интеллигенции. В лучших из них проявилось многообразие тем, художественных манер, жанрово-стилистических исканий: «Простая история» (1960, режиссёр Ю. П. Егоров), «Сережа» (1960, режиссёры Данелия и Таланкин), «Девять дней одного года» (1962, режиссёр Ромм), «Мне 20 лет» (1964, режиссёр Хуциев), «Председатель» (1965, режиссёр Салтыков), «Листопад» (1967, режиссёр О. Ш. Иоселиани), «Твой современник» (1968, режиссёр Райзман), «Доживём до понедельника» (1968, режиссёр Ростоцкий), «Влюблённые» (1969, режиссёр Э. Ишмухамедов), «У озера» (1969) и «Любить человека» (1972) — режиссёр обоих фильмов Герасимов; «Обвиняются в убийстве» (1970, режиссёр Б. И. Волчек), «Невестка» (1971, режиссёр Х. К. Нарлиев), «Белая птица с чёрной отметиной» (1971, режиссёр Ю. Г. Ильенко), «Укрощение огня» (1972, режиссёр Д. Я. Храбровицкий), «Это сладкое слово — свобода» (1973, режиссёр Жалакявичюс), «Калина красная» (1974, режиссёр Шукшин), «Любовь земная» (1974, режиссёр Е. С. Матвеев), «Романс о влюблённых» (1974, режиссёр Кончаловский), «Красное яблоко» (1975, режиссёр Т. Океев), «Премия» (1975, режиссёр С. Микаэлян), «Прошу слова» (1976, режиссёр Панфилов) и др. О творческой зрелости советского кино 60—70-х гг. свидетельствуют фильмы о революции и Гражданской войне. Важным вкладом в кинолениниану явились фильмы «Синяя тетрадь» (1963, режиссёр Кулиджанов), «Ленин в Польше» (1966, режиссёр Юткевич), дилогия Донского «Сердце матери» и «Верность матери» (1966—67), «Шестое июля» (1968, режиссёр Карасик). Эпическая широта мысли, достоверность, основанная на документах, характерны для историко-революционных фильмов этого периода; пафос революционной героики объединяет такие творчески различные картины, как «Первый учитель» (1965, режиссёр А. С. Кончаловский), «В огне брода нет» (1968, режиссёр Панфилов), «Белое солнце пустыни» (1970, режиссёр В. Я. Мотыль). Литературным первоисточником многих историко-революционных кинокартин явились известные произведения советской литературы: «Оптимистическая трагедия» (по Вишневскому, 1963, режиссёр Самсонов), «Железный поток» (по А. С. Серафимовичу, 1967, режиссёр Дзиган), «Комиссары» (по Ю. Н. Либединскому, 1970, режиссёр Н. П. Мащенко), «Бег» (по М. А. Булгакову, 1971, режиссёры Алов и Наумов)и др. Экранизировалась также русская и зарубежная классика: «Дама с собачкой» (по Чехову, 1960, режиссёр Хейфиц), «Гамлет» (1964) и «Король Лир» (1971) (оба по Шекспиру, режиссёр Козинцев), четырёхсерийный фильм «Война и мир» (по Л. Н. Толстому, 1966—1967, режиссёр Бондарчук), «Дон Кихот» (по М. Сервантесу, 1967, режиссёр Козинцев), «Братья Карамазовы» (по Ф. М. Достоевскому, 1968, 1—3-я серии, режиссёр Пырьев) и др. Лучшие традиции советской кинокомедии продолжены и в значительной мере обогащены в картинах: «Берегись автомобиля» (1966) и «Ирония судьбы, или С лёгким паром» (1976) (режиссёр обоих фильмов Рязанов), «Кавказская пленница» (1967, режиссёр Гайдай), в эксцентрической комедии Быкова «Айболит-66» (1966), лирическом детском фильме режиссёра Митты «Звонят, откройте дверь» (1966) и др.

Кадр из фильма «Белая птица с черной отметиной». Реж. Ю. Г. Ильенко. 1971. СССР. Литература и искусство.

Кадр из фильма «Белая птица с черной отметиной». Реж. Ю. Г. Ильенко. 1971.

Кадр из фильма «Красное яблоко». Реж. Т. Океев. 1975. СССР. Литература и искусство.

Кадр из фильма «Красное яблоко». Реж. Т. Океев. 1975.

Кадр из фильма «Твой современник». Реж. Ю. Я. Райзман. 1968. СССР. Литература и искусство.

Кадр из фильма «Твой современник». Реж. Ю. Я. Райзман. 1968.

Кадр из фильма «Председатель». Реж. А. А. Салтыков. 1965. СССР. Литература и искусство.

Кадр из фильма «Председатель». Реж. А. А. Салтыков. 1965.

Кадр из фильма «Берегись автомобиля». Реж. Э. Рязанов. 1966. СССР. Литература и искусство.

Кадр из фильма «Берегись автомобиля». Реж. Э. Рязанов. 1966.

Кадр из фильма «Ленин в Польше». Реж. С. И. Юткевич. 1966. СССР. Литература и искусство.

Кадр из фильма «Ленин в Польше». Реж. С. И. Юткевич. 1966.

  Совершенствуется искусство мультипликации. Киностудии Москвы, Киева, Тбилиси, Таллина и др. ежегодно выпускали свыше 30 мультфильмов. Среди наиболее популярных — «Каникулы Бонифация» (1965, режиссёр Ф. С. Хитрук), «Бременские музыканты» (1969, режиссёр И. Ковалевская), «Крокодил Гена» (1969, режиссёр Р. А. Качанов), «Ну, погоди!» (1969—74, вып. 1—8, режиссёр В. М. Котёночкин), «О, мода, : мода!» (1969, режиссёр В. Д. Бахтадзе), «Остров» (1973, режиссёр Хитрук).

  Заметных успехов достигло документальное кино, характерными особенностями которого стали высокая эмоциональность и художественность в изображении событий. Достижение на этом пути — трилогия «Рукопись Ленина», «Знамя партии» и «Ленин. Последние страницы» (1960—63, режиссёр Ф. А. Тяпкин). В числе наиболее значительных лент — «Разноэтажная : Америка» (1961, режиссёр Г. И. Асатиани), «Катюша» (1964, режиссёр В. П. Лисакович), «Обыкновенный фашизм» (1965, режиссёр Ромм), «Великая Отечественная» (1965, режиссёры Кармен, И. В. Венжер), «Если дорог тебе твой дом» (1967, режиссёр В. С. Ордынский), «Гренада, Гренада, Гренада моя...» (1967, авторы Кармен, Симонов), «Товарищ Хо Ши Мин» (1969, режиссёр Е. И. Вермишева), «Нарынский дневник» (1971, режиссёр А. Видугирис), «Трудные дороги мира» (1974, режиссёр А. А. Колошин), «Сердце Корвалана» (1975, режиссёр Кармен).

  Всё чаще центральные и республиканские киностудии создают киноленты по заказу телевидения: «Операция “Трест”» (1970, режиссёр С. И. Колосов), «Адъютант его превосходительства» (1971, режиссёр Е. И. Ташков), «Семнадцать мгновений весны» (1972, режиссёр Лиознова), «Красное и чёрное» по Стендалю (1976, режиссёр Герасимов) и др. Широкое признание получил украинский телефильм «Как закалялась сталь» по роману Н. А. Островского (1973, режиссёр Р. Н. Мащенко).

  Значительные идейные процессы в киноискусстве проходят под плодотворным воздействием постановления ЦК КПСС «О мерах по дальнейшему развитию советской кинематографии» (1972) и вдохновляющих на новые свершения решений съездов КПСС. Всё это открывает новые пути подъёма киноискусства, взаимообогащения кинематографий братских советских республик, усиления роли кино в коммунистическом строительстве, в духовной жизни народа.

  Советское киноискусство, являясь массовым и действенным в острой идеологической борьбе с империалистической пропагандой, убедительно показывает людям всего мира преимущества социалистического строя, гуманизм и интернационализм советского общества. Оно оказывает положительное воздействие на развитие мирового кинематографического процесса, вносит принципиальный вклад в обогащение киноязыка. Достижения советского киноискусства непосредственно повлияли на формирование итальянского неореализма, на становление национальных кинематографий социалистических, а также развивающихся стран, способствовали утверждению социальной проблематики в киноискусстве развитых капиталистических стран. Мировое признание получило теоретическое наследие классиков советского кино — Эйзенштейна, Пудовкина, Довженко, Вертова. Опираясь на их традиции, продолжает успешно и всесторонне развиваться советское киноведение (см. раздел Киноведение). Деятели советского кино объединены в Союз кинематографистов СССР (см. в разделе Творческие союзы).

  Лучшие советские фильмы, подтверждающие высокий авторитет кинематографии СССР за рубежом, отмечаются премиями и наградами на Международных Кинофестивалях стран Европы, Америки, Азии, Африки. В Советском Союзе проводятся представительные смотры киноискусства: Всесоюзный кинофестиваль (с 1958), Международный кинофестиваль в Москве (1935, с 1959 регулярно 1 раз в 2 года), Всесоюзный фестиваль спортивных фильмов (с 1966), Международный кинофестиваль стран Азии, Африки (с 1968) и Латинской Америки (с 1976) в Ташкенте и др. О развитии международных связей свидетельствуют совместные постановки советских киностудий с киностудиями стран социалистического содружества — Болгарии, Польши, Румынии, Чехословакии, Венгрии, Монголии, Югославии, ГДР, Кубы, а также киностудиями Индии, Италии, Франции, Японии, Швеции, США и др.

  Производство художественных документальных фильмов и кинопериодики осуществляется во всех союзных республиках. В 1975 выпущено 282 полнометражных фильма, в том числе 143 художественных, 30 документальных и 11 научно-популярных, 98 телевизионных и 1376 короткометражных. За год выходит свыше 50 названий периодических киножурналов, в том числе «Новости дня», «Пионерия» (для детей), Всесоюзный сатирический журнал «Фитиль», «Новости сельского хозяйства», «Наука и техника». На интенсивное развитие научно-популярного и учебного кино в решающей степени повлияла научно-техническая революция. Советская кинематография за годы своего существования выпустила (по 1975 включительно) около 5000 художественных фильмов, в том числе до 900 мультипликационных.

Х. Я. Якупов. «Челнинские красавицы (КамАЗ)». 1975. СССР. Литература и искусство.

Х. Я. Якупов. «Челнинские красавицы (КамАЗ)». 1975.

  Подготовка кинематографических творческих, руководящих и технических кадров осуществляется Всесоюзным государственным институтом кинематографии (ВГИК, Москва), Ленинградским институтом театра, музыки и кинематографии, Ленинградским институтом киноинженеров (ЛИКИ), отделениями кино в театральных институтах союзных и автономных республик, а также кинотехникумами.

  В СССР работали (1975) 39 киностудий художественных, хроникально-документальных, научно-популярных фильмов. Насчитывалось свыше 154 тыс. киноустановок (из них 25 628 в городах и 128 468 в сельской местности), в том числе свыше 100 тыс. широкоэкранных. Кроме того, функционировали 71 298 киноустановок без продажи билетов (в школах, на предприятиях и др.).

  См. Детское кино, Документальное кино, Киноискусство, Киноведение, Кинодраматургия, Киножурнал, Кинокомедия, Киномузыка, Кинопромышленность, Киносеть, Научно-популярное кино, а также раздел Кино в статьях о союзных республиках.

  О. В. Якубович-Ясный.

 

Литература и искусство
Литература
Архитектура и изобразительное искусство
Советское изобразительное и декоративно-прикладное искусство
Советские архитектура и градостроительство
Музыка
Танец, балет
Танец
Балет
Драматический театр
Цирк
Эстрада
Художественная самодеятельность
Кино
Международные культурные связи СССР
Так же Вы можете узнать о...


Двойное отношение (сложное, или ангармоническое) четырёх точек M1, M2, Мз, M4 на прямой (рис.
Джут (скотоводч.) Джут, дзуд (монг.), зимняя бескормица скота в районах отгонного животноводства, вызванная обледенением пастбищ.
Дофлейн Франц Дофлейн (Doflein) Франц (5.4.1873, Париж, — 24.
Жевательные мышцы, группа парных мышц человека и животных, обеспечивающих движение нижней челюсти при жевании.
Звёзды, самосветящиеся небесные тела, состоящие из раскалённых газов, по своей природе сходные с Солнцем.
Измельчитель кормов, машина для измельчения кормов перед их скармливанием с.
Ирландское восстание 1641 - 1652 Ирландское восстание 1641—1652, национально-освободительное восстание, вызванное земельными конфискациями и колониальным порабощением Ирландии английской монархией при Тюдорах и первых Стюартах.
Кальциферолы, витамины группы D; по химическому строению близки к стеринам.
Каршинская степь, волнистая равнина в Узбекской ССР.
Кинетическая теория газов, раздел теоретической физики, исследующий статистическими методами свойства газов на основе представлений о молекулярном строении газа и определенном законе взаимодействия между его молекулами.
Колёсное судно, судно, приводимое в движение гребными колесами.
Конъюгированные связи, сопряжённые связи, химические кратные (двойные или тройные) связи, разделённые одной простой связью, например Красные Баррикады, посёлок городского типа в Икрянинском районе Астраханской области РСФСР.
Кунгурский ярус (от названия г. Кунгур на Урале), верхний ярус нижнего отдела пермской системы [см.
Лачинов Павел Александрович [19(31).12.1837, Шацк, ныне Рязанской области, — 22.