СССР. Литература и искусство Драматический театр

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
ЛI ЛА ЛЕ ЛЁ ЛЖ ЛИ ЛЛ ЛО ЛУ ЛХ ЛЧ ЛЫ ЛЬ ЛЭ ЛЮ ЛЯ
ЛИА
ЛИБ
ЛИВ
ЛИГ
ЛИД
ЛИЕ
ЛИЗ
ЛИЙ
ЛИК
ЛИЛ
ЛИМ
ЛИН
ЛИО
ЛИП
ЛИР
ЛИС
ЛИТ
ЛИУ
ЛИФ
ЛИХ
ЛИЦ
ЛИЧ
ЛИШ

Драматический театр

Многонациональный советский театр отличает разнообразие направлений, форм и жанров, развивающихся в едином русле метода социалистического реализма. При этом он плодотворно использует традиции народного творчества, классическое наследие прошлого, опыт современного сценического искусства всех народов СССР и братских социалистических стран, достижения прогрессивной зарубежной театральной культуры.

  Истоки театра у народов СССР относятся к разным векам и историческим эпохам. Они восходят к играм, обрядам, имеющим культовый или трудовой характер. Существовали также народные театры (скоморохов у славян, берикаоба в Грузии, кызыкчи и масхарабозов у узбеков и таджиков). В древние времена возник профессиональный театр у грузин, свыше 2 тыс. лет существует театр у армян. Но иноземные нашествия прерывали развитие этих национальных культур. В 17—18 вв. у русских, армян, украинцев, грузин и других народов в духовных семинариях появился школьный театр; были созданы придворные театры в России, Грузии. С первых десятилетий 18 в. в городах формировались любительские коллективы. Из них особую известность получила ярославская труппа Ф. Г. Волкова, лучшие актёры которой вошли в состав первого постоянного профессионального общедоступного русского театра в Петербурге (1756). Репертуар состоял главным образом из пьес основоположника русской классицистской драмы А. П. Сумарокова. С 1757 на основе театра, созданного при Московском университете, стала складываться московская профессиональная труппа. В конце 18 — начале 19 вв. получили распространение крепостные театры (Россия, Украина, Белоруссия, Грузия).

Скульптура народов ССР дореволюционного периода. Скульптурный карниз из Айртама. Узбекистан. Известняк. 1—2 вв. н. э. Эрмитаж. Ленинград. СССР. Литература и искусство.

Скульптура народов ССР дореволюционного периода. Скульптурный карниз из Айртама. Узбекистан. Известняк. 1—2 вв. н. э. Эрмитаж. Ленинград.

  До начала 19 в. труппы, как правило, не имели чёткого жанрового деления: одни и те же актёры играли в драмах и операх (преимущественно комических), иногда танцевали в балетах. Затем произошло постепенное разделение трупп на драматические и оперно-балетные. С 1824 московская драматическая труппа давала спектакли в доме купца Варгина и, в отличие от Большого театра (новое здание построено в 1824), этот театр стал именоваться Малым. В Петербурге для драматической труппы в 1832 был сооружен Александрийский театр. Согласно официально узаконенной в 1856 монополии императорских театров, частные театры открывать в обеих столицах запрещалось. В провинции антрепренёры частных театров обычно главное внимание уделяли коммерческой стороне дела. В целях привлечения публики они подчас ставили по 5—6 новых спектаклей в неделю, не заботясь об их художественном качестве. Основное место в репертуаре императорских театров, как и театров провинции, занимали пьесы официозного содержания, мелодрамы, построенные на внешних эффектах, легковесные водевили. Против такого репертуара выступала передовая критика. На театр оказывали активное влияние просветит. и революционные круги: Н. И. Новиков и его окружение, декабристы, позже А. И. Герцен, В. Г. Белинский и др. Вопросы реалистической театральной эстетики разрабатывали А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь, революционно-демократическая критика, возглавляемая Н. Г. Чернышевским и Н. А. Добролюбовым. Статьи о театре писали Н. А. Некрасов, М. Е. Салтыков-Щедрин, И. А. Гончаров и др. Преодолевая сопротивление цензуры и реакционно-бюрократических кругов, театры включали в репертуар прогрессивную русскую драматургию (пьесы Д. И. Фонвизина, А. С. Грибоедова, Гоголя, А. Н. Островского, А. К. Толстого, Л. Н. Толстого и др.), сыгравшую определяющую роль в формировании и развитии русского сценического реализма, западную классику (произведения У. Шекспира, Ф. Шиллера, Г. Э. Лессинга, Мольера, Лопе де Веги).

Сцена из спектакля «Царь Фёдор Иоаннович» А. К. Толстого. Первый спектакль Московского Художественного театра. 1898. СССР. Литература и искусство.

Сцена из спектакля «Царь Фёдор Иоаннович» А. К. Толстого. Первый спектакль Московского Художественного театра. 1898.

М. Н. Ермолова в роли Олёны («Воевода» А. Н. Островского). Малый театр. 1886. СССР. Литература и искусство.

М. Н. Ермолова в роли Олёны («Воевода» А. Н. Островского). Малый театр. 1886.

  Выступая в водевилях и мелодрамах, крупные актёры обогащали образы, создавали социально значительные характеры. В лучших произведениях русской драматургии освещались проблемы истории и современности. В «Борисе Годунове» (1825, пьеса была запрещена для представления до 1866) Пушкин впервые показал народ как главную движущую силу истории. В «Горе от ума» Грибоедова (1824), в комедиях Гоголя («Ревизор», 1836, и др.) резкой критике был подвергнут самодержавно-крепостнический строй. С 1850-х гг. начали ставиться пьесы Островского, открывшие новый этап в развитии русского театра. В них были выведены почти все слои русского общества, но основное внимание уделялось купечеству, мещанству. В пьесах Островского действовали герои, отстаивавшие своё человеческое достоинство, противостоявшие обществу, построенному на насилии, эксплуатации. Русский театр, располагая сильной драматургией, утверждался как реалистический, отражавший жизнь в типических характерах. Ему были присущи также революционная романтика, стремление видеть жизнь в развитии, в борьбе против реакционных сил.

  Крупнейшими актёрами 1-й половины 19 в. были М. С. Щепкин и П. С. Мочалов в Москве и А. Е. Мартынов в Петербурге. Щепкин, добиваясь широких сатирических обобщений, создавал образы, обличающие крепостничество и произвол (Фамусов — «Горе от ума» Грибоедова, Городничий — «Ревизор» Гоголя). При изображении простых, честных людей он поднимался до настоящей патетики. Деятельность Щепкина утвердила критический реализм в русском театре. Герои Мочалова отстаивали великие идеи свободыГамлет» Шекспира и др.). Мартынов воплощал глубоко человечные образы «маленьких людей» своего времени (роли мелких чиновников, ремесленников, торговцев в водевилях, Тихон в «Грозе» Островского). Традиции лучших русских актёров получили развитие во 2-й половине 19 в. Образы купцов-самодуров в пьесах Островского создавал П. М. Садовский, игравший также роли людей, ставших жертвами социального уклада жизни, но верящих в добро и справедливость (Любим Торцов — «Бедность не порок»). Целиком сливаясь с образом, добиваясь умения «жить в роли», Садовский вслед за Островским основное внимание обращал на речевые характеристики персонажей. Традиции П. М. Садовского были продолжены его сыном М. П. Садовским и другими членами этой артистические семьи — О. О. Садовской, П. М. Садовским. Героини М. Н. Ермоловой (в пьесах Лопе де Веги, Шиллера, Островского) несли веру в победу добра над злом, горячо отстаивали высокие жизненные принципы. Романтической наполненностью отличалась игра А. И. Южина. Замечательной исполнительницей классического репертуара была М. Г. Савина (пьесы Гоголя, Островского, Тургенева), пользовавшаяся также большим успехом в салонных пьесах современных ей драматургов (галерея сатирических портретов светских дам). Образы простых русских женщин, пытающихся отстаивать своё право на любовь, но сломленных жизнью, создавала П. А. Стрепетова (Катерина — «Гроза» Островского, Лизавета — «Горькая судьбина» А. Ф. Писемского). К. А. Варламов и В. Н. Давыдов раскрывали богатство жизни в её трагическом и смешном, трогательном и жестоком. В искусстве В. Ф. Комиссаржевской, проникнутом поисками нравственного идеала, активным утверждением человеческого достоинства женщины, отразились настроения предреволюционных лет. В 1904—10 в созданном ею в Петербурге театре ставилась передовая современная драматургия (М. Горький, А. П. Чехов, Г. Ибсен и др.).

  Несмотря на то, что в конце 19 — начале 20 вв. в театре работали замечательные художники, в целом сценическое искусство переживало кризис. В то время, когда в общественной жизни происходили значительные изменения, назревала революционная ситуация, на сцене господствовал развлекательный репертуар, ставились далёкие от проблем современности пьесы; художественно-постановочный уровень спектаклей был невысок. Отдельные попытки реформировать театральное искусство (например, деятельность актёра и режиссёра московского Малого театра А. П. Ленского) не встречали поддержки чиновничье-бюрократического театрального руководства.

  В этих условиях особенно большую роль сыграл открытый в 1898 Московский Художественный Театр (МХТ, см. Московский Художественный академический театр), возглавлявшийся К. С. Станиславским и В. И. Немировичем-Данченко. Используя достижения мирового, в том числе русского театра, МХТ утверждал искусство нового типа. В театре складывался подлинный ансамбль всех участников спектакля, утверждались новые принципы режиссуры, актерской игры. Режиссер становился идейным и художественным руководителем труппы. МХТ сделался центром, объединявшим демократическую интеллигенцию. В его репертуаре определяющее значение приобрели пьесы А. П. Чехова и М. Горького. В чеховских спектаклях звучала тема тоски по лучшей жизни, невозможность примириться с мещанским укладом, мечта о счастливом будущем. Постановки горьковских пьес были проникнуты протестом против мира, построенного на эксплуатации человека человеком, утверждали мысль, что хозяином жизни должен стать тот, кто трудится. В МХТ Станиславский разработал систему актёрской игры и режиссуры (см. Станиславского система). Решительно выступая против художественного дилетантизма, Станиславский особое внимание обращал на воспитание актёра-гражданина. Высшей формой сценического творчества он считал искусство переживания, при котором игра актёров сводится не к демонстрации законченного результата, а к созданию заново на каждом спектакле живого органического процесса по заранее продуманной логике жизни образа. В то же время Московский Камерный театр, основан в 1914 А. Я. Таировым, утверждал примат актёра-мастера, выступал против бытового и психологического театра, подчинения его литературе. Противоречивый характер носила деятельность В. Э. Мейерхольда (постановки в театре В. Ф. Комиссаржевской, Александрийском театре в Петербурге, и др.), связанная с поэтикой символизма, стилизацией, но намечавшая новые пути сценической выразительности.

В. Э. Мейерхольд и В. В. Маяковский на репетиции «Бани» В. В. Маяковского. Театр имени Вс. Мейерхольда. 1930. СССР. Литература и искусство.

В. Э. Мейерхольд и В. В. Маяковский на репетиции «Бани» В. В. Маяковского. Театр имени Вс. Мейерхольда. 1930.

  В начале 19 в. возникли профессиональные театры на Украине (к концу века имелось уже несколько передвижных трупп). В 1850 был создан профессиональный грузинский театр, в 1860—1870-е гг. — армянский и латышский, в 1870-е гг. — эстонский и азербайджанский, в начале 20 в.— белорусский и татарский. Развитие театрального искусства было обусловлено ростом национальной драматургии. И. К. Карпенко-Карый (Тобилевич), М. Л. Кропивницкий, М. П. Старицкий — на Украине, Г. Д. Эристави, А. А. Цагарели — в Грузии, Г. М. Сундукян и М. Ф. Ахундов — в Армении и Азербайджане, В. И. Дунин-Марцинкевич — в Белоруссии заложили основы реалистического направления в национальной сценической культуре. Развитие драматургии в начале 20 в. связано с творчеством писателей — И. Я. Франко и Леси Украинки (Украина), Дж. Мамедкулизаде, Н. Везирова, А. Ахвердова (Азербайджан), А. Ширванзаде (Армения) и др. На формирование театрального искусства народов России плодотворное воздействие оказали традиции русского реалистического искусства. Организаторы и участники первых трупп (актёрских товариществ) выходили обычно из среды прогрессивной интеллигенции. Протест против общественного неравенства, обличение буржуазного строя ярко выражены в творчестве выдающихся актёров — армянского трагика П. Адамяна, основоположника романтического направления на грузинской сцене В. Алекси-Месхишвили, украинские актрисы М. Заньковецкой, претворявшей принципы народного национального искусства, актёров-реалистов Г. Чмышкяна в Армении, Д. Зейналова в Азербайджане, П. Саксаганского и М. Кропивницкого на Украине, А. Алунана в Латвии, Т. Альтермана в Эстонии.

  Развитие сценической культуры народов России протекало в обстановке острой борьбы искусства господствующего класса и искусства демократического. Гнёт царской администрации и реакционной буржуазии не мог заглушить демократических и социалистических устремлений и в годы тяжёлого творческого кризиса, наступившего после поражения Революции 1905—07, передовые деятели национальной культуры стремились выражать в искусстве освободит. идеи.

Советский театр. Октябрьская революция 1917 открыла новый этап в развитии театрального искусства народов СССР. Развиваясь на основе метода социалистического реализма, советский театр продолжил лучшие традиции дореволюционного реалистического искусства. 9(22) ноября 1917 Декретом СНК театры были переданы в ведение отдела искусств Государственной комиссии по просвещению (впоследствии Народный комиссариат просвещения). В Декрете определялось значение театрального искусства как одного из важнейших факторов коммунистического воспитания и просвещения народа. В театр пришли новые зрители: рабочие, крестьяне, красноармейцы. Целые коллективы и отдельные крупнейшие актёры выезжали в рабочие клубы, в деревни, на фронты Гражданской войны. 26 августа 1919 В. И. Ленин подписал Декрет СНК об объединении театрального дела, провозгласивший национализацию театров. Старейшие театры были выделены в группу академических (Малый театр, МХАТ, б. Александрийский театр — ныне Ленинградский академический театр драмы им. Пушкина, и др.). Они подчинялись непосредственно народному комиссару просвещения и пользовались обширными художественными правами. В условиях труднейшего экономического и политического положения страны создавались новые театры: в Москве — Театр РСФСР 1-й (1920, позднее театр им. Вс. Мейерхольда), 3-я студия МХТ (1921, впоследствии Театр им. Евг. Вахтангова), Театр Революции (1922, ныне Театр им. Вл. Маяковского), Театр им. МГСПС (1923, ныне Театр им. Моссовета); в Петрограде — Большой драматический театр (1919); в Одессе — передвижной театр «Красный факел» (1920; с 1932 — в Новосибирске) и др. Были открыты театры для детей — Детский театр им. Моссовета (Москва, 1918), Московский театр для детей (1921, ныне Центральный детский театр), Театр юных зрителей в Петрограде (1922, ныне Ленинградский театр юных зрителей) и др.

  Вовлечение в строительство новой жизни широких масс трудящихся вызвало раскрытие талантов народов, расцвет самодеятельного искусства, на основе которого возникали и профессиональные театры. В первые годы после установления Советской власти на Украине, в Грузии, Армении, Азербайджане, Татарии были объединены и укреплены профессиональные труппы, театры приняты на государственный бюджет, получили постоянные помещения. В 1919 создан Киевский драматический театр им. Т. Шевченко. В 1920 основаны Белорусский государственного театра Минске (ныне им. Я. Купалы), украинский театр им. И. Франко в Виннице (затем переведён в Киев), Азербайджанский драматический театр в Баку (ныне им. М. Азизбекова), в 1921 — Армянский драматический театр в Ереване (ныне им. Г. Сундукяна) и Грузинский театр им. Ш. Руставели в Тбилиси, в 1922 — украинский театр «Березiль» в Киеве (ныне Харьковский театр им. Т. Шевченко) и театр им. Заньковецкой там же (ныне во Львове). В 20-х гг. были заложены основы театрального искусства у народов, не имевших прежде профессионального театра. Кружки художественной самодеятельности послужили базой для создания узбекского (в 1919, ныне Театр им. Хамзы, Ташкент), казахского (в 1925 в Кзыл-Орде, с 1928 в Алма-Ате, ныне Театр им. Ауэзова) и других театров.

  В Москве, Петрограде, Воронеже, Иркутске и других городах ставились массовые театрализованные зрелища (см. Театрализованные праздники). В развитии агитационного театра определённую роль сыграли коллективы, входившие в систему Пролеткульта. Вопреки ошибочным взглядам его руководителей (недооценка значения культурного наследия, эпигонское использование приёмов футуризма и символизма и т.д.), во многих коллективах формировались элементы нового революционного театра. С опытом массового агиттеатра первых лет Советской власти связано возникновение в 20-х гг. коллективов «Синяя блуза», театров рабочей молодёжи (ТРАМов). В конце 20 — начале 30-х гг. начали работать театры Красной Армии, колхозно-совхозные театры. Возросло число театров для детей, театров кукол (в 1936 было около 150 дет. театров, в том числе и кукольных).

  Коммунистическая партия уделяла большое внимание театру как проводнику коммунистических идей. 12-й съезд РКП(б) (1923) указал на необходимость «...усилить работу по созданию и подбору соответствующего революционного репертуара, используя при этом в первую очередь героические моменты борьбы рабочего класса» («КПСС в резолюциях...», 8 изд., т. 2, 1970, с. 466). Становление нового в искусстве театра проходило в условиях творческого соревнования различных течений. В резолюции ЦК РКП(б) «О политике партии в области художественной литературы» (1925) подчёркивалась важность такого соревнования и вместе с тем говорилось о необходимости решительного преодоления буржуазных влияний, вульгарно-социологических и пролеткультовских тенденций. В середине и конца 20-х гг. отчётливо определился подъём советской драматургии (пьесы К. А. Тренева, В. Н. Билль-Белоцерковского, В. В. Маяковского, Вс. Иванова, Б. А. Лавренева, В. В. Вишневского и др.), ставшей основой роста театрального искусства.

Преображенская церковь в Кижах. Карельская АССР. 1714. СССР. Литература и искусство.

Преображенская церковь в Кижах. Карельская АССР. 1714.

  Большое значение имела деятельность Е. Б. Вахтангова, возглавившего в 1919 Театральную секцию (ТЕО) Наркомпроса. Ученик и последователь Станиславского, руководитель 3-й студии МХТ, он выступал за народность искусства, утверждал идею ответственности художника перед народом, творящим революцию. Его спектакль «Чудо святого Антония» М. Метерлинка (2-я редакция 1921) был направлен против пошлости мещанского мира, утверждал высокое чувство любви к простым людям. Программным для будущего Театра им. Вахтангова стал спектакль «Принцесса Турандот» К. Гоцци (1922) — остросовременный по своему оптимистическому звучанию, открыто театральный, полный ярких красок. С середины 20-х гг. Театр им. Вахтангова стал уделять основное внимание созданию современных сценических образов — «Виринея» Л. Н. Сейфуллиной и В. П. Правдухина (1925), «Разлом» Лавренева (1927) (режиссёр обоих спектаклей А. Д. Попов), «Барсуки» Л. М. Леонова (1927).

  Новый характер стало приобретать искусство Мейерхольда. Режиссёр активно участвовал в строительстве советского театра, ярко зрелищного, политически острого, агитационного. Пропагандируя идеи революции, он поставил в своём театре публицистически острые спектакли: «Зори» Э. Верхарна (1920), «Мистерию-Буфф» Маяковского (1918, 1921). Затем, продолжая тесное сотрудничество с Маяковским, осуществил постановки его пьес «Клоп» (1929) и «Баня» (1930), резко осудивших мещанство, бюрократизм, политическое приспособленчество.

  Героический подъём масс, типические образы современников были воссозданы в ярко публицистических спектаклях Театра им. МГСПС: «Шторм» Билль-Белоцерковского (1925), «Мятеж» Д. А. Фурманова и Д. Поливанова (1927) (режиссёр обоих спектаклей Е. О. Любимов-Ланской). Воздействие революционной действительности сказалось на творчестве МХАТа, Малого театра. Наряду со спектаклями, глубоко и многогранно раскрывавшими идейную сущность и художественные особенности произведений классической драматургии («Горячее сердце» Островского, 1926, и «Женитьба Фигаро» П. Бомарше, 1927, МХАТ; «Растеряева улица» по Г. И. Успенскому, 1929, Малый театр), ими были созданы выдающиеся  постановки пьес советских авторов. Стремясь к философски обобщённому, психологически углублённому раскрытию образов, МХАТ создал проникнутые революционной героикой реалистические спектакли, посвященные историческому прошлому и Гражданской войне, — «Пугачёвщина» Тренева (1925, режиссёр Немирович-Данченко), «Бронепоезд 14-69» Иванова (1927, руководитель Станиславский, режиссёр И. Я. Судаков). Сплотив вокруг себя молодых авторов, театр поставил также пьесы М. А. Булгакова («Дни Турбиных», 1926), В. П. Катаева («Квадратура круга», 1928), Л. М. Леонова («Унтиловск», 1928) и др. Развивая свои традиции, неразрывно связанные с героико-романтической устремлённостью, Малый театр поставил пьесы, показавшие торжество идей социалистической революции в условиях вооружённой борьбы за Советскую власть и в годы мирного строительства, — «Любовь Яровая» Тренева (1926), «Огненный мост» Б. С. Ромашова (1929). Московский Камерный театр ставил произведения, далёкие от современной жизни («Саломея» О. Уайльда, «Принцесса Брамбилла» Э. Т. А. Гофмана). Театром были созданы и выдающиеся трагедийные спектакли с участием актрисы А. Г. Коонен («Адриенна Лекуврер» Э. Скриба, 1919, «Федра» Ж. Расина, 1921, и др.). Событием театральной жизни стала постановка Таировым «Оптимистической трагедии» Вишневского (1933), утверждавшая революционный героизм.

Сцена из спектакля «Огненный мост» Б. С. Ромашова. Малый театр. 1929. СССР. Литература и искусство.

Сцена из спектакля «Огненный мост» Б. С. Ромашова. Малый театр. 1929.

  Значительные спектакли были поставлены и в других республиках: «97» М. Кулиша (1924, украинский Театр им. Франко), «Любовь Яровая» Тренева (1927, армянский Театр им. Сундукяна), «Мятеж» Фурманова и Поливанова (1928, украинский Театр им. Франко), «Разлом» Лавренева (1928, грузинский Театр им. Руставели). В конце 20 — начале 30-х гг. были созданы постоянные русские театры почти во всех столицах союзных республик, организованы новые театры в городах РСФСР (Владивосток, Ростов-на-Дону и др.) и других республик. В 1926 в Витебске открылся Белорусский театр (ныне Театр им. Коласа), в 1928 — Грузинский театр в Кутаиси (ныне Театр им. Марджанишвили в Тбилиси). В 1929 основаны Таджикский драматический театр в Душанбе (ныне Театр драмы им. Лахути), Туркменский театр драмы в Ашхабаде (ныне Театр им. Молланепеса), в 1941 Киргизский драматический театр. Начали работать театры народов автономных республик РСФСР (осетинский, коми, якутский, бурятский, кабардино-балкарский и др.). Становлению театральной культуры у народов, не имевших в прошлом сценического искусства, способствовала творческая помощь других народов и, прежде всего русского.

  Постановление ЦК ВКП(б) от 23 апреля 1932 «О перестройке литературно-художественных организаций» содействовало дальнейшему расширению творческого соревнования, направленного на подъём реалистического сценического искусства. Началась теоретическая разработка проблем, связанных с методом социалистического реализма. Выдающиеся произведения советской драматургии конца 20 — начала 40-х гг. определили развитие театрального искусства республик, утвердили принципы реализма и народности в сценическом искусстве (пьесы Н. Ф. Погодина, Леонова, К. М. Симонова, А. Н. Афиногенова, А. Е. Корнейчука, И. Кочерги, М. Кулиша, К. Крапивы, Я. Колоса, Д. Джабарлы, М. Ауэзова, К. Яшена и др.). Гражданская война, жизнь страны, строительство социалистического общества нашли отражение во многих спектаклях. Были поставлены: «Гибель эскадры» Корнейчука (1933, украинский Театр им. Франко; 1934, украинский Театр им. Шевченко, Центральный театр Красной Армии), «Интервенция» Л. И. Славина (1933, Театр им. Вахтангова), «В кольце» В. Б. Вагаршяна (1930, армянский Театр им. Сундукяна), «Два коммуниста» Яшена (1930, 2-й вариант — «Разгром», 1934, узбекский Театр им. Хамзы), «Ночные раскаты» Ауэзова (1935, Казахский театр драмы), «Арсен» Шаншиашвили (1936, грузинский Театр им. Руставели), «Партизаны» Крапивы (1938, белорусский Театр им. Купалы), «Краснопалочники» Улугзода (1941, таджикский Театр драмы им. Лахути). Социалистическая перестройка деревни показана в постановках «Хлеб» В. М. Киршона (1931, МХАТ), «После бала» Погодина (1934, Московский театр Революции), «Алмас» Джабарлы (1931, азербайджанский Театр им. Азизбекова), «Честь и любовь» Яшена (1936, узбекский Театр им. Хамзы). Тема социалистической индустриализации отразилась в постановках пьес «Темп» (1930, Театр им. Вахтангова), «Поэма о топоре» и «Мой друг» (1931 и 1932, обе в Московском театре Революции) Погодина. Формированию мировоззрения советской интеллигенции, её идейному росту посвящены спектакли: «Страх» Афиногенова (1931, Ленинградский академический театр драмы, МХАТ), «Платон Кречет» Корнейчука (1934, украинский Театр им. Франко; 1935, МХАТ), «Скутаревский» Леонова (1934, Малый театр, Центральный театр Красной Армии). Образ нового героя раскрывался в постановках: «Слава» В. М. Гусева (1936, Малый театр), «Парень из нашего города» Симонова (1941, Московский театр им. Ленинского комсомола). Проблемы современности получили также отражение в постановках: «Девушки нашей страны» И. Микитенко (1932, украинский Театр им. Франко), «Яшар» Джабарлы (1932, азербайджанский Театр им. Азизбекова). Получил развитие комедийно-сатирический жанр: «В степях Украины» Корнейчука (1940, украинский Театр им. Франко; 1941, Малый театр), «Чужой ребёнок» В. В. Шкваркина (1933, Московский театр Сатиры, Ленинградский театр Комедии), «Свадьба колхозника» П. Какабадзе (1938, грузинский Театр им. Марджанишвили), «Кто смеется последним» Крапивы (1939, белорусский Театр им. Купалы) и др. Наряду с тематическим богатством в драматургии и театре утверждалось разнообразие жанровых форм. Ставились эпико-героические пьесы, психологические бытовые драмы, комедии — публицистически заострённые, сатирические, лирические и др.

Сцена из спектакля «В степях Украины» А. Е. Корнейчука. Украинский театр им. И. Франко. 1940. СССР. Литература и искусство.

Сцена из спектакля «В степях Украины» А. Е. Корнейчука. Украинский театр им. И. Франко. 1940.

Сцена из спектакля «Страх» А. Н. Афиногенова. Ленинградский академический театр драмы им. А. М. Пушкина. 1931. СССР. Литература и искусство.

Сцена из спектакля «Страх» А. Н. Афиногенова. Ленинградский академический театр драмы им. А. М. Пушкина. 1931.

  Выдающимся достижением советского театра стало воплощение образа В. И. Ленина: «Человек с ружьем» Погодина (1937, Театр им. Вахтангова, в роли Ленина — Б. В. Щукин; Воронежский театр; 1938, белорусский Театр им. Коласа), «Правда» Корнейчука (1937, Московский театр Революции, в роли Ленина — М. М. Штраух; Театр им. Франко) и др. Среди первых исполнителей роли Ленина: А. М. Бучма и М. М. Крушельницкий (Украина), П. С. Молчанов (Белоруссия), В. Б. Вагаршян (Армения).

  Глубокое воздействие на развитие советского театра оказали идейно-художественные принципы основоположника социалистической литературы М. Горького. К выдающимся горьковским спектаклям 30—40-х гг. принадлежат: «Егор Булычев и другие» (1932, Театр им. Вахтангова; 1933, армянский Театр им. Сундукяна), «Враги» (1935, МХАТ), «Мещане» (1935, Центральный театр Красной Армии), «Дачники» (1939, Ленинградский Большой драматический театр им. Горького), «Варвары» (1941, Малый театр; 1943, Горьковский театр), а также «На дне» (1932, Ленинаканский театр), «Последние» (1937, украинский Театр им. Франко, белорусский Театр им. Купалы) и др. Сочетание глубокой психологической правды с острой социальной характеристикой, искусство типизации, раскрытие социально-философской сущности образов, отличавшие лучшие горьковские спектакли, способствовали утверждению метода социалистического реализма, росту режиссёрского и актёрского мастерства.

Сцена из спектакля «Мещане» М. Горького. Ленинградский Большой драматический театр им. М. Горького. 1967. СССР. Литература и искусство.

Сцена из спектакля «Мещане» М. Горького. Ленинградский Большой драматический театр им. М. Горького. 1967.

  Развитие принципов социалистической эстетики и их практическое претворение в работе театров плодотворно сказалось в 30-е гг. в творчестве актёров разных поколений. Во МХАТе наряду с такими мастерами, как О. Л. Книппер-Чехова, В. И. Качалов, Л. М. Леонидов, И. М. Москвин, М. М. Тарханов выросло второе поколение артистов — О. Н. Андровская, А. Н. Грибов, Б. Г. Добронравов, К. Н. Еланская, Б. Н. Ливанов, В. А. Орлов, А. О. Степанова, А. К. Тарасова, В. О. Топорков, Н. П. Хмелев, М. М. Яншин и др. В Малом театре представители старшего поколения — М. М. Климов, С. Л. Кузнецов, В. О. Массалитинова, А. А. Остужев, В. Н. Рыжова, Е. Д. Турчанинова, П. М. Садовский, А. А. Яблочкина — сотрудничали с актёрами, чьё дарование в полную силу раскрылось уже в советское время, — Н. А. Анненковым, Е. Н. Гоголевой, В. Н. Пашенной и др. В 30-е гг. в труппу вступили М. И. Жаров, А. И. Зражевский, К. А. Зубов, И. В. Ильинский, Н. М. Радин, М. И. Царёв, Е. М. Шатрова. Коллектив Ленинградского академического театра драмы, в котором работали крупнейшие мастера — Е. П. Корчагина-Александровская, В. А. Мичурина-Самойлова, И. Н. Певцов, Ю. М. Юрьев, пополнился талантливыми представителями более молодого поколения (Б. А. Бабочкин, А. Ф. Борисов, Н. К. Симонов, Н. К. Черкасов и др.).

В. И. Качалов, М. Горький, К. С. Станиславский. 1928. СССР. Литература и искусство.

В. И. Качалов, М. Горький, К. С. Станиславский. 1928.

  В 30-е гг. советский театр, всесторонне развиваясь, всё активнее утверждался на позициях социалистического реализма. Глубокий психологизм спектаклей МХАТа соседствовал с блестящими бытовыми постановками Малого театра. Шли спектакли, отличавшиеся яркой театральной условностью (например, «Укрощение строптивой» Шекспира, Центральный театр Красной Армии, 1937). Все работы советского театра были отмечены стремлением к социальной типизации, раскрытию идейного содержания образа. Это сказалось в творчестве мастеров русской сцены — М. Ф. Астангова, М. И. Бабановой, Ю. С. Глизер, А. И. Горюнова, Б. Ф. Ильина, А. Г. Коонен, А. Г. Крамова, Ц. Л. Мансуровой, В. П. Марецкой, С. А. Мартинсона, Н. Д. Мордвинова, С. М. Муратова, Д. Н. Орлова, Р. Я. Плятта, А. В. Полякова, М. Ф. Романова, С. Д. Ромоданова, И. А. Слонова, М. А. Токаревой, А. Д. Чудиновой, Б. В. Щукина и мн. др. Глубокая эмоциональность, поэтическая проникновенность, характерные для украинской актёрской школы, с новой силой проявились в искусстве А. М. Бучмы, И. А. Марьяненко, Н. М. Ужвий, Ю. В. Шумского, Г. П. Юры. Лучшие демократические традиции реализма белорусской сцены были развиты Г. П. Глебовым, И. Ф. Жданович, А. К. Ильинским, П. С. Молчановым, Б. В. Платоновым. Героико-романтической патетикой проникнуты образы грузинских актёров В. И. Анджапаридзе, А. А. Хоравы, А. А. Васадзе, В. А. Годзиашвили, С. А. Закариадзе. Многогранностью психологической характеристики, пластической выразительностью было отмечено искусство мастеров армянской сцены — А. М. Аветисяна, Асмик, В. Б. Вагаршяна, А. Т. Восканян, Г. Д. Джанибекяна, Р. Н. Нерсесяна, В. К. Папазяна. Романтическая и реалистическая образность национального театра развивали в Азербайджане Ульви Раджаб, А. Шарифзаде, М. Алиев, М. Давудова. Высокий уровень сценической культуры, достигнутый театральным искусством, получил выражение в творчестве крупнейших актёров Узбекистана — А. Хидоятова, С. Ишантураевой, Ш.Бурханова, А.Ходжаева; Туркменистана — А. Кульмамедова, С. Мурадовой, А.Дурдыева, Б. Аманова; Казахстана — К. Куанышпаева, С. Кожамкулова, Ш. Айманова, Х. Букеевой; Таджикистана — А. Бурханова, М. Касымова; Киргизии — М. Рыскулова, Б. Кадыкеевой.

  Идейная глубина, художественная зрелость советского театра, многообразие его форм и решений неразрывно связаны с достижениями режиссёрского искусства, представленного творчеством Станиславского и Немировича-Данченко, Мейерхольда, Таирова, Любимова-Ланского, Попова, Ю. А. Завадского, Н. В. Петрова, А. М. Лобанова, Ф. Н. Каверина, С. М. Михоэлса, Р. Н. Симонова, А. Д. Дикого, И. Н. Берсенева, Н. П. Охлопкова, Н. П. Акимова и др. Различные искания находили глубокое оригинальное преломление в спектаклях К. А. Марджанишвили, в проникнутых духом романтики темпераментных постановках С. Ахметели в Грузии, в экспериментальных работах Л. Курбаса, в яркой реалистической образности спектаклей Г. П. Юры на Украине. Развитие театральной культуры 30-х гг. определили также постановки украинского режиссёра М. М. Крушельницкого, армянского режиссёра В. М. Аджемяна, белорусская режиссёра Е. А. Мировича и др.

  Принципы социалистического реализма нашли выражение и в  постановках произведений классической драматургии. Выдающимися образцами раскрытия классики стали спектакли «Воскресение» (1930), «Анна Каренина» (1937) по Л. Н. Толстому и «Три сестры» Чехова (1940), осуществленные во МХАТе Немировичем-Данченко, «Отелло» Шекспира в Малом театре (1935, в главной роли Остужев). Русская, а также западноевропейская классика имела большое значение для театров всех народов СССР. В работе над нею театры овладевали богатым опытом мирового искусства. Новое, социально углублённое истолкование получила на сценах театров СССР драматургия Островского: «Гроза» (1935, армянский Театр им. Сундукяна; 1938, украинский Театр им. Шевченко), «На всякого мудреца довольно простоты» (1935, Малый театр), «Лес» (1937, Малый театр),«Без вины виноватые» (1938, грузинский Театр им. Руставели), «Последняя жертва» (1939, украинский Театр им. Франко), «Правда — хорошо, а счастье лучше», «Волки и овцы» (оба в 1941, Малый театр). Среди постановок классической драматургии: пьесы Шекспира — «Отелло» (в театрах Армении, Грузии, Узбекистана, Таджикистана, Туркменистана и других союзных, а также автономных республик), «Много шума из ничего» (1936, Театр им. Вахтангова; 1940, Театр им. Франке), «Гамлет» (1935, Театр им. Хамзы), «Король Лир» (1935, Государственный еврейский театр), «Ромео и Джульетта» (1935, Московский театр Революции), «Как вам это понравится» (1940, Московский театр им. Ермоловой); «Разбойники» Шиллера (1933, грузинский Театр им. Руставели), «Уриэль Акоста» Гуцкова (1940, Малый театр), «Тартюф» Мольера (1939, МХАТ), «Школа злословия» Шеридана (1940, МХАТ), «Собака на сене» Лопе де Веги (1937, Московский театр Революции), «Трактирщица» Гольдони (1940, Театр им. Моссовета), «Мадам Бовари» по Г. Флоберу (1940, Камерный театр, в главной роли А. Г. Коонен). Современным прочтением классической драматургии отмечены также постановки: «Овечий источник» Лопе де Веги (1922, грузинский Театр им. Руставели, режиссёр К. А. Марджанишвили), «Гайдамаки» по Шевченко (1924, украинский Театр им. Шевченко, режиссёр Л.Курбас). Новое раскрытие получила и классическая драматургия народов СССР: «Украденное счастье» Франке (1940, украинский Театр им. Франке), «Из-за чести» А. М. Ширванзаде (1939, армянский Театр им. Сундукяна), «Бай и батрак» Хамзы (1939, узбекский Театр им. Хамзы) и др. С 1936 в Москве систематически проходили Декады искусства и литературы народов СССР (см. Декады и дни искусства и литературы народов СССР, о других смотрах, конкурсах, фестивалях см. в ст. Театральный фестиваль).

Сцена из спектакля «Мадам Бовари» по Г. Флоберу. Камерный театр. 1940. СССР. Литература и искусство.

Сцена из спектакля «Мадам Бовари» по Г. Флоберу. Камерный театр. 1940.

Сцена из спектакля «Волки и овцы» А. Н. Островского. Малый театр. 1941. СССР. Литература и искусство.

Сцена из спектакля «Волки и овцы» А. Н. Островского. Малый театр. 1941.

В 1939—40 количество театров СССР увеличилось, к ним присоединились театральные коллективы Западной Украины, Западной Белоруссии, Латвии, Литвы, Эстонии.

  Крупнейшие художественные коллективы достигли больших успехов, внесли значительный вклад в развитие многонационального советского театра: Латвийский театр драмы, Художественный театр Латвийской ССР (Рига), Эстонский театр драмы (Таллин) и театр «Ванемуйне» (Тарту), Театр драмы Литовской ССР (Вильнюс), Молдавский музыкально-драматический театр им. Пушкина (Кишинев) и др. Режиссура Э. Я. Смильгиса, А. Ф. Амтман-Бриедит (Латвия), Б. Ф. Даугуветиса (Литва), К. Ирда, А. М. Лаутера (Эстония), мастерство актёров А. Филипсона, Л. Берзинь, Я. Осиса, В. Лине (Латвия), А. Тальви, К. Карма (Эстония), К. Штирбул, Д. Дариенко (Молдавия) способствовали подъёму советской сценической культуры.

  В годы Великой Отечественной войны 1941—45 многонациональный советский театр направил творческие силы на борьбу против фашистских захватчиков. Были созданы фронтовые театры и бригады, выступавшие со спектаклями и концертами в действующей армии. В постановках военного времени с особой силой проявились свойственные советскому театру героический пафос, патриотический дух, глубокая связь с народом: «Нашествие» Леонова (1943, Малый театр, Театр им. Моссовета, белорусский Театр им. Купалы), «Русские люди» Симонова (1943, МХАТ, армянский Театр им. Сундукяна, Свердловский и Ярославский театры), «Фронт» Корнейчука (1942—43, Малый театр, Театр им. Вахтангова, украинский Театр им. Франко, Ленинградский академический театр драмы им. Пушкина).  героическая борьба на фронте, труд советских людей в тылу нашли отражение и в таких спектаклях, как: «Гвардия чести »Ауэзова и А. Абишева (Казахский театр драмы), «Монастырское ущелье» Вагаршяна (армянский Театр им. Сундукяна), «Махаббат» К. Ибрагимова (азербайджанский Театр им. Азизбекова) и др. В предвоенные годы и во время войны создавались спектакли о героическом прошлом страны: «Богдан Хмельницкий» Корнейчука (1939, украинский Театр им. Франко), «Страна родная» Д. М. Демирчяна (1940, армянский Театр им. Сундукяна), «Кеймир Кёр» Б. Аманова и К. Бурунова (1940, Туркменский театр драмы), «Муканна» Х. Алимджана (1943, узбекский Театр им. Хамзы).

  Во 2-й половине 40-х и в 50-е гг. продолжалась работа над спектаклями, посвященные современности. Однако в деятельности театров обозначились некоторые ошибочные тенденции, которым была дана критическая оценка в постановлении ЦК ВКП(б) от 26 августа 1946 «О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению». В постановлении отмечалось проникновение в репертуар слабых пьес, схематично рисовавших облик современника, а также идеологически чуждых буржуазных пьес и пьес псевдоисторических, искажённо, идеализированно показывавших прошлое. Подобным тенденциям противостояла  героическая направленность лучших произведений театрального искусства этого времени. Образы участников Великой Отечественной войны были созданы в спектаклях: «Молодая гвардия» по А. А. Фадееву (1947, Московский театр драмы, ныне Театр им. Маяковского, армянский Театр им. Сундукяна, украинский Театр им. Франко, азербайджанский Театр им. Азизбекова), «За тех, кто в море!» Лавренева (1947, Малый театр), «Константин Заслонов» А. Мовзона (1947, белорусский Театр им. Купалы), «Начальник станции» И. О. Мосашвили (1947, грузинский Театр им. Руставели). Проблемам современности были посвящены постановки: «В одном городе» Софронова (1947, Театр им. Моссовета), «Макар Дубрава» (1948, Театр им. Вахтангова, украинский Театр им. Франко), «Крылья» (1954, Малый театр, украинский Театр им. Франко) Корнейчука. О советском человеке, его преданности Родине рассказывалось в спектаклях «Старые друзья» Л. А. Малюгина (1946, Московский театр им. Ермоловой), «Любовь на рассвете» Я. Галана (1952, украинский Театр им. Заньковецкой), «Шёлковое сюзане» А. Каххара (1952, узбекский Театр им. Хамзы), «Семья Алана» Г. Мухтарова (1946, Туркменский театр драмы), «Правда кузнеца Игнотаса» А. Гудайтиса-Гузявичюса (1950, Литовский театр драмы). Ставились комедии: «Калиновая роща» Корнейчука (1950, Малый театр), «Свадьба с приданым» Н. М. Дьяконова (1950, Московский театр Сатиры), «Поют жаворонки» Крапивы (1950, белорусский Театр им. Купалы), «Женихи» А. И. Токаева (1949, Североосетинский театр). Были поставлены исторические и историко-революционные пьесы: «Ярослав Мудрый» Кочерги (1947, украинский Театр им. Шевченко), «Абай» по Ауэзову (1949, Казах, театр), «Алишер Навои» Уйгуна и А. И. Султанова (1948, узбекский Театр им. Хамзы) и др. Большим достижением советского театра стали новые постановки пьес «Баня», «Клоп», «Мистерия-Буфф» Маяковского (1953, 1955, 1957, Московский театр Сатиры), «Оптимистическая трагедия» Вишневского (1955, Ленинградский академический театр драмы).

Берикаоба. Грузинский народный театр масок. Рисунок. СССР. Литература и искусство.

Берикаоба. Грузинский народный театр масок. Рисунок.

  Новым современным прочтением классики отмечены спектакли: «Дело» А. В. Сухово-Кобылина (1953, Ленинградский театр им. Ленсовета), «Тени» М. Е. Салтыкова-Щедрина (1955, Ленинградский театр им. Ленсовета), «Иванов» (1955, Московский драматический театр им. Пушкина; 1960, Малый театр), «Чайка» (1952, Новосибирский театр «Красный факел»), «Вишнёвый сад» (1951, армянский Театр им. Сундукяна, 1965, Центральный театр Советской Армии), «Три сестры» (1951, Художественный театр Латвийской ССР) Чехова, «Живой труп» (1950, Ленинградский театр драмы им. Пушкина, азербайджанский Театр им. Азизбекова), «Плоды просвещения» (1951, МХАТ) и «Власть тьмы» (1956, Малый театр) Л. Н. Толстого, «Маскарад» Лермонтова (1952, Московский театр им. Моссовета), «Царь Эдин» Софокла (1956, грузинский Театр им. Руставели), пьесы Шекспира — «Гамлет» (1954, Театр им. Маяковского), «Юлий Цезарь» (1958, узбекский Театр им. Хамзы), «Антоний и Клеопатра» (1955, эстонский Театр им. Кингисеппа), «Ричард III» (1957, грузинский Театр им. Марджанишвили).

Сцена из спектакля «Маскарад» М. Ю. Лермонтова. Московский театр им. Моссовета. 1952. СССР. Литература и искусство.

Сцена из спектакля «Маскарад» М. Ю. Лермонтова. Московский театр им. Моссовета. 1952.

Сцена из балета «Антоний и Клеопатра» Э. Л. Лазарева. Молдавский театр оперы и балета. 1965. СССР. Литература и искусство.

Сцена из балета «Антоний и Клеопатра» Э. Л. Лазарева. Молдавский театр оперы и балета. 1965.

Сцена из спектакля «Вишнёвый сад» А. П. Чехова. Московский Художественный театр. 1904. СССР. Литература и искусство.

Сцена из спектакля «Вишнёвый сад» А. П. Чехова. Московский Художественный театр. 1904.

  Стремлением к философски углублённому гуманистическому толкованию образа, к широким социально-ист. и социально-психологическим обобщениям отмечены постановки пьес Горького — «Враги» (1946, Литовский театр драмы), «Васса Железнова» (1952, Малый театр), «Мещане» (1951, Рязанский театр), «Егор Булычев и другие» (1952, украинский Театр им. Франко; 1953, Киргизский театр драмы), «На дне» (1956, Ленинградский академический театр драмы им. Пушкина), «Варвары» (1959, Ленинградский Большой драматический театр). Большое место в репертуаре заняли пьесы, воплощающие образы современника — строителя коммунизма, посвященные проблемам формирования характера советского человека, утверждающие высокие коммунистические морально-этические нормы. Эта тенденция ярко проявилась в разнообразных по жанрам и стилям спектаклях: «В добрый час!» В. С. Розова (1954, Центральный детский театр), «Золотая карета» Леонова (1957, МХАТ), «Иркутская история» А. Н. Арбузова (1959, Театр им. Вахтангова, 1960, Театр им. Маяковского, Ленинградский Большой драматический театр), «Стряпуха» Софронова (1959, Театр им. Вахтангова), «Всё остаётся людям» С. И. Алешина (1959, Ленинградский академический театр драмы им. Пушкина), «Моя старшая сестра» А. М. Володина (1961, Ленинградский Большой драматический театр). Образ В. И. Ленина воссоздан в спектаклях МХАТ (в роли Ленина — Б. А. Смирнов) — «Кремлёвские куранты» (1956, новая сценическая редакция), «Третья патетическая» (1958) Погодина; «Вечный источник» Д. И. Зорина (1957, Малый театр).

Сцена из спектакля «Всё остаётся людям» С. И. Алёшина. Ленинградский академический театр драмы им. А. С. Пушкина. 1959. СССР. Литература и искусство.

Сцена из спектакля «Всё остаётся людям» С. И. Алёшина. Ленинградский академический театр драмы им. А. С. Пушкина. 1959.

Сцена из спектакля «Иркутская история» А. Н. Арбузова. театр им. Евг. Вахтангова. 1959. СССР. Литература и искусство.

Сцена из спектакля «Иркутская история» А. Н. Арбузова. театр им. Евг. Вахтангова. 1959.

  Подъём театрального искусства народов СССР в 60—70-х гг. связан с важнейшими событиями в истории Советского государства — 50-летием Октябрьской революции 1917, 100-летием со дня рождения В. И. Ленина, 50-летием образования СССР. Были поставлены спектакли: «Океан» (1961, Театр им. Маяковского, Ленинградский Большой драматический театр) и «Между ливнями» (1964, Театр им. Маяковского) А. П. Штейна, «Совесть» по Д. Г. Павловой (1963, Театр им. Моссовета), «Материнское поле» по Ч. Айтматову (1964, Казах, театр драмы), «Чти отца своего» В. В. Лаврентьева (1964, МХАТ), «Шестое июля» М. Ф. Шатрова (1965, МХАТ), историко-революционная трилогия — «Декабристы» Л. Г. Зорина, «Народовольцы» А. П.Свободина и «Большевики» Шатрова (1967, Московский театр «Современник»), «Оптимистическая трагедия» Вишневского (1967, Малый театр), «Шторм» Билль-Белоцерковского (1967, Театр им. Моссовета), «Интервенция» Славина (1967, Московский театр Сатиры), «Миндаугас» Марцинкявичюса (1969, Литовский театр драмы), «Трибунал» А. Е. Макаёнка (1971, Белорусский Театр им. Купалы, Московский драматический театр на М. Бронной), «Человек со стороны» И. М. Дворецкого (1971, Московский драматический театр на М. Бронной, Ленинградский театр им. Ленсовета), «А зори здесь тихие...» Б. Л. Васильева (1971, Московский театр драмы и комедии на Таганке), «Птицы нашей молодости» И. Друцэ (1972, Малый театр, молдавский Театр им. Пушкина), «Сталевары» Г. К. Бокарёва (1972, МХАТ), «Заседание парткома» А. И. Гельмана (1975, МХАТ; «Протокол одного заседания», Ленинградский Большой драматический театр), «Погода на завтра» Шатрова (1975, Московский театр «Современник») и др.

Сцена из спектакля «Трибунал» А. Е. Макаёнка. Белорусский театр им. Я. Купалы. 1971. СССР. Литература и искусство.

Сцена из спектакля «Трибунал» А. Е. Макаёнка. Белорусский театр им. Я. Купалы. 1971.

Сцена из спектакля «Погода на завтра» М. Ф. Шатрова. Московский театр «Современник». 1975. СССР. Литература и искусство.

Сцена из спектакля «Погода на завтра» М. Ф. Шатрова. Московский театр «Современник». 1975.

  Осуществлены значительные постановки произведений классической драматургии: «Медея» Еврипида (1962, грузинский Театр им. Марджанишвили), «Царь Эдип» Софокла (1969, узбекский Театр им. Хамзы), «Женитьба Фигаро» Бомарше (1969, Московский театр Сатиры), пьесы Шекспира — «Макбет» (1961, литовский Паневежский театр), «Антоний и Клеопатра» (1962, азербайджанский Театр им. Азизбекова), «Кориолан» (1964, эстонский театр «Ванемуйне»), «Юлий Цезарь» (1973, грузинский Театр им. Руставели). С 60-х гг. на сцене советских театров широко ставятся пьесы Б. Брехта: «Мамаша Кураж и её дети» (1960, Театр им. Маяковского), «Карьера Артуро Уи» (1963, Ленинградский Большой драматический театр), «Добрый человек из Сезуана» (1964, Московский театр драмы и комедии на Таганке), «Кавказский меловой круг» (1975, грузинский Театр им. Руставели). В этот период создали свои лучшие работы режиссёрыГ. А. Товстоногов, Б. И. Равенских, В. Н. Плучек, О. Н. Ефремов, А. А. Гончаров, Е. Р. Симонов, Ю. П. Любимов, А. В. Эфрос (РСФСР); К. Ирд, Э. Кайду, В. Пансо (Эстония); А. Яунушан, А. Лининьш (Латвия); Г. Ванцявичюс, Ю. Мильтинис (Литва); Т. Кязимов, М. Мамедов (Азербайджан); В. Аджемян, Р. Капланян (Армения); Р. Стуруа, Н. Чхеидзе (Грузия); Б. Хучаев (Северная Осетия); С. В. Данченко, С. Смеян (Украина); В. Н. Раевский, Б. И. Луценко (Белоруссия); А. Мамбетов (Казахстан); актёры — Ю. К. Борисова, И. О. Горбачев, Н. О. Гриценко, А. С. Демидова, Т. В. Доронина, Л. К. Дуров, Е. А. Евстигнеев, К. Ю. Лавров, Е. А. Лебедев, В. В. Меркурьев, И. М. Смоктуновский, О. П. Табаков, Ю. В. Толубеев, М. А. Ульянов, Б. А. Фрейндлих, А. Б. Фрейндлих, С. Ю. Юрский, Ю. В. Яковлев, О. М. Яковлева, А. Д. Папанов (РСФСР); Х. Абрамян, Б. Нерсесян (Армения); Р. Чхиквадзе (Грузия); В. М. Дальский, П. В. Куманченко, Е. П. Пономаренко, Б. В. Романицкий (УССР); М. Вахидов (Таджикистан); В. Артмане, Х. Лиепинь, Л. Фреймане, Э. Радзинь, Э. Бурфан, Г. Яковлев, Ю. Думпис (Латвия); Д. Банионис, Р. Адомайтис, Г. Кураускас (Литва); Ф. Шарипова, А. Ашимов (Казахстан); Г. С. Овсянников, Г. К. Макарова (Белоруссия) и др.

  Основополагающим принципом советского театра, как и всего советского искусства, является ленинский принцип партийности. Театр — помощник партии в борьбе за воплощение в жизнь коммунистических идей. Лучшие театральные произведения глубоко народны, в них народ рассматривается как движущая сила истории, раскрывается духовное богатство советского человека, его преданность Родине. В развитии театра большую роль играет обмен творческим опытом. Характерная черта советского искусства, в том числе и театрального, — взаимовлияние и взаимообогащение национальных культур. Единство идейного содержания произведений сочетается с многообразием и богатством национальных форм. Мировое признание получила система Станиславского, являющаяся основой метода работы актёров над ролью, создания спектакля. Советский театр оказывает большое влияние на театральные культуры всего мира. Многие театры СССР с успехом выступают за рубежом, участвуют в фестивалях пьес драматургов стран социалистического содружества, имеют плодотворные творческие связи с театрами этих стран, практикуют обмен с ними режиссёрами-постановщиками. Лучшие зарубежные театральные коллективы гастролируют в Советском Союзе. Укреплению международных контактов в области театра способствует участие СССР в деятельности Международный института театра (МИТ). В него с 1959 входит Советский национальный центр МИТ.

А. Н. Островский (второй слева) с артистами Малого театра. СССР. Литература и искусство.

А. Н. Островский (второй слева) с артистами Малого театра.

  Кадры актёров и режиссёров готовят Государственный институт театрального искусства им. А. В. Луначарского, театр, училища им. М. С. Щепкина и Б. В. Щукина, Школа-студия им. Немировича-Данченко — в Москве, Ленинградский институт театра, музыки и кинематографии, Тбилисский, Ереванский, Ташкентский, Бакинский, Киевский, Минский и другие театральные институты, институты культуры и училища. Деятели театра объединены в театральные общества (см. в разделе Творческие союзы).

Живопись народов СССР 11 — нач. 20 вв. Мухаммед Мурад Самарканди. «Испытание Сиявуша огнём» (миниатюра рукописи «Шахнаме»). 1556. Институт востоковедения АН Узбекской ССР. Ташкент. Фрагмент. СССР. Литература и искусство.

Живопись народов СССР 11 — нач. 20 вв. Мухаммед Мурад Самарканди. «Испытание Сиявуша огнём» (миниатюра рукописи «Шахнаме»). 1556. Институт востоковедения АН Узбекской ССР. Ташкент. Фрагмент.

  В 1975 в СССР работало 570 театров, в том числе 344 драматических, 155 детских и юного зрителя. Спектакли даются более чем на 40 языках народов СССР.

  См. Театр, Театроведение, Режиссёрское искусство, Актёрское искусство, Театральное образование, а также раздел Драматический театр в статьях о союзных и автономных республиках.

  Ю. А. Дмитриев, О. Н. Кайдалова.

Литература и искусство
Литература
Архитектура и изобразительное искусство
Советское изобразительное и декоративно-прикладное искусство
Советские архитектура и градостроительство
Музыка
Танец, балет
Танец
Балет
Драматический театр
Цирк
Эстрада
Художественная самодеятельность
Кино
Международные культурные связи СССР
Так же Вы можете узнать о...


Интегрирующий множитель, множитель, после умножения на который левая часть дифференциального уравнения
«Кавказский рабочий листок», первая ежедневная большевистская газета на Кавказе, орган Кавказского союзного комитета РСДРП.
Каплер Алексей Яковлевич [р. 28.9(11.10).1904, Киев], советский кинодраматург, заслуженный деятель искусств РСФСР (1969).
Каччини Джулио Каччини (Caccini) Джулио (около 1550, Рим, — 10.
Кислый мартеновский процесс, см. Мартеновское производство.
Колокол (вулкан) Колокол, вулкан на острове Уруп (Курильские острова, СССР).
Концентрация (скопление) Концентрация [новолат. concentratio, от лат.
Краньчевич Сильвие Страхимир Краньчевич (Kranjčević) Сильвие Страхимир (17.
Куеда, посёлок городского типа, центр Куединского района Пермской области РСФСР.
Лаки (вулканич. цепь) Лаки (Laki), вулканическая цепь на Ю. Исландии, близ юго-западного края ледника Ватнайёкудль.
Лесные культуры, 1) искусственно созданные посевом или посадкой древесных и кустарниковых пород лесные насаждения.
Локсодромия, локсодрома (от греч. loxos — косой и dromos — бег, путь), линия на сфере или какой-либо другой поверхности вращения, пересекающая все меридианы под постоянным углом К (рис.