СССР. Литература и искусство Архитектура и изобразительное искусство

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
ЛI ЛА ЛЕ ЛЁ ЛЖ ЛИ ЛЛ ЛО ЛУ ЛХ ЛЧ ЛЫ ЛЬ ЛЭ ЛЮ ЛЯ
ЛИА
ЛИБ
ЛИВ
ЛИГ
ЛИД
ЛИЕ
ЛИЗ
ЛИЙ
ЛИК
ЛИЛ
ЛИМ
ЛИН
ЛИО
ЛИП
ЛИР
ЛИС
ЛИТ
ЛИУ
ЛИФ
ЛИХ
ЛИЦ
ЛИЧ
ЛИШ

Архитектура и изобразительное искусство

Территория СССР — область древних художественных культур. Первые памятники искусства, обнаруженные главным образом на территории РСФСР и Украинской ССР (росписи Каповой пещеры в Башкирской АССР, фигурки людей и животных из глины, дерева и рога, различные образцы гравировки на кости и камне и т. д.), восходят к верхнему палеолиту. В эпохи мезолита и неолита различные виды художественной культуры интенсивно развивались также на территории Белоруссии, Закавказья, Средней Азии, Прибалтики (к 6—2-му тыс. до н. э. относятся расписная керамика Приднепровья и Средней Азии, художественные изделия из металла древних племён Кавказа и Средней Азии). В эпохи энеолита и бронзы почти на всей территории СССР существовали самобытные художественные культуры.

Женские статуэтки из стоянки Выхватинцы (на территории Украинской ССР). Трипольская культура. Глина. Начало 2-го тыс. до н. э. Эрмитаж. Ленинград. СССР. Литература и искусство.

Женские статуэтки из стоянки Выхватинцы (на территории Украинской ССР). Трипольская культура. Глина. Начало 2-го тыс. до н. э. Эрмитаж. Ленинград.

  В 1-м тыс. до н. э. и начале 1-го тыс. н. э. наряду с первобытным искусством железного века развивалось искусство классового общества (культуры Урарту, Мидии, Албании Кавказской). Юг Средней Азии стал районом распространения культуры Бактрии. Север — культуры Хорезма.

С середины 1-го тыс. до н. э. в южных районах существовали регионы, испытавшие интенсивное воздействие античной цивилизации. Высокого расцвета достигло искусство античных городов Северного Причерноморья. Отличавшаяся местными чертами античная культура государств на территории Грузинской ССР и Армянской ССР просуществовала до первых веков н. э. искусство, сочетавшее античный художественный опыт (а иногда и влияние индийской изобразительной культуры) с местными традициями, развивалось также в Средней Азии: в Парфянском царстве,Греко-Бактрийском царстве, Кушанском царстве, Согде. Культура рабовладельческих государств постоянно взаимодействовала с культурами народов, стоявших на первобытнообщинной или раннеклассовой стадии развития (скифов, сарматов, саков, народов Сибири, Алтая, Дальнего Востока). Обе эти культурные традиции сыграли важную роль в становлении средневекового искусства на территории СССР. Значительной самобытности достигло ещё в дофеодальный период искусство славян.

«Пантера» из Келермесского кургана (на территории Адыгейской АО). Золото. 6 в. до н. э. Эрмитаж. Ленинград. СССР. Литература и искусство.

«Пантера» из Келермесского кургана (на территории Адыгейской АО). Золото. 6 в. до н. э. Эрмитаж. Ленинград.

Единая по историческому типу средневековая художественная культура обрела в разных регионах своеобразные черты, обусловленные различиями социально-экономических укладов и особенностями местных религий. В 5—8 вв. на территории Средней Азии существовали отмеченные местным своеобразием художественной культуры раннефеодальных государств — Согда, Тохаристана, Хорезма, Уструшаны и др. С исламизацией Средней Азии и Азербайджана (8—11 вв.) они оказались втянутыми в культурную орбиту мусульманского мира. В Средней Азии получили глубоко оригинальное истолкование типы мусульманских культовых построек (мечеть, мавзолей и т. д.), а также характерных для Переднего и Среднего Востока светских сооружений (крытые рынки, караван-сараи и т. д.). Монументальные, нередко богато украшенные изысканным орнаментом (исполненным в технике резной терракоты, майоликовой мозаики и т. д.) архитектурные памятники 10—19 вв., созданные народами Средней Азии и Азербайджана, заняли выдающееся место в истории мирового зодчества [мавзолей Исмаила Самани в Бухаре, конец 9 — начало 10 вв.; караван-сарай Даяхатын (Туркменская ССР), 11 в.; мавзолей в Серахсе (Туркменская ССР), 11 в.; мечеть-мавзолей Талхатан-Баба (Туркменская ССР), 11 в.; мавзолей Мухаммеда Башшара (Таджикская ССР), около 11—12 вв.; Девичья башня в Баку, 12 в.; мавзолей Султана Санджара в Старом Мерве (Туркменская ССР), 12 в.; ансамбль Пои-Калян в Бухаре, 12—16 вв.; мавзолей Манаса (Киргизская ССР), 14 в.; мемориальный ансамбль Шахи-Зинда, 14—15 вв., культовый комплекс Биби-Ханым, 1399—1404, мавзолей Гур-Эмир, 1404, все — в Самарканде; дворец Ширваншахов в Баку, основное строительство — 15 в.; ансамбль площади Регистан в Самарканде, 15—17 вв.; хивинские дворцы 19 в. и др.].

Вид на минарет Калян в Бухаре. 1127. СССР. Литература и искусство.

Вид на минарет Калян в Бухаре. 1127.

  Выдвинутое исламом запрещение изображать божество обусловило отсутствие религиозной тематики в средневековом среднеазиатском изобразительном искусстве и привело к ограничениям в создании изображений человека и других живых существ. Однако высочайшего расцвета достигло искусство орнаментики (геометрические, эпиграфические, стилизованно-растительные, иногда зооморфные мотивы). Блестящее развитие получило в средневековой Средней Азии и Азербайджане искусство книжной миниатюры, а также народное декоративное и прикладное искусство (резьба по камню, дереву, декоративные росписи, вышивка, ткачество, ковроделие, художественная обработка металла, керамика и т. д.).

  В средневековой Грузии и Армении сооружались величественные замки-крепости и дворцы; после принятия христианства (3—4 вв.) возводились отличающиеся чёткостью и компактностью композиции, уравновешенностью форм и гармоничностью пропорций, красотой кладки храмы, имеющие общие черты с раннехристианскими памятниками Сирии и Малой Азии, но в основном представляющие самостоятельные архитектурные школы. Среди наиболее значительных памятников средневекового зодчества Закавказья храмы Джвари (586/587—604), Цроми (626—634), кафедральный собор Светицховели в Мцхете (1010—29), замок-крепость в Ананури (16—17 вв.) — все в Грузинской ССР; церковь Рипсимэ в Эчмиадзине (618), Татевский монастырь (9—11 вв.), монастырь Санаин (10—13 вв.), монастырь Гегард, частично вырубленный в скалах (преим. 12—13 вв.) — все в Армянской ССР. Храмы украшались мозаиками, росписями, резьбой по камню. Интенсивно развивались также книжная миниатюра (крупнейший мастер — армянский миниатюрист 2-й половины 13 в. Торос Рослин), чеканка по металлу (знаменитые грузинские мастера Бешкен и Бека Опизари и др.), вышивка и т. д.

Крепость в Сороках (Молдавская ССР). 1543. СССР. Литература и искусство.

Крепость в Сороках (Молдавская ССР). 1543.

  На территории Европейской части СССР в 10—11 вв. сложилась художественная культура Киевской Руси, впитавшая традиции искусства славян, а в дальнейшем своеобразно претворившая мощное влияние Византии. Для древнерусских храмов, в которых самобытно интерпретировался византийский тип крестово-купольного культового здания, характерны ступенчато-пирамидальная композиция, величавые пропорции, строгая уравновешенность пространства и массы. Мировое значение имеют такие древнерусские памятники, как Софийский собор в Киеве (1037) и Софийский собор в Новгороде (1045—50). В 12—13 вв. сложились самобытные архитектурные школы в Новгороде, Пскове, Владимире, Галиче, Полоцке и др. городах и княжествах. Среди значительнейших произведений этого периода: отмеченные пластической мощью и лаконизмом объёмов новгородские соборы начала 12 в.— Николо-Дворищенский, Георгиевский Юрьева монастыря, собор Антониева монастыря; более изысканные по пропорциям, стройные, украшенные богатым архитектурным и рельефным декором сооружения владимиро-суздальской школы 2-й половины 12 в.— Дмитриевский и Успенский соборы Владимира, церковь Покрова на Нерли и многие др. Отдельные монументально-декоративные циклы (мозаики и фрески Софии Киевской, фрески церкви Спаса на Нередице в Новгороде, 1199) и иконы свидетельствуют о высоком уровне живописи Киевской Руси. Тяжелейший удар древнерусской культуре в 13 в. был нанесён татаро-монгольским завоеванием.

Дмитриевский собор во Владимире. 1194—97. СССР. Литература и искусство.

Дмитриевский собор во Владимире. 1194—97.

  С 14 в. на базе художественных традиций Киевской Руси формировались прочно связанные между собой русской, украинской и белорусской средневековой художественной культуры, постепенно обретавшие всё более яркие национальные особенности. Русское искусство вступило к 14 в. в период нового постепенного подъёма. Всецело подчинённое религиозной идеологии, оно вместе с тем проникалось глубокой человечностью, нередко — большими общественными идеями. В конце 13—15 вв. переживала расцвет новгородская школа (своеобразные типы одноглавых церквей; росписи Феофана Грека, 2-я половина 14 в.; островыразительные иконы и памятники книжной миниатюры). На одно из ведущих мест выдвинулась псковская школа. Развивались также архитектурные и живописные школы Ростова, Ярославля, Твери, Вологды. С 14 в. на первое место постепенно вышла художественная школа Москвы. Величайшими достижениями русского и мирового искусства 15—16 вв. явились московские памятники, отличающиеся особым пространственным размахом композиционных решений, живописностью силуэта, богатством декора (ансамбль Московского Кремля, 15—17 вв.; церковь Вознесения в Коломенском, 1532; храм Василия Блаженного в Москве, 1555—60). К шедеврам древнерусского искусства этого периода принадлежат также иконы и фресковые циклы работы А. Рублёва (15 в.) и Дионисия (конец 15 — начало 16 вв.), многочисленные другие произведения иконописи, книжной миниатюры, декоративно-прикладного искусства (художестенное шитьё, резьба по дереву, изделия из металла и т. д.). В 17 в. усилились светские тенденции, фольклорное и декоративное начала; эти процессы были характерны как для зодчества, где пространственные решения сочетались с интересом к пёстрому, «узорочному» внешнему убранству (церкви в Филях, Уборах, соборы в Рязани, Астрахани и др.), так и для живописи (насыщенные реалистическими элементами иконы и парсуны С. Ушакова и др.; росписи церквей Москвы, Ярославля, Костромы и др.). Более интенсивным стало взаимодействие русского искусства с художественными культурами Западной Европы и Востока.

Живопись народов СССР 11 — нач. 20 вв. Андрей Рублёв. «Иоанн Предтеча». Икона из иконостаса Успенского собора во Владимире. 1408. Третьяковская галерея, Москва. СССР. Литература и искусство.

Живопись народов СССР 11 — нач. 20 вв. Андрей Рублёв. «Иоанн Предтеча». Икона из иконостаса Успенского собора во Владимире. 1408. Третьяковская галерея, Москва.

  В основном те же процессы характерны и для средневекового искусства Украины, накопившего к моменту воссоединения с Россией (1654) богатый историко-художественный опыт. В 14—16 вв. здесь сооружались мощные живописно расположенные крепости (замки в Хотине, 13—15 вв., Каменце-Подольском, 14—16 вв., Остроге, 14—16 вв. и др.), глубоко самобытные культовые постройки (церковь-крепость в Сутковцах, 1467). В конце 16 в. мастера западно-украинских областей творчески освоили в каменном строительстве элементы архитектуры и скульптуры Возрождения (украшенная богатым пластическим декором часовня Трёх святителей во Львове, 1578—91, и др.). Монументальная живопись и иконопись с 15 в. обогащались фольклорными и реалистически-жанровыми мотивами. Новым стимулом для развития архитектуры и изобразительного искусства стала освободительная борьба украинского народа.

Живопись народов СССР 11 — нач. 20 вв. «Богоматерь из Дросыни» (икона с Волыни). Нач. 16 в. Харьковский художественный музей. СССР. Литература и искусство.

Живопись народов СССР 11 — нач. 20 вв. «Богоматерь из Дросыни» (икона с Волыни). Нач. 16 в. Харьковский художественный музей.

  В Белоруссии в средние века интенсивно развивалось крепостное и культовое зодчество (церковь-крепость в Малом Можейкове, 16 в.), высокого уровня достигло искусство скульптуры, испытавшее влияние западноевропейской готики. В 16 в. наметились отдельные черты художественной культуры Возрождения. В 17 в. в Белоруссии и на Украине распространилось барокко.

Церковь Воздвиженья в Дрогобыче (Украинская ССР). До 1631. СССР. Литература и искусство.

Церковь Воздвиженья в Дрогобыче (Украинская ССР). До 1631.

  В художественной культуре Прибалтики, развивавшейся в тесном контакте с искусством стран Западной Европы, глубоко своеобразное национальное истолкование получили в 13—16 вв. принципы готики (Домская церковь в Риге, первоначально строившаяся в романском стиле, 13—15 вв.), в 16—17 вв. — ренессансные тенденции (здание братства Черноголовых в Таллине, 1597, арх. А. Пассер, и др.), с 17 в.— барокко, наиболее пышное в Литве (внутреннее убранство церкви Пятро ир Повило в Вильнюсе, 1668—75, и др.). Использование западноевропейского опыта сочеталось с творческим применением местных народных традиций в прибалтийской религиозной монументальной и станковой живописи, скульптуры (каменные надгробия, лепной декор интерьеров, деревянная пластика) и декоративно-прикладном искусстве 13—17 вв.

Церковь Онос в Вильнюсе. 16 в. СССР. Литература и искусство.

Церковь Онос в Вильнюсе. 16 в.

  На рубеже 17—18 вв. начался качественно новый этап в истории искусства многих народов, живущих на территории СССР, вызванный глубокими причинами, коренившимися в общественном развитии страны. Искусство и архитектура, в значительной мере освобожденные от подчинения средневековой религиозной идеологии (в собственно России, а также на Украине, в Белоруссии, Молдавии, Прибалтике, отчасти в Грузии и Армении), стали на путь, который в целом характеризовался преобладанием светского реалистического начала. В 1757 была создана Академия художеств в Петербурге. Существенную роль в стилистике русского искусства 18 в. сыграло установление широких связей с западноевропейской художественной культурой. Исключительных успехов достигло нашедшее наиболее яркое выражение в строительстве Петербурга градостроительство, насыщенное гражданским пафосом, отражающим процесс формирования нации и мощный подъём русской государственности. Развитое барокко в русской архитектуре завершилось в середине 18 в. творчеством В. В. Растрелли (Большой дворец в Петергофе, 1747—52; Смольный монастырь, 1748—54, и Зимний дворец, 1754—62, — оба в Петербурге, перестройка Большого Екатерининского дворца в Пушкине, 1752—57, и др.) и С. И. Чевакинского (Никольский морской собор в Петербурге, 1753—62). В дальнейшем получил распространение русский классицизм, претворивший на национальной почве художественные принципы античности и воплотивший гуманистические идеи философии Просвещения. Классицистические направление представлено творчеством выдающихся русских архитекторов 18 — 1-й трети 19 вв.: в Москве и её окрестностях — В. И. Баженова (дом Пашкова, ныне старое здание библиотеки им. В. И. Ленина, 1784—86, и др.), М. Ф. Казакова (здание Сената, ныне Верховного Совета СССР и Совета Министров СССР, 1776—87, и др.), а также Д. И. Жилярди, А. Г. Григорьева, О. И. Бове; в Петербурге и его окрестностях — А. Ф. Кокоринова и Ж. Б. М. Валлен-Деламота (Академия художеств, 1764—88), Ч. Камерона (дворец в Павловске, 1780—1801), И. Е. Старова (Таврический дворец, 1783—89, и др.), Дж. Кваренги (Смольный институт, ныне здание Ленинградского Обкома и горкома КПСС, 1806-08, и др.). А. Н. Воронихина (Казанский собор, 1801—11), А. Д. Захарова (здание Адмиралтейства, 1806—23), К. И. Росси (Михайловский дворец, ныне Русский музей, 1819—25; ансамбль Главного штаба, ныне административные учреждения, 1819—1829, и многие др.), В. П. Стасова (Павловские казармы, ныне здание «Ленэнерго», 1817—20, и др.). По размаху градостроительных мероприятий, жизненности решения поставленных задач, выразительности образов русская архитектура этого времени заняла одно из первых мест в мировом зодчестве. Традиции средневекового зодчества нашли наиболее органичное продолжение в замечательных памятниках деревянной архитектуры (комплекс деревянных сооружений в Кижах Карельской АССР, преимущественно 18 в., и др.).

М. Г. Земцов, В. В. Растрелли и др. Большой дворец в Петродворце. 1714—52. СССР. Литература и искусство.

М. Г. Земцов, В. В. Растрелли и др. Большой дворец в Петродворце. 1714—52.

О. И. Бове, А. А. Михайлов. Большой театр в Москве. 1821—24. Перестроен в 1855—56 А. К. Кавосом. СССР. Литература и искусство.

О. И. Бове, А. А. Михайлов. Большой театр в Москве. 1821—24. Перестроен в 1855—56 А. К. Кавосом.

  В творчестве русских живописцев И. Н. Никитина, А. М. Матвеева, Ф. С. Рокотова, выходцев с Украины В. Л. Боровиковского и Д. Г. Левицкого, скульптора Ф. И. Шубина большой высоты достигло искусство портрета, проникнутое глубоким гуманистическим содержанием. Зародился бытовой жанр (М. Шибанов), самостоятельное значение во 2-й половине 18 в. получил пейзаж (Ф. Я. Алексеев). Передовые тенденции русского искусства конца 18 — начала 19 вв. ярко проявились в поэтически-одухотворенной классицистической скульптуре М. И. Козловского, И. П. Мартоса, И. П. Прокофьева, Ф. Г. Гордеева, в исторической живописи А. П. Лосенко и Г. И. Угрюмова. Высокого уровня достигло русское декоративно-прикладное (мебель, фарфор, художественные изделия из металла, стекла, камня и т. д.) и театрально-декорационное искусство, в котором выделялись декорации Дж. Валериани и П. Гонзаго.

Скульптура народов СССР дореволюционного периода. И. П. Мартос. Памятник Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому в Москве. Бронза, гранит. 1804—18. СССР. Литература и искусство.

Скульптура народов СССР дореволюционного периода. И. П. Мартос. Памятник Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому в Москве. Бронза, гранит. 1804—18.

  В 18 в. на Украине сложился один из наиболее праздничных, декоративно-насыщенных вариантов стиля барокко [постройки Киево-Печерской лавры (произв. С. Д. Ковнира и др.), общественные здания и церкви, созданные И. Г. Григоровичем-Барским, наметившим в своём творчестве переход к классицизму, и многие другие сооружения]; на рубеже 18—19 вв. господствующим направлением в архитектуре стал классицизм. Новое, светское начало ярко сказалось также в украинской скульптуре и живописи этого периода. Аналогичная эволюция от принципов барокко к искусству классицизма в 18 в. была свойственна и архитектуре (а отчасти и изобразительному искусству) Белоруссии и Прибалтики. В украинском, белорусском и прибалтийском градостроительстве конца 18 — начала 19 вв. под влиянием русского позднего классицизма широко применялись «образцовые» проекты культовых, общественных и жилых зданий. В 18 в. отдельные принципы европейского зодчества (особенно в официальном городском строительстве), а также различные жанры светского изобразительного искусства (преимущественно портрет) стали характерными для художественной культуры Грузии и Армении (особенно после их присоединения к России).

С. Д. Ковнир и др. Ковнировский корпус Киево-Печерской лавры (Украинская ССР). 1969—1773. СССР. Литература и искусство.

С. Д. Ковнир и др. Ковнировский корпус Киево-Печерской лавры (Украинская ССР). 1969—1773.

  В 19 — начале 20 вв. искусство большинства народов, входивших в Российскую империю, переживало общеевропейские этапы эволюции. В архитектуре самой России (а также Украины, Белоруссии и Прибалтики) со 2-й трети 19 в. преобладающее значение получил эклектизм. В то же время велись поиски современных, конструктивно и функционально оправданных архитектурных решений.

  С начала 19 в. в тесной связи с ростом национального самосознания и подъёмом освободительного революционного движения в России формировалась демократическая культура, породившая мощное течение передового реалистического искусства (см. Реализм), первоначально сочетавшегося в творчестве ряда мастеров с тенденциями романтизма. Развивались портретная живопись (В. А. Тропинин, О. А. Кипренский), пейзаж (С. Ф. Щедрин), поэтичный крестьянский жанр (А. Г. Венецианов и его школа), политическая карикатура, портретная и книжная графика. Продолжался расцвет монументальной и декоративной скульптуры (В. И. Демут-Малиновский, С. С. Пименов, Ф. Ф. Щедрин и др.). К вершинам русского изобразительного искусства 1-й половины 19 в. принадлежит творчество К. П. Брюллова и особенно А. А. Иванова; каждый из них по-своему отразил в монументальных произведениях важные общественные идеи, внёс в искусство новые темы и художественные методы. В конце 1-й половины 19 в. П. А. Федотов в жанровых картинах и рисунках выступил родоначальником критического реализма в русском искусстве. Ведущими представителями демократического реализма 2-й половины 19 — начала 20 вв., беспощадно обличавшего самодержавно-крепостнический строй и последовательно отстаивавшего принципы народности искусства, были передвижники, участники Товарищества передвижных художественных выставок, сплотившего с 1870-х гг. в своих рядах большинство прогрессивных художников. Мастера критического реализма создали типические образы русской дореволюционной действительности и дали ей оценку с передовых, демократических позиций. Они сумели с большой художественной убедительностью показать в искусстве народ, его душевную силу и красоту. Широкое развитие получили бытовой жанр, портрет, пейзаж, историческая живопись. Среди крупнейших русских художников-реалистов 2-й половины 19 и начала 20 вв.— В. Г. Перов, И. Н. Крамской, Н. Н. Ге, Г. Г. Мясоедов, Н. А. Ярошенко, В. В. Верещагин, В. Е. Маковский, К. А. Савицкий, А. К. Саврасов, И. И. Шишкин, А. И. Куинджи, И. И. Левитан, В. М. Васнецов, В. Д. Поленов, величайшие мастера русского искусства И. Е. Репин, создавший яркие образы народной жизни, и В. И. Суриков, воскресивший в красочных полотнах драматические страницы истории народа. Исторические образы и жанровые сюжеты нашли воплощение и в скульптуре (М. М. Антокольский и др.). Основополагающее значение для развития критического реализма в русском изобразительном искусстве имели материалистическая эстетика В. Г. Белинского, Н. А. Добролюбова, Н. Г. Чернышевского и передовая художественная критика (особенно В. В. Стасов).

Живопись народов СССР 11 — нач. 20 вв. И. Е. Репин. «Не ждали». 1884—88. Третьяковская галерея, Москва. СССР. Литература и искусство.

Живопись народов СССР 11 — нач. 20 вв. И. Е. Репин. «Не ждали». 1884—88. Третьяковская галерея, Москва.

И. И. Шишкин. «Среди долины ровныя…». 1883. Киевский музей русского искусства. СССР. Литература и искусство.

И. И. Шишкин. «Среди долины ровныя…». 1883. Киевский музей русского искусства.

Живопись народов СССР 11 — нач. 20 вв. А. А. Иванов. «Явление Христа народу». 1837—57. СССР. Литература и искусство.

Живопись народов СССР 11 — нач. 20 вв. А. А. Иванов. «Явление Христа народу». 1837—57.

  Несмотря на реакционную политику царизма, препятствовавшего развитию национальных культур народов России, прогрессивное русское искусство 19 в. оказало революционизирующее воздействие на искусство других народов, питавшееся социальными и национально-освободительными идеями. На протяжении 19 в. интенсивно складывались национальные художественные школы, связанные с прогрессивными слоями петербургской Академии художеств, а с 70-х гг. с Товариществом передвижных художественных выставок. Основоположником  демократического реализма в живописи и графике Украины стал украинский поэт и художник Т. Г. Шевченко. Во 2-й половине 19 в. и в начале 20 в. выдающимися мастерами, продолжателями традиций Шевченко, явились живописцы и графики Д. И. Безперчий, К. А. Трутовский, Н. И. Мурашко, С. И. Васильковский, К. К. Костанди, Н. К. Пимоненко и др. Представителями демократического реализма были: в Грузии — живописцы А. Беридзе, Г. Габашвили, Р. Гвелесиани, А. Мревлишвили, М. Тоидзе; в Армении — С. Агаджанян, Г. Башинджагян, Е. Татевосян; в Латвии — живописцы К. Гун, Ю. Федер, Я. Розентал, Я. Валтер; в Эстонии — А. Адамсон, К. Дюккер, И. Кёлер. Известное влияние на творчество многих живописцев России, Украины, Прибалтики с конца 19 в. оказывали принципы импрессионизма.

Советская живопись 1920—30-х гг. Ю. М. Пэн. «Сапожник-комсомолец». 1925. Художественный музей БССР. Минск. СССР. Литература и искусство.

Советская живопись 1920—30-х гг. Ю. М. Пэн. «Сапожник-комсомолец». 1925. Художественный музей БССР. Минск.

  Прогрессивное русское искусство способствовало преодолению средневековых норм в художественной культуре Средней Азии, вошедшей в 19 в. в состав России. Однако классовый и национальный гнёт самодержавия тормозил культурное развитие всех народов страны, особенно тех, которые населяли её отсталые окраины. Важнейшей областью их художественной культуры в 19 — начале 20 вв. было декоративно-прикладное творчество, основанное на богатейших народных традициях (резьба по камню и художественная работа по металлу у народностей Северного Кавказа, керамика, вышивка, ковроделие, искусство декоративной резьбы и росписи в Азербайджане и Средней Азии, резьба по кости у народностей Сибири и т. д.).

  Накануне Октябрьской революции 1917 общая картина художественной жизни была крайне неоднородной и чрезвычайно противоречивой. Наряду с искусством, накопившим опыт острой идеологической борьбы в капиталистических условиях, существовало искусство средневекового типа, а также искусство, сохранившее все характерные признаки первобытного художественного творчества (у ряда народов Севера и Сибири).

  В архитектуре России и некоторых других наций, населяющих территорию СССР, во 2-й половине 19 — начале 20 вв. прогресс в строительной технике, применение более совершенных конструкций, появление новых материалов (металл, железобетон и т. д.) и типов сооружений (промышленных, транспортных, торговых зданий, многоэтажных жилых домов и т. д.) первоначально сочетались с эклектичным подражанием самым различным стилям. В конце 19 — начале 20 вв. в отдельных регионах (преимущественно Россия, Украина, Белоруссия, Прибалтика) распространился стиль «модерн», представители которого искали единства конструктивного и художественных начал, применяли асимметричные построения, многие металлические конструктивные и декоративные элементы, новые отделочные материалы, из которых составлялись живописные, обогащенные изысканной орнаментикой композиции. Параллельно с «модерном» (и нередко сливаясь с ним) в зодчестве этой эпохи существовали течения, тяготевшие к творческому переосмыслению форм национального средневекового и народного зодчества; возникновение национально-романтических тенденций во многом способствовало дифференциации и выявлению своеобразия местных архитектурных школ. Среди наиболее интересных зодчих данного периода — А. Е. Белогруд, И. В. Жолтовский, Ф. И. Лидваль, М. М. Перетяткович, В. А. Покровский, И. А. Фомин, Ф. О. Шехтель, А. В. Щусев в России; П. Ф. Алешин, А. Н. Бекетов, В. Г. Кричевский на Украине; Э. Лаубе в Латвии и др. Однако в целом наиболее прогрессивные тенденции в предреволюционном зодчестве не могли получить органичного развития в условиях капиталистической действительности (что особенно сказалось в градостроительстве).

Советская живопись 1920—30-х гг. Ф. Г. Кричевский. «Семья» (центральная часть триптиха «Жизнь»). Темпера. 1925—27. Музей украинского изобразительного искусства УССР. Киев. СССР. Литература и искусство.

Советская живопись 1920—30-х гг. Ф. Г. Кричевский. «Семья» (центральная часть триптиха «Жизнь»). Темпера. 1925—27. Музей украинского изобразительного искусства УССР. Киев.

  В русском изобразительном искусстве начала 20 в. наиболее остро отразился зреющий перелом; в сложных формах проявилось столкновение двух культур — кризисной буржуазно-дворянской и рождающейся пролетарской. Под влиянием социальных движений расширилась сфера общественного воздействия искусства; переживала подъём журнальная, книжная, а также станковая тиражная графика, предпринимались попытки возродить монументально-декоративное искусство, народные промыслы и т. д. Одновременно с этим распространялись течения, программно противопоставлявшие себя общественной жизни, нередко тяготевшие к остросубъективным художественным экспериментам, порою обретавшим реакционно-утопический смысл. Изменения в реалистическом искусстве нашли наиболее яркое отражение в редких по цельности художественного стиля и остроте характеристик произведений Вал. А. Серова, в мятежно-романтическом творчестве М. А. Врубеля, лирически-мечтательных произведений П. В. Нестерова, празднично-чувственных образах К. А. Коровина, элегические произведения В. Э. Борисова-Мусатова, пейзажах И. Э. Грабаря, А. А. Рылова, К. Ф. Юона, красочных, с оттенком стилизации композициях Б. М. Кустодиева, в изысканном творчестве мастеров, отстаивавших принципы объединения «Мир искусства» (Л. С. Бакст, А. Н. Бенуа, А. Я. Головин, М. В. Добужинский, Е. Е. Лансере, Н. К. Рерих, К. А. Сомов и др.), в скульптуре А. С. Голубкиной, С. Т. Коненкова, А. Т. Матвеева, П. П. Трубецкого. Бурный расцвет пережили в этот период русская гравюра, книжная графика, театральная живопись, имевшая общеевропейский резонанс благодаря творчеству мастеров, участвовавших в Русских сезонах за границей (Бакст, Головин, Н. С. Гончарова). Стиль «модерн», возродивший проблему синтеза искусств, оказал значительное воздействие на декоративно-прикладное творчество (изделия мастерских, организованных Е. Д. Поленовой в Абрамцеве, М. К. Тенишевой в Талашкине).

Живопись народов СССР 11 — нач. 20 вв. В. А. Серов. «М. Горький». 1904. Музей А. М. Горького, Москва. СССР. Литература и искусство.

Живопись народов СССР 11 — нач. 20 вв. В. А. Серов. «М. Горький». 1904. Музей А. М. Горького, Москва.

И. Э. Грабарь. «На озере». 1926. Русский музей. Ленинград. СССР. Литература и искусство.

И. Э. Грабарь. «На озере». 1926. Русский музей. Ленинград.

Советская живопись 1920—30-х гг. К. Ф. Юон. «Новая планета». 1921. Третьяковская галерея, Москва. СССР. Литература и искусство.

Советская живопись 1920—30-х гг. К. Ф. Юон. «Новая планета». 1921. Третьяковская галерея, Москва.

Скульптура народов ССР дореволюционного периода. А. Т. Матвеев. Горельеф «Спящие мальчики». Гипс. 1907. Русский музей. Ленинград. СССР. Литература и искусство.

Скульптура народов ССР дореволюционного периода. А. Т. Матвеев. Горельеф «Спящие мальчики». Гипс. 1907. Русский музей. Ленинград.

  В начале 20 в. русское искусство развивалось в резких столкновениях реализма и модернистских тенденций, гуманизма и декаданса. В живописи «Голубой розы» туманно-мистические мотивы сосуществовали с красочной поэзией Востока (П. В. Кузнецов, М. Сарьян и др.). Художники «Бубнового валета» (П. П. Кончаловский, А. В. Куприн, А. В. Лентулов, И. И. Машков) соединяли формальные живописные искания с традицией русского народного искусства, стремясь выразить материально-чувственную природу предметного мира. Особый мир возник в одухотворённых эпико-символических полотнах К. С. Петрова-Водкина. М. Ф. Ларионов и Н. С. Гончарова от красочных гротескно-экспрессивных образов в духе примитивизма перешли к полному отказу от изобразительности в искусстве. Крайние формы кризиса буржуазного искусства нашли своё выражение в творчестве первых представителей абстрактного искусства (В. В. Кандинский, К. С. Малевич).

  Кризисные противоречия в предреволюционный период были в значительной мере свойственны художественным культурам многих народов Российской империи. Традиции реализма обогащались поисками национально-самобытных форм (а иногда сочетались с веяниями «модерна») в творчестве живописцев Ф. Г. Кричевского, А. А. Мурашко, Г. П. Светлицкого, графиков Е. Л. Кульчицкой, Г. И. Нарбута на Украине; скульптора Я. Николадзе в Грузии; живописца В. Суреньянца в Армении; живописца А. Жмуйдзинавичюса, скульптора П. Римши в Литве; живописца В. Пурвита, скульптора Т. Залькална в Латвии; живописцев П. Рауда и К. Рауда в Эстонии. Тонкое национальное своеобразие присуще проникнутым многочисленными музыкальными и фольклорными ассоциациями произведениям литовского живописца и композитора М. Чюрлёниса. Остроэкспрессивные полотна создавал грузинский мастер-примитивист Н. Пиросманашвили. Фантастический алогичный мир возник в полотнах выходца из Белоруссии М. З. Шагала. Представители крайних модернистских направлений (украинский скульптор А. П. Архипенко и др. ) порывали связи с местными художественными традициями, примыкая к интернациональному кругу мастеров т. н. парижской школы.

Живопись народов СССР 11 — нач. 20 вв. Н. Пиросманашвили. «Олень». 1909. Музей искусств Грузинской ССР. Тбилиси. СССР. Литература и искусство.

Живопись народов СССР 11 — нач. 20 вв. Н. Пиросманашвили. «Олень». 1909. Музей искусств Грузинской ССР. Тбилиси.

Графика народов СССР. Г. И. Нарбут. «Буква З» (из серии «Украинская азбука»). Тушь, акварель. 1917—18. СССР. Литература и искусство.

Графика народов СССР. Г. И. Нарбут. «Буква З» (из серии «Украинская азбука»). Тушь, акварель. 1917—18.

Традиции  демократического реализма, интенсивно развивавшегося в начале 20 в., особенно укрепились в период Революции 1905—07, когда на первое место выдвинулась активно сражавшаяся с царизмом журнальная графика (Добужинский, Д. Н. Кардовский, Кустодиев, Е. А. Лансере, Вал. А. Серов в России; Ф. С. Красицкий, М. Г. Сластион на Украине; А. Азимзаде в Азербайджане; О. И. Шмерлинг в Грузии; Я. Тилберг, Р. Заринь в Латвии; А. Лайкмаа, Н. Трийк в Эстонии и др.). Тематика, связанная с революционными событиями 1905—07, с жизнью и борьбой рабочего класса и трудового крестьянства, заняла ведущее место в творчестве таких мастеров, как А. Е. Архипов, С. В. Иванов, Н. А. Касаткин, С. А. Коровин, Л. В. Попов в России; Я. М. Кругер в Белоруссии; Лайкмаа в Эстонии. Огромное значение для борьбы с буржуазной идеологией в искусстве имела статья В. И. Ленина «Партийная организация и партийная литература» (1905).

 

Литература и искусство
Литература
Архитектура и изобразительное искусство
Советское изобразительное и декоративно-прикладное искусство
Советские архитектура и градостроительство
Музыка
Танец, балет
Танец
Балет
Драматический театр
Цирк
Эстрада
Художественная самодеятельность
Кино
Международные культурные связи СССР
Так же Вы можете узнать о...


Лемох Кирилл Викентьевич Лемох Кирилл (Карл) Викентьевич [7(19).6.1841, Москва, — 24.
Лиственитизация, процесс изменения ультраосновных (главным образом серпентинитов) и основных горных пород под влиянием гидротермальных растворов, в результате которого образуются листвениты.
Лэмба - Резерфорда опыт Лэмба — Резерфорда опыт, измерение предсказываемого квантовой электродинамикой малого сдвига между энергетическими уровнями 22S1/2 и 22P1/2 атомов водорода и дейтерия.
Малый Юган, река в Ханты-Мансийском национальном округе Тюменской области РСФСР, правый приток реки Большой Юган (бассейн Оби).
Матросов Иван Константинович [16(28).6.1886, село Малые Соли, ныне Некрасовского района Ярославской области, — 30.
Мерт (Meurthe), река на северо-востоке Франции, правый приток Мозеля (бассейн р.
Мироновка, город (до1968 — посёлок городского типа), центр Мироновского района Киевской обл.
«Морли - Минто реформа» «Морли — Минто реформа», закон, принятый английским парламентом в 1909 и предусматривавший изменения в составе и функциях т.
Мэн Генри Джеймс Самнер Мэн, Мен, Мейн (Maine) Генри Джеймс Самнер (15.
Невежа Андроник Тимофеевич (Тимофеев) [г. рождения неизвестен — умер между 30.