СССР. Литература и искусство Музыка

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
ЛI ЛА ЛЕ ЛЁ ЛЖ ЛИ ЛЛ ЛО ЛУ ЛХ ЛЧ ЛЫ ЛЬ ЛЭ ЛЮ ЛЯ
ЛИА
ЛИБ
ЛИВ
ЛИГ
ЛИД
ЛИЕ
ЛИЗ
ЛИЙ
ЛИК
ЛИЛ
ЛИМ
ЛИН
ЛИО
ЛИП
ЛИР
ЛИС
ЛИТ
ЛИУ
ЛИФ
ЛИХ
ЛИЦ
ЛИЧ
ЛИШ

Музыка

  Советская музыка отличается разнообразием национальных форм, жанров и средств выражения. В своём развитии она опирается на богатейшее наследие народного творчества и классической музыки народов СССР. Многие виды народной музыки, сохранившиеся на территории Советского Союза, имеют глубокие корни. С течением времени народная музыка развивалась, частично изменялась под влиянием новых исторических условий. Древними являются многие русские, армянские, грузинские, узбекские и другие обрядовые, трудовые, эпические песни. Исключительно богат музыкальный инструментарий народов СССР. В области народного творчества постепенно формировались черты своеобразного национального склада, присущего музыкальной культуре каждого народа в отдельности. При всём различии форм и типов многонационального искусства СССР в нём существуют и сходные элементы, обусловленные общностью исторических судеб народов СССР. Их длительная борьба за независимость, против иноземного угнетения нашла отражение в героическом эпосе, исторических песнях, проникнутых горячим патриотическим чувством и пафосом свободолюбия.

Скульптура народов СССР дореволюционного периода. Пинзель. Модель статуи св. Георгия для фасада собора св. Юры во Львове. Дерево. 1759—61. СССР. Литература и искусство.

Скульптура народов СССР дореволюционного периода. Пинзель. Модель статуи св. Георгия для фасада собора св. Юры во Львове. Дерево. 1759—61.

  Давние традиции имеет и профессиональная музыка многих народов СССР. В Грузии и Армении в 4 в. зародились формы церковного пения, а с 8—9 вв. вырабатывалась особая система их нотации. О формах светского музицирования имеются сведения в армянском героическом эпосе «Давид Сасунский» (10 в.) и поэме грузинского поэта Ш. Руставели «Витязь в тигровой шкуре» (12 в.). Высоко развито было музыкальное искусство в эпоху Киевской Руси (9—12 вв.), к которой восходит культура трёх братских славянских народов: русского, украинского, белорусского. К этому же времени относится появление наиболее ранних образцов русской музыкальной письменности, применявшейся для записи церковных напевов, т. н. знаменное письмо (см. Крюки). Носителями светской музыкальной традиции в Древней Руси были певцы-сказители, а также скоморохи, искусство которых, несмотря на преследования церкви, пользовалось большой популярностью и было любимо народом. Многие народы СССР вплоть до Октябрьской революции 1917 не имели музыкальной письменности, и развитие их музыкального искусства опиралось только на устную традицию. В профессиональной музыке ряда народов, передающейся в устной традиции, возникли многочастные вокально-инструментальные произведения: у таджиков и узбеков — маком, у азербайджанцевмугам. В 16 в. сложился среднеазиатский шашмаком — цикл из шести макомов. На рубеже 17—18 вв. в Армении и Азербайджане наблюдался подъём творчества профессиональных народных музыкантов — ашугов.

Живопись народов СССР 11 — нач. 20 вв. «Христос перед Пилатом». Роспись храма Ахтала (близ одноименного поселка, Грузинская ССР). 11—12 вв. Фрагмент. СССР. Литература и искусство.

Живопись народов СССР 11 — нач. 20 вв. «Христос перед Пилатом». Роспись храма Ахтала (близ одноименного поселка, Грузинская ССР). 11—12 вв. Фрагмент.

Формирование русской национальной композиторской школы относится к последней трети 18 в., когда профессиональное музыкальное искусство высвободилось из-под власти церкви и приобрело большое общественное значение. Творчество композиторов: М. С. Березовского, Д. С. Бортнянского, Е. И. Фомина, И. Е. Хандошкина, В. А. Пашкевича и др. развивалось в тесной связи с передовой отечеств. культурой того времени. В своих операх, инструментальных и хоровых произведений они правдиво воплощали сюжеты из жизни народа, разрабатывали мелодии народных песен. Существ. роль в культурной жизни играли крепостные театры Шереметевых, Воронцовых и др., где ставились оперы и балеты. В 1776 князь П. В. Урусов и антрепренёр М. Г. Медокс сформировали труппу российского театра; в 1780 в Москве открылся Петровский театр, в котором шли драматические, оперные и балетные спектакли; ещё не было разделения трупп (см. Большой театр СССР). В Петербурге музыкальные спектакли проходили с 1783 в здании Каменного (Большого) театра (см. Ленинградский театр оперы и балета). Русская музыка 19 в., отразившая рост освободительного движения в стране, отличалась яркой демократической направленностью, реалистической глубиной и многогранностью содержания, народностью образов и музыкального языка, высоким художественным совершенством формы. Основоположник классической русской музыки М. И. Глинка создал в области оперной, симфонической и камерной вокальной музыки произведения, глубоко национальные по духу и вместе с тем стоящие на уровне высочайших достижений мирового музыкального искусства. Его оперы «Иван Сусанин» и «Руслан и Людмила», оркестровая фантазия «Камаринская» и другие сочинения стали высокими образцами реализма и глубины содержания, художественного мастерства. А. С. Даргомыжский в опере «Русалка» (по Пушкину) выдвинул тему социального неравенства, показав драму людей из народа. Глубины и силы реалистического отображения действительности, богатства форм и средств художественной выразительности достигла русская музыка во 2-й половине 19 в. в творчестве П. И. Чайковского и участников «Могучей кучки» — М. П. Мусоргского, А. П. Бородина, Н. А. Римского-Корсакова и др. В их произведениях звучал страстный протест против общественного бесправия, угнетения народа, насилия над человеческой личностью, вера в народные силы, в светлое будущее. Свободолюбие русского народа отражено в операх на исторические сюжеты — «Борис Годунов» Мусоргского, «Князь Игорь» Бородина. Поэзию русской народной сказки тонко передал Римский-Корсаков в опере «Снегурочка». Огромной силы драматизма в воспроизведении душевных переживаний человека достиг Чайковский в опере «Пиковая дама» и 6-й симфонии. Композиторы начала 20 в. А. Н. Скрябин и С. В. Рахманинов ярко отразили в своём творчестве бурные настроения предреволюционных лет.

Сцена из оперы «Садко» Н. А. Римского-Корсакова. Московская частная русская опера. 1897—98. СССР. Литература и искусство.

Сцена из оперы «Садко» Н. А. Римского-Корсакова. Московская частная русская опера. 1897—98.

Сцена из оперы «Борис Годунов» М. П. Мусоргского. Большой театр. 1948. СССР. Литература и искусство.

Сцена из оперы «Борис Годунов» М. П. Мусоргского. Большой театр. 1948.

Сцена из оперы «Иван Сусанин» М. И. Глинки. Большой театр. 1945. СССР. Литература и искусство.

Сцена из оперы «Иван Сусанин» М. И. Глинки. Большой театр. 1945.

СССР. Сцена из спектакля «Борис Годунов» А. С. Пушкина. Александринский театр. 1870. Рис. М. А. Шишкова. СССР. Литература и искусство.

СССР. Сцена из спектакля «Борис Годунов» А. С. Пушкина. Александринский театр. 1870. Рис. М. А. Шишкова.

Ф. И. Шаляпин в партии Кончака (опера «Князь Игорь» А. П. Бородина).   СССР. Литература и искусство.

Ф. И. Шаляпин в партии Кончака (опера «Князь Игорь» А. П. Бородина).  

  В конце 19 и начале 20 вв. у ряда народов складываются национальные музыкальные школы, на формирование и развитие которых оказала воздействие русская классическая музыка. Общим для всех этих школ было стремление к правдивому отображению жизни своего народа и развитию самобытных начал его музыкального творчества. В украинской музыке велика была роль Н. В. Лысенко — автора опер («Тарас Бульба» по Н. В. Гоголю и др.), хоровых и других произведениях, выдающегося исследователя и пропагандиста народного творчества, педагога и музыкально-общественного деятеля. М. А. Баланчивадзе и З. П. Палиашвили создали первые грузинские оперы на национальные историко-легендарные сюжеты, в которых широко использованы интонации и формы грузинской народной музыки. Классическое значение приобрела опера «Абесалом и Этери» Палиашвили. В Армении Комитас (С. Г. Согомонян) заложил основы армянской композиторской школы своими обработками народных песен, А. Т. Тигранян создал первую армянскую оперу «Ануш». В Азербайджане были поставлены первые азербайджанские оперы У. Гаджибекова, основанные на традиционных формах народной музыки. Группу видных мастеров, способствовавших формированию национальных композиторских школ, выдвинуло музыкальное искусство Латвии (А. Юрьян, Я. Витол, Э. Дарзинь), Эстонии (Р. Тобиас, А. Капп), Литвы (М. Петраускас, М. Чюрлёнис). Многие из этих композиторов были учениками, а впоследствии друзьями и соратниками выдающихся мастеров русской музыки. В свою очередь русские композиторы-классики, обращаясь к музыкальному фольклору братских народов, обогатили тем самым своё творчество. Они отражали темы из жизни различных народов, а также пользовались мелодиями, ритмами и интонациями народной музыки. Высокохудожественно и правдиво воплощены образы украинского народного творчества в произведениях Глинки, Чайковского, Мусоргского, Римского-Корсакова. Глинка, М. А. Балакирев, Римский-Корсаков, Бородин, А. Г. Рубинштейн глубоко проникли в интонационный строй музыки народов Закавказья и Средней Азии, развили её элементы в формах оперного и симфонического искусства. Большое значение имела также практическая деятельность видных передовых русских музыкантов в центрах национальной культуры. Так, М. М. Ипполитов-Иванов, работавший в Тбилиси в 1882—93, способствовал развитию музыкальной культуры Грузии и укреплению дружественных связей между русской и грузинскими музыкантами.

Стуковая панель из дворца Саманидов в Афрасиабе. 9—10 вв. Самаркандский музей истории культуры и искусства народов Узбекской ССР. СССР. Литература и искусство.

Стуковая панель из дворца Саманидов в Афрасиабе. 9—10 вв. Самаркандский музей истории культуры и искусства народов Узбекской ССР.

  Высокого расцвета достигло в 19 — начале 20 вв. музыкально-исполнительское искусство. Русская фортепьянная (А. Г. Рубинштейн, А. Н. Есипова, Рахманинов и др.), виолончельная (К. Ю. Давыдов, А. А. Брандуков, А. В. Вержбилович и др.), скрипичная (Н. Д. Дмитриев-Свечин, Л. С. Ауэр, И. В. Гржимали, В. В. Безекирский и др.), а также оперная (О. А. Петров, Ф. И. Стравинский, Ф. И. Шаляпин, Л. В. Собинов, А. В. Нежданова и др.) школы завоевали мировое признание. Однако в условиях тяжёлого национального гнёта, отличавшего политический строй дореволюционной России, музыкальное искусство большинства народов не могло получить свободного развития.

Советская музыка. Октябрьская революция 1917, установившая равноправие наций, открыла перед народами СССР возможность проявления творческих сил во всех видах искусства. Советское музыкальное искусство — качественно новый этап развития мирового музыкального творчества и музыки народов СССР, преемственно связанный с классическими традициями и вместе с тем принципиально отличный от всех предшествовавших этапов. Советская музыка продолжает и развивает наиболее прогрессивные черты наследия прошлого: демократизм, гуманизм, гражданственность, верность жизненной правде, национальное своеобразие, внимание и уважение к культурам других народов. В то же время она вдохновляется новыми идеями — сознательного революционного преобразования мира и построения коммунистического общества, руководствуется эстетическими принципами социалистического реализма, партийностью, народностью, интернационализмом. Советское музыкальное искусство активно участвует в духовной жизни общества, в формировании идейных убеждений, нравственных качеств и эстетических вкусов советских людей, в воспитании нового человека. Советская музыка многонациональна, в её развитии участвуют представители всех советских республик, всех наций и народностей. Входящие в неё национальные культуры всё полнее реализуют свои внутренние возможности, активно между собой взаимодействуют, обогащают друг друга и сближаются на базе общих идейно-эстетических принципов, лежащих в основе единой социалистической музыкальной культуры.

Советская живопись 1940—60-х гг. Кукрыниксы. «Конец». 1947—48. Третьяковская галерея, Москва. СССР. Литература и искусство.

Советская живопись 1940—60-х гг. Кукрыниксы. «Конец». 1947—48. Третьяковская галерея, Москва.

  Важнейшим условием успешного формирования социалистической музыкальной культуры стало государственное музыкальное строительство. Этот тезис впервые был выдвинут в подписанном В. И. Лениным Декрете СНК о Московской и Петроградской консерваториях (12 июля 1918). В ведение государства перешли крупнейшие музыкальные учреждения (консерватории, Большой и бывший Мариинский театры) нотные издательства, фабрики музыкальных инструментов и др.). Были созданы новые концертные и музыкально-просветительских организации (Русский народный оркестр, 1919, с 1946 им. Н. П. Осипова, Петроградская филармония, 1921, и др.), музыкально-учебные заведения. В первые послереволюционные годы в области музыкального искусства решались главным образом задачи просвещения трудящихся, их приобщения к основам музыкальной культуры. При участии квалифицированных музыкантов проводились многочисленные популярные концерты и лекции о музыке, были организованы самодеятельные хоры, оркестры, учебные студии, в том числе в частях Красной Армии. Важную роль в сохранении и распространении ценностей музыкальной классики сыграла деятельность композиторов А. К. Глазунова, Ипполитова-Иванова и Р. М. Глиэра, возглавлявших соответственно Петроградскую, Московскую и Киевскую консерватории, А. Д. Кастальского, руководившего Народной хоровой академией в Москве, и мн. др. В годы Гражданской войны 1918—20 появились первые советские музыкальные произведения — главным образом песни. Они были созданы как самодеятельными авторами (с оригинальной музыкой — «По долинам и по взгорьям», слова политработника Красной Армии П. С. Парфенова; на измененные народные и бытовые напевы — «Гулял по Уралу Чапаев-герой», «Смело мы в бой пойдём», «Расстрел коммунаров»), так и композиторами, связанными с красноармейской средой («Марш коммунаров» Д. С. Васильева-Буглая, его же «Проводы» на напев украинские народные песни с новыми словами Демьяна Бедного, «Песня Коммуны» А. С. Митюшина, «Марш Буденного» Дм. Я. Покрасса, «Красная Армия всех сильней» С. Я. Покрасса, «Всё выше» Ю. А. Хайта). Среди произведений других жанров — 5-я симфония Н. Я. Мясковского (1918), хоры Кастальского и мастеров украинской музыки Н. Д. Леонтовича, Я. С. Стенового, К. Г. Стеценко.

  С окончанием Гражданской войны и переходом к мирному строительству музыкальное искусство вступило в новую полосу развития. В 20-х и начале 30-х гг. происходила интенсивная перестройка музыкального быта, деятельности всех музыкальных учреждений и организаций. Возникли тысячи кружков и коллективов самодеятельности (хоры, оркестры народных инструментов). Развивалось самодеятельное песенное творчество, особенно в комсомольской среде («Наш паровоз», «Там, вдали за рекой» на мелодии зарубежных и русских песен). Обновился театральный и концертный репертуар, в который вошли многочисленные произведения советских и зарубежных композиторов. Активно пропагандировались классические оперы на сюжеты, связанные с народно-освободительной борьбой. Впервые была поставлена опера «Борис Годунов» Мусоргского в подлинной авторской редакции (1928, Ленинградский театр оперы и балета). Открылись новые музыкальные театры и консерватории, в том числе в Азербайджане (1921), Армении (1923) и др. Большую творческую и музыкально-просветит. работу вели композиторы У. Гаджибеков (Азербайджан), А. А. Спендиаров (Армения), Д. И. Аракишвили, М. А. Баланчивадзе, З. П. Палиашвили (Грузия). В частности, вклад в национальную музыкальную культуры внесли оперы «Даиси» З. П. Палиашвили (1923) и «Алмаст» Спендиарова (1928). Большую помощь в развитии музыкальных культур народов СССР оказали русские советские музыканты — Глиэр (Азербайджан, позднее Узбекистан), А. В. Затаевич (Казахстан), В. А. Успенский (Узбекистан, Туркменистан); в 30-х гг. также — Е. Г. Брусиловский (Казахстан), С. Н. Василенко (Узбекистан), В. А. Власов и В. Г. Фере (Киргизия), В. А. Золотарев (Белоруссия).

  Продолжали плодотворно трудиться мастера старшего поколения: оперные и симфонические дирижёры — Н. А. Малько, К. С. Сараджев, В. И. Сук; хоровые дирижёры — Н. М. Данилин, М. Г. Климов, П. Г. Чесноков; пианисты — Ф. М. Блуменфельд, А. Б. Гольденвейзер, К. Н. Игумнов, Л. В. Николаев; певцы — П. З. Андреев, И. В. Ершов, Нежданова, Собинов. Наряду с ними проявили себя исполнители и педагоги, выдвинувшиеся уже после Октябрьской революции: оперные и симфонические дирижёры — А. В. Гаук, Н. С. Голованов, А. М. Пазовский, С. А. Самосуд, В. А. Дранишников; хоровой дирижёр А. В. Свешников; пианисты — Г. Г. Нейгауз, Л. Н. Оборин, Е. В. Софроницкий, С. Е. Фейнберг, М. В. Юдина; скрипачи — К. Г. Мострас, М. Б. Полякин, Л. М. Цейтлин, А. И. Ямпольский; виолончелисты — С. М. Козолупов, А. Я. Штример; арфисты — Н. И. Амосов, К. А. Эрдели; певцы — В. В. Барсова, Бюль-Бюль (Мамедов), З. М. Гайдай, А. Б. Даниэлян, К. Г. Держинская, Е. К. Катульская, И. С. Козловский, С. Я. Лемешев, М. И. Литвиненко-Вольгемут, М. П. Максакова, Ш. Г. Мамедова, С. И. Мигай, Н. А. Обухова, И. С. Паторжинский, О. А. Петрусенко, А. С. и Г. С. Пироговы, С. П. Преображенская, М. О. Рейзен, Е. А. Степанова. Активно действовали исполнительские коллективы, созданные за годы Советской власти: Персимфанс («Первый симфонический ансамбль» — оркестр без дирижёра), украинская хоровая капелла «Думка», струнные квартеты им. Глазунова, им. Бетховена, им. Комитаса, им. Вильома, им. Страдивари.

Выступление Государственного академического русского хора Союза ССР под руководством А. В. Свешникова в Большом зале Московской консерватории. СССР. Литература и искусство.

Выступление Государственного академического русского хора Союза ССР под руководством А. В. Свешникова в Большом зале Московской консерватории.

  Советское музыкальное творчество в 20-х и начале 30-х гг. в ряде жанров уже накопило ценный опыт. К решению главной задачи — отразить в музыке дух революционной эпохи — в большей мере удалось приблизиться на первых порах в произведениях, связанных со словом и сценическим действием. Рельефные (хотя и лишённые пока что психологической конкретизации) музыкальные образы новых коллективных героев — революционных масс, созданные на интонационно-жанровой основе народных солдатских, крестьянских, пролетарских песен, предстали в хоровых сценах и фресках А. А. Давиденко («Улица волнуется», «Море яростно стонало», «На десятой версте от столицы»), в песнях Давиденко («Конная Буденного», «Первая Конная», «Нас побить, побить хотели»), В. А. Белого («Пролетарии всех стран, соединяйтесь!»), М. В. Коваля («Юность»), Б. С. Шехтера («Железными резервами»). В области музыкального театра примечательным фактом (несмотря на неровность, а то и явную слабость музыки) было появление первых произведениях на современные темы: оперы «За Красный Петроград» А. П. Гладконского и Е. В. Пруссака (1925), балета «Красный вихрь» («Большевики») В. М. Дешевова (1924), оперетт «Женихи» (1927) и «Ножи» (1928) И. О. Дунаевского. Вместе с тем в этих сочинениях наметились противоположные творческие тенденции. Часть композиторов стремилась отойти от привычных форм, что порой приводило к утрате контакта с публикой. В частности, не удержались в репертуаре театров оперы о Гражданской войне — «Лёд и сталь» Дешевова (1930) и «Северный ветер» Л. К. Книппера (1930), балеты на современные темы — «Золотой век» (1930) и «Болт» (1931) Д. Д. Шостаковича. Из произведений этой группы выделилась сатирическая опера «Нос» Шостаковича (по Гоголю, 1930), возрожденная вновь на советской сцене в 1970-х гг. В других же произведениях на историко-революционные и современные сюжеты были воспроизведены (б. ч. пассивно) старые приёмы оперной и балетной драматургии и средства музыкального языка, облегчавшие восприятие, но нередко противоречившие новому содержанию. Таковы оперы «Орлиный бунт» А. Ф. Пащенко (1925) о восстании Пугачева, «Прорыв» С. И. Потоцкого (1930) о Гражданской войне. В 1927 был создан балет «Красный мак» Глиэра — первое произведение советского балета, надолго вошедшее в репертуар многих театров (2-я редакция 1949; с 1957 под названием «Красный цветок»). Популярность приобрела оперетта «Холопка» Н. М. Стрельникова (1929), в которой сочетались традиции русской бытовой музыки и неовенской оперетты.

Сцена из балета «Красный мак» Р. М. Глиэра. Большой театр. 1927. СССР. Литература и искусство.

Сцена из балета «Красный мак» Р. М. Глиэра. Большой театр. 1927.

  Процесс сближения с современностью рельефно обозначился в симфоническом творчестве. Драматические события и конфликтные переживания революционных лет глубоко отразились в трагедийной 6-й симфонии Мясковского (1923); дух строительства новой жизни ощутим в 1-й симфонии Шостаковича (1925). Эти произведения уже в 20-х гг. получили большую известность. Были предприняты первые попытки создания программных симфонических произведений на темы революции и современности (2-я симфония с хором Шостаковича — «Посвящение Октябрю», 1927; его же 3-я симфония с хором — «Первомайская», 1929; симфонический монумент «1905—1917» М. Ф. Гнесина, 1925), воплощения ленинской темы («Траурная ода» А. А. Крейна, 1927; симфония «Ленин» В. Я. Шебалина по Маяковскому, 1931). Частично продолжилась линия лирико-драматического и лирико-эпического симфонизма предреволюционного периода (2-я «Блоковская» симфония В. В. Щербачёва, 1925; 2-я симфония Л. Н. Ревуцкого, 1927).

  В 20-е гг. исполнялось много новых произведений С. С. Прокофьева (в 1918—32 жил за границей, в 1927 и 1929 приезжал в СССР с концертами), в том числе опера «Любовь к трём апельсинам» (1919, постановлена в Ленинграде — 1926, в Москве — 1927), 3-й фортепьянный концерт (1921), балет «Сказка про шута, семерых шутов перешутившего» (1920, постановлен 1928 в Киеве). В этот же период Прокофьев написал оперу «Огненный ангел» (1927), симфонии — 2-ю (1924), 3-ю (1928) и 4-ю (1930) и другие произведения

  В музыкальном творчестве 20-х — начала 30-х гг. шли активные поиски методов отражения новой действительности, преобразования интонационного строя и других сторон музыкального языка, обновления музыкальных жанров и форм на основе освоения и переработки самых разных стилевых источников, в том числе революционных и советских песен, творчества русских и зарубежных композиторов конца 19 — начала 20 вв. Новизна содержания советской музыки обусловила обострённый, порой односторонний интерес ряда композиторов к экспериментаторству, к поискам необычных, нетрадиционных средств выразительности. Однако в целом преемственность в развитии отечественной музыкальной культуры не прерывалась, в частности, благодаря педагогической и творческой деятельности композиторов старшего поколения (Василенко, А. Ф. Гедике, Глиэр, Гнесин, Ипполитов-Иванов, А. А. Касьянов, Рязанов, В. Н. Трамбицкий, М. О. Штейнберг; основоположники композиторских школ — Мясковский и Щербачёв). В спорах о задачах и путях советской музыки сталкивались различные творческие группировки. В 1925 возникло Объединение революционных композиторов и музыкальных деятелей (ОРКИМД), участники которого (Д. С. Васильев-Буглай, М. И. Красен, К. Л. Корчмарёв, Г. Г. Лобачёв и др.) тяготели к агитационной актуальности тематики, но, как правило, не могли преодолеть эпигонства. В 1924 была организована Ассоциация современной музыки — АСМ (Москва), имевшая отделение в Ленинграде. В неё входили А. Н. Александров, Асафьев, Мясковский, Л. А. Половинкин, Фейнберг, Ю. А. Шапорин, Щербачёв, композиторы молодого поколения А. Е. Мосолов, Г. Н. Попов, Шебалин, Шостакович и др. АСМ не имела чёткой эстетической программы. Аполитичность, идейный индиферентизм, свойственные этой организации, не удовлетворяли многих её членов, и в 1931 АСМ фактически распалась. В 1925 был основан производственный коллектив студентов Московской консерватории (Проколл) во главе с Давиденко (включал Белого, Коваля, Н. К. Чемберджи, Шехтера и др., позднее также Д. Б. Кабалевского, А. И. Хачатуряна), стремившийся главным образом к созданию массовой музыки революционного содержания на интонационной основе русской народной песни и  пролетарских гимнов. Зародившаяся в 1923 Российская ассоциация пролетарских музыкантов (РАПМ; аналогичные организации АПМ возникли и в ряде других республик, в том числе на Украине), творческое ядро которой с 1929 составили композиторы Проколла, боролась за идейную перестройку советской музыки, но при этом допускала грубую вульгаризацию в духе пролеткультовских догм (см. Пролеткульт). Сектантская узость АПМ стала тормозом для дальнейшего роста музыкальной культуры.

  Общие перемены, связанные с решающими победами социализма, требовали новых форм организации творческой работы в области литературы и искусства. 23 апреля 1932 было принято постановление ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций». Вместо ранее существовавших разрозненных объединений были созданы творческие союзы (в 1932—40 в Москве, Ленинграде, Армении, Белоруссии, Грузии, на Украине и в других республиках), призванные соединить всех деятелей искусства, стремившихся участвовать в строительстве социализма. Создание союзов советских композиторов способствовало сплочению творческих сил советской музыки на основе принципов социалистического реализма. Рамки содержания музыкального творчества намного раздвинулись, охватив наряду с современной и историко-революционной темами также национальные историко-патриотические. Произошла консолидация основных творческих тенденций, кристаллизация национальных школ и индивидуальных стилей. Новаторство советских композиторов стало более разносторонним и целеустремлённым. Упрочилась и расширилась связь композиторского творчества с  классическими традициями и с народной музыкой. В результате появились выдающиеся реалистические произведения, ставшие первыми образцами советской музыкальной классики, — 5-я симфония и другие произведения Шостаковича, балет «Ромео и Джульетта», кантата «Александр Невский» Прокофьева, фортепьянные и скрипичный концерты Хачатуряна. Усилилось взаимодействие национальных культур. Оперы, балеты, симфонические произведения появились и в тех республиках, которые не знали ранее профессионального музыкального искусства письменной традиции (Узбекистан, Казахстан, Киргизия, Башкирия, Татария и др.).

Сцена из балета «Ромео и Джульетта» С. С. Прокофьева. Большой театр. 1946. СССР. Литература и искусство.

Сцена из балета «Ромео и Джульетта» С. С. Прокофьева. Большой театр. 1946.

  В 30-е гг. советская музыкальная культура достигла высокого подъёма. Её перестройка в основном завершилась. Во всех союзных и некоторых автономных республиках работали национальные музыкальные театры. Во многих республиках впервые возникли симфонические оркестры, камерно-инструментальные ансамбли. Были организованы симфонический оркестр СССР (1936), ансамбль народного танца СССР (1937), открыты новые консерватории (Минск, 1932; Свердловск, 1934; Ташкент, 1936; Кишинев, 1940), многочисленные музыкальные училища и школы. Одновременно получили ещё больший размах собирание и популяризация образцов народного музыкального творчества. Обмену достижениями между национальными культурами содействовали проводившиеся с 1936 декады искусств советских республик (см. Декады и дни искусства и литературы народов СССР). С 1933 началось проведение всесоюзных конкурсов музыкантов-исполнителей, на которых выдвинулись воспитанники советской исполнит. школы, получившие в дальнейшем международное признание: дирижёры — К. К. Иванов, Е. А. Мравинский, А. Ш. Мелик-Пашаев, Н. Г. Рахлин, Ю. Ф. Файер, Б. Э. Хайкин; пианисты — Э. Г. Гилельс, Я. И. Зак, П. А. Серебряков, Р. В. Тамаркина, Я. В. Флиер; органист И. А. Браудо; скрипачи — Г. В. Баринова, Е. Г. Гилельс, Д. Ф. Ойстрах, М. И. Фихтенгольц; виолончелисты — С. Н. Кнушевицкий, Д. Б. Шафран; арфистка В. Г. Дулова. Ведущее положение в оперных театрах заняли певцы Л. П. Александровская, П. В. Амиранашвили, К. Байсеитова, З. М. Гайдай, А. Б. Даниэлян, М. Д. Михайлов, Х. Насырова, Г. М. Нэлепп, Н. К. Печковский, Т. Т. Сазандарян, Н. С. Ханаев.

  Советская песня стала подлинно массовой, всенародной по содержанию и общедоступной по форме, сообщив широчайший круг демократических интонаций: от русской старинной крестьянской песни и частушки до революционной рабочей песни, бытового романса, эстрадной музыки, советского песенного творчества. Полнее и ярче всего новые качества проявились в гимнах и песнях-маршах Дунаевского на слова В. И. Лебедева-Кумача, передававших любовь к родной стране и оптимизм советской молодёжи: «Песня о Родине» (из кинофильма «Цирк»), «Марш весёлых ребят» (из фильма «Весёлые ребята»), «Спортивный марш» (из фильма «Вратарь»). Популярность приобрели песни о Родине, партии, труде, Красной Армии и лирические песни А. В. Александрова («Гимн партии большевиков»; его музыка легла в основу Государственного гимна СССР), М. И. Блантера («Партизан Железняк», «Песня о Щорсе», «Катюша»), В. Г. Захарова («Вдоль деревни», «Провожанье», «И кто его знает»), Книппера («Полюшко»), К. Я. Листова («Тачанка»), Дм. Я. и Дан. Я. Покрасс («Москва майская», «Прощанье», «Три танкиста»), Шостаковича («Песня о встречном»). Советская песня оказала значительное воздействие на другие жанры музыкального творчества этого периода (опера, оперетта, симфония, романс), она глубоко вошла в быт народа. Большую роль в её пропаганде сыграли такие коллективы, как Ансамбль песни и пляски Советской Армии под рук. А. В. Александрова (основан в 1928), Русский народный хор им. М. Е. Пятницкого (основан в 1910), эстрадный оркестр под рук. Л. О. Утесова (основан в 1929), отдельные исполнители (К. И. Шульженко). Их выступления передавались по радио, были записаны на грампластинки. Многие песни были написаны для кино. Вклад в киномузыку внесли не только композиторы-песенники, но также композиторы-симфонисты — Кабалевский, Б. Н. Лятошинский, Прокофьев, Хачатурян, Шостакович, Щербачёв.

Выступление Ансамбля песни и пляски Советской Армии имени А. В. Александрова. СССР. Литература и искусство.

Выступление Ансамбля песни и пляски Советской Армии имени А. В. Александрова.

Выступает К. И. Шульженко. СССР. Литература и искусство.

Выступает К. И. Шульженко.

  Решительный перелом произошёл в советском оперном творчестве, где впервые удалось создать полнокровные реалистические образы не только коллективных, но и индивидуальных героев; появились произведения, органически сочетающие опору на традиции с воплощением нового содержания, поисками новых форм. При этом обозначились различные творческие течения, активно взаимодействующие между собой. С одной стороны, были созданы оперы, в которых использованы язык современной симфонической музыки, развитые музыкальные формы и разнообразные средства музыкальной драматургии, включая речитатив и ансамбли — среди них выдающиеся произведения, вошедшие в советскую оперную классику: «Леди Макбет Мценского уезда» («Катерина Измайлова») Шостаковича (1932; 2-я редакция 1962), «Кола Брюньон» Кабалевского (1938; 2-я редакция 1968), «Щорс» Лятошинского (1938), «Семен Котко» Прокофьева (1939). С другой стороны, сформировалась т. н. песенная опера, опиравшаяся на интонации и формы, типичные для советской массовой песни. Один из её первых и ярких образцов — «Тихий Дон» И. И. Дзержинского (1935). Сильные стороны песенной оперы (демократичность языка, мелодическая насыщенность), а также слабые (фрагментарность музыкальной драматургии, нередко — интонационный натурализм) проявились в последующих произведениях такого рода, в их числе «Поднятая целина» Дзержинского (1937), «Броненосец “Потемкин”» О. С. Чишко (1937), «Мать» В. В. Желобинского (1938). Высшим достижением в этом жанре стала опера «В бурю» Т. Н. Хренникова (1939). В ряде республик (главным образом Средней Азии и др.) популярностью пользовался особый жанр музыкального спектаклямузыкальная драма (драматическая пьеса с большим количеством вокальных и танцевальных номеров на фольклорном материале). Среди музыкальных драм — «Кыз-Жибек» Е. Г. Брусиловского (1934, Казахстан), «Фархад и Ширин» В. А. Успенского и Г. А. Мушеля (1937, Узбекистан), «Гюльсара» Глиэра и Т. Садыкова (1937, Узбекистан), «Алтын кыз» В. А. Власова и В. Г. Фере (1937, Киргизия). Частично в результате последующей переработки музыкальных драм, частично независимо от них в республиках были созданы разнообразные оперные произведения на основе фольклорного материала, в том числе в Азербайджане — «Кёроглы»Гаджибекова (1937), в Казахстане — «Ёр-Таргын» Брусиловского (1936), в Белоруссии — «В пущах Полесья» А. В. Богатырева (1939) и «Михась Подгорный» Е. К. Тикоцкого (1939), в Армении — «Лусабацин» А. Л. Степаняна (1938), в Киргизии — «Айчурек» Власова, Фере и А. Малдыбаева (1939), в Таджикистане — «Восстание Восе» С. А. Баласаняна (1939), в Узбекистане — «Лейли и Меджнун» Глиэра и Т. Садыкова (1940), в Татарии — «Алтынчач» Н. Г. Жиганова (1940). В балетной музыке важными завоеваниями реалистического метода явились претворение идей, образов, сюжетов из истории и литературы, социальная, историческая и национальная конкретизация характеров и ситуаций, проведение в партитуре единой линии драматического действия. Инициатором обновления жанра выступил Асафьев, создавший музыку балетов «Пламя Парижа» (1932), «Бахчисарайский фонтан» по поэме Пушкина (1934), «Партизанские дни» о Гражданской войне (1937) и др. Заметными вехами на том же пути явились балеты «Сердце гор» А. М. Баланчивадзе (1936) и «Лауренсия» Крейна по драме Лопе де Веги (1939). Вершина реализма в советской и мировой балетной музыке — «Ромео и Джульетта» Прокофьева по трагедии У. Шекспира (1936, постановка 1940). Поставленные в 1937 оперетты «Золотая долина» Дунаевского и «Свадьба в Малиновке» Б. А. Александрова обозначили начало расцвета этого жанра на основе народной и советской массовой песни.

Сцена из оперы «Алеся» Е. К. Тикоцкого. Белорусский театр оперы и балета. 1944. СССР. Литература и искусство.

Сцена из оперы «Алеся» Е. К. Тикоцкого. Белорусский театр оперы и балета. 1944.

Сцена из оперы «В бурю» Т. Н. Хренникова. Ленинградский театр оперы и балета им. С. М. Кирова. 1976. СССР. Литература и искусство.

Сцена из оперы «В бурю» Т. Н. Хренникова. Ленинградский театр оперы и балета им. С. М. Кирова. 1976.

Сцена из оперы «Катерина Измайлова» Д. Д. Шостаковича. Музыкальный театр им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко. 1963. СССР. Литература и искусство.

Сцена из оперы «Катерина Измайлова» Д. Д. Шостаковича. Музыкальный театр им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко. 1963.

  В области ораториально-кантатного творчества появились монументальные полотна, посвященные особо актуальной в предвоенный период теме борьбы русского народа против иноземных захватчиков и ознаменовавшие собой становление героико-эпического направления в советской вокально-симфонической музыке: кантата «Александр Невский» Прокофьева (1939; создана на основе музыки к одноименному фильму) и симфония-кантата «На поле Куликовом» Ю. А. Шапорина (по А. А. Блоку, 1939). Историко-революционную линию в этом жанре продолжила оратория «Емельян Пугачев» Коваля (1939), приближающаяся по драматургическим особенностям к опере (в 1942 на её основе автор создал оперу). Оригинальный опыт воплощения революционной темы — «Кантата к 20-летию Октября» Прокофьева (1937) на подлинные тексты из работ К. Маркса, Ф. Энгельса и В. И. Ленина. В  симфоническом творчестве вслед за недолгим увлечением т. н. песенным симфонизмом (соединение симфонии с песней или другими вокальными жанрами) утвердилась симфония серьёзного философского содержания, с развитой музыкальной драматургией, героического, драматического или лирико-драматического характера. Крупнейшим достижением советской музыки стала 5-я симфония Шостаковича (1937). Выдающимися произведениями этого жанра явились его же 6-я симфония (1939), а также 16-я (1936) и 21-я (1940) Мясковского. В Грузии успешно развивалась симфоническая поэма (Г. В. Киладзе, Ш. М. Мшвелидзе). Расцвета достиг жанр инструментального концерта, представленный фортепьянным (1936) и скрипичным (1940) концертами А. И. Хачатуряна, 2-м скрипичным концертом Прокофьева (1935) и др. Характерное для советской музыки 30-х гг. внимание к классическим традициям благотворно сказалось на развитии камерных жанров, о чём свидетельствовали инструментальные ансамбли Шостаковича — соната для виолончели и фортепьяно (1934), 1-й квартет (1938), фортепьянный квинтет (1940), а также 5-й (1939) и 6-й (1940) квартеты Мясковского, трио для кларнета, скрипки и фортепьяно Хачатуряна (1932) и др. Яркие образцы появились в области романса — пушкинские циклы Ю. А. Шапорина (1935), Г. В. Свиридова (1935), Ю. В. Кочурова (1938), цикл Шапорина «Далёкая юность» на слова Блока (1940).

Софийский собор в Новгороде. 1045—50. СССР. Литература и искусство.

Софийский собор в Новгороде. 1045—50.

  В годы Великой Отечеств. войны 1941—1945 деятели советской музыки, как и других видов искусств, активно включились в борьбу с врагом. Многие музыканты ушли в армию и ополчение. Композиторы и исполнители вели постоянную творческую деятельность в армии. Продолжали действовать крупнейшие музыкальные учреждения, были созданы новые исполнительские коллективы (Государственный русский хор СССР под рук. А. В. Свешникова, 1942; Новосибирский театр оперы и балета, 1945). Работа ряда русских, украинских, белорусских композиторов в республиках Северного Кавказа, Закавказья и Средней Азии активизировала процессы сближения национальных музыкальных культур народов СССР. В музыкальном творчестве главное место заняла тема Родины и всенародной борьбы с врагом, впервые претворённая преимущественно на современном, нередко конкретном, документальном материале того периода. На 1-й план выступили героические образы. Ещё более усилился интерес к отечественной истории, к патриотическим традициям народов. Получили раскрытие в музыке философско-этический смысл войны как гигантского столкновения света и мрака, человечности и фашистского варварства, утверждение высоких идеалов социалистического гуманизма. Наряду с драмой и эпосом развивалась лирика (особенно в песне). Песня сохранила ведущее положение в народном быту как самый действенный и быстро откликающийся на события жанр. Символом всенародной борьбы, её «музыкальной эмблемой» стала созданная в первые же дни войны песня «Священная война» А. В. Александрова. Патриотическое значение приобрели также другие боевые гимны и марши («Святое ленинское знамя» А. В. Александрова, «Песня о Днепре» М. Г. Фрадкина, «Песня артиллеристов» Хренникова), песни-повествования о героях войны («Ой, туманы мои» Захарова, «Шумел сурово Брянский лес» С. А. Каца, «Заветный камень» Б. А. Мокроусова), многочисленные лирические и шуточные песни («В лесу прифронтовом», «Моя любимая» Блантера, «Тёмная ночь» Н. В. Богословского, «В землянке» Листова, «Смуглянка» А. Г. Новикова). Всенародное признание получили песни В. П. Соловьева-Седого — «Вечер на рейде», «Играй, мой баян», «Соловьи», «На солнечной поляночке». Композиторы широко обращались к жанру симфонии. Уже в июле 1941, в Ленинграде, Шостакович приступил к созданию 7-й (Ленинградской) симфонии, ставшей одним из бессмертных памятников эпохи. Исполнение её во время войны в городах СССР (в т. ч. в Ленинграде, август 1942) и за рубежом (Великобритания, США) стало впечатляющей демонстрацией патриотизма и мужества советского народа, сплочения антифашистских сил. Достижениями стали насыщенная глубоким философским содержанием 8-я симфония Шостаковича (1943), эпическая симфония — 2-я («Симфония с колоколом») Хачатуряна (1943), 2-я симфония («Родина») Г. Н. Попова (1943), 5-я Прокофьева (1944), которую автор задумал как «симфонию величия человеческого духа». Первые грузинские симфонии создали Ш. М. Мшвелидзе (1943) и А. М. Баланчивадзе (1944). Событиям войны посвящена героическая опера «Вэтэн» («Родина») Дж. Гаджиева и К. А. Караева (1945). Патриотизм и жизнелюбие советских людей нашли красочное воплощение в музыке балета «Гаянэ» Хачатуряна (1942), благородные нравственные идеи классической литературы — в музыке балета «Золушка» Прокофьева (1941). Яркие примеры развития эпических традиций русской музыки — опера «Война и мир» Прокофьева (1944), его же музыка к 1-й серии фильма «Иван Грозный» (1942), 7-я соната для фортепьяно (1942). Эпические тенденции, характерные для этого периода, воплотились и в оратории «Сказание о битве за Русскую землю» Шапорина, кантате-симфонии «Украина моя» А. Я. Штогаренко. Дальнейший рост интереса к музыке народов СССР и братских славянских стран дал значительные творческие результаты в таких произведениях, как 2-й квартет (на кабардино-балкарские темы) Прокофьева (1941), 5-й («Славянский») квартет Шебалина (1942), Украинский квинтет Лятошинского (1942; 2-я редакция 1945). Среди других камерно-инструментальных ансамблей — остродраматичные  фортепьянные трио Шостаковича (1944) и Свиридова (1945), 2-й квартет (1944) и 2-я соната для фортепьяно (1942) Шостаковича, 9-й квартет Мясковского (1943). Велась активная творческая работа в области духовой музыки (марши Н. П. Иванова-Радкевича, В. И. Мурадели, В. С. Рунова, М. Л. Старокадомского, Хайта, Хачатуряна, С. А. Чернецкого, Шостаковича).

Скульптура народов СССР дореволюционного периода. «Мадонна с младенцем». Дерево. 2-я пол. 15 в. Каунасский художественный музей им. М. К. Чюрлёниса. СССР. Литература и искусство.

Скульптура народов СССР дореволюционного периода. «Мадонна с младенцем». Дерево. 2-я пол. 15 в. Каунасский художественный музей им. М. К. Чюрлёниса.

  В первое послевоенное десятилетие была восстановлена и расширена довоенная сеть музыкальных театров, концертных учреждений, учебных заведений. С 1950 возобновилось проведение в Москве декад национального искусства. Больших успехов достигло музыкальное исполнительство. Развернулась творческая работа хоровых деятелей Г. Р. Ширмы, Г. Г. Эрнесакса. Выдвинулось новое поколение талантливых артистов: дирижёры — К. П. Кондрашин, Г. Н. Рождественский, Е. Ф. Светланов, Ниязи; хоровой дирижёр В. Г. Соколов; пианисты — С. Т. Рихтер, Т. П. Николаева; скрипачи — И. С. Безродный, Л. Б. Коган, Ю. Г. Ситковецкий; певцы — И. К. Архипова, Г. М. Гаспарян, Ж. Гейне-Вагнер, Б. Р. Гмыря, З. А. Долуханова, Т. Куузик, Л. Л. Линховоин, П. Г. Лисициан, А. П. Огнивцев, Г. К. Отс, И. И. Петров, Л. А. Руденко, А. Фринберг, Е. И. Чавдар.

Государственный академический мужской хор Эстонской ССР под руководством Г. Г. Эрнесакса. СССР. Литература и искусство.

Государственный академический мужской хор Эстонской ССР под руководством Г. Г. Эрнесакса.

Концерт Государственного симфонического оркестра СССР под руководством Е. Ф. Светланова в локомотивном депо Москва-Сортировочная. СССР. Литература и искусство.

Концерт Государственного симфонического оркестра СССР под руководством Е. Ф. Светланова в локомотивном депо Москва-Сортировочная.

  Были созданы значительные произведения на актуальные темы современности. Среди них — посвященные советской Родине: «Кантата о Родине» А. Г. Арутюняна (1948), кантата «Сердце Картли» А. И. Чимакадзе (1952), 6-я «Латгальская» симфония Я. А. Иванова (1949). События войны предстали в операх «Семья Тараса» Кабалевского (1950), «Молодая гвардия» Ю. С. Мейтуса (1950), «Певец свободы» Э. А. Каппа (1950). Картины труда показаны в оратории «Песнь о лесах» Шостаковича (1949), хоровой сюите «Река-богатырь» В. А. Макарова (1950), опереттах «Трембита» Ю. С. Милютина (1949), «Самое заветное» Соловьева-Седого (1951), «Белая акация» Дунаевского (1955). О борьбе за мир повествуют оратория «На страже мира» Прокофьева (1950), симфоническая поэма «За мир» Дж. Гаджиева (1951), оперетта «Вольный ветер» Дунаевского (1947), многие песни (в т. ч. «Гимн демократической молодёжи» А. Г. Новикова, 1947). По-прежнему привлекали внимание композиторов сюжеты из классической литературы (опера «Укрощение строптивой» Шебалина, 1955; балеты «Медный всадник» Глиэра, 1949; «Семь красавиц» К. А. Караева, 1952; симфоническая поэма «Миндия» Мшвелидзе, 1950; вок. цикл «Песни на слова Р. Бёрнса» Свиридова, 1955). Историко-революционную тематику воплотили «Десять хоровых поэм» Шостаковича (1951), оперы «Великая дружба» Мурадели (1947), «Декабристы» Шапорина (1953) и «Севиль» Ф. М. Амирова (1953), балет «Спартак» А. И. Хачатуряна (1955); историко-патриотическую — оперы «Сказание о Тариэле» Мшвелидзе (1946), «Богдан Хмельницкий» К. Ф. Данькевича (1953), 5-я «Русская героическая» симфония Щербачёва (1948); народно-эпическую и сказочную — оперы «Биржан и Сара» М. Тулебаева (1946), «Берег бурь» Эрнесакса (1949), балеты «Калевипоэг» Э. А. Каппа (1948), «Каменный цветок» Прокофьева (1950), «Сакта свободы» А. П. Скулте (1950). В жанре симфонии особо выделились произведения русских советских композиторов — 27-я Мясковского (1949), 6-я (1946) и 7-я (1952) Прокофьева, 9-я (1945) и 10-я (1953) Шостаковича, на Украине — 3-я Лятошинского (1951; 2-я редакция 1954), в Грузии — 1-я и 2-я О. В. Тактакишвили (1949 и 1953). Среди инструментальных концертов приобрели известность скрипичный Б. Д. Дварионаса (1948), скрипичный Кабалевского (1948), фортепьянный Г. А. Гасанова (1948), «Героическая баллада» для фортепьяно с оркестром А. А. Бабаджаняна (1950), фортепьянный концерт О. В. Тактакишвили (1951), симфония-концерт для виолончели с оркестром Прокофьева (1952). Среди оркестровых поэм на народные темы — «Эпическая поэма» Г. Г. Галынина (1950), «Симфонические мугамы» Ф. М. Амирова (1948) и Ниязи (1949). Появились значительные камерно-инструментальные ансамбли, в том числе 13-й квартет Мясковского (1949), 5-й квартет Шостаковича (1952), 2-й квартет (1948) и квартетные миниатюры (1950) С. Ф. Цинцадзе, а также фортепьянные произведения (24 прелюдии и фуги Шостаковича, 1951). В области хоров а капелла успешно работали М. Бурханов, Коваль, Попов, Шебалин, Эрнесакс. В жанре песни, наряду с русскими композиторами, азербайджанские — Т. А. Кулиев, С. А. Рустамов, грузинские — Р. К. Габичвадзе, Р. И. Лагидзе, татарские — С. З. Сайдашев, украинские — А. И. Кос-Анатольский, П. И. Майборода. Музыку для детей создавали Прокофьев (сюита «Зимний костёр», 1949), А. Н. Александров, Кабалевский, М. И. Красев, Н. Н. Леви, З. А. Левина, М. Р. Раухвергер, Старокадомский, А. Д. Филиппенко. В конце 40-х и в 50-е гг. были написаны (исполненные позднее) опера «Повесть о настоящем человеке» Прокофьева (1948), 1-й скрипичный концерт (1948) и вокальный цикл «Из еврейской народной поэзии» (1948) Шостаковича, вокальная поэма «Страна отцов» Свиридова на слова А. С. Исаакяна (1950).

Сцена из балета «Спартак» А. И. Хачатуряна. Большой театр. 1968. СССР. Литература и искусство.

Сцена из балета «Спартак» А. И. Хачатуряна. Большой театр. 1968.

Сцена из балета «Сакта свободы» А. П. Скулте. Латвийский театр оперы и балета. 1950. СССР. Литература и искусство.

Сцена из балета «Сакта свободы» А. П. Скулте. Латвийский театр оперы и балета. 1950.

  В конце 40-х и начале 50-х гг. получили некоторое распространение упрощённые, суженные представления о реализме, народности, новаторстве. В отдельных произведениях, особенно кантатно-ораториальных и программных симфонических, отрицательно сказывались поверхностность в отражении действительности, схематизм образов и выразит. средств. В оценке творчества ряда композиторов были допущены субъективистские ошибки, впоследствии исправленные постановлением ЦК КПСС от 28 мая 1958 «Об исправлении ошибок в оценке опер “Великая дружба”, “Богдан Хмельницкий”, “От всего сердца”». Этот документ партии, подтвердив незыблемость принципов идейности, партийности и народности советского искусства, сформулированных в постановлении ЦК ВКП(б) «Об опере “Великая дружба” В. Мурадели» (от 10 февраля 1948), помог музыкальным деятелям преодолеть суженное понимание ряда эстетических проблем, неверные представления о реализме, народности, новаторстве.

  С конца 1950-х гг., в 60—70-е гг. советская музыка развивалась на основе интенсивных творческих исканий, ведущих к многообразию стилей, жанров, форм при единстве идейных позиций, общности художественного метода — социалистического реализма. Музыкальная жизнь стала ещё более оживлённой. Резко усилился процесс взаимного обогащения и сближения национальных музыкальных культур. Активизировался обмен гастролями советских и зарубежных музыкантов. Советские исполнители завоевали высокий международный авторитет. Выдвинулись исполнители, среди которых оперные и симфонические дирижёры — Ю. И. Симонов, Ю. Х. Темирканов, В. И. Федосеев; хоровой дирижёр А. А. Юрлов; пианисты — Д. А. Башкиров, Э. К. Вирсаладзе, В. В. Крайнев, Е. Т. Могилевский, Н. А. Петров; скрипачи — М. И. Вайман, Б. Л. Гутников, В. А. Климов, Г. М. Кремер, И. Д. Ойстрах, В. А. Пикайзен, В. Т. Спиваков, В. В. Третьяков; виолончелисты — К. А. Георгиан, Н. Г. Гутман, Н.-Н. Шаховская; певцы — В. А. Атлантов, М. Л. Биешу, А. Ф. Ведерников, Ю. А. Гуляев, Г. А. Ковалева, Ю. А. Мазурок, Т. А. Милашкина, Л. В. Мясникова, Е. Е. Нестеренко, В. Норейка, Т. Н. Нижникова, Е. В. Образцова, Б. А. Руденко, Е. В. Серкебаев, А. Б. Соловьяненко, А. А. Эйзен.

  В разных жанрах успешно решалась задача воплощения ленинской темы: 12-я симфония «1917» Шостаковича (1961), 4-я (1956) и 5-я (1971) симфонии Дж. Гаджиева, кантата «Ленин с нами» А. Я. Эшпая (1969), 13-я симфония Я. А. Иванова (1969), оратория «Ленин в сердце народном» К. Щедрина (1970). Оригинальное воплощение получили темы революции и Гражданской войны в операх «Мать» Хренникова (1957), «Октябрь» Мурадели (1964), «Оптимистическая трагедия» Холминова (1965), «Виринея» С. М. Слонимского (1967), «Гибель эскадры» В. С. Губаренко (1967), «Огненное кольцо» А. Р. Тертеряна (1967), «Конец кровавого водораздела» В. Мухатова (1967). События Великой Отечественной войны многосторонне отразились в операх разного типа, нередко своеобразных по жанровому решению. Среди них «Джалиль» Н. Г. Жиганова (1956), «Кружевница Настя» В. Н. Трамбицкого (1963), «Ценою жизни» А. А. Николаева (1964), опера-оратория «Июльское воскресенье» В. И. Рубина (1969), «Неизвестный солдат» (1967) и «Зори здесь тихие» (1975) К. В. Молчанова. Созданы также оперы на героико-революционные, героико-романтические, лирико-эпические, лирические, драматические и другие сюжеты, в том числе «Овод» А. Э. Спадавеккиа (1957), «Сердце Домники» А. Г. Стырчи (1960; 2-я редакция под названием «Героическая баллада», 1970), «Не только любовь» Щедрина (1961), «Миндия» (1960), «Похищение луны» (1974) О. В. Тактакишвили, «Заблудившиеся птицы» В. А. Лаурушаса (1967), «Алпамыс» Е. Рахмадиева (1972). Обновление традиций происходит и в балетной музыке. Наряду с произведениями, продолжающими линию народно-героических балетов («Жанна д'Арк» Н. И. Пейко, 1956; «Тропою грома» Караева, 1958) или балетов на литературные сюжеты «Отелло» А. Д. Мачавариани, 1957; «Легенда о любви» А. Д. Меликова, 1961; «Шакунтала» С. А. Баласаняна, 1963; «Анна Каренина» Щедрина, 1972), написаны балеты нетрадиционной формы («Берег надежды» А. П. Петрова, 1959; «Вечный идол» Э. С. Оганесяна, 1966; «Легенда о белой птице» Г. А. Жубановой, 1966; «Икар» Слонимского, 1969; «Ярославна» Б. И. Тищенко, 1974).

Сцена из оперы «Конец кровавого водораздела» В. Мухажибекова. Туркменский театр оперы и балета им. Махтумкули. 1967. СССР. Литература и искусство.

Сцена из оперы «Конец кровавого водораздела» В. Мухажибекова. Туркменский театр оперы и балета им. Махтумкули. 1967.

Сцена из балета «Анна Каренина» Р. К. Щедрина. Большой театр. 1972. СССР. Литература и искусство.

Сцена из балета «Анна Каренина» Р. К. Щедрина. Большой театр. 1972.

Сцена из оперы «Виринея» С. М. Слонимского. Ленинградский Малый театр оперы и балета. 1967. СССР. Литература и искусство.

Сцена из оперы «Виринея» С. М. Слонимского. Ленинградский Малый театр оперы и балета. 1967.

Сцена из балета «Легенда о любви» А. Д. Меликова. Ленинградский театр оперы и балета им. С. М. Кирова. 1961. СССР. Литература и искусство.

Сцена из балета «Легенда о любви» А. Д. Меликова. Ленинградский театр оперы и балета им. С. М. Кирова. 1961.

Сцена из спектакля «Анна Каренина» по Л. Н. Толстому. МХАТ. 1937. СССР. Литература и искусство.

Сцена из спектакля «Анна Каренина» по Л. Н. Толстому. МХАТ. 1937.

  На основе главным образом современной тематики развивалась оперетта (А.П. Долуханян, Милютин, Мурадели, А. Г. Новиков, Соловьев-Седой). Композиторы, имеющие большой опыт работы в области оперы, симфонической и камерной музыки, создали также произведения для театра оперетты, среди них Кабалевский («Весна поёт», 1957) и Шостакович («Москва, Черемушки», 1959), В. Е. Баснер («Полярная звезда», 1966), Р. С. Гаджиев («Куба — любовь моя», 1963), А. П. Петров («Мы хотим танцевать», 1967), Хренников («Сто чертей и одна девушка», 1962), А. Я. ЭшпайВнимание, съёмка», 1969). Это способствовало дальнейшему подъёму профессиональной культуры жанра оперетты.

  Одно из ведущих мест в советской музыке заняло вокально-симфоническое творчество, основанное на обобщающей эпической и философско-эпической тематике. Начало новому этапу его развития положили сочинения Свиридова: «Поэма памяти Сергея Есенина» (1956), «Патетическая оратория» на слова В. В. Маяковского (1959). Среди других значительных произведений — оратория-поэма «Двенадцать» В. Н. Салманова (1957), «Реквием» Кабалевского (1963), вокально-симф. поэма «Казнь Степана Разина» Шостаковича (1964), оратории «Сны революции» Рубина (1963), «По следам Руставели» О. В. Тактакишвили (1964), «Махагони» Зариня (1965), «Слово о полку Игореве» Л. А. Пригожина (1966), «Не трогайте голубой глобус» Э. К. Бальсиса (1970). Появилось многие произведения, опирающихся на народную песню: т. н. фольклорная кантата («Курские песни» Свиридова, «Свадебные песни» Ю. М. Буцко, «Белорусские песни» А. В. Богатырева, «Гурийские песни» О. В. Тактакишвили), т. н. фольклорный хоровой концерт («Лебедушка» Салманова), хоровой цикл («Мужские песни» В. Р. Тормиса). Аналогичные яркие явления возникли в камерно-вокальном жанре: «Русская тетрадь» В. А. Гаврилина, «Песни вольницы» Слонимского, «Лакские песни» Ш. Р. Чапаева, «Курземская тетрадь» П. Е. Дамбиса. В числе других образцов этого жанра, наряду с новыми вокальными циклами Свиридова (на слова Есенина, Блока) и Шостаковича (на слова Блока), — произведения В. Ф. Веселова, Н. К. Габуния, Т. Е. Мансуряна, А. А. Николаева. Человеческий голос, поэтическое слово заняли важное место в ряде симфоний, что сблизило их с ораторией (13-я Шостаковича, 1962; 8-я «Цветы Польши» М. С. Вайнберга, 1964; «Лира человека» Ю. А. Юзелюнаса) или с камерно-вокальным циклом (14-я Шостаковича, 1969). Новый выдающийся образец программной симфонии — 11-я («1905 год») Шостаковича (1957). Многие композиторы (Вайнберг, Г. А. Канчели, К. А. Караев, Э. М. Мирзоян, А. А. Пярт, Тищенко, Б. А. Чайковский и др.) создали симфонии, имеющие общие черты с инструментальным концертом или камерно-инструментальным ансамблем. В этом сказалась характерная для современного периода тенденция сближения и взаимопроникновения жанров. Вместе с тем по-новому трактуется и традиционный симфонический цикл (15-я Шостаковича, 1971). Столь же разнообразны жанровые и стилевые решения в области инструментального концерта. Приобрели известность фортепьянные концерты Б. А. Квернадзе, Тищенко, Хренникова (2-й — 1971), скрипичные — Щедрина, К. А. Караева, М. М. Скорика, виолончельные — Пярта, Б. А. Чайковского, рапсодии для солирующих инструментов с оркестром А. И. Хачатуряна, концерты для симфонического оркестра Б. А. Арапова, С. Гаджибекова, Щедрина («Озорные частушки», 1963), А. Я. Эшпая. Большое внимание композиторов привлек камерный оркестр (соч. Р. С. Бунина, Я. П. Ряэтса, Свиридова). Среди камерно-инструм. ансамблей — квартеты Шостаковича (6-й — 15-й), Вайнберга, Б. А. Чайковского, 8-й Шебалина, скрипичные сонаты Пригожина, К. С. Хачатуряна, рапсодия В. Г. Загорского.

  Большое развитие получила сольная эстрадная и бытовая песня гражданского и лирического содержания; были созданы и хоровые песни. Здесь вместе с опытными мастерами, завоевавшими признание в предшествующие периоды, в том числе Мурадели («Бухенвальдский набат»), А. Г. Новиковым («Марш коммунистических бригад»), А. И. Островским («Пусть всегда будет солнце»), Соловьёвым-Седым («Подмосковные вечера», «Если бы парни всей земли» и др.), Туликовым («Родина»), Фрадкиным («Течёт Волга», «За того парня»), выдвинулась большая группа композиторов, среди которых Л. В. Афанасьев, А. А. Бабаджанян, В. Е. Баснер, В. А. Гаврилин, О. Зульфугаров, М. М. Кажлаев, Э. С. Колмановский, И. М. Лученок, А. Н. Пахмутова, А. П. Петров, Г. Г. Раман, М. Л. Таривердиев, О. Б. Фельцман, А. Г. Флярковский, А. Я. Эшпай.

  Многие музыкальные театры СССР, коллективы, а также исполнители с успехом выступают за рубежом. Лучшие зарубежные коллективы и артисты гастролируют в СССР. Композиторов, а также исполнителей разных специальностей готовят консерватории, институты искусств, музыкальные училища союзных и автономных республик. Советские композиторы и музыковеды объединены в Союз композиторов СССР (см. в разделе Творческие союзы). В СССР работают (1975) 42 театра оперы и балета, 29 театров музыкальной комедии и миниатюр, 135 филармоний, 44 симфонических оркестра, 61 камерный оркестр и ансамбль, 20 консерваторий, 6 институтов искусств, 3 музыкально-педагогических института, 48 музыкальных факультетов при педагогических институтах, 243 музыкальных училища и училища искусств, около 5,5 тыс. детских музыкальных школ.

Скульптура народов ССР дореволюционного периода. В. П. Демут-Малиновский. Группа «Похищение Прозерпины» у Горного института в Ленинграде. Камень. 1809—11. СССР. Литература и искусство.

Скульптура народов ССР дореволюционного периода. В. П. Демут-Малиновский. Группа «Похищение Прозерпины» у Горного института в Ленинграде. Камень. 1809—11.

  См. Музыка, Музыкальное образование, Музыковедение, а также раздел Музыка в статьях о союзных и автономных республиках.

Д. Уметов. Ковёр «Хозяин гор». Войлок. 1969—70. СССР. Литература и искусство.

Д. Уметов. Ковёр «Хозяин гор». Войлок. 1969—70.

  Ю. В. Келдыш (до 1917), А. Н. Сохор (после 1917).

 

Литература и искусство
Литература
Архитектура и изобразительное искусство
Советское изобразительное и декоративно-прикладное искусство
Советские архитектура и градостроительство
Музыка
Танец, балет
Танец
Балет
Драматический театр
Цирк
Эстрада
Художественная самодеятельность
Кино
Международные культурные связи СССР
Так же Вы можете узнать о...


Сильвестр (русский политич. деятель) Сильвестр (умер около 1566), русский политический деятель и писатель 16 в.
Сметана (продукт) Сметана, см. в ст. Молочнокислые продукты.
Сотрясение мозга, вызванное травмой повреждение головного или спинного мозга.
Статистика технического прогресса, отрасль экономической статистики, изучающая технический прогресс в народном хозяйстве, состояние и изменение технического уровня производства и выпускаемой продукции, создание и внедрение новых машин, материалов, прогрессивных технологических процессов.
Сузиана, область в Древнем Иране с центром в Сузах.
Тамиск, бальнеологический курорт в Северо-Осетинской АССР, в 40 км от Орджоникидзе.
Термодинамическое равновесие ,см. Равновесие термодинамическое.
Топраккале (Toprakkale), возвышенность на северо-восточной окраине г.
Тукуман (провинция в Аргентине) Тукуман (Tucumаn), провинция на северо-западе Аргентины, в предгорьях Анд.
Ультразвуковой станок, станок для размерной обработки различных твёрдых материалов, в котором ультразвуковые колебания сообщаются инструменту и через частицы абразивной суспензии передаются на материал.
Фарадея число, Фарадея постоянная (F), одна из фундаментальных физических постоянных, равная произведению Авогадро числа NA на элементарный электрический заряд е (заряд электрона): F = NA(е = (9,648456 ± 0,000027) (104к моль-1.
Флогистон (от греч. phlogistos – воспламеняемый, горючий), в представлениях химиков 18 в.
Фуртвенглер Иоганн Адольф Михаэль Фуртвенглер (Furtwangler) Иоганн Адольф Михаэль (30.
Хлораль, трихлоруксусный альдегид, CCl3CHO, бесцветная жидкость с резким запахом, tkип 97,75 °С.
Центральноандийское нагорье, часть Анд между 15°—28° южной широты в Перу, Боливии, Чили и Аргентине.
Черепнин Лев Владимирович [30.3(12.4).1905, Рязань, — 12.
Шариф Азиз Алиевич [р. 16(28).3.1895, г. Нахичевань], советский литературовед, переводчик, заслуженный деятель науки Азербайджанской ССР (1963).
Шрёдер Фридрих Людвиг Шрёдер (Schroder) Фридрих Людвиг (3.11.1744, Шверин, — 3.
Экстракт (от лат. extractus — вытянутый, извлечённый) (мед.