Стилизация (в лит-ре и искусстве)Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Стилизация (франц. stylisation, от style — стиль) в литературе и искусстве, целенаправленное воспроизведение чужого стиля как определённой эстетической и идеологической позиции в новом художественном контексте. Применительно к Стилизация (в лит-ре и искусстве) в литературе сов. исследователь М. М. Бахтин писал, что «...стилизатору важна совокупность приёмов чужой речи именно как выражение особой точки зрения» («Проблемы поэтики Достоевского», 3 изд., 1972, с. 324). Содержательность Стилизация (в лит-ре и искусстве) зависит от функции, в которой чужой стиль используется в произведении. Стилизация (в лит-ре и искусстве) может служить одним из средств для изображения атмосферы и психологии какой-либо эпохи прошлого (исторический роман), воспроизведения «местного колорита» или выражения народного сознания (фольклорная Стилизация (в лит-ре и искусстве) у романтиков, в сказках А. Стилизация (в лит-ре и искусстве) Пушкина) и т.д. Объектом Стилизация (в лит-ре и искусстве) оказываются обычно стилевые системы, удалённые во времени и в пространстве, притом не столько индивидуальные стили, сколько обобщённо воспринимаемые стили целых эпох и национальных культур. Нужно отличать Стилизация (в лит-ре и искусстве) от подражания, традиционализма, восприятия наследия как всеобщей нормы, которые возникают в те периоды развития искусства, когда оно испытывает потребность в авторитетной системе ранее выработанных эстетических и идеологических оценок (например, классицизм). Широкое распространение Стилизация (в лит-ре и искусстве) совпадает с возникновением историзма (в предромантической и романтической эстетике). В кризисные эпохи Стилизация (в лит-ре и искусстве) бывает связана с бегством от современности или от собственной сложности (например, обращение к «наивным» внеэстетическим формам восприятия мира — примитивизм). Литературная Стилизация (в лит-ре и искусстве) родственна таким явлениям, как сказ (имитация речевой манеры персонажа) и пародия (ироническое переосмысление чужого стиля). Стилизация (в лит-ре и искусстве) как намеренное использование в новых целях стилистических особенностей искусства какой-либо исторической эпохи или народного творчества возникает в пластических искусствах, музыке, театре, кино вместе со стремлением освоить и поставить себе на службу элементы более или менее отдалённых культур. Стилизация (в лит-ре и искусстве) часто была способом ухода в вымышленный, идеализированный мир прошлого или признаком неудовлетворённости обычным, общепринятым, недовольства традиционными идеологическими и художественными нормами. Стилизация (в лит-ре и искусстве) бывает связана со свободным истолкованием содержания и стиля искусства, послужившего прототипом: таковы, например, Стилизация (в лит-ре и искусстве) древнерусской архитектуры в предреволюционных постройках А. В. Щусева и В. А. Покровского, Стилизация (в лит-ре и искусстве) изысканного искусства 17—18 вв. в живописи и графике А. Н. Бенуа, К. А. Сомова, Стилизация (в лит-ре и искусстве) Ю. Судейкина, в балете «Павильон Армиды» Н. Н. Черепнина либо, напротив, обращение к «грубому», «варварскому» началу, к фольклорной стихии в картинах М. Ф. Ларионова, «Скифской сюите» Стилизация (в лит-ре и искусстве) Стилизация (в лит-ре и искусстве) Прокофьева, балете «Петрушка» И. Ф. Стравинского. Иногда обращение к прошлому оказывается органичным обновлением образной системы («Классическая симфония» Стилизация (в лит-ре и искусстве) Стилизация (в лит-ре и искусстве) Прокофьева, «Одиссей и Навзикая» В. А. Серова); во многих случаях Стилизация (в лит-ре и искусстве) является важным приёмом книжной графики, театрально-декорационного искусства, мультипликационного кино и т.д., помогающим воссоздать атмосферу др. стран и эпох, фольклора разных народов. Декоративно-прикладное искусство часто обращается к Стилизация (в лит-ре и искусстве) старинных или экзотических образцов мебели, фарфора. Особую роль сыграла Стилизация (в лит-ре и искусстве) в театральной режиссуре начала 20 в.: она часто использовалась здесь как средство преодолеть бесстильность и обыденность буржуазного театра, приобщиться к яркому стилевому единству и органической «театральности» народного и старинного театра (балаган и комедия дель арте с их импровизационностью, староиспанский и шекспировский театр и др.). Это приводило, однако, к эстетизации приёма, к созданию статичных масок и утрате жизненной основы стилизуемых театральных систем и побудило режиссёров (В. Э. Мейерхольд в России, Ж. Коно, Ш. Дюллен во Франции) к преодолению прямой Стилизация (в лит-ре и искусстве) и к поискам путей жизненно полнокровного творческого освоения наследия.
Лит.: Эйхенбаум Б., Литература, Л., 1927; Долинин К. А., Принципы стилизации в творчестве Анатоля Франса, «Учёные записки ЛГПИ им. Герцена», 1958, т. 127; Троицкий В.Ю., Стилизация, в сб.: Слово и образ, М., 1964; Мейерхольд В. Э., О театре, в его кн.: Статьи. Письма. Речи. Беседы, ч. 1, 1891—1917, М., 1968. Стилизация (в лит-ре и искусстве) М. Александров (литература), Т. М. Родина (театр), А. М. Кантор.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|