Китай XVI. Театр

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
КА КВ КЕ КЁ КЗ КИ КЙ КЛ КМ КН КО КП КР КС КТ КУ КХ КШ КЫ КЬ КЭ КЮ КЯ
КИА
КИБ
КИВ
КИГ
КИД
КИЕ
КИЖ
КИЗ
КИИ
КИЙ
КИК
КИЛ
КИМ
КИН
КИО
КИП
КИР
КИС
КИТ
КИУ
КИФ
КИЦ
КИЧ
КИШ
КИЯ

XVI. Театр

  Театральное искусство Китай зародилось главным образом в народных формах песенно-танцевального творчества, в песнях и танцах светских и религиозных ритуалов, а также в форме «бай си» («сто представлений»), включавшей многие элементы цирковых жанров. В письменных памятниках 2—1-го тысячелетия до н. э. упоминаются термины «чан-ю» («поющий актёр») и «пай-ю» («шут», «комик»). Происходивший в период Хань (3 в. до н. э.—3 в. н. э.) рост городов и ремёсел оказал влияние на развитие театрального искусства. В бай си начинают вводиться сценки бытового содержания. В период Тан (7—10 вв.), характеризующийся высоким развитием культуры, большое распространение получил буддизм, повлиявший на китайскую литературу и искусство, в частности на расцвет танцевального искусства. Появляется новая сценическая песенно-танцевальная форма — дацюй. Она явилась одной из основ китайского театра, объединив музыку, пение, танец и пантомиму. Стали популярными сатирические пьески-диалоги «Игра о паньцзюне», где высмеивались действия властей, продажные чиновники и др. Появились первые амплуа: находчивый остряк —цань-цзюнь и наивный глупец — цаньгу. Представление носило импровизационный характер. В середине 8 в. при дворе танского императора Сюань-цзуна была создана театральная школа «Грушевый сад» («Лиюань»), где готовили музыкантов, танцовщиц и певиц для дворцовых представлений. Это же название получила и придворная актёрская труппа.

Ажурная стопка для кистей. Слоновая кость. 19 в. Музей искусства народов Востока. Москва. Китай.

Ажурная стопка для кистей. Слоновая кость. 19 в. Музей искусства народов Востока. Москва.

  В 10—12 вв. происходит дальнейшее формирование театра, появляются профессиональные актёрские труппы. Одной из первых драматических форм становятся пьесы цзацзюй (смешанные представления) — комические импровизационные сценки. В 13—14 вв. театр Китай достиг зрелости. В период господства монгольских завоевателей он выполнял важную общественную функцию, выражая протест против власти чужеземцев, социального произвола. К 13 в. относится расцвет драмы цзацзюй, для которой характерно деление пьесы на 4 акта, чёткость и простота композиции, напряжённость конфликта. Каждый акт строился на одной мелодии, в каждом акте — один поющий персонаж. Китайская драма развивалась по двум направлениям. Пьесы цзацзюй относятся к северной ветви театра (бэйцюй). В этом жанре писали драматурги Гуань Хань-цин («Обида Доу Э»), Ван Ши-фу («Западный флигель»), Бо ПуДождь в платанах») и др. Одновременно формировалась южная ветвь (наньси), представленная драматической формой чуаньци, характерной отсутствием стройности композиции, произвольностью размера пьесы и числа мелодий (в каждом акте несколько поющих персонажей). Происходило дальнейшее развитие условных средств сценической выразительности, становившихся основной эстетической формой китайского традиционного театра.

Мэй Лань-фан в пьесе «Полотняная повязка». 1916. Китай.

Мэй Лань-фан в пьесе «Полотняная повязка». 1916.

  В 14—17 вв. были введены строгие цензурные ограничения на драматургию как самый демократический литературный жанр. Многие спектакли запрещались. Дальнейшее развитие театра происходило главным образом на периферии, где складывались первые локальные театральные жанры: иянский театр (провинция Цзянси) и куньцюй (уезда Куньшань той же провинции). Иянский театр по тематике и средствам актерской выразительности был более демократичным. Ставились спектакли на бытовые темы, позже — инсценировки популярных романов («Троецарствие» Ло Гуань-чжуна, «Речные заводи» Ши Най-аня, «Путешествие на Запад» У Чэн-эня). Изображение исторических событий (сцены сражений, поединки) обусловило развитие акробатической и фехтовальной техники. Куньцюй — театр аристократических слоев общества и интеллигенции. Лирико-бытовая тематика характерна для пьес этого вида театра, отличительной особенностью его была виртуозная вокальная и танцевальная техника исполнителя; к концу 18 в. жанр потерял популярность из-за ориентации театра только на избранные слои общества.

Сцена «образцового спектакля» — музыкальной драмы «Шацзябан» в исполнении пекинского театра цзинцзюй. Китай.

Сцена «образцового спектакля» — музыкальной драмы «Шацзябан» в исполнении пекинского театра цзинцзюй.

  В 17—19 вв. появились многочисленные местные (связанные с определённой территориальной областью) театральные жанры: банцзы, цинь-цян, юэцзюй и др. В середине 19 в. на основе многих местных театров, в том числе куньцюй, сложилась новая форма — пекинская музыкальная драма (цзинси), со временем сформировавшаяся в общенациональную китайскую классическую музыкальную драму. В цзинси получили выражение основные черты китайского театра.

  Одна из особенностей искусства актёра китайского театра — игра с воображаемыми предметами, условные приёмы выразительности, стилизованные движения и жесты. В гриме и костюме широко используется символика цвета, орнамента. Твёрдо укоренилась система амплуа: амплуа героя — шэн делится на субамплуа гражданских (вэныпэн) и военных (ушэн) персонажей. Вэньшэн в зависимости от возраста подразделяется на пожилых и молодых героев (лаошэн и сяошэн). Амплуа героини — дань разделяется на субамплуа: пожилая героиня — лаодань, женщина в скромных (синих) одеждах — цинъи, характерная героиня (девушка в пёстром наряде) — хуадань, военная героиня — удань и даомадань, девочка-подросток — сяодань. Характерные мужские роли — цзин разделяются на военные и гражданские персонажи — уцзин и вэнь-цзин.

  С историей пекинской музыкальной драмы 20 в. связано творчество многих актёров, основателей различных направлений китайского актёрского искусства: Тань Синь-пэй, Ван Яо-цин, Мэй Лань-фан, Чжоу Синь-фан, Чэн Янь-цю, Оуян Юй-цянь и др. Они углубляли и переосмысливали трактовку традиционных сценических образов. В начале 20 в. под влиянием роста демократических и революционных настроений стал формироваться современный драматический театр. Его становление происходило под воздействием европейского драматического искусства. Первая драматическая труппа «Весенняя ива» («Чуньлюшэ») была организована в 1907 китайскими студентами, обучавшимися в Японии, где ставились пьесы европейских драматургов. В том же году в Китай был создан первый профессиональный драматический театр «Весеннее солнце» («Чуньяншэ»). При режиме Юань Ши-кая (1912—16) прогрессивные деятели драматического театра подверглись репрессиям, в результате чего театр отошёл от актуальной тематики.

«Месть рыбака». Шанхайский театр пекинской музыкальной драмы. 1959 (в ролях — Чжоу Синь-фан и Ли Юй-жу). Китай.

«Месть рыбака». Шанхайский театр пекинской музыкальной драмы. 1959 (в ролях — Чжоу Синь-фан и Ли Юй-жу).

  Некоторые попытки модернизации традиционного театра были предприняты под влиянием революционного движения «4 мая» (1919). В 1927 в Шанхае прогрессивные театральные деятели, драматурги и актёры современного драматического и традиционного театров объединились в «Южное общество»(«Наньгошэ»). В 1930 возникла Лига левых театральных деятелей. В 30-х гг. современные драматические театры ставят пьесы русской и западноевропейской драматургии: «Ревизор» Н. В. Гоголя, «Гроза» А. Н. Островского, «На дне» М. Горького, «Нора» Г. Ибсена и произведения национальной драматургии.

  В период войны против японских захватчиков (1937—45) в освобожденных районах появились сценические произведения на музыкальные темы, воплощенные средствами традиционного театра, а также пьесы традиционного репертуара в новой реакции. Во 2-й половине 40-х гг. наряду с классическими появились и новые произведения в жанре пекинской музыкальной драмы («Седая девушка» и др.).

  После образования КНР (1949) был создан комитет по проведению театральной реформы. В 1951 изданы Указания Государственного административного совета Центрального народного правительства о проведении реформы классической драмы, в которых выдвигались задачи упорядочения репертуара, реорганизации системы подготовки актёров и драматургов и др. В 1952 на 1-м Всекитайском смотре театра и драмы подведены итоги реформы. Было представлено свыше 150 пьес 23 видов классического китайского театра. Наряду с переработанными пьесами были показаны новые на темы современности, созданные на основе мелодий местных народных театров. Известные китайские актеры: Мэй Лань-фан, Чжоу Синь-фан, Чэн Янь-цю, Юань Сюэ-фэнь, Чан Сян-юй, Ван Яо-цин, Гэй Цзяо-тянь были отмечены Почетными премиями. С начала 60-х гг. на театр были перенесены методы администрирования. Классический репертуар стал подвергаться резкой критике. Появились произведения в жанре цзинси, посвященные «актуальным проблемам» политической и экономической жизни страны («Никогда нельзя забывать» и др.). В 1963—64 гг. был поставлен вопрос о «революции» в театре, об изгнании классических пьес, и замене их «современными революционными пьесами». Основное направление в культурной и театральной политике 60-х гг. было выражено в тезисе «не разрушив старого, не построишь нового». В результате этой политики театр Китай оказался в тяжёлом творческом кризисе. Произошло резкое сокращение профессиональных коллективов: в 1964 их было свыше 20, в 1970 — всего 9: Первая труппа пекинской музыкальной драмы, Театр цзинцзюй Пекина,, труппа «Алеет Восток» театра цзинси и др. Театры давали спектакли лишь в праздничные компании. Старшее поколение актеров и режиссеров было отстранено от работы. Репертуар состоял из нескольких «образцовых» пьес: в театре цзинси — «Красный фонарь», «Взятие горы Вэйхушань», «Шацзябан» и др.; в драматическом театре — «Порт» и др.

Сцена из спектакля «Приём Цзян-Вэя». Театр юэцзяоцзюй провинции Хэнань. 1956. Китай.

Сцена из спектакля «Приём Цзян-Вэя». Театр юэцзяоцзюй провинции Хэнань. 1956.

  В 50-е гг. в Китай было создано Пекинское хореографическое училище, при котором работали курсы балетмейстеров. Руководили курсами советские педагоги В. И. Цаплин и П. А. Гусев. С 1959 при училище функционировала экспериментальная труппа, в репертуаре которой были «Лебединое озеро» П. И. Чайковского, «Корсар» (1959) и «Жизель» (1960) А. Адана, «Бахчисарайский фонтан» Б. В. Асафьева (1962) и др. В 1963 было образовано хореографическое училище в Шанхае. В репертуаре балетной труппы Центрального театра оперы и балета (открыт в 1953) спектакли «Белая Змейка», «Волшебный фонарь» и др. В 60-е гг. создан балет на современную тему — «Красный женский батальон».

Китай. Сцена из балета «Башня Лэйфынта». Центральный театр оперы и балета КНР. 1956. Китай.

Китай. Сцена из балета «Башня Лэйфынта». Центральный театр оперы и балета КНР. 1956.

  До событий «культурной революции» существовал Союз хореографов. В конце 60-х гг. создана Рабоче-крестьянская солдатская балетная труппа. Балетное искусство Китай сочетает приёмы европейского балета с элементами китайского национального танца.

 

  Лит.: Васильев В. А., Китайский театр, в кн.: Восточный театр, Л., 1929; Меньшиков Л. Н., Реформа китайской классической драмы, М., 1959; Мэй Лань-фан, Сорок лет на сцене, [пер. с кит.], М., 1963; Серова С., Пекинская музыкальная драма, М., 1970; Гайда И. В., Китайский традиционный театр сицюй, М., 1971; Arlington L. A., The Chinese drama from the earliest times untiel today, Shanghai, 1930; Zung C., Secrets of the Chinese drama, N. Y., 1964; Чжоу И-бай, Чжунго сицзюйши чанбянь (Большая история китайского театра), Пекин, 1960.

  С. А. Серова.

Цирк. О многовековой истории китайского цирка свидетельствуют памятники с изображением различных цирковых упражнений. В китайском цирке преобладают партерные жанры (т. е. акробатика, гимнастика, эквилибристика, жонглирование, иллюзионное искусство) для него характерно трюковое разнообразие, виртуозность исполнителей. Особый интерес представляют специфические трюковые комбинации и номера: китайские игры, китайские ремни, китайский стол, эквилибр на мачте, прыжки через обручи, утыканные острыми ножами, и др. Для китайского цирка характерна связь с национальным театром (актёры которого владеют различными видами искусств, включая и цирковое). Стационарные цирки появились в Китай впервые в середине 20 в. (Чунцинский цирк). Существует ряд передвижных цирковых коллективов, крупнейший — Чунцинский цирковой ансамбль, а также стационарный цирк в Шанхае.

 

  Лит.: Ширай А., Китайский цирк, «Советский цирк», 1959, № 10; Левин Ал., Цирк в древнем Китае, там же.

  А. Я. Шнеер.

Китай, Китайская Народная Республика, КНР (кит. Чжунхуа жэньминь гунхэго).

Флаг государственный. Китай. Китай.

Флаг государственный. Китай.

Государственный герб. Китайская Народная Республика. Китай.

Государственный герб. Китайская Народная Республика.

 

Статуэтка, изображающая музыканта-барабанщика. 3 в. до н. э. — 3 в. н. э. Китай.

Статуэтка, изображающая музыканта-барабанщика. 3 в. до н. э. — 3 в. н. э.

I. Общиесведения К. — крупнейшее по численности населения и одно из крупнейших по площади государств в мире; расположен в Центральной и Восточной Азии. На востоке омывается водами Жёлтого, Восточно-Китайского и Южно-Китайского морей Тихого океана. У побережья многочисленные острова, крупнейшие — Тайвань и Хайнань. На севере К. граничит с СССР и МНР, на западе и юге — с Афганистаном, Индией, Непалом, Сиккимом, Бутаном, Бирмой, Лаосом и ДРВ, на северо-востоке — с КНДР. Площадь 9,6 млн. км2. Население 787 млн. человек, по данным ООН на середину 1971 (по первой переписи 30 июня 1953, население было исчислено в 590 195 тыс. человек, без китайских эмигрантов; по официальным китайским данным за 1957 — 656,6 млн. человек; официальные статистические данные о численности населения после 1957 в стране не публиковались). Столица — г. Пекин.

  В административном отношении территория КНР делится на 22 провинции, включая Тайвань, находящийся под властью гоминдановцев, 5 автономных районов и 3 города центрального подчинения

 

II.Государственный строй

  Конституция 1954 провозгласила КНР «государством народной демократии», где вся власть принадлежит народу в лице Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП) и местных собраний народных представителей (СНП). По закону ВСНП формируется путем многостепенных выборов, на 1-й сессии каждого созыва оно избирает Постоянный комитет, осуществляющий большинство функций ВСНП в период между его ежегодными сессиями. По конституции ВСНП — единственный законодательный орган К., однако в 1955 право издания отдельных законов было предоставлено Постоянному комитету ВСНП (с 1959 он законодательствует в полном объёме). ВСНП избирает председателя КНР, выполняющего вместе с Постоянным комитетом функции главы государства. Председатель КНР возглавляет вооруженные силы и является председателем Государственного комитета обороны, созывает высший совещательный орган — Верховное государственное совещание. Правительство — Государственный совет КНР — назначается ВСНП в качестве исполнительного органа и высшего государственного административного органа. В Государственный совет входят премьер, его заместители, министры и председатели Государственных комитетов. Поскольку ВСНП не созывался с 1964, вся власть фактически сосредоточилась в руках правительства. Местные СНП избираются путём многостепенных или прямых выборов во всех административно-территориальных единицах; они избирают свои исполнительные органы — народные комитеты; конституция 1954 провозгласила автономию во всех районах, где национальные меньшинства живут компактно. Была определена организация органов самоуправления в автономных районах, округах и уездах, их компетенция. В 1958 в связи с созданием «народных коммун» представительные органы и народные комитеты в волостном звене были фактически ликвидированы.

  В начале 60-х гг. деятельность ВСНП и других представительных органов принимает чисто формальный характер. Вся система государственных органов КНР в целом была значительно деформирована. При проведении «культурной революции» (см. раздел Исторический очерк) во 2-й половине 60-х гг. СНП и народные комитеты были распущены. Власть на местах оказалась сосредоточенной в руках так называемых «ревкомов». «Ревкомы» не избирались, состав их был объявлен на митингах. В этих органах решающую роль стали играть военные. Во время «культурной революции» деятельность центральных конституционных органов была парализована, председатель КНР Лю Шао-ци смещен в 1968 неконституционным путем. В тот же период была ликвидирована и установленная конституцией система судебных и прокурорских органов, суд и прокуратура были слиты с органами общественной безопасности. Образованные таким образом органы названы «комиссиями по искоренению контрреволюции» или «отделами диктатуры» при соответствующих «ревкомах». В начале 70-х гг. существенных изменений в характере функционирования режима не наблюдалось.

  Л. М. Гудошников.

Табл. 1. — Административное деление

Адм. единица

Площадь, тыс, км2

Население, тыс. чел.

Адм. центр

Адм. единица

Площадь, тыс. км2

Население, тыс. чел.

Адм. центр

Провинции

 

 

 

Шаньдун.....................

150,0

55 520

Цзинань

Аньхой..............

130,0

31 240

Хэфэй

Шаньси.......................

150,0

12 350

Тайюань

Ганьсу...............

530,0

12 650

Ланьчжоу

Шэньси.......................

190,0

20 770

Сиань

Гирин (Цзилинь)

290,0

17 890

Чанчунь

Юньнань.....................

380,0

20 510

Куньмин

Гуандун.............

220,0

42 800

Гуанчжоу

Тайвань......................

36,0

12 040

Тайбэй

Гуйчжоу............

170,0

17 400

Гуйян

 

 

 

 

Ляонин..............

230,0

29 500

Шэньян

Автономные районы

 

 

 

Сычуань............

560,0

67 960

Чэнду

Внутренняя Монголия

450,0

6 240

Хух-Хото

Фуцзянь............

120,0

16 760

Фучжоу

Синьцзян-Уйгурский

1600,0

7 270

Урумчи

Хубэй................

180,0

33 710

Ухань

Гуанси-Чжуанский.....

230,0

20 840

Наньнин

Хунань..............

210,0

37 180

Чанша

Нинся-Хуэйский........

170,0

2 160

Иньчуань

Хэбэй................

190,0

41 410

Шицзячжуан

Тибетский..................

1200,0

1 250

Лхаса

Хэйлунцзян......

710,0

21 390

Харбин

 

 

 

 

Хэнань..............

160,0

50 320

Чжэнчжоу

Города центрального

 

 

 

Цзянси..............

160,0

21 070

Наньчан

подчинения

 

 

 

Цзянсу..............

100,0

44 550

Нанкин

Пекин.........................

17,8

7 570

 

Цинхай..............

720,0

2 140

Синин

Шанхай.......................

5,8

10 820

 

Чжэцзян............

100,0

28 320

Ханчжоу

Тяньцзинь..................

4 280

 

Источник: «Атлас мира», Пекин, февраль 1972.

 

III. Природа
IV. Население
V. Исторический очерк
VI. Политические партии. Народный политический консультативный совет Китая, профсоюзы, общественные организации
VIII. Вооружённые силы
IX. Медико-географическая характеристика
XI. Наука и научные учреждения
Развитие естественных и технических наук в Китайской Народной Республике.
XII. Печать, радиовещание, телевидение
XIII. Литература
XIV. Архитектура и изобразительное искусство
XV. Музыка
XVI. Театр
XVII. Кино
Так же Вы можете узнать о...


Брахиозавр (Brachiosaurus), род пресмыкающихся из подотряда зауропод отряда ящеротазовых динозавров.
Вальд Франтишек Вальд (Wald) Франтишек (9.1.1861, Брандисек, — 19.
Виджевано (Vigevano), город в Северной Италии, в области Ломбардия, провинции Павия.
Воронежская область, в составе РСФСР. Образована 13 июня 1934.
Ганоиды, группа рыб, объединяющая два надотряда рыб: хрящевые ганоиды и костные ганоиды.
Гидрометрия (от гидро... и ...метрия), совокупность методов определения величин, характеризующих движение и состояние жидкости и режим водных объектов.
Государственная пошлина, см. в ст. Пошлины.
Дальневосточный филиал Академии наук СССР, организован в 1932 во Владивостоке по инициативе академика В.
Джиен Жрау Тагай улы (гг. рождения и смерти неизвестны), каракалпакский поэт 18 в.
Древоточцы (Cossidae), семейство ночных бабочек подотряда разнокрылых.
Жирардув, Жирардов (Żyrardow), город в Польше, к юго-западу от Варшавы.
Зоджи (псевдоним; настоящее имя У Тейн Хан) (р.
«Иное сказание», литературный публицистический памятник; составлен неизвестным автором.
Кайфын, город на В. Китая, в провинции Хэнань, на Великой Китайской равнине, близ южного берега р.
Картер Джеймс Эрл Картер (Carter) Джеймс (Джимми) Эрл (р. 1.10.