Китай XV. Музыка

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
КА КВ КЕ КЁ КЗ КИ КЙ КЛ КМ КН КО КП КР КС КТ КУ КХ КШ КЫ КЬ КЭ КЮ КЯ
КИА
КИБ
КИВ
КИГ
КИД
КИЕ
КИЖ
КИЗ
КИИ
КИЙ
КИК
КИЛ
КИМ
КИН
КИО
КИП
КИР
КИС
КИТ
КИУ
КИФ
КИЦ
КИЧ
КИШ
КИЯ

XV. Музыка

  Музыкальная культура Китай — одна из древнейших в мире. Её истоки восходят к первобытным песням и пляскам, достаточно высоко развитым уже во 2-м тысячелетии до н. э.

  В текстах 11—6 вв. до н. э. слово «юэ» (музыка) выражало широкое понятие, включавшее поэзию, танцы, изобразительное искусство. Таким образом, музыка с древности была связана с различными сторонами жизни и деятельности человека.

  Представленные в книге «Шицзин»Книга песен») 3000 народных песен, ритуальных гимнов (11—6 вв. до н. э.) — выдающийся памятник народного песенного искусства; считается, что эта книга положила начало развитию собственно истории китайской музыки. В 6 в. до н. э. песня стала обособляться от пляски, превращаясь в самостоятельный вид искусства. В понимании древних китайских философов, музыка призвана была играть практическую роль. Конфуций утверждал, что прекрасная музыка способствует истинному государственному устройству, поэтому она обладает строго определенной структурой. С древности в Китай существовала музыкальная система люй (строй, мера), изобретение которой приписывается мифическому правителю Хуан-ди. В основе люй — 12-ступенный звукоряд, который образован 12 бамбуковыми трубками различной величины, расположенными в таком соотношении, что возникала цепь восходящих квартовых ходов. Люй содержала в себе возможности строгой темперации (равномерная темперация осуществлена в 16 в. н. э.). В 7 в. до н. э., в соответствии с развитием интонационной природы китайского языка, в музыке Китай было выделено 5 важнейших звуков, образующих пентатонный звукоряд (см. Пентатоника), происхождение которого объяснялось подражанием природе. Традиционный китайский оркестр включает около 100 инструментов. Наибольшая (около 30 видов) — струнная группа: щипковые — сэ, цинь, пипа, смычковые — ху (эрху, сыху, баньху); духовые инструменты: флейты — сяо (продольная), пай-сяо (многоствольная, вид флейты пана), шэн (язычковый; даёт аккордовое звучание); ударные — барабаны, колокола.

  Народной песне Китай свойственно одноголосие, гетерофония, повторяющиеся ритмы; манера исполнения отличается фальцетной, горловой окраской звука.

  С 5 в. до н. э., с развитием конфуцианства, музыка в Китай приобретает особенно важное общественное значение. Основные категории доктрины Конфуция — «жэнь» (гуманность) и «ли» (ритуал, система морально-этических принципов) — выступают в неразрывном единстве с музыкой. В период Хань (206 до н. э.—220 н. э.) общий культурный подъём сказывается и на усиленном развитии музыкального искусства, когда собиранием и изучением музыкального фольклора занималась созданная несколько ранее Юэфу (специальная музыкальная палата). В ведении последней находились исполнители на музыкальных инструментах, певцы, танцоры, с ней были связаны крупнейшие музыканты Китай

  В 3—6 вв. на характер музыки оказало влияние распространившееся в Китай даосско-буддийское мировоззрение. В сочинении о цитре Цзи Кана (3 в.) понимание музыки как наивысшего выражения «дао» — сути бытия — противопоставлено доктрине Конфуция; музыка стала индивидуальной, мистической сферой, а не только общественной категорией. В 5—10 вв. в Китай вместе с буддизмом пришло влияние музыкальных культур др. народов, что сказалось на расширении состава оркестра за счёт новых инструментов и на ладовой структуре музыки. Первое профессиональное произведение, дошедшее до нас в нотной записи,— пьеса для циня «Юланьпу» («Одинокая орхидея»), приписываемая Цю Мину (6 в.).

  В связи с общим подъёмом культуры в период Тан (7—10 вв.) поднялся уровень музыкального образования (в 714 открылось 5 специальных музыкальных учебных заведений), были созданы первые придворные актёрские профессиональные группы, в том числе «Грушевый сад» («Лиюань»), ставшая исполнительской школой, которая объединила многих музыкантов. Крупнейшее музыкально-теоретическое сочинение — трактат «Записки о музыке» Дуань Ань-цзе — относится к 10 в.

  В период Сун (10—13 вв.) возрождается в измененном виде конфуцианская теория музыки, по которой главное — непосредственная этическая действенность музыки, второстепенное — её эстетические принципы: музыкальная философия, теория. 13 в. отмечен широким развитием демократических музыкальных жанров, в том числе народного песенного искусства, тесно связанного с театром этого времени: 4-актная драма цзацзюй основанная на народных песнях Северного Китай (Гуань Хань-цин написал свыше 60 пьес, используя северокитайский музыкальный фольклор); многочастная драма чуаньци строилась на народной музыке Южного Китай В 15—16 вв. достигло высокого развития музыкально-театральное искусство, связанное с творчеством актёра и композитора Вэй Лян-фу.

  Заключительный этап в развитии классической музыки Китай относится к периоду династии Мин (14—17 вв.), когда Чжу Цзай-юй (в 16 в.) развил принцип равномерно-темперированного 12-ступенного звукоряда, завершив достижения системы люй.

  С 17 в. до новейшего времени китайская музыка остаётся традиционной. Однако наблюдается тенденция к её демократизации. Для 18—19 вв. характерны европейские влияния, усилившиеся на рубеже 19— 20 вв.

  После движения «4 мая» (1919) представители революционно настроенной молодёжи получают музыкальное образование в Европе, стремятся внести в музыку Китай достижения музыкального искусства др. стран (среди них — Си Син-хай). В 1932 композиторы Не Эр (автор песни «Марш добровольцев», ставшей государственным гимном КНР) и Люй Цзи организовали революционную группу музыкантов, создавших в период национально-освободительного движения против японских захватчиков популярные патриотические массовые песни.

  В первые годы после образования КНР (1949) развитию музыки в Китай способствовали организационные мероприятия правительства. В 1949 создана Всекитайская ассоциация литературы и искусства; в 1953 при ней был организован Союз китайских композиторов.

  С конца 1950-х гг. наметился переход к созданию упрощенных, вульгаризаторских произведений. В 1-й половине 1960-х гг. и особенно в ходе «культурной революции» (2-я половина 1960-х гг.) музыка была призвана в основном иллюстрировать политические лозунги китайского руководства.

  В ходе «культурной революции» прекратилось исполнение зарубежной и китайской музыки, написанной до 1966. Были разрешены к постановке лишь несколько «образцовых» пьес пекинской музыкальной драмы и балетов («образцовые», т. е. признаваемые «подлинно революционными»; «отвечающими идеям Мао Цзэ-дуна»; служащие образцом для творчества и для подражания в жизни). На основе «образцовой» пьесы «Шацзябан» создана одноименная оркестровая музыка (термин «симфония» как европейский не употребляется) для симфонического оркестра с участием китайских национальных инструментов. В концертные программы включаются арии из пекинской музыкальной драмы «Красный фонарь» в сопровождении фортепиано. Если во 2-й половине 1960-х гг. фортепьянная музыка была запрещена и рояли и пианино уничтожались, то в 1970-е гг. фортепиано вновь было допущено на концертную эстраду. Использование фортепьянной музыки разрешалось в соответствии с тезисом Мао Цзэ-дуна: «Поставить иностранное на службу китайскому». В 1970 создан фортепьянный концерт «Хуанхэ» — коллективная переработка кантаты того же названия композитора Си Син-хая. Это произведение стало исполняться только оркестром, так как текст был запрещен как не отвечающий «идеям Мао Цзэ-дуна», в нем сделаны купюры с целью уничтожения влияния русской и советской музыки, ощутимого в некоторых частях кантаты и характерного для творчества Си Син-хая в целом. Исполняются 10 песен на новые тексты, написанные в духе культа личности Мао Цзэ-дуна. В период «культурной революции» исполнение народной музыки самодеятельными и профессиональными коллективами было запрещено, певцов и инструменталистов стали привлекать к физической работе. В 1970-е гг. музыкантам было разрешено включать в репертуар официально допущенные произведения народного искусства. В 1972 издан сборник «Песни с поля боя», состоящий из песен периода «культурной революции »; эти песни исполняются повсеместно.

Игра в ножной мяч в сопровождении оркестра. Гравюра периода Мин. Китай.

Игра в ножной мяч в сопровождении оркестра. Гравюра периода Мин.

  К началу 1970-х гг. имелись 3 консерватории — в Пекине, Тяньцзине и Шанхае; 4 музыкальных института — в Ухане (Хубэй), Шэньяне (Ляонин), Сиане (Шэньси), Чэнду (Сычуань). Эти консерватории и институты не были закрыты, однако сведений о систематическом обучении в них и выпуске студентов нет.

 

  Лит.: Шнеерсон Г. М., Музыкальная культура Китая, М., 1952; Музыкальные инструменты Китая. Авторизованный пер. с кит. под ред. и с доп. И. З. Алендера, М., 1958; Музыкальная эстетика стран Востока, М., 1967, с. 140—245; Лисевич И. О., Древняя китайская поэзия и народная песня, М., 1969; Сорокин В. Ф., Трактат «Рассуждение о пении», в кн.: Историко-филологические исследования, М., 1967, с. 487— 492; Валицкий В., «Культурная революция» в музыке, «Советская музыка», 1970, № 8, с. 129—38.

  Е. В. Виноградова, А. Н. Желоховцев.

Китай, Китайская Народная Республика, КНР (кит. Чжунхуа жэньминь гунхэго).

Флаг государственный. Китай. Китай.

Флаг государственный. Китай.

Государственный герб. Китайская Народная Республика. Китай.

Государственный герб. Китайская Народная Республика.

 

Статуэтка, изображающая музыканта-барабанщика. 3 в. до н. э. — 3 в. н. э. Китай.

Статуэтка, изображающая музыканта-барабанщика. 3 в. до н. э. — 3 в. н. э.

I. Общиесведения К. — крупнейшее по численности населения и одно из крупнейших по площади государств в мире; расположен в Центральной и Восточной Азии. На востоке омывается водами Жёлтого, Восточно-Китайского и Южно-Китайского морей Тихого океана. У побережья многочисленные острова, крупнейшие — Тайвань и Хайнань. На севере К. граничит с СССР и МНР, на западе и юге — с Афганистаном, Индией, Непалом, Сиккимом, Бутаном, Бирмой, Лаосом и ДРВ, на северо-востоке — с КНДР. Площадь 9,6 млн. км2. Население 787 млн. человек, по данным ООН на середину 1971 (по первой переписи 30 июня 1953, население было исчислено в 590 195 тыс. человек, без китайских эмигрантов; по официальным китайским данным за 1957 — 656,6 млн. человек; официальные статистические данные о численности населения после 1957 в стране не публиковались). Столица — г. Пекин.

  В административном отношении территория КНР делится на 22 провинции, включая Тайвань, находящийся под властью гоминдановцев, 5 автономных районов и 3 города центрального подчинения

 

II.Государственный строй

  Конституция 1954 провозгласила КНР «государством народной демократии», где вся власть принадлежит народу в лице Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП) и местных собраний народных представителей (СНП). По закону ВСНП формируется путем многостепенных выборов, на 1-й сессии каждого созыва оно избирает Постоянный комитет, осуществляющий большинство функций ВСНП в период между его ежегодными сессиями. По конституции ВСНП — единственный законодательный орган К., однако в 1955 право издания отдельных законов было предоставлено Постоянному комитету ВСНП (с 1959 он законодательствует в полном объёме). ВСНП избирает председателя КНР, выполняющего вместе с Постоянным комитетом функции главы государства. Председатель КНР возглавляет вооруженные силы и является председателем Государственного комитета обороны, созывает высший совещательный орган — Верховное государственное совещание. Правительство — Государственный совет КНР — назначается ВСНП в качестве исполнительного органа и высшего государственного административного органа. В Государственный совет входят премьер, его заместители, министры и председатели Государственных комитетов. Поскольку ВСНП не созывался с 1964, вся власть фактически сосредоточилась в руках правительства. Местные СНП избираются путём многостепенных или прямых выборов во всех административно-территориальных единицах; они избирают свои исполнительные органы — народные комитеты; конституция 1954 провозгласила автономию во всех районах, где национальные меньшинства живут компактно. Была определена организация органов самоуправления в автономных районах, округах и уездах, их компетенция. В 1958 в связи с созданием «народных коммун» представительные органы и народные комитеты в волостном звене были фактически ликвидированы.

  В начале 60-х гг. деятельность ВСНП и других представительных органов принимает чисто формальный характер. Вся система государственных органов КНР в целом была значительно деформирована. При проведении «культурной революции» (см. раздел Исторический очерк) во 2-й половине 60-х гг. СНП и народные комитеты были распущены. Власть на местах оказалась сосредоточенной в руках так называемых «ревкомов». «Ревкомы» не избирались, состав их был объявлен на митингах. В этих органах решающую роль стали играть военные. Во время «культурной революции» деятельность центральных конституционных органов была парализована, председатель КНР Лю Шао-ци смещен в 1968 неконституционным путем. В тот же период была ликвидирована и установленная конституцией система судебных и прокурорских органов, суд и прокуратура были слиты с органами общественной безопасности. Образованные таким образом органы названы «комиссиями по искоренению контрреволюции» или «отделами диктатуры» при соответствующих «ревкомах». В начале 70-х гг. существенных изменений в характере функционирования режима не наблюдалось.

  Л. М. Гудошников.

Табл. 1. — Административное деление

Адм. единица

Площадь, тыс, км2

Население, тыс. чел.

Адм. центр

Адм. единица

Площадь, тыс. км2

Население, тыс. чел.

Адм. центр

Провинции

 

 

 

Шаньдун.....................

150,0

55 520

Цзинань

Аньхой..............

130,0

31 240

Хэфэй

Шаньси.......................

150,0

12 350

Тайюань

Ганьсу...............

530,0

12 650

Ланьчжоу

Шэньси.......................

190,0

20 770

Сиань

Гирин (Цзилинь)

290,0

17 890

Чанчунь

Юньнань.....................

380,0

20 510

Куньмин

Гуандун.............

220,0

42 800

Гуанчжоу

Тайвань......................

36,0

12 040

Тайбэй

Гуйчжоу............

170,0

17 400

Гуйян

 

 

 

 

Ляонин..............

230,0

29 500

Шэньян

Автономные районы

 

 

 

Сычуань............

560,0

67 960

Чэнду

Внутренняя Монголия

450,0

6 240

Хух-Хото

Фуцзянь............

120,0

16 760

Фучжоу

Синьцзян-Уйгурский

1600,0

7 270

Урумчи

Хубэй................

180,0

33 710

Ухань

Гуанси-Чжуанский.....

230,0

20 840

Наньнин

Хунань..............

210,0

37 180

Чанша

Нинся-Хуэйский........

170,0

2 160

Иньчуань

Хэбэй................

190,0

41 410

Шицзячжуан

Тибетский..................

1200,0

1 250

Лхаса

Хэйлунцзян......

710,0

21 390

Харбин

 

 

 

 

Хэнань..............

160,0

50 320

Чжэнчжоу

Города центрального

 

 

 

Цзянси..............

160,0

21 070

Наньчан

подчинения

 

 

 

Цзянсу..............

100,0

44 550

Нанкин

Пекин.........................

17,8

7 570

 

Цинхай..............

720,0

2 140

Синин

Шанхай.......................

5,8

10 820

 

Чжэцзян............

100,0

28 320

Ханчжоу

Тяньцзинь..................

4 280

 

Источник: «Атлас мира», Пекин, февраль 1972.

 

III. Природа
IV. Население
V. Исторический очерк
VI. Политические партии. Народный политический консультативный совет Китая, профсоюзы, общественные организации
VIII. Вооружённые силы
IX. Медико-географическая характеристика
XI. Наука и научные учреждения
Развитие естественных и технических наук в Китайской Народной Республике.
XII. Печать, радиовещание, телевидение
XIII. Литература
XIV. Архитектура и изобразительное искусство
XV. Музыка
XVI. Театр
XVII. Кино
Так же Вы можете узнать о...


Паралический тип углеобразования (от греч. paralios — приморский), углеобразование, происходившее в водоёмах, имевших связь с открытым морем.
Петербургские конвенции 1770-90-х гг. Петербургские конвенции 1770—90-х гг. о разделах Речи Посполитой.
Подземные рассолы, подземные воды, содержащие растворённые минеральные вещества в повышенных концентрациях.
Поуэлл Сесил Франк Поуэлл (Powell) Сесил Франк (1903— 1969), английский физик; см.
Пруссы, группа племён, издревле населявшая южное побережье Балтийского моря между нижнем течением рр.
Располагаемая мощность энергосистемы, часть полной энергосистемы мощности, которая может быть использована диспетчером для покрытия нагрузки системы (мощности спроса).
Рогохвосты (Siricidae), семейство сидячебрюхих перепончатокрылых насекомых.
Салентина

(Salentina), Апулия, полуостров на юго-востоке Италии.
Седьмой съезд РКП (б) (экстренный), состоялся в Петрограде 6—8 марта 1918.
Синхрофазотрон, протонный синхротрон, циклический резонансный ускоритель протонов с орбитой постоянного радиуса, растущим во времени управляющим (ведущим) магнитным полем и переменной частотой ускоряющего напряжения.
Солевание в кожевенном производстве, обработка голья концентрированными растворами сульфата аммония, сульфата натрия, хлорида натрия.
Староселье, палеолитическая стоянка в пещере близ г.
Сурхоб, название участка р. Вахш между устьями рр.
Телеграфная связь, передача на расстояние буквенно-цифровых сообщений — телеграмм — с обязательной записью их в пункте приёма; осуществляется электрическими сигналами, передаваемыми по проводам, и (или) радиосигналами; вид электросвязи.