Китай XIII. Литература

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
КА КВ КЕ КЁ КЗ КИ КЙ КЛ КМ КН КО КП КР КС КТ КУ КХ КШ КЫ КЬ КЭ КЮ КЯ
КИА
КИБ
КИВ
КИГ
КИД
КИЕ
КИЖ
КИЗ
КИИ
КИЙ
КИК
КИЛ
КИМ
КИН
КИО
КИП
КИР
КИС
КИТ
КИУ
КИФ
КИЦ
КИЧ
КИШ
КИЯ

XIII. Литература

  Китайская литература является одной из древнейших литератур мира и имеет трехтысячелетнюю традицию. Поздние записи и обработки свидетельствуют о существовании у китайцев сравнительно развитой системы мифологии, но значительные эпические памятники периода древности и раннего средневековья отсутствуют. Первое крупное поэтическое произведение древнекитайской литературы — «Шицзин»Книга песен») (11—6 вв. до н. э.) представляет собой собрание народных песен, ритуальных гимнов, которые отражают чувства и переживания простых людей, осуждают недостойных правителей, рассказывают о бедствиях страны. В насыщенном яркими мифологическими образами творчестве первого известного по имени китайского поэта Цюй Юаня (около 340—около 278 до н. э.) раскрывается возвышенный мир поэта-человеколюбца, смело обличавшего тиранию. Стихотворения и поэмы Цюй Юаня, его учеников Сун Юя (3 в. до н. э.) и др. представлены в антологии «Чуские элегии» (2 в. до н. э.). Художественная проза 1-го тысячелетия до н. э. неотделима от философских, исторических, географических и др. сочинений, многие части которых сюжетно организованы и эмоционально окрашены: «Шаншу» («Книга исторических преданий»), летопись эпохи Чжоу «Цзо чжуань», «Чжаньго цэ» («Книга о борющихся царствах») и др. Особое значение для последующего развития литературы имели конфуцианские «Лунь юй» («Беседы и суждения») (5 в. до н. э.) и «Мэн-цзы» (4—3 вв. до н. э.), а также даосские «Дао дэ цзин» («Книга пути и добродетели») (5 в. до н. э.) и «Чжуан-цзы» (3 в. до н. э.). Большой интерес представляют притчи и народные легенды, включенные в «Чжуан-цзы» и др. философские труды 4—3 вв. до н. э. («Сюнь-цзы», «Хуайнань-цзы»), а также написанное в форме фантастического путешествия «Предание о сыне неба Му» (5 в. до н. э.).

  Крупнейшим памятником прозы эпохи Хань (206 до н. э.— 220 н. э.) являются «Ши цзи» («Исторические записки») Сыма Цяня (начало 1 в. до н. э.) — огромный труд, включающий яркие характеристики деятелей прошлого и их высказывания. Из позднейших династийных хроник своими литературными достоинствами выделяется «Хань шу» («История Хань») Бань Гу (32—92). В «высокой» поэзии того времени господствовал отличавшийся выспренностью прозопоэтический жанр фу. Лишь в некоторых фу Сыма Сян-жу (179— 118 до н. э.) из лирических «малых фу» ощущается живое чувство. Наиболее яркую часть поэтического наследия составили лирические и сатирические народные песни — юэфу, в которых запечатлена жизнь народа. В поэме «Павлины летят на юго-восток», представляющей собой одно из немногих эпических произведений китайской классической литературы, рассказывается о трагедии любящей четы и о произволе родителей.

  Песни юэфу оказали заметное влияние на первых представителей литературы раннего феодализма — поэтов Цао Цао (155— 220), Цао Чжи (192—232), Ван Цаня (177—217) и др., которые писали о тяготах военной жизни, о страданиях народа, гибнущего от войн и эпидемий. Антидеспотические настроения отразились в творчестве Кун Юна (153—208), Жуань Цзи (210—263) и Цзи Кана (223—262). В «Поэме скорби и гнева» Цай Янь (177—?) рассказала о своей долгой жизни в плену у кочевников. В поэзии господствовал пятисловный рифмованный стих, но его первоначальная безыскусственность постепенно стала сменяться стремлением к изысканности поэтической речи. К концу периода Южной и Северной династий (4—6 вв. или 5—6 вв.) появились фонетически строго организованные стихи «новых форм». Крупнейший поэт конце 4—начале 5 вв. Тао Юань-мин (365—427) отказался от чиновничьей карьеры, чтобы быть ближе к людям, к природе. Для его новаторской (при всей внешней традиционности) поэзии характерны глубокие раздумья над смыслом жизни, над призванием человека. К 5 в. относится проникнутая буддийскими настроениями утончённая пейзажная и философская лирика Се Лин-юня (385—433) и Се Яо (464—499). Ей противостоят «подражания юэфу» выходца из народа Бао Чжао (около 414—около 466), в которых поэт сетует на царящую вокруг несправедливость. Наиболее полно литература периода Южной и Северной династий представлена в антологии «Литературный изборник» (около 530) Сяо Туна.

Искусство периода Сун. 1. Цуй Бо. «Бамбук и цапля». Около 1070. 2. Цзюй Жань. «Снег». 10 в. 3. Цуй Бо. «Одинокий гусь». 11 в. (Все три — шёлк, тушь. Музей Гугун. Пекин.) Китай.

Искусство периода Сун. 1. Цуй Бо. «Бамбук и цапля». Около 1070. 2. Цзюй Жань. «Снег». 10 в. 3. Цуй Бо. «Одинокий гусь». 11 в. (Все три — шёлк, тушь. Музей Гугун. Пекин.)

  В народных юэфу 4—6 вв. четко выделяются «северные песни» героико-эпического склада (например, «Песнь о Мулань») и «южные», в которых преобладают любовные мотивы. Под влиянием южных юэфу тема любви проникла и в «высокую» поэзию (антология «Новые напевы нефритовой башни», 6 в., Сюй Лина). В 4—5 вв. были созданы первые сборники коротких новелл и анекдотов на фантастические и реже авантюрные сюжеты, часто фольклорные (Гань Бао, 4 в., и др.). Но в бессюжетной художественной прозе до начала 7 вв. господствовал изощрённый, предполагающий литературные и исторические ассоциации, «параллельный стиль».

  После объединения страны Танской династией (618—907) возникли благоприятные условия для расцвета литературы. Общему культурному подъёму способствовало возникновение многолюдных городов, расширение связей с соседними странами, изобретение книгопечатания. Именно тогда окончательно формируется китайский литературный язык вэньянь. Уже Чэнь Цзы-ан (661—702), отвергая украшательскую поэзию, выступал за жизненность содержания и высокие идеалы в литературе. Расцвет литературы наступает в 8 в. Его открывают певец природы и дружбы Мэн Хао-жань (689—740) и Ван Вэй (699 или 701—759 или 761) — лирик, художник и музыкант. Поэты «пограничной школы» Гао Ши (700?—765), Цэнь Шэнь (715—770) и отчасти Ван Чан-лин (698—765) поведали правду о тяжёлой доле воинов, которых посылали охранять завоёванные земли. Гуманистическая лирика Ли Бо (701—762) проникнута стремлением к постижению смысла бытия. Его образы часто гиперболичны, атмосфера жизнерадостна. Творчество др. величайшего китайского поэта Ду Фу (712—770) пронизано болью за страдающий народ; в его сдержанной и суровой по колориту поэзии гражданские мотивы соседствуют с сугубо личными переживаниями. Дальнейшее развитие социальная тема получила в творчестве Бо Цзюй-и (772—846), прославившегося своими пейзажными и философскими четверостишиями, а также поэмами «Лютня» и «Песнь вечной скорби». К числу крупнейших лириков 8—9 вв. относятся Юань Чжэнь (779—831), Ли Шан-инь (813—858) и Ду Му (803—853), для произведений которых характерны усиление субъективного начала и усложнённость образов.

  В начале 9 в. Хань Юй (768—824) и Лю Цзун-юань (773—819) возглавили конфуцианское в своей основе движение за «возрождение древности». Господствующему в прозе украшательскому «параллельному стилю» они противопоставляли ясную, содержательную прозу «древнего стиля» (гу вэнь). В прочно утвердившихся с этого времени различных жанрах гувэнь — эссе, послания, притчи, предисловия — ярко проявились свойственные китайской литературе дидактические тенденции, стремление к прямому воздействию на читателя. На литературном языке вэньянь появляются сборники любовных, авантюрных и фантастических новелл Бо Син-цзяня (770—около 816), Юань Чжэня, а также Ли Гун-цзо. Одновременно на разговорном языке формируется генетически связанный с буддийскими проповедями прозопоэтический сказовый жанр бянь-вэнь, городская повесть хуабэнь, крупная прозопоэтическая форма чжунгундяо, подготовившие появление романа и драмы.

Вэнь Тун. «Ветка бамбука». Шёлк, тушь. 11 в. Раньше — в Музее Гугун. Пекин. Китай.

Вэнь Тун. «Ветка бамбука». Шёлк, тушь. 11 в. Раньше — в Музее Гугун. Пекин.

  В период правления династии Сун (960—1279) наряду со строгим классическим стихом ши (философская и историческая поэзия Оуян Сю, 1007—72; Хуан Тин-цзяня, 1045— 1105; Ван Ань-ши, 1021—86; Су Ши, 1036—1101) широкое распространение получила песенная лирика цы, для которой более характерно эмоциональное начало, интерес к внутреннему миру человека. Популярнейшими среди авторов цы были Лю Юн (987—1053), Чжоу Бан-янь (1056—1121), поэтесса Ли Цин-чжао (1084—1151?), поэт-патриот Синь Ци-цзи (1140—1207). Общественная тематика: жизнь крестьян, защита страны — занимала большое место в творчестве Лу Ю (1125— 1210) и Фань Чэн-да (1126—93). Оуян Сю, Су Ши и др. создали также прекрасные образцы прозы гувэнь. Однако к концу периода в «высоких» жанрах поэзии и прозы заметны уже признаки застоя. Последним видным сунским поэтом был автор «Песни духу прямоты» Вэнь Тянь-сян (1236—82), погибший в борьбе с монгольскими завоевателями.

  Время правления монгольской династии Юань (1280—1368) отмечено дальнейшим ростом городов и ухудшением положения служилого образованного сословия. Следствием этого было временное усиление влияния буддийской и даосской идеологии, а также широкое распространение демократических жанров, особенно драмы, ранние записи которой относятся к 13 в. (так называемая южная драма). В 13 в. на Севере страны утверждается тесно связанная с музыкой строго канонизированная четырёхактная музыкальная драма цзацзюй на героические и бытовые темы, а также сказания о небожителях Гуань Хань-цина, Бо Пу (около 1222—около 1312), Ма Чжи-юаня (1250?—1324?), Ван Ши-фу (умер около 1330) и др. авторов. Появилась новая разновидность песенной лирики саньцюй (Чжан Кэ-цзю, около 1280—1330; Цяо Цзи, 1280—1345) и сборники прозаических заметок о жизненных событиях, мыслей о прочитанном и др.

  Важным явлением литературы 14 в. была циклизация народных повестей и возникновение на этой основе романов-эпопей, объединяющих большое число сюжетно завершенных, но не всегда связанных друг с другом глав-эпизодов. Первыми из них были беллетризированные хроники о событиях 3 в. — «Троецарствие» Ло Гуань-чжуна (около 1330—около 1400) и «Речные заводи» Ши Най-аня (14—начало 15 вв.) о деяниях повстанцев 12 в. При династии Мин (1368—1644) вновь выдвигаются «высокие» жанры. Наряду с утратившими значительную долю своего демократизма «северными драмами» были созданы более крупные по объёму и свободные по форме «южные драмы» Ли Кай-сяня (1501—68), Ван Ши-чжэня (1526—90) и др. Высшими образцами драматургии этого периода явились «Пионовая беседка» Тан Сянь-цзу (1550—1616) — романтическая история о любви, побеждающей смерть, историческая трагедия «Дворец бессмертия» Хун Шэна (1645?—1704) и «Веер с персиковыми цветами» Кун Шан-жэня (1648—1718).

  В конце 16 в. Ли Чжи (1527—1602), Юань Хун-дао (1568—1610) и др. писатели выступали против ставшего официальным течения «возврата к древности». Отмечается новый подъём повествовательной прозы на разговорном языке: фантастическая эпопея «Путешествие на Запад» У Чэн-эня (около 1500—1582), историко-фантастический роман «Плавание Чжэн Хэ по Индийскому океану» (1597) Ло Мао-дэна, анонимный социально-бытовой роман «Цзинь, Пин, Мэй» (конец 16 в.), ярко воспроизводящий городские нравы своей эпохи. Писатели Фэн Мэн-лун (1574—1646), Лин Мэн-чу (1580—1644) и др. опубликовали многочисленные обработки народных повестей, а также оригинальные новеллы.

  Маньчжурское вторжение (1644) обусловило появление плеяды оппозиционно настроенных поэтов и мыслителей, для творчества которых характерны просветительские тенденции: Хуан Цзун-си (1610—96), Гу Янь-у (1613—82); Ван Фу-чжи (1619—92). Появились романы, прославляющие героев прошлого: «Сказание о Юэ Фэе» (конец 17 в.) Цянь Цая. Пороки общества обличаются в насыщенных фантастикой и иронией новеллах Пу Сун-лина (1640—1715). У Цзин-цзы (1701—54) в сатирическом романе «Неофициальная история конфуцианцев» клеймил с позиций «истинного» конфуцианства пошлость, карьеризм и консерватизм служилой интеллигенции. Вершиной классического романа явился «Сон в красном тереме» Цао Сюэ-циня (около 1715—1762) — психологически насыщенное повествование о моральном и экономическом упадке феодальной аристократии. В дальнейшем, в обстановке усиливавшегося цензурного давления маньчжурских властей господствующее место в литературе вновь заняли «высокие» жанры ортодоксально-конфуцианской «тунчэнской школы». Им противостояли произведения прогрессивных мыслителей Дай Чжэня (1723—77) и Гун Цзы-чжэня (1792—1841), сатирико-фантастический роман с элементами утопии «Цветы в зеркале» Ли Жу-чжэня (около 1763—1830), народные пьесы, сказы, песни и др. произведения «низких» жанров позднего средневековья, игнорировавшиеся официальной филологической наукой.

  Литература нового времени (середина 19 в.—1917) отразила освободительное движение против маньчжуро-китайских феодалов и экспансии капиталистических государств Запада, упадок феодального общества и первое знакомство с культурой Запада. На фоне эпигонских сочинений выделяется патриотическая лирика Линь Цзэ-сюя (1785—1850), Вэй Юаня (1794—1857) и особенно Хуан Цзунь-сяня (1848—1905), который выступал за обновление классических поэтических форм. Своеобразная литература была порождена восстанием тайпинов (Хун Жэнь-гань, 1822—64, и др.), а также движением за реформы в 90-е гг. (Тань Сы-тун, 1866—98; Лян Ци-чао, 1873—1929). Проза представлена противоречивыми в идейном отношении романами: авантюрным — «Деяния судьи Ши» (аноним, 1838), героическим — «Трое храбрых, пятеро справедливых» (1879) сказителя Ши Юй-куня, нравоописательным «Цветы на море» (1892) Хань Бан-цина (1856—94). В 1900—1910-е гг. прозаические произведения заполнили многочисленные литературные журналы. Наибольший интерес представляют просветительские «обличительные романы», вскрывающие язвы общества и пытающиеся указать способы их лечения: «Наше чиновничество» и «Краткая история цивилизации» Ли Бао-цзя (1867—1906), «Нелепости, виденные за 20 лет» У Во-яо (1866—1910), «Путешествие Лао Цаня» Лю Э (1857—1909), а также «Цветы в море зла» Цзэн Пу (1871—1934), в котором с симпатией изображаются китайские и русские революционеры. Революционный подъём начала 1900-х гг. получил отражение в прогрессивной публицистике Чжан Тай-яня (186с8—1936), Цзоу Жуна (1885—1905), в поэзии Цю Цзиня (1875—1907), Су Мань-шу (1884—1918); на позициях борьбы с маньчжурской монархией стояло также поэтическое «Южное общество» (Лю Я-цзы, 1887—1958, и др.). В период революции 1911—13 наступил кратковременный расцвет политически окрашенной прозы и драматургии, однако при Юань Ши-кае (1912—1916) их сменила поверхностная развлекательная литература.

  Новейшая литература родилась на гребне освободительного движения «4 мая» (1919), развернувшегося под воздействием Великой Октябрьской социалистической революции в России. Её черты (отрицание старого мира, демократичность идеалов и обновление языка, связь с передовой зарубежной, особенно русской, культурой) воплотились в творчестве Лу Синя (1881—1936), впервые сделавшего рядового человека главным героем художественного произведения. В его сборниках рассказов «Клич» и «Блуждания», в повести «Подлинная история А-кью» критический реализм в китайской прозе достиг зрелости. Реалистическое направление господствовало и в произведениях участников созданного в 1921 Общества изучения литературы Е Шэн-тао (р. 1893), Ван Тун-чжао (1898— 1957), Сюй Ди-шаня (1893—1941). Основанной в 1922 группе «Творчество» были свойственны романтические тенденции: Юй Да-фу (1896—1945), Чэн Фан-у (р. 1894), Го Мо-жо (р. 1892). К началу 20-х гг. новые формы поэзии на разговорном языке почти полностью вытеснили классические: творчество Лю Да-бая (1880—1932), Вэнь И-до (1899—1946), Чжу Цзы-цина (1899— 1948). Хун Шэнь (1894—1955), Тянь Хань (р. 1898) и др. стали создавать драмы для «разговорного» театра.

  По мере развития политической борьбы происходило расслоение среди сторонников новой культуры; выделились буржуазно-либеральное крыло (Ху Ши, 1891—1916, общество «Новолуние») и революционное течение, усилившееся в ходе революции 1925—27 (Цзян Гуан-цы, 1901—31; Жоу Ши, 1901— 1931; Инь Фу, 1909—31; Ху Е-пинь, 1903—31). В конце 20-х гг. распространяется марксистская эстетика, на позиции которой перешёл Лу Синь. Вместе с видным деятелем компартии Китай Цюй Цю-бо (1899—1935) он стал идейным руководителем пролетарской Лиги левых писателей Китая (1930—36), которая смело вела борьбу с буржуазно-националистическими и «надклассовыми» течениями в литературе, пропагандировала произведения советских писателей. Среди её членов были тяготевший к многоплановым социальным романам Мао Дунь (р. 1896; романы «Затмение», «Перед рассветом»), Дин Лин (р. 1907; повесть «Наводнение»), авторы реалистических рассказов Ай У (р. 1904), Е Цзы (1912—39), Ша Тин (р. 1906), поэт Пу Фэн (1911—43), драматург Ся Янь (р. 1901) и др. Реалистическое направление в прозе представляли также Ба Цзинь (р. 1904), отобразивший тягу молодёжи к радикальным переменам (романы «Семья», «Любовь»), сатирик и бытописатель Лао Шэ (1899—1966; роман «Записки о кошачьем городе», 1933, «Рикша») и Чжан Тянь-и (р. 1906). Социально-психологические драмы большого эмоционального накала «Гроза», «Восход» создал Цао Юй (р. 1910). Антиреалистические модернистские течения не заняли большого места в литературе Китай Символизм, эстетизм и некоторые др. декадентские направления, представленные творчеством поэтов Дай Ван-шу (1904—1950), Ли Цзинь-фа (р. 1901—год смерти неизвестен.), отчасти Сюй Чжи-мо (1896—1931), не получили в ней широкого распространения; молодая поэзия смело овладевала новыми формами реалистического отражения действительности: Цзан Кэ-цзя (р. 1905), Кэ Чжун-пин (р. 1903), Сяо Цзюнь (р. 1908), Сяо Хун (1911—42).

Шанхай. Набережная Вайтань (р. Хуанпу). Китай.

Шанхай. Набережная Вайтань (р. Хуанпу).

  Начало национально-освободительной войны китайского народа против японских захватчиков (1937) обусловило бурный рост патриотической литературы малых форм — очерки, стихи для декламации, агитационные пьесы, популярные у демократической аудитории: патриотическая поэзия Ли Цина (р. 1910; поэма «Он умер во второй раз»), Тянь Цзяня (р. 1917; поэма «Тем, кто сражается»), рассказы и очерки Цю Дун-пина (1915—41), Лю Бай-юя (р. 1915), пьесы Сун Чжи-ди (1914—56), Ма Янь-сяна (р. 1907). Политика подавления прогрессивной литературы гоминдановским правительством заставила писателей обращаться либо к истории (пьесы Яи Хань-шэна, Оуян Юй-цяня, Лао Шэ), либо к бытовой проблематике. Лишь в некоторых произведениях (роман «Распад» Мао Дуня, рассказ «Г-н Хуа Вэй» Чжан Тянь-и) содержалась критика отрицательных сторон жизни гоминдановского тыла.

  После разгрома империалистической. Японии; (1945) прогрессивная литература развернула борьбу за демократическое развитие страны. В 1945—47 были созданы сатирические стихи Юань Шуй-по (р. 1916), пьеса «Карьера» Чэнь Бай-чэня (р. 1909), трилогия «Четыре поколения под одной крышей» Лао Шэ и «Осажденная крепость» Цянь Чжун-шу. Однако к 1948 чанкайшистский террор снова вынудил большинство писателей замолчать или уехать с подвластной гоминдановцам территории.

  В освобожденных районах под руководством компартии Китай развивалась революционная литература, неразрывно связанная с борьбой масс, впитавшая традиции народного творчества. Её ведущая тема — новые отношения между людьми: рассказ «Песенки Ли Ю-цая», повесть «Перемены в Лицзячжуане» Чжао Шу-ли (р. 1906), романы «Ураган» Чжоу Ли-бо (р. 1908) и «Солнце над рекой Сангань» Дин Лин. Появились первые произведения о рабочем классе: повесть «Движущая сила» Цао Мин (р. 1913). Большую популярность приобрели пьеса коллектива авторов «Седая девушка» (1945), лирико-героическая поэма «Ван Гуй и Ли Сян-сян» Ли Цзи (р. 1921) и первая часть поэмы «Возница» Тянь Цзяня.

Кадр из фильма «Седая девушка». Реж. Ван Бинь и Чжан Шуй-хуа. 1951. Китай.

Кадр из фильма «Седая девушка». Реж. Ван Бинь и Чжан Шуй-хуа. 1951.

  Победа народной революции в 1949, создание КНР дали новый импульс литературному творчеству, появляются произведения о социалистическом строительстве и воспитании нового человека. Жизнь и труд рабочих и крестьян, героизм народа, руководимого коммунистами, — общая тема созданных в 50-е гг. романов «Деревня Саньливань» Чжао Шу-ли и «Стальной поток» Чжоу Ли-бо (р. 1908), сборника очерков «Самые любимые» Вэй Вэя (р. 1920) и др. произведения. Историко-революционные сюжеты разрабатывались в романах «Песнь молодости» Ян Мо (р. 1915), «Битва за Яньань» Ду Пэн-чэна (р. 1921),«Цветы осота» Фэн Дэ-ина (р. 1936). В поэзии 50-х гг. получили распространение темы борьбы за мир и дружбы с народами др. стран: стихи и поэмы Тянь Цзяня, Ша Оу, Вэнь Цзе, Шао Янь-сяна. Приобрело известность творчество писателей, представляющих национальные литературы Китай — монгольскую., уйгурскую, казахскую. Поддерживались тесные связи с писателями социалистических стран и прогрессивными литераторами мира, широко переводились произведения советской литературы и др. социалистических стран. Но уже к концу 50-х гг. начали нарастать сектантские и догматические тенденции в культурной жизни, критика пережитков буржуазной и феодальной идеологии приобретала примитивно-вульгаризаторский характер. Применялись меры административного воздействия на «инакомыслящих», организовывались разного рода «проработочные кампании», затронувшие таких писателей, как Дин Лин, Ай Цин, Фэн Сюэ-фэн и др.

  В 1958 единственным творческим методом китайской литературы было провозглашено «сочетание революционного романтизма с революционным реализмом». По существу же от писателей требовали апологетического отношения к китайской действительности. Основной упор делается на самодеятельное творчество. Правда, в начале 60-х гг. еще продолжали появляться авторские произведения, в том числе историко-революционные романы «Лучшие люди эпохи» Оуян Шаня, «Красный утес» Ло Гуан-биня и Ян И-яня, роман о кооперировании деревни «Начало» Лю Цина, рассказы Ли Чжуня, Ван Вэнь-ши, Жу Чжи-цзюаня, исторические пьесы У Ханя, Цао Юя и др. С середины 60-х гг. с началом «культурной революции», издание новых художественных произведений и переводов практически прекратилось, а немногие публицистических произведений призваны были иллюстрировать «идеи Мао Цзэ-дуна». Приостановилась также деятельность Союза китайских писателей (создан в 1953). В 1966 перестали издаваться такие литературные журналы, как «Жэньминь вэньсюэ», «Вэньи бао», «Цзюй бэнь», «Шикань», «Шицзе вэньсюэ» и др. С начала 1972 наметилось некоторое оживление в области литературы. За этот год было выпущено или переиздано более 100 наименований книг, в том числе романов, повестей, сборников рассказов, стихов, песен. Среди переизданных произведений — классические романы «Сон в красном тереме», «Путешествие на Запад», «Речные заводи», «Троецарствие». Большинство вновь изданных книг написано «авторскими коллективами», их тематика очень ограничена. Отдельные книги рассказывают о тяжелой жизни народа при гоминдановском режиме, о кооперировании деревни, посвящены армии, пропаганде ее особой роли в жизни страны. Основная масса китайских профессиональных литераторов в творческую работу не включалась. Современная иностранная литература представлена немногочисленными рассказами и стихами, а советская художественная литература — книжками-картинками на сюжеты М. Горького («Детство», «В людях», «Мать») и Н. А. Островского («Как закалялась сталь»).

  В 1972 выходил журнал «Chinese literature» («Китайская литература») на английском языке, рассчитанный на зарубежных читателей. Наблюдалось возобновление местных литературных журналов, например «Хэбэй вэньи», «Гуандун вэньи», и армейского литературно-художественного журнала «Цзюньдуй вэньи».

  В. С. Волжанин.

Литературоведение. Традиционное китайское литературоведение с его культом изящного слова («вэнь») оформилось на базе конфуцианско-даосско-буддийского культурного комплекса. Его философские основы были заложены в 6—3 вв. до н. э. суждениями Конфуция, Лао-цзы и особенно Чжуан-цзы. Во 2 в. до н. э. была создана первая поэтика — «Большое предисловие» к «Книге песен»,— суммирующая взгляды конфуцианской школы. В конце 5 в. Шэнь Юэ в «Трактате о четырёх тонах» дал основы теории стиха, в начале 6 в. появилось первое произведение литературной критики — «Категории стихов» Чжун Жуна. Лю Се (5—6 вв.) в «Резном драконе литературной мысли» оформил китайскую литературную мысль в законченную систему. В дальнейшем на китайское литературоведение большое влияние оказала теория поэтического вдохновения Сыкун Ту (9—10 вв.). С 6 в. на первый план выдвигается теория жанров. Начиная с эпохи Сун (10—13 вв.) появилось большое количество трактатов о поэзии («шихуа»), а в эпоху Юань (13—14 вв.) — трактаты о драме. Сюжетная художественная проза считалась вульгарной и почти не изучалась. В литературе, как и в природе, теоретики традиционного китайского литературоведения видели воплощение абсолютного начала («дао»), которое постигал сам и доносил до читателя писатель. Главным в ней считалось внутреннее, сущностное, потаённое. Это вело к увлечению иносказательностью, поисками скрытого смысла. Высоко ценилась дидактическая функция литературы. Литературные термины были скорее образными, чем логическими. Преклонение перед стариной обусловливало их внешнюю консервацию, хотя на разных этапах эти термины наполнялись разным содержанием, что вело к синкретизму и многозначности.

Сад Чинсинчай в Пекине. 17—18 вв. Китай.

Сад Чинсинчай в Пекине. 17—18 вв.

  На рубеже 20в. современные научные методы изучения литературы начали вытеснять прежние эмпирические. Большой вклад в изучение классического наследия внесли Ван Го-вэй и Лян Ци-чао. С начала 20-х гг. всё большее внимание исследователей привлекал процесс исторического развития литературы, а также сюжетная художеств проза: «Краткая история китайской повествовательной прозы» (1923) Лу Синя, «История китайской простонародной литературы» (1938) Чжэн Чжэнь-до и др. Осмысливался процесс развития литературной мысли: «История китайской литературной критики» (1934) Ло Гэнь-цзе и др. Переводы Лу Синя, Цюй Цю-бо и др. знакомили читателя с марксистской эстетикой. Началось изучение китайского фольклора (журнал «Гэяо»), зарубежной литературы (Мао Дунь, Чжэн Чжэнь-до, Чжао Цзин-шэнь) Большую роль в развитии литературной теории играли такие организации, как стоявшее на реалистических позициях Общество изучения литературы (и его журнал «Сяошо юэбао»), романтическая группа «Творчество» (издавала журнал «Чуан-цзао»), пролетарская Лига левых писателей и др.

  После образования КНР (1949) появились марксистские работы о литературном наследии и современной литературе, прошёл ряд дискуссий (например, о конфликте в произведении). Однако, наряду со стремлением многих литературоведов овладеть марксистской методологией, стали распространяться вульгарно-социологические и утилитарные концепции, получившие преобладание к середине 60-х гг. Литература стала рассматриваться как средство воспитания народа в духе национализма, антисоветизма и культа личности Мао Цзэ-дуна; ее эстетические и познавательные функции отрицались. Во время «культурной революции» (2-я половина 60-х гг.) и в последующий период развитие литературоведения и литературной критики было прервано. Прекратилось изучение классического наследия, которое трактовалось как «реакционное и феодально-буржуазное». После характерного для периода «культурной революции» огульного прославления «революционных пьес», критики с 1972 стали призывать к борьбе против «беспринципного, вульгарного восхваления», к развертыванию доброжелательной критики, к оказанию помощи авторам в совершенствовании их произведений. Китайская критика вновь, хотя и очень осторожно, заговорила о необходимости овладения писателями знаниями и профессиональным мастерством, выступила против «упрощенного подхода к литературе и искусству». В то же время главным объектом критики остается так называемая теория среднего человека, согласно которой человек изображается таким, каков он есть, с его положительными и отрицательными чертами. В противовес подобным взглядам, критики призывали создавать образы «героев», лишённых каких-либо недостатков и отличающихся преданностью Мао Цзэ-дуну и его «идеям». Активизировалась пропаганда лозунгов «выбрасывать старое, впитывать новое», «расчистить место для новой культуры».

  И. Ли.

 

  Лит.: Васильев В. П., Очерк истории китайской литературы, СПБ, 1880; Алексеев В. М., Китайская поэма о поэте. Стансы Сы-кун Ту, П., 1916; его же, Римлянин Гораций и китаец Лу Цзи о поэтическом мастерстве, «Известия АН СССР. ОЛЯ», 1944, т. 3, вып. 4; Федоренко Н. Т., Китайская литература, М., 1956; Конрад Н. И., Краткий очерк истории китайской литературы, в кн.: Китайская литература, Хрестоматия, т. 1, М., 1959; его же, Запад и Восток, М., 1966; Сорокин В. Ф. и Эйдлин Л. З., Китайская литература, М., 1962; Шнейдер М. Е., Творческий путь Цюй Цю-бо, М., 1964; Лисевич И. С., Вопросы формы и содержания в ранних китайских поэтиках, «Народы Азии и Африки», 1968, № 1; Лисевич И. С., Древняя китайская поэзия и народная песня, М., 1969; Надеев И. М., «Культурная революция» и судьба китайской литературы, М., 1969; Позднеева Л. Д., Китайская литература, в кн.: Литература Востока в средние века, ч. 1, М., 1970; Семанов В. И., Эволюция китайского романа, М., 1970; Рифтин Б. Л., Историческая эпопея и фольклорная традиция в Китае, М., 1970; Эйдлин Л. З., Чжэн Чжэнь-до и наука о китайской литературе, в кн.: «Движение 4 мая» в Китае, М., 1971; Черкасский Л. Е., Новая китайская поэзия (20—30-е годы), М., 1972; Hughes Е. R., The art of letters. Lu Chi's «Wen Fu», A. D. 302, N. Y., 1951; Лу Синь, Чжунго сяошо ши люэ (История китайской художественной прозы), Пекин, 1953; Чжен Чжэнь-до, Чатубэнь чжунго вэньсюэ ши (Иллюстрированная история китайской литературы), т. 1—4, Пекин, 1957: Liu Hsie, The literary mind and the carving of dragons, N. Y., 1959; Чжунго вэньсюэ ши, Чжунго кэсюэюань... (История китайской литературы. Институт Китайской академии наук), т. 1—3, Пекин, 1962; Debon G., Ts'ang-lang's Gespräche über die Dichtung. Ein Beitrag zur chinesischen Poetik, Wiesbaden, 1962.

Рамная каркасная конструкция (храм Фогуан в горах Утайшань в Китае, 857). Китай.

Рамная каркасная конструкция (храм Фогуан в горах Утайшань в Китае, 857).

Китай, Китайская Народная Республика, КНР (кит. Чжунхуа жэньминь гунхэго).

Флаг государственный. Китай. Китай.

Флаг государственный. Китай.

Государственный герб. Китайская Народная Республика. Китай.

Государственный герб. Китайская Народная Республика.

 

Статуэтка, изображающая музыканта-барабанщика. 3 в. до н. э. — 3 в. н. э. Китай.

Статуэтка, изображающая музыканта-барабанщика. 3 в. до н. э. — 3 в. н. э.

I. Общиесведения К. — крупнейшее по численности населения и одно из крупнейших по площади государств в мире; расположен в Центральной и Восточной Азии. На востоке омывается водами Жёлтого, Восточно-Китайского и Южно-Китайского морей Тихого океана. У побережья многочисленные острова, крупнейшие — Тайвань и Хайнань. На севере К. граничит с СССР и МНР, на западе и юге — с Афганистаном, Индией, Непалом, Сиккимом, Бутаном, Бирмой, Лаосом и ДРВ, на северо-востоке — с КНДР. Площадь 9,6 млн. км2. Население 787 млн. человек, по данным ООН на середину 1971 (по первой переписи 30 июня 1953, население было исчислено в 590 195 тыс. человек, без китайских эмигрантов; по официальным китайским данным за 1957 — 656,6 млн. человек; официальные статистические данные о численности населения после 1957 в стране не публиковались). Столица — г. Пекин.

  В административном отношении территория КНР делится на 22 провинции, включая Тайвань, находящийся под властью гоминдановцев, 5 автономных районов и 3 города центрального подчинения

 

II.Государственный строй

  Конституция 1954 провозгласила КНР «государством народной демократии», где вся власть принадлежит народу в лице Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП) и местных собраний народных представителей (СНП). По закону ВСНП формируется путем многостепенных выборов, на 1-й сессии каждого созыва оно избирает Постоянный комитет, осуществляющий большинство функций ВСНП в период между его ежегодными сессиями. По конституции ВСНП — единственный законодательный орган К., однако в 1955 право издания отдельных законов было предоставлено Постоянному комитету ВСНП (с 1959 он законодательствует в полном объёме). ВСНП избирает председателя КНР, выполняющего вместе с Постоянным комитетом функции главы государства. Председатель КНР возглавляет вооруженные силы и является председателем Государственного комитета обороны, созывает высший совещательный орган — Верховное государственное совещание. Правительство — Государственный совет КНР — назначается ВСНП в качестве исполнительного органа и высшего государственного административного органа. В Государственный совет входят премьер, его заместители, министры и председатели Государственных комитетов. Поскольку ВСНП не созывался с 1964, вся власть фактически сосредоточилась в руках правительства. Местные СНП избираются путём многостепенных или прямых выборов во всех административно-территориальных единицах; они избирают свои исполнительные органы — народные комитеты; конституция 1954 провозгласила автономию во всех районах, где национальные меньшинства живут компактно. Была определена организация органов самоуправления в автономных районах, округах и уездах, их компетенция. В 1958 в связи с созданием «народных коммун» представительные органы и народные комитеты в волостном звене были фактически ликвидированы.

  В начале 60-х гг. деятельность ВСНП и других представительных органов принимает чисто формальный характер. Вся система государственных органов КНР в целом была значительно деформирована. При проведении «культурной революции» (см. раздел Исторический очерк) во 2-й половине 60-х гг. СНП и народные комитеты были распущены. Власть на местах оказалась сосредоточенной в руках так называемых «ревкомов». «Ревкомы» не избирались, состав их был объявлен на митингах. В этих органах решающую роль стали играть военные. Во время «культурной революции» деятельность центральных конституционных органов была парализована, председатель КНР Лю Шао-ци смещен в 1968 неконституционным путем. В тот же период была ликвидирована и установленная конституцией система судебных и прокурорских органов, суд и прокуратура были слиты с органами общественной безопасности. Образованные таким образом органы названы «комиссиями по искоренению контрреволюции» или «отделами диктатуры» при соответствующих «ревкомах». В начале 70-х гг. существенных изменений в характере функционирования режима не наблюдалось.

  Л. М. Гудошников.

Табл. 1. — Административное деление

Адм. единица

Площадь, тыс, км2

Население, тыс. чел.

Адм. центр

Адм. единица

Площадь, тыс. км2

Население, тыс. чел.

Адм. центр

Провинции

 

 

 

Шаньдун.....................

150,0

55 520

Цзинань

Аньхой..............

130,0

31 240

Хэфэй

Шаньси.......................

150,0

12 350

Тайюань

Ганьсу...............

530,0

12 650

Ланьчжоу

Шэньси.......................

190,0

20 770

Сиань

Гирин (Цзилинь)

290,0

17 890

Чанчунь

Юньнань.....................

380,0

20 510

Куньмин

Гуандун.............

220,0

42 800

Гуанчжоу

Тайвань......................

36,0

12 040

Тайбэй

Гуйчжоу............

170,0

17 400

Гуйян

 

 

 

 

Ляонин..............

230,0

29 500

Шэньян

Автономные районы

 

 

 

Сычуань............

560,0

67 960

Чэнду

Внутренняя Монголия

450,0

6 240

Хух-Хото

Фуцзянь............

120,0

16 760

Фучжоу

Синьцзян-Уйгурский

1600,0

7 270

Урумчи

Хубэй................

180,0

33 710

Ухань

Гуанси-Чжуанский.....

230,0

20 840

Наньнин

Хунань..............

210,0

37 180

Чанша

Нинся-Хуэйский........

170,0

2 160

Иньчуань

Хэбэй................

190,0

41 410

Шицзячжуан

Тибетский..................

1200,0

1 250

Лхаса

Хэйлунцзян......

710,0

21 390

Харбин

 

 

 

 

Хэнань..............

160,0

50 320

Чжэнчжоу

Города центрального

 

 

 

Цзянси..............

160,0

21 070

Наньчан

подчинения

 

 

 

Цзянсу..............

100,0

44 550

Нанкин

Пекин.........................

17,8

7 570

 

Цинхай..............

720,0

2 140

Синин

Шанхай.......................

5,8

10 820

 

Чжэцзян............

100,0

28 320

Ханчжоу

Тяньцзинь..................

4 280

 

Источник: «Атлас мира», Пекин, февраль 1972.

 

III. Природа
IV. Население
V. Исторический очерк
VI. Политические партии. Народный политический консультативный совет Китая, профсоюзы, общественные организации
VIII. Вооружённые силы
IX. Медико-географическая характеристика
XI. Наука и научные учреждения
Развитие естественных и технических наук в Китайской Народной Республике.
XII. Печать, радиовещание, телевидение
XIII. Литература
XIV. Архитектура и изобразительное искусство
XV. Музыка
XVI. Театр
XVII. Кино
Так же Вы можете узнать о...


Хиль-и-Карраско Энрике Хиль-и-Карраско (Gil у Carrasco) Энрике (15.
Центральный Дом актёра, см. Дом актёра.
Чехословацкой Социалистической Республики ( Германской Демократической Республики договор 1967 Чехословацкой Социалистической Республики ¾ Германской Демократической Республики договор 1967, см.
Шёнхерр Карл Шёнхерр (Schonherr) Карл (24.2.1867, Аксамс, Тироль, — 15.
Эйлера метод ломаных, один из простейших методов численного решения дифференциальных уравнений.
Эрготизм (от франц. ergot — спорынья), рафания, отравление человека и животных спорыньей или лекарственными препаратами, приготовленными из нее.
Ярославское сражение 1245, на р. Сан у г. Ярославля (ныне Ярослав, ПНР) между князем Даниилом Романовичем Галицким в союзе с половцами и князем Ростиславом Михайловичем Черниговским в союзе со своим тестем, венгерским королём Белой IV, шурином, правителем Малой Польши Болеславом Стыдливым, а также с частью галицкого боярства.
Ай У (псевдоним; настоящее имя Тан Даогэн) (р.
Аминопептидазы, группа ферментов кишечного сока, катализирующих гидролитическое расщепление полипептидов — продуктов расщепления белков — с образованием свободных аминокислот.
Аргиллит (от греч. argillos — глина и lithos — камень), твёрдая, камнеподобная глинистая порода, образовавшаяся в результате уплотнения, дегидратации и цементации глин при диагенезе и эпигенезе.
Ациклические соединения, соединения жирного ряда, или алифатические соединения, органические вещества (углеводороды и их производные), молекулы которых не содержат циклов, а представляют собой «открытые» цепи.
Батерст (остров у берегов Австралии) Батерст (Bathurst), остров в Тиморском море, у северных берегов Австралии.
Бёрбанк Лютер Бёрбанк (Burbank) Лютер (7.3.1849, Ланкастер, штат Массачусетс, — 11.