Китай XIV. Архитектура и изобразительное искусствоБольшая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
XIV. Архитектура и изобразительное искусство Древнейшие памятники искусства Китай восходят к 3-му тысячелетию до н. э. В долинах больших рек сохранились остатки обнесённых рвами неолитических поселений, с глинобитными ямного типа жилищами на жердевом каркасе. Во многих районах К обнаружены тонкостенные разнообразные по размерам и формам глиняные сосуды (чаши, вазы, кувшины и кубки), выполненные на гончарном круге, однотонные или искусно расписанные по поверхности полихромным геометрическим узором (ромбы, спирали, треугольники, круги и зигзаги), магический смысл которого связывался с представлениями о силах природы, властвующих над человеком (по месту находок расписная керамика получила наименование «Яншао», чёрные гладкие сосуды без рисунка — «Луншань», 3—2-е тысячелетие до н. э.). Многие из форм неолитической керамики (трёхногие сосуды-«ли», кувшины и кубки) употреблялись в течение ряда последующих эпох. В период государства Инь (Шан; 2-е тысячелетие до н. э.) появились города, обнесённые стенами, с характерной для Китай прямоугольной планировкой, с храмами и дворцами наследственных правителей — ванов на центральной магистрали. Остатки дворца столицы — Аньяна указывают на зарождение в этот период каркасной системы в китайском зодчестве (на глинобитной платформе возводятся столбы, перекрытые подкровельными горизонтальными балками). Дошедшие до нас в большом количестве бронзовые бытовые и ритуальные сосуды 2-го тысячелетия до н. э. свидетельствуют о сложении самобытного стиля искусства. Они отличаются разнообразием форм, пластически обогащенных причудливыми горельефными изображениями зверей, птиц, чудовищ, изощренной фантазией узоров. Сравнительно с периодом неолита круг орнаментальных мотивов расширился и видоизменился. Отвлеченные символы природы стали более конкретными. Тигры, змеи, драконы, узоры, обозначавшие гром и облака, маска фантастического хищника «тао-те» связывались со странами света, планетами, ранними представлениями о мироздании. Они должны были оберегать человека от стихийных бедствий, привлекать к нему добрые знамения. Поэтому узор заполнял всю поверхность сосуда, почти не оставляя пустых мест. Несмотря на фантастичность и кажущуюся стихийность декора, сосуды отличаются строгими пропорциями и ритмом, четким распределением орнамента, его симметрией, определившими стилистические закономерности искусства Китай в последующие периоды. В погребениях 2-го тысячелетия до н. э., помимо бронзовых сосудов, обнаружены сосуды из матовой белой глины, инкрустированное золотом, малахитом и бирюзой бронзовое оружие и резные изделия из нефрита. Сами подземные захоронения знати достигали крупных размеров (до 340 м2). Они состояли из двух расположенных друг над другом помещений, со стенами, украшенными инкрустацией и росписью. При входах ставились каменные статуи фантастических животных — стражей могил. Шкатулка из чёрного лака с инкрустацией перламутром. 19 в. Музей искусства народов Востока. Москва. Важным этапом в развитии китайской культуры является середина 1-го тысячелетия до н. э. (период Чжоу — 11—3 вв. до н. э. — и входящий в него период Чжаньго — 5—3 вв. до н. э.). В это время обобщаются научные сведения, почерпнутые из многовекового наблюдения природы. Возникшие в 1-м тысячелетии до н. э. важнейшие религиозно-философские учения — конфуцианство и даосизм, обобщившие представления о структуре мироздания и общества, оказали значительное воздействие на всю последующую культуру Китай В середине 1-го тысячелетия до н. э. на базе прошлого опыта складываются принципы архитектуры и градостроительства, которые легли в основу китайского зодчества средневековья. Они были зафиксированы в письменных трактатах («Чжоу ли», 3 в. до н. э.) с конкретными указаниями расположения зданий, длины стен, ширины улиц и т.д. К середине 1-го тысячелетия до н. э. меняется и характер бронзовых сосудов, формы которых становятся более мягкими, простыми и изящными, узоры более графичными и плоскими. Рельефные мотивы заменяются инкрустацией. В орнамент включаются жанровые сцены (охота, жатва), связанные с ритуальными обрядами. Складывается и характерный для Китай вид живописи тушью на свитках. Первая дошедшая до нас картина на шелке (из погребения в г. Чанша, Музей Гугун, Пекин) относится к периоду Чжаньго. Изображение битвы дракона и феникса над стоящей молодой женщиной связано с осмыслением жизни человека в загробном царстве и властвующими над ним силами природы. Несмотря на схематичность, это произведение свидетельствует о зарождении важнейших традиций живописи (ярусное построение композиции, четкость линейного рисунка). Высокими декоративно-живописными достоинствами отмечены также расписные лаковые изделия этого периода. Ли Тан. «Деревенский лекарь». Шёлк, тушь. 11—12 вв. Музей Гугун. Пекин. Время, когда страна объединилась в единое централизованное государство Цинь (221— 207 до н. э.), ознаменовалось строительством основной части Великой китайской стены. О разнообразии строительных приёмов периодов Цинь и Хань (206 до н. э.—220 н. э.) свидетельствуют глиняные модели домов из погребений знати (сильно вытянутые вверх 2и 3-этажные дома, покрытые черепичными крышами, увенчанными коньком), многоярусные дозорные башни «лоу», усадьбы с постройками, расположенными в глубине прямоугольных в плане замкнутых дворов. Сложившиеся здесь конструктивные и декоративные приемы получили развитие в период средневековья (система кронштейнов-«доугунов», поддерживающая на местах соединения опорных столбов и балок тяжёлую крышу; изломы её краев, орнаментация черепичных наверший кровли и т.д.). Доугун. В изобразительном искусстве периода Хань переплетаются черты культур многих соседних народов Азии с местными стилистическими особенностями. Гравированные по кирпичу и камню рельефы назидательного и легендарно-исторического (навеянного конфуцианской идеологией) характера из погребений знати (семейства У в Уцзялине, 147 н. э., гробница в Иннане — обе в провинции Шаньдун) отражают все многообразие представлений древних китайцев о структуре вселенной, странах света, небесных мирах, божествах грома и созвездий, о пирах во дворцах небожителей. Реальные, жизненные наблюдения перемежаются в них с яркой фантастикой. Живопись, также сохранившаяся на стенах погребений (росписи из могилы знатного сановника в уезде Ваньду, 126—144) по стилю соответствует рельефам. Ханьская монументальная пластика, еще неразвитая и скованная, также связана с оформлением погребений (фигуры крылатых львов, заимствованные на Среднем Востоке, статуи чиновников образовывали ставшую обязательной наземную «аллею духов»). Гораздо живее и естественнее глиняные фигуры (чиновники, слуги, музыканты, танцовщицы) из погребений. Фигура воина на «аллее духов» императорского погребения Шисаньлин близ Пекина. Мрамор. 15—17 вв. В искусстве периода раннего средневековья (4—6 вв.) возник целый ряд новых тем и образов. Буддизм, пришедший из Индии в первых вв. н. э. со своей иконографической системой и сюжетами, обусловил тягу к более монументальным формам в архитектуре, скульптуре и живописи, породил стремление к созданию грандиозных синтетических комплексов, способствовал появлению новых образов буддийских божеств. Распространение буддизма повлекло за собой возникновение нового типа культовых сооружений — скальных монастырей, создававшихся в течение многих веков (Юньган, Майцзишань, Цяньфодун близ Дуньхуана, Лунмынь), мемориальных башен-пагод и деревянных наземных храмов со скульптурной алтарной композицией. Пещерные монастыри и храмы высекались по типу индийских в толще скал и по протяжённости вдоль их обрыва достигали нескольких км. Квадратные, прямоугольные или полукруглые в плане пещеры вмещали в себя многократно воспроизведенные скульптурные изображения Будды в различных его состояниях, его учеников, святых и др. Потолки и стены заполнялись гравированными рельефами и росписями. В скульптуре и настенной живописи проявляется интерес к духовному миру человека, ведутся поиски новых идеалов. Пагоды этого времени соединяют в себе местные и иноземные архитектурные приёмы. Пагода Сунъюэсы (провинция Хэнань; см. илл.) сочетает ярусную четкость и вытянутость пропорций древних дозорных башен Китай с гибкостью, мягкой кривизной силуэта и пластичностью индийских башнеобразных храмов. В станковой живописи на шелке и на бумаге широкое распространение приобретает бытовой жанр, иллюстрируются многие стихи и поэмы, возникают первые пейзажные фоны. Устанавливаются два типа свитков — горизонтальный для постепенного рассматривания на столе и вертикальный для оформления стены (самые ранние свитки созданы Гу Кай-чжи, 4—начало 5 вв.; дошли в старых копиях). Появляются первые теоретические работы, обобщившие опыт многих поколений. Так называемые шесть законов живописи Се Хэ (5 в.) свидетельствуют о заинтересованности проблемами передачи внутренней духовной сущности явлений, соотношения в искусстве жизненной правды и правдоподобия. 4—6 вв. — время расцвета каллиграфии, развивавшейся в стилистическом единстве с живописью. Пагода храма Тяньнинсы в Пекине. 12 в. Периодами наивысшего подъёма всех областей культуры Китай были 7—13 вв., время господства могущественных государств — Тан (618—907) и Сун (960—1279). Эти периоды ознаменовались широкими торговыми и культурными связями со многими восточными странами. Зрелое средневековье творчески переосмыслило привнесённые в 4—6 вв. иноземные образы и формы, органически соединило их с наиболее ценными сторонами древней культуры Китай В период Тан большая роль по-прежнему принадлежала монументальным скульптуре и архитектуре, отличавшимся духом ясной гармонии и спокойного величия форм. Города (Лоян, Чанъань), достигшие огромных размеров (площадь Чанъаня 8410 га, периметр 36 км), сохраняли прежнюю чёткость планировки с разделением на замкнутые в стенах кварталы (в Чанъане 108 кварталов—«фанов»), симметрично расположенные по сторонам центральной магистрали, пересекающей весь город. В Чанъане северную часть магистрали занимали кварталы императорского города, в центральной части располагались рынки, в южной — жилые кварталы. Жилища были строго регламентированы по размерам (дом не более трёх пролётов между столбами) и группировались вокруг внутренних дворов. Ведущая роль принадлежала деревянной архитектуре. Монументальные дворцовые и храмовые здания делились на несколько типов и возводились по одному простому принципу (трактат «Ин цзао фа ши» о формах и методах строительства, 1103, Ли Мин-чжун). В основе каждого сооружения — «дянь» (одноэтажный прямоугольный в плане павильон), «лоу», или «гэ» (многоэтажные здания с обходными галереями), «тай» (небольшая беседка на высоком каменном основании), «тин» (беседка в парке), «лян» (галерея)—лежит простейшая ячейка каркаса, образованная 4 столбами и системой балок перекрытия. Сочетание этих ячеек создает конструктивную и пространственную основу самых различных зданий. Стены не являются несущим элементом; изогнутые по краям, поддерживаемые покрытыми красным лаком столбами, балками и системой «доугунов» черепичные крыши как бы парят в воздухе (храм Фогуан в горах Утайшань, 857; см. илл.). Монументальная ясность и рациональность присущи танским кирпичным пагодам, почти лишённым декора и построенным на ритме простых прямых линий и повторяющихся объёмов (Даяньта, 652, перестроена в 704, и Сяояньта, 707—709, — обе близ Сианя). Парк Ихэюань близ Пекина. 16—18 вв. Беседка («тин»). Градостроительные мероприятия периода Сун связаны с расширением торговли, увеличением населения. Кварталы северо-сунской столицы Бяньлян (ныне Кайфын) не имеют стен, дворцовая часть перемещается в центр, по сторонам главной магистрали выстраиваются ряды лавок. Архитектура этого времени тяготеет к большему изяществу форм, лёгкости и стройности пропорций. В декоре зданий применяются цветные изразцы и роспись. Для пагод сунского периода характерны более вытянутые пропорции, более сложные планы (Баочу, 968, и Люхэта, 970—1156 в Ханчжоу; Тета, или «Железная» пагода, в Кайфыне, 1041—48; Бэй-сыта в Сучжоу, 1031—62). В новой (с 1127) столице Ханчжоу и др. местах к Ю. от р. Янцзы культивируются комплексы небольших по размерам садов, имитирующие естественную природу. Искусственные ландшафты с некрашеными беседками и заросшими водоёмами отвечали требованиям простоты и естественности. Даяньта («Большая пагода диких гусей») близ Сианя. 652. Монументальной скульптуре и погребальной пластике периода Тан свойственны те же гармония и мощь, что и архитектуре. Статуи пещерных храмов Дуньхуана и Лунмыня отличаются пластической красотой, жизнеутверждающим духом, непринужденностью движений. Лица буддийских божеств (при соблюдении художниками общих иконографических законов) отражают китайский национальный тип. Тела и одежды приобретают мягкость и объёмность (статуя Будды Вайрочана в Лунмыне, 7 в.). Рельефы и мелкая пластика из погребений отличаются большим сюжетным многообразием, повествовательностью, остротой характеристик. В период Сун гармония физического и духовного начал постепенно утрачивается. Пропорции тел удлиняются, жесты становятся более манерными (женские статуи из пещерного храма Тайюань). Вместо камня применяются лак, сандаловое дерево, золочёная бронза. Статуя Будды Вайрочана в пещерном храме Лунмынь. Известняк. 672—676. Высшим достижением искусства средневекового Китай является живопись, в которой с наибольшей полнотой воплощены гуманистические идеалы. Культовые настенные храмовые росписи (минеральными водяными красками по сухому известковому грунту, нанесенному на слой глины, смешанной с пенькой), исполненные по образцам известных живописцев того времени (У Дао-цзы, Янь Ли-бэнь), отличаются светской направленностью (бытовые сцены, портреты жертвователей и чиновников, пейзажи). Установились определенные жанры в станковой живописи: портрет (Янь Ли-бэнь, Хань Хуан, Чжоу Фан, У Дао-цзы), живопись «цветов и птиц» (Бянь Луань), анималистический жанр (Хань Гань). Пейзаж «шань-шуй» («горы-воды») приобретает самостоятельное значение и тесно сплетается с возвышенной поэзией и древними представлениями о силах мироздания. Своеобразные художественные приемы позволяют достичь больших обобщений, создают впечатление цельности природы как части бескрайнего мира (вытянутая форма свитка, композиционное построение с высоко поднятой линией горизонта, противопоставление разномасштабных предметов, создание между дальними и ближними предметами воздушной среды в виде тумана, воды и облаков). Многокрасочны, ярки и нарядны плоскостные пейзажи Ли Сы-сюня и Ли Чжао-дао; более пространственны и эпичны монохромные пейзажи Ван Вэя. Ли Гун-линь. «Портрет Вэймо». 11 в. Шёлк, тушь. Национальный музей. Токио. В периоды «Пяти династий» (907— 960) и Сун философская направленность пейзажной живописи влияет и на др. живописные жанры, в том числе на жанр «цветов и птиц» (Сюй Си, Хуан Цюань), передающий через малый фрагмент природы большие философские идеи (Цзин Хао, Цзюй Жань, Цуй Бо). Значительное место в это время нанимает «живопись учёных» (Су Ши, Вэнь Тун, Ми Фэй) — поэтов, литераторов, считавших себя независимыми от академического направления и писавших в свободной, текучей манере, стараясь (как и живописцы, связанные с идеалами буддийской секты Чань, — Му-ци, Лян Кай, Ин Юй-цзянь) отобразить в своём творчестве «дао» — скрытый смысл явления, движение Вселенной, её душу. Пейзажи периода Северных Сун (960—1127) изображают мир в его необъятности, суровым и величественным, отдаленным от человека (Го Си, Фань Куан, Ми Фэй, Ли Чэн и Гао Кэ-гун). Творческие достижения живописцев обобщаются в трактатах, по своей поэтической форме созвучных живописи (трактаты Чжань Янь-юаня, 9 в., Цзин Хао, 10 в., Го Си, сер. 11 в.). В период Южных Сун (1127—1279) на смену грандиозным ландшафтам приходит пейзаж, приближённый к людям, воспевающий простую, мягкую природу. Настроения, переданные через пейзаж, овеяны большим лиризмом, часто грустны или тревожны (картины Ли Тана, Ли Ди, Ма Юаня, Ся Гуя и др.). Такого же высокого расцвета в периоды Тан и Сун достигает декоративно-прикладное искусство. Появились многообразные изделия из фарфора: например, белоснежный фарфор из г. Синчжоу, в котором, несмотря на влияние изощренных иранских орнаментальных мотивов, сохранилась монументальность формы древних изделий. Известны изящно простые по формам серо-голубые и серо-зеленые керамические сосуды из мастерских селений Лунцюань-яо, Гуань-яо и Гэ-яо, подражающие драгоценному нефриту, белые сосуды с рельефным орнаментом из Дин-чжоу-яо и черно-белые из Цычжоу-яо с изысканным рисунком. Распространились ткани-«кэ-сы», узоры которых создавались по мотивам, заимствованным из живописи. В период монгольской династии Юань (13—14 вв.) продолжали сохраняться и развивались традиции танского и сунского искусства. Перестраиваются ансамбли юаньской столицы Даду (позже Пекин), расширяется её территория. Создаются дворцовые комплексы, главные здания которых соединяются посредине галереей, образуя обширные, квадратные в плане дворы. Крыши дворцов покрываются цветной глазурованной черепицей, методы изготовления которой пришли из Средней Азии. В живописи наблюдается известная стабилизация жанров. Пейзажи Ни Цзаня, Хуан Гун-вана, Ван Мэна, У Чжэня и др. ещё более лиричны и интимны, чем сунские. Излюбленный аллегорический мотив — бамбук, сгибаемый бурей. Мастера направления «живописи учёных» используют пористую бумагу, их палитра монохромна или неярка. Пекин. Комплекс императорского дворца — «Запретный город». 15 в. Ворота Умынь. В периоды Мин (1368—1644) и Цин (1644—1911) наивысшего расцвета достигли архитектура и декоративно-прикладное искусство. Окончательно утвердились принципы регулярной, строго симметричной планировки городов, с огромными комплексами дворцовых и храмовых зданий (Пекин, Нанкин). Грандиозные масштабы и пространственный размах присущи и погребальным сооружениям (комплекс Шисаньлин близ Пекина, 15—17 вв., со скульптурной «аллеей духов» протяжённостью около 1 км). Типы построек с усовершенствованным стоечно-балочным каркасом оставались почти неизменными до конца 19 в., хотя наряду с деревом шире применялись камень и кирпич (новый тип — кирпичный безбалочный храм-«уляндянь» в Наикине, 1398). Сооружения приобретают большую динамичность, декоративность; системы «доугунов» становятся более дробными, занимая все подкровельное пространство, и так же, как и потолки интерьеров, расписываются яркими красками с применением позолоты и введением жанровых и пейзажных мотивов. Дворцовые и храмовые сооружения 18—19 вв. приобрели особую пышность, еще более возросла роль декоративного убранства (загородный парк Ихэюань близ Пекина с легкими причудливыми беседками, многочисленной орнаментальной скульптурой), утрачивалась объемная цельность сооружений (храм Юнхэгун в Пекине). К концу 19—началу 20 вв. растущие вычурность и прихотливость узоров привели к утрате органического соединения орнамента и формы. Мемориальные мраморные ворота-«пай-лоу» в императорском погребальном комплексе Шисаньлин близ Пекина. 1541. Живопись периодов Мин и Цин отличается от прошлого значительным усилением консервативности, канонизацией художественных приёмов. Прошлые достижения становятся схемами, а мастера — подражателями стилям прошлых эпох. Более свободно творчество мастеров, живших вдали от столицы и образовавших многочисленные художественные школы — чжэцзянскую (Дай Цзинь), сучжоускую (Шэнь Чжоу, Вэнь Чжэн-минь) и др. Яркий мастер жанра «цветов и птиц» этого времени Сюй Вэй писал в свободной эскизной манере «се-и» («живопись идей») широкой, насыщенной влагой кистью. Мастера бытового жанра Чоу Ин, Тан Инь, Чэнь Хунь-шоу и др. создавали картины, иллюстрирующие старинные легенды и поэмы, в тонкой и подробной графической манере «гун-би». Широкое распространение в периоды Мин и Цин получили лубок, гравюра на дереве и книжная иллюстрация. В период Цин, отличавшийся эклектичностью, в разных стилях и манерах работали пейзажисты Ван Хой, Ван Ши-мипь, Ван Цзянь, Ван Юнь-ци (группа «четырёх Ванов»), в традиционной манере жанра «цветов и птиц» писал Юань Шоу-пин, живописцы Ши Тао и Чжу Да подражали Сюй Вэю. В 14—19 вв. возросло производство многоцветного фарфора с пейзажными, жанровыми, растительными мотивами, выполненными подглазурной росписью синим кобальтом, свинцовыми глазурями, надглазурными яркими красками («доу-цай» — борьба цветов). Изготовлялся и белый фарфор (в Дэхуа), появилась перегородчатая эмаль. В традициях прошлого выполняются изделия из красного резного лака (сосуды, мебель, садовые скамейки), вышивки, ткани-«кэ-сы», резьба по камню, бамбуку и кости. Во 2-й половине 19 в. в превращенном в полуколонию Китай резко обострились социальные и культурные противоречия. Во всех областях культурной жизни наблюдался застой. Общий упадок отразился и на архитектуре, и на декоративно-прикладном искусстве, произведения которого были подчас вычурными и безвкусными. Крупные города (Шанхай, Тяньцзинь, Нанкин, Гуанчжоу) застраивались эклектичными зданиями европейского типа — каменными домами с затейливыми арками, стилизованными в национальных традициях. Окраины, представлявшие собой грязные трущобы с извилистыми переулками, были застроены мазанками, бамбуковыми фанзами. Не менее эклектичным был и так называемый китайский ренессанс (дворцовый павильон Цинъяньфан в форме корабля в парке Ихэюань, библиотека — в Пекине), механически соединивший черты китайской и европейской архитектуры. «Верблюжий мостик» в парке Ихэюань в Пекине. 18 в. Ближе всего связанными с жизнью народа оказались гравюра и лубок, носители демократических тенденций. Первыми мастерами, сумевшими приблизить традиционное искусство к жизни, были Жэнь Бо-нянь, У Чан-ши, Чэнь Ши-цзэн, Гао Цзянь-фу, стремившиеся вновь утвердить красоту мира природы (см. Гохуа). Появилась живопись маслом европейского типа. Великая Октябрьская социалистическая революция в России вызвала в Китай подъем демократических сил. В 1920-е гг. появляются плакат, гравюра нового типа, формируется революционная карикатура. Наиболее широко гравюра Китай соприкоснулась с жизнью народа в 1940-е гг., после того как была создана Академия искусств им. Лу Синя (1938) и сформировался круг современных мастеров. Серии гравюр Гу Юаня, листы Ли Хуа, Ма Да и др. соединяют остроту и лаконизм традиционной манеры с новым мировосприятием. Образование КНР в 1949 создало новые возможности для развития демократической культуры. Развернулись градостроительные работы. Императорские дворцы и сады были переоборудованы в музеи и парки. Были созданы многие жилые и общественные сооружения, расширены улицы и площади, с конца 1950-х гг. используется принцип застройки микрорайонами. В проектировании и строительстве большую помощь оказывали специалисты СССР и др. социалистических стран. В архитектуре 1950-х гг. зодчие Китай соединяли декоративные элементы традиционной архитектуры с современными строительными конструкциями (здание Всекитайского собрания народных представителей, гостиница «Пекин», гостиница «Дружба», Центральный вокзал — все в Пекине). В живописи КНР 1950-х гг. значительную роль играет творчество Ци Бай-ши, Пань Тянь-шоу, Хуан Бинь-хуна и Сюй Бэй-хуна. Не выходя за круг традиционных мотивов пейзажа, жанра «цветов и птиц», Ци Бай-ши раскрывал красоту природы, Сюй Бэй-хун создавал образы современников — портреты рабочих, деятелей культуры, стремясь соединить приемы живописи «гохуа» с приемами современной европейской живописи. В историческом, бытовом и пейзажном жанрах тот же метод использовали Ли Кэ-жань, Цзян Чжао-хэ и др. Получили распространение многие отрасли декоративно-прикладного искусства. Появилось искусство весьма разнообразной художественной вырезки (так например оконные цветы). Значительное место занимают выделка художественных тканей и вышивка. Годы «культурной революции» были периодом упадка китайского изобразительного искусства. По существу, его единственной областью, имевшей право на существование, был политический плакат, целиком посвященный пропаганде «культурной революции» и «идей Мао». Некоторое оживление наблюдается с начала 1972, о чём, в частности, свидетельствует проведение Всекитайской художественной выставки и Всекитайской выставки кустарно-художественных изделий. Разнообразие климатических условий нашло отражение в народной архитектуре Китай На Ю. — лёгкие деревянные здания с высоко поднятыми углами крыш, на С. — массивные постройки с глинобитными стенами, в центральных районах — прямоугольные в плане каркасные хижины, в горных районах — дома пещерного типа. Самобытна архитектура автономных районов Китай — Тибета (см. Тибетский автономный район) и Синьцзяна (см. Синьцзян-Уйгурский автономный район).
Лит.: Разумовский Китай И., Китайское искусство, в кн.: Китай. История, экономика, культура, М. — Л., 1940; Вестфален Э. Х., Кречетова М. Н., Китайский фарфор, Л., 1947; Глухарёва О. и Денике Б., Краткая история искусства Китая, М. — Л., 1948; Кочетова С., Фарфор и бумага в искусстве Китая, М. — Л., 1956; [Муриан И.], Современный китайский лубок, М., 1958; Глухарёва О. Н., Искусство народного Китая, М.. 1958: Кречетова М. Н., Резной камень Китая в Эрмитаже, Л., 1960; Виноградова Н. А., Искусство средневекового Китая, М., 1962; её же, Искусство Китая, в кн.: Всеобщая история искусств, т. 1, М., 1956; т. 2. кн. 2, М., 1961; т. 6, кн. 2, М.. 1965; её же. Китайская пейзажная живопись, М., 1972; Архитектура Китая, в кн.: Всеобщая история архитектуры, т. 1, М., 1970. т. 9, М., 1971; Cohn W., Chinese painting, L., 1948: Soper A., The art and architecture of China, Harmondsworth, 1956; Sirén О., Chinese painting: leading masters and principles, v. 1—7, L. — N. Y., 1956—58. Сюй Бей-хун. «Сорока». Бумага, тушь. 1949. Музей искусства народов Востока. Москва. Н. А. Виноградова. Китай, Китайская Народная Республика, КНР (кит. Чжунхуа жэньминь гунхэго). Флаг государственный. Китай. Государственный герб. Китайская Народная Республика.
Статуэтка, изображающая музыканта-барабанщика. 3 в. до н. э. — 3 в. н. э. I. Общиесведения К. — крупнейшее по численности населения и одно из крупнейших по площади государств в мире; расположен в Центральной и Восточной Азии. На востоке омывается водами Жёлтого, Восточно-Китайского и Южно-Китайского морей Тихого океана. У побережья многочисленные острова, крупнейшие — Тайвань и Хайнань. На севере К. граничит с СССР и МНР, на западе и юге — с Афганистаном, Индией, Непалом, Сиккимом, Бутаном, Бирмой, Лаосом и ДРВ, на северо-востоке — с КНДР. Площадь 9,6 млн. км2. Население 787 млн. человек, по данным ООН на середину 1971 (по первой переписи 30 июня 1953, население было исчислено в 590 195 тыс. человек, без китайских эмигрантов; по официальным китайским данным за 1957 — 656,6 млн. человек; официальные статистические данные о численности населения после 1957 в стране не публиковались). Столица — г. Пекин. В административном отношении территория КНР делится на 22 провинции, включая Тайвань, находящийся под властью гоминдановцев, 5 автономных районов и 3 города центрального подчинения
II.Государственный строй Конституция 1954 провозгласила КНР «государством народной демократии», где вся власть принадлежит народу в лице Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП) и местных собраний народных представителей (СНП). По закону ВСНП формируется путем многостепенных выборов, на 1-й сессии каждого созыва оно избирает Постоянный комитет, осуществляющий большинство функций ВСНП в период между его ежегодными сессиями. По конституции ВСНП — единственный законодательный орган К., однако в 1955 право издания отдельных законов было предоставлено Постоянному комитету ВСНП (с 1959 он законодательствует в полном объёме). ВСНП избирает председателя КНР, выполняющего вместе с Постоянным комитетом функции главы государства. Председатель КНР возглавляет вооруженные силы и является председателем Государственного комитета обороны, созывает высший совещательный орган — Верховное государственное совещание. Правительство — Государственный совет КНР — назначается ВСНП в качестве исполнительного органа и высшего государственного административного органа. В Государственный совет входят премьер, его заместители, министры и председатели Государственных комитетов. Поскольку ВСНП не созывался с 1964, вся власть фактически сосредоточилась в руках правительства. Местные СНП избираются путём многостепенных или прямых выборов во всех административно-территориальных единицах; они избирают свои исполнительные органы — народные комитеты; конституция 1954 провозгласила автономию во всех районах, где национальные меньшинства живут компактно. Была определена организация органов самоуправления в автономных районах, округах и уездах, их компетенция. В 1958 в связи с созданием «народных коммун» представительные органы и народные комитеты в волостном звене были фактически ликвидированы. В начале 60-х гг. деятельность ВСНП и других представительных органов принимает чисто формальный характер. Вся система государственных органов КНР в целом была значительно деформирована. При проведении «культурной революции» (см. раздел Исторический очерк) во 2-й половине 60-х гг. СНП и народные комитеты были распущены. Власть на местах оказалась сосредоточенной в руках так называемых «ревкомов». «Ревкомы» не избирались, состав их был объявлен на митингах. В этих органах решающую роль стали играть военные. Во время «культурной революции» деятельность центральных конституционных органов была парализована, председатель КНР Лю Шао-ци смещен в 1968 неконституционным путем. В тот же период была ликвидирована и установленная конституцией система судебных и прокурорских органов, суд и прокуратура были слиты с органами общественной безопасности. Образованные таким образом органы названы «комиссиями по искоренению контрреволюции» или «отделами диктатуры» при соответствующих «ревкомах». В начале 70-х гг. существенных изменений в характере функционирования режима не наблюдалось. Л. М. Гудошников. Табл. 1. — Административное деление
Источник: «Атлас мира», Пекин, февраль 1972. III. Природа IV. Население V. Исторический очерк VI. Политические партии. Народный политический консультативный совет Китая, профсоюзы, общественные организации VIII. Вооружённые силы IX. Медико-географическая характеристика XI. Наука и научные учреждения Развитие естественных и технических наук в Китайской Народной Республике. XII. Печать, радиовещание, телевидение XIII. Литература XIV. Архитектура и изобразительное искусство XV. Музыка XVI. Театр XVII. Кино |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|