Китай Развитие естественных и технических наук в Китайской Народной Республике.

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
КА КВ КЕ КЁ КЗ КИ КЙ КЛ КМ КН КО КП КР КС КТ КУ КХ КШ КЫ КЬ КЭ КЮ КЯ
КИА
КИБ
КИВ
КИГ
КИД
КИЕ
КИЖ
КИЗ
КИИ
КИЙ
КИК
КИЛ
КИМ
КИН
КИО
КИП
КИР
КИС
КИТ
КИУ
КИФ
КИЦ
КИЧ
КИШ
КИЯ

Развитие естественных и технических наук в Китайской Народной Республике.

  С образованием КНР (1949) впервые появились благоприятные условия для планового развития китайской науки и техники. В 1949—57 партийное и государственное руководство поощряло развитие науки и техники на широком фронте, используя научно-технические достижения в интересах развития социалистической экономики. В этот период были проведены важные мероприятия по реорганизации системы научных учреждений и созданию новых научно-исследовательских организаций. Постоянно росли государственные ассигнования на исследовательские работы: с 4 млн. юаней в 1950 до 38 млн. в 1955 и 239 млн. в 1957.

  Успешному развитию китайской науки и техники после победы народной революции в значительной степени способствовало тесное сотрудничество между СССР и КНР, особенно расширявшееся и укреплявшееся в годы 1-й пятилетки. Большое значение для Китай имели в 50-е годы совместные научные исследования. Только вузы СССР и КНР вели совместные разработки по 124 научным темам. С помощью Советского Союза в Китай были организованы исследования по важнейшим новым научным направлениям, создан и оснащен оборудованием ряд ведущих научных институтов и центров. При активном участии советских учёных в 1956 был составлен перспективный план развития науки КНР, предусматривавший достижение Китай к 1967 мирового научного уровня и разрешение проблемы подготовки собственных научных кадров. В 1951—60 только в АН СССР прошли подготовку свыше 900 научных работников из КНР, с целью научно-технического сотрудничества в СССР выезжали около 2 тыс. китайских специалистов и около 1 тыс. учёных. Из Советского Союза в Китай были направлены около 1,5 тыс. советских специалистов в области науки, высшего образования, здравоохранения и культуры. За период 1949—55 в КНР издано около 3 тыс. названий советских научно-технических книг. Из СССР регулярно поступали научно-техническая документация и литература.

  В конце 50-х гг. развитие науки в Китай тормозилось проведением серии политических кампаний, в ходе которых пострадала часть научной интеллигенции. В сложных и чаще всего в неблагоприятных условиях оказывалась наука в годы «большого скачка». В особо трудное положение попали биологические и с.-х. науки. Были прерваны некоторые фундаментальные исследования. Теоретические разработки, не связанные с производством и не дающие непосредственного экономического эффекта, уменьшались. Китайские руководители сознательно ограничивали развитие науки и даже отрицали ее в тех случаях, когда научные рекомендации противоречили их теоретическим воззрениям или практическим действиям. В итоге большая созидательная роль науки в развитии производительных сил в конце 50-х гг. искусственно принижалась. С 1960 началось свёртывание научно-технического сотрудничества с Советским Союзом.

  В 50-х—начале 60-х гг. в Китай вернулось из-за границы около 4,5 тыс. учёных и инженеров. Расходы на научные исследования возросли с 384 млн. юаней в 1958 до 1081 млн. юаней в 1960, но эти средства в значительной степени направлялись на развитие атомной и ракетной техники.

  После провала «большого скачка» в Китай резко сократилась публикация официальных. данных, характеризующих состояние науки и техники.

  В период проведения политики «урегулирования» (1961—65) было ослаблено политическое давление китайского руководства на научные кадры, существенно повышена зарплата. Однако в этот период научно-исследовательские работы были ограничены сравнительно небольшим количеством направлений (разработка ракетно-ядерного оружия и развитие связанных с его созданием отраслей промышленности, производство химических удобрений, пластмасс, химических волокон, расширение сортамента стали и металлопроката, выпуск некоторых новых видов машин и оборудования). КНР непрерывно сокращала научно-технические связи с СССР и др. социалистическими странами и одновременно расширяла научные контакты с Францией, Великобританией, ФРГ, Италией и некоторыми др. капиталистическими странами. В условиях нехватки научных кадров высокой квалификации, в частности преподавателей вузов, китайские руководители стали с 1961 приглашать иностранных учёных для работы в КНР. С 1963 китайское правительство направляет студентов и учёных в капиталистические страны Западной Европы. В 1963 (по данным иностранной печати) в КНР был принят 10-летний план развития науки и техники, основная цель которого состоит в разработке межконтинентальных баллистических ракет.

  В 1962—64 расходы на научные исследования по подсчётам зарубежных экспертов ежегодно составляли более 2 млрд. американских долларов (свыше 4 млрд. юаней), из которых 3/4 направлялось на обеспечение ракетно-ядерного потенциала.

  «Культурная революция» и вызванная ею дезорганизация экономики страны отрицательно сказались на развитии китайской науки и техники. В ходе «культурной революции» были репрессированы многие учёные. Практически прекратилась научная работа в китайских вузах.

  В 1971—72 положение в естественных и технических науках стало улучшаться и их развитие ускорилось. Возобновилась прерванная «культурной революцией» деятельность ряда научно-исследовательских учреждений, приступили к работе многие реабилитированные ученые. Заметно активизировались научно-технические связи с капиталистическими странами. Большинство научных учреждений занято проведением прикладных исследований, главным образом в областях военной промышленности, сельского хозяйства и некоторых др. Фундаментальные исследования в начале 70-х гг. были развёрнуты недостаточно.

  Большое значение в Китай придаётся научным работам, связанным с изысканием и использованием природных ресурсов. Благодаря значительному развитию геологических исследований, в организации которых большая помощь Китай в 50-х гг. была оказана советскими учеными, выявлены огромные запасы угля, железной руды, цветных и редких металлов, неметаллических полезных ископаемых. Однако надежная рудно-сырьевая база по отдельным металлам (никель, хром, платиноиды) и алмазам в КНР еще не создана. В 50—60-е гг. разведаны крупные месторождения нефти. Проведены и крупные гидротехнические изыскания. В 50-е годы разработаны проекты гидротехнических сооружений на Хуанхэ и Янцзы; возведение большинства из них отложено из-за экономических трудностей. Работы китайских географов имеют большое значение для выбора многих новых трасс железных и шоссейных дорог (особенно в окраинных районах страны), прокладки трубопроводов, проектирования объектов капитального строительства. На основе подписанного в Пекине в 1956 соглашения между СССР и КНР были начаты работы по выявлению природных ресурсов, перспектив развития производительных сил и составлению плана комплексного использования вод бассейна Амура. По вине китайской стороны эти работы выполнены не полностью.

  С 1953 одним из важнейших направлений научных исследований стали исследования в области ядерной физики и энергетики. При Китайской АН был создан Комитет по ядерной энергии, программу исследований возглавил физик-ядерник Цянь Сянь-цян. В 1955—57 расширен институт физики Китайской АН, преобразованный в 1958 в институт атомной энергии. В 1958 в пригороде Пекина с помощью СССР введён в строй первый экспериментальный ядерный реактор мощностью 10 тыс. квт, а также циклотрон мощностью 25 Мэв (соглашение между СССР и КНР о строительстве этих объектов было заключено ещё в 1955). Вступил в строй ускоритель протонов на 2,5 Мэв. В 1971 в стране насчитывалось около 10 реакторов. К исследованиям по ядерным проблемам были привлечены У Ю-сунь, Ван Ган-чан, Чжао Чжун-яо, Пэн Хуань-у, Чжан Цзян-хуа, Baн Цзян-кань, Ху Нин, Ван Шу-фэнь и др.; многие из них учились в США. В октябре 1964 было проведено первое (наземное) испытание ядерного устройства, в июне 1967 было взорвано первое термоядерное устройство.

  Большое внимание уделяется научно-прикладным исследованиям в области ракетной техники, а с конца 60-х годов — ракетно-космической техники. Эти работы возглавил Цянь Сюэ-шэн, окончивший Массачусетсский технологический институт и получивший чин полковника ВВС США. В 1955 Цянь Сюэ-шэн вернулся в Китай и стал директором института механики Китайской АН (в 1956 за труд «Техническая кибернетика» удостоен 1-й премии Китайской АН). В области ракетной техники работают также китайские учёные Шэнь Юань, Цянь Вэй-чан, Го Юн-хуа и др. В 1966 в Китай при очередном атомном испытании была использована управляемая ракета, пролетевшая несколько сотен км. В 1970 Китай запустил свой 1-й ИСЗ, а в 1971 — 2-й ИСЗ.

  В области физики высоких энергии в обсерватории, находящейся в горах Южного. Китай, систематически ведётся изучение космических лучей. В ряде районов Китай (в частности, в Тибете) велись геофизические исследования в связи с проведением Международного года спокойного Солнца. Геофизический институт Китайской АН осуществил комплекс геомагнитных исследований и измерения солнечной радиации на г. Джомолунгма на высоте 6300 м над уровнем моря. В 1967 введён в эксплуатацию первый в стране радиотелескоп Пекинской обсерватории; проект телескопа был разработан с помощью австралийских специалистов.

  Математика в современном Китай развивается в немногих направлениях — по теории чисел, вычислительной математике, топологии и некоторым др. Одним из крупнейших математиков является Хуа-Логэн, привлекавшийся к разработке ракетного и ядерного оружия, а в период «культурной революции» подвергнутый репрессиям. Получили известность труды У Вэнь-цзюня.

  После 1949 ускорилось развитие химии. За период 1949—60 число исследователей-химиков возросло в 10 раз, а инженеров-химиков (в 1949—63) — в 14 раз. Только в системе Китайской АН проблемами полимеров и биохимии занимаются 10 НИИ. Китайские учёные-химики концентрируют своё внимание на вопросах, связанных с развитием производства минеральных удобрений и ядохимикатов, искусственных и синтетических волокон, синтетического каучука, лекарственных средств, а также нефтехимии, ракетного топлива, материалов для атомной промышленности. Ведутся исследовательские работы по химии фтора и хлора.

  В области химии и биохимии наиболее важными научными достижениями 60-х гг. являются: осуществление полного синтеза инсулина, разработка и организация промышленного производства синтетического бензола, бактериологическая депарафинизация нефтяных фракций. По оценкам зарубежных специалистов, Китай достиг мирового уровня в области биохимии и производстве лекарственных веществ. Крупные исследования принадлежат Чжуан Чжан-гуну (органическая химия), У Сюе-чжоу (физическая химия), Хоу Дэ-бану (технология производства азотных удобрений).

  В КНР расширяются научно-технические исследования в металлургии. В черной металлургии длительное время ведутся работы по улучшению выплавки стали (в частности, внедрение и совершенствование кислородно-конверторного процесса и плавка металла в вакууме), совершенствование доменного процесса и др. В цветной металлургии осуществляются исследования, направленные на повышение степени извлечения металлов из руд и производство металлов высокой чистоты. Началось промышленное производство кристаллического кремния, необходимого для развития электронной промышленности. Большое внимание уделяется созданию синтетических твёрдых материалов — заменителей алмазов. Однако технический уровень китайской металлургии заметно отстаёт от передового мирового уровня.

  В значительных масштабах проводятся научные исследования в области техники машиностроения и металлообработки. Их главная цель — добиться самообеспечения продукцией этого комплекса. Наибольшее внимание уделяется развитию станкостроения. К концу 60-х гг. в Китай налажено опытное производство станков с цифровым программным управлением.

  Китайское машиностроение производит паротурбогенераторы с водяным охлаждением мощностью 125 тыс. квт, гидрогенераторы мощностью 100 тыс. квт, газовые турбины мощностью 6 тыс. квт, морские суда водоизмещением 18—19 тыс. т, 32-тонные саморазгружающиеся грузовые автомобили для работы на горнорудных предприятиях. Однако автоматических станков и станочных линий, тяжёлых и крупногабаритных станков, мощных молотов и гидравлических прессов производится недостаточно. Японские специалисты, например, считают, что в целом китайское станкостроение отстаёт от современного уровня на 5—10 лет.

  Развитие электроники прежде всего диктуется военными потребностями, особенно в связи с реализацией ракетно-ядерной программы. В 1956 в Китай были изготовлены кристаллы германия и начаты работы по созданию транзисторных схем. Учёные США считают, что Китай приблизился к мировому уровню в области электроники и техники микроминиатюризации. Большое значение придаётся конструированию и освоению производства ЭВМ. В 1956 при Китайской АН был организован институт по разработке ЭВМ. В 1958 создано первое запоминающее устройство на магнитных сердечниках и построена ЭВМ советской модели. В 1964 сконструированы 2 средние ЭВМ: аналоговая и цифровая, в 1967 современная цифровая ЭВМ на транзисторах, несколько позднее — ЭВМ на интегральных схемах. Однако, по мнению иностранных экспертов, Китай отстаёт в развитии производства необходимых вспомогательных приборов и устройств.

  Известные достижения имеют биологические и с.-х. науки, которые используют опыт современной генетики и молекулярной биологии. Ведется работа по улучшению сортов различных с.-х. культур, пород скота и птицы, изучению почв, растительных богатств, развитию защитного лесонасаждения. Энтомологи изучают методы борьбы с вредителями с.-х. культур. Гидробиологами найдены средства против ряда болезней пресноводных рыб. В 50-е годы заметных успехов добились палеонтологи.

  В 50-е годы значительное развитие получила медицинская наука, в частности клиническая и теоретическая медицина, физиология центральной нервной системы, цитология. Серьёзных успехов достигли китайские хирурги; большую известность получили, например, работы Хуан Цзя-сы (иностранный член АМН СССР с 1961). К концу 60-х гг. в производство было внедрено около 100 наименований новых лекарственных препаратов. Созданы эффективные противоядия от змеиных укусов, средства для помощи при отравлениях с.-х. химикатами, металлическими и др. соединениями. На основе экспериментальных и клинических опытов китайские врачи выработали рекомендации для лечения острых воспалительных заболеваний брюшной полости, которые исключают хирургическое вмешательство (метод предусматривает использования иглоукалывания и средств китайской народной медицины в сочетании с современными фармакологическими препаратами, переливанием крови и т.п.). Большое внимание уделяется вопросам санитарной защиты городских территорий от загрязнения промышленными и бытовыми отходами. Исследования в этой области ведутся научно-исследовательским институтом по охране труда, Управлением научных исследований по трудовой санитарии и гигиене Китайской АН. Вместе с тем сокращение государственных бюджетных ассигнований на здравоохранение в 60-х годах замедлило развитие медицинской науки.

  В. И. Акимов.

2. Общественные науки

Философия. Философия возникла в Китай в 6—3 вв. до н. э., когда сформировались основные. школы, оказавшие определяющее влияние на дальнейшее развитие философской мысли в Китай (конфуцианство, моизм, легизм — см. Фацзя, даосизм). Для этих школ характерно выдвижение на первый план проблем управления обществом и государством. Поэтому древнекитайская философия носила ярко выраженный этико-политический характер, вопросы гносеологии и онтологии занимали в ней весьма скромное место. Ранняя политизация философии была вызвана коренной перестройкой социальной и государственной структуры страны, повышенным интересом правящих кругов к улучшению системы управления. Уже при зарождении философских школ ощущалась тенденция к огосударствлению философии, что выражалось в активном привлечении философов на административную службу, создании в Цзися (царство Ци) философской академии. Становление китайской философии прошло в оживлённых дискуссиях различных школ о принципах управления страной и о взаимоотношениях между правителем, сановниками и народом. Одним из первых выдвинул свои принципы учения Конфуций (6—5 вв. до н. э.), взгляды которого изложены его учениками в трактате «Лунь юй» («Беседы и суждения»). Центральное место у Конфуция занимают понятия «ли» (система морально-этических принципов) и «цзюнь цзы» («благородный муж»). Морально-этические принципы создавались Конфуцием на основе норм, существовавших в большой семье и общине. Представление о почитании «фу лао» («отцов — старейших»), бытовавшее в общинах, было перенесено Конфуцием на общество в целом, где в роли отца народа должен был выступать правитель царства («цзюнь цзы») — образец человеческой мудрости, в совершенстве овладевший принципами «ли». Учение Конфуция об «исправлении имен» должно было закрепить привилегированное положение наследственной аристократии. Конфуций обосновывал свою теорию традиционным верованием китайцев в божественную силу неба: в его учении небо выступает в качестве высшей целенаправляющей силы, от которой зависит судьба всех жителей поднебесной и которая может быть постигнута лишь образованными сановниками. Учение Конфуция, развитое его последователями (Мэн-цзы и др.), послужило в дальнейшем теоретическим обоснованием особых прав нарождавшейся бюрократии на управление страной, что сыграло важную роль в превращении конфуцианства в официальную идеологию.

Фигурки актёров 7—9 вв., обнаруженные при раскопках могилы в г. Сиань. Китай.

Фигурки актёров 7—9 вв., обнаруженные при раскопках могилы в г. Сиань.

  С резкой критикой основ конфуцианского учения и прежде всего незыблемости социальной градации выступил Мо-цзы (5 в. до н. э.), считавший, что все несчастья и беспорядки в мире происходят из-за отсутствия взаимной любви. Развивая принцип «всеобщей любви», которая восстановит равенство между людьми, Мо-цзы выступил против захватнических войн. Он скептически относился к традиционной вере в «волю неба» и полагал, что основным критерием при назначении на административные посты должны быть не родовитость, а личные способности и мудрость. Фактически Мо-цзы уравнивал в правах знать и простой люд; согласно его теории, власть и народ должны заботиться об общих интересах, придерживаясь «единства взглядов». Этот принцип «почитания единства» оказал двоякое влияние на развитие общественно-политической мысли Китая: идея «единства взглядов», заимствованная легистами, была истолкована ими как требование насильственной унификации мышления народа. Одновременно моистское представление о равенстве людей оплодотворило популярное в крестьянской среде учение «да тун» — об обществе «великого единства» с уравнительным распределением всех благ. Этот же принцип привел моистов к идее договорного происхождения государственной власти. Моисты уделяли сравнительно большое внимание теоретическому обоснованию своего учения о всеобщей любви, поэтому они способствовали развитию теории познания, выдвинули учение о критериях истины.

  Стихийно-материалистический характер присущ даосизму, концепции которого изложены в каноне «Дао дэ цзин» и трактате «Чжуан-цзы». В «Дао дэ цзине» обосновывается существование объективного всеобщего закона природы — «дао» («путь»). Подобно другим философским школам, значительное внимание даосы уделили проблеме социального устройства; основоположники даосизма Лао-цзы и Чжуан-цзы выступали против каких-либо законов и правил, ограничивающих деятельность человека (в частности, против конфуцианских норм морали). Проповедуя отказ от достижений цивилизации, адепты даосизма воспевали мир природы и призывали человека к естественности. Социально-политические воззрения ранних даосов оказали большое влияние на формирование крестьянских утопий.

  Зарождение легистской школы — сторонников закона («фацзя») связано с именами Шан Яна (4 в. до н. э.) и Хань Фэй-цзы (3 в. до н. э.), сановников царства Цинь. Учение легистов, провозгласивших равенство всех перед законом, носило ярко выраженный антиконфуцианский характер. Выступая защитниками новых социальных сил и явлений, прежде всего частной собственности на землю, легисты создали совершенную модель деспотического государства, сыгравшую решающую роль в формировании императорско-бюрократической системы управления.

  Л. С. Переломов.

  Сюнь-цзы (3 в. до н. э.) был первым конфуцианцем, пытавшимся заимствовать у легистов ряд идей (концепцию закона, учения о наградах и наказаниях, концепцию равных возможностей в привлечении людей на государственную службу и т.д.) и заложившим тем самым предпосылки для создания качественно нового конфуцианства. Формирование ортодоксального конфуцианства было завершено Дун Чжун-шу (2 в. до н. э.) — «ханьским Конфуцием». Продолжив работу Сюньцзы, он усилил легистские мотивы, дополнил их рядом даосских идей и создал таким образом новое конфуцианство, провозглашённое в 136 до н. э. официальной идеологией (просуществовала вплоть до 1911).

  Наряду с этими четырьмя школами заметное влияние на развитие философской. мысли в древнем Китай оказала натуралистическая философская школа «инь — ян», восходящая к древним представлениям о взаимодействии пассивной женской силы — инь и активной мужской — ян. Эти идеи слились позднее с учением о взаимопревращении пяти первостихий (металл, дерево, вода, огонь и земля) и, будучи дополненной идеей об изначальной первостихии «ци» (пар, эфир), были усвоены почти всеми философскими школами. Материалистическую теорию познания развили поздние моисты (3 в. до н. э.); подобно Аристотелю, они разработали систему категорий, в основе которых лежали категории «причины» («гу»), «рода» («лэй»), «необходимости» («би»), «длительности» и «протяжённости», «тождества» и «различия», «бытия».

Искусство периода Инь. 1. Бронзовый бокал-«гу». Национальный музей восточного искусства. Рим. 2. Бронзовый сосуд-«дин» для жертвенного мяса. Музей Гугун. Пекин. Китай.

Искусство периода Инь. 1. Бронзовый бокал-«гу». Национальный музей восточного искусства. Рим. 2. Бронзовый сосуд-«дин» для жертвенного мяса. Музей Гугун. Пекин.

  Крупнейшим материалистом и просветителем Китай был Ван Чун (1 в. н. э.). Основу мира, согласно Ван Чуну, составляет вечно существующая материальная субстанция «юань-ци»; лёгкие частицы («ян-ци») образуют небо и космос, сгущённые («инь-ци») — землю и небесные тела. Взаимодействие этих частиц рождает всё сущее.

  Буддийская философия развивалась в Китай, ассимилируя элементы китайских философских идей, что было, в частности, причиной появления различных течений и сект в буддизме. Школа тяньтай традиционные положения буддизма с конфуцианскими идеями о человеколюбии и гармонии человека и космоса. Соединение буддизма с принципами даосизма, особенно с идеями Чжуан-цзы об «уравнивании вещей» и самосозерцании, привело к возникновению секты Чан, распространившей затем своё влияние на Японию (японское название — «дзен»). Это течение буддийской мысли сохранилось до наших дней, став в качестве формы медитации весьма модным среди буржуазной интеллигенции на Западе (см. Дзэн).

  Конфуцианство и даосизм, противостоя буддизму, со своей стороны, ассимилировали отдельные его элементы. Даосизм усвоил в основном ритуальные стороны буддизма, превратившись в результате этого в разновидность магии и прекратив свое существование как философское течение (3 в.). В конфуцианстве же, претерпевшем сложную эволюцию, в конце концов взяли верх рационалистические элементы. Чжоу Дунь-и, Чжан Цзай (11 в.), продолжая линию Хань Юя (конце 8—начале 9 вв.), развивают космогонические идеи о материальной субстанции «ци», выступающей в различных формах и сочетаниях и образующей сначала «пять первостихий», а затем и всё сущее. Однако под влиянием буддийских идей о нирване Чжан Цзай выступает с учением о примирении противоположных сил «инь» и «ян» в высшей гармонии. В дальнейшем конфуцианство усваивает идеалистически-рационалистические моменты философии буддизма, что приводит к появлению так называемого неоконфуцианства (12 в., Чжу Си). Взгляды Чжу Си носят дуалистический характер, так как он пытался соединить учение Чжоу Дунь-и и Чжан Цзая о «ци» как материальной субстанции с тезисом об абсолютном разуме-законе «ли», который неизменен и абсолютен, предшествует всему и возвышается над всем, однако может существовать лишь в «ци». Неоконфуцианство дало новый толчок к философским. спорам материалистов и идеалистов относительно единства духа и материи.

  Крупнейшим представителем субъективного идеализма в средневековом Китай был Ван Ян-мин (конец 15—начало 16 вв.), который возродил тезис Конфуция о врожденном знании, придав ему всеобщий и абсолютный характер. Ван Ян-мин преодолевает дуализм Чжу Си, объявляя «ли» источником и корнем всего существующего.

  Материалистическую трактовку этих вопросов дал Ван Чуань-шань (17 в.), утверждавший взаимосвязь «ли» и «ци» и объявлявший первоосновой материальную субстанцию «ци». Ван Чуань-шань возродил идею Мо-цзы о развитии человечества от звероподобного состояния к справедливости, воплощаемой в государстве.

  В 17—18 вв. китайская философия занималась главным образом комментированием «священных книг» Конфуция и Мэн-цзы, развиваясь в рамках интерпретации идей Чжу Си или Чжан Цзая, или Ван Чуань-шаня.

  В 19 в. возникает политическая идеология просветительства и социальных реформ. После Тайпинского восстания, которое выдвинуло великую утопию уравнительного крестьянского коммунизма, китайские реформаторы стали требовать замены абсолютистского монархического строя конституционной монархией (Кан Ю-вэй, Лян Ци-чао, Тань Сы-тун). Их концепции государства основывались на идеалистических представлениях в духе «общественного договора» (призыв возродить гармонию в отношениях между государем и народом). Реформаторы, за исключением Тань Сы-туна, отвергали революционные пути и основным методом преобразования общества считали деятельность просвещённых представителей господствующей знати и воспитание людей в духе первоначальных этических норм конфуцианства.

  В начале 20 в. в Китай получают широкое распространение буржуазные политические, философские и социологические теории (позитивистские и эволюционистские идеи английского философа Г. Спенсера, социал-дарвинистские взгляды, пропагандировавшиеся Янь Фу, и др.). В обстановке общего кризиса китайского общества и нарастания революционной ситуации в стране усиливается идеологическая борьба. Реформаторы Кан Ю-вэй, Лян Ци-чао резко склоняются вправо. Прогрессивные идеи реформаторов развивает в революционно-демократическом направлении выдающийся китайский мыслитель Сунь Ят-сен, в основе политической доктрины которого лежат три принципа: нации, народовластия и «народного благоденствия».

  Под влиянием Великой Октябрьской революции в России в Китай получают распространение идеи марксизма-ленинизма, особенно после образования КПКитай Видную роль в этом сыграл журнал «Синь циннянь»Новая молодежь»), а затем «Гунчандан» («Коммунист»). Первые китайские марксисты Ли Да-чжао, Цюй Цю-бо, Дэн Чжун-сяи др. вели острую идейную борьбу с буржуазной и феодальной идеологией.

  После образования в 1949 Китайской Народной Республики марксизм-ленинизм, в том числе диалектический и исторический материализм, стал руководящей теоретической основой в борьбе за социализм и получил широкое распространение в стране. Были созданы философские учреждения, объединяющим центром которых явился институт философии АН. Китайскими философами-марксистами был создан ряд трудов по вопросам диалектического и исторического материализма, критики современной буржуазной. философии. Большое внимание уделялось изучению истории философии (Хоу Вай-лу [и др.], «История китайских идеологий», т. 1—5, 1957—60, и др.). Переводились и издавались важнейшие труды советских философов, было завершено издание Полного собрания сочинений В. И. Ленина, началось издание собраний сочинений Китай Марса и Ф. Энгельса. С конца 50-х гг. и особенно со времени «культурной революции» (2-я половина 60-х гг.), когда «идеи Мао Цзэ-дуна», маоизм — эклектическая смесь традиционных воззрений с воинствующим национализмом, элементами утопического социализма и вульгарными интерпретациями марксизма — провозглашается высшим достижением философской мысли, по существу прекращаются исследовательские работы в области философии. В начале 1966 закрыт журнал «Чжэсюе яньцзю» («Философские исследования»), прекращено издание трудов по философии. В 1971 возобновилось издание отдельных книг по истории китайской философии.

  М. Л. Титаренко

Историческая наука. В 1-м тысячелетии до н. э. происходил процесс накопления исторических знаний, составлялись первые летописи и некоторые исторические сочинения. В 4—3 вв. до н. э. создаются книги, посвященные легендарной древности, эпохам Инь (16—11 вв. до н. э.) и Чжоу (11—3 вв. до н. э.). В их числе: «Чуньцю» (хроника царства Лу), «Цзо чжуань» (летопись эпохи Джоу), «Шан шу» («Книга исторических преданий»), «Го юй» («Речи царств») и др. В этих сочинениях господствуют идеи древнего конфуцианства, сводящиеся к вере во всемогущество неба, к прославлению правителей легендарного «золотого века» Яо и Шуня. Во 2 в. до н. э.—6 в. н. э. закладываются основы исторической науки, формируется концепция исторического процесса. Труд Сыма Цяня «Ши цзи» («Исторические записки») (начало 1 в. до н. э.) был первой всеобщей историей Китай, в которой автор применил комплексный описательно-биографический и хронологический методы изложения. По образцу «Ши цзи» в дальнейшем создаются официальные истории династий (так называемые чжэн ши) — «Хань шу» («История Хань»), составленная в 1 в. н. э. Бань Гу, «Сань го чжи» («История Троецарствия»), составленная Чэнь Шоу, и др. В основе исторической концепции Сыма Цяня лежала теория философа-конфуцианца 2 в. до н. э. Дун Чжун-шу о «трёх основах» (небо, земля, человек) и его учение о борьбе светлого и темного начал и 5 стихий: эти положения Дун Чжун-шу были перенесены на область истории. Во взглядах Бань Гу ослабла вера в небо, но усилились идеи всемогущества государства и монарха, отражавшие цели ханьского конфуцианства.

Парк Ихэюань близ Пекина. 16—18 вв. Искусственное озеро Куньминху. Китай.

Парк Ихэюань близ Пекина. 16—18 вв. Искусственное озеро Куньминху.

  Заметное место в историографии занимают периоды Тан и Суп (7—13 вв.), совпавшие с подъёмом феодального государства. Развивалась официальная историография, которая всё больше переходила в ведение государственных чиновников, регулярно составлялись истории прошедших династий. Появилась первая историческая компиляция — «Тун дянь» («Политический свод»), собранная в 8 в. Ду Ю. В труде Лю Чжи-цзи в 8 в. «Ши тун» («Проникновение в историю») впервые критически оценено историографическое наследие, осуждены ошибки и тенденциозность некоторых исторических писаний. Общей истории были посвящены в 11—12 вв. труд Сыма Гуана «Цзы чжи тун цзянь» («Всеобщее обозрение событий, управлению помогающее») с обзором событий с 403 до н. э. до 959 н. э. и сочинение Чжу Си «Тун цзянь ган му», проникнутое духом легитимизма и идеями конфуцианской ортодоксии. Одновременно в исторической мысли сказывалось и влияние даосских идей (Шао Юн). Немаловажную роль в распространении исторических знаний, в сохранении историографических традиций сыграло распространение книгопечатания. Происходило дальнейшее расширение источниковедческой базы, официальная историография совершенствовалась. В эпоху Сун (960—1279) появился жанр сочинений «цзи ши бэнь-мо» — описание событий «с начала до конца», издавались сборники законов, впервые были собраны надписи на камне и бронзе. Составлены новые своды: «Тун чжи» («Исторический свод») Чжэн Цяо, «Вэньсянь тункао» («Исследование древних текстов и их традиций») — историко-литературная компиляция Ма Дуань-линя, энциклопедии «Тайпин юй-лань» («Императорский просмотр») и «Це фу юань гуй» («Сокровищница библиотек»).

  Последний этап развития феодальной историографии падает на 17—18 вв. Маньчжурские захватчики боролись против идей патриотизма, осуществляли так называемую литературную инквизицию. За правдивое воссоздание истории китайской династии Мин (1368—1644) были казнены Дай Мин-ши и др. В эти века в среде китайских учёных усилилось движение за критический подход к историографическому наследию, к традиционной официальной литературе. Своими работами в этой области известны восточно-чжецзянская группа (Хуан Цзун-си, Вань Сы-тун, Цюань Цзу-ван) и школа критических исследований (Гу Янь-у, Цянь Да-синь и др.). В труде Чжан Сюэ-чена «Вэнь ши тун-и» («Общий смысл литературы и истории») поставлены проблемы сознания и морали историка, соотношения субъективного и объективного, правдивости описания.

  Для китайской официальной историографии в целом было характерно презрительное отношение к выступлениям народных масс против феодального гнёта, к освободительной борьбе неханьских (некитайских) народов, насильственно включенных в состав китайской империи. В 19 в. заметно усилилась патриотическая тема в историографии и интерес к внешнему миру (Линь Цзэ-сюй, Вэй Юань, Се Фучэн). Началось знакомство китайской интеллигенции с буржуазной наукой Запада. В работах Кан Ю-вэя (1858—1927) традиционные теории древних школ получили развитие в виде учения о трёх эпохах истории. Кан Ю-вэй, Лян Ци-чао и др. подвергали систематической критике древние тексты, изучали методологию исторических. исследований.

  В 20 в. в китайскую историографию, с одной стороны, проникли буржуазные идеалистические теории, с другой — происходило постепенное знакомство с марксизмом. Глашатаем историко-материалистических идей в китайской историографии стал выдающийся китайский марксист Ли Да-чжао. Развитие историографии шло сложным путем. Сохраняли свою силу традиционные взгляды и методы, были опубликованы истории династий Юань и Цин и десятки трудов старого жанра. В то же время обнаружение новых находок и материалов (надписи на костях, ханьские тексты из Цзюйяна, императорские архивы) расширило базу исследований. Большой вклад в развитие исторической науки внесли  Ло Чжэнь-юй, Дун Цзо-бинь, Ван Го-вэй и др. Критический подход к древности проявили учёные, связанные с изданием «Гу ши бянь» («Дискуссии по древней истории»).

  В годы гоминдановского господства (1927—49) в области истории развертывалась острая идейная борьба между прогрессивными и реакционными взглядами. В официальной историографии проповедовались конфуцианские идеи, реакционные буржуазные теории и открытый национализм (Дай Цзи-тао, Цзян Тин-фу, Тао Си-шэн и др.). Наряду с этим росла прогрессивная литература, публиковались труды Фань Вэнь-ланя, Хоу Вай-лу, Цзянь Бо-цзаня, Го Мо-жо. В 1941 вышла коллективная работа «Краткая история Китая», в которой заметно стремление раскрыть историю китайского общества в свете марксистского учения об общественно-экономических формациях.

  Создание КНР, провозглашение марксистско-ленинской идеологии основой научного творчества открывали для развития историографии новые большие возможности. В 1949—58 историческая наука сделала заметные успехи. Созданы три института истории, институт археологии Китайской АН. Начали выходить исторические журналы «Лиши янь-цзю» («Изучение истории») (с 1954), «Каогу» («Археология») и др. Развертывались археологические поиски, давшие хорошие результаты в изучении культур Яншао и Луншань, продвинулось изучение обществ Инь, Чжоу и Хань. Вокруг узловых проблем средневековья (характер феодального общества, формы землевладения, крестьянские восстания, зарождение раннекапиталистических отношений) развернулись дискуссии. Опубликовано большое число документов и материалов по новой истории: документы восстаний тайпинов, няньцзюней, ихэтуаней, истории Синь-хайской революции, движения «4 мая» и др. Изучение новейшей истории ещё не получило широкого развития, но вместе с тем была проделана полезная работа по републикации партийных журналов, материалов по рабочему движению, по гражданским войнам.

  Значительно менее продуктивным для историков оказался период 1959—65, что прямо было связано с политической ситуацией в стране. Во 2-й половине 60-х гг., в период «культурной революции», перестали выходить книги и журналы по истории, видные историки (У Хань, Цзянь Бо-цзань, Хоу Вай-лу и др.) подверглись нападкам и гонениям, научные институты бездействовали. Всё это серьёзно задержало развитие китайской историографии.

  Р. В. Вяткин.

Экономическая наука. Возникновение экономической мысли Китай относится к 1-му тысячелетию до н. э. Между представителями ведущих школ философской мысли Древнего Китай: конфуцианской, даосизма, моизма (последователей Мо-цзы), легистов — на протяжении веков шла острая полемика о взаимоотношениях рабства и общины, об экономических возможностях и недостатках общины, о степени вмешательства государства в экономическую жизнь, о проблемах государственной монополии, торговли, финансов.

  Так, конфуцианцы большое значение придавали увеличению богатства народа и государства, усилению его могущества, причем источником богатства они считали труд. Моисты, исходя из признания равенства людей от природы, выступали против сословности, привилегий знати, угнетающей крестьян и ремесленников. Оставаясь на позициях частной собственности, они стремились к развитию свободной инициативы мелких производителей, к всеобщему участию в физическом труде для создания совместными усилиями всеобщего благополучия. Школа легистов и ее крупнейший представитель Хань Фэй утверждали необходимость укрепления экономического и военного могущества государства. Основой экономики они считали сельское хозяйство, поэтому требовали поощрения земледельцев.

  В феодальном Китай во время Тайпинскою восстания (1850—64) выдвигалась идея создания справедливого общественного строя на основе уравнительности всех его членов в сфере производства и распределения. В конце 19 в., когда в сфере прогрессивной интеллигенции Китай возникло движение так называемых реформаторов, его руководители Кан Ю-вэй, Лян Ци-чао, Тань Сы-тун считали, что преодолеть экономическую и политическую отсталость Китай можно только идя по пути Запада, овладев его политическим и научно-техническим опытом, и выдвигали идею проведения реформ сверху. На смену реформаторам пришло движение революционной буржуазной демократии в лице её наиболее последовательной идеологии — суньят-сенизма.

  После победы Великой Октябрьской социалистической революции в России в Китай первым пропагандистом марксизма, в том числе и экономического учения Китай Маркса был Ли Да-чжао. Он подчеркивал, что идеи научного коммунизма указывают путь для решения всех коренных проблем К. Марксистское движение в Китай развивалось и укреплялось в острой борьбе с идеологией феодальной компрадорской реакции, буржуазного реформизма и мелкобуржуазной стихийности.

  После образования КНР, в период с 1949 до 1958, характерным был подход с марксистских позиций к проблемам строительства социализма в Китай, изучение и использование опыта экономического строительства в СССР. Были созданы научные и учебные заведения, занимавшиеся экономическими исследованиями и подготовкой экономических кадров (до 1966): институт экономики Китайской АН в Пекине; Отделение института экономики Китайской АН в Шанхае; Народный университет в Чанчуне; Нанькайский государственный университет в Тяньцзине; Финансово-валютный институт в Шанхае; институты сельского хозяйства в гг. Ухань, Нанкин, Гуанчжоу, Чэнду; организован ряд периодических изданий, освещавших вопросы экономики страны: «Цзинцзи яньцзю» («Экономические исследования») — ежемесячный журнал, орган института экономики Китайской АН (Пекин, 1955—66); «Цзинцзи чжоубао» («Экономический ежеквартальный вестник»; Шанхай, 1948—54); «Цзнхуа цзинцзи» («Плановое хозяйство»; Пекин, 1956—58), в 1959 объединён с «Тун-цзы гунцзо» («Статистическая работа»; Пекин, 1957—58) под общим названием «Цзи-хуа юйтун-цзы» («Экономика и статистика»; Пекин, до 1960 включительно); «Цзисехуа нунье» («Механизированное сельское хозяйство»; Пекин, 1954—57); «Цай-чжэн» («Финансы»; Пекин, 1958—63); «Чжунго нунбао» («Сельское хозяйство Китая»; Пекин, 1950—65); «Чжунго цзиньюн» («Денежное обращение Китая»; Пекин, 1950—1959). В КНР обсуждались проблемы характера действия объективных экономических законов в условиях Китай, использования товарно-денежных отношений, форм и методов планирования. При этом происходила борьба двух направлений экономической мысли — научного, марксистско-ленинского, и волюнтаристского, мелкобуржуазного. Последнее взяло верх в годы «большого скачка» и «культурной революции». В Китай были отвергнуты теоретические закономерности социалистического строительства, получили распространение разного рода «новые» экономические теории, например концепция «волнообразного развития народного хозяйства», утверждающая, что для социалистической. экономики характерно не планомерное, а скачкообразное развитие, при котором подъёмы периодически сменяются спадами во всех отраслях экономики. Выдвижение курса: «сельское хозяйство — основа экономики, а промышленность — ведущая сила» — явилось фактически отступлением от политики социалистической индустриализации, затормозило её развитие и пагубно сказалось на всём народном хозяйстве.

Дун Юань. Пейзаж. 10 в. Раньше — в Музее Гугун. Пекин. Китай.

Дун Юань. Пейзаж. 10 в. Раньше — в Музее Гугун. Пекин.

  Во внешнеэкономической политике отрицались объективные закономерности экономического сближения стран социализма, был провозглашен курс «опоры на собственные силы», игнорирующий международное социалистическое разделение труда.

  Извращение ленинского принципа соотношения политики и экономики и объявление политики «командной силой», которая может не считаться с объективными экономическими законами, отход в целом от материалистического обоснования экономической политики усугубили трудности, испытываемые народным хозяйством КНР. Концепции маоизма, основанной на волюнтаристских принципах, не выдержали проверки практикой социалистического строительства, ходом международной. жизни. В них нет научного, конструктивного содержания.

  И. Н. Самарин.

Юридическая наука. Возникновение и развитие юридической мысли в Китай было тесно связано на протяжении более чем 2 тыс. лет (до начала 20 в.) с этико-политическими школами — легистской (школа «фацзя») и конфуцианской. Концепции легистов в наиболее полной форме изложены в трактате «Шань Цзюнь шу» («Книга правителя области Шан», рус. пер. 1968), составленном в 3 в. до н. э. последователями известного реформатора Шан Яна. Развивая принцип универсальности закона, выдвинутый одним из родоначальников легизма Гуань Чжоном (7 в. до н. э.), Шан Ян создал совершенную для его времени модель деспотического государства, в которой закону отводилась роль регулятора жизни общества и государства. По мнению легистов, хорошее правление возможно лишь там, где глава государства опирается на единые, обязательные для всех законы. Именно с помощью закона возможно проведение крупных экономических и политических акций. Считая закон верховной силой, легисты наделяли правителя неограниченной властью, поскольку, по их мнению, лишь он один являлся творцом законов. Эпоха расцвета легистской школы (5—3 вв. до н. э.) была временем возникновения и распространения частной собственности на землю, развития торговли и ремесла, роста городов; новые социальные слои: богатые общинники, ремесленники и торговцы — начинали играть заметную роль не только в экономической, но и политической жизни общества. Эти социальные процессы отразила теория и практика легистов, которые попытались с помощью закона разорвать патронимические узы. В области государственного права легисты создали ряд юридических норм и институтов, ставших основой новой государственной структуры — императорской системы власти. Принципиальными противниками легистов как сторонников законодательной системы явились конфуцианцы. Конфуций осуждал всякие законодательные акты, считая, что они подрывают позиции наследственной аристократии. Конфуцианцы возражали против выдвинутой легистами концепции равенства всех перед законом, утверждая, что наследственная аристократия и администрация должны стоять над законом. Борьба легистов с конфуцианцами закончилась недолгой победой легистов: в период империи Цинь (221—207 до н. э.) легистские концепции были положены в основу правления. Однако выросшая бюрократия была кровно заинтересована в получении привилегий перед законом; уже в эпоху Хань (206 до н. э.— 220 н. э.), когда конфуцианство стало официальной идеологией господствующего класса, конфуцианцы постепенно отвоёвывали у правителей различные уступки в пользу бюрократии. В период правления династии Вэй (220—265) был принят закон о «Восьми условиях для благоприятного рассмотрения дел» («ба и»), наделивший чиновничество особым статусом и официально поставивший бюрократию в привилегированное положение по отношению к закону и тем самым возвысивший ее над остальными классами и сословиями. Ещё в эпоху Хань произошла частичная конфуцианизация законов, прежде всего в области семейных отношений (например, усиление мер наказания за проступки перед родителями и старшими в роде). В эту же эпоху произошло разграничение сфер влияния между легизмом и конфуцианством, сохранявшееся до начала 20 в.: концепции легистов применялись в области административного и уголовного права, гражданское, семейное и другие отрасли частного права базировались на догматах конфуцианской морали. Произошла также конфуцианизация некоторых легистских концепций. Относительно стабильная система власти оказала влияние и на характер законодательства. Для всех династийных кодексов законов характерна преемственность основных юридических положений. Наиболее четко это прослеживается на примере сводов законов Цинской династии (16441911); «Основные своды и постановления великой династии Цин» и «Собрание законов и постановлений великой династии Цин». Так, основные статьи уголовного кодекса «Основных сводов и постановлений великой династии Цин» заимствованы без каких-либо существенных изменений из кодекса предшествовавшей династии Мин (1368—1644), основанного на законодательной системе династии Тан (618—907). «Собрание законов и постановлений великой династии Цин» аналогично «Своду законодательных актов династии Мин», содержавшему нормы, регламентировавшие различные вопросы государственного управления и хозяйства.

Золотое украшение для причёски в форме птицы-феникса. Период Сун. Собрание Китай Кемпе. Экольсунд. Китай.

Золотое украшение для причёски в форме птицы-феникса. Период Сун. Собрание Китай Кемпе. Экольсунд.

  Традиционные юридические нормы не могли удовлетворить потребностей экономического и политического развития Китай в новое время. Когда в конце 19 в. возникло движение за реформы, ведущие представители этого движения (Кан Ю-вэй, Лян Ци-чао и другие), выдвинув программу буржуазных преобразований в целях ускоренного развития капиталистических отношений в рамках конституционной монархии, выступали за изменение традиционных законов. В результате Синьхайской революции была упразднена императорская система власти и вместе с тем многие традиционные законы (в т. ч. и закон «ба и»). 10 марта 1912 Национальное собрание приняло временную конституцию Китайской Республики, в разработке которой принимал участие Сунь Ят-сен. Эта конституция провозгласила такие демократические принципы, как равноправие граждан, неприкосновенность личности, жилища и имущества, свобода слова, печати, собраний, ввела избирательное право и другие. Однако установление в стране господства  бэйянских милитаристов, а с 1927 чанкайшистской диктатуры помешало реальному осуществлению провозглашенных демократических прав и свобод. Демократическое строительство в 1927— 1949 осуществляла лишь КПК, сначала на территории советских районов, где были утверждены новые принципы общественного и государственного строя в форме Советов, закрепленные в принятом в 1931 проекте Конституции Китайской Советской Республики, а затем в освобожденных районах.

  Возникновение новой правовой науки в Китай относится к периоду, непосредственно следовавшему за образованием КНР в 1949. Работы, опубликованные в первые годы народной власти, носили научно-популярный характер либо были обобщением практики деятельности политико-юридических органов. В 1953 была создана Китайская ассоциация политических и юридических наук, начавшая издавать в 1954 правовой журнал «Чжэн-фа яньцзю» («Изучение политики и права»). В 1958 создан институт правовых и политических наук Китайской АН.

  С начале. 60-х гг. правовая наука Китай вступила в полосу тяжёлого кризиса: юридические публикации свелись к восхвалению «идей Мао Цзэ-дуна» и критике работ юристов СССР и других социалистических стран.

  Л. С. Переломов.

Языкознание. Изучение китайского языка в Китай до 20 в. велось в рамках традиционной филологии на основе комментирования и толкования классических текстов. Изучались диалекты, состав и строение слога, иероглифика, имелись зачатки грамматического анализа, например введение понятий «ши цзы» и «сюй цзы» («полные» и «пустые» слова), «хо цзы» и «сы цзы» («живые» и «мертвые» слова), что соответствует глаголам и именам. Первые работы, содержащие сведения о китайском языке и письме, относятся к рубежу н. э. Древнейший толковый словарь — Эр-я (окончательная редакция — 3 в. до н. э.). В 1 в. н. э. Ян Сюн составил словарь «фанъянь» («Диалекты»), отразивший диалектную лексику периода Хань; Сюй Шэнь создал иероглифический словарь «Шо вэнь цзе цзы» («Толкование простых и объяснение сложных знаков»), в котором все иероглифы распределены по 6 категориям (классификация сохранила значение до наших дней). Традиционные фонетические представления о китайском языке связаны с расчленением слога на 2 компонента — шэн (начальнослоговой согласный) и юнь (концовка слога, или рифма, включающая тонированный слогообразующий гласный). С 7 в. стали появляться словари рифм («Цеюнь», 601; «Танъюнь», 751, и др.), имевшие значение для позднейших реконструкций фонетики древнего китайского языка. Иероглифы в них располагаются в соответствии с тонами и рифмами.

  Комментарии древних классических текстов, например комментарий Чжу Си (12 в.), содержат филологические сведения о древнем китайском языке (толкование значений знаменательных и служебных слов). В начале 17 в. были составлены наиболее полные словари — иероглифический словарь «Канси цзы-дянь» и словарь рифм «Пэй вэнь юнь фу». Позднее создаются многочисленные лексикографические, а также фонетические (в традиционном смысле) работы. В начале 20 в. были расшифрованы надписи на гадательных костях 14—12 вв. до н. э. (Ван Го-вэй и др.).

  В собственно лингвистическом плане изучение китайского языка началось в 1898 — грамматика Ма Цзянь-чжуна «Ма-ши вэнь тун». Эта и последующие грамматики испытали влияние европейской науки. В 30-х гг. 20 в. появляются оригинальные исследования по истории, грамматике, лексикологии, фонетике, в том числе исторической диалектологии (работы Ли Цзинь-си, Дун Тун-хэ, Ван Ли, Ло Чан-пэя, Люй Шу-сяна, Лу Чжи-вэя, Гао Мин-кая, Цао Бо-ханя, Юань Цзя-хуа и др.). В 30-х годах разрабатывались проекты латинизации письма. Интенсивная лингвистическая работа развернулась в КНР в 50-х гг.: создан институт языкознания, стали выходить языковедческие журналы «Чжунго юйвэнь» («Китайский язык»), «Юйвень сюэси» («Языковая учеба»), «Вэньцзы гайгэ» («Реформа письма»). Китайские ученые провели значительную работу по составлению проекта фонетического алфавита и подготовке реформы письма. В годы «культурной революции» (2-я половина 60-х гг.) языковедческая работа была приостановлена.

  В. М. Солнцев.

3. НАУЧНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ

  В конце 1949 создана Китайская академия наук (АН КНР). В 1949 насчитывалось 40 научно-исследовательских организаций; в 1952 в научных учреждениях работало около 10 тыс. исследователей и инженеров. В 1956 в Пекине создана Академия медицинских наук, объединившая 12 отделений, в которых в 1958 работало свыше 4 тыс. человек, включая свыше 600 научных работников (из них 102 имели учёные степени). В 1957 в Пекине основана Академия с.-х. наук, в которую вошли 31 НИИ и свыше 100 с.-х. научных станций. Значительный объём научных исследований выполняли вузы.

  В 1958 в Китай числилось 848 научно-исследовательских организаций, из них 170 работали в области фундаментальных исследований, 415 занимались прикладными исследованиями в области промышленности и транспорта, 134 — в области сельского хозяйства, 101 — в медицине, 28 — в др. науках. В 1958 в научно-исследовательских учреждениях работало 118, 6 тыс. человек, в том числе 32,5 тыс. научных сотрудников (из них около 1,5 тыс. докторов наук).

  За годы «большого скачка» сеть научно-исследовательских организаций несколько расширилась, но многие из них были созданы без учета имевшихся возможностей и оказались слабо оснащенными и плохо укомплектованными кадрами. В этот период решающую роль в проведении общегосударственной научно-технической политики стала играть Государственная комиссия по науке и технике. В 1958 в Пекине была создана Академия военных наук. В 1958 основана Академия геологических наук, в состав которой вошли 6 НИИ.

  Переход к политике «урегулирования» положительно отразился на росте численности научных кадров. В 1965 в исследовательских организациях страны работало 425 тыс. человек, в том числе 53 тыс. научных сотрудников — учёных и инженеров, из них 3,5 тыс. человек находились в системе АН; 45 тыс. человек — в научно-исследовательских институтах отраслевых министерств промышленности, включая военную промышленность; 4,5 тыс. человек — в др. институтах и организациях. В вузах насчитывалось около 100 тыс. преподавателей, часть которых занималась исследовательской деятельностью. Большая часть учёных работала в области естественных и технических наук. Исследования проблем гуманитарных наук вели институты отделения общественных наук Кит. АН и факультеты некоторых университетов: Пекинского, Фуданьского, Нанькайского, Уханьского и др.

  Во время «культурной революции» научным кадрам был нанесён большой ущерб. Особенно пострадали сотрудники, занятые исследованиями по общественным наукам. В этот период усилилась милитаризация китайской науки. В декабре 1967 армия установила контроль над Китайской АН. Китайские руководители постарались оградить от эксцессов «культурной революции» научные учреждения, работавшие в области военного производства.

  До «культурной революции» в Китай существовало много научных обществ: фармакологическое (с 1912), медицинское (с 1914), геологическое (с 1922), психологическое (с 1955), метеорологическое (с 1924), физиологическое (с 1926), физическое (с 1932), химическое (с 1932), ботаническое (с 1933), географическое (с 1909), зоологическое (с 1934), энтомологическое (с 1951), почвоведения (с 1945), анатомическое (с 1947), по изучению лесов (с 1951), механики и строительства (с 1951), гидрографическое (с 1951), математическое (с 1936) и др. Деятельностью этих обществ долгое время руководила Всекитайская федерация научно-технических обществ. До середины 60-х гг. научные общества издавали свои журналы; выход многих из них был прекращен в годы «культурной революции». После «культурной революции» началось восстановление нормальной деятельности Китайской АН и др. научных учреждений. Однако этот процесс в большей мере относится к институтам, занимающимся естественными и техническими науками. Условия работы научных учреждений гуманитарного профиля остаются сложными и противоречивыми.

  Высшей инстанцией, ведающей всеми вопросами научно-исследовательских работ в Китай, является Государственный совет, который осуществляет общее руководство и контроль за развитием науки через Государственную комиссию по науке и технике, Государственную плановую комиссию и др. органы. Научными исследованиями руководят отраслевые министерства, а также Китайская АН. Координация научно-исследовательских работ возложена на АН. Непосредственными исполнителями исследовательских работ являются НИИ отраслевых академий, подчинённых соответствующим министерствам, НИИ отделений Китайской АН, НИИ отраслевых министерств и вузов.

  В. И. Акимов.

  Лит.: Чжуцзы цзичэн (Собр. произв. древних мыслителей), т. 1—8, Пекин, 1957; Хоу Вай-лу [и др.], Чжунго сысян тунши (История китайских идеологий), т. 1— 5, Пекин, 1957—60; Книга правителя области Шан, пер. с кит., вступ. статья и коммент. Л. С. Переломова, М., 1968; Китайская философия, пер. с кит. и текст М. Л. Титаренко, в кн.: Антология мировой философии, т. 1, М., 1969; Древнекитайская философия. Собр. текстов, т. 1, М., 1972; Конрад Н. И., Запад и Восток, М., 1966; Ян Хин-шун, Древнекитайский философ Лао-цзы и его учение, М., 1950; Петров А. А., Очерк философии Китая, в кн.: Китай, М.— Л., 1940; Алтайский М., Георгиев В., Антимарксистская сущность философских взглядов Мао Цзэ-дуна, М., 1969: Fung Yu-lan, A history of Chinese philosophy, v. 1—2, Princeton, 1952—53; Levenson J. R., Origines et itineraire du confucianisme, «Diogéne», 1963, № 42; Ефимов Г., Историко-библиографический обзор источников и литературы по новой истории Китая, ч. 1—3, Л., 1965—72; Историческая наука в КНР, М., 1971; Цзинь Юй-фу, Чжунго шисюэ ши (История исторической науки Китая), Пекин, 1962; Найто Торадзиро, Сина сигаку си (История исторической науки Китая), Токио, 1953; Historians of China and Japan, L., 1965; Корбаш Э., Экономические «теории» маоизма, М., 1971; Needham J., Science and civilisation in China, v. 1—5, 1954—71.

Китай, Китайская Народная Республика, КНР (кит. Чжунхуа жэньминь гунхэго).

Флаг государственный. Китай. Китай.

Флаг государственный. Китай.

Государственный герб. Китайская Народная Республика. Китай.

Государственный герб. Китайская Народная Республика.

 

Статуэтка, изображающая музыканта-барабанщика. 3 в. до н. э. — 3 в. н. э. Китай.

Статуэтка, изображающая музыканта-барабанщика. 3 в. до н. э. — 3 в. н. э.

I. Общиесведения К. — крупнейшее по численности населения и одно из крупнейших по площади государств в мире; расположен в Центральной и Восточной Азии. На востоке омывается водами Жёлтого, Восточно-Китайского и Южно-Китайского морей Тихого океана. У побережья многочисленные острова, крупнейшие — Тайвань и Хайнань. На севере К. граничит с СССР и МНР, на западе и юге — с Афганистаном, Индией, Непалом, Сиккимом, Бутаном, Бирмой, Лаосом и ДРВ, на северо-востоке — с КНДР. Площадь 9,6 млн. км2. Население 787 млн. человек, по данным ООН на середину 1971 (по первой переписи 30 июня 1953, население было исчислено в 590 195 тыс. человек, без китайских эмигрантов; по официальным китайским данным за 1957 — 656,6 млн. человек; официальные статистические данные о численности населения после 1957 в стране не публиковались). Столица — г. Пекин.

  В административном отношении территория КНР делится на 22 провинции, включая Тайвань, находящийся под властью гоминдановцев, 5 автономных районов и 3 города центрального подчинения

 

II.Государственный строй

  Конституция 1954 провозгласила КНР «государством народной демократии», где вся власть принадлежит народу в лице Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП) и местных собраний народных представителей (СНП). По закону ВСНП формируется путем многостепенных выборов, на 1-й сессии каждого созыва оно избирает Постоянный комитет, осуществляющий большинство функций ВСНП в период между его ежегодными сессиями. По конституции ВСНП — единственный законодательный орган К., однако в 1955 право издания отдельных законов было предоставлено Постоянному комитету ВСНП (с 1959 он законодательствует в полном объёме). ВСНП избирает председателя КНР, выполняющего вместе с Постоянным комитетом функции главы государства. Председатель КНР возглавляет вооруженные силы и является председателем Государственного комитета обороны, созывает высший совещательный орган — Верховное государственное совещание. Правительство — Государственный совет КНР — назначается ВСНП в качестве исполнительного органа и высшего государственного административного органа. В Государственный совет входят премьер, его заместители, министры и председатели Государственных комитетов. Поскольку ВСНП не созывался с 1964, вся власть фактически сосредоточилась в руках правительства. Местные СНП избираются путём многостепенных или прямых выборов во всех административно-территориальных единицах; они избирают свои исполнительные органы — народные комитеты; конституция 1954 провозгласила автономию во всех районах, где национальные меньшинства живут компактно. Была определена организация органов самоуправления в автономных районах, округах и уездах, их компетенция. В 1958 в связи с созданием «народных коммун» представительные органы и народные комитеты в волостном звене были фактически ликвидированы.

  В начале 60-х гг. деятельность ВСНП и других представительных органов принимает чисто формальный характер. Вся система государственных органов КНР в целом была значительно деформирована. При проведении «культурной революции» (см. раздел Исторический очерк) во 2-й половине 60-х гг. СНП и народные комитеты были распущены. Власть на местах оказалась сосредоточенной в руках так называемых «ревкомов». «Ревкомы» не избирались, состав их был объявлен на митингах. В этих органах решающую роль стали играть военные. Во время «культурной революции» деятельность центральных конституционных органов была парализована, председатель КНР Лю Шао-ци смещен в 1968 неконституционным путем. В тот же период была ликвидирована и установленная конституцией система судебных и прокурорских органов, суд и прокуратура были слиты с органами общественной безопасности. Образованные таким образом органы названы «комиссиями по искоренению контрреволюции» или «отделами диктатуры» при соответствующих «ревкомах». В начале 70-х гг. существенных изменений в характере функционирования режима не наблюдалось.

  Л. М. Гудошников.

Табл. 1. — Административное деление

Адм. единица

Площадь, тыс, км2

Население, тыс. чел.

Адм. центр

Адм. единица

Площадь, тыс. км2

Население, тыс. чел.

Адм. центр

Провинции

 

 

 

Шаньдун.....................

150,0

55 520

Цзинань

Аньхой..............

130,0

31 240

Хэфэй

Шаньси.......................

150,0

12 350

Тайюань

Ганьсу...............

530,0

12 650

Ланьчжоу

Шэньси.......................

190,0

20 770

Сиань

Гирин (Цзилинь)

290,0

17 890

Чанчунь

Юньнань.....................

380,0

20 510

Куньмин

Гуандун.............

220,0

42 800

Гуанчжоу

Тайвань......................

36,0

12 040

Тайбэй

Гуйчжоу............

170,0

17 400

Гуйян

 

 

 

 

Ляонин..............

230,0

29 500

Шэньян

Автономные районы

 

 

 

Сычуань............

560,0

67 960

Чэнду

Внутренняя Монголия

450,0

6 240

Хух-Хото

Фуцзянь............

120,0

16 760

Фучжоу

Синьцзян-Уйгурский

1600,0

7 270

Урумчи

Хубэй................

180,0

33 710

Ухань

Гуанси-Чжуанский.....

230,0

20 840

Наньнин

Хунань..............

210,0

37 180

Чанша

Нинся-Хуэйский........

170,0

2 160

Иньчуань

Хэбэй................

190,0

41 410

Шицзячжуан

Тибетский..................

1200,0

1 250

Лхаса

Хэйлунцзян......

710,0

21 390

Харбин

 

 

 

 

Хэнань..............

160,0

50 320

Чжэнчжоу

Города центрального

 

 

 

Цзянси..............

160,0

21 070

Наньчан

подчинения

 

 

 

Цзянсу..............

100,0

44 550

Нанкин

Пекин.........................

17,8

7 570

 

Цинхай..............

720,0

2 140

Синин

Шанхай.......................

5,8

10 820

 

Чжэцзян............

100,0

28 320

Ханчжоу

Тяньцзинь..................

4 280

 

Источник: «Атлас мира», Пекин, февраль 1972.

 

III. Природа
IV. Население
V. Исторический очерк
VI. Политические партии. Народный политический консультативный совет Китая, профсоюзы, общественные организации
VIII. Вооружённые силы
IX. Медико-географическая характеристика
XI. Наука и научные учреждения
Развитие естественных и технических наук в Китайской Народной Республике.
XII. Печать, радиовещание, телевидение
XIII. Литература
XIV. Архитектура и изобразительное искусство
XV. Музыка
XVI. Театр
XVII. Кино
Так же Вы можете узнать о...


Германской Демократической Республики - Чехословацкой Социалистической Республики договор 1967 Германской Демократической Республики — Чехословацкой Социалистической Республики договор 1967 О дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, подписан 17 марта 1967 в Праге.
Голландский язык, традиционное название языка основного населения Нидерландов (по названию северо-западной части Нидерландов провинций Северная Голландия и Южная Голландия).
Григорий Палама (Gregorios Palamas) (1296, Константинополь, — 14.
Двигатель внутреннего сгорания, тепловой двигатель, в котором химическая энергия топлива, сгорающего в рабочей полости, преобразуется в механическую работу.
Джильберт Уильям Джильберт (Gilbert) Уильям (1544—1603), английский физик; см.
Донатисты, сторонники религиозного движения в римской Северной Африке 4—5 вв.
Ершов Петр Павлович [22.2(6.3).1815, д. Безруково, близ г.
Запрос депутатский, обращение депутата государственного представительного учреждения к органу государственного управления или должностному лицу по вопросам их деятельности.
Иванов Андрей Алексеевич [30.11(13.12).1900, Замостье Люблинской губернии, ныне в Польше, — 1.
Интернат (от лат. internus — внутренний), в СССР общежитие для учащихся при школах и некоторых других учебных заведениях, для детей, лишённых родителей (см.
Казанский Евгений Сергеевич [21.1(2.2).1896 — 26.
Каратау (город в Казахской ССР) Каратау, город (до 1963 — поселок Чулактау) в Джамбулской области Казахской ССР.