Китай XVII. КиноБольшая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
XVII. Кино Производство художественных (игровых) фильмов началось в 1913, но кинематография Китай находилась в руках иностранцев. Только в 1917 вышел фильм, поставленный китайской фирмой. С 20-х гг. на киностудиях начали работать представители прогрессивной интеллигенции. Фильмы этого периода затрагивали значительные общественные проблемы, пробуждали чувство патриотизма, звали на борьбу с японской агрессией. Появились талантливые актёры: Юань Лин-юй, Цзинь Янь, Юань Му-чжи. Фильм «Песня рыбака» (1935, режиссер Цай Чу-шэн) получил международное признание. В период войны с Японией (1937—45) выпуск фильмов резко сократился. На оккупированной территории работала прояпонская кинофирма «Ман Эй», фильмы которой пропагандировали милитаристскую политику Японии. После 1945 на экранах гоминдановского Китай демонстрировались преимущественно кинокартины Голливуда (США, 90% проката). Выходили и отдельные китайские фильмы прогрессивного содержания: «Весенние воды текут на восток» (режиссеры Цай Чу-шэн и Чжэн Цзюнь-ли), «Дорога в 8 тысяч ли, луна и облака» (режиссер Ши Дун-шань) (оба в 1947), «Надежда в людях» (1949, режиссер Шэнь Фу) и др. В 1949 вышел первый на освобожденной территории художественный фильм «Мост» (режиссер Ван Бинь) о героическом труде китайских рабочих. Кинематографисты стремились сочетать традиции прогрессивного демократического киноискусства 30-х гг. с опытом революционного кино Яньаня, где с 1938 работала группа документалистов во главе с режиссером Юань Му-чжи, снимавших фильмы о боях и о жизни в освобожденных районах. После провозглашения КНР (1949) началась национализация кинопредприятий. Среди кинокартин 50-х гг.: «Дочери Китая» (режиссеры Лин Цзы-фэн и Чжай Цян), «Стальной солдат» (режиссер Чэн Инь), «Седая девушка» (режиссеры Ван Бинь и Чжан Шуй-хуа), «Моление о счастье» (режиссер Сан Ху, по новелле Лу Синя), «Дочь партии» (режиссер Линь Нун), «Новая история старого солдата» (режиссер Шэнь Фу), «Чжао И-мань» (режиссер Ша Мэн), «Во имя мира» (режиссер Хуан Цзо-линь), «Лавка Линя» (режиссер Чжан Шуй-хуа, по повести Мао Дуня), «Лян Шань-бо и Чжу институтай» (режиссер Сан Ху). Ставились фильмы совместно с СССР. В 1950 в Пекине был создан институт кинематографии, готовивший режиссёров, актёров и технических специалистов. В 1956—57 было выпущено 78 кинокартин. В 1959 имелось 33 киностудии, из которых 11 было оборудовано для выпуска художественных фильмов. Основные кинематографические центры страны — Пекин, Шанхай, Чанчунь. После начавшегося в 1958 «большого скачка» были сняты помпезные документальные киноленты об «успехах», но вскоре фильмы на современные темы в связи с резким ухудшением экономического положения страны перестали выпускаться. С 1960 значительное место в кинопродукции заняли историко-революционные фильмы и экранизации национальной литературно-театральной классики: «Февраль — ранняя весна» (режиссер Се Те-ли), «Сестры по сцене» (режиссер Се Цзинь), «Волны южного моря» (режиссер Цай Чу-шэн), «Обида Доу Э» (режиссер Чжан Синь-ши, по пьесе Гуань Хань-цина), «Сон в красном тереме» (режиссер Цэнь Фань) и др. С 1961 резко сократилась и постепенно прекратилась полностью демонстрация советских фильмов в кинотеатрах. Кадр из фильма «Стальной солдат». Реж. Чэн Инь. 1950. С началом «культурной революции» в середине 60-х гг. художественные фильмы не ставились; снимались и демонстрировались лишь документальные фильмы, киножурнал «Новости» (нерегулярно), посвященный главным образом официальным праздникам, приёмам и т.п. После 1969 появляются отдельные кинофильмы (в 1971—5) и телефильмы, в основе которых «образцовые» балеты и оперы (кинолента по балету «Красный женский батальон», 1970, была показана в 1971 на Международном кинофестивале в Венеции, во время кинонедели в Вене, по телевидению в США, и др.). С 1971 производство документальных фильмов по сравнению со 2-й половиной 60-х гг. увеличилось. В1971—72 выпущены музыкальные кинокартины «Шацзябан» (исполняется симфоническая музыка), «Хуанхэ» (фортепьянный концерт), «Красный фонарь» (арии из одноименной музыкальной драмы в сопровождении фортепьяно). Из игровых фильмов 1-й половины 60-х гг. демонстрируется «Подземная война» (1965), иллюстрирующий идеи Мао Цзэ-дуна о «народной войне». В кинопрокат изредка поступают художественные фильмы Албании, КНДР, ДРВ. А. Н. Желоховцев. Китай, Китайская Народная Республика, КНР (кит. Чжунхуа жэньминь гунхэго). Флаг государственный. Китай. Государственный герб. Китайская Народная Республика.
Статуэтка, изображающая музыканта-барабанщика. 3 в. до н. э. — 3 в. н. э. I. Общиесведения К. — крупнейшее по численности населения и одно из крупнейших по площади государств в мире; расположен в Центральной и Восточной Азии. На востоке омывается водами Жёлтого, Восточно-Китайского и Южно-Китайского морей Тихого океана. У побережья многочисленные острова, крупнейшие — Тайвань и Хайнань. На севере К. граничит с СССР и МНР, на западе и юге — с Афганистаном, Индией, Непалом, Сиккимом, Бутаном, Бирмой, Лаосом и ДРВ, на северо-востоке — с КНДР. Площадь 9,6 млн. км2. Население 787 млн. человек, по данным ООН на середину 1971 (по первой переписи 30 июня 1953, население было исчислено в 590 195 тыс. человек, без китайских эмигрантов; по официальным китайским данным за 1957 — 656,6 млн. человек; официальные статистические данные о численности населения после 1957 в стране не публиковались). Столица — г. Пекин. В административном отношении территория КНР делится на 22 провинции, включая Тайвань, находящийся под властью гоминдановцев, 5 автономных районов и 3 города центрального подчинения
II.Государственный строй Конституция 1954 провозгласила КНР «государством народной демократии», где вся власть принадлежит народу в лице Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП) и местных собраний народных представителей (СНП). По закону ВСНП формируется путем многостепенных выборов, на 1-й сессии каждого созыва оно избирает Постоянный комитет, осуществляющий большинство функций ВСНП в период между его ежегодными сессиями. По конституции ВСНП — единственный законодательный орган К., однако в 1955 право издания отдельных законов было предоставлено Постоянному комитету ВСНП (с 1959 он законодательствует в полном объёме). ВСНП избирает председателя КНР, выполняющего вместе с Постоянным комитетом функции главы государства. Председатель КНР возглавляет вооруженные силы и является председателем Государственного комитета обороны, созывает высший совещательный орган — Верховное государственное совещание. Правительство — Государственный совет КНР — назначается ВСНП в качестве исполнительного органа и высшего государственного административного органа. В Государственный совет входят премьер, его заместители, министры и председатели Государственных комитетов. Поскольку ВСНП не созывался с 1964, вся власть фактически сосредоточилась в руках правительства. Местные СНП избираются путём многостепенных или прямых выборов во всех административно-территориальных единицах; они избирают свои исполнительные органы — народные комитеты; конституция 1954 провозгласила автономию во всех районах, где национальные меньшинства живут компактно. Была определена организация органов самоуправления в автономных районах, округах и уездах, их компетенция. В 1958 в связи с созданием «народных коммун» представительные органы и народные комитеты в волостном звене были фактически ликвидированы. В начале 60-х гг. деятельность ВСНП и других представительных органов принимает чисто формальный характер. Вся система государственных органов КНР в целом была значительно деформирована. При проведении «культурной революции» (см. раздел Исторический очерк) во 2-й половине 60-х гг. СНП и народные комитеты были распущены. Власть на местах оказалась сосредоточенной в руках так называемых «ревкомов». «Ревкомы» не избирались, состав их был объявлен на митингах. В этих органах решающую роль стали играть военные. Во время «культурной революции» деятельность центральных конституционных органов была парализована, председатель КНР Лю Шао-ци смещен в 1968 неконституционным путем. В тот же период была ликвидирована и установленная конституцией система судебных и прокурорских органов, суд и прокуратура были слиты с органами общественной безопасности. Образованные таким образом органы названы «комиссиями по искоренению контрреволюции» или «отделами диктатуры» при соответствующих «ревкомах». В начале 70-х гг. существенных изменений в характере функционирования режима не наблюдалось. Л. М. Гудошников. Табл. 1. — Административное деление
Источник: «Атлас мира», Пекин, февраль 1972. III. Природа IV. Население V. Исторический очерк VI. Политические партии. Народный политический консультативный совет Китая, профсоюзы, общественные организации VIII. Вооружённые силы IX. Медико-географическая характеристика XI. Наука и научные учреждения Развитие естественных и технических наук в Китайской Народной Республике. XII. Печать, радиовещание, телевидение XIII. Литература XIV. Архитектура и изобразительное искусство XV. Музыка XVI. Театр XVII. Кино |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|