Сезанн Поль

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
СI СА СБ СВ СГ СД СЕ СЁ СЖ СИ СК СЛ СМ СН СО СП СР СС СТ СУ СФ СХ СЦ СЧ СШ СЪ СЫ СЬ СЭ СЮ СЯ
СЕА
СЕБ
СЕВ
СЕГ
СЕД
СЕЗ
СЕИ
СЕЙ
СЕК
СЕЛ
СЕМ
СЕН
СЕП
СЕР
СЕС
СЕТ
СЕУ
СЕФ
СЕХ
СЕЦ
СЕЧ
СЕШ
СЕЯ

Сезанн (Cézanne) Поль (19.1.1839, Эксан-Прованс, — 22.10.1906, там же), французский живописец, ведущий мастер постимпрессионизма. Посещал рисовальную школу в Эксе (1858—62) и Академию Сюиса в Париже (1861—65). Благодаря Э. Золя (другу детства) и К. Писсарро (соученику) сблизился с Э. Мане, К. Моне, О. Ренуаром и другими будущими импрессионистами. С 1874 участвовал в нескольких их выставках; постоянно (кроме 1882) отвергался жюри Салона. В ранних работах Сезанн Поль сказывается влияние П. Веронезе, Я. Тинторетто, Э. Делакруа, О. Домье; однако преломление традиций их творчества часто носит утрированный характер, принимает вид безудержно экспрессивных, фантасмагорических сцен («Оргия», 1864—68, частное собрание, Париж; «Убийство», 1867—70, галерея Вильденштейна, Нью-Йорк). Наряду с этой тенденцией в произведениях Сезанн Поль 1860-х гг., с их тяжеловатой «вещественностью» письма, тёмными и глухими тонами колорита, ощутимо и воздействие манеры Г. Курбе («Печка в мастерской», 1865—68, частное собрание, Лондон). С 1870-х гг. складывается собственная живописная система Сезанн Поль, достигшая принципиальной законченности к концу 1880-х гг. Сезанн Поль начинает работать на пленэре, и хотя его палитра высветляется, именно с этого времени обнаруживается его принципиальное расхождение с импрессионизмом: Сезанн Поль интересуют не изменчивость цветов в атмосфере, не динамика окружающей среды и случайные эффекты светотени, а устойчивые закономерности цветовых соотношений, материальная насыщенность и осязаемая предметность природы («Дом повешенного в Овере», 1872—73, «Поворот дороги», оба произведения — в Музее импрессионизма, Париж). Упорно постигая натуру, подолгу разрабатывая один и тот же мотив, Сезанн Поль стремится к созданию «классического» искусства (огражденного в его представлении от всего преходящего и незначительного), к раскрытию величия природы, её совершенства, неподвластного изменениям в пространстве и времени, органического единства её форм. Будь то в портрете (например, Л. Гийома, 1879—82, Национальная галерея, Вашингтон), фигурной композиции («Пьеро и Арлекин», 1888, Музей изобразительных искусств им. А. Сезанн Поль Пушкина, Москва), пейзаже («Гора Сент-Виктуар», 1900, Эрмитаж, Ленинград) или натюрморте («Натюрморт с апельсинами и яблоками», 1895—1900, Музей импрессионизма), изображаемые Сезанн Поль объекты как бы символизируют равновесие природных сил: они монументально статичны, кристаллически завершены, замкнуты в себе. Оперируя преимущественно градациями трёх основных цветов (зелёного, голубого и жёлтого) — то изысканно тонкими, то резко контрастными, определяя с их помощью пространственные планы, гармонично сочетая их с чёткостью рисунка, ясной определённостью композиции, Сезанн Поль добивается эпического звучания пейзажей с их панорамным, сферическим охватом ландшафта («Гора Сент-Виктуар в сумерки», около 1905, Музей изобразительных искусств им. А. Сезанн Поль Пушкина). Подчёркивая структуру предмета, «утяжеляя» форму чистым цветом, пользуясь обратной перспективой (т. е. разворачивая предмет к зрителю), он выявляет в натюрмортах веществ. уплотнённость, пластическое богатство предметного мира («Персики и груши», конец 1880-х гг.; см. илл.). В последние годы Сезанн Поль часто обращается к мотивам «Купальщиц» и «Купальщиков», стремится синтезировать в многофигурных композициях остроту пластического видения с гармонической определённостью и монументальностью образов. Вместе с тем позднее творчество Сезанн Поль было отмечено значительной противоречивостью, т. к. сознательно упрощая реальные объёмы (путём уподобления их простейшим геометрическим формам) и их пространственные отношения, мастер не только подчёркивал конструктивную стройность мироздания, но и тяготел к значительной отвлечённости живописных построений.

П. Сезанн. Автопортрет. 1879. Музей изобразительных искусств им. А. Сезанн Поль Пушкина. Москва. Сезанн Поль.

П. Сезанн. Автопортрет. 1879. Музей изобразительных искусств им. А. Сезанн Поль Пушкина. Москва.

<a target=<a target=П. Сезанн. «Натюрморт с бутылкой из-под мятного ликёра». 1890—94. Национальная галерея. Вашингтон. Сезанн Поль." alt="П. Сезанн. «Натюрморт с бутылкой из-под мятного ликёра». 1890—94. Национальная галерея. Вашингтон." Сезанн Поль." alt="П. Сезанн. «Берега Марны».Музей изобразительных искусств им. А. Сезанн Поль Пушкина. Москва."

П. Сезанн. «Натюрморт с бутылкой из-под мятного ликёра». 1890—94. Национальная галерея. Вашингтон. Сезанн Поль.

П. Сезанн. «Натюрморт с бутылкой из-под мятного ликёра». 1890—94. Национальная галерея. Вашингтон.

П. Сезанн. «Курильщик». 1896—1900. Эрмитаж. Ленинград. Сезанн Поль.

П. Сезанн. «Курильщик». 1896—1900. Эрмитаж. Ленинград.

П. Сезанн. «Берега Марны».Музей изобразительных искусств им. А. Сезанн Поль Пушкина. Москва.

П. Сезанн. «Персики и груши». Конец 1880-х гг. Музей изобразительных искусств им. А. Сезанн Поль Пушкина. Москва. Сезанн Поль.

П. Сезанн. «Персики и груши». Конец 1880-х гг. Музей изобразительных искусств им. А. Сезанн Поль Пушкина. Москва.

П. Сезанн (Франция). «Гора Сент-Виктуар». 1900. Фрагмент. Эрмитаж. Ленинград. Сезанн Поль.

П. Сезанн (Франция). «Гора Сент-Виктуар». 1900. Фрагмент. Эрмитаж. Ленинград.

П. Сезанн. «Пьеро и Арлекин». 1888. Музей изобразительных искусств им. А. Сезанн Поль Пушкина. Москва. Сезанн Поль.

П. Сезанн. «Пьеро и Арлекин». 1888. Музей изобразительных искусств им. А. Сезанн Поль Пушкина. Москва.

  Принципы искусства Сезанн Поль, в целом оказавшего широкое влияние на живопись 20 в.. на творчество самых разных мастеров, нередко получали и одностороннюю интерпретацию. Представители авангардистских течений либо мертвенно гипертрофировали объёмность форм (т. н. сезаннизм), либо до предела усиливали интенсивность колорита (фовизм), либо развивали тезис Сезанн Поль о геометризации природных тел и приходили в итоге к абстрактным схемам (кубизм).

 

  Лит.: Воллар А., Сезанн, [пер. с франц.], Л., 1934; Яворская Н. В., Сезанн, М., 1935; Всеобщая история искусств, т. 6, кн. 1, М., 1965; Перрюшо А., Сезанн, [пер. с франц.; ст. В. Н. Прокофьева], М., [1966]; [Русакова Р.], П. Сезанн. [Альбом], М., 1970; Поль Сезанн. Переписка. Воспоминания современников, [пер. с франц., сост., вступ. ст. и примеч. Н. В. Яворской], М., 1972; Venturi L., Cézanne. Son art, son oeuvre, v. 1—2, P., 1936; Rewald J., The ordeal of P. Cézanne, L., 1950; Badt K., Die Kunst Cézannes, Münch., 1956; Loran Е., Cézanne's composition, Berk., 1963.

  В. А. Марков.

Так же Вы можете узнать о...


Чрево (устар.), живот, утроба. угодие — особое пристрастие к еде, угождение чреву, обжорство.
Адамауа-восточные языки, центральносуданские, подсемья языков нигер-конголезских (по классификации американского лингвиста Дж.
Бедренные поры, особые образования, сгруппированные в ряд вдоль нижней стороны бёдер у некоторых ящериц.
«Визволення Вiтчизни» «Визволення Biтчизни» («Освобождение Отчизны»), подпольная антифашистская группа, действовала с октября 1942 по июль 1944 на территории Глинянского и Перемышлянского районов Львовской области, оккупированных немецко-фашистскими войсками.
Городище (посёлок гор. типа в Волгоградской обл.) Городище, посёлок городского типа в Дубовском районе Волгоградской области РСФСР.
Жданов Виктор Михайлович [р. 1(13).2.1914, с.
Карабинеры (от франц. carabin, позже carabinier — солдат лёгкой кавалерии), отборные стрелки в пехоте и кавалерии.
«Красных войск» восстание 1351—68, «Красных повязок» восстание 1351—68, восстание в Китае, приведшее к свержению иноземного ига монгольской династии Юань и к созданию империи Мин; представляло собой несколько восстаний, объединённых общим названием «К.
Малакка (город в Малайзии) Малакка (Malacca), город и порт в Малайзии, на побережье полуострова Малакка.
Нарва-Йыэсуу, Усть-Нарва, посёлок городского типа в Эстонской ССР, подчинён Нарвскому горсовету.
Паронит, листовой прокладочный материал, изготовляемый прессованием асбокаучуковой массы, состоящей из асбеста, каучука и порошковых ингредиентов.
Пунические войны (264—146 до н. э., с перерывами), войны между Римом и Карфагеном.
Сен-Мийельская операция 1918, проведена 12—15 сентября 1-й американской армией под командованием генерала Дж.
Тавриз, город в Иране. См. Тебриз.
Фахед, Фахид [настоящее имя – Юсеф Сальман (Сольман) Юсеф] (19.
Число (в языкознании) Число в языкознании, грамматическая категория, обозначающая в предложении количество участников действия (субъектов и объектов) с помощью морфологических средств.
Агиады (Agiadai), династия, царствовавшая в Спарте одновременно с династией Еврипонтидов.