Технократические теории

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
ТА ТБ ТВ ТЕ ТЁ ТИ ТК ТЛ ТМ ТО ТР ТС ТУ ТХ ТЦ ТЧ ТШ ТЫ ТЬ ТЭ ТЮ ТЯ
ТЕА
ТЕБ
ТЕВ
ТЕГ
ТЕД
ТЕЖ
ТЕЗ
ТЕИ
ТЕЙ
ТЕК
ТЕЛ
ТЕМ
ТЕН
ТЕО
ТЕП
ТЕР
ТЕС
ТЕТ
ТЕУ
ТЕФ
ТЕХ
ТЕЧ
ТЕШ
ТЕЯ

Технократические теории, составная часть большинства технологических теорий современной буржуазной социально-экономической мысли, основанная на доктрине перехода управления и власти в капиталистическом производстве и в обществе от собственников и политиков к инженерно-технической интеллигенции (технократии) и специалистам по управлению, выступающим якобы в виде главной «движущей силы» прогресса. В искажённой форме Технократические теории отразили реальные процессы возросшего значения применения науки и найма специалистов для функционирования общественного производства и государства в условиях научно-технической революции.

  Технократические теории зародились на основе резкой критики Т. Вебленом (США) господства финансовой олигархии, как не соответствующей интересам развития техники и производства. Проповедь передачи власти инженерам, техникам и специалистам по управлению стала лозунгом радикального антидемократического технократизма 30-х гг. 20 века (Г. Скотт, С. ЧейзСША, Ж. Бенд — Франция). В соединении с органической теорией общества (см. Органическая школа) и идеями корпоративизма (см. Корпоративное государство) Технократические теории были использованы фашизмом для оправдания жестокого подавления рабочего класса. Сторонники управленческой революции теории в 30—40-х гг. провозгласили (как будто бы уже свершившийся в экономике США факт) переход власти к специалистам-менеджерам, устраняющий, по их мнению, господство собственников и трансформирующий всю систему капитализма. В 50—60-х гг. Технократические теории получили широкое распространение в Западной Европе, включив в себя видоизменённую «теорию бюрократии» М. Вебера (Германия).

  Первоначальная умеренная критическая направленность этой теории растворилась в концепциях технико-бюрократического «неорационализма» 50-х гг. (Г. Саймон, Д. Марч — США). Новый вариант Технократические теории стал выражением идеологии «сайентизма», безудержно восхвалявшей науку и технику как средство «рационального и безболезненного» решения технократами всех проблем производственного, экономического, социального и политического развития общества. На деле же высшим принципом научной рационализации является прежде всего всемерное развитие производственной и общественной активности и инициативы масс, борющихся за управление производством, овладевающих накопленным духовным богатством и устраняющих своей борьбой явления, блокирующие развитие производства и общества.

  В конце 60-х гг. был провозглашен (как будто бы свершившийся и прогрессивный факт) переход власти в руки уже не столько менеджеров, сколько инженеров, техников и служащих ведущих корпораций, принимающих решения и образующих так называемую «техноструктуру», с которой переплетается государственная бюрократия, превращая государство в исполнительный орган «техноструктуры» (Дж. Голбрейт— США). Вместе с тем была выдвинута идея нарастающей оппозиции «техноструктуре» со стороны профессуры университетов и учёных, работающих по найму, но претендующих на определённую власть в обществе. Эта концепция идущей к власти и уже правящей «меритократии» (власть «заслуженных лиц») стала составной частью теории «постиндустриального общества», маскирующей формальное и реальное подчинение наёмного труда капиталу.

  Технократические теории складываются из трёх основных групп. Элитарные Технократические теории приписывают власть и роль главной силы прогресса «элите общества» (производственной, политической, научно-культурной технократии — образованным людям, составляющим растущий «технологический» или «новый средний класс»). Эти взгляды представлены как у либерально-буржуазных авторов (Д. Белл, Дж. Голбрейт — США, Р. АронФранция), так и у воинствующих антикоммунистов (З. Бжезинский, Г. Кан —США). Авторитарные Технократические теории либо апеллируют к «твёрдой руке» государственной бюрократии и руководителей корпораций как к необходимому условию рациональности и планомерности в «эру автоматизации» (Ж. Эллюль — Франция, Ф. Поллок — ФРГ), либо с леворадикальных позиций обрушиваются на такую «тоталитарную» технократию, которая якобы уже безраздельно управляет «государством корпораций» и обществом (Ч. Рейч — США). В элитарных и авторитарных Технократические теории развитие масс и сдвиги в их положении фактически рассматриваются не как исходный пункт и главное содержание современной революции в производительных силах, а лишь как «социальные последствия» научно-технической революции, осуществляемой технократами и специалистами по управлению корпорациями и государством против воли масс. Третья группа — буржуазно-демократические Технократические теории идеализируют положение масс, пытаясь сочетать концепцию «исторических заслуг» технократии с признанием огромного значения общекультурного развития трудящихся масс как главные производительные (и даже общественные) силы (П. Друкер — США). Во всех трёх группах Технократические теории маскируется гибельное для капиталистического общества противоречие между ведущей ролью народных масс, рабочего класса как главной производительной и общественно-прогрессивной силы, с одной стороны, и их «традиционным» местом объекта подчинения, эксплуатации и угнетения в экономических и политических системах этого общества — с другой. Часть Технократические теории открыто противопоставляет работников умственного и физического труда друг другу и нацелена на раскол армии наёмного труда.

 

  Лит.: Международное совещание коммунистических и рабочих партий. Документы и материалы, М., 1969; Меньшиков С. М., Миллионеры и менеджеры, М., 1965; Афанасьев В. Г., Научно-техническая революция, управление и образование, М., 1972; Гвишнани Д. М., Организация и управление, 2 изд., М., 1972; Васильчук Ю. А., Научно-техническая революция и духовное производство при капитализме, в кн.: Соревнование двух систем, в. 6, М., 1973; Новиков Н. В., Мираж «Организованного общества». (Современный капитализм и буржуазное сознание), М., 1974; Pollock F., Automation, Fr./'M., 1956; Eisner Н. J., The technocrats: prophets of automation, N. Y., 1967.

  Ю. А. Васильчук.

Так же Вы можете узнать о...


Татта (город в Пакистане) Татта, город в Пакистане, в провинции Синд, к В.
У Поун Нья (правильнее – У Пон Ня; настоящее имя – Маун Поу Си) (р.
Фрейбург (Freiburg im Breisgau), город в ФРГ, в земле Баден-Вюртемберг.
Челиев Егор Герасимович (1771 — около 1839), русский строитель.
Электренай, посёлок городского типа в Тракайском районе Литовской ССР.
Азин Владимир Мартинович (Михайлович) (26.9.
Астиаг (Astyages, греч. форма перс. Иштувег), последний царь [585/84 — 550/49 до н.
Биотермическая яма, Беккари яма, пирятинская яма, чешская яма, сооружение для уничтожения трупов животных.
Вебера-Фехнера закон Вебера — Фехнера закон, основной психофизический закон, определяет связь между интенсивностью ощущения и силой раздражения, действующего на какой-либо орган чувств.
Гавайская подобласть, подобласть Австралийской зоогеографической области суши (см.
Городские земли, все земли, находящиеся в пределах городской черты.