Политехническое образование

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
ПА ПЕ ПЁ ПИ ПЛ ПН ПО ПП ПР ПС ПТ ПУ ПФ ПХ ПЧ ПШ ПЫ ПЬ ПЭ ПЮ ПЯ
ПОА
ПОБ
ПОВ
ПОГ
ПОД
ПОЕ
ПОЖ
ПОЗ
ПОИ
ПОЙ
ПОК
ПОЛ
ПОМ
ПОН
ПОО
ПОП
ПОР
ПОС
ПОТ
ПОУ
ПОХ
ПОЦ
ПОЧ
ПОШ
ПОЭ
ПОЯ

Политехническое образование в школе, одна из важнейших составных частей коммунистического воспитания; предусматривает ознакомление учащихся в теории и на практике с основными научными принципами современного производства и особенностями общественных и производственных отношений, эффективное трудовое воспитание, формирование трудовых умений и навыков, профессиональную ориентацию учащихся; способствует сознательному выбору трудового пути, создаёт основу, фундамент последующей профессиональной подготовки.

  Идея Политехническое образование впервые выдвинута К. Марксом и получила дальнейшее развитие в трудах В. И. Ленина. Соединение Политехническое образование с производительным трудом К. Маркс и Ф. Энгельс считали основой системы воспитания в эпоху социализма и единственным средством для формирования всесторонне развитых людей; в условиях капитализма Политехническое образование не получает развития, т.к. буржуазное общество более заинтересовано в подготовке односторонне специализированных работников. В. И. Ленин рассматривал школу, дающую Политехническое образование, как одно из важнейших средств создания базы бесклассового общества, орудие воспитания в духе коммунизма, средство подготовки молодого поколения к строительству новой жизни. В работах Ленина высказывается мысль о том, что политехнизм образования является одним из руководящих принципов, определяющих цели, содержание и формы школьного обучения. Ленинские идеи о Политехническое образование получили развитие в работах Н. К. Крупской, А. В. Луначарского, М. И. Калинина. Крупская особо подчёркивала, что политехнизм должен пронизывать все учебные дисциплины, изучаемые в школе; что он требует взаимной увязки этих дисциплин, увязки их с практической деятельностью и особенно с обучением труду.

  Политехническое образование в соединении с умственным и физическим воспитанием впервые начало осуществляться в сов. общеобразовательной школе. С научными основами современного производства учащихся знакомятся главным образом в процессе изучения естественнонаучных дисциплин (при широком показе возможностей и форм использования человеком законов природы и свойств материалов для нужд практики, производства; выборе методов обучения, максимально стимулирующих познавательную активность учащихся и открывающих возможности для самостоятельного раскрытия действия законов природы на практике; развитии начальных навыков обращения и работы с простейшими приборами и инструментами; ознакомлении с реальным производством). Ведущая роль в формировании и развитии умения ориентироваться в системе производственных отношений и в воспитании готовности к труду принадлежит предметам гуманитарного цикла: раскрытие объективных законов развития общественных отношений, ведущей роли и места рабочего класса в создании материальных и духовных ценностей; изучение истории социалистического общества; ознакомление с основами экономики, с организацией современного производства и структурой народного хозяйства, с задачами коммунистического строительства; выбор таких методов учебной работы, которые обеспечивают формирование моральной готовности учащихся к участию в производительном труде. Ознакомление с научными основами производства и производственных отношений осуществляется также на факультативных занятиях, в различных технических и опытнических кружках в школе и внешкольных учреждениях. Практическое развитие навыков и умений обращаться с простейшими орудиями производства, взаимодействовать с машинами и механизмами составляет главное назначение и содержание предмета «Трудовое обучение». Формирование у учащихся готовности к труду, воспитание трудолюбия, профессиональная ориентация обеспечиваются всей системой учебной и внеучебной работы школы (содержание учебных предметов, уровни трудовых учебных нагрузок, методы обучения, обеспечивающие высокую активность деятельности ученика, и т.д.). Решающую роль в трудовом воспитании играет участие школьников в общественной трудовой деятельности взрослых (это позволяет на практике знакомиться с производственными отношениями и обязанностями, действенно проявлять духовные и физические способности). С этой же целью организуется работа учащихся в учебных цехах, учебно-производственных комбинатах, ученических производственных бригадах и лесничествах, лагерях труда и отдыха и др.

  Принцип политехнизма в значительной мере определяет содержание образования, выбор методов обучения и практической подготовки в профессиональных учебных заведениях всех ступеней, включая высшую школу. Политехнизм позволяет обеспечить широту кругозора будущих специалистов, высокий уровень их профессионализма и общей культуры, развитие их способности быстро ориентироваться в современной технике и технологии производства.

  Принцип политехнизма является одним из основных принципов построения учебно воспитательной работы средней школы и в др. социалистических странах.

 

  Лит.: Маркс К., Инструкция делегатам Временного Центрального совета по отдельным вопросам, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 16; Энгельс Ф., Принципы коммунизма, там же, т. 4; Ленин В. И., Задачи союзов молодежи, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 41; его же, Директивы ЦК коммунистам — работникам Наркомпроса; там же, т. 42; его же, О политехническом образовании. Заметки на тезисы Надежды Константиновны, там же; его же, Предисловие к книге И. И. Степанова «Электрификация РСФСР в связи с переходной фазой мирового хозяйства», там же, т. 45; Крупская Н. К., Народное образование и демократия. Педагогические сочинения, т. 1, М., 1957; её же, Трудовое воспитание и политическое образование, там же, т. 4, М., 1959; Луначарский А. В., Основные принципы единой трудовой школы, в сборнике; А. В. Луначарский о народном образовании, М., 1958; Блонский П. П., Трудовая школа, ч. 1—2, М., 1919; Шабалов С. М., Политехническое обучение, М., 1956; Проблемы политехнического образования, М., 1972.

  В. Г. Зубов.

 

 

Так же Вы можете узнать о...


Яноушек Антонин Яноушек (Janoušek) Антонин (1877—1941), деятель чехословацкого и международного рабочего движения.
Аналой (греч. analogéion — подставка для книг), в православной церкви столик, на который во время службы кладутся богослужебные книги.
Балами Абу Али Мохаммед ибн Мохаммед (год рождения неизвестен, Мерв, — ум.
Болгария Волжско-Камская, первое государственное образование народов Среднего Поволжья и Прикамья; сформировалось в 10 в.
Великая французская революция, буржуазно-демократическая революция 1789—94 во Франции, нанёсшая решающий удар по феодально-абсолютистскому строю и расчистившая почву для развития капитализма.
Выпуклая область на плоскости, часть плоскости, обладающая тем свойством, что соединяющий две её любые точки отрезок содержится в ней целиком (рис.
Глубиннонасосная эксплуатация, механизированный подъём жидкости (как правило, нефти) из буровых скважин при разработке нефтяных месторождений.
Дежнёва бухта, залив Берингова моря у северо-восточного берега Азиатского материка.
Дюверже Морис Дюверже (Duverger) Морис (р. 5.6.1917, Ангулем, департамент Шаранта), французский учёный, государствовед, профессор политической социологии Парижского университета (с 1955), политический обозреватель газет «Монд» и «Нувель обсервер».
Ивэнуш Константин Ивэнуш (Ivănuş) Константин (11.11.
Камизары (франц. camisards от диалектального лангедокского camiso — рубашка), участники крестьянско-плебейского антифеодального восстания 1702-05 в провинции Лангедок (Южная Франция).