Югославия X. Народное образование

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
ЮА ЮБ ЮВ ЮГ ЮД ЮЖ ЮЗ ЮЙ ЮК ЮЛ ЮМ ЮН ЮО ЮП ЮР ЮС ЮТ ЮФ ЮХ ЮШ ЮЭ
ЮГА
ЮГЕ
ЮГО
ЮГР
ЮГУ
ЮГЫ

X. Народное образование

Развитие просвещения у югославянских народов протекало крайне неравномерно. Первые школы появились в период феодализма сначала при монастырях, позже — при церковных приходах. В 12—13 вв. в Далмации открылось несколько кафедральных школ. Рост городов способствовал созданию цеховых школ и гильдейских школ, постепенно превратившихся в городские школы (в 14 в. в Задаре и Сплите, в начале 15 в. в Которе, Шибенике и Трогире и др.). Сравнительно быстрый рост просвещения в Сербии, Македонии, Боснии и Герцеговине в 14—15 вв. был прерван на несколько веков турецким завоеванием. В Хорватии обучение велось на лат. языке, изучение славянского письма было запрещено. Словенцы не имели своего письменного языка (официальный язык — немецкий). В 13—15 вв. в словенских областях было около 20 приходских школ.

  Большое влияние на развитие просвещения в Хорватии и особенно в Словении оказала Реформация 16 в., в период которой возникли общие школы в городах и сёлах с преподаванием на родном яз., увеличилось кол-во цеховых школ. С победой контрреформации в Хорватии и Словении просвещение попадает под контроль иезуитов, стремившихся вытеснить протестантов из сферы просвещения. Их внимание было в основном направлено на школы среднего и высшего звена, где воспитывались дети привилегированных слоев общества. В конце 16 — начале 17 вв. иезуитами открыты гимназии в Любляне (позднее преобразована в высшую школу, а затем в академию), Целовце, Загребе, Горице, Триесте.

  Переломный момент в развитии просвещения у югославских народов — конец 18 — 1-я половина 19 вв., период зарождения капиталистических отношений. Школы Словении, Хорватии и Воеводины, входивших в состав Австрийской империи, развивались в соответствии с императорскими школьными законами 1774 и 1777, которыми устанавливались обязательная школьная повинность для всех детей в течение 6 лет и три параллельных типа начальных школ: двухклассные сельские, трёх-, четырёхклассные главные в городах и четырёхклассные нормальные в административных центрах. На базе главных и нормальных школ строились средние (латинские) гимназии. Законом 1869 в некоторых областях Словении было введено обязательное 8-летнее образование, в других — 6-летнее при дополнительном обучении (2 года). В Хорватии по закону 1888 начальное обязательное образование осуществлялось в 4-летних начальных школах, в 2-летних дополнительных и 3-летних гражданских школах. На их базе устанавливались два типа средней школы — 8-летние гимназии и 6-летние реальные училища. Почти аналогичной была школьная система в Воеводине. В последней четверти 19 в. в Словении, Хорватии и Воеводине реальные училища превратились в 8-классные реальные гимназии. Сеть реальных и классических гимназий была расширена. В 1874 открыт Загребский университет.

  В Сербии в начале 19 в. возникают малые 3-летние школы, в 1835 в Белграде создаётся первая в стране 4-летняя гимназия. В 1833 издан официальный «Устав об организации начальных школ». В 40—60-е гг. 19 в. организация системы начальных и ср. школ трижды регулируется специальными законодательными актами. В 1838 в Крагуеваце создан лицей (перенесён позже в Белград, преобразован в 1863 в Великую школу, в 1905 — в университет), в 1846 — инженерная школа, в 1853 — с.-х. школа, в 1871 — специальная школа по подготовке учителей и т. д.

  В Черногории длительное время существовали только монастырские школы. В 1833 в Цетине была открыта первая начальная школа, в 1834 с помощью России — школа повышенного типа, в 1863 — первая ср. школа (семинария) и высшая женская школа. Закон 1878 оформил черногорскую школьную систему, установив 4-летнее обязательное и бесплатное обучение; в 1880 издан закон о гимназиях.

  С большим опозданием развивалось просвещение в Боснии и Герцеговине, которые до 1878 оставались провинцией Османской империи. Помимо конфессиональных и нескольких частных школ, на основе закона 1869 начали организовываться общие школы (с обязательным обучением на тур. яз.), находящиеся на содержании государства. Почти таким же был уровень развития просвещения в Македонии, где первые начальные школы возникают в 30—40-е гг. 19 в. Число их значительно возросло во 2-й половине 19 в., когда наряду с ними возникли воскресные школы и вечерние курсы для взрослых. В 1868 в Штипе открылось педагогическое училище.

  К 1918 на территории Югославия существовали различные школьные системы с присущими им различными типами школ. Законами 1929—30 была сделана попытка унифицировать школьную систему и ввести по всей стране начальное обязательное бесплатное образование. Но законы не были проведены в жизнь. В 1939/40 учебном году низшими и высшими народными школами (без городских школ и низших гимназий) было охвачено 50,1% детей школьного возраста. Региональные различия оставались. Школьная система носила четко выраженный классовый характер, в ней отсутствовала преемственность между начальной и средней школой, сохранялась высокая плата за обучение в средних и высших школах.

  После 2-й мировой войны 1939—45 правительство народной Югославия и компартия Югославия приступили к решению неотложных задач в области народного просвещения. Была создана единая школьная система, отвечающая интересам народа, коренным образом изменились цели и задачи обучения. Современная система народного образования построена на основе «Общего закона о школьном образовании в ФНРЮ» (1958). Законом введена трёхступенчатая система образования. Первая ступень — детские сады (с 3 до 7 лет), единая основная обязательная 8-летняя общеобразовательная школа (7—14 лет). Вторая ступень (на базе основной школы) — 4-летняя общеобразовательная средняя школа (гимназия) и 4—5-летние средние профессиональные школы (техникумы), низшие 2—3-летние профессиональные школы и школы фабрично-заводского ученичества. Третья (на базе среднего образования) — 2-летние полувысшие учебные заведения и высшие учебные заведения — университеты и институты (4—5 лет обучения). Составная часть системы просвещения — учреждения по образованию взрослых. В 1975/76 учебном году в свыше 13,4 тыс. основных школ обучалось около 2,9 млн. учщихся, в 459 гимназиях — 211,9 тыс. учащихся, в 710 техникумах — свыше 245,3 тыс. учащихся, в 792 школах фабрично-заводского ученичества — 247,3 тыс. учащихся, в 319 вузах — 404,3 тыс. студентов. Крупнейшие вузы: Белградский университет, Загребский университет, Люблянский университет, Сараевский университет, Скопье университет, университеты в Титограде, Нише, Нови-Саде, Приштине, Риеке, Сплите и др. В 1974 в СФРЮ работали 1426 научных и специальных библиотек, 1826 народных библиотек, 371 музей.

Нефтехимический завод в Кутине. Югославия.

Нефтехимический завод в Кутине.

  См. также статьи Македония, Сербия, Словения, Хорватия, Черногория.

  И. П. Стецяк, Д. П. Мансфельд.

Югославия (Jugoslavija, Jyгославиja), Социалистическая Федеративная Республика Югославия, СФРЮ (Socialistička Federativna Republika Jugoslavija, Социjaлистичка Федеративна Република Jyгославиja).

Флаг государственный. Югославия. Югославия.

Флаг государственный. Югославия.

Государственный герб Югославии. Югославия.

Государственный герб Югославии.

I. Общие сведения
II. Государственный строй
III. Природа
IV. Население
V. Исторический очерк
VI. Союз коммунистов Югославии. Социалистический союз трудового народа Югославии, профсоюзы и другие общественные организации
VII. Экономико-географический очерк
VIII. Вооружённые силы
IX. Медико-географическая характеристика
X. Народное образование
XI. Наука и научные учреждения
1. Естественные и технические науки.
2. Общественные науки
3. Научные учреждения
XII. Печать, радиовещание, телевидение
XIII. Литература
XIV. Архитектура и изобразительное искусство
XV. Музыка
XVI. Балет
XVII. Театр
XVIII. Кино
Так же Вы можете узнать о...


Обработка почвы, приёмы механического воздействия на почву, способствующие повышению её плодородия и созданию лучших условий для роста и развития растений.
Рециркулятор

, электронное устройство, содержащее цепь запаздывающей обратной связи, по которой сигнал (обычно импульсный) проходит (с выхода Р.
Технологические теории, одно из основных течений социально-экономической мысли развитых капиталистических стран эпохи общего кризиса капитализма, пересматривающее концепции буржуазной политэкономии, экономической политики, экономической истории и социологии с позиций технического и технологического детерминизма.
Ширин, город (с 1972) обл. подчинения в Сырдарьинской области Узбекской ССР.
Бенка (Benka) Мартин (р. 20.9.1888, Кириполец, Словакия), живописец, один из основоположников словацкого искусства 20 в.
Горьков Лев Петрович (р. 14.6.1929, Москва), советский физик, член-корреспондент АН СССР (1966).
Канада (Canada).
Любань (город в Минской обл.) Любань, город (до 1968 — посёлок городского типа), центр Любанского района Минской области БССР.
Остеодистрофия (от остео... и дистрофия), группа заболеваний костной ткани, характеризующихся перестройкой или деформацией различных отделов скелета вследствие нарушения обменных процессов.
Салдус

, город, центр ского района Латвийской ССР.
Тувинцы (самоназвание — тыва, множественное число — тывалар; устаревшие названия, употреблявшиеся в литературе, — сойоны, сойоты, урянхайцы, таннутувинцы), нация, основное население Тувинской АССР.
Электрофотография, процессы получения фотографических.
Боровлянка, посёлок городского типа в Троицком районе Алтайского края РСФСР.