Югославия XVII. Театр

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
ЮА ЮБ ЮВ ЮГ ЮД ЮЖ ЮЗ ЮЙ ЮК ЮЛ ЮМ ЮН ЮО ЮП ЮР ЮС ЮТ ЮФ ЮХ ЮШ ЮЭ
ЮГА
ЮГЕ
ЮГО
ЮГР
ЮГУ
ЮГЫ

XVII. Театр

Театр Югославия вобрал в себя традиции искусства народов, населяющих Боснию и Герцеговину, Македонию, Сербию, Словению, Хорватию, Черногорию. После (образования в 1918 единого югославского государства театр развивался в более благоприятных условиях, хотя и испытывал трудности, связанные с реакционной политикой правящих кругов великосербской буржуазии. Повышению уровня актёрского мастерства и режиссёрского искусства способствовало творчество режиссера Б. Гавеллы, работавшего в Национальных театрах Белграда, Нови-Сада, Загреба и Любляны. Гавелла утверждал на сцене принцип ансамблевой игры; выступал также как театральный критик и педагог, близкий принципам системы К. С. Станиславского. Укреплению на сцене прогрессивных общественных тенденций помогали комедии Б. Нушича, а также пьесы Б. Шоу, Л. Пиранделло, К. Чапека, произведения советских авторов (В. П. Катаева), вводившиеся в репертуар вопреки запретам цензуры. Создавались рабочие самодеятельные и студийные театры с революционным репертуаром (например, «Пролетарская сцена» в Любляне, 1928—35, режиссер Ф. Делак). В годы 2-й мировой войны 1939—45 многие театры закрылись. Актёры — участники Народно-освободительной войны 1941—45 создавали профессиональные и любительские труппы, игравшие пьесы национальных классиков, инсценировки, пантомимы.

Сцена из спектакля «Кралево» («Ярмарка») М. Крлежи. Драматический театр им. Б. Гавеллы. Загреб. 1970. Югославия.

Сцена из спектакля «Кралево» («Ярмарка») М. Крлежи. Драматический театр им. Б. Гавеллы. Загреб. 1970.

  После образования ФНРЮ начали работать Национальные театры в столицах всех республик. В 1948 в Белграде был создан Югославский драматический театр (главный режиссер Б. Ступица, до 1970), ставящий югославскую и мировую классику, [современные пьесы, произведения русской и советской драматургии. В Загребе начал работать драматический театр «Гавелла» (с 1954). Репертуар этих театров основывается преимущественно на современной отечественной и зарубежной драме. Ведущий театр страны — Национальный театр в Белграде, который ориентируется на широкого зрителя, знакомит его с отечественной и мировой классикой, пьесами Б. Нушича, М. Глишича, современных югославских авторов М. Крлежи, М. Матковича, М. Джоковича, А. Поповича и др., произведения Ж. Ануя, Б. Брехта, Л. Н. Толстого, У. Шекспира и др. Драматическая труппа Сербского национального театра в Нови-Саде чаще ставит отечественную классику (И. Стерия-Попович, К. Трифкович и др.). Высоким уровнем исполнительского искусства отличается драматическая труппа Хорватского национального театра в Загребе (главный режиссер К. Спаич). В её репертуаре пьесы Крлежи, Р. Маринковича.

Югославия. Сцена из спектакля «Карьера портного Боры» А. Поповича. Театр «Ателье 212». Белград. 1966. Югославия.

Югославия. Сцена из спектакля «Карьера портного Боры» А. Поповича. Театр «Ателье 212». Белград. 1966.

  Словенский национальный театр в Любляне работает над произведениями словенской и зарубежной классики, пьесами современных словенских драматургов (Б. Крефта, М. Бора и др.). В Югославия имеются экспериментальные коллективы. В 50—60-е гг. репертуар их составляли произведения «театра абсурда», в середине 70-х гг. — современная отечественная и зарубежная сатира, произведения классиков. Среди этих коллективов наиболее значительные «Ателье 212» (Белград). С 1969 организуются интернациональные театральные фестивали. В Югославия проводятся также фестиваль «Стерийно позорье» (с 1956, Нови-Сад), Театральные встречи «Йоаким Вуйич» (с 1974, Вршац), а также международный фестиваль — «Дубровницкие летние игры» (с 1950) и Фестиваль студенческих театров в Загребе. С 1950 в Белграде, Загребе, Любляне и других городах работают научные центры, Академии театра, кино и телевидения, в которых ведётся подготовка молодых специалистов. Издаются журналы «Сцена» (с 1964, Нови-Сад), «Театрон» (с 1973, Белград). Вопросы теории и истории театра разрабатывает институт литературы и театра Югославянской академии наук и искусств в Загребе (с 1948).

Югославский драматический театр (Белград): сцена из спектакля «Дундо Марое» («Дядя Марое») М. Држича. 1949. Югославия.

Югославский драматический театр (Белград): сцена из спектакля «Дундо Марое» («Дядя Марое») М. Држича. 1949.

 

  Лит.: Вагапова Н. М., Театр народов Югославии. Сценическое искусство, драматургия, в кн.: История зарубежного театра, ч. 2, М., 1972; её же. Театр Социалистической Федеративной Республики Югославии, в кн.: История зарубежного театра, ч. 3, М., 1977; Гавелла Б., Драма и театр, М., 1976.

Югославия. Сцена из спектакля «Холопы» И. Цанкара. Словенский национальный театр. Любляна. 1967. Югославия.

Югославия. Сцена из спектакля «Холопы» И. Цанкара. Словенский национальный театр. Любляна. 1967.

  Н. М. Вагапова.

Югославия (Jugoslavija, Jyгославиja), Социалистическая Федеративная Республика Югославия, СФРЮ (Socialistička Federativna Republika Jugoslavija, Социjaлистичка Федеративна Република Jyгославиja).

Флаг государственный. Югославия. Югославия.

Флаг государственный. Югославия.

Государственный герб Югославии. Югославия.

Государственный герб Югославии.

I. Общие сведения
II. Государственный строй
III. Природа
IV. Население
V. Исторический очерк
VI. Союз коммунистов Югославии. Социалистический союз трудового народа Югославии, профсоюзы и другие общественные организации
VII. Экономико-географический очерк
VIII. Вооружённые силы
IX. Медико-географическая характеристика
X. Народное образование
XI. Наука и научные учреждения
1. Естественные и технические науки.
2. Общественные науки
3. Научные учреждения
XII. Печать, радиовещание, телевидение
XIII. Литература
XIV. Архитектура и изобразительное искусство
XV. Музыка
XVI. Балет
XVII. Театр
XVIII. Кино
Так же Вы можете узнать о...


Белоглазка, сопа (Abramis sapa), рыба семейства карповых; близка к лещу.
Ингода, река в Читинской области РСФСР; слившись с р.
Народный фронт (форма орг-ции нар. масс) Народный фронт, форма организации широких народных масс (рабочего класса, крестьянства, городских средних слоев, прогрессивной интеллигенции), сложившаяся в ряде стран в целях сплочения масс на борьбу против фашизма и войны, за демократию, социальный прогресс и национальную независимость, а также в защиту насущных экономических интересов трудящихся.
Софит (архит.) Софит (от итал. soffitto — потолок), обращенная книзу поверхность потолочной балки, арки, выносного карниза и др.
Агабабян Сурен Бардухович (р. 22.1.1922, город Караклис, ныне Кировакан), армянский советский критик, литературовед.
Деперье Бонавантюр Деперье (Desperiers, Des Periers) Бонавантюр (около 1500, Арне-ле-Дюк, Бургундия, — 1543 или 1544), французский писатель-гуманист.
«Мадьяр немзет» («Magyar Nemzet» — «Венгерская нация»), ежедневная газета, орган Отечественного народного фронта.
Рифы (возвышения мор. дна) Рифы (голл., единственное число rif), резкие надводные или подводные возвышения морского дна на мелководьях, препятствующие судоходству.
Череззерница, неполное завязывание семян у зерновых культур (у озимой ржи, кукурузы и др.
Высадкопосадочная машина, машина для квадратной посадки корней (высадков или маточников) сахарной свёклы.
Коротеев Константин Аполлонович [12(25).2.1901, деревня Щегловка, ныне Богодуховского района Харьковской области, — 4.
Плавиковый шпат, минерал, фтористый кальций; то же, что флюорит.
Унимодулярная матрица (математическая), квадратная матрицаn-го порядка, определитель которой равен 1.
Блокада морская в международном праве, система мер, предпринимаемых во время вооруженного конфликта.
Кабала (личная зависимость) Кабала (от араб. кабала — расписка в получении чего-либо, обязательство), 1) тяжёлая форма личной зависимости, обычно связанная с займом.
Никотин-сульфат, водный раствор сульфата никотина, химическое средство борьбы с вредными насекомыми; см.