Югославия V. Исторический очерк

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
ЮА ЮБ ЮВ ЮГ ЮД ЮЖ ЮЗ ЮЙ ЮК ЮЛ ЮМ ЮН ЮО ЮП ЮР ЮС ЮТ ЮФ ЮХ ЮШ ЮЭ
ЮГА
ЮГЕ
ЮГО
ЮГР
ЮГУ
ЮГЫ

V. Исторический очерк

Первобытнообщинный и рабовладельческий строй на территории Югославия (до 7 в. н. э.). Древнейшие следы поселений человека на территории Югославия относятся к эпохе палеолита. Около 1800 до н. э. на большей части территории Югославия появились иллирийские (см. Иллирийцы) и фракийские (см. Фракийцы) племена. Около 4 в. до н. э. во внутренних районах поселились кельты, на Адриатике (в 4 в. до н. э.) возникли древнегреческие колонии Исса (на о. Вис), Фарос (на о. Хвар) и др. В 3 в. до н. э. — 1 в. н. э. территория Югославия завоёвана рабовладельческим Римом, создавшим здесь провинции Иллирия, Паннония, Далмация и др. (в числе римских крепостей известен Сингидунум на месте современного Белграда). В 395 территория Югославия разделена между Западной и Восточной (Византия) Римскими империями. Во время Великого переселения народов вторгаются на территорию Югославия вестготы, остготы, гепиды, гунны, лангобарды (юго-западные и южные районы оставались под господством Византии).

Югославянские земли после расселения славян на Балканском полуострове. Складывание и развитие феодализма (7 — начало 16 вв.). В 6—7 вв. на Балканском полуострове расселяются славяне — предки современных югославских народов. В 7 в. и отчасти в 8 в. большая часть славянских племён на территории Югославия находилась под властью аваров или же в союзе с ними. Образовавшееся в 658 государство Карантания попало около 745 в зависимость от Баварии. В македонских землях в конце 7 в. был создан крупный союз местных племён. В 8—9 вв. у югославянских народов начинает распространяться христианство. В 9 — середине 10 вв. оформились раннефеодальные Хорватское и Сербское государства, укрепившиеся в борьбе против Венгерского королевства, Венеции, Первого Болгарского царства. В начале 11 в. большая часть территории Югославия была завоёвана Византией. Центром борьбы за государственную самостоятельность югославян в 11 в. стало княжество Дукля (позднее название — Зета, с 15 в. — Черногория), а с 12 в. — Рашка. Политическая разобщённость югославянских земель, междоусобицы облегчили Венгерскому королевству завоевание Славонии (1091), Хорватии и Далмации (1102).

>феодализма (7 — начало 16 вв.). В 6—7 вв. на Балканском полуострове расселяются славяне — предки современных югославских народов. В 7 в. и отчасти в 8 в. большая часть славянских племён на территории Югославия находилась под властью аваров или же в союзе с ними. Образовавшееся в 658 государство Карантания попало около 745 в зависимость от Баварии. В македонских землях в конце 7 в. был создан крупный союз местных племён. В 8—9 вв. у югославянских народов начинает распространяться христианство. В 9 — середине 10 вв. оформились раннефеодальные Хорватское и Сербское государства, укрепившиеся в борьбе против Венгерского королевства, Венеции, Первого Болгарского царства. В начале 11 в. большая часть территории Югославия была завоёвана Византией. Центром борьбы за государственную самостоятельность югославян в 11 в. стало княжество Дукля (позднее название — Зета, с 15 в. — Черногория), а с 12 в. — Рашка. Политическая разобщённость югославянских земель, междоусобицы облегчили Венгерскому королевству завоевание Славонии (1091), Хорватии и Далмации (1102).

Югославия. Пула. Старая часть города с римским амфитеатром (1 в. до н. э.). Югославия.

Югославия. Пула. Старая часть города с римским амфитеатром (1 в. до н. э.).

  В 12—15 вв. в югославянских землях растет крупное феодальное землевладение светской знати, католической и православной церкви. Центрами ремесла и торговли стали города Дубровник, Загреб, Задар, Белград, Любляна, Котор, Бар, Скопье и др.; происходит интенсификация сельского хозяйства, колонизация земель и расширение посевных площадей, рост внутренней торговли и торговых связей с другими странами Европы. Отмечается приток немецких колонистов в города Сербии и Боснии, в словенские земли. С оформлением основных групп феодального господствующего класса развивается сословное представительство (см. Собор) светской и духовной знати (в Хорватии, Боснии, Сербии).

Югославия. Уборка пшеницы на полях Боснии. Югославия.

Югославия. Уборка пшеницы на полях Боснии.

  В конце 12 в. Византия теряет гегемонию на Балканах в результате усиления Сербской державы Стефана Немани и Боснии бана Кулина. Словенские земли, подвергшиеся усиленной германизации, развивались в границах империи Габсбургов, Хорватия и Далмация (отчасти Босния) — в рамках Венгерского королевства, Зета и Сербия (в 12—13 вв.) — по пути борьбы за полную независимость от Византии. В начале 14 в. определилось самостоятельное развитие Боснии, расширение Сербии Неманичей к югу и её превращение (1345) в крупное царство Стефана Душана (распалось к концу 60-х гг. 14 в.). Часть югославянских земель объединилась в 1353-г-91 под эгидой боснийской династии Котроманичей; к середине 15 в. Босния фактически распалась на ряд феодальных владений (в это время создаётся княжество Герцеговина). Процессы политической консолидации сербских земель (конец 14 — середина 15 вв.) остались незавершёнными, несмотря на некоторое упрочение наиболее крупного государственного образования — княжества (в исторической литературе — «Сербская деспотовина») Лазаря и Стефана Лазаревича. В середине 14 — 1-й половине 15 вв. под власть Венгерского королевства попали часть Боснии, Белград с некоторыми районами северной Сербии; к Венеции отошли наряду с Истрией Далмация, Котор и Зета. После битвы 1389 на Косовом Поле турецкие войска захватили македонские земли, в 50-х гг. 15 в. — Сербию, в 1463 — Боснию, в 1482 — Герцеговину, в 1496 — Зетское княжество Черноевичей. Сохранила самостоятельность (ценой уплаты дани османам) лишь Дубровницкая республика (до 1808). В 1521 турецкие войска заняли Белград. После Мохачской битвы 1526 Османская империя захватила новые районы Боснии и Хорватии.

Югославия. Белград. На втором плане — мост через реку Сава. Югославия.

Югославия. Белград. На втором плане — мост через реку Сава.

Югославянские земли в период владычества Османской империи, Габсбургов и Венеции на территории Югославия (до конца 18 в.). Закрепление господства Османской империи почти на всей территории Югославия (кроме Словении и части Хорватии, находившихся под властью Габсбургов; Далмации, Истрии — во владении Венеции, а также Дубровника) вынуждало славянское население переселяться к З. и С. за Саву и Дунай (в южные районы прежнего Венгерского королевства; современная Воеводина). Устанавливается господство мусульманской знати и духовенства. Начинается исламизация славянского населения (прежде всего в городах; в деревне — особенно в Боснии, прежнем оплоте богомильства). В 16—17 вв. экономический регресс отмечается почти во всех югославянских землях. В Османской империи усиление феодальной эксплуатации вызвало ряд антифеодальных и антитурецких восстаний (под руководством И. Ненада в 1526—27, крестьян в районе Прилепа в 1564—65, и др.). Антифеодальные движения охватили хорватские и словенские владения Габсбургов (словенских крестьян в 1478 и 1515, Губеца Матии восстание 1573). В конце 16 в. вспыхивают антитурецкие восстания в Банате, Сербии, Черногории. Ослабление Османской империи и присоединение к владениям Габсбургов по решению Карловицкого конгресса 1698—99 большая часть территории Славонии, южных районов бывшего Венгерского королевства, а в 1718—39 также северной Сербии сопровождались новым переселением сербского населения за Саву и Дунай. Это обусловило перемещение центра сербской церковной и культурной жизни на территорию современной Воеводины. В 18 в. началось формирование капиталистических отношений в Воеводине, Военной границе, в хорватских и словенских землях (слабее — в венецианской Далмации). У югославянских народов возрастают симпатии к России, надежды на её содействие антитурецкой борьбе. После разгрома в 1796 турецких войск фактической независимости добилась Черногория; в 90-х гг. некоторые уступки от турецких властей получило сербское население Белградского пашалыка.

>Югославия (до конца 18 в.). Закрепление господства Османской империи почти на всей территории Югославия (кроме Словении и части Хорватии, находившихся под властью Габсбургов; Далмации, Истрии — во владении Венеции, а также Дубровника) вынуждало славянское население переселяться к З. и С. за Саву и Дунай (в южные районы прежнего Венгерского королевства; современная Воеводина). Устанавливается господство мусульманской знати и духовенства. Начинается исламизация славянского населения (прежде всего в городах; в деревне — особенно в Боснии, прежнем оплоте богомильства). В 16—17 вв. экономический регресс отмечается почти во всех югославянских землях. В Османской империи усиление феодальной эксплуатации вызвало ряд антифеодальных и антитурецких восстаний (под руководством И. Ненада в 1526—27, крестьян в районе Прилепа в 1564—65, и др.). Антифеодальные движения охватили хорватские и словенские владения Габсбургов (словенских крестьян в 1478 и 1515, Губеца Матии восстание 1573). В конце 16 в. вспыхивают антитурецкие восстания в Банате, Сербии, Черногории. Ослабление Османской империи и присоединение к владениям Габсбургов по решению Карловицкого конгресса 1698—99 большая часть территории Славонии, южных районов бывшего Венгерского королевства, а в 1718—39 также северной Сербии сопровождались новым переселением сербского населения за Саву и Дунай. Это обусловило перемещение центра сербской церковной и культурной жизни на территорию современной Воеводины. В 18 в. началось формирование капиталистических отношений в Воеводине, Военной границе, в хорватских и словенских землях (слабее — в венецианской Далмации). У югославянских народов возрастают симпатии к России, надежды на её содействие антитурецкой борьбе. После разгрома в 1796 турецких войск фактической независимости добилась Черногория; в 90-х гг. некоторые уступки от турецких властей получило сербское население Белградского пашалыка.

Югославия. Селение Почитель в Динарских горах. Югославия.

Югославия. Селение Почитель в Динарских горах.

Развитие капиталистических отношений и национально-освободительное движение в югославянских землях (конец 18 в. — 1918). В югославянских землях Габсбургской монархии, значительно экономически отстававших от стран Западной и Центральной Европы, капитализм развивался повсеместно, хотя и неравномерно. Важную роль в освобождении югославян от турецкого ига сыграло Первое сербское восстание 1804—13 в Белградском пашалыке. Однако освобожденная повстанцами во главе с Карагеоргием при поддержке России (русско-турецкая война 1806—12) придунайская Сербия в 1813 была захвачена Турцией. Второе сербское восстание 1815 под руководством Милоша Обреновича привело к созданию Сербского княжества, автономия которого под сюзеренитетом султана была закреплена русско-турецкими договорами 1826 и 1829. С 30-х гг. 19 в. в Сербии оживилось развитие товарно-денежных отношений. Укрепилась центральная власть в Черногории. В 1852 митрополит Данило Петрович Негош провозгласил её княжеством. В Хорватии движущими силами национального движения стали либеральное дворянство, торговая буржуазия и связанная с ними интеллигенция (см. Иллиризм). Но объединит, тенденция иллиризма встретила слабый отклик в сербском и словенском обществах (идеи правящих кругов Сербии выражены в 1844 И. Гарашанином). Развитию национального самосознания словенцев способствовало создание в 1809 Иллирийских провинций. В 1848—49 происходит подъём национально-освободительного движения в югославянских землях Габсбургов. Во главе его стояли национальная буржуазия и дворянство. Словенские либералы сформулировали в апреле 1848 в Вене программу политического воссоединения словенских этнических территорий (т. н. Объединённой Словении программа); хорваты на митинге в Загребе в марте 1848 потребовали воссоединения с Хорватией Далмации, Военной границы и других земель, сербы на скупщине в мае 1848 — автономии Воеводины и союза с Хорватией. Политика венгерского дворянства, возглавившего Революцию 1848—49 в Венгрии, стимулировала в югославянских землях империи австрославистскую ориентацию либералов (см. Австрославизм) и активизацию консервативных сил (поход войск бана Хорватии И. Елачича против революц. Венгрии и Вены в сентябре — ноябре 1848). В 1848—49 интенсивнее стали внутринациональные (Сербия — Воеводина) и югославянские (Хорватия — Воеводина — Сербия — Черногория и др.) связи, выросли национальное самосознание и политический опыт югославянских народов. Ликвидация основ феодализма в результате Революции 1848—49 в империи Габсбургов способствовала развитию капиталистических отношений в югославянских землях.

>емлях (конец 18 в. — 1918). В югославянских землях Габсбургской монархии, значительно экономически отстававших от стран Западной и Центральной Европы, капитализм развивался повсеместно, хотя и неравномерно. Важную роль в освобождении югославян от турецкого ига сыграло Первое сербское восстание 1804—13 в Белградском пашалыке. Однако освобожденная повстанцами во главе с Карагеоргием при поддержке России (русско-турецкая война 1806—12) придунайская Сербия в 1813 была захвачена Турцией. Второе сербское восстание 1815 под руководством Милоша Обреновича привело к созданию Сербского княжества, автономия которого под сюзеренитетом султана была закреплена русско-турецкими договорами 1826 и 1829. С 30-х гг. 19 в. в Сербии оживилось развитие товарно-денежных отношений. Укрепилась центральная власть в Черногории. В 1852 митрополит Данило Петрович Негош провозгласил её княжеством. В Хорватии движущими силами национального движения стали либеральное дворянство, торговая буржуазия и связанная с ними интеллигенция (см. Иллиризм). Но объединит, тенденция иллиризма встретила слабый отклик в сербском и словенском обществах (идеи правящих кругов Сербии выражены в 1844 И. Гарашанином). Развитию национального самосознания словенцев способствовало создание в 1809 Иллирийских провинций. В 1848—49 происходит подъём национально-освободительного движения в югославянских землях Габсбургов. Во главе его стояли национальная буржуазия и дворянство. Словенские либералы сформулировали в апреле 1848 в Вене программу политического воссоединения словенских этнических территорий (т. н. Объединённой Словении программа); хорваты на митинге в Загребе в марте 1848 потребовали воссоединения с Хорватией Далмации, Военной границы и других земель, сербы на скупщине в мае 1848 — автономии Воеводины и союза с Хорватией. Политика венгерского дворянства, возглавившего Революцию 1848—49 в Венгрии, стимулировала в югославянских землях империи австрославистскую ориентацию либералов (см. Австрославизм) и активизацию консервативных сил (поход войск бана Хорватии И. Елачича против революц. Венгрии и Вены в сентябре — ноябре 1848). В 1848—49 интенсивнее стали внутринациональные (СербияВоеводина) и югославянские (Хорватия — Воеводина — Сербия — Черногория и др.) связи, выросли национальное самосознание и политический опыт югославянских народов. Ликвидация основ феодализма в результате Революции 1848—49 в империи Габсбургов способствовала развитию капиталистических отношений в югославянских землях.

  В 50-х гг. 19 в. ускорилось разорение крестьянства в югославянских землях Османской империи, охваченной внутренним кризисом. Областью неоднократных народных восстаний стала Герцеговина (см. Герцеговинские восстания1852—53, 1857—58, 1861—62), в 1857 крест, восстание произошло в северной Боснии. Восстания сопровождались черногорско-турецкими войнами (1851— 1852, 1858, 1862). В 60-х гг. новый подъём освободительных движений наблюдался в югославянских землях Габсбургской империи. В 3-й четверти 19 в. происходило дальнейшее развитие процесса консолидации сербской, хорватской и словенской наций. У сербов это проявилось в деятельности Омладины (1866—72); либерально-демократическое движение в Воеводине возглавил С. Милетич. В сербской буржуазной среде преобладали великосербские тенденции. Лидеры сложившейся в 1860 хорватской либерально-югославистской группировки (И. Штросмайер, Ф. Рачки и др.) колебались между австрославизмом и борьбой за независимое югославянское государство; в противовес великосербской в 60-х гг. развивалась великохорватская идеология — А. Старчевич и другие праваши. Словенское либеральное движение во 2-й пол. 60-х гг. вновь выдвинуло лозунг Объединённой Словении (в рамках Габсбургской империи), поддерживало планы сплочения югославян (А. Томшич и др.). Сербское и хорватское национальные движения требовали от правительства Сербии энергичной политики на Балканах, войны против Османской империи, внешнеполитической ориентации на Россию. Руководители национальных движений отстаивали принцип национального суверенитета. Пропаганду революционно-демократических и социалистических идей в Сербии в 1870—75 возглавил С. Маркович.

  Герцеговинско-боснийское восстание 1875—78 против турецкого гнёта ускорило начало восточного кризиса 1875—78. В июне 1876 войну Турции объявили Сербия и Черногория (см. Сербо-черногорско-турецкие войны 1876—78). В результате русско-турецкой войны 1877— 1878 была признана полная независимость Сербии и Черногории, что подтверждалось и в решениях Берлинского конгресса 1878. В 1878 Босния и Герцеговина, Новопазарский санджак были оккупированы Австро-Венгрией. При поддержке Австро-Венгрии князь Милан Обренович [1868—89] в 1882 провозгласил Сербию королевством, а себя королём. В конце 19 в. в Словении и Хорватии, несколько позднее в Сербии, Боснии и Герцеговине оформились классы торгово-промышленной буржуазии и пролетариата. В последней трети 19 — начале 20 вв. в основном сформировались сербская, словенская и хорватская нации, происходил постепенный процесс формирования других югославянских наций.

  В начале 20 в. наиболее развитыми в промышленном отношении были словенские земли. Сербия по уровню промышленного производства уступала Словении и Хорватии. Житницей Австро-Венгрии, областью крупнопомещичьего и среднего буржуазного хозяйства стала Воеводина, Босния и Герцеговина оставались сырьевой базой имперской промышленности. Господствующие позиции в экономике югославянских земель Габсбургской монархии занимал австро-немецкий и венгерский крупный капитал. Ещё в конце 19 в. возникли рабочие организации, проходили политические выступления рабочих (в 1890 первые маёвки в Хорватии и Словении, в 1893 в Сербии). В 1894 основана Социал-демократическая партия Хорватии и Славонии, в 1896 — словенская Югославянская социал-демократическая партия, в 1903 — Сербская социал-демократическая партия партия, в 1909 — Социал-демократическая партия. партия Боснии и Герцеговины.

  Левое крыло (руководитель Г. Делчев) основанной в 1893 Внутренней македонско-одринской революционной организации (ВМОРО) боролось за сплочение всех народностей исторической области Македонии на борьбу за политическую независимость и социальную справедливость, организовало и возглавило Илинденское восстание 1903.

Государственный переворот (май 1903) в Сербии привел к власти династию Карагеоргиевичей и Радикальную партию (основана в 1881, лидер Н. Пашич). Успех в таможенной войне против Австро-Венгрии (1906—10) способствовал промышленному развитию Сербии, укрепил её авторитет в югославянских землях. Хорватско-сербское сближение ознаменовалось созданием в 1905 блока буржуазных либеральных партий (т. н. хорватско-сербская коалиция). В октябре 19Э8 Габсбургская монархия аннексировала Боснию и Герцеговину, что вызвало т. н. боснийский кризис 1908—09. Обострившаяся в начале 20 в. борьба европейских держав (особенно Германии и Австро-Венгрии) за Балканский полуостров ускорила создание Балканского союза 1912.Балканские войны 1912—13, прогрессивным результатом которых было освобождение Македонии, Албании, греческих островов Эгейского моря от турецкого ига, вызвали рост национально-освободительного движения югославянских народов Австро-Венгрии. В качестве предлога для подавления этого движения Габсбурги использовали Сараевское убийство (28 июня 1914) австрийского престолонаследника Франца Фердинанда членом организации «Молодая Босния» Г. Принципом и др. 28 июля 1914 Австро-Венгрия объявила войну Сербии, ставшую началом 1-й мировой войны 1914—18. Осенью 1915 австро-венгерские войска (совместно с германскими и болгарскими) оккупировали Сербию, в январе— феврале 1916 — Черногорию (воевала на стороне Сербии). В мае 1915 в Лондоне был основан Югославянский комитет, развернувший кампанию за отделение югославянских земель от Австро-Венгрии, за их объединение с Сербией и Черногорней. 30 мая 1917 югославянские депутаты австрийского рейхсрата потребовали создания объединённого югославянского государства в рамках империи (Майская декларация). Сербское правительство повело переговоры с Югославянским комитетом, результатом которых явилась Корфская декларация 1917, к которой в августе 1917 присоединился Черногорский комитет национального объединения (основан в марте 1917).

Арест Г. Принципа. Сараево. 28 июня 1914. Югославия.

Арест Г. Принципа. Сараево. 28 июня 1914.

Буржуазно-монархическая Югославия в 1918— 1941. Под влиянием Октябрьской социалистической революции в России революционное и освободительное движение югославянских народов в 1918 значительно усилилось. Всеобщая забастовка (февраль 1918) в Австро-Венгрии охватила и югославянские земли. В феврале 1918 вспыхнуло восстание на кораблях австро-венгерского флота в Которе (см. Которское восстание 1918). Массовый характер приняло дезертирство из австро-венгерской армии; усилились крестьянское движение, деятельность социал-демократических партий югославянских земель. Освобождение территории Сербии и Черногории от австро-венгерских и германских войск (1 ноября 1918 сербские войска освободили Белград) ускорило развитие политического процесса. 1 декабря 1918 в Белграде было провозглашено объединение Сербии, Черногории и югославянских областей распавшейся Австро-Венгрии в единое Королевство сербов, хорватов и словенцев (Королевство СХС) во главе с династией Карагеоргиевичей.

  Под влиянием развернувшегося в стране в 1919—20 революционного движения 27 февраля 1919 власти приняли декрет о проведении аграрной реформы. Рабочие добились введения 8-часового рабочего дня, повышения заработной платы и др. уступок. 20—23 апреля 1919 в Белграде состоялся Объединительный съезд Социалистической рабочей партии Югославия (коммунистов); на 2-м съезде (июнь 1920) она была переименована в Коммунистическую партию Югославия (КПЮ; см. в ст. Союз коммунистов Югославии). По результатам выборов в скупщину 28 ноября 1920 КПЮ (свыше 65 тыс. членов), получившая около 200 тыс. голосов избирателей и 59 депутатских мандатов (из 419), стала третьей по величине партией в стране. Боясь дальнейшего роста её влияния, правительство издало в декабре 1920 контрреволюционный декрет («Обзнана»), фактически ставивший КПЮ вне закона. 2 августа 1921 скупщина приняла т. н. Закон о защите государства, запрещавший КПЮ лишавший её депутатских мандатов.

  В вопросе о государственном устройстве многие представители хорватской и словенской буржуазии отстаивали идеи федерализма: ещё в феврале 1919 лозунг республики выдвинула Хорватская крестьянская партия (ХКП, основана в 1904; в 1919—25 названа Хорватская республиканская крестьянская партия, ХРКП). Однако преобладающее влияние имел блок сербской Радикальной и Демократической (основана в 1919) партий. Принятая в июне 1921 скупщиной Видовданская конституция закрепила победу великосербских кругов. Правящая верхушка проводила политику угнетения несербских народов Боснии и Герцеговины, Вардарской Македонии, Словении, Хорватии и Черногории, составлявших свыше 1/2 населения страны. В области внешней политики югославское государство выступало защитником системы, установленной Версальским мирным договором 1919, а также Сен-Жерменским мирным договором 1919, Трианонским мирным договором 1920, Нёйиским мирным договором 1919, определившими границы Королевства СХС с Австрией, Венгрией и Болгарией. В 1919 решены пограничные вопросы с Румынией и Грецией. Рапалльским договором 1920 устанавливалась итало-югославская граница. Двусторонние договоры в 1920—21 между Королевством СХС, Румынией и Чехословакией оформили военно-политический блок этих государств (см. Антанта Малая). Неизменной в течение всего периода существования буржуазно-монархической Югославия была антисоветская позиция её правительства.

  В 1922—28 обострилась национальная борьба. Движение за федералистское переустройство особенно сильным было в Хорватии, где ещё в конце 1921 создался блок всех политических партий во главе с ХРКП (в 1923 — вторая по величине партия в стране после сербских радикалов). Однако лидеры ХРКП проявили непоследовательность и вступили в переговоры с великосербскими кругами. ХРКП сняла в 1925 лозунг республики, признала конституцию 1921, в июле 1925 — феврале 1927 её представители входили в коалиционное правительство. В конце 1927 образовался политический блок (т. н. Крестьянско-демократическая коалиция) Независимой демократической партии (основана в 1924, лидер С. Прибичевич) и ХКП. Правящие круги подготовили расправу с коалицией и её лидерами. 20 июня 1928 серб. националист П. Рачич застрелил в скупщине двух хорватских депутатов и смертельно ранил руководителя ХКП С. Радича. Позиция коалиции, избегавшей решительных действий, позволила реакции подавить стихийные выступления трудящихся. Внутренняя неустойчивость осложняла международное положение Королевства СХС. После аннексии Италией «свободного государства» Риеки (1923) ухудшились итало-югославские отношения; ряд двусторонних итало-югославских соглашений (Неттунские соглашения 1925 и др.) не привёл к их улучшению. После фашистского переворота 9 июня 1923 в Болгарии ухудшились и болгаро-югославские отношения. Королевство СХС пыталось укрепить сотрудничество со странами Малой Антанты, заключило союзный договор с Францией (ноябрь 1927).

  6 января 1929 король Александр совершил государственный переворот и установил в стране военно-монархическую диктатуру. Конституция 1921 была отменена, скупщина распущена. Король поставил во главе правительства генерала П. Живковича. По т. н. Закону о защите государства (январь 1929) запрещались все политические партии. В октябре 1929 издан закон о новом наименовании государства — Королевство Югославия С резким осуждением диктатуры выступила находившаяся в подполье КПЮгославия

  В 1931 экономику Югославия охватил мировой экономический кризис 1929—33. Без работы в 1931—33 оказалось около 300 тыс. человек, происходило массовое разорение крестьянства. Экономический кризис вызвал оживление революционных и национальных движений. В сентябре 1931 король Александр «даровал » конституцию, фактически кодифицировавшую реакционные порядки. Во внешней политике Югославия по-прежнему ориентировалась на Францию и Малую Антанту. 9 февраля 1934 Югославия вместе с Грецией, Румынией и Турцией основала Антанту Балканскую. 9 октября 1934 в Марселе король Александр стал вместе с французским министром иностранных дел Л. Барту жертвой покушения, подготовленного хорватскими фашистами — усташами (организация основана в 1929, лидер А. Павелич) и перешедшей в межвоенный период на фашистские позиции частью ВМОРО при тайном соучастии гитлеровцев (так называемая операция «Тевтонский меч»). В предвоенные годы оживилась экономика Югославия, стала развиваться промышленность (в том числе металлургическая, машиностроительная и отчасти химическая, что было связано со строительством военных предприятий). Наблюдался рост зависимости Югославия во внешней торговле от фашистской Германии (в 1939—46% югославского экспорта и 54% импорта). В 1937 с заключением договоров «О вечной дружбе» с Болгарией и «О нейтралитете» с Италией Югославия фактически отошла от союза с Францией. Большой размах в 1935—36 приобрела стачечная борьба. Усилилось влияние КПЮ, что в значительной степени определялось началом проведения КПЮ в 1935—37 тактики народного фронта. Образованное в конце 1937 новое руководство КПЮ во главе с И. Броз Тито повело успешную борьбу за её организационное укрепление.

Югославия. Титоград. Новая часть города. Югославия.

Югославия. Титоград. Новая часть города.

  В октябре 1937 Крестьянско-демократическая коалиция и сербская Объединённая оппозиция (основана в 1935; Радикальная, Демократическая и Земледельческая партии) создали политический Блок народного соглашения, выдвинувший требования отмены конституции 1931, обеспечения гражданских и политических свобод, созыва скупщины, перестройки государства на федеративной основе. После аншлюса Австрии (1938) и Мюнхенского соглашения 1938 Югославия проводила политику лавирования между фашистской Германией и Италией, а также между фашистскими государствами и западными державами. Выборы в скупщину (декабрь 1938) показали рост влияния буржуазной оппозиции; правительство (с февраля 1939 премьер-министр Д. Цветкович) пошло на переговоры с ХКП, завершившиеся подписанием 26 августа 1939 соглашения о предоставлении автономии Хорватии. Соглашение, явившееся фактически сговором сербской и хорватской буржуазии о разделе власти в государстве, не привело к решению национального вопроса в стране и вызвало раскол буржуазной оппозиции: представители Крестьянско-демократической коалиции вошли (в августе 1939) в правительство Цветковича, в котором лидер ХКП В. Мачек стал заместителем премьер-министра.

  В начале 2-й мировой войны 1939—45 Югославия объявила о своём нейтралитете. Оживилась деятельность фашистских течений (лётичевский «Збор», усташи, часть ВМОРО и др.). После капитуляции Франции перед фашистской Германией правительство Югославия, опасаясь оказаться в изоляции, установило в июне 1940 дипломатического отношения с СССР. С нападением Италии на Грецию (октябрь 1940) обострилась борьба между Великобританией и странами «оси» за влияние на Югославия торговое соглашение с фашистской Германией (октябрь 1940) усилило экономическую зависимость Югославия от неё. В стране росли влияние КПЮ, антифашистские настроения. Правительство запретило в декабре 1940 находившийся под влиянием КПЮ Объединённый рабочий профсоюз (около 150 тыс. членов). 25 марта 1941 Цветкович подписал в Вене протокол о присоединении Югославия к Берлинскому пакту 1940. В знак протеста во многих городах по инициативе КПЮ состоялись массовые демонстрации. Движение трудящихся шло под лозунгом «Лучше война, чем пакт». 27 марта 1941 группа военных заговорщиков, связанная с буржуазной оппозицией и английской разведкой, совершила государственный переворот. К власти пришло правительство генерала Д. Симовича. Моральную поддержку народам Югославия оказал Советский Союз. 5 апреля 1941 в Москве был подписан Договор о дружбе и ненападении между СССР и Югославия

  6 апреля 1941 фашистская Германия и Италия напали на Югославия 10 апреля гитлеровцы организовали в Загребе «провозглашение» так называемого Независимого государства Хорватия (15 июня присоединилось к Берлинскому пакту 1940), посадив там у власти усташей во главе с Павеличем. Правительство и король Петр II покинули страну. 17 апреля подписан акт о капитуляции югославской армии. Территория Югославия была разделена на германскую и итальянскую зоны оккупации; хортистской Венгрии передана часть Воеводины, монархо-фашистской Болгарии — почти вся Вардарская Македония и часть пограничных районов Сербии. КПЮ — единственная организованная политическая сила (к лету 1941 — 12 тыс. членов), приступила к подготовке вооружённой борьбы югославских народов против оккупантов.

Народно-освободительная война 1941—45. Установление народно-демократической власти в ЮгославияНародно-освободительная война в Югославии 1941—45 тесно переплелась с революционной борьбой против югославской буржуазии, связавшей себя с политикой коллаборационизма, явилась борьбой за национальное и социальное освобождение, за создание новой социалистической Югославия Решение о начале общенародного вооруженного восстания было принято Политбюро ЦК КПЮ 4 июля 1941. В июле 1941 вооруженная борьба охватила Сербию, Черногорию, Хорватию, Словению, Боснию и Герцеговину, в октябре — Вардарскую Македонию. КПЮ выступила инициатором образования в 1941 Единого народно-освободительного фронта. На освобожденных от фашистских оккупантов территориях Югославия создавались народно-освободительные комитеты. Начало широко развернувшейся партизанской борьбы вызвало перегруппировку среди югославской буржуазии. Часть сербской буржуазии объединилась вокруг «сербского правительства», созданного германскими оккупантами в августе 1941 в Белграде во главе с генералом М. Недичем. Другая её часть ориентировалась на эмигрантское королевское правительство. По инициативе последней Д. Михайлович приступил к организации вооруженных отрядов (четников). С осени 1941 четники пошли на сотрудничество с квислинговскими частями Недича и с оккупантами, повели вооруженную борьбу против партизан.

  В Югославия быстро росла численность партизанских отрядов, их боевые возможности. 22 декабря 1941 была сформирована первая регулярная воинская часть — 1-я Пролетарская бригада, положившая начало созданию Народно-освободительной армии Югославия (НОАЮ), численность которой к концу 1942 достигла около 150 тыс. человек. Оборона района Козары (1942), битвы на Неретве и Сутеске (1943) стали важными этапами героической борьбы народов Югославия Освободительная война в Югославия являлась составной частью борьбы сил антигитлеровской коалиции против фашизма. Сковывая на Балканах на протяжении всей войны значительные силы фашистских войск, НОАЮ, в условиях решающих побед Советской Армии над гитлеровской Германией, постоянно наращивала удары по врагу.

4-я Пролетарская бригада на марше через Зеленгору (Герцеговина). 1942. Югославия.

4-я Пролетарская бригада на марше через Зеленгору (Герцеговина). 1942.

  26—27 ноября 1942 в г. Бихач состоялась 1-я сессия общеюгославского политического органа — Антифашистского веча народного освобождения Югославии (АВНОЮ). Его 2-я сессия (29—30 ноября 1943, г. Яйце), на которой АВНОЮ конституировалось как верховный законодательный и представительский орган Югославия, явилась важнейшей вехой в борьбе югославских народов за создание многонационального социалистического государства. Образованный АВНОЮ в качестве временного правительства новой Югославия Национальный комитет освобождения Югославии (НКОЮ) во главе с И. Броз Тито стал первым высшим исполнительным органом народной власти. В заявлении от 14 декабря 1943 Советское правительство приветствовало решения 2-й сессии АВНОЮ и образование НКОЮ, сообщало также о решении направить в Югославия советскую военную миссию (прибыла в Югославия в феврале 1944). Советский Союз оказывал освободительному движению Югославия моральную и политико-дипломатическую поддержку, а также материальную и военную помощь. Последняя особенно усилилась с 1944, когда Советская Армия приблизилась к Балканам. В ходе совместных действий советских войск и частей НОАЮ был освобожден ряд районов страны, 20 октября 1944 — Белград (см. Белградская операция 1944). СССР содействовал принятию Тегеранской конферецией 1943 решения об оказании военной и материальной помощи НОАЮ со стороны ведущих держав антигитлеровской коалиции. Успехи народно-освободительной борьбы в Югославия, её последовательная поддержка Советским Союзом заставили правящие круги Великобритании и США отказаться от их безоговорочной поддержки четников и эмигрантского королевского правительства. В результате Тито—Шубашича соглашений 1944 эмигрантское королевское правительство было вынуждено осудить четников; соглашения предусматривали создание единого югославского правительства (взамен НКОЮ и эмигрантского королевского правительства) и др. 7 марта 1945 на базе НКОЮ создано правительство Демократической Федеративной Югославия (ДФЮ) во главе с И. Броз Тито. В освобожденных районах Югославия вся полнота власти сосредоточивалась в руках трудящихся под руководством КПЮгославия Народно-освободительные комитеты превращались в органы народно-демократической власти. 11 апреля 1945 в Москве подписан Договор о дружбе, взаимной помощи и послевоенном сотрудничестве между СССР и Югославия, 13 апреля — торговое соглашение. К 15 мая 1945 Югославская армия (названа НОАЮ с марта 1945; численностью около 800 тыс. человек) завершила освобождение Югославия от фашистских войск их пособников. Народы Югославия своей героической борьбой внесли значительный вклад в общее дело разгрома фашизма. Нанесённый Югославия войной материальный ущерб составит 46,9 млрд. долларов.

Первая сессия Антифашистского веча народного освобождения Югославии. Бихач. Ноябрь 1942. Югославия.

Первая сессия Антифашистского веча народного освобождения Югославии. Бихач. Ноябрь 1942.

Югославия после 2-й мировой войны. Восстановление народного хозяйства. Строительство социализма. В результате победоносного исхода народно-освободительной борьбы и социалистической революции в Югославия утвердилась народная власть. Демократические силы объединённые в руководимом коммунистами Народно-освободительном фронте (НОФ), решительно поддержали линию КПЮ, направленную на коренное социальное переустройство. Буржуазно-монархические силы, опираясь на своих представителей в правительстве ДФЮ и содействие западных стран, пытались помешать укреплению народно-демократического строя в стране, надеясь, в частности, не допустить окончательной ликвидации монархии, 1-й съезд НОФ в августе 1945 (с этого времени — Народный фронт Югославия, НФЮ), принявший устав и программу НФЮ, способствовал росту активности этой общенародной политической организации (около 7 млн. членов) на платформе КПЮгославия 3-я сессия АВНОЮ (7—10 августа 1945) одобрила законы о национализации рудных богатств, о свободе печати, собраний и др.; АВНОЮ было переименовано во Временную народную скупщину. На выборах 11 ноября 1945 в Учредительную скупщину НФЮ получил около 96% голосов избирателей. 29 ноября 1945 Учредительная скупщина приняла Декларацию об окончательной ликвидации монархии и провозгласила создание федеративной Народной Республики Югославия (ФНРЮ). Вступившая в силу 31 января 1946 конституция ФНРЮ закрепила происшедшие в стране общественно-экономические и политические изменения. Конституция гарантировала равноправие народов Югославия, её республик на основе федеративного принципа государственного устройства. В качестве ведущей признавалась общенародная собственность. Был подтвержден принцип, положенный в основу аграрной реформы (закон о ней принят в августа 1945), в соответствии с которым «земля принадлежит тем, кто её обрабатывает». Ликвидировав крупное помещичье землевладение, наделив безземельных крестьян землёй, реформа нанесла удар по капиталистическим элементам на селе.

  Ещё в марте 1945 была введена по существу монополия внешней торговли, в августе отменены иностранные концессии на добычу полезных ископаемых. Иностранный капитал, контролировавший свыше 1/2 промышленности Югославия, был лишён своих позиций в стране. В результате национализации промышленности (в декабре 1946 принят закон о национализации крупной промышленности; полная ликвидация частного сектора в промышленности завершилась с принятием в апреле 1948 второго закона о национализации) основные средства производства стали общенародным достоянием. Национализация транспорта, банков, оптовой торговли привела к окончательному подрыву экономической базы буржуазии, к экспроприации класса эксплуататоров. Государственный сектор занял ключевые позиции в народном хозяйстве, тем самым был заложен фундамент для построения социализма в Югославия Первый 5-летний план (1947—51) ставил целью ликвидацию технико-экономической отсталости страны на основе социалистической индустриализации, укрепление экономической и оборонной мощи, упрочение и развитие социалистического сектора в экономике, повышение благосостояния трудящихся.

  По мере упрочения в Югославия народной власти усиливалось давление на неё со стороны западных держав (в частности, они требовали вывода подразделений Югославской народной армии из ряда освобожденных ею районов югославских земель). На стороне Югославия выступил СССР, оказавший поддержку Югославия на Парижской мирной конференции 1946. По мирному договору 1947 с Италией большая часть этих земель (за исключением района Триеста) была воссоединена с Югославия (вопрос о Триесте решен итало-югославским соглашением 1954). Политическая поддержка со стороны СССР объективно способствовала укреплению безопасности и независимости Югославия К 1948 на долю СССР и др. социалистических стран приходилось 52,9% экспорта и 49,3% импорта Югославия

  5-й съезд КПЮ (июль 1948), принявший новые Устав и Программу КПЮ, выдвинул в качестве главной цели борьбу за построение социализма.

  2-й пленум ЦК КПЮ (январь 1949) принял решение о расширении социалистического сектора в деревне, об организации трудовых крестьянских кооперативов «ускоренными темпами». С 1950 был сделан упор на развитие общих земледельческих кооперативов главным образом снабженческо-сбытового характера. После решения в марте 1953 о сохранении только рентабельных трудовых кооперативов число их значительно уменьшилось (с 6806 в 1951 до 561 в 1956, а удельный вес принадлежавшей им обрабатываемой площади сократился соответственно с 20% до 2%).

  Курс на преимущественное развитие тяжёлой промышленности обеспечил подъём народного хозяйства. Однако на темпах его роста сказывалось отставание лёгкой промышленности и сельского хозяйства. В декабре 1950 сроки выполнения пятилетки продлены до конца 1952.

  В середине 1948 отношения между КПЮ с одной стороны, КПСС и другими коммунистическими и рабочими партиями с другой стороны оказались нарушенными. В дальнейшем были прерваны и межгосударственные, экономические и культурные связи Югославия с СССР и другими социалистическими странами.

  В 1949—53 получили интенсивное развитие отношения Югославия с капиталистическими государствами. 14 ноября 1951 между ФНРЮ и США подписано соглашение о военной помощи, 8 января 1952 — об экономическом сотрудничестве. В 1951 заключено соглашение США, Великобритании и Франции с Югославия о т. н. трёхсторонней помощи; в феврале 1953 Югославия, Греция и Турция заключили договор о дружбе и сотрудничестве (в г. Анкара), в августе 1954 — договор о союзе, политическом сотрудничестве и взаимной помощи (в г. Блед), которыми предусматривалось политическое, военное, экономическое и культурное сотрудничество трёх стран (так называемый Балканский пакт, со 2-й половины 50-х гг. прекратил существование).

  С 1950 в Югославия стала складываться система управления народным хозяйством, отличительной чертой которой явилась децентрализация руководства, предоставление предприятиям значительной оперативной самостоятельности в условиях более активного использования товарно-денежных отношений в экономике. В июне 1950 принят «Основной закон об управлении государственными хозяйственными предприятиями и высшими хозяйственными объединениями со стороны трудовых коллективов», провозгласивший, что «предприятиями как общенародной собственностью от имени общества управляют трудовые коллективы через избираемые рабочие советы в пределах государственного хозяйственного плана, в соответствии с правами и обязанностями, установленными законами и постановлениями». По закону от 29 декабря 1951 задачи общегосударственного планирования ограничивались установлением основных пропорций в развитии отраслей народного хозяйства на основе оценки итогов экономической деятельности за предыдущий год. Был проведён комплекс мер по частичной передаче полномочий центральных государственных органов республиканским и местным органам управления. Главные направления такой перестройки содержались в «Конституционном законе об основах общественного и политического устройства страны и о союзных органах власти» (январь 1953), «Общем законе об устройстве общин и районов» (июнь 1955), а также «Законе о государственном управлении» и «Законе о союзных органах управления» (1956).

Меднорудный комплекс в Боре. Югославия.

Меднорудный комплекс в Боре.

  Внедрявшиеся изменения затронули также формы и методы деятельности партии и общественных организаций страны, что было отражено в решениях 6-го съезда КПЮ (ноябрь 1952), переименовавшего КПЮ в Союз коммунистов Югославия (СКЮ). Сформулированная на съезде установка о том, что «основная обязанность и роль коммунистов» состоит в «политической и идеологической работе по воспитанию масс», на практике в ряде случаев стала проявляться в попытках принизить роль партии в социалистическом строительстве.

  Состоявшийся в феврале 1953 4-й съезд НФЮ переименовал НФЮ в Социалистический союз трудового народа Югославии(ССТНЮ).

  Призывая к повышению активности коммунистов в социалистическом строительстве, ЦК СКЮ на прошедших после съезда пленумах отмечал опасность антисоциалистической линии на отрицание роли рабочего класса, на дезорганизацию и идейное разоружение социалистических сил. 3-й пленум ЦК СКЮ (январь 1954) подверг критике ликвидаторскую линию М. Джиласа, сводившуюся к полному отстранению СКЮ от строительства социализма и, по существу, введению многопартийной системы в стране.

  К середине 50-х гг. промышленное производство превысило довоенный уровень в 2,5 раза. Среднегодовые темпы роста промышленности составили в 1947—56 около 13%. Медленнее развивалось сельское хозяйство. Национальный доход возрос в 1955 в сравнении с 1947 более чем на 50%.

  В результате конструктивных усилий, предпринятых ЦК КПСС, правительством Советского Союза и поддержанных СКЮ, правительством Югославия, отношения двух партий и стран в середине 50-х гг. вошли в нормальное русло. По итогам переговоров на высшем уровне, состоявшихся в Белграде в мае — июне 1955 и в Москве в июне 1956, приняты Белградская декларация правительств СССР и Югославия от 2 июня 1955 и Московская декларация об отношениях между КПСС и СКЮ от 20 июня 1956, сыгравшие важную роль в становлении и развитии сотрудничества между СССР и Югославия, КПСС и СКЮгославия Были нормализованы отношения между Югославия и другими социалистическими странами, между СКЮ и другими коммунистическими и рабочими партиями. В 1955—56 заключены советско-югославские соглашения об экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве; с 1957 советско-югославская торговля ведётся на основе долгосрочных межправительственных соглашений.

  Наряду с достижениями в строительстве социализма, динамичный рост народного хозяйства Югославия сопровождался трудностями. В связи с ослаблением централизованного планового начала стали проявляться местнические тенденции, нездоровая конкуренция. Возникла неполная занятость (в 1955—56 в Югославия насчитывалось от 70 до 100 тыс. нетрудоустроенных). Исполком ЦК СКЮ в октябре 1955 признал, что прежний курс промышленного развития был чрезмерно напряжённым, ставящим под угрозу жизненный уровень населения. В принятом решении указывалось, что экономическая политика должна обеспечить соразмерный рост производства товаров широкого потребления и основных средств производства путём изменения структуры капиталовложений. 6-й пленум ЦК СКЮ (март 1956) осудил технократизм, практицизм в подходе к проведению в жизнь экономической политики, примиренческое отношение к местничеству и республиканской обособленности. Пленум выдвинул задачу усиления роли партии во всех областях жизни страны.

  В 1956—57 Народная скупщина приняла ряд мер по укреплению роли центральных союзных органов в управлении народным хозяйством. В частности, усилен банковский контроль за хозяйственной деятельностью предприятий; введены максимальные и твёрдые цены на ряд товаров и видов сырья: сокращено количество предприятий, занимающихся внешней торговлей. Признано целесообразным вернуться к составлению пятилетних планов (в 1953—56 практиковались лишь годичные планы). Эти меры благоприятно сказались на выполнении второго 5-летнего плана (1957—61).

  Сложившиеся формы и методы партийного и государственного строительства, главные направления дальнейшего развития общественно-политической и экономической системы на основе самоуправления нашли отражение в решениях 7-го съезда СКЮ (апрель 1958) и принятой им новой Программе партии.

  Провозглашенная в апреле 1963 новая конституция Югославия отразила и законодательно закрепила социалистические завоевания трудящихся. Б качестве конечной цели была выдвинута задача создания коммунистических общественных отношений. Югославия стала называться Социалистической Федеративной Республикой Югославия (СФРЮ). К 1965 удельный вес промышленности в создании национального дохода составил около 50%. По сравнению с 1957 промышленное производство выросло в 2,8 раза, превзойдя более чем в 6 раз уровень 1947 и почти в 7,5 раза довоенный уровень. Среднегодовые темпы развития промышленности составили свыше 12%, сельского хозяйства — свыше 6%. Национальный доход на душу населения увеличился в 1965 по сравнению с 1947 более чем в 2,5 раза.

  8-й съезд СКЮ (декабрь 1964) наметил основные направления широкого круга мероприятий, получивших название общественно-экономической реформы. Предполагалось при этом добиться ликвидации диспропорций, вызванных отставанием добывающей промышленности от обрабатывающих отраслей и сельского хозяйства от промышленного производства; уменьшения различий в уровне развития отдельных республик и районов; ограничения импорта, стимулирования экспорта, более активного участия страны в международном разделении труда; снижения дефицита внешнеторгового и платёжного баланса, а также внешней задолженности: упорядочения капиталовложений. Имелось в виду создать новые условия хозяйствования посредством укрепления материальной базы самоуправления во всех звеньях, предоставления более широкого простора товарно-денежным отношениям при усилении контрольных функций кредитно-банковской системы.

  В течение ряда лет в Югославия проводилась так называемая конституционная реформа: в результате внесения в конституцию 1963 ряда поправок были ещё больше расширены права республик, в частности в области законодательства, финансов, внешней торговли и др.

  В решениях 9-го съезда СКЮ (март 1969) получил дальнейшее развитие курс на расширение децентрализации управления экономикой, на усиление оперативной самостоятельности предприятий.

  В принятом на съезде новом Уставе партия определялась как революционная организованная ведущая идейно-политическая сила рабочего класса и всех трудящихся в их борьбе за социализм; исторической задачей и конечной целью СКЮ провозглашалось создание бесклассового коммунистического общества.

  Экономическое развитие страны к концу 60-х гг. наряду с определёнными положительными результатами характеризовалось более медленными в сравнении с плановыми показателями темпами развития экономически отсталых республик, сложностями в области трудоустройства внутри страны и в этой связи расширением практики выезда югославских граждан на работу за границу; сохранялся дефицит внешнеторгового и платёжного баланса, наблюдались рост цен, инфляционные явления.

  К концу 60-х — началу 70-х гг. политическая обстановка в Югославия заметно осложнилась. В решении задач социалистического строительства СКЮ столкнулся с активизацией националистических и анархо-либералистских сил. Вспышка национализма осенью 1971 в Хорватии, имевшая сепаратистские проявления, вызвала необходимость принятия руководством СКЮ решительных мер против сил, грозивших единству и целостности СФРЮгославия

  Большое значение для нормализации обстановки в Югославия и СКЮ имели решения, принятые 21-м заседанием Президиума СКЮ (декабрь 1971). 2-я конференция СКЮ (январь 1972) одобрила «Программу действий», в которой были намечены мероприятия по идейно-политическому и организационному укреплению СКЮ на принципах демократического централизма, усилению его ведущей роли. Важную роль в этом сыграло письмо председателя СКЮ И. Броз Тито и Исполнительного бюро Президиума СКЮ, направленное в сентябре 1972 во все партийные организации.

  Новая конституция СФРЮ (принята в феврале 1974), отразившая современную фазу социалистического строительства в Югославия на основах самоуправления, закрепила руководящее положение рабочего класса, ведущую идейно-политическую роль СКЮ в жизни югославского общества. В конституции подчёркивалось, что «рабочий класс и все трудящиеся развивают социалистическую демократию, основанную на принципах самоуправления, как особую форму диктатуры пролетариата». Основными направлениями развития системы самоуправления считаются уточнение положения, роли и ответственности всех организованных сил общества во главе с СКЮ, введение делегатского принципа формирования органов народного представительства, создание организаций объединённого труда как в сфере материального производства, так и в непроизводственных отраслях народного хозяйства.

  10-й съезд СКЮ (май 1974) отметил успехи народов Югославия в социалистическом строительстве, выдвинул в качестве первоочередной задачи упрочение ведущей идейно-политической роли СКЮ как авангарда рабочего класса, его организационное укрепление на основе принципов демократического централизма. Были осуждены т. н. теории о стихийном и автоматическом развитии самоуправления, принижение значения направляющей деятельности партии, тенденции к её федерализации, явления фракционности и др. В решениях съезда подчёркивался классовый характер социалистического государства и необходимость его эффективного использования в качестве «инструмента в руках рабочего класса по обеспечению его исторических и непосредственных интересов». Были намечены конкретные задачи по решению актуальных экономическим проблем страны. Съезд избрал И. Броз Тито председателем СКЮ без ограничения срока полномочий.

  18 июля 1975 Скупщина СФРЮ утвердила «Основы совместной политики долгосрочного развития СФРЮ до 1985 года», 20 июля 1976 — общественный план развития на 1976—80. В ноябре 1976 на основе соответствующих положений конституции 1974 Скупщина СФРЮ приняла «Закон об объединённом труде», регламентирующий, в частности, деятельность основных организаций объединённого труда (ОООТ). ОООТ рассматриваются в Югославия в качестве первичных звеньев общественно-экономической и общественно-политической системы, которые наряду с формируемыми на основе делегатского принципа органами нар. представительства призваны расширять возможности непосредственного участия трудящихся в управлении народным хозяйством и обществом. Действенность функционирования этих институтов ставится в Югославия в прямую зависимость от усиления ведущей роли СКЮ в обществе, совершенствования форм и методов деятельности партии.

  20—23 июня 1978 состоялся 11-й съезд СКЮгославия Уделив большое внимание дальнейшему развитию политической системы социалистического самоуправления, 11-й съезд, исходя из преемственности курса 10-го съезда. СКЮ, придал первостепенное значение вопросу усиления ведущей роли СКЮгославия Съезд подытожил путь, пройденный страной за годы народной власти, отметил успехи, достигнутые югославскими трудящимися (см. раздел Экономико-географический очерк). При рассмотрении проблем экономического развития указывалось на неотложность решения таких задач, как стабилизация экономики, повышение производительности труда, выравнивание уровней развития республик и районов страны, обеспечение полной занятости населения и др. 11-й съезд принял изменения и дополнения к Уставу СКЮ, в который было включено решение 10-го съезда 05 избрании И. Броз Тито председателем СКЮ без ограничения срока полномочий.

  11-й съезд СКЮ подтвердил линию Югославия на мирное сосуществование и неприсоединение как составную часть борьбы за мир и социализм.

  Югославия деятельно участвует в движении неприсоединения. Она была одним из инициаторов проведения и активным участником конференций глав государств и правительств неприсоединившихся стран (Белград, 1961; Каир, 1964; Лусака, 1970: Алжир, 1973; Коломбо, 1976). Югославия является поборником мира и безопасности народов, выступает за углубление процесса разрядки, его распространения на все районы мира и области международных отношений, за принятие практических мер, направленных на прекращение гонки вооружений, на достижение всеобщего и полного разоружения. С 1969 Югославия участвует в работе Комитета ООН по разоружению (Женева). Югославия присоединилась к Договорам о запрещении испытаний ядерного оружия в трёх средах (1963), о нераспространении ядерного оружия (1968), о запрещении использования в военных целях дна морей и океанов (1971). Югославия участвовала в Совещании по безопасности и сотрудничеству в Европе (3 июля 1973 — 1 августа 1975) и подписала в Хельсинки 1 августа 1975 Заключительный акт Совещания. В духе Хельсинки Югославия окончательно урегулировала в 1975 пограничный вопрос с Италией; в 1977—78 Белград стал местом проведения встречи представителей государств — участников Совещания. Югославия высказывается за последовательное и эффективное претворение в жизнь в полном объёме и в равной мере всех положений Заключительного акта Совещания всеми подписавшими его государствами. Югославия поддерживает предложения о создании безъядерных зон в Центральной Европе и на Балканах, отстаивает принцип нерушимости послевоенных границ в Европе, выступает за решение международных споров мирным путём, в поддержку национально-освободительных движений, за завершение процесса полной деколонизации, против расизма, апартеида.

  Значительное место в политике правительства СФРЮ занимают отношения с социалистическими странами. С сентября 1964 Югославия участвует в работе некоторых органов СЭВ (в 1977 доля социалистических стран в общем товарообороте Югославия достигла 33,2%). Югославия имеет договорные отношения с Международным инвестиционным банком стран — членов СЭВ (1974) и с Международным банком экономического сотрудничества стран — членов СЭВ (1977).

  Важную роль в развитии и укреплении всесторонних отношений между СССР и СФРЮ, КПСС и СКЮ сыграли визиты Л. И. Брежнева в Югославия (1962, 1966, 1971, 1976) и И. Броз Тито в СССР (1956, 1962, 1965, 1972, 1973, 1977). СССР занимает 1-е место в товарообороте СФРЮ с зарубежными странами (в 1977 на его долю приходилось 1/,5%).

  Между Югославия и капиталистическими странами развиваются активные отношения. Их доля в товарообороте СФРЮ в 1977 составила 51,5%. Югославия придаёт важное значение расширению всестороннего сотрудничества с развивающимися странами. Их удельный вес в товарообороте Югославия в 1977 равнялся 15,3%.

  В 1977 Югославия поддерживала дипломатические и консульские отношения со 116 государствами.

 

  Лит.: История Югославии, т. 1—2, М., 1963; Достян И. С., Россия и балканский вопрос, М., 1972; Писарев Югославия А., Образование Югославского государства, М., 1975; Исторuja народа Jyrocлавuje, књ. 1—2, Београд, 1953—60; Шишић Ф., Jyгоскавеускi мисао. Историja идеje Jyгославенског народног yjeдињења и ослобоћења од 1790—1918, Београд, 1937; Чулинович Ф., Октябрь и корни социалистической революции в Югославии, пер. с сербско-хорв., М., 1967; Участие югославских трудящихся в Октябрьской революции и гражданской войне в СССР. Сб. документов и материалов, М. 1976; Югославия вчера и сегодня. [1945—1965], М., 1965; [Никифоров Л. А., Островидов Югославия П.], Социалистическая Федеративная Республика Югославия. Справочник. М., 1975; Гиренко Югославия С., Советский Союз — Югославия: традиционная дружба, всестороннее сотрудничество, М., 1975; Социалистическая Федеративная Республика Югославия, М., 1975. См. также лит. при статьях Босния и Герцеговина,Македония,Сербия,Словения,Хорватия,Черногория,Народно-освободительная война в Югославии 1941— 1945, Союз коммунистов Югославии.

Югославия. Скопье. Вид на старую часть города. Югославия.

Югославия. Скопье. Вид на старую часть города.

  Е. П. Наумов (до кон. 18 в.), В. И. Фрейдзон (кон. 18 в. — 1918), В. К. Волков (1918—май 1945), Югославия С. Гиренко (с мая 1945).

Югославия (Jugoslavija, Jyгославиja), Социалистическая Федеративная Республика Югославия, СФРЮ (Socialistička Federativna Republika Jugoslavija, Социjaлистичка Федеративна Република Jyгославиja).

Флаг государственный. Югославия. Югославия.

Флаг государственный. Югославия.

Государственный герб Югославии. Югославия.

Государственный герб Югославии.

I. Общие сведения
II. Государственный строй
III. Природа
IV. Население
V. Исторический очерк
VI. Союз коммунистов Югославии. Социалистический союз трудового народа Югославии, профсоюзы и другие общественные организации
VII. Экономико-географический очерк
VIII. Вооружённые силы
IX. Медико-географическая характеристика
X. Народное образование
XI. Наука и научные учреждения
1. Естественные и технические науки.
2. Общественные науки
3. Научные учреждения
XII. Печать, радиовещание, телевидение
XIII. Литература
XIV. Архитектура и изобразительное искусство
XV. Музыка
XVI. Балет
XVII. Театр
XVIII. Кино
Так же Вы можете узнать о...


Нернста - Эттингсхаузена эффект Нернста — Эттингсхаузена эффект, возникновение электрического поля в металлах и полупроводниках при наличии градиента (перепада) температуры и перпендикулярного к нему внешнего магнитного поля.
Перспективные проекции ,картографические проекции, относящиеся к азимутальным.
Рассадопосадочная машина, предназначена для высадки рассады овощных культур, табака, махорки и др.
Сихотэ-Алинский метеорит, наибольший железный метеорит, наблюдавшийся при падении и относящийся к уникальным явлениям природы.
Теплоозёрск, посёлок городского типа в Облученском районе Еврейской автономной области Хабаровского края РСФСР.
Форт-Уэрт (Fort Worth), город на Ю. США, в штате Техас, на р.
Шмаковка, бальнеологич. курорт в Приморском крае РСФСР, в 38 км от ст.
Алькала Самора-и-Торрес Нисето Алькала Самора-и-Торрес (Alcala Zamora у Torres) Нисето (6.
Бирингуччо Ванноччо Бирингуччо (Biringuccio) Ванноччо (1480—1539), итальянский инженер и учёный.
Воровского имени (пос. гор. типа в Московской обл.) Воровского имени, посёлок городского типа в Московской области РСФСР.
Давид Строитель, Давид IV Георгиевич (р. около 1073 — умер январь 1125), грузинский царь (с 1089) из династии Багратиони.