Югославия XIV. Архитектура и изобразительное искусство

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
ЮА ЮБ ЮВ ЮГ ЮД ЮЖ ЮЗ ЮЙ ЮК ЮЛ ЮМ ЮН ЮО ЮП ЮР ЮС ЮТ ЮФ ЮХ ЮШ ЮЭ
ЮГА
ЮГЕ
ЮГО
ЮГР
ЮГУ
ЮГЫ

XIV. Архитектура и изобразительное искусство

На территории Югославия сохранились керамика и скульптура эпох неолита и бронзы, памятники искусства иллирийцев (находки из Ваче и Требениште) и кельтов, руины античных городов (Пула, Салона) с амфитеатрами, храмами и дворцами (дворец Диоклетиана в Сидите), произведениями раннехристианского и византийского зодчества (базилика с мозаиками в Порече, 6 в.; руины Царичина-Града), древнеславянского искусства. В средневековый период культура Словении и Хорватии развивалась в контакте со странами Центральной Европы. В Македонии,Сербии, Боснии и Герцеговине и Черногории центрально-европейские влияния скрещивались с византийскими традициями. Адриатическое побережье Югославия находилось под воздействием венецианской культуры. В Словении и Хорватии в 9—13 вв. сооружались дороманские центрические церкви (св. Доната в Задаре), романские базилики (в Задаре, Костаневице, Мариборе), в 13— 16 вв.— готические постройки (церкви в Шибенике, Загребе, Мариборе, с. Птуйска-Гора, укрепленные города и замки). В 15—16 вв. в зодчестве использовались отдельные формы Ренессанса (постройки архитектора Юрая Далматинца в Шибенике и Дубровнике, ратуши, дворцы и замки в Любляне, Мариборе, Целе, Копере, городах Далматинского побережья). В 17—18 вв. утвердился стиль барокко (постройки архитектора Г. Мачека в Любляне, дворцы и церкви в Загребе, Дубровнике). В изобразительном искусстве Словении и Хорватии в романскую эпоху выделялись резные двери собора в Сплите (1214, мастер Андрей Бувина) и рельефы портала собора в Трогире (1240, мастер Радован), несущие отголоски позднеантичного искусства. В стенной живописи 14—16 вв. воздействие чешского и немецкого готического искусства (фрески церкви в Мартьянци, живописец Янез. Аквила) сочеталось с веяниями итальянского Ренессанса (росписи церквей в с. Високо, живописец Янез Люблянский, и Свети-Приможе-над-Камником). искусство Возрождения переживает расцвет в городах Адриатического побережья (иконы Н. Божидаревича и М. Хамзича, скульптура Юрая Далматинца, Николы Флорентийца и Андрии Алеши). В эпоху барокко выделяются в Словении — скульптор Ф. Робба, живописцы Ф. Еловшек и Ф. Бергант, в Хорватии — живописец Ф. Бенкович.

Югославия. Дубровник. Вид северной части города со стороны крепости св. Ивана. Югославия.

Югославия. Дубровник. Вид северной части города со стороны крепости св. Ивана.

  В Сербии, Македонии, Боснии и Герцеговине в средневековый период своеобразно претворяются художественные традиции Византии. Базиликальные (церковь святой Софии в Охриде, 11 в.) и однонефные (церковь монастыря Студеница, 12 в.) сменяются здесь крестово-купольными (церковь святого Климента в Охриде, 13 в., церковь монастыря Грачаница, 14 в.) и триконховыми храмами (церковь монастыря Каленич, 15 в.), часто украшенными нарядными узорами кирпичной кладки и орнаментными керамическими вставками. В 14—15 вв. здесь сооружались крепости (Маглич, Смедерево) и укрепленные монастыри (Манасия, Дечани). Исходившая от византийских прототипов стенопись Македонии отличалась драматической экспрессией (фрески церкви св. Пантелеймона в Нерези, 12 в.), стенопись Сербии — возвышенностью и лирической просветлённостью образов (фрески церкви в монастыре Сопочани, около 1265). В 15— 17 вв. в живописи усилились черты повествовательности и декоративной орнаментальности. Скульптура получила слабое развитие (близкий романской пластике резной декор построек Сербии 13— 14 вв., отличающийся упрощённостью и наивной выразительностью изображений). Резьба по дереву была распространена в Македонии. Своеобразны надгробные камни «стечаки» с плоскорельефными фигурами и нарядными орнаментами, распространённые в Боснии и Герцеговине, Черногории. После турецкого завоевания (конец 14 — 2-я половина 15 вв.) строительство в Македонии, Сербии, Боснии и Герцеговине сократилось. В городах возводились мечети, минареты, караван-сараи. Распространились дома так называемого балканского типа с глухими оштукатуренными стенами и выступающими верхними этажами. В изобразительном искусстве вплоть до 18 в. сохранялись традиции поздневизантийской культуры.

Югославия. Шоссе в горах Македонии. Югославия.

Югославия. Шоссе в горах Македонии.

  В начале 19 в. во всех югославянских землях начало формироваться светское искусство (портреты живописцев В. Караса — в Хорватии, К. Иванович, К. Данила — в Сербии, М. Лангуса, И. Томинца — в Словении). Стиль «бидермейер» сосуществовал в этот период с тенденциями романтизма. С развитием просветительского и национально-освободительного движения в середине 19 в. появилась национальная историческая и пейзажная живопись. Романтические черты сочетались в ней с реалистическими тенденциями (работы Д. Аврамовича, Дж. Крстича и Дж. Якшича — в Сербии). В 1870— 1880-е гг. распространилась реалистическая жанровая живопись, отмеченная в Словении пленэрными исканиями (Я. и Югославия Шубицы), в Сербии и Хорватии — демократическими чертами (У. Предич, Н. Машич). Одновременно возникли академические тенденции (П. Йованович). На рубеже 19—20 вв. многие живописцы стремились освоить новейшие достижения европейской культуры, обращались к поискам новых средств художественной выразительности. Переживало расцвет искусство словенского импрессионизма, отмеченного демократическими тенденциями (И. Грохар, М. Стернен, Р. Якопич, М. Яма). К приёмам живописи постимпрессионизма обращались в портретах, жанровых сценах и национальных пейзажах (в Сербии — Н. Петрович, в Хорватии — М. Кралевич, И. Рачич). Со 2-й половины 19 в. развивается скульптура, постепенно освобождающаяся от академических канонов. Крупнейшим скульптором югославянских земель был в начале 20 в. И. Мештрович. В его работах, проникнутых суровой мужественностью и героическим пафосом национального утверждения, неоклассическая монументальность сочетается порой с чертами декоративной стилизации. В архитектуре со 2-й половины 19 в. распространяются парадные постройки в духе европейской эклектики (университеты в Белграде и Любляне, Народный театр в Загребе) и в стиле «модерн».

  После образования в 1918 единого югославского государства художественная культура в условиях буржуазно-монархического режима развивалась противоречиво. Прогрессивное национальное направление в изобразительном искусстве складывалось в борьбе с академизмом и воздействием модернистских течений Запада. В 1920—30-е гг. в творчестве ведущих художников обращение к отдельным приёмам постимпрессионизма, кубизма, фовизма и экспрессионизма сочеталось с поисками национального своеобразия, ярким жизнеутверждением (работы П. Добровича, М. Конёвича, И. Биелича — в Сербии, М. Милуновича — в Черногории, Л. Личеноски, П. Мартиноски — в Македонии), а порою и социально-критическими нотами (работы Ф. и Т. Краль — в Словении). Ряд художников стремился развивать традиции народного искусства (К. Хегедушич, примитивисты И. Генералич, М. Вириус — в Хорватии). С 1930-х гг. получила развитие социально заострённая графика (Дж. Андреевич-Кун — в Сербии, О. Постружник, М. Детони — в Хорватии, Х. Смрекар — в Словении). В 1930-е гг. в Сербии переживало расцвет искусство т. н. «поэтического реализма» (интимные по звучанию пейзажи, портреты и жанровые сцены И. Табаковича, М. Челебоновича, Н. Гвозденовича). В скульптуре выделяются работы Мештровича и его последователей (А. Августинчича — в Хорватии, Т. Росандича — в Сербии). В зодчестве в 1920—30-е гг. поиски национального стиля (постройки И. Вурника, И. Плечника — в Словении) сосуществуют с тенденциями неоклассики (В. Ковачич — в Хорватии) и функционализма (Н. Добрович, Д. Брашован — в Сербии, Д. Иблер, С. Гомбош — в Хорватии). В период Народно-освободительной войны 1941—45 в Югославия многие художники, участвовавшие в войне, оставляют выразительные зарисовки (Андреевич-Кун; Постружник, Детони; Б. Якац— в Словении, И. Муезинович — в Боснии и Герцеговине). Реалистические национальные традиции сохраняют своё значение в первые годы после установления нар. власти. К темам национальной истории, национально-освободительной войны и социалистического строительства, к образам современников обращаются живописцы Андреевич-Кун, Г. А. Кос, П. Лубарда, Муезинович, скульпторы Августинчич, С. Стоянович, Б. и З. Калины, Л. Долинар. С конца 1950-х гг. преобладающее значение приобретают формально-пластические искания. Композиции в духе абстракционизма и экспрессионизма создают живописцы М. Б. Протич, Л. Возаревич, Лубарда, Э. Муртич, скульпторы Д. Джамоня, И. Кратохвил. Распространяются сюрреализм (М. Станчич), «оп-арт», «кинетическая» скульптура и другие модернистские течения. Гуманизмом, жизненной выразительностью и поэтичностью образов, метафоричностью художественного языка выделяются работы художников, не порывающих с изобразительностью (живописцы Л. Вуяклия, Ф. Михелич, Г. Ступица, К. Дивьяк, скульпторы В. Радауш, О. Янчич, Д. Тршар, Н. Глиди др.). С конца 1940-х гг. успешно развивается архитектура. После завершения восстановления разрушенных фашистскими оккупантами городов и сёл в Белграде, Загребе, Любляне, Сплите, Риеке, Нови-Саде, Титограде и других городах сооружены новые благоустроенные жилые районы. Заново отстраивается столица Социалистической Республики Македонии г. Скопье, разрушенная землетрясением в 1963. Для построек Югославия характерны изысканная строгость профилировки фасадов, гибкость и целесообразность пространственной композиции (общественные центры Нового Белграда, Титово-Ужице, площадь Революции в Любляне). При возведении новых районов тонко используется рельеф местности, применяются местные строительные материалы. Большие успехи достигнуты при строительстве курортных комплексов на Адриатическом побережье. Выделяются работы архитекторов Добровича — в Сербии, Э. Равникара — в Словении, С. Радевич — в Черногории и др. Уделяется большое внимание сооружению мемориальных комплексов в память павших в годы борьбы с фашизмом (работы Б. Богдановича в Сремска-Митровице, Мостаре, с. Ясеновац и др., М. Живковича на Сутеске, и др.). Действует Союз художников Югославия

Монумент Советской Армии в Батина-Скела (сооружён на месте переправы совестких частей через Дунай в 1944). Скульптор А. Августинчич. 1945—47. Югославия.

Монумент Советской Армии в Батина-Скела (сооружён на месте переправы совестких частей через Дунай в 1944). Скульптор А. Августинчич. 1945—47.

  В народном искусстве Югославия развиты гончарство, резьба по дереву, художеств, ткачество и обработка металлов, изготовление кружев, отличающиеся локальными особенностями у каждого из народов. См. также Македония,Сербия,Словения,Хорватия,Черногория и иллюстрации при этих статьях.

 

  Лит.: Алешина Л. С., Яворская Н. В., Искусство Югославии, М., 1966; Белоусов В. Н., Современная архитектура Югославии, М., 1973; Mal J., Zgodovina urnetnosti pri Slovencih, Hrvatih i Srbih, Ljubljana, 1924; Kašanin М., L'art yougoslave des origines a nos jours, Beograd, 1939; Mole W., Sztuka słowian południowych, Wr. — Kr. — Warsz.,1962; Дероко А., Споменици архитектуре IX— XVIII века у Jyгославщи, Београд, 1964; Millet G., Frolow A., La peinture du Moyen Âge en Yougoslavie. v. 1—4, P., 1954—1969; [Čelebonović A.], Savremeno slikarstvo u Jugoslaviji, [Album, Zagreb], 1965; Umetničko blago Jugoslavije, Beograd, 1974.

  Г. С. Голенко.

Югославия (Jugoslavija, Jyгославиja), Социалистическая Федеративная Республика Югославия, СФРЮ (Socialistička Federativna Republika Jugoslavija, Социjaлистичка Федеративна Република Jyгославиja).

Флаг государственный. Югославия. Югославия.

Флаг государственный. Югославия.

Государственный герб Югославии. Югославия.

Государственный герб Югославии.

I. Общие сведения
II. Государственный строй
III. Природа
IV. Население
V. Исторический очерк
VI. Союз коммунистов Югославии. Социалистический союз трудового народа Югославии, профсоюзы и другие общественные организации
VII. Экономико-географический очерк
VIII. Вооружённые силы
IX. Медико-географическая характеристика
X. Народное образование
XI. Наука и научные учреждения
1. Естественные и технические науки.
2. Общественные науки
3. Научные учреждения
XII. Печать, радиовещание, телевидение
XIII. Литература
XIV. Архитектура и изобразительное искусство
XV. Музыка
XVI. Балет
XVII. Театр
XVIII. Кино
Так же Вы можете узнать о...


Прибалтийский сланцевый бассейн, расположен в основном в пределах северной части Эстонской ССР и юго-западной части Ленинградской области (вдоль южного побережья Финского залива от горы Хаапсалу на З.
Тюменский университет, основан в 1973 на базе Тюменского педагогического института.
Артикул воинский (от лат. articulus — раздел, статья),
Десятиборье, классическое легкоатлетическое многоборье для мужчин, включающее десять видов лёгкой атлетики.
Лансере Евгений Александрович [12(24).8.1848, Моршанск, ныне Тамбовской области, — 23.
Пиорея альвеолярная (греч. pyorrhoia — истечение гноя, от pyon — гной и rheo — теку), заболевание, сопровождающееся рассасыванием костных стенок зубных луночек челюстей и гноетечением из десневых карманов; то же, что пародонтоз.
Тенор (итал. tenore, от лат. teneo — держу), 1) высокий мужской певческий голос.
Акимов Иван Акимович [22.5(2.6).1754, Петербург, — 15(27).
Горные почвы, группа почв, развитых в горах и принадлежащих почти ко всем известным на Земле типам почв.
Костович Огнеслав Степанович Костович Огнеслав (Игнатий) Степанович (1851—1916), изобретатель и конструктор в области воздухоплавания.
Относительное ухудшение положения пролетариата, см.
Стеновые материалы, строительные материалы и изделия, применяемые при возведении стен зданий.
«Эра сочиалистэ» («Era socialistă» — «Социалистическая эра»), теоретический и общественно-политический журнал ЦК Румынской коммунистической партии.
Ганизаде Султан Меджид Муртаза-Али оглы (1866, Шемаха, — 1937), азербайджанский писатель-просветитель.
Клеевое соединение, неразъёмное соединение деталей машин, строительных конструкций, мебели, изделий лёгкой промышленности и др.