искусство."> искусство."> искусство.">
Албания XIV. Архитектура и изобразительное искусство.Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
XIV. Архитектура и изобразительное искусство. Древнейшие художественные памятники на территории современной Албания относятся к 1-му тыс. до н. э. (иллирийские укрепления из крупных необработанных каменных блоков; литые бронзовые украшения, найденные в могильниках). От античной эпохи (с 7 в. до н. э.) сохранились остатки оборонительных сооружений, общественных и жилых зданий, архитектурных деталей, мозаик, керамики на месте греческих колоний (Аполлония Иллирийская, Бутринт, Дуррес и др.) и римских укрепленных городов (Эльбасан и др.). В средние века в церковной архитектуре Албания в центральном и южном районах преобладали сооружения византийского типа — церкви в сёлах Лявдари (местность Опари), Мборья (обе 13—14 вв.), в г. Воскопоя (17—18 вв.), а в северных районах, где сильно было влияние католицизма, — романского типа (собор в с. Шаси, церкви в сёлах Вау-и-Дейес, Оботи, все — 13 в.). С распространением ислама (с 15 в., но главным образом с 17 в.) в городах Албания появляются дворцы знати (сараи), закрытые рынки (безистени), мечети (в Эльбасане, Шкодере, Тиране и др. городах). До середины 20 в. в большинстве городов Албания преобладали 2-этажные жилые дома, каменные или с каменным нижним и дощатым или фахверковым верхним этажом, крытые черепицей. В лесистых районах дома были дощатыми, в приморских — глинобитными, саманными или тростниковыми с глиняной обмазкой, В антисейсмических целях в каменную кладку городских и сельских домов вводились деревянные брусья, В горных районах до начала 20 в. наряду с 1—2-этажными каменными домами, возводились «кулы» — башнеобразные З-этажные строения с навесными бойницами, Колоннада церкви св. Николая в Воспокое. 18в. Живопись средневековой Албания развивалась под сильным влиянием Византии. Ранние памятники фресковой живописи относятся к 12—14 вв. (росписи церкви Троицы в Лявдари, церквей в монастырях близ сёл Рубику и Пояни и др.). С 16 в. византийские традиции ослабевают, в Албания проникают отзвуки итальянского Возрождения. Художники-монументалисты (мастер Онуфрий из Неокастра, его сын Николай и др.) работают в более реалистичной манере, варьируя традиционные композиции. Реалистические тенденции нарастают в творчестве живописца Давида из Селеницы (росписи церкви Николая в Воскопое, 18 в.). С середины 18 в. монументальная живопись переживает упадок. Ведущую роль приобретает иконопись; до начала 20 в. остававшаяся основным видом изобразительного искусства Албания и продолжавшая сохранять византийские традиции. В период т. н. национального возрождения (2-я половина 19 в.), в связи с ослаблением влияния ислама, препятствовавшего изображению живых существ, впервые появляется станковая живопись (портрет и пейзаж), а в 1920-х гг. — скульптура. Б это время выдвигается ряд художников, получивших профессиональное образование, — С. Дзега, С. Рота и др. Давид из Селеницы. «Ктитор». Деталь фрески церкви св. Николая в Воскопое. 1724. В современных городах Албания сосуществуют кварталы, сохранившие средневековый облик, кварталы, возникшие в первые десятилетия 20 в., регулярно распланированные и более благоустроенные, и современная застройка: 3—5-этажные дома, кирпичные, с балконами-лоджиями. В сёлах и рабочих посёлках — малоэтажные дома, построенные по типовым проектам. В изобразительном искусстве Албания 2-й половине 40-х — 50-х гг. 20 в. укреплялось реалистическое направление. В живописи получили развитие различные жанры: исторический, бытовой, портрет, пейзаж (С. Рота, В. Мио, Н. Займи, С. Кацели и др.). В 40-х гг. появились первые произведения графики(карикатура, книжная иллюстрация, плакат). Скульпторы О. Паскали, Я. Пачо, К. Хоши, Албания Мано и др. выступили с портретами, жанровыми композициями, монументальной скульптурой. Народное декоративно-прикладное искусство Албания представлено традиционными филигранными серебряными украшениями для одежды, шерстяными, главным образом безворсовыми коврами, деревянными бытовыми предметами, покрытыми мелким полихромным узором. Сквозная и высокорельефная деревянная резьба в интерьерах культовых и жилых сооружений заменяется в 19 в. гипсовой лепкой и декоративной росписью стен. Мужской портрет (возможно, Демосфена) из Аполлонии. Мрамор. 3 в. Музей в Аполлонии.
Лит.: Прокофьева М., Художники Албании, «Искусство», 1959, №4, с. 27—33; Пузанова В., Дамо Д., Некоторые памятники монументальной живописи 13—14 вв. В Албании, «Studia Albanica», 1965, №2, их же, О творчестве албанского средневекового художника Онуфрия, там же, 1966, № 1; Adhami S.,Monumentete kultures nё Shqiperi, Tirane, 1958. Онуфрий из Неокастра. «Давид». Деталь фрески церкви св. Николая в с. Шельцан. Середина 16 в. Ю. В. Иванова. Албания (Shqipëria), Народная Республика Албания (Republika Popullore e Shqipërisë), НРА. Государственный герб Албании. Флаг государственный. Албания. I. Общие сведения А. — государство в западной части Балканского полуострова, на побережье Адриатического и Ионического морей. Пролив Отранто, шириной в 75 км, отделяет А. от Италии. На С. и В. граничит с Югославией, на Ю.-В. — с Грецией. Площадь 28,7 тыс. км2. Население 2 млн. чел. (1968). Столица — г. Тирана. (см. карту) В административном отношении А. делится на 26 районов; г. Тирана выделен в отдельную административную единицу (см. табл. 1). Табл. 1. — Административное деление (1969)
III. Природа IV. Население V. Исторический очерк VI. Политические партии, профсоюзы и другие общественные организации VII. Экономико-географический очерк VIII. Вооружённые силы IX. Медико-географическая характеристика X. Просвещение XI. Наука и научные учреждения XII. Печать, радиовещание, телевидение XIII. Литература XIV. Архитектура и изобразительное искусство. XV. Музыка XVI. Театр XVII. Кино |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|