Аргентина (страна) XIII. Литература

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
АА АБ АВ АГ АД АЖ АЗ АИ АЙ АК АЛ АМ АН АО АП АР АС АТ АУ АФ АХ АЦ АЧ АШ АЩ АЭ АЮ АЯ
АРА
АРБ
АРВ
АРГ
АРД
АРЕ
АРЁ
АРЖ
АРЗ
АРИ
АРК
АРЛ
АРМ
АРН
АРО
АРП
АРР
АРС
АРТ
АРУ
АРФ
АРХ
АРЦ
АРЧ
АРШ
АРЫ
АРЬ

XIII. Литература

Фольклор индейских племён, населявших Аргентина (страна), до нашего времени не дошёл. В колониальный период (начало 16 — начало 19 вв.) литература Аргентина (страна) развивалась под воздействием литературы метрополии — Испании; однако народная поэзия сохраняла своё своеобразие. В конце 18 — начале 19 вв. в произведениях М. де Лавардена, Д. де Аскуэнаги и др. под влиянием революционных идей Европы и Сев. Америки проявлялись просветительские тенденции. В годы антииспанской войны 1810—26 и национально-освободительного движения господствовал революционно-патриотический классицизм: публицистика Б. де Монтеагудо, стихи В. Лопеса-и-Планеса, Э. де Луки, Х. Круса Варелы.

С. Б. де Кирос. «Мастер-седельщик». 20 в. Аргентина (страна).

С. Б. де Кирос. «Мастер-седельщик». 20 в.

  Первым художественным течением в литературе Аргентина (страна) после провозглашения её независимости (1816) стал романтизм, выдвинувший лозунг национального самоутверждения. Это течение развивалось в период помещичье-клерикальной диктатуры Росаса (1829—52) и было представлено творчеством его противников, создавших в 1838 тайную революционную организацию «Майская ассоциация». Идеологом романтического направления стал поэт и философ Э. Эчеверриа. Х. М. Гутьеррес был не только поэтом, но и прозаиком, автором новелл «Человек-муравей» и «Капитан патрициев» (обе 1838), первых образцов аргентинской романтической прозы. К «Майской ассоциации» принадлежали также писатель и публицист Х. Б. Альберди, прозаик В. Ф. Лопес. С ассоциацией связано творчество Д. Ф. Сармьенто и Х. Мармоля — автора первого национального романа «Амалия» (1855). Собственно аргентинским литературным явлением стала «литература и поэзия гаучо», в основе которой — фольклор жителей пампы. Её создатели — Б. Идальго, а также И. Аскасуби, Э. дель Кампо, Х. Эрнандес, чья поэма «Мартин Фьерро» (ч. 1—2, 1872—79) стала национальной эпопеей Аргентина (страна) Во 2-й половине 19 в. получила развитие «костумбристская» (нравоописательная, бытоописательная) литература, знаменовавшая начало перехода к реализму; известные «костумбристы» — Л. В. Лопес, Э. Вильде, М. Кане, поэт К. Гидо-и-Спано и др. Одно из первых произведений критического реализма в литературе Аргентина (страна) — роман «Биржа» (1890) Х. Мартеля, резко обличавший капиталистические порядки. В том же русле писали сатирик Х. С. Альварес (псевдоним — Фрай Мочо), романист и драматург Р. Пайро, драматург Ф. Санчес и др. С конца 19 в. в прозе аргентинской литературы стали распространяться натуралистические и декадентские тенденции, своеобразно сочетаясь с поисками национальной духовной самобытности. Пример тому — поэзия Л. Лугонеса.

Аргентинский театр. Сцена из спектакля «Разлад в семье Барранко» Ф. Санчеса. Театр «Аполо». 1905. Аргентина (страна).

Аргентинский театр. Сцена из спектакля «Разлад в семье Барранко» Ф. Санчеса. Театр «Аполо». 1905.

Аргентинский театр. Сцена из спектакля «Мартин Фьерро» по Х. Эрнандесу. Национальный театр комедии. 1932. Аргентина (страна).

Аргентинский театр. Сцена из спектакля «Мартин Фьерро» по Х. Эрнандесу. Национальный театр комедии. 1932.

  Новый этап в литературе Аргентина (страна) наступил после 1-й мировой войны 1914—18 и Октябрьской революции в России. В 20-х гг. существовали два крупных объединения писателей — «группа Флориды» (Лугонес, поэт Х. Л. Борхес, прозаик У. Васт), отстаивавшая лозунг «искусство для искусства», и «группа Боэдо», провозгласившая лозунг «искусство для жизни» (Р. Арльт, Аргентина (страна) Юнке и др.). Специфика национальной жизни нашла воплощение в социальных романах Б. Линча («Стервятники Флориды», 1916, и др.), Р. Гуиральдеса («Дон Сегундо Сомбра», 1926). В поэзии 20-х гг. господствовали различные течения авангардизма, выражавшего анархический протест против мещанской обыденности. Позднее некоторые авангардисты — Р. Гонсалес Туньон, К. К. Итурбуру и др. — обращаются к социальной поэзии.

  К середине 20 в. борьба между прогрессивным, реалистическим искусством и различными направлениями декадентской литературы резко обострилась. С концепциями современного модернистского искусства связаны романы Э. СабатоТуннель», 1948, и «О героях и могилах», 1965), Э. Мухики Лайнеса («Бомарсо», 1965), Х. Бьянко («Крысы», 1943): в них господствуют пессимизм, разочарование в силах разума. Эти же черты присущи и последним романам Э. Мальеа («Обладание», 1958, «Ледовый корабль», 1969), начавшего с социальных романов («История одной страсти», 1937) и рассказов. Реалистическое прогрессивное крыло литературы Аргентина (страна) представляют романисты Э. Л. Кастро («Островитяне», 1944, «Вспаханное поле», 1953), Б. Вербицкий («Вилья-Мисерия тоже Америка», 1957), Л. Гудиньо Крамер («Чтобы лучше тебя пожрать», 1968), К. Руис Доде («Сандовали», 1965), Аргентина (страна) Варела («Темная река», 1943, «Куба революционная», 1960), Х. Кортасар («Игра в классы»), поэты Л. Герреро (сборник «Мои пристрастия», 1965), Х. Педрони (сборник «Песнь Кубе», 1960), драматурги О. Драгуни Аргентина (страна) Кусани, критик-марксист Э. Агости (книга «Нация и культура», 1959) и др.

 

  Изд. в рус. пер.: Аргентинские рассказы, М., 1962; Поэзия гаучо, М., 1964.

 

  Лит: Художественная литература Латинской Америки в русской печати. 1765—1959, [сост. Л. Аргентина (страна) Шур], М., 1960; Шур Л. Аргентина (страна), Художественная литература Латинской Америки в русской печати, 1960—1964, М., 1966; Rojas R., Historia de la literatura argentina, v. 1—8, B. Aires, [1948—49]; Historia de la literatura argentina, dir. por R. A. Arrieta, v. 1—5, B. Aires, 1958—59; «Estafeta literaria», 1967, № 379—380 (специальный номер, посвящённый аргентинской литературе); Castagnino R. Н., Literatura dramatica argentina, 1717—1967, В. Aires, [1968].

  З. И. Плавскин.

Аргентина (Argentina), Аргентинская Республика (República Argentina).

Флаг государственный. Аргентина. Аргентина (страна).

Флаг государственный. Аргентина.

Государственный герб Аргентины. Аргентина (страна).

Государственный герб Аргентины.

I. Общие сведения
II. Государственный строй
III. Природа
IV. Население
V. Исторический очерк
VI. Политические партии, профсоюзы и другие общественные организации
VII. Экономико-географический очерк
VIII. Вооружённые силы
IX. Медико-географическая характеристика
X. Просвещение
XI. Наука и научные учреждения
XII. Печать, радиовещание, телевидение
XIII. Литература
XIV. Архитектура и изобразительное искусство
XV. Музыка
XVI. Балет
XVII. Драматический театр
XVIII. Кино
Так же Вы можете узнать о...


Эпикотиль (от эпи... и греч. kotyle — углубление), часть стебля у проростков растений между семядольным узлом и первым узлом с настоящими листьями (первое междоузлие); то же, что надсемядольное колено.
Замбар (Cervus unicolor), парнокопытное млекопитающее семейства оленей.
Орловская печать, способ однопрогонной многокрасочной печати для воспроизведения ценных государственных бумаг.
Франк Илья Михайлович [р. 10(23).10.1908, Петербург], советский физик, академик АН СССР (1968; член-корреспондент с 1946).
Гипидиоморфнозернистая структура (от гипо...
Мерионетшир (Merionethshire), графство в Великобритании, в северо-западной части Уэльса, в бассейне рр.
Сухобезводное, посёлок городского типа в Семёновском районе Горьковской области РСФСР.
Братское, посёлок городского типа, центр Братского района Николаевской области УССР, в 25 км от ж.
Кресс-салат, клоповник посевной (Lepidium sativum), однолетнее растение семейства крестоцветных.
Руффини Паоло Руффини (Ruffini) Паоло (23.9.1765, Валентано, близ Витербо, — 10.
Акын, поэт-импровизатор и певец у казахов и киргизов.
Искусствоведческие научные институты . Возникновение первых И.
Пётр III Федорович, Карл Петр Ульрих [10(21).
Цифровая система управления, автоматическая система управления, в которой осуществляется квантование сигналов по уровню и по времени.
Двухлицевой трикотаж, материал, имеющий одинаковое строение с лица и с изнанки.