Аргентина (страна) XIII. ЛитератураБольшая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
XIII. Литература Фольклор индейских племён, населявших Аргентина (страна), до нашего времени не дошёл. В колониальный период (начало 16 — начало 19 вв.) литература Аргентина (страна) развивалась под воздействием литературы метрополии — Испании; однако народная поэзия сохраняла своё своеобразие. В конце 18 — начале 19 вв. в произведениях М. де Лавардена, Д. де Аскуэнаги и др. под влиянием революционных идей Европы и Сев. Америки проявлялись просветительские тенденции. В годы антииспанской войны 1810—26 и национально-освободительного движения господствовал революционно-патриотический классицизм: публицистика Б. де Монтеагудо, стихи В. Лопеса-и-Планеса, Э. де Луки, Х. Круса Варелы. С. Б. де Кирос. «Мастер-седельщик». 20 в. Первым художественным течением в литературе Аргентина (страна) после провозглашения её независимости (1816) стал романтизм, выдвинувший лозунг национального самоутверждения. Это течение развивалось в период помещичье-клерикальной диктатуры Росаса (1829—52) и было представлено творчеством его противников, создавших в 1838 тайную революционную организацию «Майская ассоциация». Идеологом романтического направления стал поэт и философ Э. Эчеверриа. Х. М. Гутьеррес был не только поэтом, но и прозаиком, автором новелл «Человек-муравей» и «Капитан патрициев» (обе 1838), первых образцов аргентинской романтической прозы. К «Майской ассоциации» принадлежали также писатель и публицист Х. Б. Альберди, прозаик В. Ф. Лопес. С ассоциацией связано творчество Д. Ф. Сармьенто и Х. Мармоля — автора первого национального романа «Амалия» (1855). Собственно аргентинским литературным явлением стала «литература и поэзия гаучо», в основе которой — фольклор жителей пампы. Её создатели — Б. Идальго, а также И. Аскасуби, Э. дель Кампо, Х. Эрнандес, чья поэма «Мартин Фьерро» (ч. 1—2, 1872—79) стала национальной эпопеей Аргентина (страна) Во 2-й половине 19 в. получила развитие «костумбристская» (нравоописательная, бытоописательная) литература, знаменовавшая начало перехода к реализму; известные «костумбристы» — Л. В. Лопес, Э. Вильде, М. Кане, поэт К. Гидо-и-Спано и др. Одно из первых произведений критического реализма в литературе Аргентина (страна) — роман «Биржа» (1890) Х. Мартеля, резко обличавший капиталистические порядки. В том же русле писали сатирик Х. С. Альварес (псевдоним — Фрай Мочо), романист и драматург Р. Пайро, драматург Ф. Санчес и др. С конца 19 в. в прозе аргентинской литературы стали распространяться натуралистические и декадентские тенденции, своеобразно сочетаясь с поисками национальной духовной самобытности. Пример тому — поэзия Л. Лугонеса. Аргентинский театр. Сцена из спектакля «Разлад в семье Барранко» Ф. Санчеса. Театр «Аполо». 1905. Аргентинский театр. Сцена из спектакля «Мартин Фьерро» по Х. Эрнандесу. Национальный театр комедии. 1932. Новый этап в литературе Аргентина (страна) наступил после 1-й мировой войны 1914—18 и Октябрьской революции в России. В 20-х гг. существовали два крупных объединения писателей — «группа Флориды» (Лугонес, поэт Х. Л. Борхес, прозаик У. Васт), отстаивавшая лозунг «искусство для искусства», и «группа Боэдо», провозгласившая лозунг «искусство для жизни» (Р. Арльт, Аргентина (страна) Юнке и др.). Специфика национальной жизни нашла воплощение в социальных романах Б. Линча («Стервятники Флориды», 1916, и др.), Р. Гуиральдеса («Дон Сегундо Сомбра», 1926). В поэзии 20-х гг. господствовали различные течения авангардизма, выражавшего анархический протест против мещанской обыденности. Позднее некоторые авангардисты — Р. Гонсалес Туньон, К. К. Итурбуру и др. — обращаются к социальной поэзии. К середине 20 в. борьба между прогрессивным, реалистическим искусством и различными направлениями декадентской литературы резко обострилась. С концепциями современного модернистского искусства связаны романы Э. Сабато («Туннель», 1948, и «О героях и могилах», 1965), Э. Мухики Лайнеса («Бомарсо», 1965), Х. Бьянко («Крысы», 1943): в них господствуют пессимизм, разочарование в силах разума. Эти же черты присущи и последним романам Э. Мальеа («Обладание», 1958, «Ледовый корабль», 1969), начавшего с социальных романов («История одной страсти», 1937) и рассказов. Реалистическое прогрессивное крыло литературы Аргентина (страна) представляют романисты Э. Л. Кастро («Островитяне», 1944, «Вспаханное поле», 1953), Б. Вербицкий («Вилья-Мисерия тоже Америка», 1957), Л. Гудиньо Крамер («Чтобы лучше тебя пожрать», 1968), К. Руис Доде («Сандовали», 1965), Аргентина (страна) Варела («Темная река», 1943, «Куба революционная», 1960), Х. Кортасар («Игра в классы»), поэты Л. Герреро (сборник «Мои пристрастия», 1965), Х. Педрони (сборник «Песнь Кубе», 1960), драматурги О. Драгуни Аргентина (страна) Кусани, критик-марксист Э. Агости (книга «Нация и культура», 1959) и др.
Изд. в рус. пер.: Аргентинские рассказы, М., 1962; Поэзия гаучо, М., 1964.
Лит: Художественная литература Латинской Америки в русской печати. 1765—1959, [сост. Л. Аргентина (страна) Шур], М., 1960; Шур Л. Аргентина (страна), Художественная литература Латинской Америки в русской печати, 1960—1964, М., 1966; Rojas R., Historia de la literatura argentina, v. 1—8, B. Aires, [1948—49]; Historia de la literatura argentina, dir. por R. A. Arrieta, v. 1—5, B. Aires, 1958—59; «Estafeta literaria», 1967, № 379—380 (специальный номер, посвящённый аргентинской литературе); Castagnino R. Н., Literatura dramatica argentina, 1717—1967, В. Aires, [1968]. З. И. Плавскин. Аргентина (Argentina), Аргентинская Республика (República Argentina). Флаг государственный. Аргентина. Государственный герб Аргентины. I. Общие сведенияII. Государственный строй III. Природа IV. Население V. Исторический очерк VI. Политические партии, профсоюзы и другие общественные организации VII. Экономико-географический очерк VIII. Вооружённые силы IX. Медико-географическая характеристика X. Просвещение XI. Наука и научные учреждения XII. Печать, радиовещание, телевидение XIII. Литература XIV. Архитектура и изобразительное искусство XV. Музыка XVI. Балет XVII. Драматический театр XVIII. Кино |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|