Дания 2. Общественные науки

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
ДА ДВ ДД ДЕ ДЁ ДЖ ДЗ ДИ ДЛ ДМ ДН ДО ДП ДР ДУ ДХ ДЫ ДЬ ДЭ ДЮ ДЯ
ДАБ
ДАВ
ДАГ
ДАД
ДАЕ
ДАЖ
ДАИ
ДАЙ
ДАК
ДАЛ
ДАМ
ДАН
ДАО
ДАП
ДАР
ДАС
ДАТ
ДАУ
ДАФ
ДАХ
ДАЦ
ДАЧ
ДАШ
ДАЮ
ДАЯ

2. Общественные науки

Философия. Для развития датской философии характерны переработка идей, заимствованных из Германии и Англии, отсутствие склонности к систематическим построениям, тяготение к этической и психологической проблематике. В средние века философия была тесно связана с европейской схоластикой (А. Сунесен, 13 в.). В 18 в. распространяется просветительство, видными представителями которого были моралист, поэт и драматург Л. Хольберг, теоретик права и этики Е. С. Снедорф, вольфианцы Е. Крафт и Ф. К. Эйльскоу (последний разработал датскую философскую терминологию). В конце 18 в. в Дания проникает кантианство, однако преимущественно как нравственная философия, а не в виде гносеологической методологии. Кантианские позиции заняли К. Хорнеман, А. Гамборг (за 2 года до Канта высказавший принцип этической автономии) и А. С. Эрстед; против Канта выступили Ю. Буйе и др. С начала 19 в. философия испытала влияние немецкого романтизма (философ Х. Стеффенс, поэт Е. Баггесен, физик Х. К. Эрстед и др.). В 30-х гг. началась реакция на романтизм, выразившаяся, отчасти, в проникновении гегельянства, сторонниками которого в Дания выступили И. Л. Хейберг, Р. Нильсен, Х. Брёкнер. Философия Гегеля вызвала сопротивление как со стороны «трезвых реалистов» (П. М. Мёллер) и материалистов (врач Ф. Дрейер), так и в среде иррационалистической и религиозной философии, наиболее ярко представленной Ф. К. Сибберном и особенно С. Кьеркегором — предшественником экзистенциализма.

С 70-х гг. 19 в. в Дания началось распространение марксизма; Л. Пио, К. Брике, П. Й. Гелефф поддерживали непосредственную связь с К. Марксом. С конца 19 в. рабочее движение оказалось во власти реформистской идеологии, особенно бернштейнианства. С начала 70-х гг. и вплоть до 20-х гг. 20 в. господствующими становятся идеи классического позитивизма, пользовались популярностью теория эволюции Г. Спенсера, дарвиновский принцип развития (см. Дарвинизм). Европейскую известность получил гносеолог, психолог и этик Х. Гёффдинг. Особняком стояла т. н. философия «мелких радостей» Л. Фейльберга. К середине 20 в. наиболее влиятельные направления — логический позитивизм и аналитическая философия (А. Томсен, Х. Иверсен, И. Йёргенсен, Б. Шульцер, И. Витт-Хансен, физик Н. Бор). Проблемами психологии занимались К. К. Кортсен, В. Кур, С. Несгор, Ф. Брандт (также историк философии) и др. Этические проблемы разрабатывают А. Хансен, К. Йёргенсен, А. Геммер, С. Ранульф, К. Грю-Сёренсен и др. Широко развёрнутая работа кьеркегороведов (Н. Тульструп, Г. Маланчук и др.) сосредоточена вокруг журнала «Kierkegaardiana» (с 1948).

  С возникновением Коммунистической партии Дания (1919) начался новый этап в пропаганде марксизма. После 2-й мировой войны 1939—45 и особенно в 60-е гг. значительное внимание уделяется разработке марксистской теории, исторического материализма и социологии (И. Нёрлунд и др.).

  Центры философской науки: Датское общество философии и психологии (основано в 1965), издаёт «Danish Yearbook of Philosophy» (с 1964); философский факультет Копенгагенского университета.

  В. В. Похлёбкин.

Историческая наука. В 12 в. появляются первые датские историки-хронисты (выходцы из ближайшего окружения королей) — Свен Аггесен, Саксон Грамматик с его знаменитыми «Деяниями данов». Наиболее видные представители дворянской историографии 16—17 вв.: Х. Сванинг, А. Сёренсен-Ведель, впервые поставивший датскую историографию на почву документального исследования; А. Витфельд, продолживший труд Саксона Грамматика; О. Ворм, заложивший основы датской археографии, начавший сбор, описание и изучение памятников материальной культуры Дания (его комментированное издание в 1643 рунических надписей «Памятники Дании» сохранило своё значение до нач. 20 в.).

  Основоположником просветительско-абсолютистской историографии Дания в 1-й половине 18 в. выступил поэт и драматург Л. Хольберг. Крупные историки этой школы в 18 — 1-й половине 19 вв.: собиратели, издатели и критики источников по скандинавской (преимущественно — средневековой) истории — Х. Грам и его ученик Я. Лангебек (возглавлял основанное в 1745 общество отечественной истории и языка), П. Ф. Сум, А. Калль, Р. Нюэруп. Поэт и историк епископ Н. Ф. С. Грундтвиг создал, опираясь главным образом на немецких мыслителей (Ф. Шеллинг), глубоко консервативную религиозную философию истории. Характерной особенностью взглядов Грундтвига и вслед за ним всей датской романтической историографии середины 19 в. был скандинавизм — прославление древнескандинавского культурного наследия, подчёркивание исторического родства, взаимной близости скандинавских народов. В 1825 в Копенгагене было основано Королевское общество сев. древностей, в 1839 — Датское историческое общество (изд. «HistoriskTidsskrift», с 1840—). В 30-х гг. 19 в. научный уровень датской романтической историографии был значительно поднят К. Палудан-Мюллером, последователем критико-филологических методов немецких историков Б. Нибура и Л. Ранке. Одновременно К. Ф. Аллен положил начало национально-либеральному направлению датской историографии с его острой антинемецких тенденцией.

  После потери Шлезвига и Гольштейна, означавшей крах политики национал-либералов, оказались скомпрометированными и идеи скандинавской солидарности, возрождения былого величия Дания Вместе с тем в период утверждения капиталистических отношений оживилась духовная жизнь страны. Всё это способствовало критическому пересмотру историками в духе позитивизма и буржуазного демократизма романтических, национально-либеральных и скандинавистских концепций. Наряду с преобладающим консервативным направлением (Э. Хольм, первый датский специалист по истории нового времени), в 70-е гг. выступило радикально-позитивистское (литературный критик Г. Брандес, историки К. Эрслев, Ю. Фридерисия, М. Рубин), ставшее в 1900—10 ведущим в датской историографии. Историки этого направления отличались интересом к социально-экономической истории, углублённой критикой источников, скепсисом в отношении официально-патриотических традиционных концепций. Проблемы новой истории Дания решались ими с позиций буржуазного демократизма.

  В конце 19 в. в Дания, ранее, чем в др. скандинавских странах, были переведены отдельные произведения К. Маркса и Ф. Энгельса. Пропагандистом идей исторического материализма в Дания был Г. Банг.

  В 1-е двадцатилетие 20 в. с усилением рабочего движения и обострением в условиях развития империализма классовых противоречий в стране, буржуазные историки предпочитали углубляться в проблемы медиевистики, увлекались гиперкритицизмом источников. Усилилась консолидация датской буржуазной исторической науки, сгладились грани между отдельными историческими школами. В годы между 1-й и 2-й мировыми войнами разрабатывались проблемы медиевистики (М. Маккепранг), политической истории 17—18 вв., 40—60-х гг. 19 в. (А. Линвальд, Н. Неергор), шлезвиг-гольштейнский вопрос (О. Фрис). Историю Дания в аспекте социально-экономических процессов пытался рассматривать Э. Аруп, в трудах которого заметно влияние исторического материализма. Во время 2-й мировой войны 1939—45 созданы крупные труды по истории права (П. И. Йёргенсен), социальных отношений в деревне (Ф. Скруббельтранг), дворянства (Х. Х. Фуссинг, К. Фабрициус); получила развитие локальная история, в том числе шлезвигских земель («История Южной Ютландии», т. 1—5). В послевоенные годы буржуазные историки (Ю. Витфельд, А. Кристенсен, А. Стенсберг, И. Данструп, Х. Кох, И. Брёнстед) создали сводные труды, в которых предприняли попытку показать основные тенденции развития и дать стройную буржуазно-демократическую концепцию истории страны с древнейших времён. Сложилась буржуазная историография и по истории внешней политики Дания в 20 в. (Т. Финк, В. Шёквист, Ф. Лёккегор), датскому Движению Сопротивления (И. Хеструп), экономической истории 17—18 вв. (А. Фрис). С марксистских позиций историю Дания освещают в своих трудах И. Нёрлунд, А. Йенсен, В. Фугльсанг. В определённой степени исторической науке в Дания присущ интерес к востоковедению, археологии, истории естествознания и техники, вспомогательным историческим дисциплинам.

Экономическая наука. Возникновение экономической мысли в Дания относится к началу 18 в. Её формирование определялось распространением в Зап. Европе меркантилизма, представителями которого в Дания были Ю. Х. Э. Бернсторф, Х. К. Шиммельман. Во 2-й половине 18 — 1-й половины 19 вв. идеи фритредерства разрабатывали последователи физиократов (Э. Шиммельман и братья Ревентлов) и представители экономического либерализма (Г. К. Эдер, О. Мюллер), опиравшиеся на учение классической буржуазной политической экономии. В конце 19 в. в Дания развернулось кооперативное движение. Идеи кооперативного социализма сосуществовали с консервативным местным патриотизмом и патриархальными формами производственных отношений внутри кооперации.

  Современная датская школа экономической мысли основывается на концепциях формального статистического подхода к истории экономики страны. Основоположником экономической статистики в Дания был Е. Варминг (конец 19 — начало 20 вв.). Современные его последователи (К. Иверсен, К. Касперсен) исследуют вопросы прогнозирования и программирования распределения национального дохода. Различные аспекты экономической теории (ценообразование в условиях свободной конкуренции и монополии, теория равновесия, вопросы заработной платы и классовая борьба и др.) в 20—30-е гг. разрабатывал Ф. Цойтен. После мирового экономического кризиса 1929—33 в Дания получило распространение кейнсианство. Современные последователи Дж. М. Кейнса — П. Н. Андерсен, П. Виндинг, Б. Фог и др., отрицая непосредственное вмешательство государства в сферу частного предпринимательства, вменяют в обязанность государству, помимо осуществления социального обеспечения, создание инфраструктуры, регулирование рыночного механизма путём использования финансовых рычагов. Большое внимание уделяется вопросам экономического цикла и интеграции. Эклектика современных буржуазных теорий — «регулируемого капитализма», конвергенции двух систем и др., служит теоретической базой экономических программ датской социал-демократии (И. Нёргор, Г. Грюнбаум и др.).

  Созданием Коммунистической партии Дания (1919) было положено начало марксистской экономической мысли. Экономисты-марксисты (П. Дёссинг, И. Нёрлунд и др.) разрабатывают насущные проблемы развития экономики Дания, выступают с критикой экономической политики правительства, приводящей к росту военных расходов и эксплуатации трудящихся. Ими исследуются проблемы положения рабочего класса и развития профсоюзного движения.

  Экономические кадры подготавливаются в Копенгагенском и Орхусском университетах, в специальных школах по подготовке управленческого персонала при институтах торговли в Копенгагене и Орхусе (основан в 1917 и 1939), Экономический журнал: «Оkonomi og Politik» (с 1927), «Оkonomen» (с 1923), «Lon & Virke» (с 1904).

  Л. А. Эбре.

Языкознание. В истории языкознания датские языковеды занимают видное место. Всемирно известны: основоположник общего и сравнительного языкознания в Зап. Европе Р. К. Раск, автор многочисленных грамматик языков, принадлежащих к различным языковым семьям; В. Томсен, специалист по сравнительной грамматике индоевропейских языков, финно-угроведению и тюркологии, опубликовавший орхоно-енисейские надписи, обнаруженные, в Сибири, и установивший их принадлежность к памятникам древнетюркской письменности; К. Вернер, автор «закона Вернера», устанавливающего связь между передвижением индоевропейских глухих смычных в германском языке-основе и местом индоевропейского словесного ударения; О. Есперсен, автор многочисленных работ в области английского и общего языкознания, один из основоположников глоссематики; К. Педерсен, специалист по сравнительной грамматике индоевропейских языков, автор капитальной сравнительной грамматики кельтских языков; К. Сандфельд, специалист по романскому и общему языкознанию; В. Брёндаль, специалист по общему языкознанию и романским языкам и литературам, общелингвистические взгляды которого оказали большое влияние на современников; Х. Ульдалль, теоретик языкознания, один из основоположников глоссематики. В 20 в. последователи глоссематического направления — Э. Фишер-Йёргенсен, К. Тогебю, Х. Спанг-Хансен. Видный представитель датского структурализма, теоретик языкознания — П. Дидерихсен, специалист в области датского и др. германских языков.

  Значительное внимание уделяется изучению датского языка, его истории и диалектологии. Созданы многочисленные описательные грамматики и словари: «Словарь древнедатского языка. 1300—1700» (ч. 1—5, 1908—1918) О. Калькара, «Словарь современного датского языка», составленный под руководством В. Далерупа (ч. 1—28, 1919—56), «Грамматика древнедатского языка» (ч. 1—5, 1950—65) И. Брёндум-Нильсена, «История датского языка» (ч. 1—4, 1944—68) П. Скаутрупа. Среди исследований по рунологии крупнейшие — работы Л. Виммера «Датские рунические памятники» (ч. 1—4, 1893—1908) и Л. Якобсена, Э. Мольтке «Рунические надписи Дании» (ч. 1—2, 1941—42). Филологическому изданию и лингвистическому анализу памятников исл. письменности, рукописи которых хранятся в библиотеке Копенгагенского университета, посвящены многочисленные публикации института им. А. Магнуссона. Интерес многих датских лингвистов к проблемам общего языкознания способствовал созданию в 1931 Копенгагенского лингвистического кружка (основателями которого были В. Брёндаль, Х. Ульдалль и Л. Ельмслев) и выходу непериодич. изданий «Bulletin du Cercle Linguistique de Copenhagen» (c 1934), «Travaux du Cercle Linguistique de Copenhagen» (c 1944), а также журнала «Acta Linguistica» (изд. c 1939, отдельные выпуски выходили под названием «Acta Linguistica Hafniensia»).

  Г. С. Щур.

Дания (Danmark), Королевство Дания (Kongeriget Danmark).

Флаг государственный. Дания. Дания.

Флаг государственный. Дания.

Государственный герб Дании. Дания.

Государственный герб Дании.

I. Общие сведения
II. Государственный строй
III. Природа
IV. Население
Период позднего феодализма и зарождения капиталистических отношений (середина 17 — середина 19 вв.).
Утверждение капиталистических отношений и складывание империализма (середина 19 — начало 20 вв.).
Д. в период общего кризиса капиталистической системы.
VI. Политические партии, профсоюзы и другие общественные организации
VII. Экономико-географический очерк
Промышленность.
VIII. Вооружённые силы
IX. Медико-географическая характеристика
Х. Просвещение
1. Естественные и технические науки
2. Общественные науки
3. Научные учреждения
XIII. Литература
XV. Музыка
XVIII. Кино
Так же Вы можете узнать о...


Шимановский Кароль Шимановский (Szymanowski) Кароль (6.10.1882, Тимошовка, на Украине, — 29.
Альдрованди Улиссе Альдрованди (Aldrovandi) Улиссе (11.9.1522 — 10.
«Блокнот агитатора» ,
Вульгарная политическая экономия, система антинаучных буржуазных экономических теорий, дающих описание внешней видимости экономических процессов в целях апологетической защиты капитализма.
Декабристы, русские революционеры, поднявшие в декабре 1825 восстание против самодержавия и крепостничества (название получили по месяцу восстания).
Изогамия (от изо... и греч. gamos — брак), тип полового процесса, при котором сливающиеся (копулирующие) гаметы не различаются морфологически.
Кожица, первичная покровная ткань листьев и некоторых др.
Лефевр Анри Лефевр (Lefebvre) Анри (р. 16.6.1905, Ажетмо, Ланды), французский философ-эклектик.
Модерадос (исп. moderados, буквально — умеренные), испанская партия правых либералов, объединявшая часть дворянства и буржуазии в 1820—68.
Орда (тюрк.), 1) у тюркских и монгольских народов военно-административная организация, становище, стоянка кочевников.
Превентивный (франц. preventif, от лат. praevenio — опережаю, предупреждаю), предупреждающий, предохранительный, опережающий действия противной стороны.
Сарны, город (с 1939), центр Сарненского района Ровенской области УССР.
Сувойки (Vorticella), род простейших из подкласса кругоресничных инфузорий (Peritricha).
Устюжна, город, центр Устюженского района Вологодской области РСФСР.
«Чёрные кодексы» (Black Codes), законодательные акты, введённые в ряде южных штатов США после окончания Гражданской войны в США 1861—65.
Адаб, в средневековой арабской литературе круг светских знаний, которыми должен был обладать образованный человек (адиб): арабская поэзия и поэтика, история и генеалогия арабских племён, риторика, этика, философские и естественнонаучные сведения.