Дания XIII. Литература

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
ДА ДВ ДД ДЕ ДЁ ДЖ ДЗ ДИ ДЛ ДМ ДН ДО ДП ДР ДУ ДХ ДЫ ДЬ ДЭ ДЮ ДЯ
ДАБ
ДАВ
ДАГ
ДАД
ДАЕ
ДАЖ
ДАИ
ДАЙ
ДАК
ДАЛ
ДАМ
ДАН
ДАО
ДАП
ДАР
ДАС
ДАТ
ДАУ
ДАФ
ДАХ
ДАЦ
ДАЧ
ДАШ
ДАЮ
ДАЯ

XIII. Литература

  Образы и сюжеты древней датской эпической поэзии известны из хроник и народных баллад, а также из др.-исл. поэзии и саг, из англосакс. эпоса —«Беовульф». Первые литературные памятники, которым предшествуют краткие рунические надписи, появились на лат. языке в 12 в.; наиболее значителен труд Саксона Грамматика (1140 — около 1208) «Деяния данов». В 13—14 вв. всё большую роль играют памятники на датском языке, в значит, мере переводные. Расцветает народная баллада. Период с 16 в. связан с Реформацией и началом книгопечатания в Дания Большое значение имела демократически направленная деятельность К. Педерсена (около 1480—1554), его перевод Библии послужил основой для развития датского литературного языка. Издавались богословские трактаты, сборники псалмов, а позднее и религиозная поэзия (Х. К. Стен, 1540—1610, Т. Кинго, 1634—1703). Развивалась сатира и школьная драма. Во 2-й половине 16 и в 17 вв. ощущалось влияние итал. и голландской литературы гуманизма эпохи Возрождения, затем франц. классицизма. Собирались и публиковались древние датские и скандинавские памятники и народные баллады. Сдвиги в экономической и социально-политической жизни на рубеже 18 в. способствовали подъёму литературы. В Дания проникли просветительские идеи. Выдающийся деятель датского Просвещения Л. Хольберг (1684—1754) положил начало современной реалистической литературе. Его комедии, в которых использованы традиции Мольера и итальянской комедии дель арте, изображают жизнь Копенгагена и датской провинции. Хольберг — автор острых социально-политических сатир «Педер Поре» (1719—20) и «Подземное странствие Николая Клима» (1741, на лат. языке). С середины 18 в. развивался сентиментализм в пиетистически окрашенной поэзии Х. А. Брорсона (1694—1764). Напряжённой эмоциональностью проникнута драматургия И. Эвальда (1743—81), впервые обратившегося к древнескандинавской тематике, и лирика А. Стуба (1705—58). Заметную роль играли норвежские писатели, жившие в Копенгагене (Ю. Г. Вессель,1742—85, и др.). В творчестве Е. Баггесена (1764—1826), а особенно в произведениях П. А. Хейберга (1758—1841) и М. Бруна (1775—1826), отразились идеи Великой французской революции.

  С начала 19 в. в литературе Дания господствовал романтизм, далёкий как от реакционного романтизма, так и от бунтарства байроновского типа. Датский романтизм сочетает интерес к национальной старине и дофеодальному прошлому с критическим отношением к феодальному средневековью. Выдающийся представитель романтизма А. Эленшлегер (1779—1850) прославлял дофеодальную и дохристианскую культуру скандинавских народов (поэма «Золотые рога»,1801), изобразил наступление феодализма и католицизма на древний Север (трагедия «Пальнатоке», 1807), утверждал победу оптимистического начала в человеке (пьеса «Алладин, или Волшебная лампа», 1805). Романтик Н. Ф. С. Грундтвиг (1783—1872) в своём творчестве сочетал любовь к скандинавской старине со стремлением обновить христианство. При обращении к современной жизни на передний план у романтиков выступают описания природы и крестьянской жизни (С. С. Бликер, 1782—1848), подчёркнутая эмоциональность (К. Винтер, 1796—1876). В 30-е гг.19 в. возникло эстетское направление, связанное с творчеством Й. Л. Хейберга (1791—1860) и др., в то же время усиливаются реалистические черты (К. В. Бредаль, 1784—1860) В 20—30-е гг. Достигает расцвета водевиль, постепенно приобретая более реалистический характер (Хейберг, Х. Херц, 1797—1870). В драме усиливаются элементы психологического реализма. С середины 30-х гг. Х. К. Андерсен (1805—75) выступил со своими сказками и историями, завоевавшими мировое признание; пользовались известностью также его романы «Импровизатор» (1835), «Только скрипач» (1837) и др. Т. К. Гюллембург (1773—1856) и др. стремились изображать «повседневную жизнь».

Сцена из спектакля <span style='font-family:Arial;layout-grid-mode:line'>«</span>Ярл Хокон<span style='font-family:Arial;layout-grid-mode:line'>»</span> А. Эленшлегера. Королевский театр. 1808. Дания.

Сцена из спектакля «Ярл Хокон» А. Эленшлегера. Королевский театр. 1808.

Сцена из спектакля <span style='font-family:Arial;layout-grid-mode:line'>«</span>Дом Свена Дюринга<span style='font-family:Arial;layout-grid-mode:line'>»</span> Х. Херца. Королевский театр. 1837. Дания.

Сцена из спектакля «Дом Свена Дюринга» Х. Херца. Королевский театр. 1837.

  Нарастание социальных конфликтов в 40-е гг. способствовало развитию радикальной прессы, политической лирики и сатиры: М. А. Гольдшмидт (1819—87), издававший литературный журнал «Корсарен» («Согsaren», 1840—55); К. П. Плоуг (1813—94). От эстетского направления отошли Хейберг в насыщенной трагизмом драме «Душа после смерти», Ф. Палудан-Мюллер (1809—76) в полной горечи поэме «Adam Homo» (1841—48). С. Кьеркегор (1813—1855) в своих повествовательных произведенияхИли — или», 1843, и др.) и эссе дал психологически тонкую характеристику душевной жизни человека буржуазного общества в ее противоречивости, доказывая, что в основе человеческого существования лежит трагическое начало. Он оказал большое влияние на развитие скандинавской литературы (Г. Брандес, Г. Ибсен, П. Лагерквист и др.), стал предшественником современной литературы экзистенциализма.

  В 70-е гг. усиливается влияние зарубежной реалистической. литературы, особенно русской («тургеневский период» в датской литературе). Происходит размежевание с романтизмом. Ведущим в перестройке литературы был критик Г. Брандес (1842—1927), возглавивший радикальное «движение прорыва», сторонник правдивого отображения действительности. Выдающийся писатель-реалист Е. П. Якобсен (1847—85) в романе «Нильс Люне» (1880) с психологической точностью показал трагическую судьбу интеллигента, порывающего с религиозным мировоззрением, но оставшегося одиноким в условиях датской жизни. Новая датская литература выдвинула также писателей Х. Понтоппидана (1857—1943), мастера больших реалистических полотен; Х. Драхмана (1846—1908), новатора в области лирики; К. Гьеллерупа (1857—1919), выступавшего в первых произведениях с радикальных демократических позиций; Э. Брандеса (1847—1931), создателя острых социальных драм.

Сцена из спектакля <span style='font-family:Arial;layout-grid-mode:line'>«</span>Однажды<span style='font-family:Arial;layout-grid-mode:line'>»</span> Х. Драхмана. Королевский театр. 1885. Дания.

Сцена из спектакля «Однажды» Х. Драхмана. Королевский театр. 1885.

  К середине 80-х гг. в творчестве Драхмана, Гьеллерупа, а также Г. Брандеса начинают преобладать индивидуалистические и символистские тенденции. В наиболее законченном виде они выразились в романе Г. Банга (1857—1912) «Безнадёжные поколения» (1880). Идеи символизма и неоромантизма разделяли поэты И. Йёргенсен (1866—1956), В. Х. Ф. Стукенберг (1863—1905) и др. Однако и в это время в творчестве многих писателей, в т. ч. Банга (романы «Тине», 1889, «У дороги», 1890, и др.), значительное место занимает реализм, усиливающийся в 90-е гг. и в начале 20 в. В 1898—1904 Понтоппидан опубликовал роман «Счастливчик Пер». И. В. Йенсен (1873—1950), автор «Химерландских историй» (1898—1910), написал цикл романов о прошлом датского народа («Долгий путь», 1908—22), не свободный от расизма. Сатирические драмы писал Г. Вид (1858—1914), психологические романы и новеллы печатала Карин Микаэлис (1872—1950). Жизнь крестьянства реалистически изображали И. М. Скьольборг (1861—1936), Й. Окьер (1866—1930).

  В. Г. Адмони.

Новым этапом в развитии литературы явилось творчество М. Андерсена-Нексё (1869—1954), первого пролетарского писателя, заложившего основы социалистического реализма в датской литературе (роман «Пелле-завоеватель», 1906—10; «Дитте — дитя человеческое», 1917—21). 1-я мировая война 1914—18 вызвала хаос и растерянность в духовной жизни буржуазной интеллигенции. Молодые литераторы чувствовали себя «потерянным поколением». Темы одиночества, страха, опустошённости нашли в 20-х гг. воплощение прежде всего в поэтическом творчестве Э. Бённелюкке (1893—1953), Х. Х. Седорфа-Педерсена (р. 1892), Ф. Нюгора (1897—1958), П. Ланге (р. 1901), П. ла Кура (1902—56), И. А. Шаде (р. 1903), стихах и прозе экспрессиониста Т. Кристенсена (р. 1893, «Арабески жизни», 1921). Однако и в 20-е гг. с требованием активного вмешательства в жизнь выступили в стихах В. Хейнесен (р. 1900) и О. Гельстед (1888—1968), крупнейший датский поэт 20 в. В конце 20—30-х гг. наблюдался подъём реалистической социально-критической прозы, начало которому положил роман Х. Р. Кирка (1898—1962) «Рыбаки» (1928). Жизнь трудящихся нашла правдивое изображение в романах «Король нищих» (1929) Э. Кристенсена (1893—1961), «Хлеб насущный» (1932) К. Беккера (р. 1891), «Нужно же жить» (1934) Х. Хердаля (р. 1900), «Пусть будет понедельник» (1934) Л. Фишера (1904—56), «В трамвае сидит человек» (1937) М. Клитгора (1906—45), и др. В 30-е гг. опубликовал первые антибуржуазные романы датский писатель-сатирик Х. Шерфиг (р. 1905). Значительные успехи драматургии связаны с произведением К. Мунка (1898—1944), К. Абелля (1901—1961) и К. Э. Сои (р. 1896). Писатели внесли существенный вклад в борьбу против фашизма в 30-е гг. (публицистика М. Андерсена-Нексё, пьеса К. Абелля «Анна Софи Хедвиг», 1939) и особенно в годы немецко-фашистской оккупации Дания (1940—45), когда большинство деятелей литературы связало свою жизнь с Движением Сопротивления. Писатели-коммунисты (Андерсен-Нексё, Шерфиг, Кирк, Мартин Нильсен и др.) были брошены в тюрьмы и концлагери; Мунк, призывавший к борьбе против оккупантов, убит нацистами; в рядах борцов Сопротивления погиб поэт Мортен Нильсен (1922—44). Яркий пример единства датских литераторов в борьбе против фашизма — издание коллективного нелегального антифашистский сборник «Горит огонь» (1944). В послевоенные годы реалистического социально-критического направление получило дальнейшее развитие в произведениях Андерсена-Нексё («Мортен Красный», 1945—48; «Потерянное поколение», 1948), Кирка («Деньги дьявола», 1951; «Клитгор и сыновья», 1952), Шерфига («Скорпион», 1953; «Фрюденхольм», 1962), в романах Беккера, Х. Вульфа (р. 1908), в поэзии Гельстеда. Тонким психологическим реализмом отличаются произведения О. Донса (р. 1903), К. Сённербю (1909—1966), Т. Дитлевсен (р. 1918), Х. Л. Йепсена (р. 1920), Т. Скоу-Хансена (р. 1925). Противоречиво творчество Х. К. Браннера (1903—66) и М. А. Хансена (1909—55), нередко обращавшихся к исследованию болезненной психики человека. Для поэзии послевоенных лет характерны формалистические черты, отход от реализма: творчество О. Сарвига (р. 1921), В. Сёренсена (р. 1929), О. Вивеля (р. 1921) и др. Драматургия 50—60-х гг. характеризуется поисками новых форм, в содержании ясно прослеживается острая критика буржуазного общества «всеобщего благоденствия». Эта тенденция нашла выражение в пьесах Э. Брун-Ольсена (р. 1923) «Любовь подростков» (1962) и «Буржуазный бал» (1966), а также в политическое ревю Э. Кнудсена (р. 1922), К. Рифбьерга (р. 1931) и И. Йенсена (р. 1931).

Сцена из спектакля <span style='font-family:Arial;layout-grid-mode:line'>«</span>Паразиты<span style='font-family:Arial;layout-grid-mode:line'>»</span> К. Э. Сои. Театр в г. Ольборг. 1960. Дания.

Сцена из спектакля «Паразиты» К. Э. Сои. Театр в г. Ольборг. 1960.

 

  Лит.: Брандес Г., Скандинавская литература. Собр. соч., т. 3—4, 2 изд., СПБ, [б. г.]; Горн Ф. В., История скандинавской литературы от древнейших времён до наших дней, М., 1894; Кристенсен С. М., Датская литература 1918—1952, М., 1963; Неустроев В. П., Датская литература, в кн.: История зарубежной литературы конца XIX — начала XX в., [М.], 1968; его же, Датская литература, в кн.: История зарубежной литературы после Октябрьской революции, ч. 1, [М.], 1969; Gelsted О., Danmark — Rusland i litteraturen, Kbh., 1937; Frederiksen E., Ung dansk litteratur 1930—50, [2 udg.], Kph., 1951; Mitchell P. М., A history of Danish literature, Cph.,1957; Billeskov-Jansen F. J., Danmarks digtekunst, bd 1—3, Kbh., 1958; Kristensen S. М., Dansk litteratur 1918—1952, 7 udg., Kbh., 1965; Brix H., Danmarks digtere, 2 opi., Kbh., 1965; Dansk litteratur historie, bd 1—4, Kbh., 1964—66; Kristensen Т., Fra Holger Drachmann til Benny Andersen, [Kbh., 1967]; Rubow P. V., Saga og pastiche, [2 opi.], [Kbh., 1968].

  Н. И. Крымова, И. П. Куприянова.

XIV. Архитектура и изобразительное искусство

  Памятники художественной культуры на территории Дания прослеживаются с 8-го тыс. до н. э. (статуэтки из янтаря, кромлехи и дольмены эпохи неолита и бронзы; наскальные изображения сцен войны и охоты, обнаруженные на о. Борнхольм, оружие и украшения эпохи бронзы; серебряные сосуды и золотые монеты железного века). От «эпохи викингов» сохранились остатки крепостей Треллеборг на о. Зеландия, Аггерсборг близ Лимфьорда (часть кольцевых укреплений, основания каркасных деревянных домов в форме ладьи), а также каменные стелы с руническими надписями в узоре из петель, плетёнок и фигур фантастических животных.

Остатки кольцевых укреплений военного лагеря викингов Треллеборг на острове Зеландия. Дания.

Остатки кольцевых укреплений военного лагеря викингов Треллеборг на острове Зеландия.

  Со времени создания единого датского королевства (10 в.) и принятия христианства (около 960) начинается строительство деревянных, а с середины 11 в. — каменных (церковь Богоматери в Роскилле), базиликальных церквей. В романский период (12 — начале 13 вв.) возводятся соборы с планом в виде вытянутого (латинского) креста, отличающиеся массивными, приземистыми формами (соборы в Рибе и Виборге). Своеобразны круглые церкви на о. Борнхольм, с толстыми стенами, сторожевыми ходами и брустверами. Со 2-й половины 12 в. в строительстве стал применяться кирпич. Среди построек этого времени выделяется церковь в Калунборге с планом в виде равноконечного (греч.) креста и с восьмиугольными башнями на его концах, а также с квадратной башней в центре. Оборонительные сооружения романского периода: центральная, кирпичная часть стены Даневирке, строившейся с 9 в. и отделявшей полуостров Ютландия от Германии (сохранился лишь вал); башня Баструп, замки Сёборг и Вордингборг на о. Зеландия. В росписях романских церквей («Христос во славе», церковь Себю на о. Зеландия) изображения, навеянные византийским искусством, нередко сочетаются с местным орнаментом. Последний занимает видное место и в скульптуре, отличающейся наивно-выразительной пластикой (алтарь из церкви в Лисбьерге).

Интерьер собора в Роскилле. Начат в 12 в. Дания.

Интерьер собора в Роскилле. Начат в 12 в.

  В готический период (начало 13—30-е гг. 16 вв.) созданы крупнейшие соборы в Роскилле и Оденсе, а также прямоугольные в плане замки с мощными стенами и башнями (замок Спётруп в районе Виборга). Появившиеся с 13 в. города окружались валами и рвами. Узкие запутанные улицы плотно застраивались 1—3-этажными зданиями. Жилые дома были главным образом деревянными и фахверковыми, реже кирпичными (с 14 в.). Росписи готических храмов (в церкви Скиббю на о. Зеландия, около 1335) менее условны, чем романские, и нередко включают реалистические бытовые детали. Со 2-й половины 15 в. в Дания импортируется много художественных произведений из Германии, Нидерландов, Франции, откуда приезжают и мастера, работающие вплоть до середины 18 в. во всех областях искусства.

Замок Борребю на о. Зеландия. 1556. Дания.

Замок Борребю на о. Зеландия. 1556.

  Для 16 — 1-й половине 17 вв. характерно строительство дворцов, общественных и жилых зданий (биржа и дворец Росенборг в Копенгагене, замки-резиденции Кронборг и Фредериксборг на о. Зеландия), в декоре которых проявилось влияние ренессанса (фронтоны, фризы, белокаменная резьба). строительство велось главным образом архитекторами из семьи Стенвинкель — выходцами из Нидерландов.

  Во 2-й половины 17 — 1-й половины 18 вв. архитектуре Дания присущи черты барокко, проявившиеся также лишь в декоре (наличники, порталы и т. д.). Построенные главным образом датскими (Л. Тура, Н. Эйтвед), а также иностранными архитекторами дворцы Шарлоттенборг, Фреденсборг (оба в Копенгагене), Эрмитаж (близ Копенгагена) и дворцовые комплексы (Амалиенборг в Копенгагене) имеют залы в стиле рококо.

Н. Эйтвед. Дворцовый комплекс Амалиенборг в Копенгпгене. 1750—54. Один из корпусов. Справа — памятник королю Фредерику V (бронза, 1768, скульптор Ж. Ф. Сали). Дания.

Н. Эйтвед. Дворцовый комплекс Амалиенборг в Копенгпгене. 1750—54. Один из корпусов. Справа — памятник королю Фредерику V (бронза, 1768, скульптор Ж. Ф. Сали).

  Основание Академии художеств в Копенгагене (1754) способствовало развитию классицизма, который господствовал в Дания во 2-й половины 18 — 1-й половины 19 вв.; в этот же период складывается и национальная художественная школа. Крупнейшие представители классицизма: архитекторы К. ф. Харсдорф, К. Ф. Хансен, М. Г. Биннесбёль (в числе их построек — особняк Харсдорфа, церковь Богоматери и Музей Торвальдсена в Копенгагене), скульпторы И. Видевельт и получивший мировую известность Б. Торвальдсен, исторический живописец Н. А. Абильгор и др. Переплетением черт барокко, рококо и классицизма отмечены портрет и пейзаж этого периода (В. Эриксен, Е. Юль). В 1-й пол.19 в. в живописи Дания ведущее место принадлежало К. В. Эккерсбергу и его последователям: К. Кёбке, В. Бендсу, И. Т. Лунбю, М. Рёрбю, К. А. Енсену, А. Мюллеру. Их произведения, близкие бидермейеру, отмечены лирически-мягким, непосредственным восприятием действительности. Однако живопись художников следующего поколения (К. Хансен, В. Н. Марстранн) утрачивает эти качества, приобретая черты академизма.

К. В. Эккерсберг. Портрет Б. Торвальдсена. 1814. Шарлоттенборг. Копенгаген. Дания.

К. В. Эккерсберг. Портрет Б. Торвальдсена. 1814. Шарлоттенборг. Копенгаген.

В. Эриксен. «Екатерина II в преображенском мундире на коне». 1764. Эрмитаж. Ленинград. Дания.

В. Эриксен. «Екатерина II в преображенском мундире на коне». 1764. Эрмитаж. Ленинград.

К. Кёбке. «Сестра художника». 1831. Государственный художественный музей. Копенгаген. Дания.

К. Кёбке. «Сестра художника». 1831. Государственный художественный музей. Копенгаген.

Дания. М. Г. Биннесбёль. Музей Торвальдсена в Копенгагене. 1839—48. Дания.

Дания. М. Г. Биннесбёль. Музей Торвальдсена в Копенгагене. 1839—48.

Е. Юль. «Вид на Малый Бельт». Музей Торвальдсена. Копенгаген. Дания.

Е. Юль. «Вид на Малый Бельт». Музей Торвальдсена. Копенгаген.

Б. Торвальдсен. «Меркурий со свирелью». Мрамор. 1818. Музей Торвальдсена. Копенгаген. Дания.

Б. Торвальдсен. «Меркурий со свирелью». Мрамор. 1818. Музей Торвальдсена. Копенгаген.

К. А. Енсен. «Портрет дамы в голубом платье». 1824. Эрмитаж. Ленинград. Дания.

К. А. Енсен. «Портрет дамы в голубом платье». 1824. Эрмитаж. Ленинград.

  С 1880-х гг. начинается расцвет датского художественного фарфора (производившегося с 1760-х гг.). Сервизы и статуэтки покрываются подглазурной росписью нежных тонов.

  В архитектуре в конце 19 — 1-й половины 20 вв. утвердилась национальная романтика (новая ратуша, архитектор М. Нюроп, и церковь Грундтвига, архитектор П. В. Енсен-Клинт и К. Клинт, — в Копенгагене). В 20-е гг. получил развитие неоклассицизм (здание полицейского управления в Копенгагене, архитекторы Х. Кампман и О. Рафн). С 30-х гг. распространился функционализм (здание университета в Орхусе, 1932—46, архитекторы К. О. Фискер и др.; школа Стенгор в Гладсаксе, 1952, архитектор В. Т. Лауритсен; здание аэрокомпании «СЛС» в Копенгагене, 1959, архитектор А. Якобсен). После 2-й мировой войны реконструируются города Оденсе, Копенгаген (застраивается по плану в виде руки с распростёртыми пальцами, в промежутках между которыми сохраняются зелёные клинья, архитектор С. Э. Расмуссен и др.), восстанавливаются города Рённе и Нексё. В архитектуре жилых домов с 20-х гг. распространены малоэтажные блокированные дома, а также многоэтажные, образующие замкнутые кварталы с озеленёнными внутренними дворами. Начиная с 30-х гг. возводятся жилые комплексы из нескольких микрорайонов, в которых с 50-х гг. дома-башни (8—12 этажей) сочетаются с домами секционного типа в 3—4 этажа. Получило развитие крупнопанельное домостроение, созданы домостроительные комбинаты.

П. В. Енсен-Клинт, К. Клинт. Церковь Грундтвига в Копенгагене. 1921—40. Дания.

П. В. Енсен-Клинт, К. Клинт. Церковь Грундтвига в Копенгагене. 1921—40.

  В конце 19 — начале 20 вв. живопись переживает новый подъём, связанный с творчеством живописцев-реалистов (которые, увлекшись проблемами пленэра, поселились в дер. Скаген, сев. Ютландия), изображавших родную природу, простых людей и их быт (П. С. Крёйер, В. Йохансеп, А. Ерндорф, супруги М. П. и А. К. Анкер). С этой группой был связан скульптор и живописец Т. Э. Филипсен — зачинатель датского импрессионизма. Его работы оказали влияние на группу пейзажистов и анималистов, поселившихся на о. Фюн (П. Хансен, ф. Сюберг, И. Ларсен, П. Кристиансен). Особое место в эти годы принадлежит творчеству К. Сартмана, писавшего картины на темы датской истории, проникнутые романтической эмоциональностью. Развивалось направление, представители которого (Е. Ф. Виллумсен, В. Хаммерсхой, Э. А. Нильсен, братья И. Ф. и Н. К. Сковгор, Н. Ларсен-Стевнс) в той или иной мере тяготели к символизму. В 1910-е гг. проникают влияния фовизма, кубизма и др. новейших течений (Х. Гирсинг, Э. Вейе, В. Шарф). С середины 30-х гг. сосуществуют самые различные направления, начиная от импрессионизма и кончая абстракционизмом (Э. Альфельт, Э. Билле, Э. Якобсен) и «поп-артом». Абстракционизму, «поп-арту» и др. модернистическим направлениям противостоят тяготеющие к реализму живопись О. Руде, Х. Енсена, графика П. Кристенсена, Э. Фредериксена, мастера политической и бытовой карикатуры Х. Бидструпа. В скульптуре Дания 1-й половины 20 в., связанной с неоклассицистическими тенденциями, работают К. Нильсен, Ж. Гоген, И. К. Бьерг, Э. Утсон-Франк и др.

Е. Ф. Виллумсен. «После шторма». 1905. Национальная галерея. Осло. Дания.

Е. Ф. Виллумсен. «После шторма». 1905. Национальная галерея. Осло.

Х. Гирсинг. «Кладбище в Сваннинге». 1920. Государственный художественный музей. Копенгаген. Дания.

Х. Гирсинг. «Кладбище в Сваннинге». 1920. Государственный художественный музей. Копенгаген.

Х. Бидструп. <span style='font-family:Arial;layout-grid-mode:line'>«</span>Гость<span style='font-family:Arial;layout-grid-mode:line'>»</span>. Перо, тушь. 1950-е гг. Дания.

Х. Бидструп. «Гость». Перо, тушь. 1950-е гг.

К. Нильсен. «Венера». Статуя в Хернинге. Камень. 1918—20. Дания.

К. Нильсен. «Венера». Статуя в Хернинге. Камень. 1918—20.

Е. Ф. Виллумсен. Ваза «Мальчик и олень». Фарфор. 1899. Ратуша. Копенгаген. Дания.

Е. Ф. Виллумсен. Ваза «Мальчик и олень». Фарфор. 1899. Ратуша. Копенгаген.

Сцена из оперы <span style='font-family:Arial;layout-grid-mode:line'>«</span>Маскарад<span style='font-family:Arial;layout-grid-mode:line'>»</span> К. Нильсена. Королевский театр. 1957. Дания.

Сцена из оперы «Маскарад» К. Нильсена. Королевский театр. 1957.

Т. Э. Филипсен. «Дорога близ Копенгагена». 1890. Государственный художественный музей. Копенгаген. Дания.

Т. Э. Филипсен. «Дорога близ Копенгагена». 1890. Государственный художественный музей. Копенгаген.

Х. Енсен. «Композиция». 1961. Частное собрание. Дания.

Х. Енсен. «Композиция». 1961. Частное собрание.

  См. илл.

 

  Лит.: Всеобщая история искусств, т. 2, кн. 1, М., 1960, с. 471—76, т. 4, М., 1963, с. 455—58, т. 5, М., 1964, с. 304—09, т.6, кн. 1, М., 1965, с. 285—89; Всеобщая история архитектуры, т. 4, Л. — М., 1966, с. 576—86, т. 5, М., 1967, с. 612—25, т. 7, М., 1969, с. 462—67; Danmarks malerkunst fra middelalder til nutid..., redig. af Е. Zahle, Kbh., 1937, 4 udg., Kbh., 1956; Poulson V., Peinture et sculpture au Danemark, Cph., 1960; Faber Т., Dansk arhitektur, Kbh., [1963]; Madson Н. og Mortensen N. Т., Dansk skulptur, Odense, [1965]; Dansk malerkunst 1965, Odense, [1965]; Uldall K., Gammel dansk folkekunst, Kbh., 1967 (библ. с. 105—06); Billedkunstens. Hvem-hvadhvor. Danmark, bd 1—2, [Odense], 1969—70.

  А. Е. Кроль.

Дания (Danmark), Королевство Дания (Kongeriget Danmark).

Флаг государственный. Дания. Дания.

Флаг государственный. Дания.

Государственный герб Дании. Дания.

Государственный герб Дании.

I. Общие сведения
II. Государственный строй
III. Природа
IV. Население
Период позднего феодализма и зарождения капиталистических отношений (середина 17 — середина 19 вв.).
Утверждение капиталистических отношений и складывание империализма (середина 19 — начало 20 вв.).
Д. в период общего кризиса капиталистической системы.
VI. Политические партии, профсоюзы и другие общественные организации
VII. Экономико-географический очерк
Промышленность.
VIII. Вооружённые силы
IX. Медико-географическая характеристика
Х. Просвещение
1. Естественные и технические науки
2. Общественные науки
3. Научные учреждения
XIII. Литература
XV. Музыка
XVIII. Кино
Так же Вы можете узнать о...


Травянка, рыба семейства головешковых; то же, что головешка.
Цекропия (Cecropia), род растений семейства тутовых (иногда относимый к семейства крапивных).
Аварский каганат, см. в ст. Авары.
Бернар Сара Бернар (Bernhardt) Сара (22.10.1844, Париж, — 26.
Высокопрочный чугун, см. Модифицированный чугун.
Дикое поле, историческое название территории между Доном, верхней Окой и левыми притоками Десны и Днепра, отделявшей Русское государство от Крымского ханства.
Какинада, Коканада, город и порт в Индии, на берегу Бенгальского залива, в дельте р.
Критерий (от греч. kritērion — средство для суждения), признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо; мерило суждения, оценки.
Мезёфёльд (Mezőfold), часть Среднедунайской равнины в Венгрии, между рекой Дунай на востоке, озером Балатон на западе; на севере и юге ограничена низкогорьями.
Ожегов Сергей Иванович [9(22).9.1900, поселок Каменное бывшей Тверской губернии, — 15.
Преслав (до 1878 — Эски-Стамбул), город в Болгарии, в Шуменском округе, на левом берегу р.
Сен Сурендранатх (29.7.1890—1959), индийский историк.
Терем (от греч. téremnon — кров, жилище), 1) верхний жилой ярус хором (древнерусских больших жилых домов), сооружавшийся над сенями.
Хворост, лесоматериал, состоящий из тонких стволов (с диаметром в основании менее 4 см), срезанных вершин и ветвей деревьев.
Эферт-Клусайс Эрнест (14(26). 1. 1889, Ванская волость, ныне Тукумский район Латвийской ССР, — 16.
Бараташвили Николоз Мелитонович [15(27).12.1817, Тбилиси, — 9(21).
Водомерный пост, устройство для систематического измерения уровня воды на реках, морях, озёрах, каналах.
Дебре Мишель Дебре (Debre) Мишель (р. 15.1.1912, Париж), французский государственый и политический деятель.