Дошкольная педагогика

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
ДА ДВ ДД ДЕ ДЁ ДЖ ДЗ ДИ ДЛ ДМ ДН ДО ДП ДР ДУ ДХ ДЫ ДЬ ДЭ ДЮ ДЯ
ДОБ
ДОВ
ДОГ
ДОД
ДОЕ
ДОЖ
ДОЗ
ДОИ
ДОЙ
ДОК
ДОЛ
ДОМ
ДОН
ДОО
ДОП
ДОР
ДОС
ДОТ
ДОУ
ДОФ
ДОХ
ДОЦ
ДОШ

Дошкольная педагогика, отрасль педагогики, изучающая закономерности воспитания детей дошкольного, в том числе и раннего, возраста. Дошкольная педагогика тесно связана с детской психологией, возрастной анатомией и физиологией, педиатрией, гигиеной, а также с рядом др. наук (языкознанием, эстетикой, этикой и т.д.). Дошкольная педагогика выделилась из общей педагогики во 2-й половине 19 в. Это было обусловлено, с одной стороны, развитием детской психологии и становлением её как самостоятельной отрасли знания, а с другой — появлением и распространением воспитательных дошкольных учреждений в связи с вовлечением женщин в фабричное производство. Впервые обосновал идею общественного воспитания детей с первых лет их жизни и создал первое дошкольное учреждение для пролетарских детей английский социалист-утопист Р. Оуэн. Выделению Дошкольная педагогика в специальную отрасль способствовали педагогическая система и практическая деятельность немецкого педагога Ф. Фребеля. В России огромное влияние на развитие Дошкольная педагогика в 60-е гг. 19 в. оказал К. Д. Ушинский. С начала 20 в. в буржуазной Дошкольная педагогика и практике получили распространение идеи саморазвития личности ребёнка в процессе свободного воспитания, биологизаторские, прагматические и др. теории.

  Основная задача советской Дошкольная педагогика — разработка содержания, форм и методов коммунистического воспитания детей дошкольного возраста. Огромная роль в выработке теоретических основ марксистской Дошкольная педагогика принадлежит Н. К. Крупской. Некоторые важные проблемыколлективе и личности, о семейном воспитании) были освещены А. С. Макаренко. Большое значение для определения задач и средств воспитания дошкольников имели всероссийские съезды (1-й — в 1919) и конференции по дошкольному воспитанию, которыми руководили Н. К. Крупская и А. В. Луначарский.

  Советской Дошкольная педагогика и психологией разработана новая система сенсорного воспитания, основанная на целенаправленном формировании сенсорных способностей детей в разных видах деятельности. Большим достижением советской Дошкольная педагогика является разработанная член-корреспондентом АПН РСФСР А. П. Усовой и др. система дидактики детского сада. Ведутся плодотворные исследования, направленные на более полное использование возможностей умственного развития детей дошкольного возраста, повышение роли дошкольного воспитания в решении общих задач совершенствования системы народного образования в связи с требованиями научно-технического прогресса. В 1970 состоялась 1-я Всесоюзная конференция по актуальным проблемам общественного дошкольного воспитания и вопросам подготовки детей к школе.

  В Дошкольная педагогика получили теоретическое освещение проблемы нравственного воспитания. В центре внимания — вопросы формирования личности ребёнка, положительных взаимоотношений детей в совместной деятельности, развития коллективизма, нравственных представлений, воспитания начал патриотических чувств. Большое место отводится вопросам трудового воспитания дошкольников в детском саду и семье, в процессе которого формируются первые трудовые навыки и любовь к труду. Активно разрабатываются проблемы эстетического воспитания. Исследуется изобразительная, музыкальная, художественно-речевая деятельность детей. С конца 1950-х гг. разрабатывается система эстетического воспитания в детском саду; проводится комплексное исследование по вопросу формирования детского творчества, выясняются взаимосвязи художественного творчества и обучения дошкольника. В советской Дошкольная педагогика научно обоснована теория физического воспитания детей дошкольного возраста. Начата разработка актуальной проблемы работоспособности и утомляемости детей при физических и умственных нагрузках.

  Значительное развитие в советской Дошкольная педагогика получили проблемы игры — влияние воспитателя на её содержание, отбор воспитательно ценных игр, воспитание ребёнка в игре, формирование начал коллективизма, особенности дидактических игр. В 1960-х гг. появились исследования, в которых изучается роль игры как формы организации жизни детей, её влияние на развитие «детского общества». Исследователи вопросов раннего детства создали систему общественного воспитания детей раннего возраста; были усилены дидактические компоненты в играх и занятиях с маленькими детьми.

  Проблемы Дошкольная педагогика разносторонне и комплексно разрабатываются в Институте дошкольного воспитания АПН СССР (основана в 1960). Большую научно-исследовательскую работу проводят институты школ и педагогики союзных республик, кафедры Дошкольная педагогика педагогических институтов.

  Результаты научных исследований и передовой опыт в области дошкольного воспитания нашли отражение в «Программе воспитания в детском саду» (1962). В усовершенствованной программе (издана вновь в 1969) особое внимание уделено общевоспитательным и общеразвивающим функциям детского сада, его роли в подготовке детей к школе. Развитию Дошкольная педагогика содействуют научные и методические журналы «Советская педагогика», «Дошкольное воспитание» и др. Советская Дошкольная педагогика широко использует передовой опыт социалистических стран и оказывает влияние на развитие Дошкольная педагогика в этих странах. С 1959 раз в 2 года проводятся семинары научных и практических дошкольных специалистов стран социалистического содружества.

 

  Лит.: Крупская Н. К., Педагогические сочинения, т. 6, М., 1959; Макаренко А. С., Соч., т. 4, М., 1957; Аркин Е. А., Ребёнок в дошкольные годы, под ред. А. В. Запорожца и В. В. Давыдова, [М., 1968]; Усова А. П., Обучение в детском саду, 2 изд., М., 1970; Сорокина А. И., Дошкольная педагогика, М., 1961; Запорожец А. В., Маркова Т. А., Дошкольное воспитание, в кн.: Народное образование в СССР, М., 1967; Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду, под ред. А. П. Усовой и Н. П. Сакулиной, М., 1965; Умственное воспитание детей раннего возраста, под ред. Е. И. Радиной, М., 1968; Нечаева В. Г., Маркова Т. А., Жуковская Р. И., Пеньевская Л. А., Формирование коллективных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста, М., 1968; Трудовое воспитание в детском саду, под ред. В. Г. Нечаевой, М., 1964; Жуковская Р. И., Воспитание ребёнка в игре, М., 1963; Психология и педагогика игры дошкольника, под ред. А. В. Запорожца и А. П. Усовой, М., 1966; Система эстетического воспитания в детском саду, под ред. Н. А. Ветлугиной, М., 1962; Ветлугина Н. А., Музыкальное развитие ребёнка, М., 1968; Сакулина Н. П., Рисование в дошкольном детстве, [М.], 1965; Осокина Т. И., Тимофеева Е. А., Гимнастика в детском саду, М., 1969; Родители и дети, под ред. Е. И. Волковой, М., 1961.

  Т. А. Маркова.

 

Так же Вы можете узнать о...


Тепловая сеть, система трубопроводов (теплопроводов) для транспортирования и распределения теплоносителя (горячей воды или пара) при централизованном теплоснабжении.
Фотогид, см. Гид в астрономии.
Шрадер Отто Шрадер (Schrader) Отто (28.3.1855, Веймар, — 21.
Аммоналы, взрывчатые смеси, относящиеся к аммиачно-селитренным взрывчатым веществам (см.
Бодуэн I (Baudouin) (р. 7.9.1930, Брюссель), король Бельгии с 1951, из Саксен-Кобургской династии.
Выдувание посевов, сдувание ветром верхнего слоя почвы вместе с посеянными семенами, а иногда и со всходами.
Дезоксирибонуклеиновая кислота (ДНК), присутствующая в каждом организме и в каждой живой клетке, главным образом в её ядре, нуклеиновая кислота, содержащая в качестве сахара дезоксирибозу, а в качестве азотистых оснований аденин, гуанин, цитозин и тимин.
Идол (от греч. eidolon, буквально — образ, подобие), материальный предмет, являющийся объектом религиозного поклонения.
Клюзиевые, гуммигутовые, камеденосные (Clusiaceae, или Guttiferae), семейство двудольных растений, близкое к семейству зверобойных, с которым часто объединяется.
Лекса Франтишек Лекса (Lexa) Франтишек (5.4.1876, Пардубице, — 13.
Минеральный индивид, природное твёрдое, однороднее минеральное тело (минерал), физически отделённое в пространстве от других тел естественными поверхностями раздела (например, плоскостями граней кристаллов, поверхностями раздела зёрен или индивидуализированных агрегатов — оолитов).