Индонезия XIV. Архитектура и изобразительное искусствоБольшая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
XIV. Архитектура и изобразительное искусство К эпохе мезолита (7—5-е тыс. до н. э.) относятся схематические контурные изображения животных в пещерах Южного Сулавеси, Западной Явы, Суматры, Малых Зондских островов, наскальные рисунки Западного Ириана; к эпохе неолита (с конца 5-го тыс. до н. э.; в ряде районов Индонезия продолжалась до 20 в.) — керамика с преимущественно нарезным орнаментом. В эпоху позднего неолита и начала металла (конец 2-го — середина 1-го тыс. до н. э.) создавались мегалитические сооружения — менгиры, уступчатые курганы, дольмены, склепы (комплексы Пасемах на Ю. Суматры, Лебак-Сибедуг на З. Явы, горы Янг на. В Явы), каменные саркофаги и статичные фигуры предков. В середине 1-го тыс. до н. э. с Азиатского материка была принесена культура развитой бронзы (ритуальные барабаны, топоры и т. д.). Чанди Касалан. 778 — сер. 9 в. Фрагмент южного фасада. В первых веках н. э. на Яве (культура которой издавна являлась ведущей) сформировались первые государственные образования, которые под индийским влиянием восприняли индуизм и буддизм; индийские и местные традиции соединились в классическом искусстве Явы, в том числе в каменной архитектуре. Небольшие изящные индуистские храмы («чанди») 7 — начала 8 вв. на плато Диенг (Центральная Ява), выложенные насухо из андезита, представляют собой компактные кубические массивы на ступенчатых основаниях, увенчанные пирамидальными покрытиями. Выразительность силуэта и пластичность масс сочетаются в них с простотой и строгостью облика, ясной и чёткой тектоникой, лаконичностью декора. Таков и первый в Индонезия буддийский храм — крестообразный в плане чанди Каласан (778 — середина 9 в.), отличающийся тонкостью декора, классической уравновешенностью. Импозантен чанди Мендут (конец 8 в.) с его строгими формами, кристалличностью объёма; суровую мощь стен смягчают фигуры бодхисатв, окруженные изящной кружевной резьбой. Архитектурный комплекс чанди Севу (начало 9 в.) — большой, сложный ансамбль буддийских святилищ с главным храмом в центре и 240 храмиками-часовнями, образующими 4 концентрические квадрата. С архитектурой тесно связана скульптура (статуи, головы, рельефы); в ней замечательны сочность и мягкость лепки, цельность обобщённых объёмов, богатство пластических нюансов; глубокая одухотворённость, внутренняя сосредоточенность образов сочетаются с ощущением полноты жизненных сил. Самое грандиозное и сложное по композиции святилище на Яве — Боробудур (конец 8 (конец 8 — начало 9 вв.) — естественный холм, облицованный блоками андезита, имеющий вид ступенчатой пологой пирамиды, увенчанной большой ступой. Бесчисленные рельефы на галереях террас Боробудура, статуи Будды в декоративных ступах и нишах составляют вместе образную космологию буддизма и полный лиризма неторопливый рассказ о земной жизни Будды и его перевоплощениях. Эпизоды буддийских легенд во многих случаях лишь повод для изображения реальной жизни — быта эпохи, животного и растительного мира Индонезия Рельефы и статуи полны чувства счастливой гармонии, спокойной энергии. >— начало 9 вв.) — естественный холм, облицованный блоками андезита, имеющий вид ступенчатой пологой пирамиды, увенчанной большой ступой. Бесчисленные рельефы на галереях террас Боробудура, статуи Будды в декоративных ступах и нишах составляют вместе образную космологию буддизма и полный лиризма неторопливый рассказ о земной жизни Будды и его перевоплощениях. Эпизоды буддийских легенд во многих случаях лишь повод для изображения реальной жизни — быта эпохи, животного и растительного мира Индонезия Рельефы и статуи полны чувства счастливой гармонии, спокойной энергии.Статуя Будды на святилище Борободур. Камень. Ок. 800. С основанием в 1-й половине 8 в. государства Матарам официальной религией стал индуизм. Индуистский храмовый комплекс Лара Джонгранг в Прамбанане (конец 9 — начало 10 вв.) объединяет на высокой насыпи 3 больших храма и 5 меньших святилищ, заключённых в квадрат из многочисленных часовен. Стройность и устремлённость ввысь главного храма Шивы (высота 47 м), пышный декор венчающей крутой пирамиды говорят об усилении декоративного начала. В рельефах на темы «Рамаяны» преобладают драматическая взволнованность и динамика; свободно и энергично воплощены сцены битв, непрерывный поток фигур. Образы стали более сложными, утончёнными, индивидуализированными. С государствами Сингасари (13 в.) и Маджапахит (конец 13 — начало 16 вв.) связан расцвет искусства Восточной Явы. Индуистский храмовый комплекс Панатаран (14 — 1-я половина 15 вв.) имеет свободный, асимметричный план, а в его главном храме Шивы (1369) невысокая нижняя часть подавляется массивным многоступенчатым покрытием. В рельефах Панатарана господствует орнаментальный графичный стиль: плоскостная ажурная резьба, подобная шитью, заполняет всю плоскость рельефа; фигуры с искажёнными пропорциями и утрированными жестами схематичны и гротескны. Изысканность и рафинированная утончённость проявились в рельефах чанди Джаго (около 1280) и чанди Джави (около 1300). Храмы этого времени на о. Бали щедро украшены роскошной орнаментальной резьбой. Значительное место в скульптуре заняли фантастические, причудливые фигуры (слонообразное божество Ганеша, демоны, львоподобные чудовища «кала»). Терракотовые женские головки и фигурки из Травулана, каменные фигуры девушек с кувшинами при гробницах в Моджокерто (около 14 в.) пленяют естественной красотой движений, сочной пластикой драпировок, одухотворённостью лиц. >— начало 16 вв.) связан расцвет искусства Восточной Явы. Индуистский храмовый комплекс Панатаран (14 — 1-я половина 15 вв.) имеет свободный, асимметричный план, а в его главном храме Шивы (1369) невысокая нижняя часть подавляется массивным многоступенчатым покрытием. В рельефах Панатарана господствует орнаментальный графичный стиль: плоскостная ажурная резьба, подобная шитью, заполняет всю плоскость рельефа; фигуры с искажёнными пропорциями и утрированными жестами схематичны и гротескны. Изысканность и рафинированная утончённость проявились в рельефах чанди Джаго (около 1280) и чанди Джави (около 1300). Храмы этого времени на о. Бали щедро украшены роскошной орнаментальной резьбой. Значительное место в скульптуре заняли фантастические, причудливые фигуры (слонообразное божество Ганеша, демоны, львоподобные чудовища «кала»). Терракотовые женские головки и фигурки из Травулана, каменные фигуры девушек с кувшинами при гробницах в Моджокерто (около 14 в.) пленяют естественной красотой движений, сочной пластикой драпировок, одухотворённостью лиц.>— 1-я половина 15 вв.) имеет свободный, асимметричный план, а в его главном храме Шивы (1369) невысокая нижняя часть подавляется массивным многоступенчатым покрытием. В рельефах Панатарана господствует орнаментальный графичный стиль: плоскостная ажурная резьба, подобная шитью, заполняет всю плоскость рельефа; фигуры с искажёнными пропорциями и утрированными жестами схематичны и гротескны. Изысканность и рафинированная утончённость проявились в рельефах чанди Джаго (около 1280) и чанди Джави (около 1300). Храмы этого времени на о. Бали щедро украшены роскошной орнаментальной резьбой. Значительное место в скульптуре заняли фантастические, причудливые фигуры (слонообразное божество Ганеша, демоны, львоподобные чудовища «кала»). Терракотовые женские головки и фигурки из Травулана, каменные фигуры девушек с кувшинами при гробницах в Моджокерто (около 14 в.) пленяют естественной красотой движений, сочной пластикой драпировок, одухотворённостью лиц.Сцена из «Рамаяны». Рельеф главного храма в Панатаране. Камень. 1-я пол. 14 в. Сцена из «Рамаяны». Рельеф на балюстраде храма Шивы в комплексе Лара Джонгранг в Прамбанане. Камень. 9—10 вв. С 16 в. в Индонезия, разделённой на небольшие мусульманские княжества, утрачивались традиции индуистской культуры. Они сохранились главным образом на о. Бали, куда не проник ислам (храмовые комплексы 18—19 вв. с 2—3 дворами, высокими воротами, ярусными башнями). На многочисленных островах у многих народов Индонезия развивалось народное декоративно-прикладное искусство. Старинные центры художественных ремёсел Центральной Явы славятся изделиями из золота и серебра (сохранились образцы 14—15 вв.), с затейливой вязью изящного орнамента; своеобразны по форме и орнаментике кинжалы («крисы»). От 14—16 вв. дошли образцы древнего искусства бронзового литья на Яве (статуэтки божеств, колокольчики, подносы, сосуды для благовоний, светильники). Ява — родина батика, замечательного по красоте традиционного узора и расцветки. Ява и Бали — центры обработки буйволовой кожи, из которой изготовляют кукол для теневого театра, детали костюмов для танцовщиц и актёров классической драмы и др. изделия. На всех островах архипелага из бамбука и листьев кокосовой пальмы плетут веера, циновки, шляпы, кухонную утварь, сумки. Традиции ткачества поддерживаются на Сулавеси, Суматре, Молуккских островах. На многих островах изготовляют по древним образцам культовые статуэтки из дерева и терракоты. На Бали особого расцвета достигли художественные ремёсла, традиционная живопись, лубок. Разнообразны типы народного жилища — от хижин (Западный Ириан, о. Тимор) и лёгких каркасных свайных домов из дерева и бамбука до больших общинных домов (особенно длинных у даяков Калимантана), иногда с высокой седловидной крышей большого выноса (у тобабатаков и минангкабау на Суматре), часто на мощных столбах. Комплекс Лара Джонгранг в Прамбанане. 9—10 вв. С установлением голландского господства в Индонезия национальное искусство замерло, города строились по европейскому образцу, но в мечетях и дворцах («кратонах») местных правителей преобладали мотивы мусульманской архитектуры стран Азии. В 20 в. в Джакарте, Бандунге, Сурабае начали возводиться крупные здания с галереями, лоджиями, навесами, солнцезащитными решётками, в том числе из железобетона. Но массовая застройка городов оставалась стихийной и неблагоустроенной. В середине 19 в. в Индонезия появилась реалистическая живопись с национальной патриотической тематикой (Раден Салех), на рубеже 19—20 вв. — романтический национальный пейзаж (С. С. Абдуллах). Борьба за независимость способствовала развитию прогрессивного национального реалистического искусства, проникнутого любовью к человеку и патриотическим воодушевлением (Объединение художников Индонезия, основано в 1937—38, — С. Суджойоно, А. Джая, К. Аффанди, Х. Нгантунг, Б. Ресобово). Это направление стало ведущим с установлением независимости (1945), сосуществуя с традицией романтической экзотики (Б. Абдуллах) и модернизмом. Развивались реалистическая скульптура (Г. Хендра) и графика (У. Эффенди, Суромо). Своеобразна жизнерадостная, узорная живопись Бали (А. А. Г. Собрат, Индонезия Б. Маде). Началось строительство новых городов (г. Сумберджая на Суматре, город-спутник Джакарты — Кебайоран), новые районы были построены в Джакарте, Джокьякарте, Бандунге; при помощи советских специалистов строились общественные здания, промышленные, учебные, спортивные и др. комплексы (спортивный комплекс в Джакарте и др.). После событий 1965 прогрессивные художественные организации были разгромлены, ряд художников подвергся репрессиям, в искусстве и художественном образовании получили перевес модернистические направления. С. Суджойоно. «Головной дозор партизанского отряда». 1949.
Лит.: [Рябинкин П.], Искусство Индонезии, М., 1959; Архитектура стран Юго-Восточной Азии, М., 1960; Демин Л. М., Искусство Индонезии, М., 1965; Прокофьев О., Искусство Юго-Восточной Азии. М., 1967; Arts and crafts in Indonesia, Djakarta, 1956; Bernet Kempers A. J., Ancient Indonesian art, Amst., 1959; Wagner F. A., Indonesia. The art of an island group, L., 1959. Н. П. Чукина.
Индонезия (Indonesia), Республика Индонезия (Republik Indonesia). Флаг государственный. Индонезия. Государственный герб Индонезии.
Сцена из представления ваянг-топенг. I. Общие сведенияII. Государственный строй III. Природа IV. Население V. Исторический очерк VI. Политические партии, профсоюзы VII. Экономико-географический очерк Экономико-географические районы. VIII. Вооружённые силы IX. Медико-географическая характеристика X. Просвещение XI. Наука и научные учреждения Философская и общественная мысль. XII. Печать, радиовещание, телевидение XIV. Архитектура и изобразительное искусство XV. Музыка XVI. Театр XVII. Кино |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|