Индонезия Философская и общественная мысль.Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Философская и общественная мысль. С началом формирования классового общества на территории Индонезия со 2 в. стала развиваться и религиозно-философская мысль. К этому времени оформились системы культов, в основе которых лежали анимизм и поклонение предкам. Одновременно шло восприятие индуистских (шиваизм, вишнуизм), в основном на Яве, и буддистских (махаяна), в основном на Суматре, концепций. В раннефеодальных государствах 6—10 вв. формируются специфические культы, в которых индуизм и буддизм были существенно переработаны. С 10 в. началось ещё более интенсивное переосмысливание культурного наследия Индии. В 12—14 вв. система религиозно-философских взглядов переживает кризис, связанный с потребностью в более общедоступной религии. На Яве создаются своеобразные синкретические культы (Шивы — Будды и др.), светское (государственное) и религиозное начала сливаются в рамках культа обожествляемого монарха. В западной Индонезия с 14 в. началось интенсивное восприятие ислама, пропагандировавшегося сначала иранскими купцами, затем арабскими торговцами. В идеологии ислама в Индонезия меньшую роль играла проповедь джихада — священной войны, основным толком (масхабом) в сфере религиозной жизни стал более терпимый к местным традициям шафиизм. Ислам сравнительно быстро распространялся и сливался с местными верованиями, но неглубоко проник в народные массы, особенно в развитых индуизированных районах. В 15—16 вв. ислам охватил народы земледельческих областей, а до конца 19 в. почти все основные народы Индонезия Одновременно на Амбоне и северном Сулавеси укрепилось христианство. В условиях голландского колониального режима просветительское движение в Индонезия в целом началось лишь в конце 19 в. Появившаяся к этому времени, в основном на Яве, образованная интеллигенция обратилась к идеям европейских просветителей, социалистов-утопистов и деятелей национально-освободительного движения (Дж. Мадзини). Под влиянием идей египетского религиозного просветителя М. Абдо возникла также религиозно-философская просветительская организация Мухаммадия, связанная с политической организацией Сарекат ислам (основана в 1912). Голова Будды из Борободура. Камень. Ок. 800. Музей антропологии и этнографии АН СССР. Ленинград. По мере развития идейной борьбы в 30—40-х гг. оформилось несколько течений в общественной мысли современной Индонезия Часть деревенской верхушки и буржуазии стала придерживаться модернизированных принципов ислама, другие оставались верными консервативному индонезийскому исламу. Прогрессивная часть национальной мелкой и средней буржуазии разделяла идеи так называемого мархаэнизма (от «мархаэн» — простой человек), созданного Сукарно (см. Исторический очерк). На идеологию национально-освободительного движения оказывали всё большее влияние идеи марксизма-ленинизма, которые уже с 20-х гг. распространяла компартия Индонезия Труды К. Маркса, Ф. Энгельса, В. Индонезия Ленина неоднократно издавались в Индонезия и легли в основу широкой пропагандистской работы КПИ; был издан ряд марксистских работ по истории и социально-экономической структуре современной Индонезия Д. В. Деопик. Историческая наука. Для индонезийской средневековой историографии характерен подход к хроникам как к литературному произведению, где действительность часто не отделена от фантастики и вымысла. Известными яванскими поэтами-историками 14 в. были Прапанча создавший историческую поэму «Нагаракертагама», и Мпу Тантулар, автор поэтической хроники «Параратон». Наиболее значительная хроника мусульманского времени «Бабад танах Джави», повествующая об истории Матарамав 17—18 вв. Эта хроника первоначально составлена Сунапом Калиягой между 1641 и 1646, а затем продолжена Пангераном Ади Лангу II и Гариком Баяром. Крупным яванским историком 19 в. был Дипонегоро, написавший в изгнании на о. Сулавеси «Бабад Дипанагара», в котором, кроме личных воспоминаний о Яванском восстании 1825—30, содержится история султаната Джокьякарта. Значительного развития достигла историография на малайском языке, подвергшаяся большему, чем яванская, влиянию исторической мысли мусульманской Индии, Ирана и Аравии. Выдающимся историком 19 в., писавшим на малайском языке, был Али бин Ахмад Риауский. Б. Абдуллах. «Дипонегоро в бою». 1949. Хотя местные историографические традиции сохранялись в Индонезия почти до конца 19 в., с голландским завоеванием они пришли в упадок. В начале 20 в. среди интеллигенции оживился интерес к национальной истории. Стали появляться первые историки, получившие западное образование, из которых наиболее известным был Р. Х. Джаяадининграт. «Омовение Бодхисатвы». Рельеф на святилище Борободур. Камень. Ок. 800. Интерес в Индонезия к истории своей страны усилился с ростом национального самосознания, с подъёмом национально-освободительного движения после Великой Октябрьской социалистической революции в России. Ряд брошюр и статей индонезийских коммунистов о национально-революционном движении опубликован в 20-е гг. в эмиграции (Семаун, С. Дингли и др.). В 30-х гг. определилась характерная для зарождающейся национальной историографии и в других колониальных странах тенденция идеализации и возвеличивания доколониального прошлого (Сукарно). После провозглашения независимости (1945) она развивалась в тесной связи с официальной идеологией «Панча сила». В многочисленных трудах М. Ямина прославляются «золотой век» Маджапахита и его деятели, преувеличивается степень централизации Индонезия в средние века, идеализируется положение народа. Эта тенденция проявляется и в общих работах по истории Индонезия (Сануси Пане и др.). Большое внимание уделяется прославлению героев антиколониальной борьбы (Ямин, Хасил и др.). Эти работы в основном представляют патриотическую и националистическую интерпретацию фактов и источников, введённых в научный оборот голландскими историками. Вместе с тем началась и самостоятельная разработка источников. Значительное число работ посвящено истории Революции 1945 и последующему периоду. В трактовке событий они отражают интересы и взгляды представителей различных слоев и партий Индонезия Апология сукарнизма и Сукарно характерна для публикаций Ямина, работ Руслана Абдулгани. Украшение для кровати новобрачных. Минангкабау (Центральная Суматра). Парчовая ткань на хлопчатобумажной основе с шитьём золотой нитью. 1900-е гг. Музей антропологии и этнографии АН СССР, Ленинград. Наиболее серьёзные работы, издававшиеся после 1965 (Сламет Мульоно, Сукмоно), — труды по древней и средневековой истории страны. Работы, посвященные современности, характеризуются явно пропагандистскими тенденциями. Их авторы (Нугрохо Нотосусанто и др.) стремятся опорочить КПИ, оправдать разгром демократических сил и установление диктатуры военных.
Лит.: Коробков А. Ф., Буржуазная общественно-политическая и философская мысль Индонезии. М., 1972; Hall D. G. E., Historians of South East Asia, 3 изд., L. [а.о.], 1968: An introduction to Indonesian historiography, ed. by Soedjatmoko and Mohammud Ali, G. J. Resink and G. Mc. T. Kahin, Ithaka 1965. В. А. Тюрин, А. А. Губер.
Индонезия (Indonesia), Республика Индонезия (Republik Indonesia). Флаг государственный. Индонезия. Государственный герб Индонезии.
Сцена из представления ваянг-топенг. I. Общие сведенияII. Государственный строй III. Природа IV. Население V. Исторический очерк VI. Политические партии, профсоюзы VII. Экономико-географический очерк Экономико-географические районы. VIII. Вооружённые силы IX. Медико-географическая характеристика X. Просвещение XI. Наука и научные учреждения Философская и общественная мысль. XII. Печать, радиовещание, телевидение XIV. Архитектура и изобразительное искусство XV. Музыка XVI. Театр XVII. Кино |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|