Индонезия V. Исторический очеркБольшая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
V. Исторический очерк Период первобытнообщинного строя (до 2 в. н. э.). Территория Индонезия — один из центров формирования человека современного типа (питекантроп, явантроп, затем вадьякский человек). Обнаружены памятники нижнего палеолита (патжитанская индустрия). В период верхнего палеолита и мезолита на большей части Индонезия существовал южный вариант континентальной бакшоно-хоабиньской культуры. Культурно-хозяйственный комплекс неолита уже отличался от континентальных культур. По-видимому, около 5 в. до н. э. в Индонезия проникла из Индокитая культура Донгшон эпохи бронзы; переход к бронзе в основных районах произошёл во 2 в. до н. э. — 2 в. н. э. В развитых прибрежных районах во 2 в. н. э. начался переход к железному веку. Основными занятиями населения были земледелие (особенно в долинах крупных рек), рыболовство, в меньшей степени охота. Основной формой социальной организации были роды и племена. Период возникновения классового общества и ранних государственных образований (2 — середина 7 вв.). Во 2—5 вв. с развитием производительных сил (применение железных орудий, совершенствование ирригации, развитие ремёсел и др.) на территории Индонезия происходило формирование первых классовых обществ. В прибрежных районах возникли государственные образования: на Яве — государства Тарума (Западная Ява), Калинга (Центральная Ява) и восточнояванское государство, название которого неизвестно; на Суматре — Малайю в центре и Шривиджайя на Ю. восточного побережья; на Калимантане — государство, где правила династия Кундунги (восточное побережье), и малоизвестное государство на западном побережье. Распространились индийские религии — индуизм (шиваизм) и буддизм. Крестьяне-общинники занимались главным образом орошаемым земледелием. Господствующий класс состоял из служилой знати и жрецов-брахманов: правители носили индийский титул «варман». Недостаток материалов не позволяет с достоверностью отнести индонезийское общество этого времени к рабовладельческой или феодальной формации. Комплекс Панатаран (Восточная Ява). 14—15 вв. Период раннего феодализма (середина 7 — 11 вв.). К 7 в. в Индонезия сложились феодальные отношения в формах, близких к индийским. Дальнейшее развитие производительных сил выразилось в расширении рисопроизводящих районов и увеличении числа городов. Индонезийские моряки и торговцы стали одной из основных групп торговых посредников на Востоке. Не позднее середины 7 в. несколько княжеств объединились в могущественную суматранскую империю Шривиджайя. Во 2-й половине 8 в. она прочно закрепилась на Малаккском полуострове. На Центральной Яве в 1-й половине 8 в. возникло государство Матарам. Чанди Каласан в районе Прамбанана. 778 — середина 9 в. План. 9—10 вв. — время расцвета империи Шривиджайя. В 1025 в борьбе с индийским государством Чолов за контроль над торговыми путями она потерпела поражение. Центр экономической и политической жизни Индонезия переместился на Яву, где к середине 11 в. государство Матарам объединило под своей властью плодородные долины и крупные торговые города Центральной и Восточной Явы и о. Бали. При Эрланге в 11 в. была сделана попытка объединить всю Яву в рамках единого государства. Борободур. Конец 8 — нач. 9 вв. Общий вид. Период развитого феодализма (11—16 вв.). История Индонезия начала этого периода связана с расцветом яванского государства Кедири (возникло в 40-х гг. 11 в., после раздела Матарама на два государства: Кедири и Джангала; около 1120 Кедири объединило почти всю территорию бывшего Матарама). По мере формирования экономического единства Индонезия, экономической и политической консолидации Явы, Мадуры и Бали влияние яванских государств распространялось на другие острова, прежде всего на Молуккские. Государство Сингасари (название Кедири с 13 в.) при Кертанагаре (правил в 1268—92) установило контроль над частью Суматры, южной частью Малаккского полуострова, западной частью Калимантана и др. районами. В конце 13 в. государство Сингасари распалось, и на Яве сложилась империя Маджапахит (1293 — около 1520). Эта империя была самым крупным средневековым общеиндонезийским государством. Объединению большей части Индонезия вокруг Явы с её развитыми феодальными отношениями способствовали не только быстрое развитие внутрииндонезийской торговли и культурных связей, но и превращение Явы в поставщика риса для большинства островов, производивших экспортные культуры. В ходе борьбы за объединение Индонезия выдвинулся талантливый политический деятель Гаджа Мада, фактически правитель Маджапахита в 1331—64. Чанди Сингасари близ Маланга. Ок. 1300. Развитие феодализма на Яве в 14 в. привело к чёткому делению земель на общинные, царского дома, храмовые, пожалованные и частные (у крупных феодалов). Оформилась группа крупных землевладельцев, занимавших высокие посты при дворе и, как правило, связанных родственными отношениями с правящим домом; она была в более привилегированном положении по сравнению с массой служилых феодалов с их условными пожалованиями. В 14 в. в Индонезия стал проникать (из Индии и Малакки) ислам. На Северной Яве возникли самостоятельные мусульманские княжества. С середины 15 в. империя Маджапахит стала ослабевать и во 2-м десятилетии 16 в. распалась на ряд мусульманских княжеств. К 1575 борьба между княжествами, на которые распался Маджапахит, завершилась объединением большей частью Центральной и Восточной Явы в новое государство Матарам. Независимым оставался султанат Бантам на З. Явы. Дальнейшее самостоятельное развитие индонезийского феодального общества было прервано вторжением европейцев. Выступление танцовщиков-балийцев во дворе храма. Колониальный период (16 в.—1945). В начале 16 в. португальцы захватили Малакку (1511) и ряд пунктов на Молуккских островах, установили контроль над вывозом пряностей и морскими торговыми путями. В 90-х гг. 16 в. началось проникновение в Индонезия голландцев. Слияние ряда голландсгик компаний по торговле с Востоком в 1602 в объединённую Ост-Индскую компанию (ОИК) с большим акционерным капиталом создало предпосылки для вытеснения Голландией португальцев и её укрепления в Индонезия В начале 17 в. ОИК изгнала португальцев с Молуккских островов. Голландский колонизатор Ян Питерсзон Кун основал первый голландский форт на Яве. Выросший вокруг форта на развалинах разрушенной голландцами Джакарты новый город Батавия (современная Джакарта) стал столицей голландских колониальных владений в Индонезия — Голландской Индии. Монопольное положение ОИК в Индонезия стало бесспорным после захвата у португальцев Малакки (1641). Не ставя первое время цели территориальных захватов за пределами Явы, ОИК ограничивалась навязыванием правителям и племенам других островов архипелага торговых договоров и жёстким контролем над их внешними связями. Однако на Яве ОИК расширяла свои территории владения. В период расцвета ОИК в 17 в. сложилась голландская колониальная система, характерная для периода первоначального накопления. ОИК широко применяла метод косвенного управления захваченными территориями при посредстве их прежних феодальных правителей. Установление принудительных поставок традиционных культур и внедрение новых (кофе в 18 в.) являлись источником колоссальных доходов ОИК. Борьба индонезийского народа против голландских колонизаторов переплеталась с антифеодальными выступлениями и попытками отдельных правителей Матарама и Бантама избавиться от господства ОИК. Голландцы подавили крупные народные восстания (под руководством Труноджойо в 1674—79, под руководством бывшего раба Сурапати в конце 17 — начале 18 вв., восстание китайских торговцев и ремесленников, поддержанное крестьянами, в 1740—41, и др.). В 18 в. начался упадок ОИК, отражавший ослабление Голландии. Но и в период упадка ОИК расширяла свои владения на Яве. В 1755, используя борьбу за престол в Матараме, компания присоединила новые территории Матарама. Остатки Матарама, разделённые на два княжества (Суракарта и Джокьякарта), превратились в вассалов ОИК. Однако англо-голландская война 1780—84 нанесла ОИК последний удар. С 1800 ОИК прекратила существование, её владения перешли к голландскому государству (Нидерландам). Типовой дом в городе-спутнике Джакарты — Кебайоране. В 1811 Индонезия была захвачена англичанами. Стамфорд Рафлс, назначенный губернатором Индонезия, действуя в интересах английской промышленной буржуазии, стремился создать в Индонезия условия для развития производства с.-х. сырья и превращения её в рынок сбыта английских товаров (отмена принудительных поставок, введение денежного налога, поощрение частного предпринимательства и торговли и т. д.). Господство Великобритании в Индонезия было кратковременным. По англо-голландскому соглашению 1814 она была возвращена Нидерландам. Развернувшиеся в Нидерландах споры о методах эффективной эксплуатации Индонезия шли между сторонниками монопольной практики ОИК и промышленно-торговой буржуазией, требовавшей свободы действий в колонии. Стремление голландских властей ликвидировать свободу частного предпринимательства в Индонезия, проводившаяся ими практика запрета европейцам арендовать земли в «самоуправляющихся» княжествах Центральной Явы затронули интересы индонезийских феодалов. Часть феодалов примкнула к широкому народному антиголландскому восстанию (1825—1830), возглавленному принцем Дипонегоро. Голландцам с трудом удалось подавить эту народную войну. Голландские военные экспедиции (1812—25) привели к подчинению Палембанга (Суматра), к укреплению колониальных позиций на Сулавеси. Нефтеперерабатывающий завод в Пладжу — пригороде Палембанга, на о. Суматра. С 1830 в основу колониальной эксплуатации на Яве была положена система принудительных культур, с введением которой отменялся земельный налог с крестьян, но им вменялось в обязанность разводить экспортные культуры (кофе, сахар-тростник, индиго, табак и т. д.) и сдавать все продукты правительству по крайне низким ценам. Внедрение принудительных культур осуществлялось при помощи яванских феодалов, ставших звеном колониального управления. Система государственно-крепостнической эксплуатации обрекала яванцев на непосильный труд, лишала их возможности возделывать необходимые продовольственные культуры. Бедствия населения усугублялись высокими таможенными пошлинами на импортные товары, государственной монополией на соль и т. д. Деятельность частного капитала (в том числе и голландского) в сельском хозяйстве и промышленном производстве фактически исключалась. За счёт эксплуатации яванского крестьянства Нидерланды выкачали при помощи системы принудительных культур сотни миллионов гульденов, что ускорило капиталистическое промышленное развитие метрополии. К 70-м гг. 19 в. голландцы обеспечили своё господство на о. Суматра, кроме султаната Аче. Принятые голландским правительством под давлением голландской промышленной буржуазии в 1870 так называемые Сахарный закон, Аграрный закон и др. постепенно свели на нет систему принудительных культур. Иностранный капитал устремился в развивавшееся плантационное хозяйство и горнорудную промышленность. Аграрный закон объявил государственной собственностью большую часть земель в Индонезия За крестьянскими общинами и индивидуальными хозяйствами признавалось наследственное владение обрабатываемыми ими землями. Все свободные земли можно было отдавать в наследственную аренду частным лицам любой национальности и компаниям. Плантаторы «с согласия жителей» могли арендовать и земли крестьянских общин сроком до 25 лет. Х. Нгантунг. «Пастух». Картинная галерея Управления культуры. Джокьякарта. Крестьянские хозяйства, лишённые значительной части общинных земель, обременённые налогами и поборами, были ограничены в своём развитии. Феодально-бюрократические слои, ростовщики, деревенская верхушка захватывали и скупали крестьянскую землю и обычно сдавали её в кабальную аренду. Обезземеление крестьян обеспечивало колонизаторов дешёвыми рабочими руками. В 1873 Нидерланды начали завоевание Аче. Покорение мужественного народа, выдвинувшего ряд талантливых вождей освободительной борьбы (Теуку Умар и др.), длилось свыше 30 лет. К 1904 Нидерланды установили своё господство в Аче, но партизанская борьба продолжалась до 1913. К началу 20 в. голландские экспедиции завершили подчинение остававшихся независимыми территорий во всей Индонезия Слабые в военном и экономическом отношении Нидерланды вынуждены были проводить в своей колонии политику «открытых дверей» и предоставлять капиталу других империалистических стран возможность участвовать в эксплуатации народов Индонезия Ввоз иностранного капитала, проникновение монополий и иностранных банков в Индонезия непрерывно возрастали. Наиболее крепкие позиции в стране вслед за Нидерландами захватила Великобритания. В начале 20 в. в Индонезия была основана крупнейшая англо-голландская нефтяная монополия «Ройял датч-Шелл». В условиях империалистической эксплуатации зарождение и развитие капиталистических отношений происходили в Индонезия в уродливых формах. Капиталистические отношения переплелись с докапиталистическими. Формирование национальной буржуазии шло крайне медленно даже по сравнению с другими колониальными странами. Тем не менее в Индонезия создавались предпосылки для складывания народностей Индонезия в нации, шёл процесс становления общеиндонезийского самосознания. Выразителями этого процесса выступали в Индонезия главным образом представители мелкобуржуазной интеллигенции. Подъём национально-освободительного движения на рубеже 19 и 20 вв. в др. колониальных и полуколониальных странах и пробудившая Азию Революция 1905—07 в России ускорили возникновение в Индонезия первых национальных организаций. Появились первые просветители (Картини и др.). В мае 1908 была создана первая национальная организация «Буди утомо», первоначально носившая культурно-просветительный характер. Рост национального самосознания проявился в попытках торгово-промышленной буржуазии объединиться для защиты своих интересов. Возникший в 1911 на Яве Союз исламских торговцев быстро превратился в массовую организацию Сарекат ислам (Союз ислама), которая постепенно стала отражать общенациональные демократические интересы народа. Созданная в 1912 индоевропейцами (метисами) и передовыми индонезийскими интеллигентами Индийская партия во главе с Д. Деккером выступила с общеиндонезийских позиций и первая поставила вопрос о независимости страны. Рабочий класс в Индонезия складывался быстрее, чем развивалась национальная буржуазия. Он формировался главным образом на иностранных предприятиях, и рост его классового самосознания был неотделим от борьбы с империализмом. В начале 20 в. в Индонезия возникли первые профсоюзы. Приток в Сарекат ислам рабочих, крестьян, ремесленников всё более придавал ему народный характер. В ст. «Пробуждение Азии». В Индонезия Ленин отмечал, что «революционно-демократическое движение охватило теперь и голландскую Индию». Носителем этого движения он считал прежде всего «...народные массы на Яве, среди которых пробудилось националистическое движение под знаменем ислама» (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 23, с. 145). 1-я мировая война 1914—18 привела к ухудшению положения трудящихся и росту антиколониального движения, что проявилось как в стихийных выступлениях крестьян, так и в деятельности национальных организаций. Революционизированию Сарекат ислама способствовали левые голландские социал-демократы — «трибунисты», создавшие в 1914 на Яве Социал-демократическое объединение (союз). Выступление труппы лудрук (все роли исполняют мужчины). Великая Октябрьская социалистическая революция оказала огромное влияние на Индонезия, прежде всего на революционные элементы Социал-демократического объединения, где росло число членов-индонезийцев. Размежевание революционных и реформистских элементов в объединении привело к выходу оппортунистов из объединения и образованию ими реформистской Социал-демократической партии. В 1918—19 стачечная борьба достигла значительного размаха. Росли профсоюзы, в 1919 был создан крупный профцентр. На базе Социал-демократического объединения возникла Коммунистическая партия Индонезии (КПИ; официально оформилась 23 мая 1920). В Сарекат исламе развернулась борьба за руководство между буржуазными и коммунистическими лидерами, отражавшая борьбу за гегемонию в национально-освободительном движении. В 1921—23 произошёл раскол Сарекат ислама. Секции Сарекат ислама, находившиеся под влиянием компартии, вскоре образовали Сарекат райат (Союз народа). Сарекат ислам, преобразованный в политическую партию, всё более терял массовую базу. Начало 20-х гг. характеризовалось новым подъёмом стачечной борьбы. В 1923 в Индонезия состоялась подготовленная коммунистами всеобщая забастовка железнодорожников. Голландскими властям удалось подавить стачку. Были введены специальные уголовные статьи против рабочего и антиимпериалистического движения. В обстановке непрекращавшихся репрессий и спада массового движения вспыхнуло в ноябре 1926 в Батавии, на Западной Яве и в некоторых центральных районах острова вооружённое восстание, которое возглавили коммунисты. Восстание на Яве было жестоко подавлено. Начавшееся уже после расправы на Яве вооружённое восстание на Западной Суматре (январь 1927) было также быстро подавлено. КПИ подверглась разгрому, связанные с ней профсоюзы и организации запрещены. В период между 1-й и 2-й мировыми войнами эксплуатация иностранным капиталом Индонезия росла и охватывала всё новые районы. Усилилось проникновение капитала из США и Японии. Расширялись англо-голландские и возникли американские и японские нефтеразработки. Росла добыча олова (к началу 2-й мировой войны 1939—45 Индонезия давала свыше 1/5 добычи в капиталистическом мире). Иностранный капитал продолжал захват земель и организацию новых плантаций для производства колониального сырья (каучук, копра) и продовольственных культур (сахарный тростник, кофе, чай и др.). Рост всесторонней империалистической эксплуатации приводил к дальнейшему ухудшению положения основных масс населения. В 1927 возникла Национальная партия во главе с Сукарно. Выдвинутая партией задача достижения независимости и улучшения положения народа, попытки опереться на трудящихся обеспечили быстрый рост её влияния в массах. В 1929 власти арестовали Сукарно и ряд его сторонников. Национальная партия была в 1930 ликвидирована, но в 1931 возродилась под названием Партия Индонезии (Партиндо), став наиболее популярной партией. Мировой экономический кризис 1929—33 тяжело отразился на Индонезия Резкое сокращение производства экспортных продуктов, искусственное ограничение вывоза каучука, олова и т. д., закрытие большой части сахарных заводов Явы вызвали рост безработицы, разорение крестьянства, особенно связанного с производством экспортных культур. В годы кризиса вновь поднялось рабочее движение, произошли крестьянские выступления. Восстание на броненосце «Де зевен провинсен» в 1933, подавленное вооружённой силой, впервые объединило в борьбе голландских и индонезийских моряков. Программа Партиндо в 1932—33 приобрела большую социальную направленность (требования: «земля тем, кто её обрабатывает», защита интересов рабочих и т. д.). В 1933 в своей брошюре «За свободную Индонезию» Сукарно (освобожден из тюрьмы в 1931) заложил основы будущих «Панча сила» («Пять принципов») и теории «мархаэнизма» (от «мархазн» — простой человек). Идеология «мархаэнизма» представляла собой народническое восприятие социализма, неразрывно связанное с борьбой за независимость Индонезия В 1937 революционные представители национальной и мелкой буржуазии и коммунисты создали массовую патриотическую организацию Движение индонезийского народа (Геракан ракьят Индонесия; Гериндо). По её инициативе совместно с другими политическими партиями и организациями был образован Индонезийский политический союз (Габунган политик Индонесия, ГАПИ). В обстановке роста фашистской угрозы в Европе и Азии и угрозы японского вторжения в Индонезия ГАПИ, отстаивая национальные интересы и требуя самоуправления и демократии, готов был сотрудничать с Нидерландами в борьбе против фашизма и в обороне Индонезия от японской агрессии, но голландские империалисты не желали идти ни на малейшие уступки национальному движению. В марте 1942 голландские власти капитулировали перед японскими вооружёнными силами, оккупировавшими Индонезия Распустив все партии, японские оккупационные власти, стремясь создать себе в Индонезия определённую политическую опору, создали единую организацию Пусат тенага ракьят (ПУТЕРА; Концентрация народных сил) и Пембела танах аир (ПЕТА; Добровольческая армия защитников отечества), в которой индонезийцы были допущены к командным должностям. Неограниченный произвол японской военщины, вывоз продовольствия, неприкрытый грабёж жителей, введение трудовых повинностей, ликвидация ненужных Японии в условиях войны отраслей сельского хозяйства вызвали рост антияпонского движения. Уже в 1942 вспыхнуло восстание крестьян в Тапанули (Суматра), в дальнейшем сопротивление нарастало (восстания 1944 в Индрамаю, Тасикмалае, восстание батальона армии ПЕТА в Блитаре в 1945 и др.). Возникали тайные организации Сопротивления. Несмотря на малочисленность воссозданной в подполье КПИ, коммунисты были в первых рядах Движения Сопротивления. Работа патриотов в частях ПЕТА не раз приводила к их выступлениям против оккупантов. Вступление частей национальной индонезийской армии в Джакарту 22 дек. 1949. Успехи Советской Армии в борьбе с германским фашизмом, предвещавшие скорый крах гитлеровской Германии, а также наступление союзников на Тихом океане вынуждали Японию идти на некоторые политические манёвры в Индонезия (расширение участия индонезийцев в административном аппарате, создание в марте 1945 Комитета по изучению вопроса о независимости). Патриоты использовали сложившуюся обстановку для легальных выступлений с требованием немедленного предоставления Индонезия независимости. На первом пленуме Комитета по изучению вопроса о независимости в июне 1945 Сукарно выступил с большой программной речью, впоследствии получившей название «Рождение Панча сила». Требование немедленной независимости сочеталось с изложением «пяти принципов» организации будущего независимого государства: создание единого национального государства на всей территории Индонезия («принцип национализма»); мирные и дружественные отношения со всеми народами («принцип интернационализма»); демократическое решение вопросов государства представителями народа («принцип демократизма»); обеспечение материального благосостояния парода («принцип социального благосостояния»); веротерпимая религиозность («принцип религиозности»). Эти принципы стали платформой объединения всех патриотических сил Индонезия Японские власти вынуждены были создать Комитет по подготовке независимости во главе с Сукарно. Через два дня после вступления Советского Союза в войну с Японией японское главное командование в Юго-Восточной Азии заявило, что 24 августа 1945 Индонезия будет «дарована» независимость. Однако разгром советскими войсками Квантунской армии и принятие 14 августа Японией условий капитуляции дали возможность представителям индонезийских патриотических сил уже 17 августа провозгласить от имени народа независимость страны. Чанди Пунтадева на плато Диенг. 7—8 вв. Индонезия после провозглашения независимости. Провозглашение независимости встретило всенародную поддержку. 18 августа Комитет по подготовке независимости избрал президентом Сукарно и вице-президентом М. Хатта. Была принята конституция. Однако уже в сентябре 1945 возникла угроза военной интервенции империалистов. В Джакарте (Батавии) высадились англо-индийские войска, формально предназначавшиеся для разоружения японских сил, но на деле всемерно содействовавшие восстановлению голландской колониальной администрации и высадке голландских вооруженных отрядов. В ноябре 1945 английская агрессия в Сурабае вызвала героический отпор населения. В январе 1946 правительство республики вынуждено было переехать из Джакарты во временную столицу Джокьякарту. Борьба за независимость объединила основные социальные силы. Вместе с тем внутри этого единого фронта действовали различные классы и группы, стремившиеся обеспечить себе руководящую роль в республике. В ноябре 1945 образовалась основанная на принципах ислама партия Машуми, объединившая ряд мусульманских партий (Нахдатул Улама и др.) и организаций Индонезия В её руководстве постепенно усиливались элементы, связанные с правым крылом буржуазии и помещиками. Значительное влияние завоевала Национальная партия (воссоздана в январе 1946). Руководство в ней принадлежало представителям национальной буржуазии и мелкобуржуазных слоев. Правый социалист Сутан Шарир в ноябре 1945 основал Народную социалистическую партию; в конце 1945 он стал премьером. Карьоно. «Сурабайская битва». Ноябрь 1945 (из коллекции Сукарно). КПИ к моменту провозглашения республики была малочисленна. Под руководством КПИ действовали созданные в 1945 Социалистическая партия Индонезия, возглавлявшаяся А. Шарифуддином, Рабочая партия Индонезия во главе с Сетиаджитом, молодёжные и др. организации. В декабре 1945 Социалистическая партия Индонезия объединилась с Народной социалистической партией в Социалистическую партию. Нидерланды не отказались от стремления восстановить своё господство в Индонезия Но, не чувствуя себя ещё готовыми к колониальной войне и вынужденные считаться с мировым демократическим общественным мнением (СССР первым в январе 1946 выступил в ООН против действий колонизаторов в Индонезия), пошли на переговоры. В ноябре 1946 было парафировано, а в марте 1947 подписано соглашение (Лингаджатское соглашение), по которому Нидерланды признали де-факто республику в пределах Явы, Мадуры и Суматры. Оккупированные районы этих островов подлежали возвращению республике. Республика вместе с созданными на других островах под империалистическим контролем автономными «государствами» должна была образовать федеративное государство Соединённые Штаты Индонезии (СШИ), входящее в Нидерландско-Индонезийский Союз. Плетёная раскрашенная ширма-циновка с аппликацией. Остров Хальмахера (Молуккские острова). Конец 19 в. Музей антропологии и этнографии АН СССР, Ленинград. Дальнейшие уступки Шарира Нидерландам встретили осуждение ряда партий как правых, так и левых; кабинет Шарира вынужден был уйти в отставку (июнь 1947). К власти пришло правительство во главе с Шарифуддином (в состав правительства входило пять коммунистов). В июле 1947 Нидерланды начали открытую войну против Республики Индонезия Справедливая борьба индонезийского народа получала растущую поддержку демократических сил мира. В ООН социалистические страны отстаивали радикальные решения, направленные на прекращение колониальной войны и признание независимости Индонезия Колониальные державы, срывая принятие этих решений, добились создания в ООН «Комиссии добрых услуг» по Индонезия Под нажимом этой комиссии (из представителей Австралии, Бельгии и США), в которой решающую роль играли США, 17 января 1948 правительство Шарифуддина вынуждено было подписать крайне тяжёлое Ренвильское соглашение. Реакционная партия Машуми и правые социалисты демагогически обвиняли Шарифуддина в «уступчивости» и добились падения его кабинета. К власти пришёл кабинет вице-президента Хатта, где преобладали правые силы. Антидемократический курс правительства Хатта вызвал недовольство трудящихся. В феврале 1948 Социалистическая партия раскололась на две социалистические партии: правосоциалистическую во главе с Шариром и революционную во главе с Шарифуддином. В августе 1948 конференция КПИ приняла программную резолюцию «Новый путь для Республики Индонезии» и постановление, согласно которому КПИ, Социалистическая партия, возглавляемая Шарифуддином, и Рабочая партия объединились в одну партию. Резолюция была не свободна от некоторых сектантских ошибок, что облегчило реакции осуществление провокаций и борьбу с коммунистами. В сентябре 1948 правые силы спровоцировали в районе Мадиуна вооружённые столкновения, в ходе которых погибли многие руководящие деятели КПИ (Муссо, Шарифуддин, Маруто, Дарусман, Сетиаджит, Харьоно и др.). Нидерланды воспользовались трудностями и ослаблением республики после Мадиунских событий для новых агрессивных акций. В декабре 1948 временная столица и важнейшие центры республики были захвачены, президент Сукарно и большая часть членов правительства арестованы и вывезены с Явы. Но это вызвало усиление сопротивления индонезийского народа, развернувшего партизанскую войну, возмущение демократической общественности во всех странах, активность прогрессивных сил в ООН. Нидерланды вынуждены были вернуть правительство в Джокьякарту и согласиться на созыв конференции «Круглого стола» в Гааге (август — ноябрь 1949) с представителями Республики Индонезия и делегацией государственных образований, созданных под империалистическим контролем на части территории Индонезия В соответствии с решением конференции Индонезия становилась федеративным государством — Республикой Соединённых Штатов Индонезии (СШИ), в которую вошли Республика Индонезия и 15 марионеточных государственных образований. Нидерланды вынуждены были объявить о передаче суверенитета независимому государству СШИндонезия Однако они добились включения в соглашения, принятые на конференции, ряда кабальных условий, ущемлявших суверенитет СШИ в области внешней политики и экономических связей, обороны и т. д. Вопрос о Западном Ириане, на воссоединение которого с Индонезия Нидерланды не желали согласиться, остался открытым. Одна из улиц в г. Балиге (Северная Суматра). Расчёты империалистов на увековечение кабальных соглашений конференции «Круглого стола» не оправдались. Стремление индонезийского народа к созданию единого независимого государства привело к добровольному слиянию штатов с республикой. В августе 1950 СШИ превратились в унитарную Республику Индонезия Была принята временная конституция. Первые кабинеты унитарной республики, в которых преобладало влияние Машуми и правых социалистов, в значительной мере ориентировались на империалистические державы. Установление дипломатических отношений с признавшими республику социалистическими странами задерживалось. Однако проимпериалистическая политика реакционных кабинетов вызывала всё больший отпор национальных демократических сил. Трудящиеся решительно выступили против иностранных монополий, стремившихся восстановить и расширить свои позиции в Индонезия Борьба плантационных рабочих и крестьян против возвращения земли иностранным плантаторам охватила в 1950 на Яве и Суматре свыше 700 тыс. чел. Антирабочие законы 1951 правительства Сукимана (1951—52) не смогли ликвидировать растущего рабочего движения. Не только трудящиеся выступали против проимпериалистической ориентации реакционных кабинетов, но и значительная часть буржуазии убеждалась в невозможности экономического развития и укрепления независимости в условиях сохранения господства иностранных монополий и кабальных политических и экономических соглашений, принятых на конференции «Круглого стола». В 1952 из состава Машуми вышла мусульманская партия Нахдатул Улама, отражавшая интересы национальной буржуазии. Реакционные руководители Машуми саботировали прогрессивные мероприятия правительства Вилопо (1952—53), тайно связывались с бандитскими отрядами Даруль-ислама, группами вооружённых мусульманских экстремистов, которые с помощью террора и насилия стремились превратить Индонезия в теократическое мусульманское государство. Такая позиция Машуми привела к падению влияния этой партии. В июле 1953 было сформировано правительство во главе с левым националистом Али Састроамиджойо, впервые в нём не участвовали машумисты и правые социалисты. Внешняя и внутренняя политика кабинета Састроамиджойо (1953—55) отражала тенденцию к объединению национальных демократических сил в борьбе с реакционными партиями. Правительство расширило непосредственные политические и экономические связи с различными странами (обмен посольствами с СССР в 1954, соглашение о кредитах и поставках с Францией и Италией, отказ от ранее проводившейся политики эмбарго в отношении социалистических стран, заключение первого торгового соглашения с КНР в 1953, и др.). Был приостановлен возврат иностранцам плантаций, занятых крестьянами. Делались попытки ограничить деятельность иностранного капитала (повышение налогов на прибыли, ограничение права перевода прибылей за границу). К 1954 70% электростанций перешло в руки государства. Собравшийся после Бандунгской конференции 1955 Всеиндонезийский народный конгресс создал национальный фронт борьбы за Западный Ириан. Всё более заметную роль играла КПИ, особенно после её 5-го съезда (март 1954; на съезде было представлено 165 тыс. коммунистов). Реакции не удалось сорвать выборы в парламент в 1955. Около 70% голосов было подано за демократические партии. В марте 1956 открылся новый парламент; был образован 2-й кабинет Али Састроамиджойо (1956—57). Поддержка КПИ и связанных с ней массовых организаций обеспечила Састроамиджойо возможность проведения ряда прогрессивных мероприятий, несмотря на сопротивление реакции и её представителей в правительстве. В мае 1956 вошёл в силу закон об одностороннем расторжении соглашений, принятых на конференции «Круглого стола». Индонезия прекратила выплату Нидерландам колониального долга. Расширялись связи с социалистическими странами. В 1956 Сукарно посетил СССР и другие социалистические страны, был заключён ряд соглашений, в том числе первое Генеральное соглашение об экономическом и техническом сотрудничестве с СССР, а также торговое соглашение между Индонезия и СССР. Ткань, батик. Яванцы. Нач. 20 в. Музей антропологии и этнографии АН СССР, Ленинград. Реакционные партии, особенно Машуми и правые социалисты, сочетали подрывную деятельность в правительстве с тайной поддержкой контрреволюционных заговоров и мятежей. После неудачной попытки полковника Лубиса совершить государственный переворот (ноябрь 1956) на Яве ряд военачальников на Суматре и Сулавеси поднял мятежи. Не выступая открыто в их поддержку, Машуми вышла из правительства, уведя за собой ряд мелких партий. В разгар правительственного и парламентского кризиса Сукарно в феврале 1957 официально выдвинул концепцию «направляемой демократии», в противовес буржуазной парламентской системе западного образца, неспособной, по заявлению Сукарно, обеспечить выполнение в Индонезия задач, поставленных Революцией 1945, и создать справедливое общество. В «направляемой демократии» Сукарно видел средство обуздания правых партий, укрепления своей личной власти и осуществления идей мелкобуржуазного социализма. Президент предложил создать Национальный совет, в котором были бы представлены все слои — «функциональные группы» Индонезия, и правительство «готонг ройонг» (взаимного сотрудничества) из всех партий, пропорционально их представительству в парламенте. Национальные и демократические силы и КПИ поддержали концепцию, усматривая в ней прежде всего средство борьбы с реакцией и укрепления национальной независимости и экономики страны. КПИ рассчитывала, что, поддерживая Сукарно, она будет способствовать «подталкиванию» развития Индонезия по пути к социализму и сумеет мирно прийти к власти. В то же время буржуазные партии и часть армии во главе с Насутионом видели в «направляемой демократии» средство предотвратить рост влияния КПИндонезия Противодействие реакционных партий сделало невозможным создание кабинета «готонг ройонг» с участием коммунистов. Сукарно в апреле 1957 сформировал «внепарламентский деловой кабинет» во главе с Джуанда, без Машуми и КПИндонезия В ноябре 1957 была выдвинута задача создания «направляемой экономики» с преобладающей ролью государственного сектора. Крах надежд реакции на захват власти в Джакарте и ограничение власти президента привели к открытому переходу видных деятелей Машуми на сторону мятежников. Несмотря на поддержку, оказывавшуюся мятежникам империалистами, в течение нескольких лет сепаратистские мятежи были в основном ликвидированы. С середины 1957 правительство Джуанды резко активизировало борьбу за возвращение Западного Ириана. В декабре 1957 профсоюзы в рамках борьбы за освобождение Западного Ириана начали захват голландских предприятий. Правительство санкционировало взятие под государственный контроль голландских предприятий, управление которыми перешло к военной администрации. Опираясь на поддержку демократических сил, и в первую очередь на КПИ, Сукарно декретом от 5 июля 1959 объявил о восстановлении конституции 1945. Новый кабинет возглавил сам президент (главный министр — Джуанда). Национальный совет был преобразован в Высший консультативный совет. 17 августа 1959 Сукарно в программной речи призывал к борьбе за идеалы Революции 1945. Под названием «Политический манифест» («Манипол») эта речь была принята Высшим консультативным советом как официальная государственная программа. «Манипол» включал пять основных принципов («конституция 1945», «индонезийский социализм», «направляемая демократия», «направляемая экономика», «индонезийская самобытность»). Проходивший в сентябре 1959 6-й съезд КПИ также одобрил «Манипол». Основываясь на конституции 1945, Сукарно распустил 5 марта 1960 выборный парламент. Его заменил новый, назначенный президентом парламент «готонг ройонг». Наряду с тремя основными партиями (Национальная партия, Нахдатул Улама и КПИ) в нём были представлены рабочие, крестьянские и др. массовые организации и вооружённые силы. Реакция тормозила проведение правительственных мероприятий. В марте 1960 представители партий Машуми, Социалистической и ряда других правых организаций образовали так называемую Демократическую лигу, которая выступила против мероприятий президента, заявляя, что установление «направляемой демократии» благоприятствует усилению влияния коммунистов. 15 августа 1960 президент образовал Временный народный консультативный конгресс. 17 августа 1960 декретом Сукарно были распущены партии Машуми и Социалистическая. Был подготовлен устав Национального фронта на основе принципа «Насаком» (сотрудничество националистических, религиозных и коммунистических организаций). Все мероприятия правительства проводились под знаком «Манипол», «Насаком» и возвращения Западного Ириана. К весне 1961 был завершен процесс национализации голландских предприятий. Ещё в августе 1960 дипломатические отношения с Нидерландами были разорваны. Угроза освободить Западный Ириан силой сопровождалась военной подготовкой и широкой пропагандой. Укрепление вооружённых сил Индонезия при помощи СССР и подготовка Индонезия к военным действиям заставила Нидерланды пойти на уступки. В 1962 было достигнуто соглашение с Нидерландами о постепенном переходе Западного Ириана под управление республики (перешёл в 1963; в соответствии с голландско-индонезийским соглашением вопрос о переходе Западного Ириана в Индонезия был окончательно решен в августе 1969 в результате проведённого Индонезия референдума). Борьба за Западный Ириан отвечала национальным чаяниям индонезийского народа, но использовалась правящими кругами и для отвлечения внимания народных масс от тяжёлого экономического положения. После возвращения Западного Ириана в тех же целях использовалась начавшаяся в 1963 борьба против создания Малайзии. Техническая и организационная неподготовленность к использованию национализированных голландских предприятий приводила к резкому снижению их доходности. Росли коррупция, валютные махинации, взяточничество. Возникал слой своеобразных бюрократов-капиталистов, включавший в себя многих руководителей Национальной и других партий. Ближайшее окружение президента было втянуто в процесс коррупции. Осуществление многих прогрессивных мероприятий тормозилось (аграрная реформа 1960, реализация 8-летнего плана развития 1961—69 и др.). Сукарно был заинтересован в поддержке его КПИ и связанных с ней организаций, в удержании равновесия внутри Национального фронта. Президент стремился использовать этот фронт для сохранения и укрепления своей верховной власти в Индонезия КПИ, со своей стороны, учитывая соотношение сил в стране, видела в укреплении авторитета Сукарно условие сохранения национально-демократического курса и расширения своего влияния. Однако безоговорочная поддержка компартией всех основных направлений правительственной политики затрудняла её работу по защите интересов трудящихся, руководству борьбой народных масс за улучшение своего тяжёлого положения. Сукарно, стремясь получать помощь социалистических стран, с одной стороны, и проводя курс на использование противоречий между империалистическими державами в расчёте на сближение с некоторыми из них — с другой, в то же время всё больше в политическом плане склонялся к односторонней ориентации на Китай. Недопущение Советского Союза как «неазиатской страны» к участию в афро-азиатской конференции журналистов в 1963 в Джакарте, попытки Индонезия и некоторых других стран воспрепятствовать участию Советского Союза в предполагавшейся 2-й афро-азиатской конференции в Алжире отражали усилившийся пропекинский курс. В связи с избранием Малайзии в Совет Безопасности ООН Сукарно объявил в январе 1965 о выходе Индонезия из ООН (Индонезия вновь вошла в ООН в 1966). Одновременно среди лидеров КПИ под влиянием руководства компартии Китая распространялись левооппортунистические авантюристические идеи. Демонстрацией якобы имевшего место прочного сотрудничества между президентом и КПИ должно было явиться общенациональное празднование в мае 1965 по указанию Сукарно и при его участии 45-летия КПИ, призванное показать нерушимость «Насакома». Однако в стране нарастала глубокая поляризация сил в условиях всё ухудшавшегося экономического положения, разочарования масс в «направляемой демократии», активизации реакции и оппозиции верхушки армии. Военное руководство консолидировало свои силы против КПИ и Сукарно, готовя захват власти. Руководство КПИ опасалось использования реакцией армии для расправы с революционно-демократическими организациями, но не готовило партию и массы к отпору. Влияние КПИ в армии было невелико. В этой обстановке в сентябре 1965 командиром батальона охраны президента Сукарно подполковником Унтунгом был организован контрзаговор левых армейских офицеров («Движение 30 сентября»), направленный на устранение ряда высших должностных лиц сухопутных сил. Узкая группа из состава руководства КПИ решила поддержать действия Унтунга, не поставив в известность о своём решении ЦК партии. «Движение 30 сентября» вылилось в дворцовый путч, оно не получило поддержки народных масс и потерпело поражение. Хозяевами положения стали военные, возглавляемые командующим силами стратегического резерва генералом Сухарто. Реакция, разжигая мусульманский фанатизм, используя правые молодёжные организации, обвиняя коммунистов в организации заговора, бросила все силы на уничтожение КПИндонезия Сотни тысяч не подготовленных к отпору коммунистов и прогрессивных деятелей других демократических организаций были зверски убиты. При запоздалых попытках отпора в некоторых районах Явы, не получивших достаточной массовой поддержки, погибло большинство руководителей КПИ (Айдит, Ньото и др.). Формально оставив первое время Сукарно на посту президента, военное командование во главе с Сухарто взяло в свои руки всю полноту власти, подготовляя устранение Сукарно. Президентским декретом Сукарно в марте 1966 функции главы исполнительной власти были переданы Сухарто. В марте 1967 Временный народный консультативный конгресс лишил Сукарно президентского мандата и назначил Сухарто исполняющим обязанности президента Индонезия В апреле 1968 Сухарто был назначен президентом Индонезия В марте 1966 Сухарто издал от имени президента указ об официальном запрещении КПИндонезия Сессия Временного народного консультативного конгресса (июнь 1966) утвердила этот указ и приняла постановление о запрещении в Индонезия любой деятельности по распространению марксистско-ленинских идей. Влияние всех сохранившихся в стране партий и общественных организаций было заметно ограничено. Это, в частности, проявилось в результатах состоявшихся в 1971 выборов в законодательные органы страны, когда подавляющее большинство голосов получили кандидаты «функциональных групп» (армейской и др., созданных по профессиональному признаку в противовес партиям), связанные с режимом. В области внешней политики правительство Сухарто декларировало, что её основой является проведение «активной и независимой» политики неприсоединения. В таких вопросах, как борьба за мир и ослабление международной напряжённости, разоружение и запрещение ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения, разрешение ближневосточного кризиса, борьба против апартеида и расизма, Индонезия заняла те же позиции, что и большинство неприсоединившихся стран. Вместе с тем в позиции Индонезия по ряду других вопросов стала превалировать тенденция отхода от курса неприсоединения. Индонезия постепенно начала расширять сотрудничество со странами — членами империалистических военных блоков, отказалась от поддержки национально-освободительных движений в Азии и Африке, не выступала против колониалистской политики империалистических держав. Курс правительства, направленный на развитие экономики страны с помощью иностранного капитала, привёл к усилению зависимости внешней политики Индонезия от США и других империалистических держав и ослаблению связей с социалистическими странами. Д. В. Деопик (до 16 в.), А. А. Губер (с 16 в.).
Лит.: Маркс К., Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 36, с. 96—97; Ленин. В Индонезия, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 23, с. 145—46; т. 27, с. 259—61, 272—73, 367—68, 406—07, 412—13; т. 30, с. 45—57; Губер А. А., К вопросу об особенностях формирования классов и партий колониальной Индонезии, «Уч. зап. АОН», 1958, в. 33; Мовчанюк П. М., Яванская народная война 1825—1830 гг., М., 1969; Тюрин В. А., Ачехская война. (Из истории национально-освободительного движения в Индонезии), М., 1970; Беленький А. Б., Национальное пробуждение Индонезии, М., 1965; Заказникова Е. П., Рабочий класс и национально-освободительное движение в Индонезии, М., 1971; Демин Л. М., Японская оккупация Индонезии, М., 1963; Цыганов В. А., Национально-революционные партии Индонезии. (1927—1942), М., 1969; Национально-освободительное движение в Индонезии (1942—1965), М., 1970; Жаров В, А., Индонезия на пути упрочения независимости (1949—1956), М., 1964; Симония Н. А., Буржуазия и формирование нации в Индонезии, М., 1964; Проблемы современной Индонезии, М., 1968; Архипов В. Я., Экономика и экономическая политика Индонезии (1945—1968), М., 1971; Другов А. Ю. и Резников А. Б., Индонезия в период направляемой демократии, М., 1969; Алешин Ю., Советско-индонезийские отношения в 1945—1962 гг., М., 1963; Фаризов Индонезия О., Советско-индонезийское экономическое сотрудничество, М., 1964; Холл Д., История Юго-Восточной Азии, пер. с англ., М., 1958; Robertson J. В. and Spruyt J., A history of Indonesia, N. Y., 1967; Pané Sanusi, Sadjarah Indonesia, dj. 1—2, Djakarta, 1955—56; Stapel F. W., Geschiedenis van Nederlandsch Indie, dj. 1—5, Amst., 1938—40; Coedes G., The Indianized states of South-East Asia, Canberra, 1968; Ferrand G. L., L’Empire sumatranais de Çrivijaya, P., 1922; Sumarto, Tanah airku, dj. 1 — Zaman Hindu dan Islam, Djakarta — Amst., 1952; Wolters O. W., Early Indonesian commerce. A study of the origins of the Srivijaya, lthaca (N. Y.), 1967; Jamin М., Sedjarah peperangan Dipanegara pahlawan Kemerdekaan Indonesia, Djakarta, 1950; его же, Tatanegara Madjapahit, dj. 1—3, Djakarta, 1962; его же, Gadjah Mada pahlawan persatuan Nusantara, Tjet Ke-6, Djakarta, 1960; Ali R. М., Perdjuangan feodal, Tjet ke-2, Bandung dan Djakarta, 1963; Moertono S., State and statecraft in old Java. A study of the later Mataram period, 16th to 19th century, Ithaca (N. Y.), 1968; Sagimun М. D., Pahlawan Dipanegara berdjuang, Jogjakarta, 1960. Колониальные захваты Нидерландов в Индонезии в конце 16 — начале 20 вв. и освободительная борьба народов Индонезии. Индонезия Ю. Перская.
Индонезия (Indonesia), Республика Индонезия (Republik Indonesia). Флаг государственный. Индонезия. Государственный герб Индонезии.
Сцена из представления ваянг-топенг. I. Общие сведенияII. Государственный строй III. Природа IV. Население V. Исторический очерк VI. Политические партии, профсоюзы VII. Экономико-географический очерк Экономико-географические районы. VIII. Вооружённые силы IX. Медико-географическая характеристика X. Просвещение XI. Наука и научные учреждения Философская и общественная мысль. XII. Печать, радиовещание, телевидение XIV. Архитектура и изобразительное искусство XV. Музыка XVI. Театр XVII. Кино |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|