Португалия XV. МузыкаБольшая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
XV. Музыка Народная португальская музыка, как и испанская, с которой она имеет общие истоки, обладает древними традициями, отличается богатством и разнообразием. В её ладовом строе наряду с мажороминором сохраняются средневековые лады. Для метроритмические структуры характерно преобладание симметричных периодов; в районах, граничащих с Испанией, встречаются переменные и смешанные метры. Песенные и песенно-танцевальные жанры развиты больше, чем инструментальные. Наиболее древние песни — трудовые, календарные (рождественские — вильянсикуш, новогодние — жанейраш, весенние — майяш), а также связанные с церковными праздниками (ромариаш). Самая распространённая песенная форма — фаду (сольная лирическая песня под аккомпанемент гитары), популярный танец — вира. Основные песенно-танцевальные жанры: шула, мальян, маррафа, канинья-верде, эшталадинью, фаррапейра. Народные музыкальные инструменты: струнные щипковые — гитара, виола, кавакинью; духовые — гайта (продольная флейта), волынка; ударные — забумба (большой цилиндрический барабан), тамборил (барабан меньшего размера), пандейру и адуфи (круглый и квадратный бубны). Сельским танцам аккомпанируют небольшие инструментальные ансамбли, в которые входят гитары, скрипки и тамборилы, а иногда гайта и треугольник. Профессиональная музыка также имеет древние традиции. 12—13 вв. — эпоха искусства трубадуров; к выдающимся представителям этого искусства принадлежали короли Альфонс III и Диниш I. В 15—16 вв. большого развития достигает вокальная и инструментальная полифония. Крупнейшие полифонисты: Д. ди Гоиш, М. Кардозу, М. Р. Коэлью (автор сборника «Цветы музыки», 1620), Ф. Корреа ди Араужу (сборник сочинений для органа, 1626), М. Перейра. С 1733 в Лисабоне выступили итальянские оперные труппы. Оперное искусство Италии оказало сильнейшее влияние на музыку Португалия, сохранявшееся до 20 в. Выдающиеся композиторы 18 в.: К. Сейшаш (соч. для органа и клавесина), Ф. А. д'Алмейда (автор первой в Португалия оперы «Терпение Сократа», 1733), Ж. ди Соза Карвалью (оперы и инструментальные сочинения). Самый известный оперный композитор — М. Португал, написавший свыше 50 опер, преимущественно в жанре оперы работали также композиторы 19 — начала 20 вв. А. Кейл, А. Машаду, Ж. Аррою. Наиболее значительные композиторы 1-й половины 20 в.: Ж. Виана да Мота (известен и как пианист, дирижёр, музыковед), О. да Силва, Л. ди Фрейташ Бранку, Р. Коэлью, К. Карнейру, Ф. Лопиш Граса (также прогрессивный общественный деятель, музыкальный публицист). Среди исполнителей выделяется пианист С. Кошта. Центр музыкальной жизни — Лисабон, где имеются оперный театр «Сан-Карлуш» (основан в 1793), Национальная консерватория (основана в 1835), музыкальная академия, 2 симфонических оркестра, хоровая капелла «Полифония», несколько музыкальных обществ. Крупными музыкальными центрами являются также Порту и Коимбра. Храм Дианы в Эворе. 2—3 вв. н. э. Португалия Ахундов.
XVI. Драматический театр К 12 в. относятся первые сведения о представлениях импровизационного характера, разыгрывавшихся жонглёрами, о появлении литургической драмы. В конце 15 в. становление культуры эпохи Возрождения способствовало развитию театра и драматургии. Родоначальник национального театра — драматург, актёр и композитор Ж. Висенте. В конце 16 в. в Лисабоне появились публичные театры. Однако преследования инквизиции, церковная цензура привели театральное искусство во 2-й половине 16—17 вв. к упадку. Подъём национального театра связан с утверждением в 20—30-х гг. 19 в. романтического направления, с постановкой пьес Ж. Б. Алмейды-Гаррета. По его инициативе в Лисабоне была организована Консерватория драматического искусства, создан Национальный театр королевы Марии II (в 1846), ставший одним из центров сценической культуры Португалия Среди известных актёров 19 в. — Ф. да Силва, Э. даж Невиш, братья Ж. и А. Роза, Э. Бразан, А. Абраншис, Ф. Таборда. В 1-й четверти 20 в. театр находился под влиянием различных модернистских течений. После 2-й мировой войны 1939—45 произведения с общественно значимой проблематикой ставятся главным образом на сценах небольших экспериментальных театров (часто не имеющих собственного помещения). Лишь немногие деятели обращаются к мировой и национальной классике, пьесам крупнейших иностранных авторов. Центр театральной жизни — Лисабон, где работают Национальный театр королевы Марии II, Национальный народный театр, Художественный театр Лисабона и др. Имеются также труппы в Порту и Коимбре. Большое развитие получила деятельность университетских, как правило, полупрофессиональных трупп. В репертуаре пьесы современных драматургов Л. С. Монтейру, Б. Сантарену, Л. Ф. Ребелу, К. Феррейры, А. Редола, Р. Корреи и др. В числе известных актёров 1-й половины 20 в. — Р. Монтейру, А. Рей-Коласу, Л. Симоинш, Португалия Баштуш, М. Матуш, А. да Кунья, Э. Брага, Р. Паулу. К. Круш Амаранти. Церковь Бон Жезуш да Монти в Браге. 1773—1827. Лит.: Rebello L. F., Historia do teatro português, Lisboa, 1968. В. Б. Оводов.
Португалия (Portugal), Португальская Республика (República Portuguêsa). Государственный герб Португалии. Флаг государственный. Португалия. I. Общие сведенияII. Государственный строй III. Природа IV. Население V. Исторический очерк VIII. Вооружённые силы IX. Медико-географическая характеристика X. Просвещение XI. Наука и научные учреждения XII. Печать, радиовещание, телевидение XIII. Литература XIV. Архитектура и изобразительное искусство XV. Музыка XVII. Кино |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|