Португалия XIV. Архитектура и изобразительное искусство

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
ПА ПЕ ПЁ ПИ ПЛ ПН ПО ПП ПР ПС ПТ ПУ ПФ ПХ ПЧ ПШ ПЫ ПЬ ПЭ ПЮ ПЯ
ПОА
ПОБ
ПОВ
ПОГ
ПОД
ПОЕ
ПОЖ
ПОЗ
ПОИ
ПОЙ
ПОК
ПОЛ
ПОМ
ПОН
ПОО
ПОП
ПОР
ПОС
ПОТ
ПОУ
ПОХ
ПОЦ
ПОЧ
ПОШ
ПОЭ
ПОЯ

XIV. Архитектура и изобразительное искусство

От эпохи палеолита сохранились наскальные росписи (в Сантьягу-ду-Эшкорал), близкие первобытному искусству Кантабрин (Испания) и Аквитании (Франция), от эпохи неолита — дольмены, керамика, антропоморфные фигурки из пластинок шифера.

  В 1-й половине 1-го тыс. до н. э. племена лузитан возводили на холмах укрепленные поселения («ситанья») с круглыми в плане домами из блоков песчаника (этот тип жилища сохранился к С. от р. Дору). Многочисленные завоеватели обогащали местные традиции каменного зодчества: от римлян дошли руины т. н. храма Дианы в Эворе (2—3 вв. до н. э.) и др. зданий, от вестготов — трёхнефные базилики 7 в. Арабская строительная культура оставила след главным образом в народном жилище юга страны (глинобитные постройки, объединяющие жилые и хозяйственные помещения под одной плоской крышей). Бывшие поселения лузитан к 12 в. вырастают в города с иррегулярной планировкой.

Фонарь над средокрестием собора в Эворе (начат в 1186). Португалия.

Фонарь над средокрестием собора в Эворе (начат в 1186).

  Романское зодчество, распространявшееся в Португалия вслед за продвижением Реконкисты с С. к Ю. [огромные городские соборы, по композиции аналогичные постройкам Клюни (в Браге, Визсу, Эворе, Лисабоне), многочисленные монастыри и приходские церкви], было проникнуто духом крепостной архитектуры и совершенно лишено тенденций к декоративной пышности, рано проявившихся в архитектуре Испании. Романский внешний облик сохраняется в монастырских храмах 12—14 вв., готических по плану и пространственной композиции интерьера. Поздняя готика стала конструктивной основой для национального декоративного стиля «мануэлино» (достигшего апогея при короле Мануэле I; 1495—1521), своей сочной пластичностью резко отличающегося от современного ему испанского платереско и сочетающего причудливо-натуралистические детали (изображения корабельных канатов, раковин, кораллов и т.д.) с готическими, мавританскими и даже индивидуальными мотивами [перестройка и строительство монастырей: Санта-Мария да Витория в Батальс (1490—1522, архитекторы Боитак и Матсуш Фернандиш Старший), Жеронимуш в Лисабоне (1502—20) и др.]. Развитие «мануэлино», отразившего эпоху Великих географических открытий и превращения Португалия в колониальную империю, было прервано распространением ренессансных форм, вошедших в моду при дворе с 1520-х гг. (архитекторы Диогу ди Торралва и др.). В период испанского господства (1581—1640) зодчество приходит в упадок.

Афонсу Домингиш. Церковь монастыря Баталья. 1388—1402. Португалия.

Афонсу Домингиш. Церковь монастыря Баталья. 1388—1402.

  Скульптурный декор романских храмов Португалия по технике исполнения напоминает резьбу по дереву. На 13—15 вв. приходится расцвет готической пластики (крупнейший центр — Коимбра). Беспокойной живописью и напряжённой динамикой отмечены ренессансные произведения, создаваемые преимущественно выходцами из Франции (Никола Шантерен, Филипс Ударте и др.). В португальской живописи 15—16 вв., проникнутой сильнейшим влиянием ранненидерландского искусства, выделяются «алтарь св. Винцента», отличающийся острой индивидуализацией характеристик [2-я половина 15 в., Нуну Гонсалвиш (?), см. илл.], архаичные, но насыщенные суровой одухотворённостью произведения мастеров школы Визеу (Вашку Фернандиш, Гашпар Ваш), более светские по духу композиции лисабонской школы (Грегориу Лониш, Жоржи Афонсу), придворные портреты, близкие творчеству А. Мора (Криштован ди Мораиш и др.). Яркой самобытностью отличается декоративно-прикладное искусство 16—17 вв., где скрещиваются европейские и восточные традиции [мебель, ковры, ткани, керамика лузитано-восточного и индо-португальского стилей, азулежу (майоликовые плитки)].

Лисабон. Церковь Сан-Висенти ди Фора. 16—17 вв. Архитекторы Ф. Терци и др. Португалия.

Лисабон. Церковь Сан-Висенти ди Фора. 16—17 вв. Архитекторы Ф. Терци и др.

  В конце 17—18 вв. возобновляется градостроительство, развиваются регулярные планировочные системы (застройка Лисабона после землетрясения 1755). Эклектическому творчеству Ф. Лудовиси противостоит национальный вариант барокко на С. страны (архитекторы Ж. Антуниш, Н. Назони), где постройкам были присущи компактность и рациональность композиции, относительная сдержанность декора (во 2-й половине 18 в. обретающего рокайльный характер). В отделке зданий применяются азулежу, нередко покрывающие фасады сплошным ковром. В зодчестве Португалия 19 в. преобладает классицизм. Идеи современной архитектуры получают развитие в основном после 2-й мировой войны 1939—45, когда симметрические планировочные схемы сменяются асимметричными, применяются новейшие строительные конструкции и смелые пространственные решения (архитекторы Ф. К. ду Амарал, А. Ж. Песоа и др.). В 1950-е гг. проведена реконструкция ряда районов Лисабона и Порту, построены типовые жилые дома с лоджиями и солнцезащитными устройствами, в плане иногда полукруглые и извилистые, следующие изгибу улицы.

Дворец-монастырь Мафра близ Лисабона. 1717—35. Арх. Ф. Лудовиси. Португалия.

Дворец-монастырь Мафра близ Лисабона. 1717—35. Арх. Ф. Лудовиси.

Н. Назони. Церковь Сан-Педру душ Клеригуш в Порту. 1732—48. Португалия.

Н. Назони. Церковь Сан-Педру душ Клеригуш в Порту. 1732—48.

  В изобразительном искусстве 17—18 вв. барочные тенденции проявляются в монументальной деревянной и каменной скульптуре, а также в терракотовых алтарных статуэтках — «презепиу» (Ж. Машаду ди Каштру, А. Феррейра). В живописи 18 — начала 19 вв. традиции позднего итал. барокко (Ф. Виейра Лузитану) сменяются классицизмом академического толка (Ф. Виейра Портуэнси). С буржуазной революцией 1820 связано творчество Д. А. Сикейры, крупнейшего представителя португальского романтизма. Во 2-й половине 19 — начале 20 вв. в искусстве преобладает реалистическое направление (скульптура А. Соариж душ Рейша, пейзажи и жанровые композиции А. К. да Силва Порту и Ж. М. да Силва Оливейры, станковая и монументально-декоративная живопись К. Бордалу Пиньейру). С парижской школой связана живопись кубиста А. Созы Кардозу и представительницы абстракционизма М. Э. Виейры ди Силва. В 1947 сложилось течение неореалистов (Ж. Помар и др.), обратившихся к темам из национальной истории и народной жизни. После свержения фашистского режима ряд мастеров стремится внести своим творчеством активный вклад в процесс прогрессивно-демократических преобразований (живописец-монументалист Р. Рибейру, график М. Жил).

М. Э. Виейра да Силва. «Египет». 1948. Частное собрание. Париж. Португалия.

М. Э. Виейра да Силва. «Египет». 1948. Частное собрание. Париж.

Д. А. Сикейра. Портрет Г. Ф. Ди Кейроша. Пастель. 1823. Частное собрание. Лисабон. Португалия.

Д. А. Сикейра. Портрет Г. Ф. Ди Кейроша. Пастель. 1823. Частное собрание. Лисабон.

  Среди традиционных видов народного творчества: изготовление майоликовой утвари, кружевоплетение, ткачество, резьба по дереву («презепиу», мебель, ярма).

  Лит.: Всеобщая история искусств. т. 2 (кн. 1), т. 3, М., 1960—62; Всеобщая история архитектуры, т. 4, Л. — М., 1966, т. 5, М., 1967, т; 7, М., 1969; Pamplona F. de, Dicionário de pintores e escultores Portugueses, ou que trabalharam em Portugal, v. 1—4, Lisboa,1954-59; Kubler G., Soria M., Art and architecture in Spain and Portugal and their American dominions 1500 to 1800, [Harmondsworth — a. o.], 1959; Gonçalves A. M., Historiografia da arte em Portugal, Coimbra, 1960; Smith R. C., The art of Portugal, 1500—1800, L., 1968.

 

Португалия (Portugal), Португальская Республика (República Portuguêsa).

Государственный герб Португалии. Португалия.

Государственный герб Португалии.

Флаг государственный. Португалия. Португалия.

Флаг государственный. Португалия.

I. Общие сведения
II. Государственный строй
III. Природа
IV. Население
V. Исторический очерк
VIII. Вооружённые силы
IX. Медико-географическая характеристика
X. Просвещение
XI. Наука и научные учреждения
XII. Печать, радиовещание, телевидение
XIII. Литература
XIV. Архитектура и изобразительное искусство
XV. Музыка
XVII. Кино
Так же Вы можете узнать о...


Фаворит (итал. favorito, от лат. favor – благосклонность), 1) лицо, пользующееся особой благосклонностью правителя, влиятельного лица, получающее от них различные привилегии и оказывающее влияние на взгляды и поведение своих покровителей.
Фринозомы, род ящериц; то же, что жабовидные ящерицы.
Хюбнер Карл Вильгельм Хюбнер, Гюбнер (Hubner) Карл Вильгельм (17.6.
Чуваши (самоназвание — чаваш), нация в СССР.
Эден Нильс Эден (Eden) Нильс (25.8.1871, Питео, — 16.6.
Юнион (Union), город на северо-востоке США, в штат Нью-Джерси, к З.
Акватипия (от лат. aqua — вода и греч. týpos — отпечаток), применяемый в гравюре вид высокой печати с использованием водяной (обезжиренной) краски; предложен И.
Анты (историч.) Анты (греч. Ántai), название восточнославянских племён в 4—7 вв.
Бай Лана восстание 1912-14 Бай Лана восстание 1912—14, крестьянское восстание в Китае.
Бессемеровский процесс, бессемерование чугуна, один из видов передела жидкого чугуна в сталь без затраты топлива (см.
Бронте (Bronte), сестры Шарлотта, Эмили и Анна, английские писательницы.
Венето, область в Италии; см. Венеция.
Вольфрам (лат. Wolframium), W, химический элемент VI группы периодической системы Менделеева, порядковый номер 74, атомная масса 183,85; тугоплавкий тяжёлый металл светло-серого цвета.
Гексахлорбутадиен, химическое соединение, применяемое для борьбы с филлоксерой виноградной лозы; см.
Гонзаго Пьетро ди Готтардо Гонзаго, Гонзага (Gonzago, Gonzaga) Пьетро ди Готтардо [25.
Дарте Огюстен Александр Дарте (Darthe) Огюстен Александр (1.10.1765, Сен-Поль, — 27.
Дифференциация заработной платы при социализме, установление неодинаковых уровней заработной платы для различных категорий работников в отдельных отраслях народного хозяйства и районах страны.
Жерлянки, уки (Bombina), род бесхвостых земноводных семейства круглоязычных.
Иванов Константин Васильевич [15(27).5.1890, деревня Слакбаш, ныне Белебеевского района Башкирской АССР, — 13(26).