Португалия XIII. Литература

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
ПА ПЕ ПЁ ПИ ПЛ ПН ПО ПП ПР ПС ПТ ПУ ПФ ПХ ПЧ ПШ ПЫ ПЬ ПЭ ПЮ ПЯ
ПОА
ПОБ
ПОВ
ПОГ
ПОД
ПОЕ
ПОЖ
ПОЗ
ПОИ
ПОЙ
ПОК
ПОЛ
ПОМ
ПОН
ПОО
ПОП
ПОР
ПОС
ПОТ
ПОУ
ПОХ
ПОЦ
ПОЧ
ПОШ
ПОЭ
ПОЯ

XIII. Литература

  Наиболее ранние образцы литературы Португалия — сохранившаяся в отрывке героическая поэма А. Жиралдиша (14 в.) о победе испано-португальских войск над арабами в битве при Саладу в 1340 и произведениях народной лирики, т. н. коссанты, романсы и др. Рыцарская лирика Португалия, испытавшая влияние провансальской литературы, сохраняла связь с традициями народной поэзии, особенно в таких жанрах, как «песни о милом», «издёвочные и хулительные песни» и примитивные музыкальной драмы «вильянсикуш». Многочисленные образцы рыцарской лирики 13—15 вв. содержатся в сборниках кансьонеро, в которых представлены стихи короля Диниша I (1261—1325), рыцаря Ж. Гарсиа ди Гальяди (13 в.), каноника А. Нуниша и др. В это же время клерикальная литература переходит с латыни на народный язык; появляются своеобразные версии бытовавших в европейской литературе житий святых и религиозных легенд, а также переработки французских рыцарских романов, особенно «бретонского цикла». С начала 15 в. создаются исторические хроники Ф. Лопиша (1380?—1460?), Г. Эаниша ди Азурары (1410?—1474) и др., в которых достоверные факты сочетались с легендами и преданиями.

  С конца 15 в. в условиях подъёма экономики и зарождения буржуазных отношений, укрепления политического могущества Португалия возникла литература Возрождения. Один из её зачинателей Ж. Висенте (около 1470 — около 1536), основоположник португальского театра, в своих пьесах критиковал общественные пороки и церковь. Для большинства писателей Возрождения характерна ориентация на итальянские ренессансные образцы: к пасторали обратился Б. Рибейру (около 1482—1552), к петраркистской традиции — поэт Ф. Са ди Миранда (1481—1558), писавший и бытовые комедии. А. Феррейра (1528—69) создал несколько «комедий характеров» и трагедию «Иниж ди Каштру» (1558). К учёно-классицистической комедии принадлежат и пьесы Л. ди Камоэнса (1524 или 1525—1580), крупнейшего представителя Возрождения в Португалия, автора лирических стихов, в которых искреннее чувство любви сочетается с ощущением дисгармонии мира. В поэме «Лузиады» (1572) рассказано о плавании Васко да Гамы, однако основным героем является португальский народ, чьё мужество и героизм прославляются в поэме, ставшей национальной эпопеей.

Церковь Сан-Педру в Ферейре, близ Алижо. Конец 12 в. Португалия.

Церковь Сан-Педру в Ферейре, близ Алижо. Конец 12 в.

  В середине 16 в. в обстановке экономического и политического кризиса ренессансная литература Португалия приходит в упадок. В поэзии распространилось влияние Л. де Гонгоры-и-Арготе; заметное место занимают мистические настроения. В 17—18 вв. гуманистическим традициям Возрождения следовали лишь поэт Ф. Р. Лобу (начало 17 в.), драматурги С. Машаду (1570?—1640?), Ж. Феррейра ди Вашконселуш (1515?—85), A. Серран ди Каштру (1610—85; сатирическая поэма «Крысы инквизиции», опубликована 1883) и А. Ж. Силва (1705—39).

  С середины 18 в. в литературу Португалия проникают идеи Просвещения. Они нашли выражение в произведениях членов литературных кружков Лисабонская Аркадия (1756—64), Новая Аркадия (с 1790) и др.: драмы А. Коррея Гарсана (1724—72), классицистические трагедии М. ди Фигейреду (1725—1801), Д. душ Рейш Кита (1728—70) и др. Революционно-патриотическими идеями проникнуты стихи Ф. М. ду Насимонту (1734—1819); сатирическими стихами прославились Н. Толентину (1741—1811), М. М. ду Бокажи (1766—1805) и А. Д. Круш-э-Силва (1731—99), автор просветительской ироикомической поэмы «Кропило» (около 1768, опубликована 1802).

  Уже в творчестве некоторых поэтов конца 18 в. (М. М. ду Бокажи и др.) обнаруживаются черты, предвещающие романтизм. Одним из его источников был подъём национального самосознания в условиях борьбы против вторжения наполеоновских войск (1807) и последовавших за этим национально-освободительной войны 1808—13 и буржуазно-демократической революции 1820. Расцвет романтизма относится к 30-м гг. 19 в. Его основоположник Ж. Б. Алмейда-Гаррет (1799—1854), автор патриотических поэм «Камоэнс» (1825), «Дона Бранка» (1826), исторических драм «Ауту Жила Висенте» (1838). А. Эркулану (1810—77) в исторических романах «Пресвитер Эурику» (1844), «Систерский монах» (1848) дал панораму социально-политической жизни Португалия на протяжении нескольких веков. В русле романтизма, господствовавшего до конца 60-х гг., писали лирики А. Ф. ди Каштилью (1800—75), поэт и автор социально-обличительных пьес Ф. Гомиш ди Аморин (1827—91), романист и драматург К. Каштелу Бранку (1825—90) и др.

Лисабон. Башня-маяк Торри ди Белен. 1515—20. Архитектор Ф. ди Арруда. Португалия.

Лисабон. Башня-маяк Торри ди Белен. 1515—20. Архитектор Ф. ди Арруда.

  В середине 19 в. в литературе Португалия усилился интерес к современной теме. Однако описание обыденной жизни в драмах Ж. да Силвы Мендиша Леала (1818—86), стихах Ж. ди Деуша (1830—1907) и др. ещё сочеталось с романтическим мироощущением. Против сторонников романтизма, за реалистический метод выступили писатели «коимбрской школы», манифестом которых стало письмо «Здравый смысл и хороший вкус» (1865) А. ди Кентала (1842—91), прогрессивного общественного деятеля, автора гражданских и социальных стихов (сборник «Современные оды», 1865, 2 дополненное издание 1875). К «коимбрской школе» принадлежали автор реалистических романов из провинциальной жизни Ж. Диниш (1839—71), поэт С. Верди (1855—86). Крупнейшим её представителем был Ж. М. Эса ди Кейруш (1843—1900), создавший социально-критичесие романы «Преступление падре Амару» (1875), «Знатный род Рамиреш» (1897) и др. В творчестве романистов Ф. Тейшейры ди Кейруша (1848—1919), А. Ботелью (1856—1917) и др. появились черты натурализма. Реалистическая драматургия представлена пьесами Ж. да Камары (1852—1908), А. М. ди Герры Жункейру (1850—1923), А. Эниша (1848—1901) и др.

Дома на углу улицы Рома в Лисабоне. 1950-е гг. Португалия.

Дома на углу улицы Рома в Лисабоне. 1950-е гг.

  В 20 в. в литературе Португалия появились декадентские умонастроения. Уже в творчестве А. Нобри (1867—1900) обнаружились черты символизма; его главой был поэт Э. ди Каштру (1869—1944). Дань декадансу в начале творческого пути отдали и крупнейшие лирики 20 в. Ф. Песоа (1888—1935) и М. ди Са-Карнейру (1890—1915). Разочарование в итогах буржуазной революции 1910 и установление фашистской диктатуры в 1926 усилили пессимистические настроения среди буржуазной интеллигенции Португалия, стали питательной почвой для модернистских и левых течений. Крайний пессимизм характерен для поэзии Г. ди Фариа (1907—29), Ж. ди Бружиша (1899—1952), А. ди Соуза (р. 1898), драматургии Ж. ди Алмейды. Негрейруша (р. 1893), Б. да Фонсеки (р. 1905) и др.

  Рост демократического движения в стране оказал влияние на передовых писателей и усилил их тягу к социальной теме, реалистическому изображению жизни. Правдивую картину действительности нарисовали в своих романах А. Рибейру (1885—1963), Ж. М. Феррейра ди Каштру (р. 1898), романы которого «Буря» (1940), «Шерсть и снег» (1947) и др. посвящены жизни трудящихся; социальную тему развивают А. Родригиш (р. 1904), Т. Кин (р. 1915) и др.

  В 40-е гг. в борьбе против модернистов, группировавшихся вокруг журнала «Presença» (с 1927), сформировалась группа писателей-неореалистов, занимавшая до начала 60-х гг. центральное место в прогрессивной литературе Португалия и посвятившая своё творчество изображению социальных контрастов современной действительности. Черты неореализма присущи поэзии Ж. Гомиша Феррейры (р. 1900), прозе А. Редола (1911—69), автора романов «Фанга» (1943), «У лодки семь рулей» (1958), трилогии «Портвейн» (1949—54) и др., прозе С. Ж. Перейры Гомиша (1909—49), опубликовавшего повесть «Эстейруш» (1944), Ф. Наморы Гонсалвиша (р. 1919), автора социально-обличительных романов и «Рассказов из жизни врача» (1—2-я серии, 1949—63). В творчестве романистов М. да Фонсеки (р. 1911), М. ду Насименту (1912—66), А. Кабрала (р. 1917), К. ди Оливейры (р. 1921), Ж. Кардозу Пириша (р. 1925), драматурга Л. Ф. Ребелу (р. 1924) и др. нашла отражение борьба за демократические свободы и социальную справедливость. После свержения фашистского режима в 1974 передовые писатели активно включились в строительство новой, демократической Португалия

Нуну Гонсалвиш (?). «Алтарь св. Винцента». (Фрагмент.) 2-я половина 15 в. Национальный музей старинного искусства. Лисабон. Португалия.

Нуну Гонсалвиш (?). «Алтарь св. Винцента». (Фрагмент.) 2-я половина 15 в. Национальный музей старинного искусства. Лисабон.

 

  Лит.: Была тёмная ночь. Рассказы португальских писателей, [Предисловие Е. Ряузовой], М., 1962; Антология португальской и бразильской литератур (XIX—XX вв.), [Л.], 1964; Португальская поэзия XX в., пер. с португ., М., 1974: Braga Th., História da literatura portuguesa, [v. 1—24], Porto, 1867—1907; Saraiva A. J., História da literatura portuguesa, 6-a ed., Lisboa, 1961; Ferreira J., História da literatura portuguesa, 3-a ed., Porto, [1964]; Saraiva A. J., Lopes O., História da literatura portuguesa, 6-a ed., Porto, [s. a.]; Dicionario geral lusobrasileiro da lingua portuguesa, Lisboa — R. de J., 1963.

  З. И. Плавскин.

 

Португалия (Portugal), Португальская Республика (República Portuguêsa).

Государственный герб Португалии. Португалия.

Государственный герб Португалии.

Флаг государственный. Португалия. Португалия.

Флаг государственный. Португалия.

I. Общие сведения
II. Государственный строй
III. Природа
IV. Население
V. Исторический очерк
VIII. Вооружённые силы
IX. Медико-географическая характеристика
X. Просвещение
XI. Наука и научные учреждения
XII. Печать, радиовещание, телевидение
XIII. Литература
XIV. Архитектура и изобразительное искусство
XV. Музыка
XVII. Кино
Так же Вы можете узнать о...


Осло-Фьорд (Oslofjord), залив у южного берега Норвегии, северная часть залива Бохус.
Пенжинская губа, северо-восточная часть залива Шелихова в Охотском море.
Погорельский Антоний (псевдоним; настоящие имя и фамилия Алексей Алексеевич Перовский) [1787 — 9 (21).
Пржевальского хребет, горный хребет в Центральной Азии; см.
Радиохимический анализ, раздел аналитической химии, совокупность методов определения качественного состава и количественного содержания радиоактивных изотопов в продуктах ядерных превращений.
Розвадовский Ян Михал Розвадовский (Rozwadowski) Ян Михал (7.12.1867, Чарна, близ г.
«Сасунци Давид», «Давид Сасунский», героический эпос армянского народа.
Симпсона формула, формула для приближённого вычисления определённых интегралов, имеющая вид:
Сословная монархия, сословно-представительная монархия, феодальная монархия с сословным представительством, форма феодального государства, при которой власть короля или крупных территориальных князей (в Германии, Нидерландах) сочеталась с наличием сословно-представительных учреждений.
Стыд, чувство, возникающее у человека при совершении им поступков, противоречащих требованиям морали, унижающих достоинство личности.
Телетермальные месторождения, тип гидротермальных месторождений полезных ископаемых, сформированных вследствие отложения минеральной массы из горячих минерализованных водных растворов, циркулирующих неглубоко от поверхности земли и обладающих температурой от 50 до 200 °С.
Третьяк Владислав Александрович (р. 25.4.1952, селе Орудьево Московской области), советский спортсмен, хоккеист, заслуженный мастер спорта (1971), офицер Советской Армии.
Уретра (греч. urethra), концевой отдел мочевыводящих путей, обеспечивающий выход мочи из мочевого пузыря наружу; то же, что мочеиспускательный канал.
Фонд ширпотреба, целевой фонд финансовых ресурсов, образуемый на предприятиях (объединениях) СССР для стимулирования работников в использовании промышленных отходов на производство товаров народного потребления.
Хлоробактерии, то же, что зелёные бактерии.
Челноклюв (Cochlearius cochlearius), птица семейства челноклювов отряда голенастых.
Шлезингер Макс Шлезингер (Schlesinger) Макс (1904 — 4.2.1937, Лондон), венгерский биохимик, один из основоположников молекулярной биологии вирусов.
Энгельс (город в Саратовской обл.) Энгельс (в 1914—31 — Покровск), город областного подчинения, центр Энгельсского района Саратовской области РСФСР.