Художественная промышленность

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
ХА ХВ ХД ХЕ ХЁ ХИ ХЛ ХМ ХН ХО ХР ХТ ХУ ХШ ХЫ ХЬ ХЭ ХЮ ХЯ
ХУА
ХУБ
ХУГ
ХУД
ХУЖ
ХУЗ
ХУК
ХУЛ
ХУМ
ХУН
ХУП
ХУР
ХУС
ХУТ
ХУУ
ХУФ
ХУХ
ХУЦ
ХУЧ
ХУШ
ХУЭ

Художественная промышленность, изготовление индустриальными методами декоративно-прикладных художественных изделий, служащих для оформления быта и интерьера (одежда, плательные и декоративные ткани, ковры машинной выработки, мебель, художественное стекло, фарфор, фаянс, металлические, в том числе ювелирные, изделия и т.д.). Художественная промышленность является частью промышленности, выпускающей предметы широкого потребления — ткани, стеклянную, фарфоровую, металлическую посуду и т.п.; однако изделия Художественная промышленность отличаются от прочих вещей бытового ассортимента (зачастую выпускаемых на тех же предприятиях) подчёркнутой выразительностью пластических, орнаментально-колористических фактурных решений, нередко являясь подлинными произведениями декоративно-прикладного искусства. Значительную роль в Художественная промышленность играет творческая индивидуальность художника, создающего первоначальный проект вещи. Серийный или массовый выпуск изделий осуществляется здесь под контролем и при участии автора проекта коллективом художников, инженеров, технологов, рабочих-исполнителей. Основу технологического процесса составляет машинное производство (например, механическое оборудование и станки-автоматы на ковровых комбинатах, жаккардовые и печатные машины на текстильных фабриках и т.д.). В то же время на многих предприятиях Художественная промышленность наряду с механизированным (а часто и автоматизированным) исполнением большей части продукции сохраняется значительная доля ручного труда (изготовление сложных выдувных форм и алмазное гранение на стекольных заводах, роспись фарфоро-фаянсовых изделий и т.д.). Но в целом именно интенсивное применение машин отличает предприятия Художественная промышленность от предприятий народных художественных промыслов, где преобладает ручной труд.

Русская и советская художественная промышленность. В. Ф. Колосов. Сервиз «Виноград». Фарфор. 1967. Художественная промышленность.

Русская и советская художественная промышленность. В. Ф. Колосов. Сервиз «Виноград». Фарфор. 1967.

  Обособление Художественная промышленность от художественного ремесла и превращение её в особую отрасль производства связано с формированием феодальных городов, с эволюцией цехов и корпораций ремесленников (оружейников, ткачей, ювелиров и т.д.). Развитие мануфактурного способа производства в 16—17 вв. способствовало появлению новых видов декоративно-прикладных изделий, изменило сами методы их изготовления, всё более резко отделяя разработку проекта от процесса его воплощения в материале.

Русская и советская художественная промышленность. Б. А. Смирнов. Прибор для водки «Крепыш». Хрусталь. 1949. Художественная промышленность.

Русская и советская художественная промышленность. Б. А. Смирнов. Прибор для водки «Крепыш». Хрусталь. 1949.

  В Европе активнее других отраслей развивались изготовление художественных тканей (важнейшими центрами которого первоначально были города Северной и Средней Италии, Фландрии и Брабанта) и производство стеклянных и керамических изделий (Венеция, Фаэнца и др.). В 18 в. в Европе появляются фарфор (Мейсенский фарфор, Севрский фарфор) и керамика Дж. Уэджвуда. В 18 — начале 19 вв. интенсивно развивалось производство художественных изделий в России: фарфора (Императорский фарфоровый завод в Петербурге), камнерезных изделий (Петергофская гранильная фабрика, Демидовские камнерезные заводы на Урале) и др.

Русская и советская художественная промышленность. Н. Я. Данько. «Работница-агитатор». Фарфор. 1923. Художественная промышленность.

Русская и советская художественная промышленность. Н. Я. Данько. «Работница-агитатор». Фарфор. 1923.

  В странах Востока, до 19—20 вв. сохранявших средневековый уклад жизни, художественное производство долго оставалось на уровне изготовления ремесленных изделий.

Зарубежная художественная промышленность. Ваза. «Базальтовая масса». Фабрика Дж. Уэджвуда (Англия). 1775—80. Художественная промышленность.

Зарубежная художественная промышленность. Ваза. «Базальтовая масса». Фабрика Дж. Уэджвуда (Англия). 1775—80.

  С упрочением капиталистических производственных отношений индустриальные промышленные методы постепенно внедрялись в самые различные отрасли Художественная промышленность Промышленный переворот 18 — начала 19 вв. сопровождался значительной демократизацией ассортимента художественных изделий (наряду с производством дорогих шёлковых и парчовых тканей бурно развивались хлопчатобумажное производство и ситцепечатное дело). Однако качество художественных вещей резко снизилось: изделия фабричной Художественная промышленность, вытеснявшие благодаря своей дешевизне произведения художественного ремесла, в этот период повторяли в ухудшенном виде формы предметов, выполненных ручным способом, отличались эклектичностью стилевых решений.

Русская и советская художественная промышленность. Н. В. Кирсанова. Ткань «Розы». 1960. Художественная промышленность.

Русская и советская художественная промышленность. Н. В. Кирсанова. Ткань «Розы». 1960.

  Во 2-й половине 19 в. отдельные художники и теоретики, например Дж. Рескин и У. Моррис в Великобритании, рассматривая машинное производство как враждебное искусству, выдвинули утопическую идею улучшения качества художественных изделий путём возврата к ремесленной культуре средних веков. В конце 19 — начале 20 вв. на смену нигилистическому отношению к проблеме «машины и искусство» пришли тенденции к широкому вовлечению художественных сил в промышленность (деятельность художественно-промышленных союзов типа Немецкого Веркбунда и др.), которые привели к зарождению ранних форм художественного конструирования (дизайна), создавшего предпосылки для преодоления антагонизма между художественным творчеством и машинным производством.

Русская и советская художественная промышленность. Кресло из прорезной стали с позолоченной медью. 1740. Тульские заводы. Художественная промышленность.

Русская и советская художественная промышленность. Кресло из прорезной стали с позолоченной медью. 1740. Тульские заводы.

  После 1-й мировой войны 1914—18 изделия Художественная промышленность испытывали значительное воздействие функционализма (художественные предметы, создаваемые в мастерских «Баухауза» и т.д.). В советской Художественная промышленность 1920-х гг. конструктивизм (и идеи производственного искусства) связывались с утопически-иллюзорными попытками найти и выразить особый, «пролетарский» стиль художественных изделий. Партийная критика программы и практики Пролеткульта открыла в СССР дорогу культуре, социалистической по содержанию и национальной по форме, что отразилось также и в Художественная промышленность

Зарубежная художественная промышленность. Предметы из сервиза с фигурами в античных одеждах. «Костяной фарфор» завода в Дерби (Англия). Кон. 18 — нач. 19 вв. Художественная промышленность.

Зарубежная художественная промышленность. Предметы из сервиза с фигурами в античных одеждах. «Костяной фарфор» завода в Дерби (Англия). Кон. 18 — нач. 19 вв.

  К середине 20 в. технический прогресс вновь (как и в 1920-е гг.) привёл к увлечению техницизмом, к противопоставлению дизайна декоративному искусству, к отрицанию национальных декоративно-орнаментальных культур, пропаганде и внедрению в Художественная промышленность упрощённых рационализированных форм: стеллажной мебели, гладких поверхностей, резких геометрических членений; художественное стекло повторяло формы аптекарской посуды: фарфор «очищался» от декора и т.д. Однако с конца 1960-х гг. идейная содержательность, пластическое разнообразие и декоративное звучание изделий Художественная промышленность восстанавливаются в своём значении. Усиливается тенденция к имитации приёмов старинного ремесла средствами современного машинного производства (при этом стилизаторское, ретроспективистское направление постоянно сосуществует с поисками новых функциональных форм).

Русская и советская художественная промышленность. А. Н. Самохвалов. «Женщина в берете». Фарфор. 1937. Художественная промышленность.

Русская и советская художественная промышленность. А. Н. Самохвалов. «Женщина в берете». Фарфор. 1937.

  Советская Художественная промышленность — одна из важных областей социалистической художественной культуры, главной задачей которой является внедрение искусства в повседневный быт. Изделия советской Художественная промышленность отражают многие процессы, характерные для советского и мирового декоративно-прикладного искусства. В современной советской Х. п. ведутся интенсивные поиски новых форм бытовых предметов массового назначения (наряду с этим значительное внимание уделяется и выпуску уникальных изделий, предназначенных преимущественно для оформления общественных интерьеров). Богатые эстетические возможности, заложенные в природе материала и особенностях технологического процесса, раскрываются в различных видах керамики, художественного стекла, металлических, текстильных изделиях и т.д. Среди важнейших предприятий современной советской Художественная промышленность — фарфоровый завод им. М. В. Ломоносова в Ленинграде, Дулёвский фарфоровый завод, Дмитровский фарфоровый завод, Конаковский фаянсовый завод, Гусевской хрустальный завод, Дятьковский хрустальный завод, Ленинградский завод художественного стекла, Люберецкий ковровый комбинат и др. Успешно развивается и современная Художественная промышленность др. социалистических стран, сочетающая богатейшие национальные традиции с задачами современного, функционально обоснованного художественно-прикладного творчества.

Русская и советская художественная промышленность. М. С. Назаревская. Ситцевая ткань «Красная Армия на уборке хлопка». 1933. Художественная промышленность.

Русская и советская художественная промышленность. М. С. Назаревская. Ситцевая ткань «Красная Армия на уборке хлопка». 1933.

 

Зарубежная художественная промышленность. Графины. Стекло (Италия). 1956—59 Художественная промышленность.

Зарубежная художественная промышленность. Графины. Стекло (Италия). 1956—59

  Лит.: Русское декоративное искусство, т. 3, М., 1965; Искусство и промышленность. Сб. статей, М., 1967; Макаров К. А., Советское декоративное искусство, М., 1974; Hirzel S., Kunsthandwerk und Manufaktur in Deutschlandseit 1945, В., 1953; SelIe G., Jugendstil und Kunst-Industrie, Ravensburg, [1974].

Зарубежная художественная промышленность. Кофейник. Майолика Фаэнца (Италия). 18 в. Художественная промышленность.

Зарубежная художественная промышленность. Кофейник. Майолика Фаэнца (Италия). 18 в.

  Н. И. Каплан.

Так же Вы можете узнать о...


Спиртовые лаки, 30—40%-ные растворы некоторых смол в 90—95%-ном этиловом спирте.
Столон (от лат. stolo, родительный падеж stolonis — корневой побег), у растений — боковой побег с тонкими длинными междоузлиями и недоразвитыми листьями; служит для вегетативного размножения.
Схима (от среднегреч. schТеатрально-декорационное искусство, искусство создания зрительного образа спектакля посредством декораций, костюмов, освещения, постановочной техники.
Типография «Красный пролетарий», крупное полиграфическое предприятие СССР, выпускает массовую политическую книгу.
Трентино-Альто-Адидже (Trentino-Alto Adige), область в Северной Италии, в Альпах, в верхнем течении р.
Тягун (судоходн.) Тягун, колебательные движения воды в портах, бухтах и гаванях, вызывающие циклическое перемещения стоящих у причалов судов.
Ускоренная киносъёмка ,киносъёмка с частотой, повышенной относительно обычной частоты кинопроекции (в профессиональном кинематографе 24 кадр/сек); к категории ускоренной относят съёмку с частотой до 64 кадр/сек.
Фёдоров Александр Александрович [р. 24.11(7.
Фоторезистор, полупроводниковый прибор, характеризующийся свойством изменять своё электрическое сопротивление под действием оптического излучения (см.