Графика (вид изобразит. искусства)

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
ГА ГБ ГВ ГД ГЕ ГЁ ГЖ ГЗ ГИ ГЛ ГМ ГН ГО ГП ГР ГС ГУ ГХ ГЫ ГЬ ГЭ ГЮ ГЯ
ГРА
ГРЕ
ГРЁ
ГРЖ
ГРИ
ГРО
ГРУ
ГРЫ
ГРЭ
ГРЮ
ГРЯ

Графика (греч. graphike, от grapho — пишу, черчу, рисую), вид изобразительного искусства, включающий рисунок и печатные художественные произведения (гравюру,литографию и др.), основывающиеся на искусстве рисунка, но обладающие собственными изобразительными средствами и выразительными возможностями. Термин «Графика (вид изобразит. искусства)» первоначально употреблялся лишь применительно к письму и каллиграфии. Новое значение он получил в конце 19 — начале 20 вв. в связи с бурным развитием полиграфии и распространением каллиграфически чёткого, контрастного линейного рисунка, наиболее удобного для фотомеханического воспроизведения в книге и журнале. Тогда Графика (вид изобразит. искусства) определилась как искусство, в основе которого лежит линия, или как искусство чёрного и белого. Такое понимание Графика (вид изобразит. искусства) в дальнейшем было расширено. Кроме контурной линии, Графика (вид изобразит. искусства) использует штрих и пятно, также контрастирующие с белой (реже цветной или чёрной) поверхностью бумаги — основного материала Графика (вид изобразит. искусства) Сочетанием тех же средств могут создаваться тональные нюансы. Графика (вид изобразит. искусства) не исключает и применения цвета. Наиболее общий отличительный признак Графика (вид изобразит. искусства) — особое отношение изображаемого предмета к пространству, роль которого во многом выполняет фон бумаги, «воздух белого листа», по выражению советского мастера графики В. А. Фаворского. Пространственное ощущение создают не только не занятые изображением участки листа, но часто (например, в рисунках акварелью) и проступающий под красочным слоем фон бумаги. При этом связанное с плоскостью листа графическое изображение носит и в известной мере плоскостный характер. Не обладая такой полнотой возможностей, как живопись, в создании пространственной иллюзии реального мира, Графика (вид изобразит. искусства) с большой свободой и гибкостью варьирует степень пространственности и плоскостности. Графика (вид изобразит. искусства) могут быть свойственны тщательность объёмно-пространственного построения, интерес к повествованию, обстоятельность штудирования натуры, выявления структуры предмета. Но художник-график может ограничиться и беглым впечатлением, условным обозначением предмета, как бы намёком на него, обращаясь к воображению зрителя; незаконченность и лаконизм при этом служат одним из главных средств выразительности. Ёмкость образа в Графика (вид изобразит. искусства) часто достигается экономией и концентрацией художественных средств, изобразительными графическими метафорами, что позволяет сравнивать Графика (вид изобразит. искусства) с поэзией. Поэтому в Графика (вид изобразит. искусства) наряду с завершенными композициями самостоятельную художественную ценность имеют натурные наброски, эскизы произведения живописи, скульптуры, архитектуры (рисунки Микеланджело, Л. Бернини в Италии, Рембрандта в Голландии, В. И. Баженова в России, О. Родена во Франции). Способность Графика (вид изобразит. искусства) к резкому заострению образа обусловила широкое развитие графической сатиры и гротеска (офорты Ф. Гойи в Испании, литографии О. Домье во Франции, рисунки Ж. Гроса в Германии, Кукрыниксов в СССР). Активную роль в Графика (вид изобразит. искусства) играют фактура используемых материалов, специфика графической техник и приёмов. Особое место занимают в Графика (вид изобразит. искусства) неизобразительные элементы — чисто декоративные мотивы, орнамент, текст, представляющий собой систему графических знаков. Графика (вид изобразит. искусства) обладает широчайшим диапазоном функций, видов, жанров, художественных средств, создающих в своей совокупности неограниченные возможности для изображения и образного истолкования мира, выражения чувства и мысли художника. Различны и способы общения зрителя с произведениями Графика (вид изобразит. искусства) — от массового воздействия плаката до интимного восприятия наброска, иллюстрации, миниатюрных произведений Графика (вид изобразит. искусства), требующих внимательного рассматривания вблизи. Важными особенностями Графика (вид изобразит. искусства) являются её способность быстро откликаться на актуальные события, удобство тиражирования во многих экземплярах, возможность последовательного раскрытия замысла в ряде изображений (серии гравюр англичанина У. Хогарта, бельгийца Ф. Мазереля, советских графиков И. И. Нивинского, А. И. Кравченко, В. И. Касияна, литографий А. Ф. Пахомова, рисунков Б. И. Пророкова, Е. А. Кибрика, Д. А. Шмаринова). Эти качества были широко использованы в агитационной и сатирической политической Графика (вид изобразит. искусства), бурное развитие которой падает на годы крупных исторических событий («летучие листки» Крестьянской войны 1524—26 в Германии, гравюры Великой французской революции, лубки Отечественной войны 1812, плакаты Гражданской и Великой Отечественной войн). В 20 в. Графика (вид изобразит. искусства) развивается как демократическое искусство большого социального звучания, обращенное к массовому зрителю; вместе с тем в Графика (вид изобразит. искусства) определилась тенденция индивидуалистического эстетизма, узко формальных и технических экспериментов.

Микеланджело. Этюд к картону «Битва при Кашине». Рисунок итальянским карандашом. Ок. 1504. Галерея Альбертина. Вена. Графика (вид изобразит. искусства).

Микеланджело. Этюд к картону «Битва при Кашине». Рисунок итальянским карандашом. Ок. 1504. Галерея Альбертина. Вена.

Рембрандт. «Три дерева». Офорт. 1643. Графика (вид изобразит. искусства).

Рембрандт. «Три дерева». Офорт. 1643.

Прикладная графика. Вверху: слева — эскиз почтовой марки РСФСР (1917—18) работы Н. И. Альтмана; в центре — этикетка для катушек (гравюра на дереве, 1930) работы В. А. Фаворского; справа — книжный знак издательства «Ферлаг дер кунст» (1952) работы В. Клемке (ГДР). Внизу — рекламный плакат с текстом В. В. Маяковского (1925) работы А. М. Родченко. Графика (вид изобразит. искусства).

Прикладная графика. Вверху: слева — эскиз почтовой марки РСФСР (1917—18) работы Н. И. Альтмана; в центре — этикетка для катушек (гравюра на дереве, 1930) работы В. А. Фаворского; справа — книжный знак издательства «Ферлаг дер кунст» (1952) работы В. Клемке (ГДР). Внизу — рекламный плакат с текстом В. В. Маяковского (1925) работы А. М. Родченко.

Ф. Гойя. «Сурки». Гравюра офортом и акватиной из цикла «Капричос». 1797—98. Графика (вид изобразит. искусства).

Ф. Гойя. «Сурки». Гравюра офортом и акватиной из цикла «Капричос». 1797—98.

О. Роден. Набросок с натуры карандашом и акварелью. 2-я пол. 19 в. Музей Родена. Париж. Графика (вид изобразит. искусства).

О. Роден. Набросок с натуры карандашом и акварелью. 2-я пол. 19 в. Музей Родена. Париж.

О. Домье. «Актёр, которому заплатят». Литография. 1845. Графика (вид изобразит. искусства).

О. Домье. «Актёр, которому заплатят». Литография. 1845.

  По технике Графика (вид изобразит. искусства) разделяют на рисунок и печатную Графика (вид изобразит. искусства) Наиболее древний и традиционный вид графического искусства — рисунок, истоки которого можно видеть в первобытных наскальных изображениях и в античной вазописи, где основу изображения составляют линия и силуэт. В задачах рисунка много общего с живописью, а границы между ними условны: акварель,гуашь,пастель,темпера могут использоваться для создания как графических, так и живописных по характеру и стилю произведений. Рисунок сближает с живописью и его уникальность, тогда как произведения печатной Графика (вид изобразит. искусства) — гравюры и литографии — могут распространяться во многих равноценных экземплярах. Гравюра известна с 6—7 вв. в Китае, с 14—15 вв. в Европе, литография возникла лишь к 19 в. До появления фотомеханической репродукции печатная Графика (вид изобразит. искусства) служила для воспроизведения картин и рисунков.

Л. Мендес (Мексика). «Казнь». Гравюра на линолеуме. 1949. Графика (вид изобразит. искусства).

Л. Мендес (Мексика). «Казнь». Гравюра на линолеуме. 1949.

  По назначению различаются станковая, книжная и газетно-журнальная, прикладная Графика (вид изобразит. искусства) и плакат. Станковая Графика (вид изобразит. искусства) распространена в основном с эпохи Возрождения. Она издавна обращается к традиционным жанрам изобразительного искусства — к тематической композиции (гравюры А. Дюрера в Германии, Ж. Калло во Франции, Рембрандта в Голландии, К. Кольвиц в Германии, литографии Э. Делакруа, Т. Стейнлена во Франции, рисунки И. Е. Репина, В. А. Серова в России), портрету (рисунки Ф. Клуэ, Д. Энгра во Франции, О. А. Кипренского, гравюры Н. И. Уткина в России, литографии Графика (вид изобразит. искусства) С. Верейского в СССР), пейзажу (гравюры японца Хокусая, сов. художника А. П. Остроумовой-Лебедевой, рисунки П. В. Митурича, Н. Н. Купреянова), натюрморту (рисунки М. А. Врубеля в России, А. Матисса во Франции, гравюры Д. И. Митрохина в СССР). Станковые произведения печатной Графика (вид изобразит. искусства) (эстампы) в силу тиражности и, следовательно, большей доступности, а также декоративных качеств, обусловленных работой в материале (дерево, металл, линолеум в гравюре, камень в литографии), широко используются для украшения современного интерьера. Специфическими массовыми видами являются в станковой печатной графике лубок, а в газетно-журнальной — карикатура. Одна из основных областей применения Графика (вид изобразит. искусства) — книга. С рукописной книгой древности и средних веков во многом связана история рисунка, с печатной книгой — развитие гравюры и литографии. В древнем мире появился шрифт, также относимый к Графика (вид изобразит. искусства), поскольку буква является графическим знаком. Книжная графика (У. Моррис в Англии, В. А. Фаворский, Е. Е. Лансере, В. В. Лебедев, С. М. Пожарский, С. Б. Телингатер в СССР, В. Клемке в ГДР) включает иллюстрации (выполняющие задачи истолкования литературных произведений), создание рисунка шрифта, общее конструирование и оформление книги. Сравнительно молодая область Графика (вид изобразит. искусства) — плакат, который в современных формах сложился в 19 в. как вид торговой и театральной рекламы (афиши Ж. Шере, А. Тулуз-Лотрека), а затем стал выполнять и задачи политической агитации (плакаты Д. С. Моора, В. В. Маяковского, А. А. Дейнеки в СССР, Т. Трепковского в Польше). Кроме рисунка, плакат использует и приёмы фотомонтажа, применявшиеся также в книге и журнале (работы Дж. Хартфилда в Германии, Графика (вид изобразит. искусства) Графика (вид изобразит. искусства) Клуциса в СССР). Прикладная, в том числе промышленная, Графика (вид изобразит. искусства) (Л. М. Лисицкий, А. М. Родченко в СССР) приобретает широкий круг функций, внося художественное начало в оформление предметов утилитарного характера (почтовые марки, экслибрисы, товарные знаки, этикетки и др.). Связь Графика (вид изобразит. искусства) с современной жизнью, возможности, открываемые перед ней развитием полиграфии, создают условия для возникновения всё новых видов графического искусства.

К. Кольвиц. «Пахота». Гравюра офортом и акватиной из цикла «Крестьянская война». 1906. Графика (вид изобразит. искусства).

К. Кольвиц. «Пахота». Гравюра офортом и акватиной из цикла «Крестьянская война». 1906.

Графика (вид изобразит. искусства) Графика (вид изобразит. искусства) Клуцис. «Выполним план великих работ!». Плакат. 1931. Графика (вид изобразит. искусства).

Графика (вид изобразит. искусства) Графика (вид изобразит. искусства) Клуцис. «Выполним план великих работ!». Плакат. 1931.

А. Тулуз-Лотрек. «Астрид Брюан в своем кабаре». Афиша. Литография. 1892. Графика (вид изобразит. искусства).

А. Тулуз-Лотрек. «Астрид Брюан в своем кабаре». Афиша. Литография. 1892.

В. А. Фаворский. «Октябрь 1917». Гравюра на дереве. 1928. Графика (вид изобразит. искусства).

В. А. Фаворский. «Октябрь 1917». Гравюра на дереве. 1928.

Д. С. Моор. «Помоги!». Плакат. 1921—22. Графика (вид изобразит. искусства).

Д. С. Моор. «Помоги!». Плакат. 1921—22.

Л. М. Лисицкий. Обложка издания поэмы В. В. Маяковского «Хорошо!». 1927. Графика (вид изобразит. искусства).

Л. М. Лисицкий. Обложка издания поэмы В. В. Маяковского «Хорошо!». 1927.

 

М. В. Добужинский. Обложка повести Ф. М. Достоевского «Белые ночи». 1923. Графика (вид изобразит. искусства).

М. В. Добужинский. Обложка повести Ф. М. Достоевского «Белые ночи». 1923.

  Лит.: Клингер М.., Живопись и рисунок, [пер. с нем.], СПБ. 1908: Русская графика, М., 1949—52 (серия монографий); Левитин Е. С., Современная графика капиталистических стран Европы и Америки. [Альбом], М., 1959; Фаворский В. А., О графике как основе книжного искусства, в сборнике: Искусство книги, в. 2, 1956—1957, М., 1961: Радлов Н. Э., Современная русская графика и рисунок, [статья 1913], в кн.: Избр. сочинения, М., 1964; Сидоров А. А., Графика первого десятилетия. 1917—1927, М., 1967; его же, Русская графика начала XX века, М., 1969; 50 лет советского искусства. Графика. [Альбом], М., 1969; Виппер Б. Р., Статьи об искусстве, М., 1970; Crane W., Line and form. L., 1900; Bock Е., Geschichte der graphischen Kunst von ihren Anfangen bis гиг Gegenwart, B., 1930: Чегодаев А. Д., Русская графика. 1928–1940, М., 1971.

О. А. Кипренский. Портрет Е. И. Чаплица. Рисунок итальянским карандашом. 1813. Третьяковская галерея. Москва. Графика (вид изобразит. искусства).

О. А. Кипренский. Портрет Е. И. Чаплица. Рисунок итальянским карандашом. 1813. Третьяковская галерея. Москва.

  Ю. А. Молок.

Так же Вы можете узнать о...


Деметра, в древнегреческой мифологии богиня плодородия, покровительница земледелия; дочь Кроноса и Реи, сестра Зевса.
Парад (курорт в Венгрии) Парад (Parad), бальнеологический курорт в Венгрии, в медье Хевеш, на северном склоне гор Матра, в 112 км от Будапешта.
Электрогидравлическое бурение, основано на разрушении горной породы в заполненном водой забое скважины гидравлическим ударом, создаваемым разрядом тока высокого напряжения (до 200 кв).
Кара (наказание) Кара, см. Наказание.
Ру Вильгельм Ру (Roux) Вильгельм (9.6.1850, Йена, — 15.9.
Белгород-Днестровский (до 1944 — Аккерман) город в Одесской области УССР.
Летучие рыбы (Exocoetidae), семейство рыб отряда сарганообразных.
Тартас, река в Новосибирской области РСФСР, правый приток р.
Гелио... (от греч. helios — Солнце), составная часть сложных слов, указывающая на их отношение к Солнцу, солнечной энергии (например, гелиограф, гелиотехника).
Неметаллические включения в стали и сплавах, представляют собой главным образом химические соединения металлов с кислородом, серой, азотом и др.
Хьёлен, Кьёлен (Kjolen), нагорье в северной части Скандинавских гор, в Швеции и Норвегии, между Тронхеймс-фьордом на юго-западе и плоскогорьем Финмаркен на северо-востоке.
Заповедник, участок территории (акватории), на котором сохраняется в естественном состоянии весь его природный комплекс.
Початок (соцветие) Початок (spadix), колосовидное соцветие растений с толстой, мясистой осью, на которой, часто очень тесно, расположены сидячие (без цветоножек) цветки, например у белокрыльника, аронника, аира.
Алфёров Николай Семенович [р. 13(26).9.1917, с.