Народность искусства

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
НА НГ НД НЕ НЁ НЗ НИ НК НО НР НС НУ НЧ НЫ НЬ НЭ НЮ НЯ
НАА
НАБ
НАВ
НАГ
НАД
НАЕ
НАЁ
НАЖ
НАЗ
НАИ
НАЙ
НАК
НАЛ
НАМ
НАН
НАО
НАП
НАР
НАС
НАТ
НАУ
НАФ
НАХ
НАЦ
НАЧ
НАШ
НАЯ

Народность искусства, одно из основных понятий марксистско-ленинской эстетики, означающее связь искусства с народом, обусловленность художественных явлений жизнью, борьбой, идеями, чувствами и стремлениями трудящихся, выражение в искусстве идеалов, интересов и психологии народных масс.

  В процессе исторического развития Народность искусства приобретала различные формы. Художественное творчество в первобытнообщинном строе ещё не обособилось в самостоятельную сферу деятельности и, будучи непосредственно «вплетено» в социальную практику коллектива, обслуживало всю массу общества. Эта первоначальная примитивная форма Народность искусства выступает как исходный пункт развития так называемого народного творчества — искусства, непосредственно создаваемого трудящимися в условиях классовых обществ. С развитием разделения труда и постепенным обособлением профессионального искусства как особой формы духовной культурыпроцессом, который окончательно завершается только в эпоху капитализма, формируются новые формы народности художественной культуры. В античном обществе на почве рабовладельческой демократии расцветает искусство, народность которого заключается в выражении идеалов и интересов коллектива свободных граждан классического полиса. При этом производительский класс — рабы — остаётся практически за пределами развития эстетического сознания общества. Художественная идеология средневекового феодального общества, особенно на ранних стадиях, имеет своим исходным пунктом эстетическое сознание крестьянской общины, а позднее и трудящихся города. В этом основа народности средневекового искусства.

  Новая пора наступает с эпохи Возрождения. Искусство получает возможность освободиться от патриархальной примитивности средневековья на основе широкого развития исторической самодеятельности масс. Но вместе с тем здесь назревает и новое противоречие. На исходе этой эпохи народного творчество впервые отчётливо расходится с «учёным» искусством, ориентирующимся на «образованную» верхушку общества, но концентрирующим в себе основные потенции эстетического прогресса. В результате происходит отчуждение масс от профессионального искусства, которое становится всё менее доступным народу. Отсюда нередко рождается протест против художественных завоеваний своего времени (Савонарола, Карлштадт, нидерландские «иконоборцы»). Однако на протяжении всей последующей истории народное творчество, непосредственно отражающее сознание трудящихся масс, их эстетические вкусы, составляет важнейший пласт художественной культуры, который нередко служит источником и профессионального искусства. Вместе с тем формируются направления в искусстве, которые, не будучи прямым выражением эстетического сознания трудящихся, отражают борьбу за интересы народа, преломляют в себе настроения масс; в этом проявляется Народность искусства, непосредственно или опосредованно связанного с демократическим освободительным движением. Оно выражает, хотя зачастую и противоречиво, идеалы и связанные с ними действительные интересы трудящихся, а не уровень их массового сознания. Таково искусство Г. Э. Лессинга и Ф. Гойи, Р. Бернсан П. Б. Шелли, Л. Бетховена и Г. Гейне, В. Гюго и О. Домье, Н. А. Некрасова, Л. Н. Толстого, И. Е. Репина и М. П. Мусоргского, Лу Синя и Р. Тагора.

  Народность искусства проявляется и в творчестве таких художников, которые, не будучи связанными с освободительно-демократическим движением, благодаря глубине и правдивости своего творчества сумели отразить существеннейшие стороны жизни и потребности своего народа, почувствовать величие его исторического творчества. В этом раскрывается внутреннее единство Народность искусства и реализма, что отчётливо может быть прослежено у таких великих национальных поэтов, без которых немыслимо представить себе общественное самосознание отдельных наций: у итальянцев — Данте, у англичан — У. Шекспир, у немцев — И. В. Гёте, у русских — А. С. Пушкин, у грузин — Ш. Руставели.

  Демократическое движения эпохи буржуазных революций дали возможность впервые осмыслить народный характер искусства, его связь с жизнью народа, с характером каждой нации, с борьбой, которую массы ведут за свободу. Основы теории Народность искусства возникли в эстетике Просвещения. Просветители указывали на связь «учёного» искусства с народным мышлением, с образным и метафорическим характером народного языка, с народным эпосом и мифологией (Дж. Вико, И. Г. Гердер, В. Гумбольдт и др.). Центральное место занимает идея Народность искусства в эстетике романтизма, где она органически связывается с проблемой национальности в художественном творчестве. Однако большинство представителей романтической школы (В. Ваккенродер, А. Арним и К. Брентано — в Германии, С. П. Шевырёв — в России) подчёркивали преимущественно патриархальный характер народного искусства, противопоставляли его как нечто бессознательное и естественное профессиональному искусству как искусственному и индивидуалистическому. Более глубокое понимание Народность искусства высказали писатели-реалисты А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь, Стендаль, которые видели основу Народность искусства в народной жизни, в «духе» народа, преломляющем исторический опыт данной нации.

  Наиболее глубоко в домарксистской эстетике теория Народность искусства была разработана русскими революционными демократами, особенно В. Г. Белинским и Н. А. Добролюбовым. Подвергнув критике романтически-патриархальное понимание Народность искусства славянофилами, они сумели связать идею Народность искусства не только с жизнью и интересами масс, но и с освободительной борьбой трудящихся. Революционные демократы были далеки от сентиментальной идеализации мелкобуржуазного эстетического сознания (П. Ж. Прудон). В просвещении и раскрепощении народа они видели условие освоения художественных достижений широкими массами, преодоление той ограниченности распространения профессионального искусства только в среде «образованных классов», которая заставила Л. Н. Толстого подвергнуть острой критике отрыв искусства от народа.

  Анализ и критика противоречий капиталистической цивилизации стали исходным пунктом марксистского понимания Народность искусства К. Маркс и Ф. Энгельс не только глубоко охарактеризовали народной основы ряда художественных явлений (античной художественной мифологии, средневековой народной поэзии, Шекспира), но и раскрыли причины обездоленности народных масс в сфере искусства в буржуазном обществе, показали, что путём к преодолению этих антагонизмов является социалистическая революция. Подвергнув критике вульгарное понимание связи искусства с интересами «низших классов» (критика романа Э. Сю «Парижские тайны», поэзии «истинного социализма» и т.д.), Маркс и Энгельс показали, что в основе подлинной Народность искусства лежит объективное, глубоко правдивое художественное освоение действительности. Если буржуазная социология усматривает народность только в тех художественных явлениях, которые являются эстетическим «эквивалентом» определённого состояния народа, то Маркс и Энгельс всегда подчёркивали значение реалистического искусства как орудия пробуждения и революционизирования народного сознания.

  Теория Народность искусства была поднята на высшую ступень В. И. Лениным. На основе опыта социалистической революции и начального этапа строительства социалистической культуры в СССР Ленин раскрыл диалектику превращения искусства в общенародное достояние как один из центральных моментов культурной революции. Он подчеркнул, что лишь в условиях социализма, ликвидирующего антагонистический разрыв между художественной культурой и миллионами трудящихся, совершается процесс возвращения художественных ценностей народу. Народность искусства для Ленина — решающий критерий оценки во всех вопросах, как эстетической теории, так и художественной политики.

  Буржуазная эстетика оказалась неспособной указать пути преодоления противоречий эстетического сознания, порожденных антагонизмами классового общества. Эти противоречия практически разрешаются в ходе строительства социалистической культуры, руководствующегося, в частности, мыслью Ленина о том, что «искусство принадлежит народу. Оно должно уходить своими глубочайшими корнями в самую толщу широких трудящихся масс. Оно должно быть понятно этим массам и любимо ими. Оно должно объединять чувство, мысль и волю этих масс, подымать их. Оно должно пробуждать в них художников и развивать их» (Цеткин К., Воспоминания о Ленине, М., 1959, с. 11). Это положение, определяющее политику КПСС в области литературы и искусства, воплощается в практике художественного творчества на основе метода социалистического реализма, характеризующегося последовательным осуществлением принципа Н. и.

 

  Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Об искусстве. [Сборник], т. 1—2, М., 1967; Ленин В. И.. О литературе и искусстве. [Сборник], 4 изд., М., 1969; Добролюбов Н. А., О степени участия народности в развитии русской литературы, Собр. соч., т. 1, М., 1950; Горький А. М., Советская литература. Доклад на 1-м Всесоюзном съезде советских писателей, Собр. соч., т. 27, М., 1953; Егоров А. Г., Искусство и общественная жизнь, М., 1959; Искусство и народ. [Сб. ст.], М., 1966.

  Г. А. Недошивин.

 

 

Так же Вы можете узнать о...


Ван Чун (27—104), китайский философ-материалист и атеист, автор книги «Критические рассуждения» («Лунь хэн»).
Винтовка, ружье с винтовыми нарезами в канале ствола, которые придают пуле вращательное движение, обеспечивающее устойчивый полёт, большую дальность и меткость стрельбы.
ВЦИК, см. Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет.
Геннеп Арнольд ван Геннеп (van Gennep) Арнольд ван (23.4.1873, Людвигсбург, — 7.
Гольцы (горные вершины) Гольцы, распространённое в Сибири название горных вершин, которые поднимаются выше границы леса, большей частью лишены растительности и обычно имеют уплощённую (платообразную) форму.
Гусман Мартин Луис Гусман (Guzmán) Мартин Луис (р.
Джемаль-ад-Дин аль-Афгани Мухаммед Сеид (1838 или 1839, с.
Дубильные вещества, то же, что дубящие вещества.
Зайцев Варфоломей Александрович (30.8(11.9).
Идюм, река в Хабаровском крае РСФСР и по границе его с Якутской АССР, правый приток р.
Исторических наук комитет международный (МКИН), постоянная международная организация, имеющая целью установление научных контактов между историками разных стран, подготовку и проведение Исторических конгрессов международных.