Делакруа Фердинанд Виктор Эжен

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
ДА ДВ ДД ДЕ ДЁ ДЖ ДЗ ДИ ДЛ ДМ ДН ДО ДП ДР ДУ ДХ ДЫ ДЬ ДЭ ДЮ ДЯ
ДЕА
ДЕБ
ДЕВ
ДЕГ
ДЕД
ДЕЕ
ДЕЖ
ДЕЗ
ДЕИ
ДЕЙ
ДЕК
ДЕЛ
ДЕМ
ДЕН
ДЕО
ДЕП
ДЕР
ДЕС
ДЕТ
ДЕУ
ДЕФ
ДЕХ
ДЕЦ
ДЕЧ
ДЕШ
ДЕЭ
ДЕЯ

Делакруа (Delacroix) Фердинанд Виктор Эжен (26.4.1798, Сен-Морис, близ Парижа, — 13.8.1863, Париж), французский живописец и график. Сын дипломата, получил разностороннее образование. В 1816—22 учился в мастерской классициста П. Н. Герена, где сблизился с Т. Жерико, испытав его сильное влияние; изучал в Лувре живопись старых мастеров (особенно П. П. Рубенса), увлекался современной английской живописью (Дж. Констебл), в 1825 посетил Англию. Наделённый страстным темпераментом и мощной творческой фантазией, Делакруа Фердинанд Виктор Эжен с первых шагов решительно вступил на путь романтизма и вскоре стал главой романтической школы, ярчайшим выразителем её прогрессивных, а в ряде работ и революционных тенденций. В 1822 выставил картину «Данте и Вергилий» («Ладья Данте», Лувр, Париж), полную эмоционального накала и мрачного, трагического пафоса. Картиной «Резня на Хиосе» (1823—24, Лувр) Делакруа Фердинанд Виктор Эжен откликнулся на современные события, изобразив страдания греков под турецким игом. Проникнутое драматизмом и горячим сочувствием к бедствиям греческого народа, полотно Делакруа Фердинанд Виктор Эжен прозвучало протестом против жестокости и насилия, а также и против поощрения турок французской политикой на Балканах. Гражданская позиция художника, жизненность его образов, необычная свежесть живописи (под впечатлением пейзажей Констебла Делакруа Фердинанд Виктор Эжен переписал картину в светлых тонах) вызвали яростные нападки реакционной критики. В картине «Греция на развалинах Миссолунги» (1827, Музей изящных искусств, Бордо) Делакруа Фердинанд Виктор Эжен вновь обратился к борьбе греков за национальную независимость. Холодной и условной, оторванной от жизни официальной академической живописи Делакруа Фердинанд Виктор Эжен противопоставил взволнованное и напряжённое искусство, проникнутое гуманистическим пафосом, духом активного действия и борьбы. Новизной, красноречивостью и одухотворённостью отличались и живописные приёмы Делакруа Фердинанд Виктор Эжен: динамичная композиция, экспрессивный мазок, насыщенный колорит со звучными контрастами светотени и цвета. В поисках захватывающих сюжетов, мужественных, благородных героев, глубоких и сильных страстей Делакруа Фердинанд Виктор Эжен нередко обращался к произведениям У. Шекспира, И. В. Гёте, Дж. Байрона, В. Скотта («Тассо в доме умалишённых», 1824, Художественный музей, Винтертур; «Казнь дожа Марино Фальеро», 1826, собрание Уоллес, Лондон; «Смерть Сарданапала», 1827, Лувр; «Убийство епископа Льежского», 1829, Музей изящных искусств, Лион); в литографиях на темы «Фауста» (1827—28) и «Гамлета» (1834—1843) Делакруа Фердинанд Виктор Эжен выразил тончайшие оттенки переживаний, заслужив похвалу Гёте.

Батальный жанр. Э. Делакруа. «Битва при Тайбуре». 1837. Национальный музей Версаля и Трианонов. Версаль. Делакруа Фердинанд Виктор Эжен.

Батальный жанр. Э. Делакруа. «Битва при Тайбуре». 1837. Национальный музей Версаля и Трианонов. Версаль.

  В 1830 под непосредственным впечатлением Июльской революции Делакруа Фердинанд Виктор Эжен написал большое полотно «Свобода, ведущая народ» («Свобода на баррикадах», Лувр; см. илл. к ст. Исторический жанр). Изобразив реальных участников восстания рядом с аллегорической фигурой Свободы, он создал величественный образ народной революции, где воедино слиты героическая действительность и прекрасная романтическая мечта о свободе. В 1831 Делакруа Фердинанд Виктор Эжен написал две картины на темы Великой французской революции («Буасси д'Англа в Конвенте», Музей изящных искусств, Бордо; «Мирабо и Дрё-Брезе», Новая Карлсбергская глиптотека, Копенгаген). В батальных композициях («Битва при Пуатье», 1830, Лувр; «Битва при Нанси», 1831—34, Музей изящных искусств, Нанси; «Битва при Тайбуре», 1837, Национальный музей Версаля и Трианонов), посвящённых событиям национальной истории, Делакруа Фердинанд Виктор Эжен не только ярко воссоздал обстановку сражения и облик его участников, но и передал драматическое напряжение, ожесточение битвы, где сталкиваются массы воинов.

Э. Делакруа. Автопортрет. 1829. Лувр. Париж. Делакруа Фердинанд Виктор Эжен.

Э. Делакруа. Автопортрет. 1829. Лувр. Париж.

  Совершив в 1832 путешествие в Алжир и Марокко, Делакруа Фердинанд Виктор Эжен по многочисленным зарисовкам с натуры написал ряд картин («Алжирские женщины», 1833—34, и «Еврейская свадьба в Марокко», 1839, — в Лувре; «Арабские комедианты», 1848, Музей изящных искусств, Тур; «Львиная охота в Марокко», 1854, Эрмитаж, Ленинград); эти романтически красочные образы Востока отмечены поэтичностью замысла, живым ощущением своеобразия быта, нравов и характеров. Реалистические завоевания Делакруа Фердинанд Виктор Эжен ярко выразились в его психологических портретах (автопортрет, 1829, портрет Ф. Шопена, 1838, — в Лувре), оригинальных пейзажах и натюрмортах. Многочисленным работам Делакруа Фердинанд Виктор Эжен в области монументальной живописи (росписи Бурбонского, 1833—47, и Люксембургского, 1845—47, дворцов, Старой ратуши, 1849—53, галереи Аполлона в Лувре, 1849—51, церкви Сен-Сюльпис, 1849—1861, — в Париже), так же как его многим картинам 1840—50-х гг. на исторические, религиозные и мифологические сюжеты («Правосудие Траяна», 1840, Музей изящных искусств, Руан; «Взятие крестоносцами Константинополя», 1840—41, Лувр; «Битва св. Георгия с драконом», около 1854, Музей изящных искусств, Гренобль), присущи высокие декоративные качества, особенно свободный полёт фантазии, колористическое великолепие, живописный размах, но вместе с тем и черты театральности, субъективности, подчас преувеличенной патетики.

  Творчество Делакруа Фердинанд Виктор Эжен принадлежит к вершинам мировой живописи 19 в. благодаря его героическому свободолюбивому духу, драматическому ощущению противоречий жизни, смелости мысли, чувства и воображения, страстности живописного языка. Делакруа Фердинанд Виктор Эжен придал цвету активную эмоционально-образную выразительность; в числе первых он применил принцип разложения цвета, систему дополнительных тонов, цветных теней и рефлексов, отчасти предвосхитив открытия импрессионистов. Дневник Делакруа Фердинанд Виктор Эжен (который он вёл с 1822), его статьи и многочисленные письма содержат критику буржуазной цивилизации, размышления об искусстве, характеристику творчества художников прошлого и современности.

 

  Соч.: Мысли об искусстве, о знаменитых художниках, пер. с франц., М., 1960; Дневник Делакруа, пер. с франц., т. 1—2, М., 1961.

 

  Лит.: [Кожина Е. Ф.], Эжен Делякруа. [Альбом], М., 1961; Гастев А. А., Делакруа, М., 1966; Escholier R., Delacroix, v. 1—3, P., 1926—29; Huyghe R., Delacroix, L., 1964.

  С. В. Морозова.

Так же Вы можете узнать о...


Ярач Стефан Ярач (Jaracz) Стефан (24.12.1883, Старые Жуковицы, близ г.
Андрос (Ándros), остров в Эгейском море, в архипелаге Киклад, к юго-востоку от острова Эвбея.
Бари Нина Карловна [6(19).11.1901, Москва, — 15.
Брадфорд, Брэдфорд (Bradford), город в Великобритании, в графстве Западный Райдинг в составе конурбации Западный Йоркшир, на восточных склонах Пеннин.
Визирование, совмещение визирной линии астрономического или геодезического инструмента с направлением на выбранную точку удалённого предмета или на небесное светило.
Гастев Владимир Алексеевич [р. 26.9(8.10).1891, Ефремов, ныне Тульской области], советский учёный в области строительных конструкций, сопротивления материалов и теории упругости, доктор технических наук (1939), заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1961).
Грация (от лат. gratia — миловидность, прелесть),
Диплофаза (от греч. diploos — двойной и phasis — проявление), 1) фаза развития организма, характеризующаяся двойным, или диплоидным, набором хромосом (см.
Заречный (пос. гор. типа в Рязанской обл.) Заречный, посёлок городского типа в Рязанской области РСФСР.
Исчисление, основанный на чётко сформулированных правилах формальный аппарат оперирования со знаками определённого вида, позволяющий дать исчерпывающе точное описание некоторого класса задач, а для некоторых подклассов этого класса (лишь для наиболее простых И.
Кестнер Эрих Кестнер (Kastner) Эрих (р. 23.2.1899, Дрезден), немецкий писатель (ФРГ).