Петров-Водкин Кузьма Сергеевич

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
ПА ПЕ ПЁ ПИ ПЛ ПН ПО ПП ПР ПС ПТ ПУ ПФ ПХ ПЧ ПШ ПЫ ПЬ ПЭ ПЮ ПЯ
ПЕА
ПЕБ
ПЕВ
ПЕГ
ПЕД
ПЕЕ
ПЕЖ
ПЕЗ
ПЕЙ
ПЕК
ПЕЛ
ПЕМ
ПЕН
ПЕО
ПЕП
ПЕР
ПЕС
ПЕТ
ПЕХ
ПЕЦ
ПЕЧ
ПЕШ
ПЕЩ

Петров-Водкин Кузьма Сергеевич [24.10(5.11).1878, Хвалынск, ныне Саратовской области — 15.2.1939, Ленинград], советский живописец, заслуженный деятель искусств РСФСР (1930). Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1897—1905) у В. А. Серова, в студии А. Ажбе в Мюнхене (1901) и в частных академиях Парижа (1905—08). Посетил Италию (1905) и Северную Африку (1907). Член объединений «Мир искусства» (с 1911) и «Четыре искусства» (с 1924). Испытав в 1900-е гг. сильное влияние немецких и французских мастеров символизма и «модерна» (Ф. фон Штука, П. Пюви де Шаванна, М. Дени и др.), а также В. Э. Борисова-Мусатова, Петров-Водкин Кузьма Сергеевич стал одним из выразителей символистических тенденций в русской живописи. С начала 10-х гг. элегическая созерцательность, невнятный лиризм, разорванный, вялый ритм и сумрачный колорит ранних работ («Берег», 1908, «Сон», 1910) сменяются в творчестве Петров-Водкин Кузьма Сергеевич эмоциональной напряжённостью и пластической ясностью образов, остроритмизованной компактной композицией, контрастами открытых ярких цветов («Играющие мальчики», 1911; все три — в Русском музее, Ленинград). Картина «Купание красного коня» (1912, Третьяковская галерея), воспринятая в духовной атмосфере тех лет как предчувствие новой исторической эпохи, знаменует окончательный переход художника от туманных аллегорий к актуально звучащей и вместе с тем всеобъемлющей символике, от неорганичного соединения плоскостного и объёмного начал к единому монументально-декоративному целому. Ощутимый в этом произведении Петров-Водкин Кузьма Сергеевич интерес к итальянской живописи раннего Возрождения и русской иконописи во многом определяет гармоническую просветлённость и отточенную пластику его работ 10-х гг.; одновременно намечается отход Петров-Водкин Кузьма Сергеевич от классической перспективы в пользу так называемой сферической, достигаемой использованием нескольких точек зрения, наклоном вертикальных композиционных осей, разворотом плоскостей к зрителю и позволяющей совместить разновременные эпизоды, подчеркнуть момент движения, охватить обширное пространство («Полдень», 1917, «Утренний натюрморт», 1918, см. илл.; оба произведения — в Русском музее). В 20-е гг. Петров-Водкин Кузьма Сергеевич продолжает разрабатывать проблемы перспективы и композиции (добиваясь панорамного эффекта картины), решать колористические задачи (объединяя все формы и планы с помощью трёх основных цветов — красного, жёлтого и синего). В советское время Петров-Водкин Кузьма Сергеевич стремится к постижению сути исторического перелома в судьбе страны во взаимосвязи с «космическим», «планетарным» осмыслением реальности, к чувственно-конкретной передаче трагических и героических жизненных коллизий, открытию в малом всего многообразия природных связей. Он создаёт пронизанные суровым пафосом революционной борьбы, идеей жертвенности во имя будущего тематической композиции («1918 год в Петрограде», 1920, Третьяковская галерея; «После боя», 1923, Центальный музей Советской Армии, Москва; «Смерть комиссара», 1928, см. илл.), пишет аналитически-строгие портреты (портрет А. А. Ахматовой, 1922), поэтические, раскрывающие чувство полноты бытия портретно-жанровые композиции («Девушка в сарафане», 1928), обостренно передающие конструктивность предметного мира натюрморты («Черёмуха в стакане», 1932; все три произведения — в Русском музее). В 20—30-е гг. Петров-Водкин Кузьма Сергеевич много работает как график и театральный художник. Среди его литературных произведений (рассказы, повести, пьесы, очерки, теоретические статьи) выделяется автобиографическая «Моя повесть» (1-я часть, «Хлыновск», 1930; 2-я часть, «Пространство Эвклида», 1932; вместе с очерками «Самаркандия» переиздана, Л., 1970). С первых лет Советской власти Петров-Водкин Кузьма Сергеевич был одним из реорганизаторов системы художественного образования [в 1918—1933 преподавал в Государственных свободных художественных учебных мастерских — институте живописи, скульптуры и архитектуры в Петрограде (Ленинграде)].

<a target=<a target=К. С. Петров-Водкин. Автопортрет. 1918. Русский музей. Ленинград. Петров-Водкин Кузьма Сергеевич." alt="К. С. Петров-Водкин. Автопортрет. 1918. Русский музей. Ленинград." Петров-Водкин Кузьма Сергеевич." alt="К. С. Петров-Водкин. Портрет А. А. Ахматовой. 1922. Русский музей. Ленинград."

К. С. Петров-Водкин. Автопортрет. 1918. Русский музей. Ленинград. Петров-Водкин Кузьма Сергеевич.

К. С. Петров-Водкин. Автопортрет. 1918. Русский музей. Ленинград.

К. С. Петров-Водкин. Портрет Андрея Белого. Этюд. 1932. Картинная галерея Армянской ССР. Ереван. Петров-Водкин Кузьма Сергеевич.

К. С. Петров-Водкин. Портрет Андрея Белого. Этюд. 1932. Картинная галерея Армянской ССР. Ереван.

К. С. Петров-Водкин. «Мать». 1913. Третьяковская галерея. Москва. Петров-Водкин Кузьма Сергеевич.

К. С. Петров-Водкин. «Мать». 1913. Третьяковская галерея. Москва.

К. С. Петров-Водкин. Портрет А. А. Ахматовой. 1922. Русский музей. Ленинград.

<a target=К. С. Петров-Водкин. «Селёдка». 1918. Русский музей. Ленинград. Петров-Водкин Кузьма Сергеевич." alt="К. С. Петров-Водкин. «Играющие мальчики». 1911. Русский музей. Ленинград."

К. С. Петров-Водкин. «Селёдка». 1918. Русский музей. Ленинград. Петров-Водкин Кузьма Сергеевич.

К. С. Петров-Водкин. «Селёдка». 1918. Русский музей. Ленинград.

К. С. Петров-Водкин. «1919 год. Тревога». 1934. Русский музей. Ленинград. Петров-Водкин Кузьма Сергеевич.

К. С. Петров-Водкин. «1919 год. Тревога». 1934. Русский музей. Ленинград.

К. С. Петров-Водкин. «За самоваром». 1926. Третьяковская галерея. Москва. Петров-Водкин Кузьма Сергеевич.

К. С. Петров-Водкин. «За самоваром». 1926. Третьяковская галерея. Москва.

К. С. Петров-Водкин. «Играющие мальчики». 1911. Русский музей. Ленинград.

К. С. Петров-Водкин. «Утренний натюрморт». 1918. Русский музей. Ленинград. Петров-Водкин Кузьма Сергеевич.

К. С. Петров-Водкин. «Утренний натюрморт». 1918. Русский музей. Ленинград.

К. С. Петров-Водкин. «После боя». 1923. Центральный музей Советской Армии. Москва. Петров-Водкин Кузьма Сергеевич.

К. С. Петров-Водкин. «После боя». 1923. Центральный музей Советской Армии. Москва.

К. С. Петров-Водкин. «Купание красного коня». 1912. Третьяковская галерея. Москва. Петров-Водкин Кузьма Сергеевич.

К. С. Петров-Водкин. «Купание красного коня». 1912. Третьяковская галерея. Москва.

К. С. Петров-Водкин. «Смерть комиссара». 1928. Русский музей. Ленинград. Петров-Водкин Кузьма Сергеевич.

К. С. Петров-Водкин. «Смерть комиссара». 1928. Русский музей. Ленинград.

 

  Лит.: Костин В. И., К. С. Петров-Водкин, [М., 1966]; К. С. Петров-Водкин. 1878—1939. Каталог выставки, М.— Л., 1966; К. С. Петров-Водкин. [Альбом. Вступ. ст. Л. Мочалова], Л., [1971].

  Т. И. Алабина.

Так же Вы можете узнать о...


Барабаны слуховые, заполненные воздухом костные вздутия дна и наружной стенки барабанной полости у большинства млекопитающих.
Вступление (муз.) Вступление (музыкальное), раздел, предшествующий главной теме произведения или одной из его частей и подготовляющий её появление.
Донды-Кар, удмуртское городище 10—12 вв. в Глазовском районе Удмуртской АССР, в 14 км от г.
Кая (народность) Кая, кайя, народность в Бирме. Расселены главным образом в национальном автономном государстве Кая и районе Монией национального автономного Шанского государства.
Лилль (Lille), город на С. Франции, на р. Дёль (бассейн Шельды).
Наумов Владимир Наумович (р. 6.12.1927, Ленинград), советский кинорежиссёр, народный артист РСФСР (1974).
Пожаров Николай Арсеньевич [25.11(7.12).1895, деревня Золотково, ныне Владимирской области, — 20.
Северо-Западная пограничная провинция (СЗПП), провинция на северо-западе Пакистана.
Тиуль, тиул, тийуль (тюркско-персидский), форма условного феодального держания в Иране и Азербайджане в 15—19 вв.
Циклогексанол, алициклический спирт; бесцветные кристаллы со слабым запахом камфоры, tпл 25,15 °С, tкип 161,1 °C, плотность 0,942 г/см3 (30 °С).
Алкидные лаки, см. Алкидные смолы.
Бурцев Владимир Львович (1862—1942), русский публицист и издатель, в 80-х гг.
Гран-Чако (Gran Chaco, от исп. gran — большой и chaco, на языке гварани — охотничье поле), природная область в центре Южной Америки, между 190 и 290–300 южной широты, в Парагвае и Аргентине.
Инверсионная кривая, кривая на диаграмме состояния, ограничивающая область состояний вещества, для которых переход вещества от более высокого давления к низкому (в процессе дросселирования) связан с понижением температуры (см.
Красноцветные отложения, комплекс осадочных горных пород, состоящий преимущественно из глин, алевролитов и песчаников с прослоями известняков и гипсов, имеющих красную окраску, обусловленную гидроокислами и окислами железа, тонкой плёнкой облекающих песчаные и глинистые частицы.
Мечников Илья Ильич [3(15).5.1845, Ивановка, ныне Купянский район Харьковской обл.
Палладий (учёный-китаевед) Палладий, русский учёный-китаевед; см. Кафаров П.
Рефлексология, естественнонаучное направление в психологии, получившее развитие в период 1900—30, главным образом в России, и связанное с деятельностью В.