Австрия XIV. Архитектура и изобразительное искусство

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
АА АБ АВ АГ АД АЖ АЗ АИ АЙ АК АЛ АМ АН АО АП АР АС АТ АУ АФ АХ АЦ АЧ АШ АЩ АЭ АЮ АЯ
АВА
АВВ
АВГ
АВД
АВЕ
АВИ
АВК
АВЛ
АВН
АВО
АВР
АВС
АВТ
АВУ
АВШ

XIV. Архитектура и изобразительное искусство

  На территории Австрия найдены многие памятники первобытного искусства: палеолитическая «Венера из Виллендорфа», неолитическая керамика, керамические и бронзовые изделия гальштатской культуры и латенской культуры, сохранились остатки построек, образцы местной скульптуры, живописи, декоративного искусства времени римского господства (1 в. до н. э. — 5 в. н. э.).

  Многочисленны памятники романского стиля (11—13 вв.: базилики в Гурке и Зеккау, западный фасад собора святого Стефана в Вене, центрические погребальные капеллы — «карнеры»; фрески, рельефы, миниатюры) и готики (13—15 вв.: однонефные капеллы, хоры церквей в Хейлигенкрёйце и Цветле, собор святого Стефана и церковь Санкт-Мария-ам-Гештаде в Вене, каменные замки и городские дома; монументально-декоративная и свободно стоящая скульптура, станковая живопись, витражи, ювелирные изделия).

Архитектура. Собор св. Стефана в Вене. Южная башня — 1359—1433. Австрия.

Архитектура. Собор св. Стефана в Вене. Южная башня — 1359—1433.

  В искусстве 15 в. (алтарные композиции скульптора Я. Кашауэра, живописца Р. Фрюауфа, резные и живописные алтари М. Пахера) наметился переход к гуманистическим принципам Возрождения, сложившегося в Австрия в 16 в. (городские здания c лоджиями и эркерами в Граце, Инсбруке, Клагенфурте, укреплённые дворцы; живопись и графика В. Хубера). Широкое международное значение искусство Австрия приобрело в эпоху барокко (17—18 вв.): архитекторы И. Б. Фишер фон Эрлах, Л. Хильдебрандт и Я. Прандтауэр воздвигли в Вене, Зальцбурге, Линце, Мельке великолепные загородные резиденции, монастыри, городские дворцы и церкви, отличающиеся большим размахом, пластическим богатством форм и декора и вместе с тем несколько холодной элегантностью; расцвело искусство декоративной скульптуры (Б. Пермозер, Г. Р. Доннер, Ф. К. Мессершмидт), живописи (Д. Гран, П. Трогер, Ф. Австрия Маульберч), резьбы, мебели, керамики (венский фарфор, с 1718), сочетающее эмоциональную приподнятость с тяготением к ясности и лёгкому изяществу. Переход к классицизму в последней четверти 18 в. обозначился в живописных портретах И. Б. Лампи, Г. Ф. Фюгера, Й. Грасси, фарфоровой скульптуре Австрия Грасси.

Архитектура. И. Б. Фишер фон-Эрлах. Дворец принца Савойского. 1695 — 98. Фрагмент лестницы. Австрия.

Архитектура. И. Б. Фишер фон-Эрлах. Дворец принца Савойского. 1695 — 98. Фрагмент лестницы.

Г. Р. Доннер. «Божество реки Энс». Свинец. 1738. Музей барокко. Вена. Австрия.

Г. Р. Доннер. «Божество реки Энс». Свинец. 1738. Музей барокко. Вена.

Архитектура. Я. Прандтауэр, Й. Мунгенаст. Монастырь в Мельке. 1702 — 36. Австрия.

Архитектура. Я. Прандтауэр, Й. Мунгенаст. Монастырь в Мельке. 1702 — 36.

Ф. Австрия Маульберч. «Победа Сантьяго де Компостела над сарацинами». Эскиз плафона. 1765. Музей барокко. Вена. Австрия.

Ф. Австрия Маульберч. «Победа Сантьяго де Компостела над сарацинами». Эскиз плафона. 1765. Музей барокко. Вена.

Л. Хильдебрант. Дворец Верхний бельведер в Вене. 1721 — 22. Австрия.

Л. Хильдебрант. Дворец Верхний бельведер в Вене. 1721 — 22.

М. Пахер. «Рождество». Фрагмент алтаря св.Вольфганга. 1471 — 81. Церковь в Санкт-Вольфганг-ам-Аберзе. Австрия.

М. Пахер. «Рождество». Фрагмент алтаря св.Вольфганга. 1471 — 81. Церковь в Санкт-Вольфганг-ам-Аберзе.

Г. Ф. Фюгер. Портрет жены. 1797. Галерея 19 и 20 вв. Вена. Австрия.

Г. Ф. Фюгер. Портрет жены. 1797. Галерея 19 и 20 вв. Вена.

  В 1-й половине 19 в. в архитектуре господствовал классицизм, в живописи — лирически окрашенный романтизм (пейзажи Й. Австрия Коха, картины последователя назарейцев Й. Фюриха, композиции на фольклорные темы М. Швинда), в середине века утвердилось интимное искусство бидермейера (городские особняки, живопись П. Крафта, М. Даффингера, Ф. Амерлинга, Ф. Вальдмюллера, Й. Данхаузера, реалистически точно воспроизводящая атмосферу городского и сельского быта, но не свободная от сентиментальной идилличности).

Ф. Вальдмюллер. «Утром».1859. Частное собрание. Вена. Австрия.

Ф. Вальдмюллер. «Утром».1859. Частное собрание. Вена.

Ф. Вальдмюллер. «Выход из школы». Музей изобразительных искусств им. Австрия С. Пушкина. Москва. Австрия.

Ф. Вальдмюллер. «Выход из школы». Музей изобразительных искусств им. Австрия С. Пушкина. Москва.

Ф. Амерлинг. Портрет Р. Артхабера с детьми. 1837. Галерея 19 и 20 вв. Вена. Австрия.

Ф. Амерлинг. Портрет Р. Артхабера с детьми. 1837. Галерея 19 и 20 вв. Вена.

  Во 2-й половине 19 в. в архитектуре воцарилась эклектика; города Австрия застраивались доходными домами и претенциозно-пышными общественными зданиями (архитекторы Г. Земпер, К. Хазенауэр и др.); в живописи театрально-эффектным картинам Х. Макарта противостояли реалистические искания Австрия Петтенкофена, Ф. Дефреггера, пейзажистов Э. Я. Шиндлера и Э. Еттеля, ранних импрессионистов К. Шуха и К. Молля. Венский Сецессион (1897) стал средоточием крайне вычурного, полного безудержной декоративной фантазии стиля модерн (архитекторы Й. Ольбрих, О. Вагнер, Й. Хофман, живописец Г. Климт, изделия «Венских мастерских», 1903). Однако в начале 20 в. архитектура Австрия перешла к простоте и чёткой функциональности решений (архитектор Австрия Лоз), тогда как в живописи и графике утверждались субъективность и фантастика (Э. Шиле, Австрия Кубин), а затем и экспрессионизм (О. Кокошка, Х. Бёкль).

О. Вагнер. Церковь больницы Штейнхоф в Вене. 1904—07. Австрия.

О. Вагнер. Церковь больницы Штейнхоф в Вене. 1904—07.

  В архитектуре 20—30-х гг. 20 в. велись поиски рациональной планировки жилых массивов, рабочих посёлков, общественных зданий (архитекторы Ф. Шустер, Й. Франк); развилось и национально-романтическое направление (архитектор К. Хольцмейстер). После 1945 создан ряд смелых по замыслу сооружений в современном стиле (городской зал Штадтхалле в Вене, 1955—58, архитектор Р. Райнер). В изобразительном искусстве наряду с абстракционизмом (скульптор Ф. Вотруба) и сюрреализмом (живописец Э. Фукс) сохраняются гуманистические традиции реализма (в ряде пейзажей Кокошки, в портретах Й. Добровски).

 

  Лит.: Schaffran E., Kunstgeschichte Österreichs, W., 1948; Benesch O., Kleine Geschichte der Kunst in Österreich, W., 1950; Dehio-Handbuch. Die Kunstdenkmäler Österreichs, W. — Münch., 1953—61; Grimschitz В., Ars Austriae, W., 1960.

Австрия (Österreich; позднелат. Austria, от др.-нем. Ostarrichi — восточная страна), Австрийская Республика (Österreichische Republik).

Флаг государственный. Австрия. Австрия.

Флаг государственный. Австрия.

Государственный герб Австрии. Австрия.

Государственный герб Австрии.

 

Курорт Бадгастейн. Австрия.

Курорт Бадгастейн.

I. Общие сведения
II. Государственный строй
III. Природа
IV. Население
V. Исторический очерк
VI. Политические партии, профсоюзы и другие общественные организации
VII. Экономико-географический очерк
VIII. Вооружённые силы
IX. Медико-географическая характеристика
X. Просвещение
XI. Наука и научные учреждения
XII. Печать, радиовещание, телевидение
XIII. Литература
XIV. Архитектура и изобразительное искусство
XV. Музыка
XVI. Балет
XVII. Драматический театр
XVIII. Кино
Так же Вы можете узнать о...


Майки (Meloë), род жуков семейства нарывников.
Ольберса парадокс, то же, что фотометрический парадокс; см.
Регенерация ядерного топлива, совокупность радиохимических и химико-металлургических процессов переработки отработавшего ядерного топлива с целью его очистки от радиоактивных продуктов деления (см.
Суперпрефект [франц. superprefet, от лат. super (см.
Ходжкин Дороти Ходжкин (Hodgkin) Дороти, см. Кроуфут-Ходжкин.
Алкснис Яков Иванович Алкснис (Астров) Яков Иванович [14(26).1.1897 — 29.
Вейхс Максимилиан фон Вейхс (Weichs) Максимилиан фон (12.11.1881—1954), немецко-фашистский генерал-фельдмаршал (1943).
Дефектоскоп (от лат. defectus — недостаток и .
Кататония (от греч. katatonos — натянутый, напряжённый, угнетённый), кататонический синдром, состояние психического расстройства с преобладанием нарушений двигательной деятельности.
Луговой (пос. гор. типа в Казахской ССР) Луговой, посёлок городского типа в Луговском районе Джамбулской области Казахской ССР.
Обоянь, город, центр Обоянского района Курской области РСФСР.
Радиоактивные препараты (медицинские), предназначены для радиоизотопной диагностики заболеваний и лучевой терапии опухолей.
Стиховедение, метрика, наука о звуковой форме литературных произведений.
Хамсе («Пятерица»), совокупность пяти больших месневи одного автора в персидской, азербайджанской, староузбекской, турецкой литературах.
Ажаев Василий Николаевич [30.1 (12.2).1915, деревня Соцкое Московской губернии — 27.
Вагин Всеволод Иванович [10(22).2.1823, Иркутск, — 25.
Двойная валюта, см. Биметаллизм.
Капуана Луиджи Капуана (Capuana) Луиджи (28.5.1839, Минео, провинция Катания, Сицилия, — 29.
Линии тока ,