Некрасов Николай Алексеевич

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
НА НГ НД НЕ НЁ НЗ НИ НК НО НР НС НУ НЧ НЫ НЬ НЭ НЮ НЯ
НЕА
НЕБ
НЕВ
НЕГ
НЕД
НЕЕ
НЕЖ
НЕЗ
НЕИ
НЕЙ
НЕК
НЕЛ
НЕМ
НЕН
НЕО
НЕП
НЕР
НЕС
НЕТ
НЕУ
НЕФ
НЕХ
НЕЧ
НЕШ
НЕЯ

Некрасов Николай Алексеевич [28.11(10.12).1821, местечко Немиров, ныне Винницкой области, — 27.12.1877 (8.1.1878), Петербург], русский поэт, литературный деятель. Детские годы Некрасов Николай Алексеевич прошли в с. Грешнево (ныне с. Некрасово) близ Ярославля, в имении отца. Здесь он близко узнал крестьянскую жизнь. В 1832—37 учился в Ярославской гимназии. В 1839 тщетно пытался поступить в Петербургский университет (в 1839—1840 считался вольнослушателем). Лишённый поддержки отца, вёл жизнь полубездомного столичного бедняка. Печатал стихи с 1838. В 1840 опубликовал сборник ещё незрелых стихов «Мечты и звуки», встреченный суровой рецензией В. Г. Белинского и уничтоженный самим автором. Обладая твёрдым характером, Некрасов Николай Алексеевич дал себе слово «не умереть на чердаке» и начал энергичную литературно-журнальную деятельность. «Уму непостижимо, сколько я работал», — вспоминал он позднее. Некрасов Николай Алексеевич писал рассказы, повести, пьесы, театральные обозрения, фельетоны. Его водевили были поставлены на сцене Александрийского театра (под псевдонимом Некрасов Николай Алексеевич А. Перепельский). С 1840 начал сотрудничать в театральном журнале «Пантеон...», с 1841 — в «Литературной газете» и «Отечественных записках». В 1842—1843 сблизился с Белинским и его кружком. Осознав необходимость покончить с «литературной подёнщиной» (хотя и в это время были написаны значительные произведения, например очерк «Петербургские углы», 1845), Некрасов Николай Алексеевич пережил перелом, который сам осознал как «поворот к правде»; он примкнул к натуральной школе. Его стихи наполнились социальным содержанием («В дороге», «Родина»). В критических статьях и рецензиях, в издательских начинаниях Некрасов Николай Алексеевич явился соратником Белинского в его борьбе за реализм и народность русской литературы. Талант Некрасов Николай Алексеевич как редактора и организатора литературных сил развернулся в «Современнике»; даже в годы политической реакции после 1848 Некрасов Николай Алексеевич сумел многое сделать, чтобы отстоять демократическое направление журнала. В это время были опубликованы романы «с продолжением» («Три страны света», 1848—49, и «Мёртвое озеро», 1851, совместно с А. Я. Панаевой, которая стала женой Некрасов Николай Алексеевич). При всей неровности письма и налёте мелодраматизма (в главах, написанных Панаевой) эти романы проникнуты демократическим настроением. В период общественного подъёма середины 50-х гг. Некрасов Николай Алексеевич поручил руководящую роль в журнале Некрасов Николай Алексеевич Г. Чернышевскому и Некрасов Николай Алексеевич А. Добролюбову. Твёрдая и принципиальная позиция новых сотрудников в обстановке резкого обострения классовых противоречий ускорила идейное размежевание внутри редакции. Некрасов Николай Алексеевич мужественно отказался от сотрудничества с группой литераторов-либералов, хотя был связан с ними узами старой дружбы; «... все симпатии его были на стороне Чернышевского», — указывал В. И. Ленин (Полное собрание соч., 5 изд., т. 22, с. 84). Своей энергией, редакторским опытом и тактом, умелой, хотя изнурительной, борьбой с цензурой Некрасов Николай Алексеевич сделал возможным появление на страницах журнала яркой революционной публицистики и критики. «Только благодаря его великому уму, — вспоминал Чернышевский, — высокому благородству души и бестрепетной твердости характера я имел возможность писать, как я писал» (Полное собрание соч., т. 15, 1950, с. 793).

  На рубеже 60-х гг. развернулось дарование Некрасов Николай Алексеевич как народного поэта, сатирика, обличителя «верхов», заступника угнетённой деревни. Идейное общение с «новыми людьми» в «Современнике» помогло окончательно сложиться его убеждениям, создать выдающиеся произведения, богатые революционной мыслью («Поэт и гражданин», «Размышления у парадного подъезда», «Песня Ерёмушке», «О погоде», «Плач детей»). В 1856 вышел сборник Некрасов Николай Алексеевич «Стихотворения», воспринятый как манифест передовой русской литературы, открыто звавший к гражданской деятельности, к революционному действию. В годы революционной ситуации 1859—1861 в поэзии Некрасов Николай Алексеевич углубляется тема деревни. Его стихи («Дума», «Похороны», «Калистрат») и поэмы («Крестьянские дети», 1861; «Коробейники», 1861; «Мороз, Красный нос», 1863) согреты неподдельной любовью к русскому крестьянину. К этому времени исключительно вырос авторитет Некрасов Николай Алексеевич в русском обществе, особенно среди передовой молодёжи и революционных деятелей, считавших его первым русским поэтом. Когда правительство начало открыто преследовать революционеров (1866) и журналу «грозил неумолимый рок», Некрасов Николай Алексеевич сделал отчаянную и бесполезную попытку его спасти: он выступил со стихами на обеде в честь М. Некрасов Николай Алексеевич Муравьева. Это была ошибка («звук неверный»), в которой поэт горько раскаивался до последних дней жизни («Прости меня, о Родина! прости!...»).

«Мороз, Красный нос». Илл. Д. А. Шмаринова. Гуашь. 1952. Литературный музей. Москва. Некрасов Николай Алексеевич.

«Мороз, Красный нос». Илл. Д. А. Шмаринова. Гуашь. 1952. Литературный музей. Москва.

Эскиз иллюстрации В. А. Серова к стихотворению «Крестьянские дети». Акварель, карандаш, тушь. 1896. Русский музей. Ленинград. Некрасов Николай Алексеевич.

Эскиз иллюстрации В. А. Серова к стихотворению «Крестьянские дети». Акварель, карандаш, тушь. 1896. Русский музей. Ленинград.

  В 1868 Некрасов Николай Алексеевич удалось взять в свои руки «Отечественные записки». Он опубликовал здесь главы поэмы «Кому на Руси жить хорошо», поэмы о декабристах — «Дедушка» (1870) и «Русские женщины» (1872—73), сатиру «Современники» (1875—76). В этих произведениях (они появились в печати с большими цензурными искажениями), а также в лирике Некрасов Николай Алексеевич воплощены важнейшие черты эпохи 70-х гг., когда крепло движение революционного народничества, начиналось «хождение в народ». Некрасов Николай Алексеевич стремился поддержать дух революционной интеллигенции, преклонялся перед её самоотверженностью, звал к подвигу («Сеятелям», 1876, опубликовано 1877). Последние годы жизни Некрасов Николай Алексеевич, проведённые в напряжённом творческом труде, заботах о журнале, в общественной деятельности, были омрачены тяжёлой болезнью. Но и в это время он создал «последние песни», в которых с прежней поэтической силой говорил об итогах прожитой жизни, о своей любви к русскому народу и о своей «музе»: «Сестра народа — и моя». Похороны Некрасов Николай Алексеевич (на кладбище Новодевичьего монастыря в Петербурге) носили характер народной политической демонстрации. От имени общества «Земля и воля» выступал Г. В. Плеханов. Знаменательной была речь Ф. М. Достоевского, который поставил Некрасов Николай Алексеевич рядом с А. С. Пушкиным.

  Поэзия Некрасов Николай Алексеевич, подготовленная предшествующим развитием русской литературы, впитавшая традиции Пушкина, М. Ю. Лермонтова и Некрасов Николай Алексеевич В. Гоголя, отразила громадные сдвиги в жизни русского народа, пробуждавшегося к освободительной борьбе, и это определило особое место Некрасов Николай Алексеевич среди русских писателей-реалистов 19 в. Он не только сочувствовал народу, но отождествил себя с крестьянской Россией, заговорил от её имени и её языком. «Я лиру посвятил народу своему», — сказал он в конце жизни. Тема народа, крестьянства, воплощённая в бесконечном разнообразия типов и характеров, новых для русской литературы, проходит через всё творчество Некрасов Николай Алексеевич — от ранних стихотворений «Тройка» и «Родина» до больших эпических поэм, до предсмертных лирических обращений к русскому народу. Никто, кроме Некрасов Николай Алексеевич, не создал таких поражающих своей жестокой правдивостью картин деревенской нищеты и горя («Размышления у парадного подъезда», «Орина, мать солдатская», «Пир на весь мир») и никто не увидел столько светлых сторон в жизни крестьянства, столько крупных, мужественных характеров (Дарья, Матрена, Савелий, Ермил Гирин), не убитых веками рабства. Некрасов Николай Алексеевич был далёк от ложной народнической идеализации деревни и осуждал долготерпение, пассивность большей части крестьянства («Чем хуже был бы твой удел, когда б ты менее терпел?»). Образ России, сильной и страдающей, стоит за широкими картинами некрасовской деревни: «Ты и убогая, Ты и обильная, Ты и могучая, Ты и бессильная, Матушка-Русь! ».

  Мысль о народе, о его судьбе пронизывает всё, о чём бы ни писал Некрасов Николай Алексеевич В «Железной дороге» (1864) сквозь мрачные картины гибельного труда строителей прорывается победный гимн в честь творческих сил народа. В некрасовской лирике, сюжетной и остродраматичной, большое место занимает проблема долга перед народом («Рыцарь на час», 1860). Темы любви и природы окрашены в его стихах личным отношением поэта к жизни общества, к человеку-деятелю, носителю высоких идеалов. Героические образы Белинского, Добролюбова, Чернышевского, созданные Некрасов Николай Алексеевич, овеяны революционно-романтической патетикой. Тяжёлая судьба русской женщины постоянно волновала Некрасов Николай Алексеевич; эта тема нашла воплощение и в лирике, и в поэмах о декабристках — «Княгиня Волконская», «Княгиня Трубецкая». В этих исторических поэмах события прошлого осмыслены в связи с судьбами народа и революционно-народническими идеалами 70-х гг. Поэма «Кому на Руси жить хорошо» (1866—76) увенчивает творчество Некрасов Николай Алексеевич Это подлинная поэтическая энциклопедия народной жизни середины 19 в., поражающая грандиозностью замысла, остротой социально-критического анализа, данного с точки зрения самого крестьянства. Особое место занимает в поэме образ Гриши Добросклонова, в котором воплощены черты крестьянского революционера, носителя народного идеала свободы. Совершенное и новаторское творение Некрасов Николай Алексеевич вобрало в себя огромные пласты устно-поэтического народного творчества; песни, поговорки и поверья, разговорный крестьянский язык и народное острословие слились здесь в едином художественном сплаве.

  Важнейшая черта творчества Некрасов Николай Алексеевич — его сатирическая направленность. Обличение благонамеренных чиновников, буржуазных филантропов, знатных лицемеров в ранних стихах («Современная ода», «Колыбельная песня») переросло затем в острую сатиру на всю политическую систему, крепостников-помещиков, либеральных деятелей, царскую цензуру, мнимую свободу печати («Газетная», «Песни о свободном слове», «Суд»). Позднее созданы такие шедевры русской сатиры, как поэма «Недавнее время» (1871) и «Современники» (1875—1876); в центре второй из них — фигуры буржуазных дельцов и бюрократов, изображенных со щедринской силой.

  Поэт глубоко национальный, Некрасов Николай Алексеевич широко ввёл в поэзию всё богатство народного языка и фольклора, смело использовал прозаизмы, разные речевые стили, песенные интонации. Некрасовская поэзия, в которой гражданственность и высокая художественность предстают в неразрывном единстве, оказала благотворное влияние на последующее развитие русской классической, а затем советской поэзии.

  Многие стихи Некрасов Николай Алексеевич ещё при жизни поэта стали народными песнями, которые поются доныне («Коробушка», «Меж высоких хлебов...» и др.). Русские композиторы охотно писали музыку на его тексты: М. П. Мусоргский («Калистрат», «Песня Ерёмушке»), Ц. А. Кюи («Молодые», «Сват и жених», «Внимая ужасам войны», «Катерина»), С. И. Танеев («Бьётся сердце беспокойное»).

  Марксистское литературоведение (Г. В. Плеханов и др.) ещё в дореволюционные годы начало разработку наследия Некрасов Николай Алексеевич После Октябрьской революции 1917 проделана огромная работа по собиранию и изучению его рукописей, по восстановлению подлинных текстов, запрещенных или искажённых царской цензурой. Советские некрасоведы заново воссоздают его биографию, изучают мастерство поэта. Работают литературно-мемориальные музеи: Музей-квартира Некрасов Николай Алексеевич в Ленинграде (с 1946) и Музей-усадьба в с. Карабиха Ярославской области (с 1947).

 

  Соч.: Полн. собр. соч. и писем, т. 1—12, М., 1948—52; Полн. собр. стихотворений, т. 1—3, [Л.], 1967; Собр. соч., т. 1—3, М., 1971.

 

  Лит.: Луначарский А. В., Некрасов Николай Алексеевич А. Некрасов, Собр. соч., т. 1, М., 1963; Литературное наследство, т. 49—54, М., 1946—49: Евгеньев-Максимов В. Е., Жизнь и деятельность Некрасов Николай Алексеевич А. Некрасова, т. 1—3, М. — Л., 1947—52; Чуковский К. И., Мастерство Некрасова, 4 изд., М., 1962; Корман Б. О., Лирика Некрасов Николай Алексеевич А. Некрасова, Воронеж, 1964; Некрасовский сборник, т. 1—5, М. — Л., 1951—73; Гин М. М., От факта к образу и сюжету. О поэзии Некрасов Николай Алексеевич А. Некрасова, М., 1971; Степанов Некрасов Николай Алексеевич Л., Некрасов Николай Алексеевич А. Некрасов. Жизнь и творчество, 2 изд., М., 1971; Жданов В. В., Некрасов, М., 1971; его же, Некрасов и зарубежная литература, «Иностранная литература», 1971, № 12; Некрасов Николай Алексеевич А. Некрасов и русская литература, 1821—1971. [Сб. ст.], М., 1971; Некрасов и литература народов Советского Союза, Ереван, 1972; Некрасов Николай Алексеевич А. Некрасов в воспоминаниях современников, [М., 1971]; Иванов Г. К., Некрасов Николай Алексеевич А. Некрасов в музыке, М., 1972; Corbet С. H., Nekrasov l'homme et le poete, P., 1948; Ашукин Некрасов Николай Алексеевич С., Летопись жизни и творчества Некрасов Николай Алексеевич А. Некрасова, М. — Л., 1935; История русской литературы XIX в. Библиографический указатель, М. — Л., 1962.

Некрасов Николай Алексеевич А. Некрасов. Некрасов Николай Алексеевич.

Некрасов Николай Алексеевич А. Некрасов.

  В. В. Жданов.

 

 

 

 

 

Так же Вы можете узнать о...


Кузнецов Петр Саввич [20.1(1.2).1899, Москва, — 21.
Литовская ГРЭС им. В. И. Ленина, тепловая конденсационная электростанция в поселке Электренай Литовской ССР, в 50 км от г.
Махагониевое дерево, свитения (Swietenia mahagoni), вечнозелёное дерево семейства мелиевых.
Моррис-Джесеп (Morris Jesup), мыс, самая северная оконечность о.
Нитраты природные, класс минералов, представляющих собой природные соли азотной кислоты.
Отвёртка ,слесарно-сборочный инструмент для отвинчивания и завинчивания винтов, шурупов и др.
Письменность, совокупность письменных средств общения, включающих понятия системы графики, алфавита и орфографии какого-либо языка или группы языков, объединённых одной системой письма или одним алфавитом.
Программная музыка, род инструментальной музыки; музыкальное произведения, имеющие словесную, нередко поэтическую программу и раскрывающие запечатленное в ней содержание.
Решетиловка, посёлок городского типа, центр Решетиловского района Полтавской области УССР.
Севергин Василий Михайлович [8(19).9.1765, Петербург, — 17(29).
Сокхей Сахиб Синг (15.12.1887—23.10.1971), общественный деятель Индии, учёный, доктор медицинских наук, профессор.
Схизантус, шизантус (Schizanthus), род однолетних травянистых растений семейства паслёновых.