Перу XIV. Архитектура и изобразительное искусство

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
ПА ПЕ ПЁ ПИ ПЛ ПН ПО ПП ПР ПС ПТ ПУ ПФ ПХ ПЧ ПШ ПЫ ПЬ ПЭ ПЮ ПЯ
ПЕА
ПЕБ
ПЕВ
ПЕГ
ПЕД
ПЕЕ
ПЕЖ
ПЕЗ
ПЕЙ
ПЕК
ПЕЛ
ПЕМ
ПЕН
ПЕО
ПЕП
ПЕР
ПЕС
ПЕТ
ПЕХ
ПЕЦ
ПЕЧ
ПЕШ
ПЕЩ

XIV. Архитектура и изобразительное искусство

Древнее искусство. Серебряная фигурка ламы. 15—16 вв. Перу.

Древнее искусство. Серебряная фигурка ламы. 15—16 вв.

Древняя культура Перу (распространявшаяся также на Боливию и С. Чили) — наиболее ранняя и наиболее развитая в Южной Америке. Уже в 12 в. до н. э. здесь известна керамика, а с 1-го тыс. до н. э. развиваются культуры Тихоокеанского побережья (Паракас, Салинар и др.) и горных областей (с центром Чавин-де-Уантар и др.). С начала н. э. складываются культуры раннеклассового общества (Наска, Мочика с центром Моче, Чиму с центром Чан-Чан), в середине 15 в. сменяющиеся культурой государства инков со столицей Куско. Архитектура древнего Перу включает города с прямоугольными кварталами и узкими улицами, культовые центры, крепости, некрополи и многочисленные типы сооружений — дворцы, храмы, амфитеатры для культовых церемоний, «обсерватории» с солнечными часами, погребальные башни, ступенчатые пирамиды, искусственные пещеры. На побережье преобладали невысокие постройки из адобы, украшенные снаружи рельефом, а внутри росписями, в горах — массивные каменные сооружения, кладка которых при инках становилась всё более тщательной и регулярной (крепости Мачу-Пикчу и Саксауаман). Образцы монументального искусства сохранились плохо, зато необычайно богато представлены художественные ремёсла, особенно керамика: монохромные сосуды со стилизованными рельефами или гравировкой (культуры Чавин и др.), фигурные и расписные вазы (культуры Паракас и др.), сосуды культуры Наска с многокрасочной декоративной росписью, керамика культуры Мочика, в том числе вазы с тонким линейным рисунком и поражающие смелым реализмом сосуды в виде людей и животных или с портретными лицами. Ткани из шерсти и хлопка (в том числе ворсовые и вышитые ковры) и плетёные из перьев достигли особого цветового и орнаментального богатства в культурах Паракас и Наска. Сохранились также золотые и серебряные небольшие фигурки, маски, вазы, украшения (культуры Мочика, Чиму, инков и др.).

Древнее искусство. Каменный рельеф на карнизе храма «Кастильо» в Чавин-де-Уантаре. 7—5 вв. до н. э. Перу.

Древнее искусство. Каменный рельеф на карнизе храма «Кастильо» в Чавин-де-Уантаре. 7—5 вв. до н. э.

  В 16 в. развитие древней культуры Перу было прервано колониальным захватом, однако искусство Перу продолжало быть наиболее развитым в Южной Америке. В вице-королевстве Перу сложились разнообразные (из-за различия и разобщённости районов) художественной школы, испытавшие сильное влияние древнего искусства Перу, особенно в архитектурном декоре. Во 2-й половине 16 — 1-й половине 17 вв. создавались новые города с прямоугольной сеткой улиц, строились городские дома с внутренними двориками, церкви с кирпичными готическими сводами или с деревянными потолками артесонадо, с порталами в стиле платереско. По образцу поздне-готических испанских соборов были построены соборы в Куско и Лиме. Во 2-й половине 17—18 вв. расцветает перуанское барокко, для которого характерны стойкость общих приёмов, сочетание простых планов, глухих чётких объёмов со сложным и прихотливым резным декором, стелющимся по поверхности здания. На побережье (в Лиме и Трухильо) постройки из адобы и глинобитных кирпичей с лёгкими сейсмостойкими сводами штукатурились, ярко раскрашивались, украшались резным, часто криволинейным узором на порталах из стукко и деревянных балконах, а в интерьерах и дворах — изразцами. Каменная архитектура горных областей (Куско, Арекипа, Кахамарка) более массивна, статична, её богатый резной декор сочетает мотивы европейского искусства с изображениями местной флоры и фауны и фигурами, взятыми из индейской мифологии («метисский стиль»). В живописи и скульптуре наряду с подражанием европейскому маньеризму (скульптор и живописец Б. Битти, конец 16 в.) и барокко (живописец А. де Медоро, скульптор Перу де Ногера, 1-я половина 17 в.) также развивался самобытный «метисский стиль» — плоскостная декоративная живопись школы Куско (жанрово-портретные композиции, пейзажи с изображением святых). Крупным, тяготевшим к реализму скульптором 17 в. был индеец Х. Т. Туйру-Тупак.

Древнее искусство. Керамический портретный сосуд. 1—8 вв. Частное собрание. Перу.

Древнее искусство. Керамический портретный сосуд. 1—8 вв. Частное собрание.

  В 19 в. в архитектуре господствовало подражание французскому классицизму, а с 1870-х гг.— итальянской эклектике. В начале 20 в. попыткой возрождения национальных традиций стал «неоколониальный стиль» (архитектора Р. Маркина, К. Саут), эклектически украшавший здания мотивами перуанского барокко. В 20-е гг. возник «неоперуанский стиль» (архитектора М. Пикерас Котоли, Э. Арт-Терре), соединявший пластичность и лаконизм зодчества древнего Перу с функциональной целесообразностью современных небольших жилых домов. С конца 30-х гг. наметился переход к принципам современной архитектуры, победившим в середине 20 в. Строятся высотные административные и деловые здания, комфортабельные отели, жилые дома, учебные комплексы, современные микрорайоны (архитектор М. Бьянко, С. Агурто Кальво, Э. Сеоане Рос, Л. Миро Кесада Гарланд), начата частичная реконструкция городов (Лима, курорт Анкон и др.). Однако большинство городов и посёлков всё ещё застроено традиционными домами из адобы и камня.

Перу. Э. Сеоане Рос. Жилой дом «Насаренас» в Лиме. 1952—54. Перу.

Перу. Э. Сеоане Рос. Жилой дом «Насаренас» в Лиме. 1952—54.

  В начале 19 в. Х. Хиль де Кастро писал парадные, несколько лубочные портреты героев борьбы за независимость Америки. Европейскую академическую школу прошли в 19 в. исторический живописец И. Мерино, изображавший жизнь индейцев Ф. Ласо, портретист К. Бака Флор, работавший во многих жанрах Д. Эрнандес. Любовно, с народным юмором изображал быт страны представитель костумбризма Панчо Фьерро. Обновление живописи Перу в 20 в. связано с выступлением в 20-е гг. представителей индихенизма, боровшихся как с академизмом, так и с модернизмом во имя отражения народной жизни и возрождения национальных традиций (Х. Сабогаль, Х. Кодесидо, К. Блас, Х. Винатеа Рейносо). Эти же принципы проявились в скульптуре (К. Сако, И. Посо) и отчасти в монументальной живописи (Апуримак, К. Киспес Асин, Х. М. Угарте Элеспуру). Быт индейских крестьян запечатлел художник-самоучка индеец М. Уртеага. Известное распространение в живописи Перу получили кубизм и экспрессионизм (Р. Грау, С. Гутьеррес), абстрактное искусство (Ф. де Сисло, Х. Пикерас, А. Давила); влияние Г. Мура испытал скульптор Х. Рока Рей. В народном искусстве (плащи-«пончо» с геометрическим узором; керамические сосуды, гротескные статуэтки, фигурки быков; сосуды «мате» из тыквы с выжженными рисунками; деревянные сосуды «керо» с яркой инкрустацией) соединяются индейские и испанские традиции.

Х. Сабогаль. «Индианка уанка». 1938. Перу.

Х. Сабогаль. «Индианка уанка». 1938.

Х. Рока Рей. Памятник в Трухильо. 1956. Фрагмент. Перу.

Х. Рока Рей. Памятник в Трухильо. 1956. Фрагмент.

Х. Сабогаль. «Индеец уанка». Гравюра на дереве. Перу.

Х. Сабогаль. «Индеец уанка». Гравюра на дереве.

Ф. Ласо. «Индеец-гончар». Середина 19 в. Муниципальная пинакотека. Лима. Перу.

Ф. Ласо. «Индеец-гончар». Середина 19 в. Муниципальная пинакотека. Лима.

Х. Хиль де Кастро. Портрет С. Боливара. 1825. Национальный музей Республики. Лима. Перу.

Х. Хиль де Кастро. Портрет С. Боливара. 1825. Национальный музей Республики. Лима.

Деревянный сосуд («керо») в виде головы ягуара. Перу.

Деревянный сосуд («керо») в виде головы ягуара.

 

  Лит.: Полевой В. М., Искусство стран Латинской Америки, М., 1967; Кириченко Е. И., Три века искусства Латинской Америки, М., 1972; Wethey Н. Е., Colonial architecture and sculpture in Peru Camb. (Mass.), 1949; Rubinde Ia Borbolla D., Los tesoros artísticos del Perú, Мéх., 1961; Anton F., Alt-Peru und seine Kunst, [2 Aufl.], Lpz., 1972.

Древнее искусство Перу. Портретный керамический сосуд. Культура Мочика. Собрание Н. Каммингса. Чикаго. Перу.

Древнее искусство Перу. Портретный керамический сосуд. Культура Мочика. Собрание Н. Каммингса. Чикаго.

Перу(Perú), Республика Перу (República del Perú).

Флаг государственный. Перу. Перу.

Флаг государственный. Перу.

Государственный герб Перу. Перу.

Государственный герб Перу.

I.Общие сведения

Озеро Титикака. Перу.

Озеро Титикака.

П. — государство в западной части Южной Америки. Граничит на С.-З. с Экуадором, на С.-В. — с Колумбией, на В. — с Бразилией и Боливией, на Ю. — с Чили. На З. и Ю.-З. омывается водами Тихого океана. Площадь (вместе с прибрежными островами) 1285 тыс. км2. Население 14,9 млн. чел. (1973). Столица — г. Лима.

Вулкан Мисти. Перу.

Вулкан Мисти.

  В административном отношении делится на 23 департамента и 1 провинцию (см. табл. 1).

II. Государственный строй
III. Природа
V. Исторический очерк
VI. Политические партии, профсоюзы и другие общественные организации
VII. Экономико-географический очерк
VIII. Вооружённые силы
IX. Медико-географическая характеристика
X. Просвещение
XI. Научные учреждения
XII. Печать, радиовещание, телевидение
XIII. Литература
XIV. Архитектура и изобразительное искусство
XV. Музыка
XVI. Драматический театр
XVII. Кино
Так же Вы можете узнать о...


Декартов лист, плоская кривая; см. Линия.
Канхваман, залив Жёлтого моря у западных берегов Южной Кореи.
Лептоспиры (Leptospira, от греч. leptos — тонкий и speira — витая линия), род микроорганизмов из семейства спирохет; возбудители лептоспирозов.
Неель Луи Эжен Феликс Неель (Neel) Луи Эжен Феликс (р. 22.11.1904, Лион), французский физик, член Парижской АН (1953), иностранный член АН СССР (1958).
Постадаптация (от лат. post — после, позже и адаптация), эволюционные изменения организмов (или органов), совершенствующие приспособления, или адаптации, данного вида к уже освоенной им среде обитания (или уже используемую функцию данного органа).
Сколиоз (греч. skoliosis — искривление, от skolios — кривой), боковое искривление позвоночника у человека.
Унанимизм [франц. unanimisme, от unanime (лат.
Эвфуизм (англ. euphuism), изысканно-витиеватый слог английской литературы последней трети 16 в.
Барранд Йоахим Барранд (Barrande) Йоахим (11.8.1799, Сог, Франция, — 5.
Гамбурцев Григорий Александрович [10(23).3.1903, Петербург, — 28.
Жировой обмен, совокупность процессов превращения нейтральных жиров и их биосинтеза в организме животных и человека.
Коммунальное движение (от позднелат. communa — община), в Западной Европе конца 10—13 вв.
Матрес лекционис [лат. matres lectionis (перевод с древнееврейского), буквально — матери чтения], в консонантном письме — согласные буквы (w, j, в некоторых письменностях — ларингалы ‘ либо h), используемые для указания на наличие гласных (преимущественно долгих), чтобы обеспечить однозначное прочтение текста, которое при чисто консонантной записи часто бывало неоднозначным.
Остенде (Ostende), город, порт в Бельгии, на берегу Северного моря, в провинции Западная Фландрия.
Реостат

(от греч.
Суперпарамагнетизм, квазипарамагнитное поведение веществ, состоящих из очень малых ферроили ферримагнитных частиц, слабо взаимодействующих друг с другом.
Хелдер, Ден- (Helder, Den Helder), город и порт в Нидерландах, в провинции Северная Голландия, у выхода из Вад-дензе в Северное море.
Адипиновая кислота, двухосновная органическая кислота, HOOC(CH2)4COOH.
Бунге Александр Андреевич [24.9(6.10).1803, Киев, — 6(18).