Перу XIV. Архитектура и изобразительное искусствоБольшая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
XIV. Архитектура и изобразительное искусство Древнее искусство. Серебряная фигурка ламы. 15—16 вв. Древняя культура Перу (распространявшаяся также на Боливию и С. Чили) — наиболее ранняя и наиболее развитая в Южной Америке. Уже в 12 в. до н. э. здесь известна керамика, а с 1-го тыс. до н. э. развиваются культуры Тихоокеанского побережья (Паракас, Салинар и др.) и горных областей (с центром Чавин-де-Уантар и др.). С начала н. э. складываются культуры раннеклассового общества (Наска, Мочика с центром Моче, Чиму с центром Чан-Чан), в середине 15 в. сменяющиеся культурой государства инков со столицей Куско. Архитектура древнего Перу включает города с прямоугольными кварталами и узкими улицами, культовые центры, крепости, некрополи и многочисленные типы сооружений — дворцы, храмы, амфитеатры для культовых церемоний, «обсерватории» с солнечными часами, погребальные башни, ступенчатые пирамиды, искусственные пещеры. На побережье преобладали невысокие постройки из адобы, украшенные снаружи рельефом, а внутри росписями, в горах — массивные каменные сооружения, кладка которых при инках становилась всё более тщательной и регулярной (крепости Мачу-Пикчу и Саксауаман). Образцы монументального искусства сохранились плохо, зато необычайно богато представлены художественные ремёсла, особенно керамика: монохромные сосуды со стилизованными рельефами или гравировкой (культуры Чавин и др.), фигурные и расписные вазы (культуры Паракас и др.), сосуды культуры Наска с многокрасочной декоративной росписью, керамика культуры Мочика, в том числе вазы с тонким линейным рисунком и поражающие смелым реализмом сосуды в виде людей и животных или с портретными лицами. Ткани из шерсти и хлопка (в том числе ворсовые и вышитые ковры) и плетёные из перьев достигли особого цветового и орнаментального богатства в культурах Паракас и Наска. Сохранились также золотые и серебряные небольшие фигурки, маски, вазы, украшения (культуры Мочика, Чиму, инков и др.). Древнее искусство. Каменный рельеф на карнизе храма «Кастильо» в Чавин-де-Уантаре. 7—5 вв. до н. э. В 16 в. развитие древней культуры Перу было прервано колониальным захватом, однако искусство Перу продолжало быть наиболее развитым в Южной Америке. В вице-королевстве Перу сложились разнообразные (из-за различия и разобщённости районов) художественной школы, испытавшие сильное влияние древнего искусства Перу, особенно в архитектурном декоре. Во 2-й половине 16 — 1-й половине 17 вв. создавались новые города с прямоугольной сеткой улиц, строились городские дома с внутренними двориками, церкви с кирпичными готическими сводами или с деревянными потолками артесонадо, с порталами в стиле платереско. По образцу поздне-готических испанских соборов были построены соборы в Куско и Лиме. Во 2-й половине 17—18 вв. расцветает перуанское барокко, для которого характерны стойкость общих приёмов, сочетание простых планов, глухих чётких объёмов со сложным и прихотливым резным декором, стелющимся по поверхности здания. На побережье (в Лиме и Трухильо) постройки из адобы и глинобитных кирпичей с лёгкими сейсмостойкими сводами штукатурились, ярко раскрашивались, украшались резным, часто криволинейным узором на порталах из стукко и деревянных балконах, а в интерьерах и дворах — изразцами. Каменная архитектура горных областей (Куско, Арекипа, Кахамарка) более массивна, статична, её богатый резной декор сочетает мотивы европейского искусства с изображениями местной флоры и фауны и фигурами, взятыми из индейской мифологии («метисский стиль»). В живописи и скульптуре наряду с подражанием европейскому маньеризму (скульптор и живописец Б. Битти, конец 16 в.) и барокко (живописец А. де Медоро, скульптор Перу де Ногера, 1-я половина 17 в.) также развивался самобытный «метисский стиль» — плоскостная декоративная живопись школы Куско (жанрово-портретные композиции, пейзажи с изображением святых). Крупным, тяготевшим к реализму скульптором 17 в. был индеец Х. Т. Туйру-Тупак. Древнее искусство. Керамический портретный сосуд. 1—8 вв. Частное собрание. В 19 в. в архитектуре господствовало подражание французскому классицизму, а с 1870-х гг.— итальянской эклектике. В начале 20 в. попыткой возрождения национальных традиций стал «неоколониальный стиль» (архитектора Р. Маркина, К. Саут), эклектически украшавший здания мотивами перуанского барокко. В 20-е гг. возник «неоперуанский стиль» (архитектора М. Пикерас Котоли, Э. Арт-Терре), соединявший пластичность и лаконизм зодчества древнего Перу с функциональной целесообразностью современных небольших жилых домов. С конца 30-х гг. наметился переход к принципам современной архитектуры, победившим в середине 20 в. Строятся высотные административные и деловые здания, комфортабельные отели, жилые дома, учебные комплексы, современные микрорайоны (архитектор М. Бьянко, С. Агурто Кальво, Э. Сеоане Рос, Л. Миро Кесада Гарланд), начата частичная реконструкция городов (Лима, курорт Анкон и др.). Однако большинство городов и посёлков всё ещё застроено традиционными домами из адобы и камня. Перу. Э. Сеоане Рос. Жилой дом «Насаренас» в Лиме. 1952—54. В начале 19 в. Х. Хиль де Кастро писал парадные, несколько лубочные портреты героев борьбы за независимость Америки. Европейскую академическую школу прошли в 19 в. исторический живописец И. Мерино, изображавший жизнь индейцев Ф. Ласо, портретист К. Бака Флор, работавший во многих жанрах Д. Эрнандес. Любовно, с народным юмором изображал быт страны представитель костумбризма Панчо Фьерро. Обновление живописи Перу в 20 в. связано с выступлением в 20-е гг. представителей индихенизма, боровшихся как с академизмом, так и с модернизмом во имя отражения народной жизни и возрождения национальных традиций (Х. Сабогаль, Х. Кодесидо, К. Блас, Х. Винатеа Рейносо). Эти же принципы проявились в скульптуре (К. Сако, И. Посо) и отчасти в монументальной живописи (Апуримак, К. Киспес Асин, Х. М. Угарте Элеспуру). Быт индейских крестьян запечатлел художник-самоучка индеец М. Уртеага. Известное распространение в живописи Перу получили кубизм и экспрессионизм (Р. Грау, С. Гутьеррес), абстрактное искусство (Ф. де Сисло, Х. Пикерас, А. Давила); влияние Г. Мура испытал скульптор Х. Рока Рей. В народном искусстве (плащи-«пончо» с геометрическим узором; керамические сосуды, гротескные статуэтки, фигурки быков; сосуды «мате» из тыквы с выжженными рисунками; деревянные сосуды «керо» с яркой инкрустацией) соединяются индейские и испанские традиции. Х. Сабогаль. «Индианка уанка». 1938. Х. Рока Рей. Памятник в Трухильо. 1956. Фрагмент. Х. Сабогаль. «Индеец уанка». Гравюра на дереве. Ф. Ласо. «Индеец-гончар». Середина 19 в. Муниципальная пинакотека. Лима. Х. Хиль де Кастро. Портрет С. Боливара. 1825. Национальный музей Республики. Лима. Деревянный сосуд («керо») в виде головы ягуара.
Лит.: Полевой В. М., Искусство стран Латинской Америки, М., 1967; Кириченко Е. И., Три века искусства Латинской Америки, М., 1972; Wethey Н. Е., Colonial architecture and sculpture in Peru Camb. (Mass.), 1949; Rubinde Ia Borbolla D., Los tesoros artísticos del Perú, Мéх., 1961; Anton F., Alt-Peru und seine Kunst, [2 Aufl.], Lpz., 1972. Древнее искусство Перу. Портретный керамический сосуд. Культура Мочика. Собрание Н. Каммингса. Чикаго. Перу(Perú), Республика Перу (República del Perú). Флаг государственный. Перу. Государственный герб Перу. I.Общие сведения Озеро Титикака. П. — государство в западной части Южной Америки. Граничит на С.-З. с Экуадором, на С.-В. — с Колумбией, на В. — с Бразилией и Боливией, на Ю. — с Чили. На З. и Ю.-З. омывается водами Тихого океана. Площадь (вместе с прибрежными островами) 1285 тыс. км2. Население 14,9 млн. чел. (1973). Столица — г. Лима. Вулкан Мисти. В административном отношении делится на 23 департамента и 1 провинцию (см. табл. 1). II. Государственный стройIII. Природа V. Исторический очерк VI. Политические партии, профсоюзы и другие общественные организации VII. Экономико-географический очерк VIII. Вооружённые силы IX. Медико-географическая характеристика X. Просвещение XI. Научные учреждения XII. Печать, радиовещание, телевидение XIII. Литература XIV. Архитектура и изобразительное искусство XV. Музыка XVI. Драматический театр XVII. Кино |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|