Религиозное обучение и образование

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
РА РВ РД РЕ РЁ РЖ РИ РК РН РО РП РС РТ РУ РШ РЫ РЭ РЮ РЯ
РЕА
РЕБ
РЕВ
РЕГ
РЕД
РЕЕ
РЕЖ
РЕЗ
РЕИ
РЕЙ
РЕК
РЕЛ
РЕМ
РЕН
РЕО
РЕП
РЕР
РЕС
РЕТ
РЕУ
РЕФ
РЕХ
РЕЦ
РЕЧ
РЕШ
РЕЭ
РЕЮ
РЕЯ

Религиозное обучение и образование, система профессиональной подготовки служителей религиозных культов, специалистов-теологов, преподавателей богословия в духовных учебных заведениях и религиозное обучение населения. Р. о. и о. используется церквами и миссионерами для распространения религии среди неверующих и иноверцев, вербовки прозелитов. Возникновение и развитие Р. о. и о. связаны с историей формирования религии в древних государствах Востока (Вавилония, Египет и др.), с усложнением богословских систем, знание которых требовало специального обучения священнослужителей и систематического истолкования религиозного учения населению. С возникновением буддизма (6—5 вв. до н.э.) обучение населения религии начало проводиться в монастырских школах. В христианстве (1 в. н. э.) теология стала предметом изучения в катехизических и общеобразовательных школах Александрии (Египет), Иерусалима, Рима и др. городов Римской империи и Византии. Наибольшее развитие Р. о. и о. получило в эпоху феодализма, когда монополия на образование находилась в руках церкви, а само образование приняло преимущественно богословский характер. Теология была основным предметом и светской, в том числе высшей, школы, возникшей в средние века. В последующем, в связи с развитием светской школы, начавшимся в период Реформации (1-я половина 16 в.) и буржуазных революций, произошло известное вытеснение Р. о. и о. из сферы духовной жизни общества. Однако профессиональная подготовка духовенства, специалистов-теологов и религиозное обучение населения осуществляются во многих странах и во 2-й половине 20 в.

  Основное в Р. о. и о. — изучение т. н. священных, канонических книг: в буддизме — Типитака и др., в исламеКоран, в христианствеБиблия, в иудаизме — библейский Ветхий завет и Талмуд. В них излагаются учения Яхве,Будды, Иисуса Христа,Мухаммеда (Магомета) и др., считающихся основателями религии, или их последователей, учеников (апостолов) и пророков; система догматов определённого вероучения, выработанных и утвержденных высшими церковными инстанциями (соборами, папскими энцикликами и т.п.).

  Современное Р. о. и о. в классово антагонистическом обществе, для которого религия составляет важную часть идеологии, тесно связано со всей структурой народного образования — во многих звеньях его преподавание религии предусмотрено учебными программами. Церковь имеет, кроме того, и мощную сеть собственных учебных заведений, занимающихся религиозным обучением; в числе их: 1) духовные учебные заведения, готовящие профессиональных служителей религиозных культов и богословов; 2) конфессиональные (созданные по вероисповедному признаку) учебные заведения церковноприходского типа (находятся в ведении местного духовенства), дающие не профессиональные, но систематизированные знания в области определённого вероучения, например в буддизме — монастырские школы, в мусульманском культе — мектебы (куттабы) и коранические школы при мечетях, в христианстве — катехизические школы при храмах, костёлах; 3) общеобразовательные начальные, средние и высшие школы, принадлежащие определённой религиозной организации, где наряду с другими предметами изучается теология. В целях обучения религии используются молитвенные помещения (мечети, храмы, синагоги и т. п.), а также частные, в основном конфессиональные, воскресные, вечерние, заочные школы и курсы, средства массового общения и информации (радио, телевидение, периодическая печать и т.д.), кинофильмы с религиозным содержанием, богословская литература.

  Организация, структура и содержание Р. о. и о. определяются историческими, национально-религиозными особенностями, положением соответствующей конфессии в обществе, законами о культах. Так, во Франции, Мексике, Уругвае и некоторых др. странах преподавание религии в государственных учебных заведениях запрещено. В США церковь формально отделена от государства, но изучение религии в общеобразовательных школах проходит факультативно (для желающих в специально отведённые часы). Кроме того, в США функционирует обширная сеть частных учебных заведений, школ при церквах, а также школ, принадлежащих религиозным организациям (или финансируемых ими), в которых изучение религии включается в учебную программу.

  В широких масштабах осуществляется буддийское Р. о. и о. В большинстве стран Восточной и Юго-Восточной Азии, где традиционно распространён буддизм, изучение религии включено в программы общеобразовательных школ всех уровней. В буддийских университетах — в г. Наланда (Индия), Видьодая и Видьяланкара в г. Коломбо (Шри-Ланка), учебном и научно-исследовательском институте в г. Мандалай (Бирма), буддийском университете в г. Киото (Япония) и др. — наряду с философией и теологией буддизма изучаются буддийские логика, этика, искусство и медицина, история буддизма, проблемы современной буддологии. В ряде университетов в программу включены также история основных разновидностей буддизма, в частности хинаяны и махаяны. В некоторые университеты наряду с монашествующей поступает и светская молодёжь. Выпускники используются в качестве специалистов-религиоведов и преподавателей по различным отраслям буддологии.

  В арабских и некоторых странах Ближнего и Среднего Востока, в Индонезии и др., где распространён ислам, Р. о. и о. является составной частью системы общего народного образования. Религиозные дисциплины входят в программы всех типов учебных заведений. Действует около 30 мусульманских университетов и факультетов мусульманской теологии и права (шариата), организованных в некоторых государственных университетах Алжира, Египта, Индии, Индонезии, Ирака, Марокко, Пакистана, Ирана, Саудовской Аравии и др. Университетский теологический курс включает теологические, некоторые общеобразовательные дисциплины и арабский язык. Крупнейшие исламские университеты: аль-Азхар, Александрийский, Каирский (Египет), Алжирский, Алигархский, Аллахабадский, Делийский (Индия), Исламский университет Индонезии, Карачский университет и институт исламоведения (Пакистан), Тегеранский (Иран), Хартумский (Судан) и др.

  Теологическое образование дают и мусульманские духовные учебные заведения в СССР, но в их программы входят не только религиозные, но и светские дисциплины: араб. литература и её история, язык и литература, история древнего мира, средних веков, обществоведение, международное право, политэкономия, основы философии и др.

  В зарубежных медресе и особенно в университетской среде ведётся проповедь ортодоксального ислама, который ставится выше всех других верований и идеологий не только как религия, но и как универсальная идеология, национальная политика и культура. Вместе с тем развиваются и некоторые прогрессивные тенденции: преодолеваются узкий конфессионализм Р. о. и о., замкнутость, растет признание ценности изучения светских дисциплин. Выпускники медресе и теологических факультетов университетов не только становятся служителями культа, но используются на государственной, общественно-политической и научной работе.

  Современное христианское теологическое образование развивается на базе вероучений трёх основных конфессий: католицизма,православия,протестантизма. В системе римско-католической церкви насчитывается 53 католических университета, 49 университетских теологических факультетов и институтов. Старейшие понтификальные (папские) университеты: Саламанкский (основан в 13 в., Испания), Грегорианский, Латеранский, Урбанианский (15—17 вв., Италия), Лувенский (15 в., Бельгия). В 13—17 вв. были созданы и католические высшие школы: во Франции — коллеж Сорбонна (как богословская школа ликвидирована в 1792, с 1875 существует Парижский католический институт), в Австрии — Венский (14 в.), Грацский (16 в.), Инсбрукский (17 в.) университеты, в Германии — Тюбингенский университет (15 в.), в Перу — университет Сан-Маркос (16 в., Лима) и др., в составе которых и поныне сохранились традиционные для католицизма факультеты теологии, философии и канонические права. Кроме того, в 116 странах функционируют (1972) 2090 католический семинарий, в том числе: в Европе — 1065, Азии — 302, Америке — 448, Африке — 249, Австралии и Океании — 26. Из этого числа во Франции насчитывается 198 семинарий, в Испании — 134, ФРГ — 72, Португалии — 40, Индии — 63, на Филиппинах — 38, в Канаде — 42, Мексике — 67, Бразилии — 110, Колумбии — 44. Все семинарии делятся на два типа: Maiora (старшая) и Minora (младшая), дающие соответственно высшее или среднее богословское образование. В 753 старших и 1337 младших семинариях обучалось около 200 тыс. человек. Одним из центров теологического образования является Италия, где действует 9 понтификальных академий (Рим), в том числе Папская академия наук, 7 понтификальных университетов, 14 институтов, 18 понтификальных колледжей, в том числе Русский (Руссикум), а также 119 старших, 277 младших региональных семинарий и более 60 колледжей, принадлежащих различным монашеским орденам. В ведении римско-католической церкви в Италии находится также около 4,5 тыс. общеобразовательных учебных заведений. Религия как обязательный предмет преподаётся и во всех типах школ Австрии, Испании, Португалии и большинства стран Латинской Америки. В Бельгии католические школы по количеству учащихся превосходят государственные. Большое число католических школ действует во Франции, ФРГ. В США функционирует 2700 средних католических учебных заведений, где обучается более 1300 тыс. чел. Религиозное обучение в них составляет часть общего учебного плана. Кроме того, под руководством иезуитов действуют 4 католических университета, 95 теологических семинарий и колледжей, в которых готовятся кандидаты священства для пастырской работы, а также обучается некоторая часть светской молодёжи. Под влиянием и контролем римско-католической церкви находится вся сфера народного просвещения в большинстве стран Латинской Америки, обучение в начальных и средних школах основывается на принципах католической религии. В Аргентине, Бразилии, Венесуэле, Гватемале, Колумбии, Никарагуа, Парагвае, Панаме, Перу и Сальвадоре, а также в Канаде функционируют католические университеты. Католические школы всех типов действуют также в некоторых странах Азии и во многих странах Африки. Одна из характерных черт католического теологического образования — строгая централизация. Теологическими учебными заведениями и всеми типами католических общеобразовательных школ ведает Ватикан, три его конгрегации: пропаганды веры, семинарий и университетского образования, католического образования. Особая роль отводится ордену иезуитов, представители которого обычно возглавляют католические университеты, ведут преподавание богословских дисциплин в университетах, семинариях, колледжах и средних учебных заведениях. Если ещё в 1-й половине 20 в. учебные планы отличались консерватизмом, традиционизмом, то в 60—70-е гг. они были приведены в соответствие с изменившейся в мире обстановкой и курсом Ватикана на «аджорнаменто» («обновление»), в них включены новые дисциплины: история атеизма, антология (избранные произведения) атеизма, марксистский атеизм. Папский салезианский университет в Риме выпустил (1967—69) 4-томную «Энциклопедию современного атеизма». Идеологи католицизма, как видно из официальных документов Ватикана, обеспокоенные ростом влияния атеизма в мире, ставят задачу готовить «гармонично развитых пропагандистов веры», богословов, способных бороться с марксистским атеизмом, более тонко его фальсифицировать, усиливать влияние католицизма на массы. Новые учебные программы некоторых высших школ ориентируют также на более глубокое изучение других религий, в частности на подготовку будущих богословов для проведения диалога с православием.

  Одна из целей теологического образования — подготовка кадров не только для священнослужения в церкви, но и для государственного аппарата, включая капелланов вооруженных сил, полиции, а также для католических партий и профсоюзов, ассоциации «Католическое действие», женских, молодёжных и др. организаций. В соответствии с решениями 2-го Ватиканского собора (1962—65) особое внимание уделяется подготовке католиков-мирян для работы среди населения, что, по мысли идеологов современного католического «аджорнаменто», призвано приостановить процесс дехристианизации, кризисные явления в католицизме. Как свидетельствует декларация о христианском образовании, принятая на 2-м Ватиканском соборе, римско-католическая церковь вынуждена была признать утрату монополии на образование, добиваясь в то же время признания особой компетентности церкви в области народного образования. Небольшую сеть духовных учебных заведений имеют и старокатолические исповедания — сторонники отколовшегося (1871) от римско-католической церкви направления, не признающие провозглашенный Ватиканским собором 1869—70 догмат о папской непогрешимости. Семинарии старокатоликов функционируют в Амерсфорте (Нидерланды), Бонне (ФРГ); в США существуют воскресные школы, дающие элементарную религиозную информацию для детей и взрослых старокатоликов.

  Традиционный и строго догматический характер имеет Р. о. и о. в православии. В духовных учебных заведениях православных церквей стран Ближнего Востока, а также Болгарии, Греции, Румынии, Югославии изучают в основном только дисциплины, вытекающие из Библии, Священного писания, священного предания и постановлений первых Вселенских соборов. Однако и в эти твердыни ортодоксии входит новое, обращается внимание на изучение проблем экуменизма, диалога с другими религиями и «теологии социального служения». В 50—60-е гг. Московская патриархия восстановила традицию прежних (дореволюционных) духовных школ — давать богословское образование студентам из иных автокефальных православных церквей. В Московскую и Ленинградскую духовные академии принимаются граждане из зарубежных стран, здесь получали богословское образование представители александрийской, антиохийской, сербской, румынской, болгарской, кипрской, польской, чехословацкой, финляндской и японской православных церквей. В Ленинградской духовной академии обучаются студенты из православных восточных, т. н. нехалкидонских, церквей Индии, Кении, Танзании, Уганды и Эфиопии. При Московской духовной академии имеется трёхгодичная аспирантура. Выпускникам академии присваивается степень кандидата наук, после защиты соответствующих диссертаций — степень магистра, доктора богословия.

  В протестантизме среднее и высшее теологическое образование миряне получают в теологических колледжах, окончание которых не требует принятия духовного сана, а богословы учатся в теологических учебных заведениях разного типа. В Западной Европе около 60 академий, университетов и университетских факультетов дают высшее образование; функционирует свыше 100 колледжей, училищ, школ и проповеднических семинаров, дающих среднее образование, готовящих богословов, пасторов и проповедников для служения в церквах разных протестантских конфессий: евангелической (лютеранской), реформатской (кальвинистской) и др. Евангелические и др. протестантские церкви Западной Европы создали также большую сеть духовных учебных заведений и в странах Африки, Азии. В США действуют теологические колледжи и семинарии следующих церквей: лютеран — 12, просвитериан — 17, баптистов — 35, методистов — 13, адвентистов — 4, реформатов — 3, меннонитов — 4.

  Система теологического образования в протестантизме не централизована. Она имеет существенные различия в каждой ветви протестантизма и церкви. Статус протестантских духовных учебных заведений во многих странах обычно определяет соответствующая религиозная организация. Например, ряд богословских (пастырских) семинарий в США принимает в состав своих слушателей только окончивших теологический факультет университета. Учебная программа состоит из следующих разделов: библеистика, церковная история, богословие, пасторология (изучение обязанностей священнослужителя). Библеистика составляет основу подготовки пресвитеров и проповедников на курсах евангельских христиан-баптистов в Москве, в учебных заведениях многих церквей и сект, функционирующих в Европе, США, Канаде и Латинской Америке. В Великобритании начальное обучение религии (в основном англиканской разновидности христианства) проводится в системе государственных школ. Среднее теологическое образование дают 40 богословских колледжей, а высшее — теологические факультеты и отделения 25 государственных университетов (Оксфордский, Кембриджский, Лондонский, Манчестерский и др.).

  Свою систему образования имеют и нехалкидонские (монофизитские) церкви. Так, эфиопская церковь имеет средние богословские школы и теологический колледж в Аддис-Абебе, дающий высшее образование; коптская церковь Египта готовит теологов на богословском факультете Александрийского университета; теологи-монофизиты обучаются и в Индии: в Старой семинарии в Коттаяме и во всехристианском колледже в Бенгалуру. Теологическое образование этих конфессий широкого распространения не получило, и только армянская григорианская церковь, имеющая значительное число последователей в ряде стран Ближнего Востока, Европы и Америки, проводит религиозное обучение населения при некоторых зарубежных храмах, а в Эчмиадзине (близ Еревана) имеет духовную академию, состоящую из двух отделении: академического и семинарского; наряду с христианским богословием изучаются светские дисциплины: история армянского народа, его древней музыки, литературы, живописи, зодчества, в преподавании которых сказывается влияние церковных доктрин.

  В современном Р. о. и о. происходит сложная эволюция: в его некоторых звеньях наблюдается отход от узкого конфессионализма. В ряде стран Западной Европы, Америки и Азии создаются экуменические, межрелигиозные духовные школы, теологические колледжи и университетские богословские факультеты, привлекающие приверженцев разных христианских вероисповеданий. В религиозное обучение привносятся идеи «совместимости теологии с наукой», богословие очищается от отдельных догм, явно противоречащих науке, в некоторых конфессиях делаются попытки обновления структуры теологического образования путём включения в них научных дисциплин. В то же время в ряде конфессий усиливает свои позиции реакционная часть теологов, ведущая религиозное обучение населения. Так, в Израиле всё обучение носит реакционный религиозно-мистический и сионистский характер, даже в государственных общеобразовательных школах в обязательном порядке изучается библейский Старый завет, Тора (закон) и Талмуд. В иудейско-клерикальном духе ведётся преподавание и в теологических заведениях США, находящихся в распоряжении Совета синагог США.

  Современное Р. о. и о. испытывает глубокий кризис. Всё меньший интерес к религии проявляет молодёжь, духовные учебные заведения ежегодно имеют недобор слушателей, значительная часть выпускников теологических факультетов предпочитает не принимать сан священнослужителя, сокращаются контингенты, получающие Р. о. и о.

  В СССР в соответствии с декретом «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» (1918) преподавание религиозных вероучений во всех государственных и общественных учебных заведениях не допускается. Граждане могут обучать и обучаться религии лишь частным образом. В соответствии с законами преподавание религии не проводится в государственных школах Болгарии, Чехословакии, Югославии и ряда др. социалистических стран. В Польше для желающих религиозное обучение осуществляется при костёлах, в Венгрии — преподавание катехизиса ведётся в церковных зданиях и факультативно в общеобразовательных школах.

  См. также Духовные учебные заведения,Атеизм, Религия и статьи о различных религиозных системах и конфессиях — Буддизм,Индуизм,Ислам,Иудаизм,Конфуцианство,Синтоизм,Христианство,Католицизм,Православие,Протестантизм, церквах, например Евангелические церкви, и сектах, например Евангельские христиане, и др.

 

  Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Об атеизме, религии и церкви. [Сб.], М., 1971; Ленин В. И., Об атеизме, религии и церкви. [Сб.], М., 1969; Коммунистическая партия и Советское правительство о религии и церкви, М., 1961; Никольский Н. М., Избранные произведения по истории религии, М., 1974; Осипов А, А., Путь к духовной свободе, М., 1960; Лафарг П., Религия и капитал, [пер. с франц.], М., 1937; Боги, брахманы, люди. Четыре тысячи лет индуизма, пер, с чеш., М., 1969: Русская православная церковь. Устройство. Положение. Деятельность, М., Московская патриархия, 1958; Поместный собор русской православной церкви, М., Московская патриархия, 1972; Annuario Pontificio per l'anno 1973, Citta del Vaticano, 1973: Seminaria ecclesiae catolical, Vaticanis, 1963; Taschenbuch der evangelischen Kirche in Deutschland, Stuttg., 1968; Directory of Theological Treining institute ons in Europe, Genf, 1971: Yearbook of Amerikan and Canadian churches, 1969, N. Y., 1969.

  В. Г. Фуров.

Так же Вы можете узнать о...


Приливные течения, периодически меняющиеся по направлению и скорости течения, вызванные приливообразующими силами Луны и Солнца (см.
Столбцы (город в Минской обл.) Столбцы, город (с 1940), центр Столбцовского района Минской области БССР.
Центральная радиолаборатория (ЦРЛ), научно-исследовательская организация; создана в 1923 в Петрограде в составе радиоотдела Государственного треста заводов слабого тока; постепенно сформировалась в многопрофильное учреждение для выполнения научно-технических разработок в области радиотехники, электровакуумной техники, ВЧ промышленной технологии, инфракрасной техники, гидроакустики, электроакустики, телевидения, измерит.
Атава С., псевдоним русского писателя С. Н. Терпигорева.
Гемантус (Haemanthus), род многолетних луковичных растений семейства амариллисовых.
Иновроцлав (Inowrocław), город в Польше, в Быдгощском воеводстве, близ р.
Лепка, создание скульптуры из мягких пластических материалов (глина, воск, пластилин) путём наращивания или срезания массы.
Овеществление, реификация, введённое К. Марксом философско-социологическое понятие, обозначающее исторически преходящую форму социальных отношений, при которой отношения между людьми принимают видимость отношений между вещами.
Родословные книги в России. В 16—17 вв. содержали родословия княжеских и боярских фамилий, представители которых занимали высшие должности в государственном и военном аппарате.
Тонбури, Тхонбури, город на  Ю. Таиланда, на р.
Эверланн Арнульф Эверланн (Øverland) Арнульф (27.
Богданович Ипполит Федорович [23.12.1743 (3.
Давыдовский Ипполит Васильевич [20.7(1.8).1887, Данилов, — 11.
Кейнс Джон Мейнард Кейнс (Keynes) Джон Мейнард (5.6.1883, Кембридж, — 21.
Мате, матэ (заимствование из языка южноамериканских индейцев кечуа), высушенные измельченные листья вечнозелёного дерева парагвайский чай.
Перепелятник, малый ястреб (Accipiter nisus), хищная птица семейства ястребиных.
Сиголов, волховский сиг (Coregonus lavaretus baeri), рыба рода сигов семейства лососёвых; разновидность обыкновенного сига.
Ферула (Ferula), род многолетних растений семейства зонтичных.
«Адабият ве инджесенет» («Литература и искусство»), газета на азербайджанском языке, издаётся в Баку, орган Союза писателей Азербайджана и Министерства культуры Азербайджанской ССР.