Польша XVII. Драматический театр

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
ПА ПЕ ПЁ ПИ ПЛ ПН ПО ПП ПР ПС ПТ ПУ ПФ ПХ ПЧ ПШ ПЫ ПЬ ПЭ ПЮ ПЯ
ПОА
ПОБ
ПОВ
ПОГ
ПОД
ПОЕ
ПОЖ
ПОЗ
ПОИ
ПОЙ
ПОК
ПОЛ
ПОМ
ПОН
ПОО
ПОП
ПОР
ПОС
ПОТ
ПОУ
ПОХ
ПОЦ
ПОЧ
ПОШ
ПОЭ
ПОЯ

XVII. Драматический театр

Ранние формы театральных зрелищ в Польша — литургические представления (сохранились отдельные сценарии 2-й половины 13 в.). С развитием мистериального театра в 15 в. в религиозные сюжеты стали проникать светские, сатирические народные мотивы (например, «История о славном воскресении господнем» Миколая из Вильковецка, между 1570—80). С конца 16 в. получили распространение школьные театры, создававшиеся в дидактических целях монашескими орденами. Однако и в их назидательно-схоластические спектакли проникали реалистические мотивы. В эпоху Возрождения возник придворный театр, упрочивший связи Польша с театральной культурой др. стран. В 1633 в королевском замке в Варшаве было открыто первое постоянное театральное помещение с лучшей театральной техникой того времени. При короле Станиславе Августе Понятовском, любителе театра и просвещённом меценате, были построены в Варшаве (парк Лазенки) театр «В апельсиновой оранжерее» (1788) и открытый амфитеатр «На острове» (1790). Во 2-й половине 18 в. крупные магнаты, подражая королевскому двору, создавали в своих поместьях театры, развитие которых, проходившее под влиянием просветительских идей, способствовало формированию национального театра Польша В Варшаве 19 ноября 1765 начал работать польский «Театр Народовы» — первый публичный театр Польша, ставивший пьесы польских драматургов и иностранных авторов. В конце 18 в. борьбу за передовое национальное театральное искусство возглавил В. Богуславскийрежиссёр, актёр, драматург, теоретик и педагог, на протяжении многих лет руководивший «Театром Народовы»; его деятельность способствовала организации и упрочению театров в Кракове, Вильнюсе, Познани и др. городах. Постановка им на сцене «Театра Народовы» на собственное либретто оперы-водевиля «Мнимое чудо, или Краковцы и горцы» (музыка Я. Стефани, 1794) была выражением передовых идей национального освобождения. Богуславский воспитал плеяду актёров, выступавших на сцене «Театра Народовы»: К. Б. Свежавский, К. Овсиньский, М. Шиманьский, Т. и А. Трусколаскис, Ю. Ледуховская, Л. Дмушевский, А. Жулковский-отец и др.

Сцена из спектакля «История о славном воскресении господнем». «Театр Народовы». Варшава. 1962. Польша.

Сцена из спектакля «История о славном воскресении господнем». «Театр Народовы». Варшава. 1962.

  1810—40-е гг. характеризуются разрывом между театральной практикой (репертуаром) и литературной драмой, достигшей своего расцвета в произведениях выдающихся польских романтиков (А. Мицкевича, Ю. Словацкого, З. Красиньского и др.), но не нашедшей сценического воплощения в то время. Значительным завоеванием театрального искусства стала постановка пьес Ю. Коженёвского, А. Фредро, отмеченных демократической настроенностью, и европейской классики. В 1829 открылся театр «Розмаитости» (как филиал «Театра Народовы», который слился с ним в 1836). Первый его руководитель — Б. Кудлич, воспитавший многих известных актёров, среди которых Я. Круликовский, А. Жулковский-сын, Л. Гальперт, Ю. Рыхтер.

  С конца 60-х гг. 19 в. ведущим в стране становится Краковский театр, руководимый С. Козьмяном. Здесь сформировалась т. н. краковская школа — школа передового реалистического сценического мастерства, чуждого внешней декламационности, основанного на проникновении в психологию персонажа, на сдержанности внешних средств выражения. Её принципы нашли воплощение в творчестве А. Гофман, Ф. Бенды, В. Рапацкого, Б. Ладновского, Р. Желязовского, Л. Сольского. С краковской школой было связано творчество крупнейшей польской актрисы Х. Моджеевской. Опыт режиссуры краковской школы был развит в творчестве Т. Павликовского и Ю. Котарбиньского. Традиции сценического реализма продолжали многие виднейшие мастера конца 19 — начала 20 вв., в том числе К. Каминьский, М. Френкель, М. Пшибылко-Потоцкая, В. Семашко, А. Зельверович, К. Адвентович, Ю. Венгжин, Б. и Е. Лещиньские, С. Высоцкая.

  В 1913 в Варшаве открылся «Театр Польски», который стремился противостоять проникновению в сценическое искусство буржуазно-коммерческого влияния. Созданный по инициативе А. Шифмана, театр утверждал высокое качество репертуара, принцип подчинения всех компонентов действия единому замыслу, новаторство режиссёрских и декорационных решений. С его деятельностью в той или иной степени были связаны виднейшие мастера сцены, осуществлявшие в 20—30-е гг. (опираясь на принципы К. С. Станиславского) прогрессивные творческие начинания и продолжавшие их затем после создания народной Польша Среди них: актёры и режиссёры Ю. Остэрва, С. Ярач, С. Высоцкая, а также Л. Шиллер, проводивший в своём творчестве концепцию «огромного театра» — театра монументального, поэтического и высокогражданственного, выражавшего идеи А. Мицкевича и С. Высняньского.

  После освобождения Польша от фашистской оккупации (1944) начался процесс активного строительства нового народного театра. В июне 1946 состоялась первая сессия Театрального совета, наметившая основное направление работы театров как средства духовного воспитания широких масс. Были восстановлены и заново организованы театры в Варшаве, Кракове, Вроцлаве, Познани, Катовице, Гданьске, Лодзи, Ополе, Торуни и др. В 1949 завершилась национализация театров. Важной вехой, отметившей первые успехи театра, возрожденного после войны и оккупации, явился фестиваль пьес У. Шекспира (1947), в числе лучших спектаклей которого были работы виднейших режиссёров старшего поколения (Л. Шиллера, В. Хожицы, И. Галля). В 1949 был проведён фестиваль русской классической и советской драмы, имевший важное значение в утверждении принципов социалистической эстетики. В 1951 во Вроцлаве был организован фестиваль современной польской пьесы, проводимый затем ежегодно (регулярно с 1960). Догматические тенденции, выразившиеся в произведениях некоторых польских драматургов и театров (конца 40 — начала 50-х гг.) в суженном представлении о путях развития социалистического искусства, позднее преодолевались прежде всего в пьесах Л. Кручковского, а также Е. Лютовского, Е. Брошкевича, Т. Ружевяча, С. Гроховяка, в начале 70-х гг.— Э. Брылля и др. Получили широкое и разностороннее воплощение произв. А. Мицкевича, Ю. Словацкого, З. Красиньского, С. Выспяньского.

  Наряду с представителями старшего поколения — Л. Сельский, А. Зельверович, К. Адвентович, М. Цвиклиньская, Я. Кречмар, Э. Барщевская, И. Эйхлерувна, В. Брыдзиньский, Я. Курнакович, Ю. Венгжин, Е. Лещиньский, Я. Вощерович, М. Выжиковский, К. Опалиньский, В. Ханьча, Л. Семполиньский, И. Квятковская, — большой вклад в развитие актёрского искусства внесли представители среднего поколения — Х. Миколайская, З. Мрозовская, А. Сленская, Б. Крафтувна, З. Куцувна, Х. Скаржанка, Я. Свидерский, Т. Фиевский, Г. Холоубек, Т. Ломницкий, В. Семен, М. Дмоховский, И. Гоголевский, Ч. Воллейко, А. Лапицкий, Д. Ольбрыхский, М. Коморовская, А. Полони, В. Пшоняк, Ю. Новицкий и др. В числе крупнейших режиссёров, помимо названных, — А. Ханушкевич (руководитель «Театра Народовы», выступает и как актёр), Э. Аксер (руководитель театра «Вспулчесны», Варшава), К. Скушанка, Е. Красовский, Е. Яроцкий, К. Деймек, А. Бардини, Л. Замков, М. Окопиньский, Л. Рене, З. Хюбнер, Ю. Шайна, К. Браун, Е. Гротовский (создатель известного «Театра-лаборатории»), Х. Томашевский (вроцлавский Театр пантомимы), К. Свинарский, Я. Варминьский. Среди молодого поколения режиссёров — М. Прус, Е. Гжегожевский, Р. Кордзиньский. Крупнейшие достижения польского театрально-декорационного искусства связаны с творчеством художников А. Пронашко, В. Дашевского, О. Аксера, Я. Косиньского, Т. Рошковской, К. Захватович, М. Колодзей, Ю. Шайна.

  Среди ведущих театров Польша (1974): «Народовы», «Польски», «Атенеум», «Драматычны», «Вспулчесны» — в Варшаве; Театр им. Ю. Словацкого, «Стары» имени Х. Моджеевской — в Кракове; «Новы» — в Лодзи, «Выбжеже» — в Гданьске, им. Ю. Остэрвы — в Люблине, им. В. Хожицы — в Торуни, им. С. Выспяньского — в Катовице, Драматические театры (объединение) — во Вроцлаве, «Польски» — в Познани и др. Приметное место в театральной жизни Польша занимают студенческие театры, многие из которых достигли заслуженной популярности («СТС» — в Варшаве — ныне профессиональный театр, «Каламбур» — во Вроцлаве, «Бим-бом» — в Гданьске и др.). В Варшаве, Кракове и Лодзи работают высшие театральные школы. Научная работа в области театрального искусства ведётся в отделе театра института искусства Польской АН в Варшаве. В Варшаве имеется Театральный музей. Среди ведущих театроведов и критиков: З. Рашевский, С. Марчак-Оборский, Ю. Щублевский, Т. Сиверт, К. Пузына, Р. Шидловский и др. Выходят периодические издания по театру: журналы «Teatr» (с 1945), «Dialog» (с 1956), «Scena» (с 1970), квартальник «Pamietnik teatralny» (с 1952), ежегодник «Almanach Sceny Polskiej» (с 1961). Театральные деятели объединены в Союз артистов театра (основан в 1919).

Сцена из балета «Пан Твардовский» Л. Ружицкого. «Театр Вельки». Варшава. 1957. Польша.

Сцена из балета «Пан Твардовский» Л. Ружицкого. «Театр Вельки». Варшава. 1957.

 

  Лит.: Игнатов С., Польский театр, в кн.: История западноевропейского театра, т. 2, 4, М., 1957—64; Ростоцкий Б. И., Театр и кино, в кн.: История Польши, т. 3, М., 1958; его же, Театр, в кн.: Очерки истории Народной Польши, М., 1965; его же, Польский театр, в кн.: История зарубежного театра, ч. 2, М., 1972; Сольский Л., Воспоминания, [пер. с польск.], М., 1961: Шидловский Р., Театр в Польше, Варшава, 1972; Estreicher К., Teatr w Polsce, t. 1—3, 2 wyd., Warsz., 1953; Strzelecki Z., Polska plastyka teatralna, t. 1—3, Warsz., 1963; Csató E., Polski teatr współczesny pierwszej połowy XX wieku, Warsz., 1967; Marczak-Oborski S., Teatr czasu wojny, Warsz., 1967; его же, Życie teatralne w Latach 1944—1964, Warsz., 1968; Słownik biograficzny teatru polskiego. 1765—1965, Warsz., 1973.

  Б. И. Ростоцкий.

 

Цирк. До конца 80-х гг. 19 в. на ярмарках и улицах городов Польша выступали бродячие цирковые труппы, акробаты, жонглёры, фокусники. Первый крупный передвижной цирк создал А. Пинсель. В 1883 в Варшаве был построен стационарный цирк (антреприза В. Чинизелли, позже А. Чинизелли), в котором работали главным образом иностранные артисты; в начале 20 в. цирк перешёл к С. Мрочковскому. В годы 2-й мировой войны 1939—45 здание цирка было разрушено, прекратил деятельность и передвижной цирк братьев М. и Б. Станевских (работал в 1932—39). Деятельность цирка в ПНР восстанавливается с 1945, возрождаются некоторые передвижные цирки. В 1945 создаётся государственное Объединение зрелищных предприятий (ОЗП); работают 15 шапито, среди них — Первый государственный цирк в Лодзи (с 1945; директор и художественный руководитель Э. Манц), «Арена», «Варшава», «Полония», Театр-цирк «Сказка». В конце 50-х гг. в Юлинске (под Варшавой) организована учебно-производственная база для подготовки новых номеров и программ. С 1954 развёртывается гастрольная деятельность артистов польского цирка за рубежом. В 1956 в Варшаве был проведён Первый международный фестиваль циркового искусства. Среди мастеров польского цирка: М. и С. Бараньски, Йолес (велофигуристы), Б. и Польша Баста (дрессировщики лошадей), К. Балшак, Э. Двораковский, Е. Кордиум (клоуны), Браун, Бруских (жонглёры), Збышко-Цыганевич, Пытлясиньские (атлеты-борцы), дуэт клоунов Дин-Дон (В. Манц и Э. Манц) и др.

  А. Я. Шнеер.

 

Польша (Polska), Польская Народная Республика (Polska Rzeczpospolita Ludowa), ПНР.

Польша. Флаг государственный. Польша.

Польша. Флаг государственный.

Герб Пястов — первой династии польских королей. Польша.

Герб Пястов — первой династии польских королей.

Государственный герб Польши. Польша.

Государственный герб Польши.

I. Общие сведения
III. Природа
IV. Население
V. Исторический очерк
VI. Политические партии, Фронт единства народа, профсоюзы и другие общественные организации
VII. Экономико-географический очерк
VIII. Вооружённые силы
IX. Медико-географическая характеристика
X. Народное образование
1. ЕСТЕСТВЕННЫЕ И ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ
2. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ
3.  НАУЧНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ
XII. Печать, радиовещание, телевидение
XIII. Литература
XIV. Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство
XV. Музыка
XVI. Балет
XVII. Драматический театр
XVIII. Кино
Так же Вы можете узнать о...


Фенол, монооксибензол, карболовая кислота, бесцветные кристаллы с характерным запахом, розовеющие при хранении, tпл 40,9 °С, tkип 181,75°C; умеренно растворим в воде, хорошо – в спирте, эфире, ацетоне.
Форма музыкальная, см. Музыкальная форма.
Хамедафне, мирт болотный, кассандра (Chamaedaphne, или Cassandra), род растений семейства вересковых.
Хомутово, посёлок городского типа, центр Новодеревеньковского района Орловской области РСФСР.
Цивиль, река в Чувашской АССР, правый приток р.
Чечень, остров в северо-западной части Каспийского моря, к С.
Шеварднадзе Эдуард Амвросиевич (р. 25.1.1928, с.
Шумовая температура, эффективная величина, служащая мерой мощности шумов в радиоприёмных устройствах.
Электронный парамагнитный резонанс (ЭПР), резонансное поглощение электромагнитной энергии в сантиметровом или миллиметровом диапазоне длин волн веществами, содержащими парамагнитные частицы.
Эфир (мифологич.) Эфир (греч. aither), в древнегреческой мифологии верхний, наиболее лёгкий и прозрачный слой воздуха, которого достигала вершина Олимпа, где находились олимпийские боги.
Абагинский Архип, псевдоним якутского советского поэта Кудрина А.
Азербайджанский музей искусств им. Р. Мустафаева в Баку, крупнейшая художественная коллекция Азербайджанской ССР (свыше 7000 произведений искусства).
Альдозы, простые сахара, моносахариды, монозы, кристаллические вещества сладкого вкуса, растворимые в воде.
Антидетонаторы, химические соединения, добавляемые в небольших количествах (менее 1%) к моторным топливам для улучшения их детонационной стойкости (см.
Архипелагские экспедиции русского флота, походы и крупные стратегические действия русского флота в районе Греческого архипелага во 2-й половине 18 — начале 19 вв.
Бад-Вильдунген, Вильдунген (Bad Wildungen), бальнеологический курорт в ФРГ, близ г.
Баттута, арабский путешественник 14 в.; см. Ибн .
Бертран де Борн (Bertran de Born) (около 1140, Борн-де-Салиньяк, Лимузен, — около 1215, монастырь Далон, Дордонь), провансальский трубадур.
Бокаж (тип культурного ландшафта) Бокаж (франц. bocage — роща), тип культурного ландшафта, характерный для западных и северо-западных районов Франции с прохладным влажным океаническим ветреным климатом.