Польша XIV. Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
ПА ПЕ ПЁ ПИ ПЛ ПН ПО ПП ПР ПС ПТ ПУ ПФ ПХ ПЧ ПШ ПЫ ПЬ ПЭ ПЮ ПЯ
ПОА
ПОБ
ПОВ
ПОГ
ПОД
ПОЕ
ПОЖ
ПОЗ
ПОИ
ПОЙ
ПОК
ПОЛ
ПОМ
ПОН
ПОО
ПОП
ПОР
ПОС
ПОТ
ПОУ
ПОХ
ПОЦ
ПОЧ
ПОШ
ПОЭ
ПОЯ

XIV. Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство

К эпохе неолита относятся керамические сосуды с «ленточным», «накольчатым» и «шнуровым» орнаментом, к эпохам бронзы и железа — укрепленные общинные поселения (Бискупин, около 550—400 до н. э.), сосуды из глины и бронзы, культовые колесницы с фигурками птиц и зверей, принадлежащие лужицкой культуре, «лицевые» урны поморской культуры и др. От 7—12 вв. сохранились обобщённая по формам скульптура (голова божества из Янкува, 10 в.), остатки славянских поселений с деревянно-земляными укреплениями (в Гданьске, Ополе, Гнезно, Вроцлаве).

Скульптура 12—15 вв. Надгробие Генриха IV. Камень. Около 1300. Силезский музей. Вроцлав. Польша.

Скульптура 12—15 вв. Надгробие Генриха IV. Камень. Около 1300. Силезский музей. Вроцлав.

  После принятия христианства (966) развивается каменное культовое зодчество (капелла-ротонда Девы Марии на Вавеле в Кракове, 2-я половина 10 в.). Со 2-й половины 11 в. утверждается романский стиль.

Сооружаются отличающиеся суровой величественностью 3-нефные базилики (частично сохранившиеся костёлы в Познани и Гнезно, костёл св. Анджея в Кракове) с монументальными башнями (костёл в Туме, около 1141—61) и с перспективными порталами, покрытыми нарядным резным орнаментом (в костёле Марии Магдалины во Вроцлаве, конец 12 в.). Капители, а иногда и стволы междунефных столбов в интерьерах (костёл в Стшельно, около 1180) украшаются богатой резьбой (плетёнка, растительные узоры, изображения святых, фантастических животных и птиц), сохранились немногочисленные романские крипты (крипта св. Леонарда в соборе на Вавеле в Кракове, около 1100). Редким произведениям скульптуры присуща мягкая обобщенность форм (тимпан портала костёла Девы Марии «на песке» во Вроцлаве с рельефными изображениями Богоматери и донаторов, 2-я половина 12 в.). Шедевр романской скульптуры в Польша — бронзовые двери костёла Девы Марии в Гнезно (около 1170). Исполненные живой непосредственности рельефы со сценами жизни св. Войцеха искусно вплетены в нарядную орнаментальную композицию. Живописи 12—13 вв. (фрески костёлов в Туме и Червиньске) присущи плоскостность контурных изображений, локальность расцветки.

Вит Стош. «Взятие Христа под стражу». Фрагмент алтаря костёла Девы Марии в Кракове (дерево, 1477—89). Польша.

Вит Стош. «Взятие Христа под стражу». Фрагмент алтаря костёла Девы Марии в Кракове (дерево, 1477—89).

  В 14—15 вв. укрепление феодальной монархии в Польша способствовало расцвету городской культуры. Распространились постройки в стиле готики, в которых своеобразно преломлялись архитектурные формы Германии, Чехии, Нидерландов. На Ю. сооружались 3-нефные базиликальные храмы из камня и кирпича (собор на Вавеле и костёл Девы Марии в Кракове, соборы во Вроцлаве и Познани), на С. — зальные кирпичные костёлы (костёл Девы Марии в Гданьске), отличающиеся строгой сдержанностью облика. С гладью стен контрастируют узорные завершения порталов и окон, венчающих стены щипцов. Монументальные башни западных фасадов обычно расчленены на ярусы и завершены шатрами. В Силезии и Северной Польша щипцы костёлов нередко украшаются узорами из поливных кирпичей. Просторные интерьеры с крестовыми, звездчатыми или 3-дольными «пястовскими» сводами отличаются ясностью структуры. В конце 15 — начале 16 вв. нарастает декоративность. Появляются кристаллические своды с живописной орнаментацией (костёл в Пельплине). Композицию каменных церквей повторяют и деревянные костёлы, сохраняющие связь с народным зодчеством (костёлы в Дембно, 2-я половина 15 в., и Грывальде, около 1500). Бурно растущие города в 14—15 вв. застраиваются по регулярному плану и окружаются каменными стенами с воротами и башнями, а иногда и с предвратными укреплениями-барбаканами (в Кракове и Варшаве). Многочисленные общественные постройки отличаются богатством готического декора (ратуши в Торуни и Вроцлаве; «Двор Артуса» в Гданьске, Ягеллонский университет в Кракове с внутренним двором, обрамленным галереей на стрельчатых аркадах). Замки 14—15 вв. имели на юге Польша нерегулярный план (Бендзин), на С. — прямоугольный (Цеханув). На севере Польша сохранились укрепленные монастырские комплексы крестоносцев (Мальборк, 13—15 вв.). В изобразительном искусстве 14—15 вв. усиливается реалистическое начало. На готических надгробиях королей появляются наивно-выразительные фигуры «плакальщиков»; схематичные фигуры умерших приобретают индивидуальные черты. Деревянная скульптура, проникнутая наивно-поэтическим народным мировосприятием, в начале 15 в. отражает

Скульптура 12—15 вв. «Мадонна из Кружлёвой». Дерево. 1410. Национальный музей. Краков. Польша.

Скульптура 12—15 вв. «Мадонна из Кружлёвой». Дерево. 1410. Национальный музей. Краков.

воздействие «мягкого стиля» готики. В главных произведениях готической скульптуры Польша — алтаре костёла Девы Марии в Кракове (1477—89, скульптор Вит Стош) — реалистические устремления поздней готики сочетаются с веяниями Возрождения. Живопись 14—15 вв. отражает контакты на Ю. — с чешским, на С. — с нидерландским, на В. — с древнерусским искусством (росписи капеллы замка в Люблине, 1418). В стенных росписях 14—15 вв. утончённость линейного ритма сочетается с введением пейзажных и жанровых мотивов (росписи костёлов в Неполомице, 1360—70, Ленде, 1370), праздничной орнаментацией (росписи костёла в Дембно, около 1500). Алтарной живописи 15 в. при декоративной плоскостности изображений свойственно стремление к передаче характеров, национальных типов, жизненных ситуаций. Со 2-й половины 15 в., отчасти под нидерландским воздействием, возникает интерес к передаче пространства и объёма. Но сохраняется и любовь к декоративному узорочью (триптих с «Успением Богоматери», около 1508, Марцин Чёрный). Высокого расцвета достигает в 11—15 вв. декоративно-прикладное искусство (серебряная утварь, оружие, витражи).

Вавель. Кафедральный костёл (14 в.) с капеллой Сигизмунда I (1517—33) и (слева) капеллой Вазов (1667). Польша.

Вавель. Кафедральный костёл (14 в.) с капеллой Сигизмунда I (1517—33) и (слева) капеллой Вазов (1667).

  В конце 15 — начале 16 вв. с распространением гуманизма и реформационных учений в Польша складывается культура Возрождения. Итальянскими архитекторами в 16 — начала 17 вв. перестраиваются дворцы и замки (замок на Вавеле в Кракове, с внутренним двором, 1502—16, обнесённым лёгкими арочными галереями). В костёлах появляются ренессансные капеллы (капелла Сигизмунда I в соборе на Вавеле в Кракове, 1517—33). Ренессансные формы вплоть до 17 в. переплетаются с готическими традициями. Сочетание средневековой основы и ренессансного декора придаёт своеобразие городским постройкам Польша Наряду с лоджиями, аркадными внутренними дворами и ордерными порталами в них широко применяются аттики с нарядной орнамент, резьбой [«Сукеннице» в Кракове, ратуши в Познани и в Хелмно]. В северном и центральных районах Польша в конце 16 — начале 17 вв. сказывается воздействие нидерландского маньеризма (арсенал в Гданьске, жилые дома в Гданьске и Казимеже-Дольны). В изобразительном искусстве 16 в. нарастает светское начало (живописные фризы в залах замка на Вавеле в Кракове с изображением турниров и дворцовых празднеств). Развивается батальная и портретная живопись (торжественно-статичные, плоскостные портреты М. Кобера). В начале 16 в. переживает расцвет миниатюра (миниатюры из «Кодекса Бальтазара Бехема» со сценами жизни различных городских сословий; портреты в генеалогической книге семьи Шидловецких, до 1530, мастер Станислав Самостшельник). Ренессансным скульптурными надгробиям при ордерном обрамлении свойственна схематичность трактовки фигур. В конце 16 — начале 17 вв. в них усиливается маньеристический декоративизм (С. Гуччи, Ян Михалович из Ужендова). В алтарной живописи наивно-реалистические черты сочетаются с воздействием искусства венецианского Позднего Возрождения (Т. Долабелла). В декоративно-прикладном искусстве 16 в. (серебряные реликварии, оружие, ткани) готические традиции уживаются с отдельными мотивами Ренессанса.

М. Кобер. Портрет Стефана Батория. 1583. Монастырь миссионеров. Краков. Польша.

М. Кобер. Портрет Стефана Батория. 1583. Монастырь миссионеров. Краков.

Цех кожевников. Миниатюра из «Кодекса Бальтазара Бехема». Начало 16 в. Польша.

Цех кожевников. Миниатюра из «Кодекса Бальтазара Бехема». Начало 16 в.

  С наступлением феодально-католической реакции (начало 17 в.) расширяется строительство церквей в стиле барокко (костёл св. Петра и Павла в Кракове, 1605—19), которые достигают особой пышности и композиционной сложности в конце 17 — начале 18 вв. (костёлы иезуитов в Познани, сакраменток в Варшаве, костёл бернардинцев в Кракове с парадным двубашенным фасадом). Динамизмом пространственных ритмов выделяются костёлы в Ленде, Осечной. В середине 18 в. интерьеры костёлов отделываются в стиле рококо (костёл в Кракове). В деревянном зодчестве уживаются барочные и готические формы (костёл в Олесно, 1668—1678 и церковь в Поврожнике, около 1643). Для замков конца 16 — начала 17 вв. характерна усложнённость плана (5-угольный замок в Уязде с 2 внутренними дворами, 1631—44). С конца 17 в. в дворцовой архитектуре сказывается воздействие французского зодчества. Сооружаются парадные загородные резиденции с курдонёрами и регулярными парками (дворцы в Вилянуве, Белостоке), а также городские дворцы без боковых флигелей (дворец Красиньских в Варшаве). Со 2-й половины 17 в. для украшения дворцов и церквей применяется скульптура из стукко, отличающаяся динамич. изяществом форм. В середине 18 в. распространяются деревянные алтари с пышной резьбой. В портретной, батальной и отчасти алтарной живописи сосуществовали барочные и наивно-реалистические черты (алтарные картины К. Богушевского, портреты Я. Третко). Бытовавшие в мелкошляхетской среде парадные портреты отличались декоративностью, плоскостностью и острой жизненной непосредственностью изображений. Во фресковой живописи с конца 17 в. использовались иллюзионистические приёмы итальянского барокко. В середине 18 в. в алтарных картинах Ш. Чеховича проявились классицистические тенденции. Портретная гравюра 17—18 вв. отражала воздействие искусства Нидерландов (Е. Фальк). В декоративно-прикладном искусстве мотивы европейского барокко сочетались с национальными и восточными орнаментами (мебель, ворсовые ковры, гобелены, шёлковые «персидские» пояса).

Архитектура 13—16 вв. Собор святых Петра и Павла в Познани. Интерьер (13 в. — начало 15 в.). Польша.

Архитектура 13—16 вв. Собор святых Петра и Павла в Познани. Интерьер (13 в. — начало 15 в.).

  На развитие искусства с конца 18 в. влияло просветительство, антифеодальная и национально-освободительная борьба польского народа. Архитектуре классицизма, складывающейся в 1770-х гг., свойственны вначале отдельные барочные черты (дворцово-парковый комплекс Лазенки в Варшаве). Для построек конца 18 — начала 19 вв. характерны камерность, изысканная простота форм (церкви и дворцы архитекторов Ш. Б. Цуга, Х. Польша Айгнера, Я. Кубицкого, С. Завадзкого). В конце 1810—20-х гг. архитектура классицизма становится более парадной, приобретает пространств, размах (ансамбли центральных площадей Варшавы, архитектор А. Корацци). В стиле классицизма возводятся жилые и хозяйственные постройки в городах и посёлках. В период политической реакции 1830-х гг. объём строительства сократился, усилились тенденции стилизаторства и эклектики. Во 2-й половине 19 в. хаотически разраставшиеся города застраивались доходными домами с дворами-колодцами. На рубеже 19—20 вв. в зодчестве проявились поиски национального своеобразия. С. Виткевич создал т. н. стиль Закопанс, опирающийся на традиции народной архитектуры. В начале 20 в. под австрийским влиянием распространился стиль «модерн». В постройках Кракова [Старый («Стары») театр, архитекторы Т. Стрыеньский, Ф. Мончиньский] декоративная причудливость форм сочеталась с использованием мотивов средневековой архитектуры Польша Для построек Варшавы (Банк кооперативных обществ, архитектор Я. Хёйрих-младший) характерны большая строгость, поиски конструктивной логики.

Польша. А. Корацци. Дворец Сташица в Варшаве. 1820—23. Польша.

Польша. А. Корацци. Дворец Сташица в Варшаве. 1820—23.

Государственная комиссия приходов и казны. 1824—25. Архитектор А. Корацци. Польша.

Государственная комиссия приходов и казны. 1824—25. Архитектор А. Корацци.

Старый театр. 1904—06. Архитекторы Т. Стрыеньский, Ф. Мончиньский. Польша.

Старый театр. 1904—06. Архитекторы Т. Стрыеньский, Ф. Мончиньский.

Банк кооперативных обществ. 1912— 17. Архитектор Я. Хёйрих-младший. Польша.

Банк кооперативных обществ. 1912— 17. Архитектор Я. Хёйрих-младший.

  При королевском дворе в Варшаве в последней трети 18 в. главную роль играли иностранные художники (живописец М. Баччарелли, скульптор А. Лебрен, портретисты И. Б. Лампи и И. Грасси). Документальные виды Варшавы и её окрестностей создавал Б. Беллотто. Придворному искусству противостояли художники, пытавшиеся отразить гражданственно-патриотические настроения эпохи [исторические композиции Ф. Смуглевича Щ. Смуглявичюса), М. Стаховича]. Зарождение демократического бытового жанра связано с творчеством Я. Польша Норблина (оставившего живые зарисовки жизни Польша, в т. ч, восстания 1794) и его последователей М. Плоньского и А. Орловского. Преромантические веяния проявились в портретах К. Войняковского. В 1-й трети 19 в. господствующим направлением был академический классицизм. Выделялись портреты А. Бродовского, которым были свойственны отдельные романтические черты. Получил развитие и бытовой жанр (сцены городской жизни Ф. Пиварского и Ф. Пенчарского). В 1840—50-е гг. утверждается романтизм, проникнутый национально-демократическими тенденциями (полные динамики и экспрессии батальные сцены и гуманистические крестьянские портреты Польша Михаловского; портреты Х. Родаковского). С середины 19 в. получает развитие историческая живопись, которая достигает вершины в 1860—80-е гг. в творчестве Я. Матейко. Национально-гражданственный пафос, драматическую выразительность, реалистическую убедительность образов сочетаются в его многофигурных композициях с нарядной звучностью красочной гаммы. В циклах рисунков А. Гротгера черты патриотической романтики и реализма сосуществуют с академическими тенденциями. В 1860-х гг. распространяется демократическая пейзажная и жанровая живопись, проникнутая социально-критическими тенденциями (картины на темы народной жизни Ф. Костшевского, А. Котсиса; близкие к живописи барбизонской школы национальные пейзажи Ю. Шерментовского, В. Герсона). Тенденции демократического реализма достигают вершины в 1870—80-е гг. (картины на темы восстания 1863—64 М. Герымского, композиции на темы городской жизни А. Герымского, поэтически-обобщенные сцены крестьянской жизни Ю. Хелмоньского). В батальной живописи романтизм Ю. Коссака сменяется бытовизмом Ю. Брандта. С конца 1880-х гг. возникают тенденции натурализма и салонного академизма, порой отмеченные фольклорно-символическими чертами (Х. Семирадский, М. Котарбиньский, В. Прушковский). На рубеже 19—20 вв. в период «Молодой Польши» распространяются импрессионизм (портреты Ю. Панкевича, О. Бознаньской, пейзажи Я. Станиславского, Ю. Фалата, жанрово-пейзажные композиции со сценами крестьянского труда Л. Вычулковского) и стиль «модерн». Искусству польского «модерна» («сецессии») наряду с безудержной декоративной фантазией, а иногда и чертами салонности (портреты и витражи Ю. Мехоффера) были свойственны национально-демократические устремления и тенденции символизма (картины Я. Мальчевского на темы жизни ссыльных польских повстанцев, витражи, портреты, пейзажи С. Выспяньского, Ф. Рущица, жанровые сцены В. Войткевича). Социально-реалистические тенденции проявились в гравюрах А. Каменьского, картинах С. Ленца. Переживает новый подъём графика (офорты и литографии Л. Вычулковского, архитектурные рисунки С. Ноаковского, книжное оформление С. Выспяньского, плакаты Ю. Мехоффера, К. Фрыча). В скульптуре реализм и стиль «модерн» сосуществовали с импрессионизмом (В. Шимановский, К. Лящка, К. Дуниковский). После периода упадка и эклектики на рубеже 19—20 вв. возникают попытки обновления декоративно-прикладного искусства, возрождения народных промыслов (керамика, мебель, килимы С. Выспяньского, К. Тихы, Я. Щепковского).

Я. Матейко. «Прусская дань». 1882. Фрагмент. Национальный музей. Краков. Польша.

Я. Матейко. «Прусская дань». 1882. Фрагмент. Национальный музей. Краков.

Польша. К. Фрыч. Кондитерская Михалика в Кракове. 1911. Польша.

Польша. К. Фрыч. Кондитерская Михалика в Кракове. 1911.

К. Дуниковский. «Оруженосец». Из цикла «Вавельские головы» (дерево, 1925—29). «Посольский» зал королевского замка на Вавеле. Краков. Польша.

К. Дуниковский. «Оруженосец». Из цикла «Вавельские головы» (дерево, 1925—29). «Посольский» зал королевского замка на Вавеле. Краков.

  После образования буржуазного польского государства (1918) развитие искусства протекало противоречивым путём. Стремление к освоению новейших достижений европейской культуры, попытки создания современного национального стиля и поиски новых форм реализма сосуществовали с формальным экспериментаторством. В архитектуре в 1920—1930-е гг. тенденции неоклассицизма и функционализма (здания общества«Прюдентиаль» в Варшаве, Ягеллонская библиотека в Кракове и др.) сосуществовали с модернистической стилизацией в духе народного зодчества (польский павильон на Всемирной выставке в Париже, 1925, архитекторы Ю. Чайковский, К. Стрыеньский). Предпринимались попытки регулирования городской застройки, создания рациональных по планировке районов (район Жолибож в Варшаве, архитекторы Б. Брукальская, С. Брукальский). Делались первые опыты массовой застройки в духе функционализма (архитекторы Б. Брукальская, С. Брукальский, Ш. Сыркус, Б. Пневский, И. Шанайца). Однако возможности реализации проектов были ограничены. В изобразительном искусстве проявились воздействия кубизма и экспрессионизма (живопись и скульптура З. Пронашко, Т. Чижевского). Использование традиций народного искусства нередко сочеталось с модернистической стилизацией (живопись Л. Стрыеньской). Демократическую линию в «фольклорном» направлении представляли гравюры В. Скочиляса, отчасти исходившие от лубка и отличавшиеся ясностью композиционного ритма, тонкой декоративностью. Творчество Скочиляса оказало влияние на формирование польской графической школы 20 в. (Б. Краснодембска-Гардовска, Т. Цесьлевский-сын, С. Остоя-Хростовский, Т. Кулисевич). Демократические устремления в живописи воплощали Т. Маковский, своеобразно претворявший некоторые приёмы кубизма и примитивизма, а также Ф. Коварский, тяготевший к драматизму и неоклассической обобщенности изображений. В творчестве «колористов» (Я. Цибис, Х. Рудзка-Цибисова, А. Нахт-Самборский, З. Валишевский) и близких к ним живописцев (Э. Эйбиш) получили оригинальное воплощение приёмы постимпрессионизма. Авангардистские устремления проявились в работах скульпторов К. Кобро, Х. Вициньского, живописца В. Стшеминьского и др. В 1930-е гг. усилились социально-критические тенденции. Социальный протест выражали в отвлеченно-экспрессивных формах живописцы М. Ярема. И. Стерн, Т. Кантор. Художники Х. Краевская, Ю. Краевский, Ф. Бартошек обращались к приёмам прогрессивной немецкой графики. Бесчеловечность и лицемерие буржуазного мира разоблачали сатирические рисунки Б. Линке. В скульптуре стилизация в духе народного творчества (Я. Щепковский) сосуществовала с неоклассическими тенденциями (статуи и памятники В. Виттига, Х. Куны, А. Замойского). Крупнейший польский скульптор К. Дуниковский, творчески претворяя отдельные приёмы кубизма и экспрессионизма, создал собственный стиль, для которого характерны внутренняя значительность образов, конструктивная строгость форм. Получили распространение рекламная графика и плакат (В. Ястшембовский, Т. Гроновский, Э. Бартломейчик). Большие успехи были достигнуты в декоративно-прикладном искусстве (килимы В. Ястшембовского, Э. Плютыньской, керамика, мебель, изделия из металла).

Я. Цибис. «Старый Сонч». 1959—60. Национальный музей. Познань. Польша.

Я. Цибис. «Старый Сонч». 1959—60. Национальный музей. Познань.

Плакат народной Польши. Т. Гроновский. «1-й польский конгресс мира». 1950. Польша.

Плакат народной Польши. Т. Гроновский. «1-й польский конгресс мира». 1950.

А. Нахт-Самборский. «Натюрморт». Ок. 1960. Польша.

А. Нахт-Самборский. «Натюрморт». Ок. 1960.

Ф. Коварский. «Пролетариатчики». 1948. Собственность ЦК ПОРПольша Польша.

Ф. Коварский. «Пролетариатчики». 1948. Собственность ЦК ПОРПольша

  В период 2-й мировой войны 1939—45 многие населенные пункты Польша были разрушены фашистами, памятники культуры уничтожены. После установления народной власти начались работы по восстановлению и реконструкции превращенных в руины польских городов. В них принимали участие СССР и др. социалистические страны. В развитии архитектуры в послевоенные годы сыграли важную роль мастера старшего поколения (Ш. Сыркус, Б. Пневский, Б. и С. Брукальские и др.). В жилом строительстве конца 1940 — начала 1950-х гг. преобладала строчная застройка с экономичными малоэтажными зданиями. С середины 1950-х гг., с развитием индустриализации и типизации строительства началось сооружение многоэтажных крупнопанельных и крупноблочных домов, а с начала 1960-х гг. и домов из взаимозаменяемых сборных элементов. В связи с бурным развитием промышленности в 1950-е гг. возникли новые города Нова-Хута (ныне в Кракове), Нове-Тыхы близ Катовице и др. Распространилась свободная система застройки, планировка жилых комплексов приобрела большую гибкость (районы Жолибожские Сады, Прага-3, Служевец — в Варшаве). Общественные здания в конце 1940 — начале 1950-х гг. строились в традициях польского функционализмаДом партии», геологический институт в Варшаве, универмаг в Познани). После периода увлечения историческими стилями (площадь Конституции в Варшаве) в конце 1950-х гг. возникло тяготение к рациональной простоте форм. Общественным зданиям 1960-х гг. присущи функциональная целесообразность планировки, оригинальность конструктивных решений, гибкое ритмическое сочетание типовых конструктивных звеньев (Дом студенток в Кракове; магазин «Суперсам»в Варшаве; гостиница «Меркурий» в Познани), Уделяется большое внимание реконструкции центров, созданию выразительных объёмно-пространственных композиций (ансамбль башенных и протяжённых зданий на Маршалковской ул. в Варшаве, центр г. Катовице и др.). В городском строительстве широко используются монументальная скульптура, мозаики, витражи. Большие успехи достигнуты в строительстве спортивных сооружений, больниц и школ, промышленных зданий (фабрики в Калише, Вышкуве, Лодзи), туристических центров.

Магазин «Суперсам». 1962. Архитекторы М. Красиньский и Е. Хрыневецкий, иженер В. Залевский. Польша.

Магазин «Суперсам». 1962. Архитекторы М. Красиньский и Е. Хрыневецкий, иженер В. Залевский.

Познань. Гостиница «Меркурий». 1964. Архитекторы Я. Чесьлиньский, Я. Венцлавский и Г. Грохульский. Польша.

Познань. Гостиница «Меркурий». 1964. Архитекторы Я. Чесьлиньский, Я. Венцлавский и Г. Грохульский.

  В становлении изобразительного искусства народной Польша важную роль сыграли крупнейшие мастера старшего поколения (монументы К. Дуниковского, композиции на историко-революционные темы Ф. Коварского, В. Вейса). В начале 1950-х гг. к темам социалистического строительства и революционной борьбы обращаются живописцы Ю. Краевский, Х. Краевская, А. Струмилло, А. Кобздей, скульпторы С. Горно-Поплавский, Е. Ярнушкевич. Гуманистические традиции получают новое развитие в скульптурных портретах (К. Дуниковский, А. Карны, Я. Пушет), станковой графике и плакате, отличающихся гражданственностью образов, многообразием художественных приёмов (графические циклы Т. Кулисевича, плакаты Т. Гроновского, Т. Трепковского, Х. Томашевского). Традиции «колоризма» сохраняются в работах живописцев Я. Цибиса, А. Нахт-Самборского, Х. Рудзкой-Цибисовой, Э. Эйбиша, Ю. Студницкого. Изысканно декоративные живописные композиции создают В. Таранчевский, А. Марчиньский и др. Приёмам фовизма, кубизма и экспрессионизма продолжают следовать живописцы Т. Бжозовский, Т. Кантор, И. Стерн, Х. Стажевский. С середины 1950-х гг. на первый план выступают самодовлеющие пластические искания. Распространяются абстрактное искусство, экспрессионизм (А. Кобздей, Я. Лебенштейн), сюрреализм (Е. Тхужевский, Т. Бжозовский), а с конца 1960-х гг.— «оп-арт»,«поп-арт» и др. неоавангардистские течения. Наряду с этим возникают и тенденции возврата к реализму. Группы сторонников реалистического искусства создаются в Варшаве, Гданьске и др. городах. Выразительностью фактуры, композиции, цветовых сочетаний выделяются картины на тему индустриализации, пейзажи, портреты, бытовые сцены Е. Кравчика, В. Гарболиньского и др. Черты символической обобщенности и примитивизма присущи картинам Е. Новосельского и К. Микульского. В монументальной скульптуре конца 1950—60-х гг. выделяются работы М. Конечного, Е. Бандуры, А. Хаупта, Ф. Душенко и др. Поиски декоративной выразительности материалов характерны для абстрактных пространственных композиций Е. Ярнушкевича, В. Хасиора. Ряд скульпторов обращается к традициям народного искусства. Высокий расцвет переживает станковая и иллюстрационная графика, отличающаяся экспрессией и декоративным изяществом образов, многообразием художественных приёмов и манер (гравюры Х. Хростовской-Пётрович, Е. Панека, М. Малины, иллюстрации и карикатуры З Ленгрена, Э. Липиньского, М. Хишпаньской-Нёйман, О. Семашко, Я. М. Шанцера, А. Унеховского). Композиционной остротой и оригинальной выдумкой, яркой декоративностью выделяется плакат (Ю. Мрощак, В. Свежи, Я. Леница). Уделяется большое внимание развитию народных художественных промыслов, художественному конструированию промышленных изделий. В произведениях мастеров декоративно-прикладного поиски современных форм с использованием традиций искусства.

А. Хаупт, Ф. Душенко, Х. Китовский. Памятник героям Вестерплатте в Гданьске. Камень. 1966. Польша.

А. Хаупт, Ф. Душенко, Х. Китовский. Памятник героям Вестерплатте в Гданьске. Камень. 1966.

 

Лит.: Международная выставка искусства социалистических стран. Москва. 1958—1959. Выставка польских художников..., [Варшава, 1958]; 3ахватович Я., Польская архитектура, пер. с польск., Варшава, 1967; Тананаева Л. И., Польское изобразительное искусство эпохи Просвещения, М., 1968; её же, Очерки польской графики, М., 1972; Выставка группы польских художников-реалистов, [Москва, Июль 1969. Каталог, б. м., 1969]; Уразова Л. Н., Польский плакат, М., [1969]; Dobrowolski Т., Nowocześne malarstwo polskie, t. 1—3, Wr. — Kr., 1957—64; его же, Sztuka Młodej Polski, Warsz., 1963; WalickiM., Malarstwo polskie. Gotyk. Renesans. Wczesny manieryzm, Warsz., 1961; Czarnocka K., Półtora wieku grafiki polskiej, Warsz., 1962; Historia sztuki polskiej, 2 wyd., t. 1—3, Kr., 1965; Malarstwo Polskie. Manieryzm. Barok. Wstep M. Walicki i W. Tomkiewicz. Katalog A. Ryszkiewicz, Warsz., 1971; Sztuka polska przedromańska i romańska do schyłku Xlll wieku, pod red. M. Walickiego, t. 1—2, Warsz,, 1971—7 2: Starzyński J., Polska droga do samodzieinosci w sztuce, Warsz., 1973.

 

Польша (Polska), Польская Народная Республика (Polska Rzeczpospolita Ludowa), ПНР.

Польша. Флаг государственный. Польша.

Польша. Флаг государственный.

Герб Пястов — первой династии польских королей. Польша.

Герб Пястов — первой династии польских королей.

Государственный герб Польши. Польша.

Государственный герб Польши.

I. Общие сведения
III. Природа
IV. Население
V. Исторический очерк
VI. Политические партии, Фронт единства народа, профсоюзы и другие общественные организации
VII. Экономико-географический очерк
VIII. Вооружённые силы
IX. Медико-географическая характеристика
X. Народное образование
1. ЕСТЕСТВЕННЫЕ И ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ
2. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ
3.  НАУЧНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ
XII. Печать, радиовещание, телевидение
XIII. Литература
XIV. Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство
XV. Музыка
XVI. Балет
XVII. Драматический театр
XVIII. Кино
Так же Вы можете узнать о...


Клитемнестра, Клитеместра, в древнегреческой мифологии дочь спартанского царя Тиндарея, сестра Елены Прекрасной.
Комитас (настоящие имя и фамилия — Согомон Геворкович Согомонян) [26.
Кордильера-Вилькабамба (Cordillera Vilcabamba), горный хребет на юго-востоке Перу, между рр.
«Красноярская республика», под таким названием вошла в историю Революции 1905—07 власть, которую осуществлял Объединённый совет рабочих и солдатских депутатов в г.
Кука гора (Cook Mount; местное название Аоранги, на языке маори — большое белое облако), вершина на острове Южный Новой Зеландии.
Лаконикос (Lakonikos kolpos), залив Средиземного моря у берегов Пелопоннеса (Греция).
Лерик, посёлок городского типа, центр ского района Азербайджанской ССР.
Логарифмическая спираль, плоская спиральная кривая (см.
Магнето, магнитоэлектрический генератор переменного тока (обычно совмещенный с индукционной катушкой), предназначенный для создания электрических разрядов между электродами свечи зажигания, воспламеняющих рабочую смесь в цилиндрах двигателя внутреннего сгорания.
Маракайбский нефтегазоносный бассейн, один из крупнейших нефтегазоносных бассейнов на северо-западе Венесуэлы, южной окраиной заходящий в пределы Колумбии.
Медынский Григорий Александрович Медынский (псевдоним; настоящая фамилия Покровский) Григорий Александрович [родился 30.
Мёртвая точка, крайнее положение поршня в цилиндре поршневой машины, в котором меняется направление движения поршня.
Моисеев Никита Николаевич [р. 10(23).8.1917, Москва], советский учёный в области общей механики и прикладной математики, член-корреспондент АН СССР (1966).
Мровели Леонтий, руисский епископ в Картли, грузинский историк 11 в.
Нариманбеков Тогрул Фарман оглы (р. 7.8.1930, Баку), советский живописец и график, народный художник Азербайджанской ССР (1967).
Нестеров Михаил Васильевич [19(31).5.1862, Уфа, — 18.
Норуолк (Norwalk), город на северо-востоке США, в штате Коннектикут, на северном берегу пролива Лонг-Айленд.