Польша X. Народное образованиеБольшая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
X. Народное образование Первые школы с преподаванием на латинском языке возникли в Польша в 10—11 вв. при монастырях и церквах. В 13—14 вв. появляются городские школы с преподаванием на польском языке. Подъём народного образования и приобретение им более светского характера связаны с эпохой Возрождения и Реформацией. Особое значение имела в этот период деятельность Ягеллонского университета в Кракове (см. Краковский университет), ставшего одним из очагов гуманизма в Западной Европе. К этому же времени относится и развитие братских школ. Вплоть до 18 в. в польской школе господствовал орден иезуитов, сообщавший обучению догматический и схоластический характер. В 1773 школы перешли в ведение Эдукационной комиссии (существовала до 1794), которая провела в 1773—75 реформу образования, придав ему светский характер и утвердив преподавание на польском языке. Разделы Польша тяжело отразились на состоянии образования. На территории, отошедшей к царской России, уменьшилось число начальных школ, главным образом в деревне, с 1869 обучение велось на русском языке (польский сохранялся только в частных школах). На территории, отошедшей к Австрии, в начале 19 в. почти все школы были немецкими. Подобная же политика проводилась и Пруссией. После восстания 1830—31 царскими властями было упразднено ведомство просвещения, взамен которого был создан Варшавский учебный округ, подчинённый общероссийскому министерству. Однако передовые слои польского общества нелегально организовывали польские школы и даже университет (т. н. «летучий университет»), были созданы различные просветительные организации. После образования в 1918 польского буржуазного государства польские школы и университеты были восстановлены, но народное образование долгое время было на низком уровне. В 1931 22,6% населения старше 7 лет было неграмотным, в том числе мужчин 17,7%, женщин 27,1%, свыше 1 млн. детей школьного возраста не были охвачены школой. В период немецко-фашистской оккупации произошло почти полное уничтожение польской школы, но учителя-патриоты под руководством тайной учительской организации нелегально продолжали обучение детей и молодёжи. Т. Пончино, Б. Вонсовский и Я. Катеначи. Костёл иезуитов в Познани. 17—18 вв. Интерьер. После освобождения Польша Советской Армией от немецко-фашистских захватчиков и образования польского государства народной демократии была создана единая государственная школьная система, отвечающая интересам народа, коренным образом изменились цели и задачи обучения. Современная система народного образования построена на основе «Закона о развитии системы просвещения и воспитания в Народной Польше» (1961). Для детей от 3 до 7 лет существует сеть детских садов. В 1973 в 30,2 тыс. детских садов воспитывалось 1026 тыс. детей (свыше 40% детей дошкольного возраста). В возрасте 7 лет дети поступают в обязательную основную 8-летнюю школу, на базе которой строятся общеобразовательный лицей и все типы профессиональных учебных заведений. Средняя общеобразовательная школа (лицей) — 4-летняя, даёт право поступления в вуз. На базе основной школы работают 2—3-летние низшие профессиональные школы, готовящие квалифицированных рабочих для различных отраслей народного хозяйства, и 4—5-летние средние профессиональные школы (техникумы и профессиональные лицеи). В 1973/74 учебном году в 20,2 тыс. основных школ обучалось 4778,6 тыс. учащихся, в 1,2 тыс. общеобразовательных лицеях — 639,1 тыс. учащихся, в профессиональных учебных заведениях всех видов — 1,9 млн. учащихся. В 1973 сейм ПНР принял постановление о перестройке системы народного образования и о переходе к всеобщему 10-летнему среднему образованию на базе единых для всей страны программ. Польша. С. Ющик. Высшая сельскохозяйственная школа в Кракове. 1963. Высшее образование студенты получают в университетах, старейшие из которых Ягеллонский университет и Варшавский университет, политехнических институтах, высших с.-х., экономических, педагогических школах, медицинских академиях и др. Обучение в вузах от 4 до до 6 лет. В 1972/73 учебном году в 88 вузах обучалось 361,1 тыс. студентов. Крупнейшие библиотеки: библиотека Ягеллонского университета (основана в 1364; свыше 1,2 млн. единиц хранения), Национальный библиотека в Варшаве (1928; 2,7 млн. единиц хранения), библиотека Варшавского университета (1817; около 1,7 млн. единиц хранения), библиотека Познанского университета (1902; около 1,5 млн. единиц хранения) и др. Крупнейшие музеи: Национальные музеи и Исторические музеи в Варшаве и Кракове, Музеи В. И. Ленина в Варшаве, Кракове и Поронине, Музеи Ф. Шопена в Варшаве и Желязова-Воле и др. Неизвестный художник. «Мастерская оружейника». Миниатюра из «Кодекса Бальтазара Бехема». 1505. Ягеллонская библиотека. Краков. А. К. Савина. XI. Наука и научные учреждения Польша (Polska), Польская Народная Республика (Polska Rzeczpospolita Ludowa), ПНР. Польша. Флаг государственный. Герб Пястов — первой династии польских королей. Государственный герб Польши. I. Общие сведенияIII. Природа IV. Население V. Исторический очерк VI. Политические партии, Фронт единства народа, профсоюзы и другие общественные организации VII. Экономико-географический очерк VIII. Вооружённые силы IX. Медико-географическая характеристика X. Народное образование 1. ЕСТЕСТВЕННЫЕ И ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ 2. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ 3. НАУЧНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ XII. Печать, радиовещание, телевидение XIII. Литература XIV. Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство XV. Музыка XVI. Балет XVII. Драматический театр XVIII. Кино |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|