Польша X. Народное образование

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
ПА ПЕ ПЁ ПИ ПЛ ПН ПО ПП ПР ПС ПТ ПУ ПФ ПХ ПЧ ПШ ПЫ ПЬ ПЭ ПЮ ПЯ
ПОА
ПОБ
ПОВ
ПОГ
ПОД
ПОЕ
ПОЖ
ПОЗ
ПОИ
ПОЙ
ПОК
ПОЛ
ПОМ
ПОН
ПОО
ПОП
ПОР
ПОС
ПОТ
ПОУ
ПОХ
ПОЦ
ПОЧ
ПОШ
ПОЭ
ПОЯ

X. Народное образование

Первые школы с преподаванием на латинском языке возникли в Польша в 10—11 вв. при монастырях и церквах. В 13—14 вв. появляются городские школы с преподаванием на польском языке. Подъём народного образования и приобретение им более светского характера связаны с эпохой Возрождения и Реформацией. Особое значение имела в этот период деятельность Ягеллонского университета в Кракове (см. Краковский университет), ставшего одним из очагов гуманизма в Западной Европе. К этому же времени относится и развитие братских школ. Вплоть до 18 в. в польской школе господствовал орден иезуитов, сообщавший обучению догматический и схоластический характер. В 1773 школы перешли в ведение Эдукационной комиссии (существовала до 1794), которая провела в 1773—75 реформу образования, придав ему светский характер и утвердив преподавание на польском языке. Разделы Польша тяжело отразились на состоянии образования. На территории, отошедшей к царской России, уменьшилось число начальных школ, главным образом в деревне, с 1869 обучение велось на русском языке (польский сохранялся только в частных школах). На территории, отошедшей к Австрии, в начале 19 в. почти все школы были немецкими. Подобная же политика проводилась и Пруссией. После восстания 1830—31 царскими властями было упразднено ведомство просвещения, взамен которого был создан Варшавский учебный округ, подчинённый общероссийскому министерству. Однако передовые слои польского общества нелегально организовывали польские школы и даже университет (т. н. «летучий университет»), были созданы различные просветительные организации. После образования в 1918 польского буржуазного государства польские школы и университеты были восстановлены, но народное образование долгое время было на низком уровне. В 1931 22,6% населения старше 7 лет было неграмотным, в том числе мужчин 17,7%, женщин 27,1%, свыше 1 млн. детей школьного возраста не были охвачены школой. В период немецко-фашистской оккупации произошло почти полное уничтожение польской школы, но учителя-патриоты под руководством тайной учительской организации нелегально продолжали обучение детей и молодёжи.

Т. Пончино, Б. Вонсовский и Я. Катеначи. Костёл иезуитов в Познани. 17—18 вв. Интерьер. Польша.

Т. Пончино, Б. Вонсовский и Я. Катеначи. Костёл иезуитов в Познани. 17—18 вв. Интерьер.

  После освобождения Польша Советской Армией от немецко-фашистских захватчиков и образования польского государства народной демократии была создана единая государственная школьная система, отвечающая интересам народа, коренным образом изменились цели и задачи обучения. Современная система народного образования построена на основе «Закона о развитии системы просвещения и воспитания в Народной Польше» (1961). Для детей от 3 до 7 лет существует сеть детских садов. В 1973 в 30,2 тыс. детских садов воспитывалось 1026 тыс. детей (свыше 40% детей дошкольного возраста). В возрасте 7 лет дети поступают в обязательную основную 8-летнюю школу, на базе которой строятся общеобразовательный лицей и все типы профессиональных учебных заведений. Средняя общеобразовательная школа (лицей) — 4-летняя, даёт право поступления в вуз. На базе основной школы работают 2—3-летние низшие профессиональные школы, готовящие квалифицированных рабочих для различных отраслей народного хозяйства, и 4—5-летние средние профессиональные школы (техникумы и профессиональные лицеи). В 1973/74 учебном году в 20,2 тыс. основных школ обучалось 4778,6 тыс. учащихся, в 1,2 тыс. общеобразовательных лицеях — 639,1 тыс. учащихся, в профессиональных учебных заведениях всех видов — 1,9 млн. учащихся. В 1973 сейм ПНР принял постановление о перестройке системы народного образования и о переходе к всеобщему 10-летнему среднему образованию на базе единых для всей страны программ.

Польша. С. Ющик. Высшая сельскохозяйственная школа в Кракове. 1963. Польша.

Польша. С. Ющик. Высшая сельскохозяйственная школа в Кракове. 1963.

  Высшее образование студенты получают в университетах, старейшие из которых Ягеллонский университет и Варшавский университет, политехнических институтах, высших с.-х., экономических, педагогических школах, медицинских академиях и др. Обучение в вузах от 4 до до 6 лет. В 1972/73 учебном году в 88 вузах обучалось 361,1 тыс. студентов.

  Крупнейшие библиотеки: библиотека Ягеллонского университета (основана в 1364; свыше 1,2 млн. единиц хранения), Национальный библиотека в Варшаве (1928; 2,7 млн. единиц хранения), библиотека Варшавского университета (1817; около 1,7 млн. единиц хранения), библиотека Познанского университета (1902; около 1,5 млн. единиц хранения) и др. Крупнейшие музеи: Национальные музеи и Исторические музеи в Варшаве и Кракове, Музеи В. И. Ленина в Варшаве, Кракове и Поронине, Музеи Ф. Шопена в Варшаве и Желязова-Воле и др.

Неизвестный художник. «Мастерская оружейника». Миниатюра из «Кодекса Бальтазара Бехема». 1505. Ягеллонская библиотека. Краков. Польша.

Неизвестный художник. «Мастерская оружейника». Миниатюра из «Кодекса Бальтазара Бехема». 1505. Ягеллонская библиотека. Краков.

  А. К. Савина.

XI. Наука и научные учреждения

Польша (Polska), Польская Народная Республика (Polska Rzeczpospolita Ludowa), ПНР.

Польша. Флаг государственный. Польша.

Польша. Флаг государственный.

Герб Пястов — первой династии польских королей. Польша.

Герб Пястов — первой династии польских королей.

Государственный герб Польши. Польша.

Государственный герб Польши.

I. Общие сведения
III. Природа
IV. Население
V. Исторический очерк
VI. Политические партии, Фронт единства народа, профсоюзы и другие общественные организации
VII. Экономико-географический очерк
VIII. Вооружённые силы
IX. Медико-географическая характеристика
X. Народное образование
1. ЕСТЕСТВЕННЫЕ И ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ
2. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ
3.  НАУЧНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ
XII. Печать, радиовещание, телевидение
XIII. Литература
XIV. Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство
XV. Музыка
XVI. Балет
XVII. Драматический театр
XVIII. Кино
Так же Вы можете узнать о...


Огневка, посёлок городского типа в Уланском районе Восточно-Казахстанской области Казахской ССР.
Ординатор (от лат. Ordinator — приводящий в порядок, распорядитель), врач лечебно-профилактического учреждения (больницы, поликлиники, родильного дома и др.
Павловка, посёлок городского типа в Нуримановском районе Башкирской АССР.
Патканов Керопэ Петрович Патканов, Патканян Керопэ Петрович [4(16).5.
Петров Александр Дмитриевич (химик-органик) Петров Александр Дмитриевич [16 (28).8.1895, Петербург,— 31.
Плоские черви (Plathelminthes), большая группа (подтип низших червей или самостоятельный тип) беспозвоночных двусторонне-симметричных свободноживущих или паразитических животных.
Полупустынные зоны, природные зоны суши, характеризующиеся преобладанием ландшафтов полупустынь.
Прейскурант (нем. Preiskurant, от Preis — цена и франц.
Профессиональные союзы, профсоюзы, массовые организации, объединяющие трудящихся, связанных общими интересами по роду их деятельности на производстве, в сфере обслуживания и культуры.
Радиометр (в радиоастрономии) Радиометр в радиоастрономии, радиотехническое устройство для измерения мощности излучения малой интенсивности в диапазоне радиоволн (длины волн от 0,1 мм до 1000 м).
Рейзен Марк Осипович [р. 21.6(3.7).1895, с. Зайцеве, ныне Синельниковского района Днепропетровской области], русский советский певец (бас), народный артист СССР (1937).
Розничные цены, цены, по которым товары и услуги реализуются населению и другим потребителям.