Польша XVIII. КиноБольшая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
XVIII. Кино Регулярное производство фильмов начинается в 1908—14. Основная кинопродукция 1910—30-х гг. — экранизации произведений национальной литературы, а также кинокомедии с участием популярных актёров А. Фертнера, А. Дымши. В отдельных фильмах появились проблемы борьбы за освобождение народа, элементы общественной критики, а также стремление к обновлению кинематографического языка, к решению специфических для кино эстетических проблем. Значительным событием стало создание кинообъединений «Старт» (в 1930) и «Кооператив киноавторов» (в 1937), фильмы которых (главным образом короткометражные) и теоретические работы были направлены против безыдейности киноискусства. В фильмах Э. Ценкальского, В. Якубовской, Е. Зажицкого, Е. Боссака, С. Воля и др. нашли отражение актуальные социальные проблемы, жизнь простых людей. После начала 2-й мировой войны 1939—45 продолжала работу лишь небольшая группа операторов-хроникёров под руководством А. Богдзевича. Польская кинематография фактически перестала существовать, её техническая база была уничтожена. Возрождение кино началось с выпуска документальных киносборников. В 1945 кинопроизводство было национализировано, создана государственная студия «Фильм польский». Основная тематика кинолент первых послевоенных лет — трагические события войны и нем.-фашистской оккупации. Первый послевоенный художественный фильм — «Запрещенные песенки» (1947, режиссер Л. Бучковский). Наиболее значительная кинокартина — «Последний этап» (1948, режиссер В. Якубовская). В середине 50-х гг. резко возрос объём производства фильмов, возникло несколько новых творческих объединений, в области кино начали работать творческие деятели, искусство которых ознаменовало новый период в развитии национального кинематографа. Были созданы новаторские произведения кино, получившие большой общественный резонанс: «Поколение» (1955), «Канал» (1957), «Пепел и алмаз» (1958) (режиссер всех кинолент А. Вайда), «Настоящий конец большой войны» (1957, в советском прокате — «Этого нельзя забыть», режиссер Е. Кавалерович), «Героика» (1958, режиссер А. Мунк), «Прощания» (1958, режиссер В. Хас) и др. В центре этих фильмов — философское осмысление 2-й мировой войны и её последствий, охват широкого круга исторических, общественных и нравственных проблем. Для них характерны высокая художественность, интеллектуальность, острая конфликтность, напряжённая эмоциональность и экспрессия. Одним из заметных явлений стала кинокартина на современном материале «Человек на рельсах» (1957, режиссер А. Мунк). Многие кинопроизведения 60 — начала 70-х гг. посвящены нравственным и социальным аспектам современности: «Молчание» (1963, режиссер К. Куц), «Жизнь ещё раз» (1965, режиссер Я. Моргенштерн), «Структура кристалла» (1969, в советском прокате — «Размышления»), «Семейная жизнь» (1971), «Иллюминация» (1973) (режиссер всех фильмов К. Занусси) и др. Военная тема вновь с большой силой разрабатывается в фильмах «Пассажирка» (1963, режиссер Мунк) и «Как быть любимой»(1963, режиссер Хас). Значительность тематики отличает фильмы режиссера А. Вайды — «Пейзаж после битвы» (1970), «Земля обетованная» (1975). Крупное художественное достижение — совместный советско-польский фильм «Ленин в Польше» (1966, режиссер С. И. Юткевич). Среди фильмов совместного советско-польского производства также «Помни имя своё» (1975, режиссер С. Н. Колосов). Важное место заняли экранизации польской литературной классики: произведения С. Жеромского — «Пепел» (1965, режиссер Вайда); Б. Пруса — «Фараон» (1966, режиссер Е. Кавалерович), «Кукла» (1968, режиссер Хас); Г. Сенкевича — «Пан Володыевский» (1969) и «Потоп» (1974) режиссер Е. Гофмана; С. Выспяньского — «Свадьба» (1973, режиссер Вайда) и др. Впервые в польском кино получила отражение жизнь силезских рабочих в фильмах режиссера Куца «Соль земли чёрной» (1970) и «Жемчужина в короне» (1972). В числе историко-биографических кинолент — «Коперник» (1973, режиссеры Э. и Ч. Петельские). Большое развитие получило документальное кино (режиссеры Боссак, В. Казьмерчак, К. Карабаш, Т. Яворский, Р. Вьончек, В. Шлесицкий и др.), научно-популярное (режиссеры В. Пухальский, З. Бохенек, С. Грабовский, С. Кекеш, Я. Жуковская, Ю. Аркуш, К. Марчаки др.), мультипликационное (режиссёры и художники Я. Леница, В. Негребецкий, З. Олдак, Л. Маршалек, Д. Щехура, В. Герш и др.). Мировой известностью пользовался актёр З. Цибульский. Среди популярных актёров: Л. Винницкая, Т. Ломницкий, Г. Холоубек, А. Лапицкий, Б. Тышкевич, С. Микульский, Польша Ракса, Д. Ольбрыхский, М. Завадзкая, М. Коморовская. В 1966 организован Союз польских кинематографистов. Специальное образование деятели польского кино получают в лодзинской Государственной высшей школе кинематографии, телевидения и театрального искусства им. Л. Шиллера (основана в 1948). Научные исследования в области истории и теории кино ведутся в институте искусств Польской АН и при Лодзинском университете. В Варшаве работает Польская фильмотека. Издаются еженедельники «Film» (с 1946) и «Ekran» (с 1957), ежемесячные журналы «Kino» (с 1966), «Studio» (с 1973) и др. С 1956 в стране действуют многочисленные киноклубы, цель которых — распространение кинокультуры. В Кракове с 1961 проводится Международный кинофестиваль короткометражных фильмов. В Гданьске с 1974 организуется фестиваль польских художественных фильмов. В 1973 выпущено 25 художественных фильмов, работало 2900 кинотеатров. Кадр из фильма «Мать Иоанна от ангелов». Реж. Е. Кавалерович. 1961. Сцена из спектакля «Свадьба» С. Выспяньского. «Театр Повшехны». Варшава. 1963. Кадр из фильма «Структура кристалла» (в советском прокате —«Размышление»). Реж. К. Занусси. 1969. Кадр из фильма «Пассажирка». Реж. А. Мунк. 1963.
Лит.: Михалек Б., Заметки о польском кино, пер. с польск., М., 1964; Рубанова И., Польское кино. фильмы о войне и оккупации. [1945—1965], М., 1966; Маркулан Я., Кино Польши, [Л. — М., 1967]; Фуксевич Я., Кино в Польше, Варшава, 1973; Banaszkiewicz. W., Witczak W., Historia filmu polskiego, t. 1, Warsz., 1967; Jewsiewicki W., Polska kinematografia w okresie filmu niemego, (1895—1929/1930), Lódś, 1966; его же, Polska kinematografia w okresie filmu dzwiekowego (1930-1939), Lódś, 1967; Koniczek R., Polski film fabularny. (1947-1967), Warsz., 1967; Toeplitz J., Dwadzieścia pieć lat filmu Polski Ludowej, Warsz., 1969; Historia filmu polskiego, t. 1, 3, Warsz., 1966—74. М. М. Черненко. Польша (Polska), Польская Народная Республика (Polska Rzeczpospolita Ludowa), ПНР. Польша. Флаг государственный. Герб Пястов — первой династии польских королей. Государственный герб Польши. I. Общие сведенияIII. Природа IV. Население V. Исторический очерк VI. Политические партии, Фронт единства народа, профсоюзы и другие общественные организации VII. Экономико-географический очерк VIII. Вооружённые силы IX. Медико-географическая характеристика X. Народное образование 1. ЕСТЕСТВЕННЫЕ И ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ 2. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ 3. НАУЧНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ XII. Печать, радиовещание, телевидение XIII. Литература XIV. Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство XV. Музыка XVI. Балет XVII. Драматический театр XVIII. Кино |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|