Польша XVIII. Кино

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
ПА ПЕ ПЁ ПИ ПЛ ПН ПО ПП ПР ПС ПТ ПУ ПФ ПХ ПЧ ПШ ПЫ ПЬ ПЭ ПЮ ПЯ
ПОА
ПОБ
ПОВ
ПОГ
ПОД
ПОЕ
ПОЖ
ПОЗ
ПОИ
ПОЙ
ПОК
ПОЛ
ПОМ
ПОН
ПОО
ПОП
ПОР
ПОС
ПОТ
ПОУ
ПОХ
ПОЦ
ПОЧ
ПОШ
ПОЭ
ПОЯ

XVIII. Кино

Регулярное производство фильмов начинается в 1908—14. Основная кинопродукция 1910—30-х гг. — экранизации произведений национальной литературы, а также кинокомедии с участием популярных актёров А. Фертнера, А. Дымши. В отдельных фильмах появились проблемы борьбы за освобождение народа, элементы общественной критики, а также стремление к обновлению кинематографического языка, к решению специфических для кино эстетических проблем. Значительным событием стало создание кинообъединений «Старт» (в 1930) и «Кооператив киноавторов» (в 1937), фильмы которых (главным образом короткометражные) и теоретические работы были направлены против безыдейности киноискусства. В фильмах Э. Ценкальского, В. Якубовской, Е. Зажицкого, Е. Боссака, С. Воля и др. нашли отражение актуальные социальные проблемы, жизнь простых людей. После начала 2-й мировой войны 1939—45 продолжала работу лишь небольшая группа операторов-хроникёров под руководством А. Богдзевича. Польская кинематография фактически перестала существовать, её техническая база была уничтожена. Возрождение кино началось с выпуска документальных киносборников. В 1945 кинопроизводство было национализировано, создана государственная студия «Фильм польский». Основная тематика кинолент первых послевоенных лет — трагические события войны и нем.-фашистской оккупации. Первый послевоенный художественный фильм — «Запрещенные песенки» (1947, режиссер Л. Бучковский). Наиболее значительная кинокартина — «Последний этап» (1948, режиссер В. Якубовская). В середине 50-х гг. резко возрос объём производства фильмов, возникло несколько новых творческих объединений, в области кино начали работать творческие деятели, искусство которых ознаменовало новый период в развитии национального кинематографа. Были созданы новаторские произведения кино, получившие большой общественный резонанс: «Поколение» (1955), «Канал» (1957), «Пепел и алмаз» (1958) (режиссер всех кинолент А. Вайда), «Настоящий конец большой войны» (1957, в советском прокате — «Этого нельзя забыть», режиссер Е. Кавалерович), «Героика» (1958, режиссер А. Мунк), «Прощания» (1958, режиссер В. Хас) и др. В центре этих фильмов — философское осмысление 2-й мировой войны и её последствий, охват широкого круга исторических, общественных и нравственных проблем. Для них характерны высокая художественность, интеллектуальность, острая конфликтность, напряжённая эмоциональность и экспрессия. Одним из заметных явлений стала кинокартина на современном материале «Человек на рельсах» (1957, режиссер А. Мунк). Многие кинопроизведения 60 — начала 70-х гг. посвящены нравственным и социальным аспектам современности: «Молчание» (1963, режиссер К. Куц), «Жизнь ещё раз» (1965, режиссер Я. Моргенштерн), «Структура кристалла» (1969, в советском прокате — «Размышления»), «Семейная жизнь» (1971), «Иллюминация» (1973) (режиссер всех фильмов К. Занусси) и др. Военная тема вновь с большой силой разрабатывается в фильмах «Пассажирка» (1963, режиссер Мунк) и «Как быть любимой»(1963, режиссер Хас). Значительность тематики отличает фильмы режиссера А. Вайды — «Пейзаж после битвы» (1970), «Земля обетованная» (1975). Крупное художественное достижение — совместный советско-польский фильм «Ленин в Польше» (1966, режиссер С. И. Юткевич). Среди фильмов совместного советско-польского производства также «Помни имя своё» (1975, режиссер С. Н. Колосов). Важное место заняли экранизации польской литературной классики: произведения С. Жеромского — «Пепел» (1965, режиссер Вайда); Б. Пруса — «Фараон» (1966, режиссер Е. Кавалерович), «Кукла» (1968, режиссер Хас); Г. Сенкевича — «Пан Володыевский» (1969) и «Потоп» (1974) режиссер Е. Гофмана; С. Выспяньского — «Свадьба» (1973, режиссер Вайда) и др. Впервые в польском кино получила отражение жизнь силезских рабочих в фильмах режиссера Куца «Соль земли чёрной» (1970) и «Жемчужина в короне» (1972). В числе историко-биографических кинолент — «Коперник» (1973, режиссеры Э. и Ч. Петельские). Большое развитие получило документальное кино (режиссеры Боссак, В. Казьмерчак, К. Карабаш, Т. Яворский, Р. Вьончек, В. Шлесицкий и др.), научно-популярное (режиссеры В. Пухальский, З. Бохенек, С. Грабовский, С. Кекеш, Я. Жуковская, Ю. Аркуш, К. Марчаки др.), мультипликационное (режиссёры и художники Я. Леница, В. Негребецкий, З. Олдак, Л. Маршалек, Д. Щехура, В. Герш и др.). Мировой известностью пользовался актёр З. Цибульский. Среди популярных актёров: Л. Винницкая, Т. Ломницкий, Г. Холоубек, А. Лапицкий, Б. Тышкевич, С. Микульский, Польша Ракса, Д. Ольбрыхский, М. Завадзкая, М. Коморовская. В 1966 организован Союз польских кинематографистов. Специальное образование деятели польского кино получают в лодзинской Государственной высшей школе кинематографии, телевидения и театрального искусства им. Л. Шиллера (основана в 1948). Научные исследования в области истории и теории кино ведутся в институте искусств Польской АН и при Лодзинском университете. В Варшаве работает Польская фильмотека. Издаются еженедельники «Film» (с 1946) и «Ekran» (с 1957), ежемесячные журналы «Kino» (с 1966), «Studio» (с 1973) и др. С 1956 в стране действуют многочисленные киноклубы, цель которых — распространение кинокультуры. В Кракове с 1961 проводится Международный кинофестиваль короткометражных фильмов. В Гданьске с 1974 организуется фестиваль польских художественных фильмов. В 1973 выпущено 25 художественных фильмов, работало 2900 кинотеатров.

Кадр из фильма «Мать Иоанна от ангелов». Реж. Е. Кавалерович. 1961. Польша.

Кадр из фильма «Мать Иоанна от ангелов». Реж. Е. Кавалерович. 1961.

Сцена из спектакля «Свадьба» С. Выспяньского. «Театр Повшехны». Варшава. 1963. Польша.

Сцена из спектакля «Свадьба» С. Выспяньского. «Театр Повшехны». Варшава. 1963.

Кадр из фильма «Структура кристалла» (в советском прокате —«Размышление»). Реж. К. Занусси. 1969. Польша.

Кадр из фильма «Структура кристалла» (в советском прокате —«Размышление»). Реж. К. Занусси. 1969.

Кадр из фильма «Пассажирка». Реж. А. Мунк. 1963. Польша.

Кадр из фильма «Пассажирка». Реж. А. Мунк. 1963.

 

Лит.: Михалек Б., Заметки о польском кино, пер. с польск., М., 1964; Рубанова И., Польское кино. фильмы о войне и оккупации. [1945—1965], М., 1966; Маркулан Я., Кино Польши, [Л. — М., 1967]; Фуксевич Я., Кино в Польше, Варшава, 1973; Banaszkiewicz. W., Witczak W., Historia filmu polskiego, t. 1, Warsz., 1967; Jewsiewicki W., Polska kinematografia w okresie filmu niemego, (1895—1929/1930), Lódś, 1966; его же, Polska kinematografia w okresie filmu dzwiekowego (1930-1939), Lódś, 1967; Koniczek R., Polski film fabularny. (1947-1967), Warsz., 1967; Toeplitz J., Dwadzieścia pieć lat filmu Polski Ludowej, Warsz., 1969; Historia filmu polskiego, t. 1, 3, Warsz., 1966—74.

  М. М. Черненко.

Польша (Polska), Польская Народная Республика (Polska Rzeczpospolita Ludowa), ПНР.

Польша. Флаг государственный. Польша.

Польша. Флаг государственный.

Герб Пястов — первой династии польских королей. Польша.

Герб Пястов — первой династии польских королей.

Государственный герб Польши. Польша.

Государственный герб Польши.

I. Общие сведения
III. Природа
IV. Население
V. Исторический очерк
VI. Политические партии, Фронт единства народа, профсоюзы и другие общественные организации
VII. Экономико-географический очерк
VIII. Вооружённые силы
IX. Медико-географическая характеристика
X. Народное образование
1. ЕСТЕСТВЕННЫЕ И ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ
2. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ
3.  НАУЧНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ
XII. Печать, радиовещание, телевидение
XIII. Литература
XIV. Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство
XV. Музыка
XVI. Балет
XVII. Драматический театр
XVIII. Кино
Так же Вы можете узнать о...


Силард Лео Силард, Сцилард (Szilard) Лео (11.2.1898, Будапешт, — 30.
Слух, функция организма человека и животных, обеспечивающая восприятие звуковых колебаний.
«Соседи», основная категория феодально-зависимых крестьян в средневековой Молдавии; см.
Старость, возрастной период в жизни организма, неизбежно наступающий за зрелостью и характеризующийся существенными обменными, структурными и функциональными изменениями в органах и системах, ограничивающими приспособительные возможности организма, С.
Судебное поручение, по советскому праву поручение суда, рассматривающего дело, другому суду произвести определённые процессуальные действия по собиранию доказательств в другом городе или районе.
Талышские горы, Талышинские горы, Талыш, горы на юго-востоке Кавказа, в Азербайджанской ССР, на границе с Ираном.
Терещенко Михаил Иванович [18(30).3.1886, Киев, — 1.
Тонкинский залив, залив Южно-Китайского моря; см.
Туба (река) Туба, река в Красноярском крае РСФСР, правый приток р.
Улин Бертиль Улин (Ohiin) Бертиль (р. 23.4.1899, Клиппан), шведский экономист и политический деятель.
Фальсен Кристиан Магнус Фальсен (Falsen) Кристиан Магнус (14.9.1782, Кристиания, ныне Осло, – 13.
Фландрия Восточная (Cost Vlaanderen), провинция в Бельгии, в бассейне р.
Фуникулёр (франц. funiculaire, от лат. funiculus — верёвка, канат), подъёмно-транспортное сооружение с канатной тягой, предназначенное для перемещения пассажиров и грузов по крутому подъёму на короткое расстояние.
Хищные животные, общее название животных, поедающих других животных.
Ценолестовые, крысовидные опоссумы (Caenolestidae), семейство млекопитающих отряда сумчатых.
Червонец (от польского czerwony — красный, золотой), 1) общее название иностранных золотых монет (дукатов,цехинов), обращавшихся в допетровской России.
Шанцер Виргилий Леонович (партийный псевдоним Марат) [21.
Шпинат (Spinacia), род травянистых одноили двулетних растений семейства маревых.
Экспертиза судебно-психиатрическая, психиатрическое освидетельствование лиц, психическая полноценность которых вызывает сомнение; назначается судебно-следственными органами.