Польша XV. Музыка

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
ПА ПЕ ПЁ ПИ ПЛ ПН ПО ПП ПР ПС ПТ ПУ ПФ ПХ ПЧ ПШ ПЫ ПЬ ПЭ ПЮ ПЯ
ПОА
ПОБ
ПОВ
ПОГ
ПОД
ПОЕ
ПОЖ
ПОЗ
ПОИ
ПОЙ
ПОК
ПОЛ
ПОМ
ПОН
ПОО
ПОП
ПОР
ПОС
ПОТ
ПОУ
ПОХ
ПОЦ
ПОЧ
ПОШ
ПОЭ
ПОЯ

XV. Музыка

Музыкальная культура Польша — одна из древнейших славянских музыкальных культур, сходная по характеру с музыкальным искусством других слав. народов. В народном инструментарии сохранились колотушки, бубны, свистульки (с 11 в.), в сопровождении которых исполняются обрядовые народные песни, часто трихордной структуры, с элементами пентатоники, одноголосные, большей частью танцевальные, восходящие к языческим ритуальным песням с танцами (с 7 в.). В числе других народных инструментов: струнные (смычковые и щипковые) — скрипки, мазанки, марины; духовые — лигавки, базуны, тромбиты. Среди народных танцев (с пением) — ходзоный (предшественник полонеза), краковяк, мазурка, куявяк, оберек. Танцам аккомпанировали инструментальные ансамбли странствующих музыкантов.

  В 9—10 вв. вместе с католицизмом в Польша проникает григорианский хорал. В 11—12 вв. открылись церковные певческие школы; их ученики обогащали церковную музыку народными мелодиями из разных районов Польша Влияние народной музыки особенно проявлялось в мистериях (с 12 в.), исполнявшихся странствующими священнослужителями (на латинском языке) и потешниками, т. н. франтами (на польском языке).

  В 12 в. возникли придворные капеллы, в 13 в. появилась т. н. рыцарская песня и внелитургическая песня на религиозные тексты. Первый известный композитор Польша — Винценты из Кельце (13 в.), духовные песни которого отразили влияние музыкального фольклора на церковную музыку. В 13 в. зарождается вокальная полифония, проникшая в 15 в. в светскую вокально-инструментальную музыку (творчество Миколая из Радома). Развивается городская музыкальная культура, особенно в Кракове. Там с 14 в. существовали гильдии, затем цехи городских музыкантов, в том числе органистов, органных и др. мастеров музыкальных инструментов, были популярны песни студентов (жаков) университета, где с 16 в. преподавалась теория музыки (Себастьян из Фельштына и др.), возникли издательства (выпускали также ноты).

  В 16 в. с распространением идей Возрождения и Реформации в польской музыке усиливаются светские элементы, появляются песни типа мадригала, развиваются танцевальные формы в инструментальной музыке, куда проникают влияния итальянской и нидерландской полифонических школ (благодаря иностранным музыкантам, служившим при королевском дворе). искусством исполнения западноевропейской католической музыки славились польские капеллы, в том числе капелла рорантистов (с 1543; рораты — заутреня во время рождественского поста). Произведения духовной музыки различных жанров писали Вацлав из Шамотул, Марцин из Львова (М. Леополита), Миколай из Кракова, который был также одним из первых известных авторов польских танцев и обработок для фортепиано сочинений иностранных композиторов. Музыканты же, связанные с протестантизмом, культивировали национальные элементы, издавали песни с польскими текстами, основанные на народной, бытовой, танцевальной музыке. Церковные жанры (сборник «Мелодии польского псалтыря» М. Гомулки, 1580) свидетельствуют о формировании музыки гомофонно-гармонического склада (см. Гомофония). В 16—17 вв. выдвигаются композиторы Като Диомед, В. Длугорай (также виртуозы-лютнисты), Я. Поляк и др., сочетавшие развитие национальных элементов с использованием распространённых в Западной Европе жанров танцевальной и инструментальной музыки. Их произведения, изданные в польских и иностранных табулатурах, стали известны и в др. европейских странах, так же как струнные инструменты работы польских мастеров (семья Гробличей, Б. Данкварт). При королевском дворе в Варшаве ставились оперные спектакли (в т. ч. итальянской труппой с 1628). В середине 17 в. в связи с общим экономическим упадком Польша оперная труппа была распущена, королевский двор вместе с капеллой переведён в Дрезден. Небольшие оперные труппы из крепостных и инструментальные капеллы существовали при дворах магнатов и епископов. Среди композиторов 1-й половины17 в. — М. Зеленьский, М. Мельчевский, А. Яжембский и Б. Пенкель. Стиль барокко в музыке Польша (рубеж 17—18 вв.) развивали С. С. Шажиньский (трио-соната) и Г. Г. Горчицкий (хоровые церковные сочинения, в том числе концерты).

Внутренний двор «Коллегиума Майус» (здание Ягеллонского университета). 1492—97. Польша.

Внутренний двор «Коллегиума Майус» (здание Ягеллонского университета). 1492—97.

  В 1748 в Варшаве открылся специальный театральный зал «Операльня», куда допускались (бесплатно) шляхта и горожане. В 18 в. в период роста национально-освободительного движения имели распространение патриотические и повстанческие песни, в том числе «Вперёд, живее», получившая популярность среди участников восстания Т. Костюшко в 1794, революционная песня польских легионеров в Италии «Мазурка Домбровского» («Ещё Польша не погибла», 1797), ставшая позднее гимном Польша и ПНР. Близка к этим песням по духу и «Варшавянка» К. Курпиньского (1831).

Польша. Костёл в Туме. Ок. 1141—61. Польша.

Польша. Костёл в Туме. Ок. 1141—61.

  В 1765 в Варшаве основан польский «Театр Народовы», в котором ставились национальные оперы: первая — «Осчастливленная нищета» М. Каменьского (1778), затем — опера-водевиль «Мнимое чудо, или Краковцы и горцы» Я. Стефани (либретто В. Богуславского; 1794) и др. Во 2-й половины 18 в. открылись оперные театры в Кракове и Львове.

  В середине 18 в. в первых польских симфониях (Я. Щуровского, А. Мильвида, Я. Ваньского, В. Данковского и др.), имевших черты общности с произведениями мангеймской школы и ранней венской классической школы, намечается национальный симфонический стиль. В конце 18 в. создаются камерно-инструментальные концерты (Ф. Яневич, Я. Клечиньский). На рубеже 18—19 вв. развивается фортепианная музыка, главным образом танцевальные пьесы, в том числе полонезы (М. К. Огиньский и др.), мазурки, вальсы; в начале в. — также этюды, ноктюрны (пианистка и композитор М. Шимановская). В этот период важный вклад в развитие польской музыки внесли музыкально-общественные деятели и композиторы, авторы исторических опер Ю. Эльснер, основатель (1821) и руководитель института музыки и декламации, учитель Ф. Шопена, и К. Курпиньский, дирижёр и (позднее) руководитель оперного театра в Варшаве («Театр Бельки», открыт в 1833). Активизация музыкально-концертной и театральной жизни, развитие различных жанров польской музыки и форм публичного и домашнего музицирования подготовили почву для появления великого композитора и пианиста Ф. Шопена, творчество которого принесло польской композиторской школе мировое признание. Шопен расширил выразительно-технические возможности фортепианной игры, опоэтизировал и значительно драматизировал национальные бытовые танцевальные формы, наполнив их глубоким содержанием, дал новаторскую трактовку скерцо, прелюдии и этюда как самостоятельных художественно завершенных произведений, создал жанр фортепианной баллады, обновил гармонический язык. Опираясь на народную основу, он сочетал классическую стройность формы с лирической непосредственностью, мелодическим богатством и неисчерпаемой творческой фантазией. Творчество Шопена оказало большое влияние на музыкальную культуру др. стран, в том числе России. В произведениях русских композиторов встречаются польские мотивы — польские акты в «Иване Сусанине» М. И. Глинки и «Борисе Годунове» М. Польша Мусоргского, опера «Пан-воевода» Н. А. Римского-Корсакова (посвящено Шопену), полонез и мазурка в «Евгении Онегине» и др. сочинения Польша И. Чайковского, инструментальные пьесы Глинки, А. А. Алябьева, А. Н. Верстовского, А. К. Глазунова, А. К. Лядова, А. Н. Скрябина и др. Позднее наблюдалось влияние русской музыкальной классики на музыку Польша, например Чайковского — на творчество М. Карловича, А. Н. Скрябина — на К. Шимановского.

Польша Михаловский. «Крестьянин в шляпе». Ок. 1846. Национальный музей. Варшава. Польша.

Польша Михаловский. «Крестьянин в шляпе». Ок. 1846. Национальный музей. Варшава.

  Традиции Шопена развивал его младший современник С. Монюшко, создатель польской классической национальной оперы [«Галька», «Страшный двор» («Зачарованный замок») и др.]. Большую роль в оживлении концертной жизни Польша во 2-й половине 19 в. играли композиторы и исполнители-виртуозы: скрипач К. Липиньский, братья Венявские (Юзеф — пианист; Генрик — скрипач) и Коптские (Антон — пианист; Аполлинарий — скрипач, основатель Варшавского музыкального института, его руководитель в 1861—79) и др. В конце 19 — начале 20 вв. традиции Монюшко продолжали в своих операх В. Желеньский и З. Носковский, пианист И. Я. Падеревский (два последних — авторы и симфонических произведений), в вокальной лирике — Э. Панкевич, Я. Галль, С. Невядомский и др. Композиторы-пианисты Ю. Зарембский, А. Рутковский, а также Э. Панкевич развивали национальные традиции. Усилению интереса к национальному фольклору способствовал основоположник польской музыкальной этнографии О. Кольберг, создавший монументальный многотомный труд «Народ, его обычаи, образ жизни, язык...» (выходил в 1865—90).

Сцена из оперы «Галька» С. Монюшко. Познанский театр оперы и балета. Польша.

Сцена из оперы «Галька» С. Монюшко. Познанский театр оперы и балета.

  В начале 20 в. значительно активизируется музыкальная жизнь Польша: в Варшаве возникают национальная филармония (1901) и Издательское товарищество молодых польских композиторов, способствовавшие развитию симфонической музыки, главным образом жанра симфонической поэмы, отразившей влияния неоромантических симфонических поэм Ф. Листа, Р. Штрауса, а также Польша И. Чайковского и особенно А. Н. Скрябина. Молодые польские композиторы (К. Шимановский, Л. Ружицкий, Г. Фительберг, А. Шелюто, а также более зрелый композитор, но близкий им по творческим устремлениям и присоединившийся позднее М. Карлович), впоследствии именовавшиеся «Молодой Польшей» в музыке (по аналогии с литературно-поэтической группой), в своём творчестве стремились искать новые пути развития польской музыкальной культуры — на основе сочетания народно-национальных черт с достижениями мирового музыкального искусства. В конце 19 — начале 20 вв. в исполнительском искусстве выделяются дирижёры Э. Млынарский, Г. Фительберг и др.; пианисты И. Я. Падеревский, И. (Ю.) Гофман и более известные как педагоги Т. Лешетицкий, А. Михаловский (создал традицию исполнения Шопена), Ю. Турчиньский; клавесинистка В. Ландовская; скрипачи С. Барцевич, Б. Губерман, Польша Коханьский, И. Лотто; певцы А. Бандровский, Я. и Э. Решке, А. Дидур, И. Дыгас, певицы М. Сембрих-Коханьская, Я. Королевич-Вайдова, Х. Рушковская-Збоиньская, С. Шимановская-Корвин.

  После обретения Польша независимости (1918) творческая атмосфера музыкальной жизни определялась разнородностью часто противоречивых тенденций, развивавшихся в результате знакомства с новой музыкой композиторов др. стран, усиленными поисками собственных путей в творчестве. Для музыкальной культуры Польша 1920—30-х гг. характерна острая борьба молодых композиторов, группировавшихся вокруг Шимановского и «Ассоциации молодых польских музыкантов» (возникла в 1926 в Париже; возглавлялась Польша Перковским, среди входивших в неё — К. Сикорский, Я. Маклякевич, Т. Шелиговский, Б. Войтович, С. Вехович), с композиторами старшего поколения (Польша Рытель, Э. Моравский, Э. Млынарский), отстаивавшими строгое следование традициям и национальная замкнутость польского искусства. Более нейтральную позицию занимали Б. Шабельский и Ю. Кофлер (впервые в музыке Польша использовал приёмы додекафонии). С 1930-х гг. выдвигаются исполнители: пианисты Х. Штомпка, С. Шпинальский, З. Джевецкий; скрипачи И. Дубиская, Э. Уминьская; певец Я. Кепура, певицы М. Полиньская-Левицкая, Е. Бандровска-Турска, А. Сари и др. В университетах работали музыковеды А. Хыбиньский, З. Яхимецкий, Л. Каменьский и др. Расширилась сеть музыкальных общественных оркестров, периодической печати; увеличилось количество высших и средних музыкальных учебных заведений, консерваторийКатовице, Познани и др.); продолжала работу консерватория в Варшаве (новое название — Высшая музыкальная школа им. Шопена, 1946) и др. Начали проводиться международные конкурсы (1 раз в 5 лет) в Варшаве — пианистов им. Шопена (с 1927) и скрипачей им. Венявского (с 1935, с 1952 — в Познани, где с 1956 проводятся также конкурсы композиторов, с 1957 — скрипичных мастеров). В 1939 по инициативе польской секции Международного общества современной музыки в Варшаве был впервые проведён Международный фестиваль современной музыки, на котором исполнялись также сочинения молодых польских композиторов.

Польша. М. Лейкам. Универсальный магазин в Познани. 1952. Польша.

Польша. М. Лейкам. Универсальный магазин в Познани. 1952.

  Во время 2-й мировой войны 1939—45 были уничтожены библиотеки, архивы, рукописные фонды и пр. Однако музыкальная жизнь полностью не прекратилась — организовывались нелегальные концерты национальной музыки и поэзии в артистических кафе и частных домах (главным образом в Варшаве). Создавались повстанческие песни (в 1947 изданы в серии «Песни подпольной борьбы»; в числе авторов — В. Лютославский, песни которого изданы в СССР в 1974).

  По окончании войны в ПНР сразу же началось строительство социалистической культуры: возобновили деятельность музыкальные театры, возникли театральные коллективы художественной самодеятельности, профессиональные и любительские общества, музыкальное издательство (в Кракове), филармонии. В 1945 в Кракове был проведён 1-й Всепольский съезд композиторов, в результате которого на основе существовавших с середины 20-х гг. музыкальных объединений (секций и товариществ) в том же году был организован Союз польских композиторов. В Варшаве состоялся 17-й фестиваль Международного общества современной музыки (1945).

  В ПНР 21 симфонический оркестр, 10 оперных театров, в том числе передвижные, 9 театров оперетты, 7 высших музыкальных школ (в Варшаве, Кракове, Познани, Лодзи, Вроцлаве, Гданьске, Катовице), около 120 средних и начальных музыкальных школ (на 1974). Возрождение Польша на новой, социалистической основе вызвало подъём и демократизацию искусства. Большинство композиторов в конце 1940 — начале 1950-х гг. обратилось к массовым вокальным и инструментально-хоровым жанрам (с использованием фольклора), доступным широкому слушателю (песни А. Градштейна, Т. Сыгетыньского, кантаты С. Всховича, Т. Шелиговского, в которых ощутимо влияние советской массовой песни и кантатно-ораториальной музыки; оркестровые и вокально-симфонические сочинения Лютославского, Г. Бацевич, Т. Бэрда, К. Сикорского). В них преобладали темы мира, труда, патриотического подвига.

  В середине 1950-х гг. появились произведения, вызванные воспоминаниями о фашизме и войне и выражавшие протест против них. Обращение к образам зла, насилия, призыв к борьбе с ними привели к коренному изменению музыкально-эстетических критериев. Отсюда напряжённые поиски новых выразительных средств, приводящие часто к усложнённости музыкального языка, при стремлении к совершенствованию композиторской техники; возникает интерес к различным течениям авангардизма, увлечение сонористикой, алеаторикой, серийной музыкой, додекафониейПлач по жертвам Хиросимы» К. Пендерецкого, опера «Завтра» Бэрда, «Траурная музыка», «Три поэмы Анри Мишо», «Венецианские игры», «Книга для оркестра», «Прелюдии и фуга» и др. сочинения Лютославского). Среди других современных композиторов: Х. Гурецкий, К. Сероцкий, Б. Шеффер, В. Киллар, В. Котоньский, В. Шалонек, А. Блёх, К. Мейер, З. Рудзиньский. Творчество ведущих композиторов Польша получило широкое признание, многие произведения удостоены международных премий, в том числе премии ЮНЕСКО. С 1956 проводится ежегодно Международный фестиваль современной музыки «Варшавская осень», в котором участвуют и советские композиторы. Большое значение приобрели фестиваль старинной музыки Восточной Европы (Musica Antique Europae orientalis) в Быдгоще (с 1966, каждые 3 года), фестиваль ораториально-кантатной музыки «Вратиславские певцы» («Wratislavia Cantans») во Вроцлаве, Международный фестиваль эстрадной песни в Сопоте, фестивали советской песни в Зелёна-Гуре и польской песни в Ополе и др. Среди современных исполнителей: дирижёры В. Ровицкий, Х. Чиж, Я. Кренц, С. Вислоцкий, К. Корд, Б. Водичко, А. Марковский и др.; пианисты Г. Черны-Стефаньска, Б. Хоссе-Буковская, А. Харасевич, Р. Смендзянка, Польша Палечны и др.; скрипачи В. Вилкомирская, Т. Вроньский, К. А. Кулька, Польша Яновский; певцы Б. Папроцкий, А. Хьольский, Б. Ладыш, В. Охман, певицы К. Щепаньская, М. Фолтын, С. Войтович, Г. Лукомская, К. Шостек-Радкова. Имеются различные объединения артистов и музыкантов всех специальностей. Варшавское музыкальное общество (существует с 1870) ведёт работу по музыкально-эстетическому воспитанию учащихся и широких масс. Польское музыкальное издательство публикует старинные и современные музыкальные произведения, труды польских музыковедов и иностранных авторов. В Польша имеется несколько музыкальных журналов, в том числе «Ruch muzyczny» (двухнедельный, с 1960) и «Muzyka» (квартальный, с 1956). Популярны ансамбли народной песни и танца «Мазовше» и «Шлёнск», а также профессиональные исполнители старинной музыки — вокально-инструментальные ансамбли и камерные хоры, в том числе «Познанские соловьи».

Плакат народной Польши. Я. Леница. «Мазовше». 1955. Польша.

Плакат народной Польши. Я. Леница. «Мазовше». 1955.

 

  Лит.: Бэлза И., История польской музыкальной культуры, т. 1—3, М., 1954; Избранные статьи польских музыковедов, сб. 2, М., 1959; Jachimecki Z., Muzyka polska w rozwoju historycznym od czasów najdawniejszych do doby obecnej t. 1—2, Kr., 1948—51; Strumilło Т., Szkice z polskiego życia muzycznego XIX w., Kr., 1954; Michałowski К., Bibliografia polskiego piśmiennictwa muzycznego, Kr., 1955; Suplement za lata 1955—1963, Kr., 1964; Z dziejów polskiej kultury muzycznej, red. S. Łobaczewska i in., t. 1—2, Kr., 1958-66; Polska współłczesna kultura muzyczna. 1944—1946, red. E. Dziebowska, Kr., 1968; Chomiński J., Muzyka Polski Ludowej, Warsz., 1974; Erhardt L., Muzyka w Polsce, Warsz., 1974. См. также библиографию к ст. Шопен.

 

Польша (Polska), Польская Народная Республика (Polska Rzeczpospolita Ludowa), ПНР.

Польша. Флаг государственный. Польша.

Польша. Флаг государственный.

Герб Пястов — первой династии польских королей. Польша.

Герб Пястов — первой династии польских королей.

Государственный герб Польши. Польша.

Государственный герб Польши.

I. Общие сведения
III. Природа
IV. Население
V. Исторический очерк
VI. Политические партии, Фронт единства народа, профсоюзы и другие общественные организации
VII. Экономико-географический очерк
VIII. Вооружённые силы
IX. Медико-географическая характеристика
X. Народное образование
1. ЕСТЕСТВЕННЫЕ И ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ
2. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ
3.  НАУЧНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ
XII. Печать, радиовещание, телевидение
XIII. Литература
XIV. Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство
XV. Музыка
XVI. Балет
XVII. Драматический театр
XVIII. Кино
Так же Вы можете узнать о...


Ли Цзун-дао, Ли (Lee Tsung-Dao) (р. 25.11.1926, Шанхай), китайский физик.
Лоренца - Максвелла уравнения Лоренца — Максвелла уравнения, Лоренца уравнения, фундаментальные уравнения классической электродинамики, определяющие микроскопические электромагнитные поля, создаваемые отдельными заряженными частицами.
Майна (полынья) Майна, широкая трещина во льду, полынья, прорубь.
Мартенс Федор Федорович (Фридрих Фромгольд) [15(27).
Меланократовые породы (от греч. melas, родительный падеж melanos — чёрный и kratos — сила, господство), магматические горные породы, в которых количество темноцветных минералов (богатых Fe и Mg, например пироксены, амфиболы, биотиты, и др.
Миль Михаил Леонтьевич [9(22).11.1909, Иркутск, — 31.
Моногатари («сказание»), второй компонент названий многих японских прозаических художественных произведений (большей частью крупных, сюжетных) или сборники классических новелл, нередко со стихами в тексте («Ямато-М.
Мусан, город на С. КНДР, в провинции Хамгён-Пукто.
«Научные доклады высшей школы», серия журналов министерства высшего и среднего специального образования СССР.
Николаев Виктор Арсеньевич [24.11(6.12).1893, Н.
Обводнение, комплекс мероприятий, главным образом гидротехнических, проводимых в безводных и маловодных районах для обеспечения их водой.
Оляпки (Cinclus), род птиц отряда воробьиных.
Отвердевания принцип, одно из исходных положений статики, согласно которому состояние равновесия изменяемой механической системы не нарушается при отвердевании системы.
Паратиреоидный гормон, паратгормон, паратиреокрин, гормон, вырабатываемый околощитовидными железами; регулирует содержание кальция и фосфора в крови, тканевой жидкости, костной ткани.
Периклазовые огнеупоры, то же, что магнезитовые огнеупоры.
Плазмодий (от греч. plasma — вылепленное, оформленное), бесцветное или яркоокрашенное вегетативное тело грибов миксомицетов, состоящее из многоядерной протоплазмы, лишённой оболочки.
Полимерия, полигения, обусловленность одного сложного признака многими неаллельными генами, действие которых суммируется в признаке.
Почтовая связь, почта, вид связи, осуществляет регулярную пересылку почтовых отправлений — письменной корреспонденции, периодических изданий, денежных переводов, бандеролей, посылок — преимущественно при помощи транспортных средств.