Польша XIII. Литература

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
ПА ПЕ ПЁ ПИ ПЛ ПН ПО ПП ПР ПС ПТ ПУ ПФ ПХ ПЧ ПШ ПЫ ПЬ ПЭ ПЮ ПЯ
ПОА
ПОБ
ПОВ
ПОГ
ПОД
ПОЕ
ПОЖ
ПОЗ
ПОИ
ПОЙ
ПОК
ПОЛ
ПОМ
ПОН
ПОО
ПОП
ПОР
ПОС
ПОТ
ПОУ
ПОХ
ПОЦ
ПОЧ
ПОШ
ПОЭ
ПОЯ

XIII. Литература

Старопольская литература обычно делится на 3 периода: средневековье (12—15 вв.), Возрождение (16 в.) и барокко (до середины 18 в.). Наличие в Польша крупных древнейших памятников фольклора не зафиксировано. Существование древней фольклорной традиции подтверждается, однако, использованием народных преданий, песен, пословиц и т.д. или упоминаниями об их бытовании, которые встречаются в старопольской письменности. Первые памятники польской средневековой письменности на латинском языке имели как религиозно-церковный, так и светский характер. Светской по духу была первая историческая хроника капеллана Галла Анонима (начало 12 в.); кульминация в развитии этого жанра — многотомная «История Польши» Я. Длугоша (1415—1480). На польском языке появляются сначала переводы церковных текстов, религиозные песнопения, а затем светские сочинения поучительного характера, диалоги, вирши, песни. В эпоху Возрождения, отмеченную острой политической борьбой, распространением идей гуманизма и Реформации, литература достигает расцвета, обогащается произведениями исключительно художественного назначения. Польский язык вытесняет латынь, хотя в это же время учёная латинская поэзия отличается совершенством (К. Яницкий, 1516—1542/43, и др.). Только по-польски писал М. Рей (1505— 1569), автор диалогов, драм, трактатов, сатирических стихов и т.д., выразитель интересов шляхты, активный участник вероисповедной борьбы (кальвинист). Образец высокой поэтической культуры, блестящей образованности являет творчество Я. Кохановского (1530—84; поэмы, «фрашки» — эпиграммы, песни, элегии и «трены» — надгробные плачи; драма на античный сюжет «Отказ греческим послам», пост. 1578). Поэт яркой индивидуальности, Кохановский заложил основы национального стихосложения, способствовал дальнейшему совершенствованию литературного языка. Глубиной переживаний, напряжённостью мировоззренческих исканий отличается лирика М. Сэмп Шажиньского (около 1550—81). В литературе широко отразились быт, нравы, стремления шляхетского и др. сословий, придворной среды («Польский придворный», 1566, Л. Гурницкого, 1527—1603). Весьма богата переводная литература того времени (диалоги, притчи, анекдоты, авантюрные романы, повести и т.д.), часто через Польша попадавшая на Русь. Радикальные общественные идеи высказывались в публицистике («Об исправлении государства», 1551, А. Моджевского, 1503—1572, выступления идеологов польского арианства).

Скульптура 12—15 вв. Междунефный столб костёла Троицы в Стшельно. Камень. Около 1180. Польша.

Скульптура 12—15 вв. Междунефный столб костёла Троицы в Стшельно. Камень. Около 1180.

  Конец 16 — 1-я половина 17 вв. — время расцвета городской литературы, создаваемой как учёным состоятельным мещанством (С. Клёнович, около 1545—1602; Ш. Шимонович, 1558—1629, «Селянки», 1614), так и плебейскими низами (т. н. «совизжальская» сатира, «рыбалтовская» комедия, лирические стихи и песни, часто отмеченные фольклорным влиянием, цикл «Крестьянских жалоб» и т.д.).

Костёл св. Анджея. Конец 11 в. Польша.

Костёл св. Анджея. Конец 11 в.

  В 17 в. в литературе преобладает барокко. Появляются рифмованные хроники и трактаты, сочинения религиозного и мистического содержания, выражающие торжество Контрреформации, возникают образцы галантно-любовной и медитативной лирики (Я. А. Морштын, около 1620—93, и др.). В лучших произведениях выражается обеспокоенность авторов-патриотов положением страны, истерзанной войнами и политической анархией (В. Потоцкий, 1621, по др. данным, 1625—96, поэты-сатирики и др.), ощущается стремление глубже проникнуть в психологию человека, доводится до виртуозности стихотворное мастерство. События и нравы получают яркое воспроизведение в мемуарной литературеВоспоминания» Я. Х. Пасека, около 1636—1701, и др.). Политическому упадку феодального государства (конец 17 — начало 18 вв.) сопутствует и относительный застой в литературном развитии.

  В эпоху Просвещения (середина 18 в.) в литературе находят отражение борьба за реформы и национальную независимость, распространение передовых общественно-философских идей, идущих главным образом из предреволюционной и революционной Франции, укрепляются связи с общеевропейским литературным процессом. Появляются литературно-художественные и общественно-политические журналы, национальный театр, совершенствуется литературный язык. Виднейшие писатели-классицисты (И. Красицкий, 1735—1801, А. Нарушевич, 1733—96, С. Трембецкий, 1739— 1812, Т. К. Венгерский, 1756—87, и др.) подчиняют своё творчество решению национальных задач, в боевых жанрах сатиры, басни, ироикомические поэмы обличая общественные пороки, невежество, клерикализм. Наряду с переводами и переложениями зарубежных образцов зарождается оригинальная комедия (Ф. Заблоцкий, 1752—1821; «Возвращение посла», 1790, Ю. У. Немцевича, 1757, по др. данным, 1758—1841, и др.), делаются попытки ввести в драму простонародный элемент («Мнимое чудо, или Краковцы и горцы», 1794, В. Богуславского, 1757—1829). Создаётся роман нового времени, синтезирующий элементы дидактического, приключенческого, нравоописательных и фантастико-утопических жанров («Приключения Миколая Досвядчиньского», 1776, Красицкого). Видное место занимает поэзия сентиментализма (лирика Ф. Карпиньского, 1741—1825, Ф. Д. Князьнина, 1750—1807); сентименталистская проза полностью разовьётся позже, в 19 в. На рубеже 80— 90-х гг. видную роль в политической борьбе играют радикальная публицистика, анонимная «якобинская поэзия», выступления революционно настроенных писателей (Я. Ясиньский, 1761—94, и др.).

Сцена из спектакля «Мнимое чудо, или Краковцы и горцы» В. Богуславского. «Театр Народовы». Варшава. 1794. С акварели А. Лормана. Польша.

Сцена из спектакля «Мнимое чудо, или Краковцы и горцы» В. Богуславского. «Театр Народовы». Варшава. 1794. С акварели А. Лормана.

  Романтизм в польской литературе считается вершиной её развития в новое время и охватывает эпоху национальных восстаний 19 в. вплоть до поражения восстания 1863—64. После утраты Польша независимости (1795) литературе отводится важная роль в освободительной борьбе, развитии национального самосознания и сохранении национальной культуры. Романтическое направление складывается на рубеже 10—20-х гг., первым его образцом и манифестом стали 2 тома «Поэзии» (1822—23) А. Мицкевича (1798—1855); к романтическому направлению примкнули участники патриотических организаций в Варшаве, Литве, на Украине. В польском романтизме решительно преобладали революционно-патриотические тенденции. На первый план выдвигаются баллада и лиро-эпическая поэма, или «поэтическая повесть» («Гражина», «Конрад Валленрод» Мицкевича; «Мария» А. Мальчевского, 1793—1826; «Каневский замок» С. Гощиньского, 1801—76, и др.), делаются попытки обновления драматических форм. Романтики обращаются к фольклору, видя в нём отражение народного мировосприятия, используют исторические сюжеты для проповеди патриотических идеалов. В литературе утверждается новый тип героя — самоотверженного борца, демократизируется литературный язык, совершенствуется стихосложение. Романтическая критика (М. Мохнацкий, 1803, по др. данным, 1804—34, и др.) выдвинула постулат национального своеобразия литературы, отрицая догматизм нормативной эстетики. После 1831 определяющей на время становится литература эмиграции. В центре внимания романтиков — причины неудачи восстания 1830—31, попытки критически осмыслить опыт шляхетской революционности, отрыв авангарда освободительной борьбы от народных масс. Появляются пламенные обличения царизма и проводимых им в Польша жестоких репрессий. Интенсивно развивается романтическая драма (3-я часть «Дзядов», 1832, Мицкевича: произведения Ю. Словацкого, 1809—49; «Небожественная комедия», 1835, и «Иридион», 1833—36, З. Красиньского, 1812—59), разнообразная по форме, насыщенная значительными морально-политическими проблемами. Жанр поэмы обогащается новыми, оригинальными разновидностями: национальная эпопея «Пан Тадеуш» Мицкевича, философско-исторический эпос Словацкого «Король-Дух» и др. Историко-философские искания, помимо художественного творчества, находят выражение в мировоззренческих системах мессианистского, мистико-иррационального характера, обосновывающих грядущее избавление Польша В самой стране отдельные авторы остаются вне романтизма (А. Фредро, 1793—1876, шедший от просветительских традиций к реализму и в 20—30-е гг. создавший свои лучшие комедии, богатые социальным и психологическим содержанием). Развиваются прозаические жанры (Ю. И. Крашевский, 1812—87, Ю. Коженёвский, 1797—1863, и др.); в канун Революции 1848—49 на сцену выступают революционно-демократическая поэзия (Р. Бервиньский, 1819—79, и др.), критика и эстетика (Э. Дембовский, 1822—46); пробуждается интерес к крестьянской жизни (в прозе — Крашевский, в поэзии — Т. Ленартович, 1822—93, В. Сырокомля, 1823—62, и др.). На период романтизма приходится деятельность крупнейших польских фольклористов, собирателей народного творчества. Особое место занимает творчество писавшего в эмиграции Ц. Норвида (1821—83), стремившегося к обновлению поэтики и оцененного лишь в 20 в.

Б. Берреччи и др. Капелла Сигизмунда I в соборе на Вавеле в Кракове 1517—33. Польша.

Б. Берреччи и др. Капелла Сигизмунда I в соборе на Вавеле в Кракове 1517—33.

  После 1863 в литературе господствует реализм (иногда это время называют «периодом позитивизма» вследствие влияния его социально-философских идей на творчество ряда писателей). В публицистике и некоторых художественных произведениях пропагандируются идеи «органического труда», «работы у основ», содействие экономическому прогрессу страны, просвещению масс, ликвидации феодально-шляхетских предрассудков. Поэзия, богатая гражданскими мотивами, утверждает верность патриотическим идеалам, касается новых проблем, поставленных капиталистическим развитием (А. Аснык, 1838—97, М. Конопницкая, 1842—1910, и др.). Яркий расцвет характерен для прозы: в романах, повестях, рассказах даётся широкая социальная панорама польского общества, включая жизнь крестьянства и городских низов, отмечаются противоречия общественного развития, обрисовываются новые социально-психологические типы (Э. Ожешко, 1841—1910, Б. Прус. 1847—1912, Г. Сенкевич, 1846—1916, новеллы Конопницкой). Широкую популярность завоёвывает исторический роман («Трилогия», 1883—88, Сенкевича, живописавшего времена старой шляхетской Польша, цикл романов Крашевского, охватывающий всю отечественную историю, «Фараон», 1895—96, Пруса), содействующий укреплению патриотических чувств читателя. Успешно развиваются критика и литературоведение. В последние десятилетия 19 в. в прозе намечаются тенденции натурализма (А. Дыгасиньский, 1839—1902, и др.). Начало рабочего движения даёт первые образцы пролетарской поэзии («Варшавянка», «Красное знамя» и т.д.).

  Мировое признание польской литературы в 19 в. нашло своё выражение в интенсивном развитии русско-польских литературных связей. В этом смысле огромное значение имело пребывание в России Мицкевича, произведения которого высоко ценились и многократно переводились русскими литераторами. В свою очередь Мицкевич пропагандировал русских литературу в парижских лекциях 40-х гг. В Польша переводы из русской поэзии появляются на протяжении всего 19 в. Широкую популярность, оказывая при этом влияние на крупнейших польских писателей, завоёвывают И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой, позднее — Ф. М, Достоевский. Произведения польских авторов (Ожешко, Сенкевича, Пруса и др.) переводятся на русском языке почти одновременно с публикацией в Польша

  Б. Ф. Стахеев.

 

Литература 1890—1918. В этот период, известный под названием «Молодая Польша», наряду с развитием реализма возникают модернистские течения (импрессионизм, символизм, неоромантизм). Теоретиками модернизма выступили З. Пшесмыцкий (1861—1944), С. Пшибыщевский (1868—1927). Характер поэзии определяют символистские и импрессионистские тенденции, её основные жанры: философская, любовная и пейзажная лирика (К. Тетмайер, 1865—1940, Я. Каспрович, 1860—1926, Т. Мициньский, 1873—1918, и др.). В 1900—10-е гг. новые, жизнеутверждающие мотивы появляются в реалистической гражданской поэзии Конопницкой, классицистической лирике Л. Стаффа (1878—1957), сатирических стихах Т. Бой-Желеньского (1874—1941). В прозе, где реалистическое направление оставалось ведущим, углубляется социальный критицизм, успешно разрабатывается тема деревни, власти земли, зреющего крестьянского бунта (В. Реймонт, 1867—1925, В. Оркан, 1875—1930, С. Жеромский, 1864—1925, обратившийся также к темам социальных исканий интеллигенции, к истории борьбы польского народа за национальную независимость). Соединение реалистических и символистских черт характерно для романов В. Берента (1873—1940), натуралистические тенденции сказываются в прозе А. Грушецкого (1852—1929), Г. Запольской (1857—1921). После 1905 в литературу приходит тема революции как жертвенного подвига интеллигентов-революционеров (А. Струг, 1871—1937, Г. Данилевский, 1872—1927, А. Немоевский, 1864—1921). Монументальные романтико-символического обобщения прошлого и будущего Польша дал в своих пьесах С. Выспяньский (1869—1907). Реалистическую драму представляют «мещанские трагифарсы» Запольской, психологические драмы Т. Ритнера (1873—1921). В критике выделяется С. Бжозовский (1878—1911), выступивший против антиобщественных концепций искусства.

С. Выспяньский. Декоративное оформление лестницы в доме Медицинского общества в Кракове. Около 1905. Польша.

С. Выспяньский. Декоративное оформление лестницы в доме Медицинского общества в Кракове. Около 1905.

Литература 1918—44. Критическое изображение конфликтов в восстановленном (1918) польском государстве характерно для реалистического социально-политического и социально-бытового романа (Жеромский, З. Налковская, 1884—1954, М. Домбровская, 1889—1965, Ю. Каден-Бандровский, 1885—1944, Струг, Польша Гоявичиньская, 1896—1963, З. Униловский, 1909—37, Е. Богушевская, р. 1886). В 30-е гг. развиваются реалистическая психологическая проза (Я. Ивашкевич, р. 1894, Налковская, М. Кунцевич, р. 1889) и драма (Е. Шанявский, 1886—1970), а также иррациональный психологический роман (Б. Шульц, 1892—1942, В. Гомбрович, 1904—69) и гротескная драматургия (С. И. Виткевич, 1885—1939). В поэзии, испытавшей сильное влияние лирики Стаффа и символико-фантастической лирики Б. Лесьмяна (1877—1937), выделяется идейно неоднородная группа «Скамандр» (Ю. Тувим, 1894—1953, Ивашкевич, А. Слонимский, р. 1895, Я. Лехонь, 1899—1956, К. Вежиньский, 1894—1969, М. Павликовская-Ясножевская, 1894—1945), с «традиционализмом» которой боролись «авангардисты» (Т. Пейпер, 1891—1969, Ю. Пшибось, 1901—70). В 30-е гг. в поэзии К. И. Галчиньского (1905—53), Ю. Чеховича (1903—39), М. Яструна (р. 1903) отразились настроения катастрофизма, апокалиптического предчувствия. Основы социалистической литературы закладывались в творчестве поэта В. Броневского (1897—1962), лидера группы революционных поэтов (Б. Ясеньский, 1901—39, С. P. Станде, 1897 — около 1937, В. Вандурский, 1891 — около 1937, Л. Шенвальд, 1909—44, Л. Пастернак, 1910—69, Э. Шиманьский, 1907—43), в прозе Л. Кручковского (1900—62), В. Василевской (1905—64), в работах критика-марксиста И. Фика (1904—42).

  В годы 2-й мировой войны 1939—45 в литературе антифашистского Сопротивления, создаваемой, несмотря на жестокий террор, в оккупированной гитлеровцами Польша (К. Бачиньский, 1921—44, Т. Гайцы, 1922—44, Стафф и др.), а также в эмиграции (в Советском Союзе — Василевская, Шенвальд, Е. Путрамент, р. 1910, Л. Пастернак и др. и на Западе — Броневский, Тувим и др.), на первое место выдвигается поэзия. Её характерные черты: патриотизм, усилившееся рефлективное начало, романтический пафос.

Литература ПНР. Разгром немецко-фашистских захватчиков и установление народно-демократического строя создали новые условия для развития литературы. Уже в сентябре 1944 в освобожденном Люблине состоялся 1-й съезд Союза польских писателей, поддержавший программу народно-демократического развития страны. Перед литературой встала задача отразить новую действительность, содействовать строительству социализма. Реалистическая проза 40-х гг. рассказывает о фашистской оккупации П, («Медальоны», 1946, Налковской; «Каменный мир», 1948. Т. Боровского, 1922—51; «Дым над Биркенау», 1945, С. Шмаглевской, р. 1916), о послевоенных общественных конфликтах («Пепел и алмаз», 1948, Е. Анджеевского, р. 190Э). Укрепляются польско-сов. литературные связи, значительно возросло число переводов произведений сов. писателей. После 1949, когда на 4-м съезде Союза польск. писателей был выдвинут лозунг борьбы за социалистический реализм, появляются произведения о социальных преобразованиях в стране («На деревне свадьба», 1955, Домбровской; «Семейство Яворов», 1954, В. Маха, 1917—65), о периоде фашистской оккупации («Поколение», 1951, Б. Чешко, р. 1923), о революционном движении в буржуазной Польша («Под фригийской звездой», 1952, И. Неверли, р. 1903; «Старое и новое», т. 1—3, 1948—60, Л. Рудницкого, 1882—1968), о катастрофе Польша в сентябре 1939 («Сентябрь», 1951, Путрамента; «Дни поражения», 1952, В. Жукровского, р. 1916). С середины 50-х гг. в центре внимания писателей — вопросы этики и политики, исторической и социальной обусловленности личности, иногда рассматриваемые в абстрактно-философском плане (Анджеевский). Развиваются эссеистика и философско-аналитическая проза («Бронзовые врата», 1960, Т. Брезы, 1905—70; «Диснейленд», 1965, С. Дыгата, р. 1914). Значительно обновилась литературная техника и в произведениях, написанных в традиционной повествовательной манере. Преобладает морально-философская проблематика, главные темы: 2-я мировая война, подполье в годы оккупации, становление народной власти («Колумбы, год рождения — 20», т. 1—3, 1957, Р. Братного, р. 1921; «Приключения мыслящего человека», опубликовано 1970, Домбровской; трилогия «Хвала и слава», 1956—62, повести и рассказы крупного мастера реалистической прозы Ивашкевича; «микророманы» «Дневник антигероя», 1961, и др. К. Филиповича, р. 1913; «Дерево рождает плод», 1963, «Личность», 1973, Т. Голуя, р. 1916; «Крещенные огнем», 1961, «Направление — Берлин», 1970, Жукровского), перемены в жизни села (Ю. Кавалец, р. 1916; В. Махеек, р. 1920; Т. Новак, р. 1930; Ю. Мортон, р. 1911; Мах), тема истории и труда рабочего класса (С. Р. Добровольский, р. 1907: Л. Вантула, р. 1928; Я. Пешхала, р. 1921). В жанре исторического и историко-биографического романа успешно работают Я. Парандовский (р. 1895), Т. Парницкий (р. 1908), А. Кусьневич (р. 1904), Голуй. Популярна философская фантастика С. Лема (р. 1921), произведения документальных жанров. Достижения поэзии до 1956 связаны с творчеством Броневского, Галчиньского, Ивашкевича, Пшибося, Яструна. В 60-е гг. выдвигаются поэты Т. Ружевич (р. 1921), В. Шимборская (р. 1928), С. Гроховяк (р. 1934), Э. Брылль (р. 1935). В создании социалистической реалистической драмы ведущая роль принадлежит Л. Кручковскому («Немцы», 1949, «Первый день свободы», 1960).

Кадр из фильма «Пепел и алмаз». Реж. А. Вайда. 1958. Польша.

Кадр из фильма «Пепел и алмаз». Реж. А. Вайда. 1958.

  В. А. Хорев.

 

Литературоведение. Зачатки литературоведения в Польша восходят к 17 в., однако систематическое изучение литературы началось в эпоху Просвещения, когда появились нормативная поэтика польского классицизмаИскусство стихосложения» Ф. К. Дмоховского, 1788), очерк всеобщей поэзии И. Красицкого («О рифмотворчестве и рифмотворцах», 1803) и первая «История польской литературы» (1814) Ф. Бентковского. Становлению литературоведения содействовала статья представителя позднего сентиментализма К. Бродзиньского (1791—1835) «О классическом и романтическом...» (1818), вызвавшая многолетнюю полемику о путях развития самобытной польской литературы. В 20-е гг. 19 в. теоретик романтизма М. Мохнацкий, развив понятие народности, поставил проблему генезиса поэзии и гражданской роли поэта. В 40-е гг. эта проблема была углублена и расширена эстетиком-левогегельянцем Э. Дембовским. Во 2-й половине 19 в. польского литературоведение превращается в науку, специализирующуюся по отраслям; представитель филологической школы М. Малецкий кладет начало монографическим исследованиям. Значительно обогатил науку трудами по истории литературы, стилистике и критике Польша Хмелёвский, приверженец позитивистской эстетики и реализма. Переворот во взглядах на старопольскую литературу произвели архивные изыскания А. Брюкнера, продвинувшего развитие текстологии.

  Во времена «Молодой Польши», на рубеже 19—20 вв., теоретиком модернизма выступил И. Матушевский; вопросы истории литературы разрабатывал В. Фельдман. Важное значение имела деятельность библиографов К. Эстрейхера и Г. Корбута.

  Виднейшими критиками в период между мировыми войнами были К. Ижиковский и Т. Бой-Желеньский; «теории» авангардизма развивали Т. Пейпер и С. И. Виткевич. Марксистскую критику представляли И. Фик, А. Ставар и др. В академическом литературоведении определяющую роль играли труды Ю. Клейнера, С. Пигоня, К. Гурского, В. Борового, М. Кридля, Т. Синко, Ю. Кшижановского и др.

  После 2-й мировой войны выдвинулся Р. Ингардеи, придающий первостепенное значение проблемам структуры художественного произведения. В области теории литературы выделяются труды С. Скварчиньской, Х. Маркевича, Я. Тшинадлёвского, М. Длуской, по истории польской литературы и истории литературной критики работы Ю. Кшижановского, В. Кубацкого, К. Выки и Я. З. Якубовского, по истории всеобщей литературы М. Журовского, В. Хвалевика и др. Основополагающее значение приобретает марксистско-ленинский метод научных исследований. Широко представлена славистика, особенно трудами по истории русской литературы и польско-русским литературным связям (М. Якубец, Р. Лужны, Б. Бялокозович, Ф. Селецкий, Т. Позьняк и др.). Основные литературоведческие журналы — «Pamietnik Literacki» (с 1902), «Polonistyka» (с 1948), «Przeglad Humanistyczny» (с 1957).

  И. К. Горский.

 

  Лит.: История польской литературы, т. 1—2, М., 1968—69 (лит.); Bibliografia llteratury polskiej. Nowy Korbut, t. 1—9, 12—14, Warsz., 1963—73 (издание продолжается); Słownik współczesnych pisarzy polskich. t. 1—4, Warsz., 1963—66; Historia literatury polskiej, t. 1—3, Warsz., 1972—73.

 

Польша (Polska), Польская Народная Республика (Polska Rzeczpospolita Ludowa), ПНР.

Польша. Флаг государственный. Польша.

Польша. Флаг государственный.

Герб Пястов — первой династии польских королей. Польша.

Герб Пястов — первой династии польских королей.

Государственный герб Польши. Польша.

Государственный герб Польши.

I. Общие сведения
III. Природа
IV. Население
V. Исторический очерк
VI. Политические партии, Фронт единства народа, профсоюзы и другие общественные организации
VII. Экономико-географический очерк
VIII. Вооружённые силы
IX. Медико-географическая характеристика
X. Народное образование
1. ЕСТЕСТВЕННЫЕ И ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ
2. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ
3.  НАУЧНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ
XII. Печать, радиовещание, телевидение
XIII. Литература
XIV. Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство
XV. Музыка
XVI. Балет
XVII. Драматический театр
XVIII. Кино
Так же Вы можете узнать о...


Неуймин Григорий Николаевич [22.12.1885 (3.1.
Носка, река в Тюменской области РСФСР, левый приток Иртыша.
Окислительно-восстановительные реакции в организме, биохимические процессы, при которых происходит перенос электрона или атома водорода (иногда с сопровождающими его атомами или группами) от одной молекулы (окисляемой) к другой (восстанавливаемой).
Осака (город в Японии) Осака, город в Японии, на прибрежной равнине Внутреннего Японского моря, в дельте судоходной р.
Память Парижской Коммуны, посёлок городского типа в Борском районе Горьковской области РСФСР.
Пенсакола (горы в Антарктиде) Пенсакола (Pensacola), горы на западной границе Восточной Антарктиды, продолжение Трансантарктического хребта в районе, прилегающем к шельфовому леднику Фильхнера.
Пильна, посёлок городского типа, центр Пильнинского района Горьковской области РСФСР.
«Подлые люди», термин, применявшийся в некоторых законодательных актах в России 18 в.
Пороскопия (от поры и ...скопия), изучение конфигурации, размеров и взаиморасположения пор кожи человека (выводных отверстий сальных и потовых желёз).
Присяжнюк Андрей Александрович [р. 4(17).7.1912, село Погребище, ныне Винницкой области], русский советский актёр, народный артист СССР (1973).
Пураны (от санскр. пурана, буквально — древний), канонические тексты индуизма.
Рапидная съёмка (от франц. rapid — быстрый), киносъёмка, осуществляемая с частотой до 250—300 кадров/сек.
Рецессивность

(от лат.
Рудный столб, см. в ст. Рудное тело.
Самуэли Тибор Самуэли (Szamuely) Тибор (27.12.1890, Ньиредьхаза, — 2.