Швейцария XIV. Архитектура и изобразительное искусство

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
ША ШВ ШЕ ШЁ ШИ ШК ШЛ ШМ ШН ШО ШП ШР ШТ ШУ ШХ ШЫ ШЭ ШЮ ШЯ
ШВА
ШВЕ
ШВИ
ШВЫ
ШВЯ

XIV. Архитектура и изобразительное искусство

Художественная культура Швейцария развивалась в тесной связи с искусством соседних стран: Франции, Германии, Италии, в то же время сохраняя национальная самобытность. Первые памятники искусства на территории Швейцария относятся к периоду латенской культуры и римского времени. Древнейшие памятники зодчества Швейцария связаны с искусством Меровингов (баптистерий в Рива-Сан-Витале, 5—6 вв.). Памятники «Каролингского Возрождения» (монастырь Санкт-Галлен, основан в 7 в., сохранился план 9 в.) отличаются значит. размерами, тенденцией к усложнению архитектурных форм. В монументальном искусстве периода Каролингов отразилось стремление художников возродить античные приемы живописи, основанной на зрительной иллюзии [фрески из церкви Санкт-Иоганн в Мюнстере (Мюстаир), 9 в.]. Постройки романского стиля (Гросмюнстер в Цюрихе, 12—15 вв.) и переходного романоготического стиля (соборы в Базеле, основное строительство в 1185—1200, и в Куре, 1171—1282) близки архитектуре Франции и Германии. Готические постройки конца 13—15 вв. отличаются малой расчлененностью массы и сдержанностью скульптурного декора (собор в Лозанне, 1175—1275). С конца 13—15 вв. в Швейцария развиваются готическая скульптура и живопись (фресковый цикл церкви в Винтертуре, около 1336), книжная миниатюра (школа Санкт-Галлен), витражи (церковь в Кёнигсфельдене, 1325—30, и др.) и станковая живопись (К. Виц), а в 16 в. искусство Возрождения (улица аркад в Лугано, 16 в., ратуша в Базеле, 1504—14). Роспись фасадов стала характерной чертой городской архитектуры 16—17 вв. («Рыцарский дом» в Шафхаузене с росписями Т. Штиммера, 1557). Традиции Ренессанса сохранились в архитектуре 17 в. (ратуша в Цюрихе, 1694—98). Получили развитие живопись и графика, тесно связанные с окружающей художников повседневностью (У. Граф, Н. Мануэль-Дойч). В Базеле работал Х. Хольбейн Младший, творчество которого повлияло на швейцарский портрет 17 в. В культовой архитектуре 17—18 вв. утвердился стиль барокко (церковь в Санкт-Галлене, с 1755). В 18 в. в живописи выдвинулись: пастелист Ж. Э. Лиотар, пейзажист и гравёр С. Геснер, портретист А. Граф, И. Г. Фюсли, в картинах которого сочетаются классицистическая строгость и романтическая фантастика, группа т. н. малых мастеров — жанристов, пейзажистов, авторов исторических картин (И. Л. Аберли, З. Фрёйденбергер и др.). Классицизм проник в архитектуру Швейцария в конце 18 в. Образцами фасадов общественных и жилых зданий служили классицистические постройки Франции (ратуша в Невшателе, 1782—90, архитектор П. А. Пари, железнодорожный вокзал в Цюрихе, 1847). В середине 19 в. в архитектуре Швейцария развивается эклектика, в конце 19 в.— стиль «модерн». Классицизм, как и романтизм, не получил значит. развития в изобразит. искусстве Швейцария начала 19 в. В русле немецкого романтизма работали Г. Л. Фогель и И. Хесс, графики Р. Тёпфер и М. Дистели. К романтическому направлению примыкал живописец Л. Робер, к академическому — Швейцария Глейр (оба работали во Франции). В середине 19 в. художники Швейцария обращались к темам из жизни народа, стремились передать красоту родной природы. Развиваются реалистический национальный пейзаж (А. Калам) и бытовой жанр (Ф. Бухсер, А. Анкер, Б. Вотье, работавший в Германии). На рубеже 19—20 вв. на живопись Швейцария оказало сильное воздействие творчество А. Бёклина. К темам национальной истории, трактованным в духе национального романтизма, обратился Ф. Ходлер. С конца 19 в. в живописи Швейцария развиваются импрессионизм,постимпрессионизм и символизм (Ф. Валлотон, Т. Стейнлен, оба работали во Франции, К. Амьет, Р. Обержонуа, А. Джакометти и др.). Для архитектуры Швейцария начала 20 в. характерно обращение к новым материалам при сохранении традиционных архитектурных форм (ун-т в Цюрихе, 1911—14, архитектор К. Мозер). В середине 20-х гг. швейцарские архитекторы обратились к традициям национального народного зодчества (городские и загородные здания типа сельского деревянного дома — шале). В эти же годы началось проникновение приёмов и методов функционализма (арх. О. Зальвисберг, А. Мейли и др.), а с 30-х гг. рационализма. Уроженцем Швейцария был Ле Корбюзье. Жилые кварталы крупных  швейцарских городов, построенные в 50—70-е гг., располагаются среди зелени, вдали от магистралей и промышленных предприятий (посёлки — Летциграбен, близ Цюриха, 1952—55, архитектор А. Г. Штейнер и др., Хален, близ Берна, 1959—61, архитектор С. Гебер и др.). Рост индустриальных центров в разных районах Швейцария вызвал необходимость создания городов-спутников (Ле-Линьон, близ Женевы, 1962—70, архитекторы Г. и П. Амман и др.). В горных районах Швейцария строятся дома-террасы на солнечных склонах гор (гг. Клингнау, Бругг). В годы 1-й мировой войны 1914—18 в Швейцария зародился дадаизм, получил развитие экспрессионизм (П. Клее). В монументальной живописи выступила группа мастеров религиозных церковных росписей (Г. Альхерр, А. Сенгриа и др.), к темам труда и быта народа Швейцария обратился монументалист А. Бланшер. Абстракционизм господствовал в швейцарской живописи в 30—50-х гг. (скульптор С. Тейбер-Арп, живописцы Х. Арп, Р. П. Лозе, и др.). Изобразительное искусство Швейцария 60—70-х гг. отражает основные тенденции и направления европейского искусства. Представителем прогрессивного крыла современного искусства Швейцария является живописец и график Х. Эрни. В скульптуре 20 в. психологически сложные произведения создают О. Швейцария Беннингер, Я. Прост, импрессионистические — Г. Халлер. Народное искусство Швейцария славится резными деревянными изделиями, нередко украшенными росписью орнаментального или сюжетного характера, керамикой, ткачеством, изделиями из кожи и металла.

Швейцария. А. Калам. «Пейзаж с дубами». 1859. Эрмитаж. Ленинград. Швейцария.

Швейцария. А. Калам. «Пейзаж с дубами». 1859. Эрмитаж. Ленинград.

Швейцария. Н. Мануэль-Дойч. «Усекновение главы Иоанна Крестителя». Около 1520. Фрагмент. Публичное художественное собрание, Базель. Швейцария.

Швейцария. Н. Мануэль-Дойч. «Усекновение главы Иоанна Крестителя». Около 1520. Фрагмент. Публичное художественное собрание, Базель.

Швейцария. Ж. Э. Лиотар. «Мадумуазель Лавернье». Пастель. Картинная галерея. Дрезден. Швейцария.

Швейцария. Ж. Э. Лиотар. «Мадумуазель Лавернье». Пастель. Картинная галерея. Дрезден.

Швейцария. У. Граф. «Сборище солдат». Рисунок. 1515. Публичное художественное собрание, Базель. Швейцария.

Швейцария. У. Граф. «Сборище солдат». Рисунок. 1515. Публичное художественное собрание, Базель.

Швейцария. А. Бёклин. «Вилла у моря». 1864. Галерея Шака. Мюнхен. Швейцария.

Швейцария. А. Бёклин. «Вилла у моря». 1864. Галерея Шака. Мюнхен.

Швейцария. Ф. Ходлер. «Дровосек». 1910. Художественный музей. Берн. Швейцария.

Швейцария. Ф. Ходлер. «Дровосек». 1910. Художественный музей. Берн.

Швейцария. К. Мозер. Университет в Цюрихе. 1914. Швейцария.

Швейцария. К. Мозер. Университет в Цюрихе. 1914.

Швейцария. Х. Эрни.«Круг коней». Литография. 1955. Швейцария.

Швейцария. Х. Эрни.«Круг коней». Литография. 1955.

Швейцария. А. Граф. Автопортрет. 1809. Музей изобразительного искусства. Лейпциг. Швейцария.

Швейцария. А. Граф. Автопортрет. 1809. Музей изобразительного искусства. Лейпциг.

Ф. Ходлер.«Женевское озеро». 1905. Публичное художественное собрание Базель. Швейцария.

Ф. Ходлер.«Женевское озеро». 1905. Публичное художественное собрание Базель.

 

Лит.: Traz G. de, Histoire de la peinture suisse, Genéva, 1945; Schmid A. A., Die Buchmalerei des 16. Jahrhunderts in der Schweiz, Olten, 1954; Carl B., Klassizismus 1770¾1860, Z., 1963 (Die Architektur der Schweiz I); Altherr A., Neue Schweizer Architektur, Teufen, [1965].

Швейцария, Швейцарская Конфедерация (нем. Schweizerische Eidgenossenschaft, франц. Confédération Suisse, итал. Confederazione Svizzera).

Швейцария. Флаг государственный. Швейцария.

Швейцария. Флаг государственный.

Государственный герб Швейцарии. Швейцария.

Государственный герб Швейцарии.

I. Общие сведения
II. Государственный строй
III. Природа
IV. Население
  V. Исторический очерк
VI. Политические партии, профсоюзы и другие общественные организации.
VII. Экономико-географический очерк
VIII. Вооружённые силы
IX. Медико-географическая характеристика
X. Просвещение
XI. Наука и научные учреждения
1. Естественные и технические науки
2. Общественные науки
3. Научные учреждения.
XII. Печать, радиовещание, телевидение
XIII. Литература
XIV. Архитектура и изобразительное искусство
XV. Музыка
XVI. Драматический театр
XVII. Кино
Так же Вы можете узнать о...


Охотничьи собаки, группа специализированных пород собак, предназначенных для охоты.
Понтоппидан Хенрик Понтоппидан (Pontoppidan) Хенрик (24.7.1857, Фредерисия, — 21.
Рила, -Планина, горный массив на Ю -З. Болгарии, самый высокий на Балканском полуострове.
Синусов теорема, теорема тригонометрии, устанавливающая соотношения между сторонами а, Ь, с произвольного треугольника и синусами противолежащих им углов А, В, С.
Сценическая речь, одно из основных средств театрального воплощения драматургического произведения.
Уда (река в Хабаровском крае) Уда, Уд, река в Хабаровском крае РСФСР. Длина 457 км, площадь бассейна 61300 км2.
Химьяритское царство, древнее государство, возникшее в конце 2 в.
Штеренберг Давид Петрович [14(26). 7.1881, Житомир, — 1.
Азота окислы, соединения азота с кислородом.
Балагхат, Бурха, город в Индии в штате Мадхья-Прадеш.
Буровая каретка, передвижная установка для механизированного бурения шпуров и скважин из подземных горных выработок.
Вьет Франсуа Вьет (Viete) Франсуа (1540—1603), французский математик; см.