Швейцария XIII. Литература

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
ША ШВ ШЕ ШЁ ШИ ШК ШЛ ШМ ШН ШО ШП ШР ШТ ШУ ШХ ШЫ ШЭ ШЮ ШЯ
ШВА
ШВЕ
ШВИ
ШВЫ
ШВЯ

XIII. Литература

Литература швейцарского народа развивается на немецком, французском, итальянском и ретороманском языках. Каждый языковой регион (кроме ретороманского) связан с литературой родственной по языку соседней страны.

Литература на немецком языке. С конца 13 в., когда был заключён союз трёх лесных кантонов — Швица, Ури и Унтервальдена, начинает проявляться своеобразие  швейцарской литературы — в исторических хрониках, народных песнях, прославляющих борьбу за независимость (легенды о Вильгельме Телле и Арнольде Винкельриде, 14 в.). Миннезингеры Б. Штайнмар (13 в.) и Й. Хадлауб (ум. около 1340) сочетали традиционные мотивы «высокой любви» с реалистическими зарисовками. В 14—16 вв. получила распространение сатирико-дидактическая поэзия, излюбленным жанром которой стала басня. Своеобразной энциклопедией средневековой жизни явилась гротескно-комическая поэма Г. Виттенвейлера «Кольцо» (около 1410). К концу средних веков окончательно оформился политический разрыв Швейцария с империей, но духовные связи с Германией остаются важнейшим фактором лит. жизни немецкоязычных кантонов. На первое место среди литературных жанров эпохи Реформации выдвигается религиозная драма: Н. Мануэль (1484—1530), П. Генгенбах (1480 — около 1525).

  Первым швейцарским просветителем стал бернский патриций Б. Л. фон Муральт (1665—1749); его «Письма об англичанах и французах» (на французском языке, 1698, изд. 1725) оказали влияние на А. Галлера и Ж. Ж. Руссо. Значительное место в швейцарском Просвещении занимают литературные критики И. Я. Бодмер (1698—1783) и И. Я. Брейтингер (1701—76), издававшие с 1721 один из первых просветительских еженедельников на немецком языке «Беседы живописцев». Эволюция учёного и поэта А. Галлера (1708—77) протекала от просветительской оппозиции олигархическому режиму («Швейцарские стихи», 1732) к апологии ортодокс религиозности и изжившего себя общественного строя (исторические романы «Узонг», 1771; «Фабий и Катон», 1774). Чертами консервативной умеренности и сентиментального благодушия отмечены «Идиллии» С. Геснера (1730— 1788). Интересы демократических слоев выражал выдающийся педагог И. Г. Песталоцци (1746—1827; роман «Лингард и Гертруда», 1780—87). Свидетельством преломления просветительских идей в сознании крестьянства явилась книга У. Брокера (1735—98) «Жизнь и приключения бедняка в Токкенбурге», пронизанная ненавистью к феодальным порядкам и капиталистической эксплуатации.

  Романтизм, как и классицизм, не прижился в швейцарской мелкобуржуазной среде. Произведениях И. Г. Залиса-Зевиса (1762— 1834), М. Устери (1763—1827), Г. Цшокке (1771—1848), Я. Штуца (1801—77), хотя и не отличались глубиной и самобытностью, но исподволь готовили расцвет реализма в творчестве И. Готхельфа (1797—1854), Г. Келлера (1819—90), К. Ф. Мейера (1825—98) — писателей, благодаря которым швейцарская литература впервые вышла за национальные границы. В их произведениях нашёл реалистическое воплощение нарастающий конфликт между верой писателей-гуманистов в безграничные возможности народа и неприятием тенденций капиталистического развития (роман Келлера «Мартин Заландер», 1886; роман Готхельфа «Ули-арендатор», 1849). Настроениями пессимизма, неверия в буржуазный путь развития проникнуты стихотворения Ф. Дранмора (Л. Ф. Шмида, 1823—88) и Г. Лёйтхольда (1827—79). К. Шпиттелер (1845—1924) в эпических поэмах «Прометей и Эпиметей» (1880—81) и «Олимпийская весна» (1900—07) пытался создать модернизированный гуманистический миф, в котором причудливо переплетались античная мифология и новые космические образы.

  В начале 20 в. широкое распространение получают идиллических произведениях И. В. Видмана (1842—1911), альпийского романтика Э. Цана (1867—1952), Я. Геера (1859—1925), Г. Федерера (1866—1928). Формой проявления «почвенничества» в литературе стал местный диалект (произв. М. Линерта, Р. Тавеля); т. н. «духовная защита отечества», являясь реакцией на экспансионизм фашистской Германии в области культуры, способствовала активизации областнической литературы. Линия неприятия  швейцарской действительности продолжается в творчестве Р. Вальзера (1878—1956), А. Цоллингера (1895—1941), Я. Шафнера (1875—1944), вскрывших противоречия общества, его историческая бесперспективность: романы «Помощник» (1907) и «Якоб фон Гунтен» (1908) Вальзера, «Получеловек» (1929) и «Великое беспокойство» (1939) Цоллингера. С социалистическим движением был связан Я. Бюрер (1882—1975); в романах «Килиан» (1922), «Нельзя...» (1932), в драме «Галилео Галилей» (1933) он утверждает мысль о необходимости коренной перестройки несправедливой общественной системы.

  Создавая в своих драмах и комедиях общепонятные, актуальные «модели мира», М. Фриш (р. 1911) и Ф. Дюрренматт (р. 1921) после 2-й мировой войны 1939—1945 вывели швейцарскую литературу из тупика областничества и изоляционизма. Их лучшие произведения отмечены живым интересом к общественно-политическим проблемам, социальным критицизмом, неустанными поисками «человека в человеке»: романы Фриша «Штиллер» (1959), «Homo Faber» (1957), драмы Дюрренматта «Визит пожилой дамы» (1956), «Метеор» (1965).

Швейцария. Террасный жилой квартал в Клингнау. 1959—63. Швейцария.

Швейцария. Террасный жилой квартал в Клингнау. 1959—63.

  В 50—60-е гг. в швейцарской литературе возрастает удельный вес социальной критики, политической тематики, неприятия мелкобуржуазного общества. В романах В. М. Диггельмана (р. 1927; «Допрос Гарри Винда», 1962), Х. Лечера (р. 1929; «Плетельщица венков», 1964), О. Ф. Вальтера (р. 1928; «Немой», 1959; «Фотограф Турель», 1962), А. Мушга (р. 1934; «Противочары», 1967) и др. верность реалистическим традициям швейцарской литературы сочетается с использованием современных изобразительных средств. Писатели исследуют мотивы социального поведения в меняющемся мире; с помощью иронии, скепсиса, вводя элементы ирреального, фантастического, подрывают уверенность в устойчивости существующего: рассказы П. Бикселя (р. 1935), Ю. Федершпиля (р. 1931), У. Егги, Ф. Холера и др. Творчество В. Шмидли (р. 1939; роман «Места находок», 1974), В. Кауэра (р. 1935; роман «Кошмарный сон», 1974) свидетельствует о возрождении интереса к жизни и борьбе швейцарского рабочего класса.

Литература на французском языке (романдская литература). Духовная и литературная жизнь франкоязычных кантонов (Женева, Невшатель, Во, Вале) берёт начало в эпохе Реформации. Виднейший писатель романдской литературы 16 в. — Ф. Бонивар (1493—1570; «Женевские хроники»). Связь с прогрессивным крылом гугенотского движения благотворно сказалась на творчестве Т. Беза (1519—1605; трагедия «Жертвоприношение Авраама», 1550). В 17 в. литература преимущественно погружена в религиозные разногласия, носит проповеднический характер. В «Трагических поэмах» (ч. 1—7, 1616) выходца из Франции Т. А. Д’Обинье (1552—1630) нашла отражение эпоха кальвинизма. Из протестантского лагеря исходят первые импульсы «интеллектуального пробуждения», расшатавшие свод кальвинистских догматов и подготовившие почву для Просвещения. Активизируется буржуазно-демократическое патриотическое движение; в деятельности т. н. гельветических обществ утверждается идея живой взаимосвязи германских и романдских кантонов Швейцария Однако гуманистические традиции Ж. Ж. Руссо (1712—78) и Б. Констана (1767—1830), выросшие из связей с французской культурой, не находили почвы для развития. В Швейцария победу одержала морально-философская литература религиозного характера. Из писателей 19 в. лишь Р. Тёпфер (1799—1846) был собственно художником («Женевские рассказы», 1841, и другие произведения).

  В 20 в. процесс освобождения от религиозного морализаторства связан с творчеством П. Бюдри (1883—1948), Швейцария А. Сенгриа (1883—1954), Р. де Траза (1884—1951), А. Шписса (1876—1940) и др. Самым талантливым из них был романист, поэт и эссеист Швейцария Ф. Рамю (1878—1947), влияние которого продолжает сказываться на творчестве современных писателей — Ж. Альда, М. Дантана, Ж. Шессекса, М. Шаппа. В годы Сопротивления во Франции благодаря тесным контактам с французской литературой творчество некоторых романдских поэтов (Ж. Тролье, П. Л. Маттеи, Ж. Кютта) обрело общественное звучание, обогатило  швейцарскую литературу гражданскими мотивами. С начала 50-х гг. активный гуманизм снова уступил место традиционным абстрактно-гуманистическим интонациям (Г. Ру, М. Раймон, позже — Ф. Жакоте, В. Годель). Эти тенденции ярко выразились в творчестве прозаика И. Велана (р. 1925; роман «Я», 1959), поэта А. Вуазара (р. 1930; сб. стихов «Свобода на рассвете», 1967), драматургов Л. Голиса (р. 1932; драма «Капитан Карагёз», 1967), Б. Льегма (р. 1927; пьеса «Солнце и смерть», 1966).

Литература на итальянском языке. Развивалась в кантоне Тичино. С 1803, когда Тичино на правах самостоятельного кантона вошёл в состав конфедерации, в литературе начинает звучать тема национального своеобразия и  швейцарского патриотизмапроизведения Дж. Цоппи (1869—1952), В. Аббондио (1891—1958), Дж. Мотта (1871—1940). На протяжении нескольких поколений лит. вкусы Тичино определял Ф. Кьеза (1871—1973), автор сб. стихов «Каллиопа» (1907), сб. «Ребячьи рассказы» (1920), романов «Мартовская погода» (1925) и др. Верность  реалистическим традициям италоязычной литературы сохраняют П. Бьянкони (р. 1899), П. Сканциани (р. 1908), А. Дженни (р. 1911); влияние модернизма сказалось в творчестве Ф. Филиппини (р. 1917; роман «Вечерний паук», 1950), Дж. Боналуми (р. 1920; роман «Заложники», 1954). Поэзия представлена именами Ф. Менгини (р. 1909), Дж. Орелли (р. 1909), А. Несен, Р. Фазани, Г. Машони и др.

Литература на ретороманском языке. На ретороманском языке, насчитывающем несколько вариантов, говорит менее трети кантона Граубюнден. Первые литературные памятники относятся к 16 в.: «Песня о битве у замка Мюсс» (1527) Дж. Траверса. В 17—18 вв. появляются дидактические сочинения религиозного и политического характера. Гордостью ретороманской литературы является её фольклор; народные песни, сказки, предания, пословицы и поговорки собирают и перерабатывают профессиональные писатели кантона. Призыв к сохранению самобытности ретороманского языка и литературы содержится в стихах Дж. К. Муота (1844—1906) и др. Из писателей и поэтов рубежа 19— 20 вв. выделяется П. Лансель (1863— 1943). С 1938 ретороманский — 4-й национальный язык Швейцария Из современных писателей известностью пользуются прозаики Т. Хальтер (р. 1914) и К. Бирт (р. 1920), драматург Т. Мурк (р. 1915), поэт А. Пеер (р. 1921), детская писательница С. Кёнц (р. 1911). Ретороманский постепенно вытесняется немецким языком.

Швейцария. Бернский мастер рубежа 15—16 вв. «Танец Саломеи». Музей изобразительных искусств. Будапешт. Швейцария.

Швейцария. Бернский мастер рубежа 15—16 вв. «Танец Саломеи». Музей изобразительных искусств. Будапешт.

 Союз швейцарских писателей, основан в 1912, объединяет представителей всех языковых зон. В 1969, протестуя против политической инертности этой организации, из неё вышли 22 писателя, в том числе Фриш и Дюрренматт, образовавшие т. н. «Ольтенскую группу», которая существует наряду с реформированным писательским союзом («Ассоциация  швейцарских писателей»).

 

  Лит.: Общие обзоры. Литература Швейцарии, М., 1969; Die zeitgenossischen Literaturen der Schweiz, Z.—Münch., 1974.

Литература на немецком языке. Fringeli D., Dichter im Abseits, Z.—Münch., 1974; его же, Von Spitteler zu Muschg, Basel, 1975.

Литература на французском языке. Berchtold A., La Suisse romande au cap du XXe siécle, Lausanne, 1963.

Литература на итальянском языке. Calgari G., Ticino degli uomini, Locarno, [1966].

Литература на ретороманском языке. Mützenberg G., Destin de la langue et de la littérature rhéto-romanes, Lausanne, 1974.

Литературоведение. Важную роль в литературном движении Швейцария 18 в. сыграли И. Я. Брейтингер и И. Я. Бодмер, выступившие против нормативной поэтики классицизма («Критическая поэтика...» Брейтингера, 1740, предисловие Бодмера). С середины 19 в. проявляется интерес к проблемам отечественной литературы (И. К. Мёрикофер, Я. Бехтольд и др.). Видным представителем духовно-исторической школы был Э. Эрматингер (1873—1953; «Литература и духовная жизнь немецкой Швейцарии», 1933). В 20 в. Швейцария дала многих филологов-компаративистов; Ф. Эрнст (1889—1958) выделил из романо-германской филологии гельветистику, сущность которой он видел в посредничестве между немецкой, французской, итальянской культурами.

  К началу 40-х гг. сложилась т. н. цюрихская школа (иначе —«школа интерпретации»): Э. Штайгер (р. 1908; «Искусство интерпретации», 1955), В. Кайзер, М. Верли (р. 1909; «Общее литературоведение», 1951) и др. Представители этой школы детально анализируют художественный текст вне социально-исторического контекста. Романтическую тоску по «старой» Европе противопоставляет распаду современной буржуазной культуры В. Мушг (1898—1965) в «Трагической истории литературы».

  В. Д. Седельник.

Швейцария, Швейцарская Конфедерация (нем. Schweizerische Eidgenossenschaft, франц. Confédération Suisse, итал. Confederazione Svizzera).

Швейцария. Флаг государственный. Швейцария.

Швейцария. Флаг государственный.

Государственный герб Швейцарии. Швейцария.

Государственный герб Швейцарии.

I. Общие сведения
II. Государственный строй
III. Природа
IV. Население
  V. Исторический очерк
VI. Политические партии, профсоюзы и другие общественные организации.
VII. Экономико-географический очерк
VIII. Вооружённые силы
IX. Медико-географическая характеристика
X. Просвещение
XI. Наука и научные учреждения
1. Естественные и технические науки
2. Общественные науки
3. Научные учреждения.
XII. Печать, радиовещание, телевидение
XIII. Литература
XIV. Архитектура и изобразительное искусство
XV. Музыка
XVI. Драматический театр
XVII. Кино
Так же Вы можете узнать о...


Отыня, посёлок городского типа в Коломыйском районе Ивано-Франковской области УССР, на р.
Плутарх (Plutarchos) (около 46, Херонея, Беотия, — около 127), древнегреческий писатель, историк и философ-моралист.
Пуассона уравнение, уравнение с частными производными вида Du = f, где D —оператор Лапласа: Рупорный громкоговоритель, громкоговоритель с высокой направленностью излучения звуковых волн, у которого для концентрации потока звуковой энергии в определённом направлении служит рупор.
Симпсон Джордж Гейлорд Симпсон (Simpson) Джордж Гейлорд (р. 16.6.1902, Чикаго), американский палеонтолог, член Американской академии искусств и наук (1943) и Национальной АН США (1941).
Степные зоны умеренных поясов, природные зоны материков в пределах умеренных поясов Северного и Южного полушарий, характеризующиеся сухим континентальным климатом, безлесьем водоразделов, господством травянистой, преимущественно злаковой, растительности на чернозёмных, темно-каштановых и каштановых почвах.
Тимгад (древнее название — Тамугади, римский — Colonia Marciana Traiana Thamugas), древний город в Северной Африке, в 25 км от современной Батны в Алжире.
Успенский Евгений Евгеньевич [21.7.1889, Москва, – 2.
Хейберг Гуннар Эдвард Хейберг (Heiberg) Гуннар Эдвард [18.11.1857, Кристиания (Осло), — 22.
Чусовая, в верховьях Полуденная, река в Свердловской и Пермской области РСФСР (истоки в Челябинской области), левый приток Камы.
Эргодическая теория, один из разделов общей динамики.