Соединённые Штаты Америки X. Просвещение

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
СI СА СБ СВ СГ СД СЕ СЁ СЖ СИ СК СЛ СМ СН СО СП СР СС СТ СУ СФ СХ СЦ СЧ СШ СЪ СЫ СЬ СЭ СЮ СЯ
СОА
СОБ
СОВ
СОГ
СОД
СОЕ
СОЖ
СОЗ
СОИ
СОЙ
СОК
СОЛ
СОМ
СОН
СОО
СОП
СОР
СОС
СОТ
СОУ
СОФ
СОХ
СОЦ
СОЧ
СОШ
СОЮ
СОЯ

X. Просвещение

  Появление первых школ относится к раннему периоду возникновения колоний (16—17 вв.). Школы открывались на местные средства или пожертвования частных лиц и строились по образцу школ тех стран, выходцами из которых были колонисты. В 1647 в штате Массачусетс был принят первый закон, положивший начало системе общественных школ; каждый населенный пункт, насчитывавший 50 домов, должен был иметь школу для обучения детей чтению и письму, а более крупные населённые пункты — грамматические школы. В 1636 открылось первое высшее учебное заведение — Гарвардский колледж (см. Гарвардский университет). Национальная система образования начала складываться после Войны за независимость 1775—83. Большую роль в этом сыграли американские просветители Б. Франклин, благодаря которому в стране были открыты средние учебные заведения — «академии», Т. Пейн, Т. Джефферсон, выдвинувший требование всеобщего бесплатного и обязательного обучения, Промышленный переворот, вызвавший рост крупного фабричного производства, обусловил быстрые темпы развития начального образования. В 1852 штат Массачусетс принял первый в США закон об обязательном начальном обучении, до 1918 такие законы были приняты во всех штатах. В 60-х гг. 19 в. около 60% детей в возрасте 6—13 лет были охвачены школьным обучением, к концу 19 в. — 72%. Для совершенствования системы общественных школ многое сделал Х. Манн. По его инициативе были созданы департаменты образования в штатах, открыты «нормальные школы» для подготовки учителей, основан первый в стране педагогический журнал. Процесс создания общественных школ почти не коснулся южных штатов, где дети плантаторов учились в частных учебных заведениях, а негры не имели права учиться.

  В период после Гражданской войны 1861—65 потребность развивающейся промышленности в квалифицированной рабочей силе, борьба трудящихся за свои права стимулировали дальнейшее развитие образования. США первыми среди капиталистических стран встали на путь массового среднего образования. В 1910 в средней школе (9—12-й классы) обучалось 15,4% молодёжи 14—17 лет, в 1920 — 32,3%, в 1930 — 51,4%. Подверглось перестройке и содержание среднего образования. Теоретико-педагогическую основу школьной реформы составили работы Э. Торндайка и Дж. Дьюи. Обе психолого-педагогические школы утверждали идею генетической детерминированности и неизменности умственных данных человека. Школьные реформаторы установили очень низкий минимум обязательных знаний и расширили программу необязательных предметов. С их помощью осуществлялась дифференциация обучения между «академически способными» и «практически мыслящими». В программу были включены узкоутилитарные курсы, имеющие целью подготовку к профессии, ведению домашнего хозяйства и т.п. Задачи овладения основами наук, развития умственных способностей у школьников были отодвинуты на второй план.

  В 1862 конгресс принял закон Моррилла, обязывавший федеральное правительство выделить штатам земли и частично деньги для организации колледжей. Этот закон положил начало существованию государственных колледжей и университетов. Характерной чертой «колледжей на дарованных землях» была тесная связь с промышленным и особенно с с.-х. производством. Создавая опытно-показательные центры, консультационные пункты, курсы для фермеров, они сыграли большую роль в распространении агрономических знаний и эффективных методов хозяйствования.

  Управление современным образованием и его финансирование децентрализованы. Каждый штат имеет собственное школьное законодательство и органы управления. Департамент здравоохранения, образования и социального обеспечения занимается главным образом сбором и обработкой статистических данных, распределением средств федерального правительства на образование, организацией педагогических исследований и т.п. Непосредственное руководство школами осуществляют школьные комитеты, избираемые населением школьных округов на 3—4 года. Основную часть бюджета школ составляют средства, собранные с населения округа в виде налога на собственность (55—57%), около 38% — от правительства штата, доля федерального правительства незначительна. Децентрализация управления и финансирования школ влечёт за собой резко выраженное неравенство в материальном положении школ, в обеспеченности квалифицированными педагогическими кадрами и, как следствие, — в уровне знаний учащихся. В особенно тяжёлом положении находятся школы в районах, где живёт негритянское население. Несмотря на решение Верховного суда США о незаконности существования сегрегированных школ (1954), десегрегация проходит крайне медленно (см. Сегрегация).

  В большинстве штатов обязательным является обучение до 16 лет. В 1974 в школах обучалось 50 млн. учащихся, около 10% детей училось в негосударственных школах, большинство из которых принадлежит религиозным организациям, около 4% — в элитарных частных «независимых» школах с высокой платой за обучение.

  Сеть дошкольных учреждений (ясли, стационарные детские сады) незначительна. При школах имеются приготовительные группы, которые посещает 84% детей 5-летнего возраста. Возраст поступления в школу — 6 лет. Начальная школа называется элементарной, срок обучения — 6 (в ряде округов — 8) лет. Уже в начальных классах обучение осуществляется дифференцированно. На основе данных различных тестов, определяющих способности, дети делятся на потоки, подгруппы, работают по индивидуальным заданиям. Единые требования и программы отсутствуют. Средняя школа разных типов: младшая средняя школа (3 года), старшая средняя школа (3 года), объединённая младшая и старшая средняя школа (6 лет), средняя школа (4 года). При всех вариантах общая продолжительность обучения в средней школе 12 лет. Младшая средняя школа имеет ориентационный характер. В основе учебной и профессиональной ориентации учащихся лежит посылка о врождённой детерминированности способностей человека. Учебное, а фактически социальное, размежевание учащихся углубляется. Преподавание на разных уровнях (для «способных» и «неспособных») дополняется системой выборных предметов. Старшая средняя школа, называемая всеохватывающей, делится на различные профили 2 основных категорий: академические и практические, Для всех учащихся установлена минимальная программа обязательных предметов: родной язык, общественные дисциплины, физкультура и (один год) естествознание и математика, Дифференциация по профилям осуществляется с помощью разных наборов необязательных предметов. Выпускники средней школы (охватывающей 75% молодёжи в возрасте 17 лет) получают неравноценную подготовку. Лишь 22% выпускников изучают в школе физику, 37% — химию, 38% — алгебру, 22% — иностранные языки (1967). Обеднённую общеобразовательную программу получают обучающиеся на практических профилях, контингент которых на 85% составляют дети из низших социальных слоев. Для устранения несоответствия школьного образования требованиям научно-технического прогресса в 60-е гг. были предприняты некоторые меры по его реорганизации: введены в школы современные курсы физики, химии, биологии, математики, широкое использование получили технические средства обучения. В 1972 создан финансируемый федеральным правительством Национальный институт образования, задачей которого является организация научных исследований в области образования и координация их финансирования.

  Профессиональная подготовка осуществляется в государственных и частных профессиональных школах, вечерних классах для взрослых, младших колледжах, в которых готовятся квалифицированные рабочие для сложных отраслей производства. Однако основной путь профессионального образованиясистема ученичества. В США действуют 431 средняя профшкола, 1 тыс. межокружных профшкол, 16 тыс. профессиональных отделений при школах. Профессиональным обучением охвачено свыше 12 млн. чел. (включая взрослых).

  Американская система высшего образования складывается из учебных заведений, существенно отличающихся друг от друга по своим задачам (см. в ст. Высшее образование, а также в статьях об отраслях образования, например Медицинское образование). К вузам американская статистика относит не только университеты и др. институты университетского уровня, но и самые различные учебные заведения, в том числе 2-годичные младшие колледжи и 1—2-годичные технические институты, являющиеся полувысшими учебными заведениями. В начале 70-х гг. насчитывалось университетов 159, специализированных колледжей и колледжей «свободных искусств» 1542 и младших колледжей 964. В 1974/75 учебном году насчитывалось 3038 университетов и колледжей. Большинство университетов и колледжей частные, но они охватывают лишь 2 млн. из 9,2 млн. студентов. Вузы взимают с обучающихся плату за обучение, которая особенно велика в частных учебных заведениях — до 5 тыс. долл. в год (1976).

Дж. Беллоуз. «Докеры». 1912. Колледж Рандолф. Мейкон (шт. Джорджия). Соединённые Штаты Америки.

Дж. Беллоуз. «Докеры». 1912. Колледж Рандолф. Мейкон (шт. Джорджия).

  Отбор студентов в вузы производится по результатам экзаменов, которые держат школьники выпускного класса, собирающиеся учиться в университете. Тесты для экзаменов разрабатывает Совет по вступительным экзаменам в колледжи, в который входят представители университетов, видные учёные. Совет производит также аккредитацию средних школ (проверку квалификации учителей, качества оборудования, уровня преподавания и выдачу сертификата, подтверждающего способность учебного заведения готовить учащихся к поступлению в колледж).

  Распространённая и на вузы система аккредитации позволяет отграничить учебные заведения, соответствующие требованиям, предъявляемым к высшим учебным заведениям, от учебных заведений более низкого уровня и от многочисленных псевдоинститутов. Аккредитация проводится по просьбе самого учебного заведения и за его счёт специальными агентствами и ассоциациями. Регулярно публикуются списки аккредитованных учебных заведений, однако сроки проведения аккредитации не установлены.

Обучение в американских вузах начинается с программы общего образования (первые 2 года). Специализация, как правило, начинается на 3-м году. 3/4 студентов ограничиваются 4-летней программой, которая даёт им степень бакалавра. Около 20% студентов продолжают обучение ещё 1—2 года в специализированной школе (инженерной, педагогической и т.п.) университета, где после защиты диплома получают степень магистра. Подготовка специалистов высокой квалификации, особенно технических, работа которых требует приобретения лицензий (юристы, врачи), занимает 4—5 лет в специализированных школах. Научные работники и преподаватели вузов готовятся в исследовательских школах, куда переходит немногим более 2% студентов, достаточно состоятельных, чтобы оплачивать ещё 4-годичный курс обучения. От них требуется написание диссертационной работы на степень доктора философии, доктора наук или доктора технических наук (все эти степени одинакового научного уровня и примерно соответствуют степени кандидата наук в СССР). Особое место занимают университеты, готовящие кадры главным образом на уровнях магистра и доктора. Крупнейшие высшие учебные заведения: Гарвардский университет, Принстонский университет, Йельский университет в Нью-Хейвепе, Колумбийский университет,Калифорнийский университет,Корнеллский университет,Чикагский университет,Массачусетсский технологический институт и др.

  Крупнейшие библиотеки: Библиотека конгресса, библиотеки университетов, публичные библиотеки — в Нью-Йорке (основана в 1895: около 8,4 млн. тт.), Чикаго (основана в 1872; 5070 тыс. тт.), Бостоне (основана в 1852; свыше 3092 тыс. тт.), Лос-Анджелесе (основана в 1872; 4162 тыс. тт.) и др.

  Среди музеев наиболее известны: Национальный музей США, Национальный музей воздухоплавания и космонавтики (основан в 1946), Национальная галерея искусства (1937), Национальная коллекция изящных искусств (1846), Национальная портретная галерея (1962) — в Вашингтоне, Нью-Йоркский музей современного искусства,Метрополитен-музей в Нью-Йорке, Бостонский музей изящных искусств, Музей естественной истории в Чикаго, Морской музей в штате Виргиния (1930) и др.

Древнее искусство индейцев. Голова лани из Ки-Марко (шт. Флорида). Дерево. Лесная зона, стадия Миссисипи. Университетский музей. Филадельфия. Соединённые Штаты Америки.

Древнее искусство индейцев. Голова лани из Ки-Марко (шт. Флорида). Дерево. Лесная зона, стадия Миссисипи. Университетский музей. Филадельфия.

  З. А. Малькова.

 

Соединённые Штаты Америки(США) (United States of America, USA).

Государственный герб Соединённых Штатов Америки. Соединённые Штаты Америки.

Государственный герб Соединённых Штатов Америки.

Соединенные Штаты Америки. Флаг государственный. Соединённые Штаты Америки.

Соединенные Штаты Америки. Флаг государственный.

I. Общие сведения
II. Государственный строй
III. Природа
IV. Население
VII. Экономико-географический очерк
VIII. Вооружённые силы
IX. Медико-географическая характеристика
X. Просвещение
XI. Наука и научные учреждения
1. Естественные и технические науки
2. Общественные науки
XII. Печать, радиовещание, телевидение
XIII. Литература
XIV. Архитектура и изобразительное искусство
XV. Музыка
XVI. Балет
XVII. Драматический театр
XVIII. Кино
Так же Вы можете узнать о...


Браун Форд Мэдокс Браун (Brown) Форд Мэдокс (16.4.1821, Кале, — 6.
Герои (heroes), в древнегреческой религии и мифологии легендарные вожди или богатыри, почитаемые после смерти как полубожественные существа.
Екатеринославское казачье войско (или корпус), образовано в 1787 из Бугских казачьих полков и однодворцев, поселённых в Екатеринославской губернии.
Кафка Франц Кафка (Kafka) Франц (3.7.1883, Прага, — 3.6.
Лапчинский Александр Николаевич (1882, Тверская губерния, — 2.
Мозаичная эволюция, одна из форм эволюции организмов, при которой органы и части тела развиваются независимо и неравномерно: одни быстрее, другие медленнее, третьи остаются практически неизменными длительное время.
Павловский Евгений Владимирович [родился 9 (22).
Радиационные поправки, в квантовой электродинамике поправки к значениям некоторых физических величин и сечениям различных процессов (вычисленным по формулам релятивистской квантовой механики), обусловленные взаимодействием заряженной частицы с собственным электромагнитным полем.
Смоланд (Smaland), возвышенность на Ю. Швеции, сводообразно приподнятая часть Балтийского щита.
Тройницкий Александр Григорьевич (1807—1871), русский статистик.
Циновка, плотная плетёнка из лыка, соломы, камыша, тростника и пр.
Адамов Артюр Адамов (Adamov) Артюр (р. 23.8.1908, Кисловодск), французский драматург.
Биоценология (от биоценоз и ...логия), наука, изучающая растительные и животные сообщества в их совокупности, т.
Галера (итал. galera), деревянное гребное военное судно, созданное в 7 в.